№72 / Зима 2017-2018
Грани Эпохи

 

 

А. Марианис

 

«Вечная Женственность»
в живописи Николая Рериха

Лики Матери Мира

В учении Агни-Йоги говорится, что Космическую Иерархию Света – Великих духовных Учителей человечества – возглавляет великая женская индивидуальность – Женское начало, персонифицированное в восточной мифологии образом Матери Мира. Космическому Женскому началу посвящено немало картин Николая Рериха. Художник изображал эту великую женскую индивидуальность как в восточных обликах Матери Мира и Куан-Инь (Гуань-Инь), так и в западном образе Мадонны, или Богородицы, в разных её ипостасях: Мадонны Лаборис («Труды Мадонны»), Мадонны Орифламмы, Мадонны Защитницы.

В 1924 году мастер создал картину «Матерь Турфана», представлявшую собой одно из самых ранних исторических воплощений великого образа Матери Мира.

 

Матерь Турфана. 1924

 

В том же 1924 году художник создает полотно «Матерь Мира», а в 1930 году (или чуть позднее) был написан вариант этой картины. В своих литературных работах Рерих пиcал: «Матерь Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов. <...>

Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, Почитаемая умом каждого рождённого, Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережён тот, кто поймёт этот Лик эволюции!»[1]

«Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Гуаньинь, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука – все эти благие образы, все эти жертвовательницы собрались в беседе, как добрые знаки единения. И каждая из них сказала на своём языке, но понятном для всех, что не делить, но строить нужно»[2].

 

Матерь Мира. 1924

 

В 1925–1926 годах художник написал эскиз «Прогулка Куан-Ин», стилизованный под старинную китайскую живопись, а в 1933 году китайская богиня милосердия была изображена им на картине «Куан-Инь» на фоне удивительного, словно инопланетного пейзажа со скалами, напоминающими рвущиеся ввысь ракеты.

 

Прогулка Куан-Ин. 1925–1926

 

В 1931 году Н. К. Рерихом был создан эскиз «Madonna Laboris» («Труды Мадонны»[3] ). Последующие варианты этой работы художник написал в 1933 и 1936 годах. Этой картине мастер предпослал прекрасную легенду, изложенную в его статье «Женщинам»: «Трогательно и проникновенно посвящает христианство Богоматери следующую легенду: “Обеспокоился Апостол Пётр, ключарь Рая. Сказывает Господу: “Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю”. И сказал Господь: “Пойдём, Пётр, ночным дозором”. Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души. Возревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: “Ш-ш! не мешай!”»[4].

 

«Madonna Laboris» («Труды Мадонны). 1933

 

Ещё два образа Мадонны, написанные Рерихом приблизительно в то же время, были связаны с идеей Пакта Рериха, или Пакта Культуры, за принятие которого художник и его сторонники вели борьбу в то время. В 1932 году мастер создал картину «Мадонна Орифламма», на которой изобразил Богоматерь держащей плат со знаком Знамени Мира.

 

Мадонна Орифламма. 1932

 

Лучшим пояснением к этому трогательному и величественному образу служит стихотворение, написанное Рерихом в 1936 году белым стихом. В нём были такие строки:

 

«<...> Твой Пламень Червонный тьму разгоняет. Дыхание

Твоё исцеляет все раны и Рука Твоя разве не строит,

легко прикасаясь к созидательным камням творенья?

Вот мы и просим Тебя поднять этот Знак Триединости Мощной.

Знаем мы, что Ты не откажешь, ибо противно Тебе

разрушенье и уничтоженье прекрасных начал. Ты

не терпишь хаоса. Ты не терпишь смятения,

и потому Ты поднимешь, и сохранишь, и укажешь

народам Знак Охранения мирных прекрасных

Сокровищ! Знак Путеводный для каждой творческой

Мысли! Знак Утверждения и Света.

Помоги, Владычица Знамени Мира!»

