Грани Эпохи

этико-философский журнал №79 / Осень 2019

Читателям Содержание Архив Выход

Составитель Н. Ковалева

 

Е. И. Рерих о роли духовного Учителя в практике самосовершенствования
(по материалам писем)

По материалам сборника Е. Рерих «Сокровенное Знание. Теория и практика Агни-Йоги». ЭКСМО, 2010

 

 

Учителя Шамбалы и потенциальные ученики

06.05.34[1] Есть несколько Учителей Великого Братства, принимающих учеников и руководящих ими, и для каждого вступающего на ступень ученичества, а не просто изучающих книжный оккультизм, совершенно необходимо бесповоротно решить в глубине сердца своего, который из Учителей Вел[икого] Братства ему ближе, и затем отдать себя всецело, без всяких ограничений и условий, этому Высокому Руководству. Обычно вопрос выбора Учителя довольно прост – Учитель, который ближе по Карме, посылает тем или иным способом Свою Весть или Учение тому, кто связан кармически с Ним или с Его ближайшими Доверенными. Но очень часты случаи, когда человек, стремящийся и позванный, в своём желании немедленного приближения и ещё большего знания бросается на поиск других Учений и другого Великого Учителя, и в своём раздвоении и даже растроении теряет своё место на лестнице восхождения. Припомните всё, что сказано в Учении об избрании Учителя. Привожу ещё слова Вл[адыки]:

«Утвердиться сердцем на Владыке есть первое условие на пути к Миру Огненному. Невозможно прийти к Вратам завещанным без этого огненного условия. Ведь Руководство должно быть осознано духом и сердцем, ибо только принятие Руки Владыки недостаточно без отдачи сердца Владыке. Нужно понять тот закон, который связывает Учителя с учеником, ибо без явления полного примыкания к Владыке не происходит связи. Полное принятие Руководства требует сознательного отношения, ибо нужно понять и почувствовать в сердце тепло, которое исходит из недр духа. Нужно особенно чуять и научиться распознавать то, чем связана сущность Владыки с сущностью ученика. Так, нужно помнить, что вибрации и Карма являются звеньями к Миру Огненному».

Да, страшно опасно разбрасываться на первых порах. Не забывайте о годах испытания и подготовления организма, через которые неминуемо должны пройти все, серьёзно вступившие на Путь Служения, и которым подвергаются и очень высокие духи. Конечно, всё сказанное не относится к книжным оккультистам, но, как я понимаю, Вы хотели бы быть принятым в число учеников, ибо говорите о Вашем единственном желании встретиться с Учителем и работать под Его Руководством. Прежде всего, на это я отвечу, что ещё не встречала такого человека, который, ознакомившись даже только поверхностно с Учением (именно такие, прежде всего, хотят проникнуть в Вел[икое] Братство), не желал бы, главным образом, встретиться с Учителем и, бросив все тяготы земные, удалиться в Их Общину. Причём совершенно не представляя себе, сможет ли его физическое тело выдержать страшное нагнетение атмосферы, окружающее эту Твердыню. Нужно помнить, что трансмутация организма, нервных центров должна происходить здесь, на Земле, среди борений духа, среди всех тягот и трудностей жизни, среди всех раздражающих мелочей обихода. Лишь это борение вызывает нужные энергии для трансмутации и изжития всех отягощающих дух наш отложений, привычек привязанностей. Земная жизнь есть именно чистилище, и, не пройдя через него, нельзя вступить в Рай (Братство). Огни Высших энергий опалят отягощённую ауру. Община Братства слишком удалена от земных условий, чтобы явиться тем нужным пробным камнем. Кроме того, Владыки никогда не вторгаются в Карму человека и потому не делают никаких исключений. Лишь Карма может привести человека в Их Общину. И если такая Карма налицо, то никто и ничто, кроме самого человека, не сможет воспрепятствовать осуществлению её. Пусть это последнее соображение окрылит Вас. Приложите все Ваши устремления как можно лучше провести в жизни всё данное Учением и предоставьте остальное Карме и Великому Знанию Владык.

 

 

Факторы принятия в ученики. Суть духовного посвящения.

12.08.34 Интеллект, эрудиция никогда не являлись главными факторами приближения к Источнику Истины. Часто интеллект развивается за счёт сердца и притупляет великий огонь чувствознания. Неуравновешенность между интеллектом и сердцем будет, как в кривом зеркале, отражать Великую Истину. Люди претворяют каждое великое начинание, именно, в своём кривом зеркале. Отсюда такие искажения учений, такие карикатуры на высшие Образы. Как сказано: «Очищение сознания и учений есть величайшая задача нашего времени». Сейчас столько расплодилось всяких «посвящённых», «иерофантов» и великих «воплощенцев» и т.д. Но не так трудно отличать самозванцев, ибо у них прежде всего будет отсутствовать простота. И тогда как истинно приближённый или доверенный будет, именно, прост в своей жизни, стараясь внешне ничем не выделяться, и будет молчать о достижениях своих, все самообольщённые ужасно любят принимать на себя таинственность и говорить о пройденных ими где-то якобы высоких посвящениях, принимать титулы и имена. Причём сами они не знают, в чём заключаются истинные посвящения. Такие посвящения не имеют никакого отношения к каким-либо ритуалам, изобретённым для масс, также оно может происходить в разных местностях и помещениях, и одно лишь условие необходимо, это готовность духа ученика, которая определяется «градусником», находящимся во владении Вел[иких] Учителей.

Посвящение состоит в ассимиляции высших лучей, различной интенсивности и свойств. Часто искренне стремящийся ко благу находится под воздействием высоких лучей и вначале даже не знает этого. Ведь подготовление к ассимиляции высоких лучей бывает очень длительно, всё зависит от накоплений ученика.

 

 

Ученичество как привилегия

29.08.34 Поговорим о принятых суждённых учениках и ученичестве вообще.

