Грани Эпохи

этико-философский журнал №80 / Зима 2019-2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Лев Толстой как отражение Космоса

Работа написана под впечатлением от просмотра на ТВ английского сериала «Война и мир».

Ноябрь 2016.

 

От автора

«Следить за мыслью великого человека наука самая занимательная». Так, кажется, выразился А. С. Пушкин. Среди великих людей Лев Николаевич Толстой стоит особняком и по праву занимает одно из самых почётных мест. Это признано во всём мире. Проследим за движением гениальной мысли писателя и за производной образа мышления, благодаря которого и сложилась уникальная жизнь и судьба. Задача, насколько почётная, настолько и благодарная. Найденные символы рождения Льва Толстого прокомментирует выдающийся учёный, астролог и психоаналитик Дэйн Радьяр. Задача автора намного скромнее: сопоставить известные события жизни с содержанием вычисленных «звёздных символов» и, таким образом, обнаружить «отражение Космоса» в личности Льва Толстого.

 

 

Особенности рождения

 

Начнём с энциклопедии: «Граф Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа [9 сентября] 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя – 7 [20] ноября 1910, станция Астапово, Рязанская  губерния, Российская империя) – один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения – толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный по разряду изящной словесности (1900)».

Л. Н. Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, что расположена недалеко от города Тула, Составим как обычно символический гороскоп на указанную дату и место рождения и проникнемся символами рождения и содержанием символов, каковые видятся психоаналитику.

Начнём с ключевых показателей рождения: Солнце в 17-м градусе знака Дева. В этом же градусе находится «Слава и Репутация» писателя. Момент рождения зафиксирован в 23-м градусе знака Скорпион.

Остаётся определить «ясновидческие» картины найденных градусов и психоаналитическое содержание картин [Дэйн Радьяр, «Астрологическая мандала», Москва, Сампо, 2006]. Картина Солнца в 17-м градусе знака Дева, она же картина «Славы и Репутации», изображает «Извержение вулкана». Картина чёткая и однозначная. Интуиция подсказывает, что картина под стать натуре и характеру Льва Толстого… А что же психоаналитик? Дэйн Радьяр разъясняет, что в картине представлена «взрывная энергия долго подавляющего содержания подсознания».

Итак, подсознание Льва Толстого длительное время находилось в стадии подавления и однажды обязано было проявиться взрывом. Но прежде чем перейти к этому важнейшему тезису, отметим особенность психотипа рождения Толстого-«Девы», человека земного Меркурия, настроенного критиковать, анализировать, мыслить активно, при этом не упуская из вида ни малейшей детали. «Деве» не важно, что критиковать: содержание ли Библии, пороков ли общества или причуд собственной жизни…

 

 

 

Недовольство своей жизнью

В энциклопедии в главе «Духовный кризис и проповедничество» написано следующее: «В своей работе «Исповедь» Толстой писал, что с конца 1870-х годов он стал нередко мучиться неразрешимыми вопросами: «Ну, хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии – 300 голов лошадей, а потом?»; в сфере литературной: «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, – ну и что ж!» Начиная думать о воспитании детей, он спрашивал себя: «зачем?»; рассуждая «о том, как народ может достигнуть благосостояния», он «вдруг говорил себе: а мне что за дело?» В общем, он «почувствовал, что то, на чём он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет». Естественным результатом была мысль о самоубийстве: «Я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё».

 

 

…И недовольство церковью

Особенно скандально, нацеленный на обладание истиной, образ мышления Л. Толстого, проявился в отношении к православной церкви. В результате церковные власти растерялись под неумолимым натиском критических доводов писателя. О проклятии Л. Толстого не могло быть и речи. Иерархи церкви выразили лишь сожаление о том, что великий писатель заблуждается, и в случае раскаяния, с радостью приняли бы в своё лоно. Вот как обстояли дела: «В середине 1870-х он проявляет повышенный интерес к богослужению Православной церкви. «Перечитал всё, что мог, об учении церкви, … строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы», следствием чего было полное разочарование в церковной вере. Своё учение Лев Толстой применял в первую очередь по отношению к собственному образу жизни. Он отрицал церковные трактовки бессмертия и отвергал церковный авторитет; он не признавал в правах государство, так как оно строится (по его мнению) на насилии и принуждении. Он критиковал церковное учение, согласно которому «жизнь, какая есть здесь, на земле, со всеми её радостями, красотами, со всею борьбой разума против тьмы, – жизнь всех людей, живших до меня, вся моя жизнь с моей внутренней борьбой и победами разума есть жизнь не истинная, а жизнь павшая, безнадежно испорченная; жизнь же истинная, безгрешная – в вере, то есть в воображении, то есть в сумасшествии». Лев Толстой был не согласен с учением церкви о том, что человек от своего рождения по своей сущности является порочным и грешным, так как, по его мнению, такое учение «под корень подсекает всё, что есть лучшего в природе человека».