 

В 1933 году мастер создаёт второй образ Мадонны с символом Пакта Культуры – картину «Мадонна Защитница». (В каталогах также встречается название этой картины на латинском языке – Madonna Protectrix[5] ). Художник изобразил Мадонну Защитницу в иконографическом стиле Мадонны делла Мизерикордиа (Мадонны Милосердия), часто используемом художниками Ренессанса.

 

Пьеро делла Франческа (1415–1492). Мадонна делла Мизерикордиа

 

На картинах средневековья Мадонна Милосердия закрывает своим плащом людей, защищая их от бед. Мадонна Защитница Рериха закрывает плащом символический мировой город, среди зданий которого узнаются знаменитые памятники как западной, так и русской архитектуры. На нагрудной фибуле Мадонны – знак Знамени Мира.

 

«Мадонна Защитница (Madonna Protectrix)». 1933

 

Помимо образов Мадонны, Великое женское начало было изображено художником и в образе Софии, Премудрости Божией. В 1932 году Рерих написал картину «София – Премудрость», на которой также фигурировал знак Триады, символ Знамени Мира. Е. П. Маточкин отмечал, что «"София – Премудрость" (1932 г.) ведёт свои истоки уже не от католических образов, а от православных, хотя здесь Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создаёт произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила – воеводы, предводителя Светлых сил»[6].

 

София-Премудрость. 1932

 

София держит в руке древний свиток, на котором отчётливо виден тот же знак Триады.

Возможно, на создание этого пламенного образа художника вдохновила древняя икона. Во всяком случае, в одной из своих статей Рерих писал: «Среди почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения: “Святая София – Премудрость Божия”. В часы вашего высшего вдохновения эта Мудрость шепнёт вам: “Творите неутомимо, знайте, как давать. Только в даянии мы получаем!” На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в Пространстве Святая София, Мудрость Всевышнего»[7].

 

 

Вечная Женственность

Весьма значительной – и по количеству картин, и по идейной наполненности – темой живописи Рериха является Женское начало, Женщина. В зарубежный (особенно индийский) период творчества Рерих создал множество чарующих женских образов – одухотворённых, таинственных и прекрасных. Все ипостаси многоликого Женского начала отразились на картинах мастера.

Рериховские полотна, посвящённые женщинам, отличает особый внутренний лиризм и проникновенность. Художник не случайно посвятил так много прекрасных полотен представительницам Женского начала; женщина олицетворяла для него носительницу не только Любви и Красоты, но и духовности, и это абсолютно соответствовало идейным основам учения Агни-Йоги. Наступающая на нашей планете новая космическая эпоха в Учении Жизни считается эпохой Матери Мира, или просто эпохой Женщины. Одним из её характерных признаков авторы этого учения называют духовное и социальное пробуждение женщин всей планеты: «<...> Следует понять ближайшие дары эволюции: первый психическая энергия, второй движение женщин, третий кооперация[8]. Каждый из этих даров должен быть принят в полном размере, неотвлечённо. Мы уже много раз указывали на мощь психической энергии. Теперь следует так же настойчиво указывать на качества двух следующих отличий века»[9].

По мнению Учителей, духовное пробуждение женщин Земли должно существенно ускорить духовное развитие всего общества. «Великая Эпоха Женщины будет отличаться большею тонкостью чувств и сознания»[10], – говорится в книгах Агни-Йоги.

Женские образы на рериховских картинах служат подлинными символами красоты и гармонии. В одной из статей художник приводит древний восточный афоризм: «Сказано мудрым: “Мир без женщины есть скала, лишённая цветов”. В этом безымянном Завете не может быть ни лести, ни преувеличения»[11].

Этот афоризм нашел зримое воплощение в картинах художника. Созданная в 1920 году серия декоративных панно «Сны Востока» (ранее художник хотел назвать эту серию «Сны мудрости») посвящена женщине как носительнице Красоты. В этих панно можно увидеть и идею гармонии человека с природой: героини картин «Песнь утра», «Песнь потока» и эскиза «Язык птиц» изображены не просто на фоне природы, но именно в общении с ней. Написанная художником значительно позднее, в 1937 году, картина «Песнь водопада» и по смыслу, и по форме соответствует панно этой серии.