Многие по невежеству думают, что достаточно прочитать книги Учения и выразить желание стать учеником того или иного Великого Учителя из Белого Братства, чтобы уже быть готовым к такому принятию. Но почти никто не задумывается над тем, что сделали они в своей жизни, чтобы стать достойными такой величайшей привилегии? Именно, величайшей, и нужно понимать, в чём она заключается, прежде чем получить её.

Ведь большинство в наивности своей убеждено, что Великие Учителя мучительно ищут себе учеников и готовы принять с распростёртыми объятиями любого человека, выразившего такое желание. Нет большего заблуждения! Учителя не ищут учеников, но основное правило гласит, что именно ученик должен искать и найти.

 

 

Карма как главный фактор принятия в ученики

29.08.34 Также и великий завет: «Когда ученик готов, Учитель не замедлит» мало кем понят. Почти никто не задумывается, не должна ли эта готовность заключать в себе определённые качества и условия? Я уже писала об этом, повторяю и для вас с дополнениями.

Ведь в вопросе принятия ученика карма играет первенствующую роль. Именно, в связи с ученичеством следует очень задуматься над законом кармы и всесторонне обсудить его. Так не может человек, отягощённый кармой, стать признанным учеником. Лишь те, земная карма которых на изжитии, могут быть приняты в ближайшие ученики. Ничтожно число тех, кто отдаёт себе отчёт и может понять, какую страшную тяготу возлагает на себя Учитель принятием Ученика. Потому Великие Владыки, стоящие на Несменном Дозоре, направляющие мировые процессы, для удержания равновесия мира и ведущие гигантские космические битвы, могут приближать лишь тех, карма которых завершается, в ком Они уже не сомневаются, кто прошёл и очистился через многие огненные испытания и в этой жизни снова проявил свою готовность, преданность и самоотверженность, не в условиях благополучия, но на краю пропасти. Именно тех, у кого высшие духовные центры не только открыты, но и проходят уже через огненное преображение. Отсюда и ничтожное число ближайших учеников.

 

 

Тягота Учительства

29.08.34 Вы спросите – в чём же состоит тягота Учителя? Скажу – она ужасна, и весь размер этого напряжения, не зная оккультных законов, невозможно даже представить себе. Приняв ученика, Учитель устанавливает с ним незримую, но действенную связь, принимает его в своё сознание, то есть с этого момента Учитель знает в любую минуту, что происходит с учеником, может знать каждую, хотя бы мимолётную, мысль, и направляет его соответственно. Потому можно понять, как тяжелы, как нестерпимы должны быть для высокого сознания Учителя дисгармонические вибрации, порождаемые неочищенным мышлением ученика, как недопустимы неизжитые вожделения его при такой тесной, сокровенной связи с Учителем. Каждая дисгармоническая вибрация обрывает ток связи и при повторности может совершенно пресечь эту связь. Но каждое обрывание нити оккультно очень болезненно обоюдно и несёт свои последствия. Конечно, болезненность для Учителя выражается в совершенно ином смысле, нежели для ученика. Но это только часть тяготы, о другой сейчас говорить не приходится. Вот почему принятие в ученики производится с величайшей бережностью и есть величайшая привилегия.

 

 

Трансформация психодуховной природы ученика

29.08.34 Для ученика с момента его признанного ученичества начинается совершенно новая и тоже нелёгкая жизнь в силу страшного внутреннего и внешнего напряжения. В этом напряжении пробуждаются не только все спящие энергии его (они частично пробуждались и на подготовительном пути), но наступает ускоренное развитие и трансмутация их. На него направляется целая батарея незримых, но мощных лучей, которые, по мере роста устремления и расширения сознания ученика и утончения всего его организма, всё более и более усиливаются и варьируются в качествах своих, и все они направлены к единой цели, именно, к преображению внутреннего человека и к утончению и разъединению его трёх тел для самостоятельной деятельности на соответствующих планах. Велико напряжение ученика, и, конечно, физические силы его временно слабеют, и он должен придерживаться известного режима, не выходя из жизни. Пребывание на известной высоте, чистая прана и некоторая изолированность – необходимые условия для этого режима. Конечно, все эти лучи могут быть восприняты лишь при высшем устремлении ученика. Во всём нужны взаимность, соответствие и согласованность.

 

«Суждённые ученики»

29.08.34 Эту согласованность Великие Учителя находят в так называемых суждённых учениках. Так мы называем тех, кто был учениками или же был связан нитями преданности и любви в своих предыдущих жизнях с Высокими Духами. Такой ученик в этом своём воплощении уже с рождения находится под высшим наблюдением Учителя; самые условия рождения его уже определяются Учителем, и необходимые способности его выявляются в соответствии с назначенной ему миссией. Такой ученик несёт полную чашу, и от ранних лет уже знает Учителя, знает Облик Его, потому такие духи не могут уже отклониться, и события жизни их, как неудержимый поток, несут их к назначенным берегам. Потому благословенна карма тех, кто и в прошлых жизнях своих связал себя нитями преданности и любви хотя бы с Одним из Высоких Духов или же с ближайшими учениками Их, ибо такая карма есть кратчайший путь к намеченной цели. Вот почему так священна Иерархическая Цепь. Потому и в настоящей жизни нужно проявить эту любовь и преданность, которые являются первым условием на пути приближения.

Вторым условием является устремление и готовность к самопожертвованию в служении общему благу, ибо никто не может быть приближен, если он думает почерпнуть знание лишь для своего личного возвеличения, такой путь есть путь чёрного мага. Когда самоотверженное устремление утвердится в сердце, станет второй натурой, то приложение Учения к самому себе и в жизни каждого дня будет радостью, и тогда продвижение или даже достижение сокровенной цели несомненно. Но следует спросить себя и дать ответ со всею искренностью, действительно ли имеется такое огненное устремление и самоотвержение, и не сокрыто ли в глубинах нашего существа эгоистическое желание достижения больших знаний, прежде всего для корыстных целей? Малейшие признаки такого скрытого желания явятся самым большим препятствием на пути духовного продвижения. Для успеха нужно понимание, принятие и несение подвига самоотречения в жизни.