И всё же недовольство собой и миром не носило взрывного характера.

 

 

Взрыв в подсознании

«Взрыв» обозначился под конец жизни Л. Н. Толстого, в ситуации загадочного, скоропалительного бегства из собственного дома. Вот уж воистину подсознание затмило доводы разума.

В главе «Уход из Ясной Поляны, смерть и похороны» приводится записка, оставленная Л. Н. Толстым жене. Читаем: «1910 г. Октября 28. Ясная Поляна.

Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе[выделено автором]. Положение моё в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни».

Энциклопедия поясняет: «В ночь на 28 октября (10 ноября) 1910 года Л. Н. Толстой, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул навсегда Ясную Поляну в сопровождении лишь своего врача Д. П. Маковицкого. При этом у Толстого не было даже определённого плана действий. 7 (20) ноября в 6 часов 5 минут после недели тяжёлой и мучительной болезни (задыхался) Лев Николаевич Толстой умер в доме начальника станции И. И. Озолина».

Но позволительно спросить: «Почему же не мог поступить иначе»? Ответ на вопрос дан психоаналитиком. Потому что в ночь «ухода» проявилась «взрывная энергия долго подавляющего содержания подсознания». Если проследить характер пути движения Л. Толстого и его врача Маковицкого в период с 10 по 20 ноября 1910 года, то легко прийти к выводу, что это был не «уход». Это было спонтанное, хаотичное, лишённое смысла бегство. Бегство от себя самого. Бегство в никуда. Бегство, совершённое бессознательно.

 

 

Момент рождения

Для целей исследования важно изучить момент рождения Л. Н. Толстого, который произошёл в 23-м градусе знака Скорпион. Какую причудливую картину и «расшифровку» картины мы обнаружим на этот раз? Картина такова: «Кролик, превращающийся в природного духа». Как же понимать столь экзотическую картину? По мнению Дэйна Радьяра речь идёт о «поднятии животных побуждений на более высокий уровень». Из чего следует, что в жизни графа Л. Н. Толстого особым образом отразилась тема сексуальности и деторождения. Алучше сказать гиперсексуальностиЛ. Толстого, принимающего известный образ кролика.Однако символ к счастью означает, что «сексуальное желание, агрессивность или инстинктивное влечение может быть поднято на новый уровень, превращено в нечто более тонкое в процессе транссубстантивации». И это действительно произошло благодаря воле, упорству, труду писателя и мыслителя. Обнаруженный выше тезис сексуальности и деторождения безусловно подтвердился жизнью: «От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 9 сыновей и 4 дочери, пять детей из тринадцати умерли в детстве. …По состоянию на 2010 год в общей сложности насчитывалось более 350 потомков Л. Н. Толстого (включая как ныне живущих, так и уже умерших), живших в 25 странах мира. Большинство из них – потомки имевшего 10 детей Льва Львовича Толстого. Начиная с 2000 года, раз в два года в Ясной Поляне проходят встречи потомков писателя».

 

В заключение рассмотрим важные для Л. Толстого символы философской и религиозной составляющей личности (IX дом) и сотрудничества и партнёрства (VII дом).

В первом случае картина – символ находится в 7-м градусе знака Лев, во втором случае в 23-м градусе знака Телец. Обе картины необычны и поражают воображение. Первая картина: «Созвездия ярко сияют на ночном небе». Вторая картина: «Ювелирный магазин, полный драгоценных камней».

В первом случае речь идёт о «силе фундаментальных духовных ценностей, относящихся к общечеловеческому в человеке и ко всем архетипам». Иными словами, речь идёт о постоянствеЛ. Н. Толстого.Во втором случае указывается на «социальное подтверждение естественного превосходства». Иными словами, о «социальном процессе удостоверения личных достоинств». Что подтверждено жизнью и отмечено энциклопедией: «На смерть Льва Толстого отреагировали не только в России, но и во всём мире. В России прошли студенческие и рабочие демонстрации с портретами умершего, ставшие откликом на кончину великого писателя. Чтобы почтить память Толстого, рабочие Москвы и Санкт-Петербурга остановили работу нескольких заводов и фабрик. Происходили легальные и нелегальные сходки, собрания, выпускались листовки, отменялись концерты и вечера, на момент траура были закрыты театры и кинематографы, приостановили торговлю книжные лавки и магазины. Многие люди хотели принять участие в похоронах писателя, однако правительство, опасавшееся стихийных волнений, всячески препятствовало этому. Люди не могли осуществить своего намерения, поэтому Ясная Поляна была буквально засыпана соболезнующими телеграммами. Демократическая часть российского общества была возмущена поведением правительства, долгие годы третировавшего Толстого, запрещавшего его произведения, и, наконец, препятствовавшая чествованию его памяти».

 

 


№68 дата публикации: 01.12.2016

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2019