 

Серия «Сны Востока». 1920

 

 

Песнь водопада. 1937

 

Учение Агни-Йоги отводит женщине роль не только носительницы Красоты и духовной утончённости; женщина, по мысли авторов этого учения, должна в ближайшем будущем стать просветительницей и преобразовательницей мировоззрения всего общества, одухотворив его жизнь своим собственным примером. Эту величайшую духовную и социальную миссию женщин всей планеты не раз подчёркивала Е. И. Рерих в своих письмах: «В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении.

Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: Да будет Свет!

Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? – В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано – Любовь, Знание и Красота»[12].

Женщина в роли Ведущей, вдохновительницы и просветительницы, указующей путь к Знанию – любимый образ Рериха и одна из главных ипостасей проявления Женского начала в его творчестве. В статье, посвящённой женщинам, Рерих подчёркивал: «Кто же, как не женщина, должна сейчас восстать и объединиться во имя Культуры и Прекрасного? Ведь именно женщине было суждено первой благовестить о Воскресении.

Перечислять совершённое и вдохновленное женщиной, значило бы описать историю мира. Если мы говорим о внесении Прекрасного во всю полноту жизни, если мы знаем, что суждённая эволюция покоится на краеугольных камнях Красоты и Знания, то кто же будет самым верным союзником и проводником этих основ в глубине человеческого сознания?»[13]

Немалая часть женских образов, созданных художником, посвящена женщинам Востока. Это «Мать Чингис-хана», (1931 г.), «Огонь» (1943 г.), «Огни на Ганге» (1947 г.), написанный в том же году вариант этой картины «Пламя счастья (Огни на Ганге)» и многие другие образы.

 

«Огонь». 1943

 

О сюжете картины «Огни на Ганге» и её варианта «Пламя счастья (Огни на Ганге)» Рерих писал в своём эссе «Индийский путь» и других работах: «К чёрным озёрам ночью сходятся индийские женщины. Со свечами. Звонят в тонкие колокольчики. Вызывают из воды священных черепах. Их кормят. В ореховую скорлупу свечи вставляют. Пускают по озеру. Ищут судьбу. Гадают. Живёт в Индии красота. Заманчив Великий Индийский путь»[14].

 

«Огни на Ганге». 1947

 

Картина мастера «Пленница», написанная в 1937 году, может и не иметь отношения к Востоку, хотя именно на Востоке закрепощённость и унижение женщины мужским началом продолжалось дольше, чем где бы то ни было, да и форма колонн на картине напоминает индийскую храмовую архитектуру. Но всё же это полотно – скорее, общемировой символ веками приниженных, угнетённых и подчинённых грубой силе женщин всей планеты. Огромный диск Луны, свет которой окутывает, как бы околдовывая, фигуру скованной цепью девушки, может быть символом порабощения не столько даже социального, сколько духовного.

 

«Пленница» 1937

 

Новым персонажем в творчестве Н. К. Рериха в 1938 году стала «Дева снегов» (или, как иногда называется эта картина в каталогах, «Снежная дева»). Художник создал два варианта этой картины; первый из них появился на свет в 1938 году, дата создания последнего точно не известна; считается, что эта работа была написана в 1947 году. Картина была создана по мотивам тибетских преданий о снежных людях, охраняющих Святую страну, то есть заповедные области Гималаев, рядом с которыми проходят пути в Шамбалу. На обоих вариантах картины изображена сидящая на горном утёсе стройная девушка в одежде из шкур, с луком и колчаном со стрелами. Героиня картины напоминает амазонку и совсем не ассоциируется с расхожими западными представлениями о снежных людях как о диких гуманоидных существах. Окружающие лучницу снега на горах переливаются чудесными оттенками розово-лилово-сиреневых тонов.