Над понятием несения подвига как непременного условия следует весьма призадуматься. Глубокое, всесторонне продуманное уяснение себе всех качеств, необходимых для несения подвига, чрезвычайно важно. Потому полезно выписывать из книг Учения все необходимые качества, перечисленные в них так же, как и все свойства, препятствующие пути. Именно, труднее всего людям воспринять, что в основе готовности к ученичеству и всех связанных с этим духовных достижений лежит следование Высшему Идеалу и огненное очищение всех наших чувств, всего вашего характера.

 

 

Духовная работа ученика. Готовность к Общению с Учителем.

21.07.34 Ваше устремление к Учителю прекрасно, и, если оно будет расти в своём напряжении и понимании Великого Образа, многое может быть достигнуто. Только не нужно задаваться никакими сроками или же [пред]посылать свои условия, всем сердцем доверьтесь Мудрости Высшей, и всё сложится так, как нужно, так, как лучше для вас. Иногда именно самое страшное, самое, казалось бы, неприлагаемое становится отправной точкой нашего счастья.

Вы пишете, что Вам ясно, что «не ученик ждёт учителя, но Учитель ждёт ученика», но я внесу поправку в это слишком категорическое утверждение. Для каждого творческого действия, для каждого проявления необходима взаимность и соответствие. Потому, если нет ожидания, не может быть и ответа. Там, где нет ожидания, там нет и устремления, но нам заповедана зоркая напряжённость устремления.

Также великий Завет: «Когда ученик готов, является Учитель» – мало кем понят. Не много тех, кто задумывается, что в действительности эта готовность? Не должна ли эта готовность заключать в себе определённые качества? Вся беда в том, что люди не хотят понять, что в основе этой готовности и всех достижений лежит следование высшему идеалу и огненная трансмутация наших чувств, всего нашего характера. Людям гораздо легче отказаться от всяких излишеств и, не отягощая своего мышления, механически отсчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую камнем преткновения на пути к духовному достижению. Но, как сказано, всё механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого есть единая цель всех истинных Учений. Потому очень и очень нужно запомнить, что все Великие Учителя заботятся и имеют дело только с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире побуждений и мысли. (…)

(…) молитва, произносимая учеником, есть (…) непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом избранным. По этому поводу вспоминается мне рассказ, как однажды великий Конфуций был тяжко болен, и друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему начать читать молитвы, на что Мудрец улыбнулся и сказал: «Моя молитва началась уже давно». И, действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным предстоянием перед Великим Идеалом, этой истинной молитвой перед Наивысшим.

Вот, когда такое предстояние налицо, когда наблюдаемый дух настолько твёрдо установился на избранном Образе, что не может быть никакого уклонения, тогда и явлена готовность, Учитель появляется, и наблюдаемый дух становится принятым учеником. Но, конечно, могут быть отдельные сообщения и даже могут даваться чудесные книжечки с основами Учения через каналы чистых психиков, но истинное ученичество есть нечто совсем другое.

Почти никто не осознаёт, какую страшную тяготу возлагает на себя Учитель принятием ученика. Потому Великие Учителя, стоящие на дозоре Мира, направляющие все мировые процессы к благому разрешению и ведущие гигантские космические битвы, могут приближать лишь тех, в ком Они уже не сомневаются, кто прошёл через многие огненные испытания и доказал свою готовность и преданность не в условиях благополучия, но на краю пропасти, отсюда такое ничтожное число принятых учеников.

<...> Может быть, Вы всё же скажете, что я не совсем поняла Вашу мысль, что «не ученик ждёт Учителя, но Учитель ждёт ученика», это будет неверно. Сердцем я поняла её, но неподготовленным сознаниям, которым вам придётся, может быть, говорить об ученичестве и Учителе, необходимо твёрдо указать, что без устремления и при остановках и уклонах пути ничего не может быть достигнуто. О губительности половинчатости и полумер достаточно сказано. Учитель ждёт лишь того, кто идёт твёрдо, неуклонно в своём всепоглощающем устремлении к единой цели, чтобы протянуть ему руку, когда он пройдёт последнее препятствие, отдаляющее его от Учителя. Много толпящихся у основания и идущих по пути, но, конечно, Учителя не ждут их, ибо вершина высока и узка, и многие устрашатся крутого подъёма и уклонятся, не дойдя и до половины пути. Лишь перейдя известную черту, ученик может надеяться обратить внимание Учителя. Ибо, истинно, было бы непроизводительной тратой времени и, следовательно, великой несоизмеримостью, наблюдать за прыжками неустановившихся путников духа.

<...> Привожу страницу из Учения: «Истинно, нужно принять символ вершины как восхождение духа. Каждый ученик должен помнить, что уклонение от вершины уводит путника с пути. Каждый лишний груз не поможет путнику. Явление вершины остро. И каждая лишняя привязанность к миру земному останавливает путника. Но трудно остановиться на склоне, потому будем помнить о вершине восхождения. Трудно достичь вершины, если дух не понимает основ Иерархии. Да, нужно помнить, что склоны отвесны и лишь подножие вершины широко». <...>

 

 

ДУХОВНОЕ ОБЩЕНИЕ С УЧИТЕЛЕМ. ПРАКТИКА АГНИ ЙОГИ.

