Грани Эпохи

этико-философский журнал №80 / Зима 2019-2020

Читателям Содержание Архив Выход

Михаил Петриченков,

Новосибирск

 

О Мире Тонком

Доклад на XVI Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие»

Санкт-Петербург, 7 – 9 октября 2016

 

С давних времён человечество волнуют проблемы жизни и смерти, смерти и бессмертия. С развитием науки интерес к данному вопросу только возрос.

С одной стороны, современная наука научилась возвращать людей из состояния клинической смерти, но говорит об окончательно смерти сознания при физической смерти. А с другой стороны, появилось довольно много свидетельств людей, побывавших за гранью клинической смерти и вернувшихся в физический мир. Есть люди, которые помнят свои прошлые жизни, причём бывают живы свидетели их прошлого воплощения. Всё это не позволяет отрицать чего-то за гранью смерти, хотя очевидность и говорит нам об обратном. Конечно, никто не отрицает то, что жизнь физического тела человека, животных и других живых существ заканчивается смертью их тел. Но издавна существует особый взгляд на проблему, например, в религиозной традиции, насчитывающий много тысячелетий. Именно в ней можно поискать крупицы древних знаний о Мироздании несмотря на то, что они практически погребены под позднейшими наслоениями.

Одним из ключевых утверждений каждой религии, религиозной доктрины или учения является бессмертие души человека. Т.е. постулируется как минимум две составляющих физического существа – физическая и духовная, тело и дух. Духовная составляющая не исчезает после смерти. Но в религиозной литературе приведено мало подробностей посмертного существования, в основном описывается воздаяние праведникам и грешникам в общих чертах. Подобные книги насыщены специфической терминологией и символикой, смысл которой во многом утрачен, поэтому тексты часто воспринимаются как мифы и сказки, причём примитивные с точки зрения современного человека, избалованного достижениями науки и техники. Но интересно то, что именно достижения науки и техники помогут помочь понять происходящие после смерти процессы по аналогии, речь об этом пойдёт далее, но сначала вернёмся к духовной стороне явления.

В XIX–XX в. появились Учение Живой Этики (Агни Йоги) и Теософия. В них понятие материи существенно расширено и дано наиболее полное на данный момент описание структуры Мироздания, действующих в нём законов, человека и его бессмертной составляющей. Говорится о существовании материи разных градаций плотности или утончения, т.е. дана материалистическая система мироздания. Соответственно, есть отдельный мир, названный Тонким, он состоит из тонкой материи, которая очень слабо взаимодействует с привычной нам физической материей, иначе проявления того мира были бы более явными. В нём, как и в привычном нам физическом мире, действуют определённые законы, т.е. существует определённая система и структура. Некоторые его особенности понять довольно сложно. Попробуем в них разобраться с помощью аналогий после того как познакомимся с описаниями, данными в нашей литературе. В Гранях Агни Йоги говорится, что в Тонком Мире сознание, у кого оно сохранилось, переходит в преимущественно субъективное состояние (9.31, 9.138, 12.566 и др.), в отличие от сознания человека, пребывающего в физическом мире, в котором превалирует объективное мышление. В Тонком Мире восприятия сильно зависят от сознания наблюдателя, т.е. тот мир намного более субъективен в отличие от физического. Здесь люди с разным уровнем сознания видят одно и то же физическое явление или форму (дерево, реку, других людей и т.д.) примерно одинаково и не способны в основной массе влиять мыслью и волей на предметы и явления в явном виде. Там восприятия сильно зависят от степени развития сознания. Человеку с низким уровнем сознания (особенно грубому) недоступны высокие восприятия, чувства и ощущения, например, утончённая игра света и цвета, гармоничные мелодии Сфер, одухотворённые взаимоотношения между людьми, восторг от созерцания произведений искусства, философские размышления, устремление к знаниям и т.д. В этом и состоит кардинальное отличие двух миров. В Гранях говорится: «Объективное состояние сознания порождает причины, субъективное – следствия этих причин. В Тонком Мире человек зависит от своих устремлений, которые являются следствием или продолжением утверждённых им устремлений в объективном или бодрствующем состоянии. Изменять принятое направление и утверждать новые причины, совершенно отличные от прежних, развоплощённому духу почти невозможно, во всяком случае, без посторонней помощи …». 9.31. Лишь «при сверхличном сознании субъективизм ослабляется». 8.495

Субъективность Тонкого Мира выражается и в том, что в нём человек живёт в основном теми процессами, которые протекают в его сознании, теми мыслями, которые его наполняют. Мыслительный процесс претерпевает существенные изменения. Внутреннее наполнение сознания мгновенно становится «внешним» миром, т.е. сознание определяет бытие – окружение. А в физическом мире для основной массы людей бытие (т.е. внешнее окружение) определяет наполнение сознания.

Во 2-й половине XX в. – начале XXI в. произошёл значительный прогресс в развитии науки и техники, появились компьютеры и мультимедийные технологии, которые существенно повлияли на повседневную жизнь большинства людей: ускорился темп жизни, многократно возрос поток информации, соответственно – перестроилось и сознание людей, что отразилось на мышлении, языке, восприятиях. В связи с этим появилась возможность проиллюстрировать некоторые теоретические положения из философского наследия семьи Рерихов со стороны их практической реализации на более привычном, т.е. доступном для современного человека уровня. Далее я приведу аналогию из области мультимедийных технологий (мира компьютеров, Интернета, кабельного ТВ). Она появилась в результате желания осмыслить и изложить тексты из наших книг, донести информацию до современной аудитории, далёкой от философии на понятном ей современном языке с использованием привычных ей образов и аппаратуры.