 

Дева снегов (Снежная дева). 1947

 

Исключительно яркие и запоминающиеся женские образы были созданы Н. К. Рерихом по мотивам древнерусских преданий. Таковы картины «Настасья Микулична (1938 г.) и «Добрые травы. Василиса Премудрая»[15] (1941 г.), написанные в предвоенное и военное время. Если богатырша готова с оружием в руках защищать родину на поле брани, то Василиса Премудрая собирает на берегу реки целебные травы, чтобы исцелять ими людские недуги и раны, причинённые разразившейся войной. У героинь русского фольклора разные задачи, но одно общее дело: помогать своему народу в тяжёлые времена.

 

 

«Лада»

Вдохновенным примером воплощения лучшего, что говорится в учении Агни-Йоги о женщине, была вечная спутница жизни и земная Муза самого Н. К. Рериха – Елена Ивановна Рерих. Важнейшая миссия принятия от Учителя текстов нового учения и составления на их основе книг Агни-Йоги была возложена именно на неё. Она проводила труднейший, опасный эксперимент открытия энергетических центров сознания (чакр), тесно связанный с принятием и утверждением в обществе учения Агни-Йоги. Результатом этого эксперимента стало обретение ею уникальных духовно-психических способностей. Наряду со всем этим Елена Ивановна активно помогала Н. К. Рериху в его культурном строительстве: участвовала в делах Мастер-школы объединённых искусств и других культурных учреждений, основанных Рерихами в Нью-Йорке.

 

Е. И. Рерих

 

Она регулярно встречалась с молодыми сотрудниками Рерихов, поддерживала в них энтузиазм, ободряла, помогала решать самые разнообразные повседневные проблемы. Елена Ивановна не только создавала учение Живой Этики вместе с Учителем, но и заложила основы изучения этого учения, прокомментировав в своих письмах самые сложные его понятия и принципы. Е. И. Рерих вела обширнейшую корреспонденцию с последователями Рерихов во многих странах мира. Объём написанных ею писем значительно превышает объём самих книг Живой Этики.

Кроме того, обладая от природы безупречным художественным вкусом, Елена Ивановна реально помогала Николаю Константиновичу в его живописном творчестве. Свидетелем этого уникального творческого тандема был секретарь Рериха В. А. Шибаев. Как он вспоминал позднее, «О той громадной роли, которую играла Елена Ивановна в жизни, делах и достижениях Николая Константиновича, следовало бы написать отдельную монографию, и я уверен, что ко времени она будет написана. Во всех отношениях она была «Ведущей», как Н. К. [Рерих] это изобразил на нескольких своих полотнах. Как часто, работая в своей комнате, видел я Н. К. пишущим новую картину в своей мастерской; видел, как он отходил на пару шагов, стоял, что-то обдумывал, а затем шёл наверх позвать Е. И. [Рерих] посмотреть новое произведение и посоветоваться с ней. Н. К. высоко ценил и принимал малейшие её советы. Нигде и никогда ни раньше, ни потом я не знал такой согласованности труда и устремлений. Е. И. всегда работала в своём кабинете наверху. Там она писала письма в Европу и Америку (часть которых была издана в двух томах в Риге), переводила с английского на русский два больших тома «Тайной Доктрины» Блаватской и «Чашу Востока (Письма Махатмы)», писала книги о Будде и Сергии Радонежском, составляла тома Агни Йоги <...>»[16].

Не удивительно, что Елена Ивановна Рерих стала героиней многих картин мастера. Художник всю свою жизнь боготворил жену и подчёркивал огромную роль, которую она играла в его творчестве. Образ любимой супруги он увековечил не только на картинах, но и в своих очерках. «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на всё это готова Елена Ивановна. Часто остаётся лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная её слабое сердце и все те необычные явления, которым врачи лишь изумляются. На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она всё же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера.