Памятование Имени Учителя

07.12.35 Слова Учения – «Но для пользы говорю, поминайте чаще Моё Имя». Конечно, здесь подразумевается повторение умное или сердечное, как же иначе образуется связь с избранным Уч[ителем]? Такое повторение или памятование всегда рекомендуется во всех учениях, так же как осуждается повторение Имени ВСУЕ, когда люди, среди самой неподходящей обстановки, пересыпают свои речи упоминанием священных Имён. Так обычно бывает со всеми новичками или же вообще с непонимающими сокровенности святынь.

 

 

Памятование об Иерархе. Связь с Учителем.

11.07.34 <...> Для скорейшего самоусовершенствования и развития духовности самое необходимое условие есть непрестанное памятование о Высшем Иерархе – это и есть то великое священное созерцание, или концентрация, о которой столько пишется и которая так часто превратно толкуется. Памятуя о Нём во все минуты дня и ночи, творя все дела наши во Имя Его, мы постепенно устанавливаем ту связь, которая, наконец, даёт нам великую мощь Иеровдохновения.

Всё это звучит так сложно и трудно и, в то же время, всё так легко и просто, если в сердце не потухли искры любви к Учителю и энтузиазма к красоте и широте Учения Жизни. Искры эти так легко раздуть в пламя неукротимого устремления, несущего нас поверх всех и всего. Устремитесь, друзья мои, разве это трудно, имея перед собою Облик Красоты? Разве не высшая радость принести всего себя на служение общему благу? Достижения так прекрасны, и нет предела им. Но вся возможность, вся радость – это лишь в нас самих. Никто не может присвоить себе больше того, что он может вместить, иначе получится разрушение. Законы космические точны и непреложны. Высшая радость для одного может вызвать высшую тоску у другого, если нет ассимиляции. Поймите это. Лучи, посланные нам Учителем в величайшей радости Его Духа, вызовут в нас тоску и даже разрушение организма, если мы не приготовим себя для принятия их. Поймите это, родные, и дайте доступ лучам Великого Учителя. Ведь каждый луч в Космосе может быть созидающим или разрушающим, всё зависит от соответствия или ассимиляции...

 

 

Высшее «Я». Общение с Учителем путём яснослышания.

05.09.35 Теперь о Голосе Молчания, или голосе Учителя Незримого. Конечно, голос этот может быть не только голосом нашего высшего «Я», но, именно, голосом Учителя, ибо эти явления почти неразрывно связаны между собою. Разве можно услышать голос Учителя при «сонном» состоянии нашего «Я»? При истинном духовном развитии (не в случае медиума), именно, наше высшее «Я» воспринимает голос Учителя Незримого. Потому, когда мы начинаем слышать голос Учителя, мы можем слышать и голос Высшего «Я».

 

 

Необходимость ментальной дисциплины. Восприятие информации из Тонкого Mира.

23.11.37 Прочла страницу в указанной Вами книге. Понимаю, что под словами «выключить действие ума» автор хочет сказать, что нужно остановить беспорядочный наплыв мыслей, который мешает нам уловить посылки, идущие из Вел[икого] Источника и воспринимаемые высшими центрами. На границе сна это легче, ибо происходит естественное замирание беспорядочного мышления. Потому указано, что нужно научиться улавливать посылаемое, именно, на пороге сна или в момент пробуждения. Но при этом надо воспитывать в себе особую постоянную сердечную настороженность. Когда мышление достаточно дисциплинировано и сознание наше овладело такой устремлённой настороженностью, то можно слышать Голос Учителя не только в минуты сосредоточия на Его Образе, но даже когда мысль чётко работает над каким-либо определённым вопросом. Итак, во всем нужна прежде всего дисциплина, чёткость или ритм. Но блохи или зайчики мысли лишают нас всякой возможности высшего восприятия.

Также неправильно сказать, что нужно бесстрастно повторять несколько раз составленную формулу. Согласна, что физическое усилие будет лишь мешать, но сердечная устремлённость для успеха необходима, именно несказуемая сердечная устремлённость есть ключ от всех затворов. И устремлённость эта не имеет ничего общего ни с мертвенным бесстрастием, ни с физическим усилием, так называемым напряжением воли. Благо тому, кто может ощущать горение и устремление этой огненной энергии.

 

 

Обращение к Учителю, мысленное Общение

01.10.37 Посоветуйте Вашим друзьям найти время собираться небольшими группами в определённое время и посылать свои лучшие устремления к Учителю. Такие посылки объединятся с всеначальной энергией, посылаемой Вел[иким] Белым Братством, и много пользы будет принесено. Именно сердечное устремление к Учителю породит мощные разряды для очищения мятежной атмосферы в пространстве. Советуйте устремляться как можно проще, держа в сердце Облик Учителя или же устремляясь к Нему по серебряной нити, идущей из сердца.

 

 

Помощь ученику со стороны Учителя

11.02.29 Шлю всю любовь и поддержку в тяжёлое время борения духа. Вы окружены заботою постоянной, не сомневайтесь в этом. Каждый ученик дорог Учителю. Каждое движение сердца находит отклик в Великом Сердце. Но не всегда посылаемые лучи доходят до нашего физического сознания, но каждую минуту они рассеивают и тушат столько вражеских искр вокруг вас! Помогите этим неоценимым посылкам вашим устремлением и сознательным бережным отношением к ним. Ведь они посланы Совершенным Сердцем и Совершенным Разумом.

 

07.10.31 Чистое устремление всегда поддержано Вел[иким] Учителем, следовательно, оно победоносно. Вел[икий] Учитель всегда готов протянуть Руку помощи устремлённому ученику, но помощь эта приходит, когда ученик использовал все возможности. И в этом заключается величайшая мудрость и великий космический закон эволюции. Лишь на пределе напряжения силы наши трансмутируются в тончайшие энергии. Мысли наши с вами, и знаем, что всё придёт, если не порвём серебряной нити явлением самости, медлительности и легкомысленным отношением к Советам.