Так, для понимания субъективного состояния можно привести пример, когда человек погружен в компьютерную игру или смотрит интересный фильм, то он попадает в субъективную реальность игрового мира или фильма. При этом игрок или зритель физически находится дома или в кинотеатре, но мысленно пребывает в игре или с героями фильма, сопереживает им. При достаточно развитом воображении тот же эффект наблюдается при прочтении интересной книги. Но если в физическом мире человек может выйти из этого состояния во время просмотра или после него выключив компьютер, телевизор, закрыв глаза или выйдя на улицу, то в полностью субъективном состоянии он не может прервать процесс без значительных усилий воли и использования ресурсов сознания, которых у обычного среднего человека недостаточно в силу слабого развития воли и духовной составляющей. Именно духовная компонента даёт объективность восприятий в субъективных мирах-состояниях.

В физическом мире человек находится в определённой точке (области) пространства и движется во времени. Но Высшие Миры, которые можно считать находящимися в иных измерениях, устроены по-другому. Иные измерения обладают свойствами, скорее, не места, а состояния. Привычные нам условия пространства и времени сильно видоизменяются. Развивая аналогию с кинофильмом или компьютерной игрой можно привлечь технологии виртуальной реальности, продлив их в сторону 100% эффекта присутствия, когда человеку на органы чувств передаются все ощущения, а его ответные реакции производят эффект в виртуальной реальности, как если бы он реально действовал в физическом мире. Т.е. человек не просто смотрит 3Д фильм, но фильм этот – интерактивный и зритель сам является участником действия в нём. Причём каждый зритель в некотором приближении видит свой собственный фильм. Таким образом, пребывание в Тонком Мире в рамках сильно упрощённой аналогии можно представить, как пребывание в капсулах виртуальной реальности, размещённых в некотором компьютерном центре. Но в отличие от физического мира характеристики воображаемой капсулы и подходящие к ней информационные линии обычному человеку поменять очень трудно и даже практически невозможно после так называемой смерти. Здесь проявляется ещё одна характеристика посмертного пребывания – его дедуктивность или, иными словами, пребывание в жёстких рамках следствий, порождённых причинами, лежащими в физическом мире (12.566). Именно в физическом мире человек выбирает себе, говоря современным языком, компьютерную игру, Интернет провайдера или поставщика интерактивного кабельного телевидения, которое он будет смотреть после так называемой смерти. Если человек подписался на услуги определённого провайдера и его кабельные каналы низкопробных развлечений, боевиков и т.п., то его воображаемую капсулу подключают кабелями, которые будет почти невозможно поменять самому без внешней помощи в посмертном состоянии. Говорится, что «…Одна и та же сцена может быть очень прилипчивой и при этом быстро меняться, повторяясь в своих вариациях бессчётное количество раз …» 8.495. Т.е. человек будет вынужден смотреть и ощущать оплаченный им контент, не имея возможности прекратить процесс до определённого момента, когда, образно говоря закончатся деньги на счету, внесённые при подписке на каналы и заключении договора с провайдером. Выбор провайдера, подписка на кабельные каналы и оплата происходит через мысли, которыми было наполнено сознание во время земной жизни. Чем чаще и сильнее человек думает о чём-то, тем больше энергии вкладывает в них, тем на больший срок он, образно говоря, оплачивает посмертные восприятия именно в этом ключе. Если кто-то привык творить насилие, окружать себя и созерцать безобразие, то он получит восприятия именно такого рода, причём будет не зрителем, а участником, переживая страдания многократно. Своими преимущественными мыслями человек привязывает себя к определённым сферам Тонкого Мира. Только когда исчерпываются энергии, вложенные человеком в его устремления, прекращается фильм. Но в Тонком Мире есть и черты объективной реальности. Между людьми существуют связи, происходит обмен по созвучию. Можно сказать, что капсулы виртуальной реальности соединены через сеть своего провайдера. Соответственно, в этой сети оказываются люди со сходными интересами, они смотрят и являются участниками в общих для них интерактивных фильмах. Это аналогия сфер Тонкого Мира, формирующихся по созвучию их участников. С духовным развитием магнетизм низших сфер слабеет, а притяжение к Высшим усиливается. Человек приобретает больше свободы для действий, возрастает объективность восприятий.

Таким образом, существует единственный путь, чтобы покинуть виртуальные капсулы посмертного пребывания с каналами боевиков и пороков – это выход выше по духовным измерениям. Тому поможет установление связи с Высшим Миром во время земной жизни. Высший Мир наполнен Красотою и населён высокодуховными людьми, которые помогают устремлённым к ним сознаниям двигаться вверх, минуя ловушки низших сфер-слоёв Тонкого Мира. Магнетизм, или притяжение низших сфер, очень силён, преодолеть его может только сильное устремление к Свету и его носителям, утверждённое в земной жизни. Это особенно актуально в настоящее время, когда решается судьба каждого воплощённого человека. Заканчивается Последний Отбор, по результатам которого человек или сможет продолжить свою эволюцию или ...

 

 


№68 дата публикации: 01.12.2016

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2019