И живёт Елена Ивановна в постоянной неустанной работе, так – с утра и до вечера. Поболеет немного, но быстро духом преодолевает тело, и опять уже можно слышать, как бодро и быстро стучит её пишущая машина»[17], – писал художник в очерке «Лада».

Светлый образ Елены Рерих, воплощённый в персонажах картин художника, стал одной из самых ярких страниц его живописного творчества. Будучи символистом, Николай Константинович не писал обычных портретов своей жены. На его картинах она предстает в образе Ведущей, вдохновительницы, сестры Белого Братства.

Один из первых символических образов Елены Рерих, созданный художником на картине «Властитель ночи», ещё до отъезда из России, в 1918 году, уже был связан с темой духовного познания.

 

Властитель ночи. 1918

 

В индийский период творчества Рерих создаёт величественные и таинственные образы «Ведущей». Первая картина с таким названием появилась на свет в 1924 году, варианты её были созданы в 1930 и 1932 годах, и не менее трёх одноимённых картин было написано Рерихом в 1944 году.

 

Ведущая. 1924

 

Символизм картины «Ведущая» понятен каждому. На этот образ ссылалась Елена Ивановна, когда писала последователям Учения Жизни: «“Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина возвышает мужчину”[18]. Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно и нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Н. К. “Та, которая ведёт”? Так, женщина должна занять место жрицы и вдохновительницы»[19].

Философия вечной женственности, воплощённая в живописи Рериха, невольно ассоциируется с философическими строками Гёте:

 

«Всё быстротечное –

Символ, сравненье.

Цель бесконечная

Здесь – в достиженье.

Здесь – заповеданность

Истины всей.

Вечная женственность

Тянет нас к ней»[20].

 

Елене Ивановне Рерих посвящены и одухотворённые образы двух эскизов фресок «Агни-Йога» (1928 г.). Таинственная Жрица, Муза, Вдохновительница предстаёт на созданных Рерихом в 1928 году эскизах фресок «Агни Йога». Женщина, держащая в руке светоч – ту самую чашу с огнём, о символизме которой так много говорится в учении Агни-Йоги – это тоже она, Елена Рерих, принесшая миру учение, освещающее путь к новой эпохе, к будущему, и дающее практические духовные знания, способные помочь людям пережить трудное время смены космических эпох.

 

Агни-Йога. 1928. Проекты фресок

 

Женщина в средневековом одеянии, изображенная на правой части знаменитого триптиха «Fiat Rex» (левая его часть представляет собой изображение мужчины в рыцарском облачении) – это, скорее всего, тоже символический образ Елены Рерих[21].

 

«Fiat Rex». 1931. Фрагмент (правая часть триптиха, «Ута»[22])

 

Один из самых таинственных и вместе с тем притягательных женских образов в живописи Н. К. Рериха – это образ с картины «Держательница Мира (Камень Несущая)» (1933 г.). Это полотно радует глаз утончённым лаконизмом линий и удивительной гармоничностью построения композиции. Героиня картины прижимает к груди ларец, в котором Рерихам был прислан Учителем древний терафим Востока – Камень Чинтамани, а её облик повторяет фигуру статуи Уты из Наумбургского собора Германии. Недалеко от женщины с ларцом серебрится вода горного озера, своим белым цветом напоминая алтайские легенды о Беловодье – стране святых подвижников. Раздвоенная вершина горы на картине невольно ассоциируется с алтайской священной горой Белухой, имеющей две вершины.

 

«Держательница мира (Камень несущая)». 1933

 

Образ Елены Рерих узнаётся и на созданной в 1935 или 1936 году картине «Оттуда», в которой девушке, сидящей на лугу вблизи гор, предстает фигура посланницы Белого Братства.