 

28.03.51 Родные мои, хочу сказать Вам – меньше страхов, больше доверия. Там, где страх, Луч В[еликого] Вл[адыки] не действует. Лишь отважные получают Помощь. Необходимо научиться следовать всем Указаниям полностью. При сотрудничестве с Силами Света нельзя уявляться на половинчатых мерах и решениях. Также совершенно необходимо Единение и Отважность. Победа строится на совместных дружественных и отважных действиях.

 

12.07.53 Ярая преданность и любовь сказываются именно в таком внимании к немедленным нуждам друзей! Но обычно люди требуют исключительного внимания за некоторую помощь делам общим, но не думают, сколько Сил затрачивается на охранение их от многих угрожающих им опасностей и от необдуманных поступков, но обнаруживают недовольство за некоторые неудачи, ими накликанные. Столько несоизмеримости приходится наблюдать! В основе всего – невежество и отсутствие истинной духовности, которая прежде всего выражается в благодарности и признательности за малейшую помощь.

 

13.02.45 Даже Вел[икие] Учит[еля] никогда не уявляют конкретных советов в земных действиях, но ждут, пока острое желание к определённому решению не нарастёт в сознании ученика, и только тогда Они утверждают его, в случае полезности его, и оказывают помощь. Но никогда не будут настаивать даже на весьма нужном действии, если значение его не осознано учеником, ибо каждое неосознанное или совершённое против желания действие не только не приносит необходимых результатов, но, наоборот, может даже осложнить существующее положение.

 

 

Моральные основы Учения. Готовность ученика к пути самосовершенствования

15.06.34 <...> усвоить эти основы Учения только по книгам не так легко. Только очень готовый дух, лишённый самости, проникнет в сущность Учения и поймёт, что главная основа есть великое Смирение. Смирение, не имеющее ничего общего с приниженностью, но выражающееся в понимании великого принципа Иерархии и самоотречения на пути Служения. Потому на первой ступени духовного продвижения необходимо приобрести качество такого смирения и не скакать сразу на высшие ступени, посягая на верхние звенья Цепи Иерархии. <...>

Может быть, прочитав в книге Учения, что, когда ученик готов, Учитель не замедлит, Вы решили, что, прочтя известное количество книг и выразив искреннее желание приблизиться к Владыкам, Вы уже готовы? И не вдумались глубже, что в действительности означают слова – «когда ученик готов». Не должна ли эта готовность заключать в себе определённые качества, без которых эта готовность не может осуществиться? И какие именно эти качества? Не будет ли таким основным качеством именно смирение?

И, не поняв этого первого основания, Вы сразу же перешли к Указанию о Непомерной Ноше и тоже не задумались – можете ли Вы принять её, и в чём состоит она, и кому даётся Непомерная Ноша? И сразу захотели её захватить в том именно направлении, которое было подсказано вам самостью. Но следует иметь в виду, что Непомерная Ноша для каждого человека индивидуальна. Может быть, для духа, так легко устремившегося к верхнему звену в Иерархии, она заключается в том, что он должен стоять на верхней ступени этой цепи? Водительство даётся только тому, для кого оно есть высшее самопожертвование. Кто совершенно отказался в духе от всякого желания какой-либо власти. «Власть есть жертва». Кроме того, каждое водительство должно быть утверждено Высшим Иерархом, и передаётся оно через его доверенных. <...>

Может быть, Вам полезно будет знать, что число пальцев на одной руке велико для числа принятых учеников, сыновей и дочерей. Труден путь истинного ученичества, много испытаний, порой очень тяжких, приходится пройти, прежде чем стать тем, кого мы называем принятым учеником. Но существует много стадий и ступеней подготовительного ученичества, и много отпадающих на этом пути, и ничтожно число достигающих. Если бы было иначе, то планета наша не находилась сейчас на краю гибели. Человечество в массе своей совершенно не подготовлено к принятию Истины, тем более к ученичеству. Лишь отдельные индивидуумы могут приближаться. В своём подходе к Западу в прошлом столетии Великие Учителя не нашли ни одного истинного ученика, конечно, исключая посланную Ими Е. П. Блаватскую и только одного индуса, и то не того, которого считают теософы. Все остальные остановились на разных ступенях долгой, долгой лестницы ученичества. Но как кратка она может быть!

 

 

Готовность ученика к работе с Учителем

05.08.34 Если в сердце своём он [ученик] обратился к Великим Силам и прикоснулся к Их сокровенной Мощи, он должен отдать себя всецело на Служение Великому Благу, в противном случае он не замедлит стать игрушкой тёмных, которые легче всего овладевают людьми, обуянными страхом и сомнениями. Покуда ученик не поборет в себе страх и сомнение, Учитель не может руководить им, ибо Он никогда не насилует волю ученика. Конечно, Учитель может приказать ученику, и он должен будет исполнить приказ даже против своей воли, но к таким мерам Великий Учитель прибегает лишь в самых крайних случаях и лишь когда от этого зависит общее благо.

 

 

Долг ученика

12.12.34  Призыв дан, и Вы услышали его. Вы полюбили книги Учения и тем приняли Зов. Но приношение подвига требует, кроме принятия Зова, и великой работы над собою. Почему думать, что подвиг должен быть где-то в ином месте, нежели там, где мы живём, или в каких-то других условиях? Именно, велик подвиг внесения учения в жизнь каждого дня, в давании радости и просвещения окружающим и встречающимся нам. Как говорит Кришна в Бхагавад Гите: «Человек достигает совершенства, упорно выполняя свою дхарму (долг, карму)». Разве не велик подвиг – работа по самоусовершенствованию для благого воздействия на окружающих и в светлой готовности применять силы свои там, где явится возможность?

Карма, или космическая справедливость, каждого ставит в те условия, в которых он должен чему-то научиться или нечто искупить. Но для несения подвига нужно очень утвердить свой дух. Потому путь ученичества никогда не бывает лёгким. Много препятствий приходится преодолевать, ибо на чём ином испробуем мы силы наши и закалим клинок духа своего? Ведь без закала духа не можем мы стать носителями подвига, и, следовательно, сотрудниками Вел[икого] Бел[ого] Бр[атства]. Велико должно быть самоотречение всех истинных носителей подвига. В Древнем Египте неофиты должны были пройти через страшные, искусственно подготовленные опасности и искушения, и лишь ничтожное число их выдерживало это напряжение всех сил. В наше время все искусственные испытания отменены, и ученик должен в жизни уметь встречать и преодолевать трудности и препятствия, при этом принимаются во внимание его внутренние побуждения, взвешиваются его способности находчивости, мужества, зоркости и осмотрительности, честности и преданности и т.д., и, конечно, как раньше, лишь ничтожное число выдерживает.

Но ученики, в которых потенциал прежних накоплений велик, умеют радоваться всем трудностям. Так ближайшие ученики научаются ходить по краю пропасти. И на пределе они всегда охранены чудесною Помощью. Великое доверие и преданность, и признательность к Иерархии Света живут в сердцах истинных учеников, конечно, потому и возможно такое чудесное Покровительство и Охранение. Когда серебряная нить, связующая сердце ученика с учителем, цела, то ничто не страшно, и всё необходимое приходит, но приходит в последний час, когда все способности и усилия наши достигли своего высшего напряжения, ибо иначе как же преобразим наши энергии в высшие огни? Ведь и по физическому закону все энергии трансмутируются лишь на пределе высшего напряжения. Трансмутация наших энергий или преображение их в высшие огни и ЕСТЬ ЦЕЛЬ НАШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Лишь при достижении этой трансмутации наш организм становится достойным и согласованным приемником тончайших энергий, исходящих от Иерархии Света. Потому примем несение подвига в работе, в жизни каждого дня. Будем жить радостью возможности приближения к Владыкам Света, ибо, истинно, возможность эта в нас самих, и лишь сами мы можем ускорить достижение её.

 

 

Умение принять помощь Учителя

12.12.34 Всё горе, всё счастье в нас самих. Вел[икие] Уч[ителя] всегда готовы протянуть руку Помощи, но нужно УМЕТЬ принять её. Помните, как в §164 А[гни] Й[оги] сказано о взывающих к Высшей Помощи и неумеющих принять её.

«Люди много говорят о помощи, которая должна исходить из Нашего Убежища. Последим, насколько люди умеют принимать эту мощь. Каждый, мечтающий о помощи, уже самолюбиво определяет направление и размер помощи. Точно слон может поместиться в низком подвале? Но просителю помощи нет дела до размера и соответствия. Среди зимы должны распуститься лилии и среди пустыни должен забиться родник, иначе Учитель немногого стоит... Мой родник остался вне твоего взгляда, и ты не обернулся на Мои Цветы. Ты загромоздил путь свой самолюбием и имел время лишь оберегать свои драгоценные ступни от возвращенных самим собою терний. Моя помощь отлетела, как испуганная птица. Мой посланец спешит назад и жалобно воет белый Лобнор. Моя помощь отвергнута. Но путник продолжает тупо взывать о какой-то помощи и устремляет внимание на место своей будущей гибели...»

«Потому Мы предлагаем всегда зоркость, подвижность, непредубеждённость, нельзя иначе сопутствовать действительности».

Так с полным доверием в Мудрость Руки Водящей будем продолжать утончать и совершенствовать наш внутренний аппарат путём очищения и расширения сознания, и подвиг ярко встанет перед нами, во всей своей красоте. Ведь книги Учения наполнены самыми исчерпывающими указаниями, только бы научиться применять их в жизни! Ведь каждое указание, приведённое в жизни, есть шаг приближения к Великому учителю. Для каждого пробьёт свой час! Истинно, не ведаем ни дня, ни часа! Потому шлю Вам пламенное желание сердца моего, чтобы Вы дружно работали, заботясь о гармонической атмосфере на Ваших собраниях и собеседованиях. Пусть будут они немногочисленны, но светлы и согреты чувством горячей любви к Учителю, нас Позвавшему.

Время такое грозное, что лишь величайшею преданностью и сплочённостью можно пройти до великого срока, срока суждённого Нового мира. Единение и взаимоуважение среди наиболее просвещённых умов и сердец много помогут этому великому действу.

 

 

Устремление к Учителю

07.03.35 Вы приняли Зов, которым полна первая книга Учения Жизни, и знаете, что зов любви приносит ответ Возлюбленного. И ответ этот указывает Вам на несение подвига в жизни. В последующих книгах Учения указаны все ступени, которые должны быть пройдены, чтобы приблизиться к Возлюбленному.

Сколько красоты и радости заключается в жизни, поставившей себе целью сослужение с Силами Света на общее благо! И радость эта прежде всего заключается в великом освобождении от привязанности к мелочам жизни, которое неминуемо наступает, если в сознании установилось непрестанное памятование об избранном Идеале, и в сердце горит пламень преданности и благодарности к Позвавшему нас. Истинные ученики не только сбрасывают тягость эту, но они ещё научаются любить все препятствия, встречающиеся на их пути, все страдания, выпадающие на долю их, ибо, истинно, они являются нашими учителями и просветителями в дальнейшие мистерии раскрытия цветка духа. Те, кто утверждает, что можно достичь духовного роста, не пройдя через страдания, говорят страшную ложь. Но именно страдания эти преображаются в радость, в новый духовный подъём, при огне истинной любви. Лёгок и скор путь сердца и преданности, преображающий все тернии в сад цветущий, но трудны, извилисты и мучительно долги все прочие тропы. Потому и Зов Великого Учителя есть Зов Любви.

Избрав этот путь, опасайтесь свернуть с него, ничего, кроме разрушения, не получится.