В 1941 году художник создаёт полотно «Ждущая». Прообразом героини этой картины, скорее всего, тоже стала жена художника. В карельский период творчества Н. К. Рерихом была написана похожая по сюжету картина «Ждущие», на которой были изображены четыре фигуры – одна женская и три мужских, явно символизирующие семью Рерихов. Картина была написана накануне начала нового крупного периода в жизни Рерихов – их отъезда за границу. На картине 1941 года мастер оставил одну женскую фигуру; в то время Рерихи уже думали о возвращении в Россию. Почему художник написал на этой картине одну женскую фигуру? Может быть, он уже тогда, за 6 лет до своего ухода из жизни предвидел, что его любимой жене придётся несколько лет прожить на свете одной, без него, завершая доверенную ей Учителем духовную работу? После смерти художника Елена Ивановна прожила ещё восемь лет, до 1955 года, не переставая надеяться на то, что ей и старшему сыну Рерихов, Юрию Николаевичу, удастся вернуться на родину. Но осуществить задуманное смог только Ю. Н. Рерих, уже после ухода Е. И. Рерих из жизни.

 

Ждущая. 1941

 

Но может быть, «Ждущая» – это ещё и символический образ любой женщины нашей планеты. Женщины умеют мечтать и ждать; возможно, именно вечное ожидание лучшего будущего помогало им переносить несправедливость и жестокость жизни, которые им приходилось претерпевать в прошлые, тёмные эпохи земной истории. Много веков они ждали наступления лучшей жизни; о светлом будущем они слагали легенды и сказания, и образ этого будущего всегда жил в женском сердце как маяк вечной надежды.

Суждено ли этой надежде сбыться? Учение Агни-Йоги утверждает, что суждено. На пороге – новая эра, эпоха великой Матери Мира и расцвета Женского начала. И хотя путь в это светлое будущее будет нелёгким и тернистым – главное, что он уже проложен. Только бы суметь найти этот путь в предрассветных сумерках сложного и сумбурного настоящего!

 

По материалам книги А. Марианис «Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества». М.: ЭКСМО, 2015.

 

 

Примечания:

[1] Рерих Н. К. Женщинам // Рерих Н. К. Врата в будущее. М. ЭКСМО, 2010. С. 396.

[2] Рерих Н. К. Великая Матерь //Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 670.

[3] В каталогах встречается также перевод названия картины как «Труды Богоматери». – Прим. авт.

[4] Рерих Н. К. Женщинам // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 696.

[5] Madonna Protectrix (лат.) – Мадонна Покровительница (Защитница). Имеется вариант латинского названия картины: «Sancta Protectrix» (Святая Покровительница). – Прим. авт.

[6] Маточкин Е. П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н. К. Рериха.

[7] Рерих Н. К. Адамант // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 480.

[8] Под кооперацией в Живой Этике понимается самое широкое сотрудничество в разных областях жизни. – Прим. авт.

[9] Аум, 414 // Агни Йога с комментариями. В 2 т. М. ЭКСМО, 2010. Т.2.

[10] Мир Огненный, часть 3, 116 // Там же.

[11] Рерих Н. К. Женскому сердцу // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 714.

[12] Рерих Е. И. Из письма от 13.10.30.

[13] Рерих Н. К. Женщинам // Рерих Н.К. Врата в будущее. С. 400.

[14] Рерих Н. К. Индийский путь // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 170.

[15] Вариант названия: «Добрые травы (Василиса Прекрасная)». – Прим. авт.

[16] Шибаев В. А. Из воспоминаний очевидца // Рерих. Жизнь, миссия, творчество. М.: ЭКСМО, 2007. С. 92–93.

[17] Рерих Н. К. Лада // Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 2. С. 161.

[18] Мир Огненный, 241 (ранний вариант редакции текста).

[19] Рерих Е. И. Из письма от 17.08.34.

[20] Гёте В. Фауст. (Перевод Б. Пастернака).

[21] Более подробно о символизме этих образов говорится в издании «Рерих. Альбом «Путь в Шамбалу». – Прим. авт.

[22] Условные названия правой («Ута») и левой («Эккехард») частей триптиха не являются авторскими. – Прим. авт.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№69 дата публикации: 07.03.2017