Есть много людей, которые из желания ухватить как можно больше гоняются за сменою различных идеалов, различных Учений. И эта погоня за новым вырастает у них в род болезни, род умственного или религиозного опьянения. Им нужно слышать всегда новое только для того, чтобы испытать временное нервное возбуждение, и как только одно возбуждающее влияние иссякло, они готовы для другого увлечения. Это есть своего рода умственное одурманивание, и на этом все их достижения кончаются. Но есть души, которые похожи на жемчужину восточной сказки. «Жемчужница эта живёт на дне моря и подымается на поверхность, чтобы схватить дождевую каплю, когда восходит звезда Свати. Она плавает по поверхности моря, широко раскрыв свою раковину, пока ей не удастся схватить каплю дождя, а затем погружается вниз до своего морского ложа и там остаётся, пока не выработает из этой капли великолепную жемчужину». Истинные ученики должны уподобиться этой жемчужнице и, запечатлев Единый образ в сущности своей, должны восприятием Учения Его выработать прекрасную жемчужину духа своего.

Особенно нужно это устремление к Единому Образу на первых ступенях. Ибо лишь заложив прочно основание, можем мы без ущерба добавлять к нашему строению те орнаменты, которые можем найти и в других Учениях.

Также не нужно думать, что подвиг должен заключаться в чём-то необычном и совершаться в каких-то особых условиях, и не в том месте, куда поставила нас судьба. Истинно, велик подвиг внесения Учения в жизнь каждого дня, в давании радости и просвещения окружающим и встречающимся нам. Сказано в Бхагавад Гите – «Человек достигает совершенства, упорно выполняя свою дхарму (долг)». Итак, будем закалять дух наш в неустанной работе по самоусовершенствованию для благого воздействия на окружающих нас, в радостной готовности применить силы свои там, где является возможность.

 

 

Истинные проявления любви и преданности к Учителю

15.01.31 Теперь из книги «Иерархия»: «Некоторые люди проливают ежедневную похлёбку на Изображение Учителя и воображают себя в Великом Служении. Учение и Служение, прежде всего, предполагают расширение сознания на основании следования Учению и почитания Учителя. Являя изучение Беспредельности, нужно прежде всего сознать беспредельность любви и преданности. Не мудро сказать – любовь переполнена и преданность засохла, ибо следствием будет разложение самого себя. Следует понимать беспредельность любви и преданности как первый шаг к Служению в Йоге. Хотя бы эту задачу нужно было поставить как средство к самопродвижению».

«Надо двигаться по направлению Учителя, лишь тогда приходит облегчение. Но луковая ежедневная похлёбка из Учителя не приведёт к успеху. Священно, беспредельно будем растить любовь и почитание Учителя как целебное средство к возрождению».

Так, родные, все базарное понимание, все луковые похлёбки из самых высоких понятий, изготовленные малым сознанием, в силу несоизмеримости и умаления самого высокого и основного, должны быть удалены из нашего обихода, если хотим идти путём служения.

Кто-то ищет облегчения жизненного пути, но облегчение можно найти, лишь исполняя Волю Учителя, другого пути нет. При этом следует почувствовать сердцем и постоянно нести перед собою изумительные по глубине слова Учителя: «Исполнением воли Моей даёшь возможность Мне исполнить волю твою». Ибо кто, как не Учитель, знает наши сокровеннейшие желания и устремления и, очищая и кристаллизуя их даваемым Учением, то есть расширяя сознание наше, даёт нам возможность приблизиться к осуществлению их путём выполнения Его указов. Какой безумец захочет разрушить счастье своё?

Огненно устремимся к выполнению Воли, нас спасающей и ведущей к предуказанному, к служению общему благу!

Когда мысль вмещает устремление к исполнению Высшей Воли, то устанавливается прямое соотношение со щитом Высшей Воли. Как может щит защищать, если легкомысленным отношением и частичным выполнением указов мы будем постоянно выходить из подсознательного покрова? Потому ученики, устремлённые к священному охранению заветов и соблюдению и применению малейших указаний, разовьют творчество своё и расширят сознание.

Из книги «Иерархия»: «Разве можно достичь понимания Космоса без устремления проникновения в Высшие Сферы? Ведь только преемственность даёт основание всем устремлениям. Всё сущее двигается законом преемственности. Потому каждое обособление может дать лишь утерю назначенного. Так мысль зарождается, как носительница преемственности, так закон высшей воли творит беспредельно».

Закон Высшей Воли творит все дела! Ведь этот закон насыщает всё пространство, и только исполнение Высшей Воли даст венец нашим делам. Как же можно уклониться от указа Высшей Воли без потери победы? Как же можно найти лучшие пути, когда щит Учителя утверждён ручательством Иерархии? Исполнители Воли Иерархии ведут к победе, потому ученики должны применить самые точные устремления к исполнению Высшей Воли, только так достигнем. Только так утвердим победу.

Преданность идее, преданность Водителю творят чудеса. Во все времена люди сознавали значение преданности и, чтобы закрепить за собою эту силу, изыскивали и применяли соответственно своему сознанию всевозможные способы, от взимания клятв до церковных проклятий и инквизиций. Но сейчас против светлой, несокрушимой Силы Иерархии восстают лишь маленькие сознания, предатели, разъедаемые червем зависти и сомнения, гонимые страхом перед необычным ветром. Скажем им: «Жалкие безумцы, боящиеся всего светлого и прекрасного, боящиеся простора мысли и творчества, вы нам не попутчики. Не уместиться нам в ваших норах, и вам в наших палатах и просторах покажется неуютно, ибо нет в них милого вам затхлого и спёртого воздуха».

Утверждаю именем Учителя, утверждаю духом, утверждаю сердцем, что наипреданнейший будет наибольшим. Не сказано ли, что Ананда, наипреданнейший ученик Благословенного Будды, тысячекратно превыше всех прочих буддийских архатов?

 

 

Значение преданности Учителю. Духовная связь с Иерархом.

27.01.33 Вы пишете, что члены и группы ваши так разнообразны. Но горевать об этом не следует, так же как и судить слишком строго. У каждого свой подход. Опять приведу слова Учения: «Кто хочет самое лёгкое, кто предпочитает самое трудное. Кто не может говорить, но крепко стоит на дозоре. Кто имеет лёгкие слова и летит за ними. Кто ощутит самое важное явление, но некоторые пожелают пребывать около неудачи. Можно бесконечно перечислять эти отличия, но лишь наличность сердечного огня оправдает свойства личности. Так, Мы не устанем твердить о многообразии. Садовник знает, как сочетать растения, на то он и мастер сада».

Обратите внимание на слова – «лишь наличность сердечного огня оправдает свойства личности». Потому особенная бережность нужна там, где возжжены огни преданности. Не беда, если они вначале и немного фанатичны, при дальнейшем углублении в Учение жизни, сознание их расширится, вмещение засияет огнями непоколебимой преданности, этой претворённой фанатичности. Ценны огни горения. Также они правы, не желая сейчас читать другие книги, чтобы не раздвоиться в мышлении. Для серьёзного ученика, желающего стать учеником Высшего Иерарха, а не просто лишь слушателем, совершенно необходимо такое полное погружение на первых ступенях, до его полного самоутверждения, ибо чем иначе достигнет он объединения сознания с сознанием Учителя, чем создаёт серебряную нить, связующую нас с Учителем? Как Вы уже знаете, лишь эта связь с Учителем открывает все возможности. И связь эта создается лишь упорным трудом и неуклонным устремлением к единому Фокусу. Ведь и в жизни каждый ценный росток ограждается заборчиком, чтобы ничто не нарушило рост его! Также не так уж не правы заучивающие слова Учения. Текст учат в школах для укрепления памяти. Также и Учение, когда горит в сердце, оно утверждается краткими непоколебимыми формулами. Некоторым легче усвоить точные выражения. Не мешайте каждому идти путём своей кармы! «Лучше не принуждать там, где есть свои они». Так гласит Учение.

Потому Вы правы, не мешая этим огням преданности. Пусть горят они. Одно горение их уже очищает окружающую атмосферу, и кто знает, сколько огоньков зажгут они, сами того не зная, ибо сила огней сердца действует мощно, хотя и незримо. Так, на Востоке утверждают, что одно только присутствие в данной местности Бхакти Йога уже на мили кругом оздоровляет и очищает атмосферу и все прилегающие деревни духовно подымаются. Так будем ценить всякое проявление бескорыстной любви.

 

 

Необычность жизни ученика

27.01.33 Теперь на вопрос, касающийся осведомлённости о происходящем, отвечу словами Учения: «Руководитель может спросить ученика – что делаешь, что желаешь, чем терзаешься и чем радуешься? Эти вопросы не будут означать, что Учитель не знает происходящего с учеником. Наоборот, в полном знании Учитель хочет увидеть, что именно сам ученик считает значительным. Из всех обстоятельств ученик может по неопытности указать на самое ничтожное. Потому Учитель спрашивает вовсе не из вежливости, но испытывая сознание ученика. Так нужно обдумать ответы Учителю. Не так называемая вежливость, но постоянное углубление сознания есть обязанность Руководителя. Также должен ученик помнить о делимости духа. Нужно устремить сознание, чтобы распознать присутствие Учителя в духе. Лучше это, нежели забыть легкомысленно Учителя вообще».

Многими чудесами окружены мы, лишь нужно замечать их. Поистине, чудесна жизнь ученика, но она и нелегка, ибо он несёт огромную ответственность и трудностей много, ведь тёмные силы, особенно в дни Армагеддона, ополчаются на него. Но сами трудности эти обращаются в радость при росте сознания. Ибо сердце так горит преданностью к Учителю и так хочется показать Ему её на деле, преодолением всех препятствий.

Самопожертвование становится таким естественным, таким радостным действием. Ведь дух уже оторвался от всего земного и знает, где его истинный дом. Остаётся лишь острое желание как можно лучше выполнить возложенное поручение, оправдать великое доверие, и не заботясь о результатах, ибо на Востоке говорят, что мы «должны сеять, не думая о результатах». Я понимаю это так – мы должны научиться исполнять нашу работу как можно лучше, из любви к самой работе, но не к результатам её. Только тогда работа наша будет прекрасна. Ключ ко всем достижениям лежит в этой бескорыстной любви к каждой работе, к каждому труду, выполненному нами.

 

 

Принцип Иерархии. Отношение ученика к Учителю.

07.01.31 Умаляющий и искажающий волю Учителя разрушает себя. Умаляющий своего Гуру уподобляется человеку, пытающемуся срубить сук, на котором сидит сам. Чем больше Гуру, тем больше мы сами, но и эта простая истина с трудом вмещается в сознание людей. Вся история человечества свидетельствует о том, что все великие исторические лица, вожди и философы, все они имели своих Гуру, водительство которых сделало их гигантами духа и жизненного подвига.

Собирается книга «Иерархия», ибо, именно, этот непреложный закон так отвергнут сейчас. Именно, в осознании этого закона нуждается сейчас человечество. Закон Иерархии есть закон ведущий, истинно, жизнь дающий, потому мы должны насытить всё сознание наше пониманием его, если хотим вырасти и принести свою долю приношений во благо человечества.

Закон цепи Иерархии есть самый непоколебимый и строго соблюдается Белым Братством. Никто не может перешагнуть через ближайшее звено, ибо звено это сковано долгими приближениями и накоплениями тысячелетий. Потому будем крепко держаться за ближайшее к нам, чтобы, оторвавшись от него, не утерять своей цепи.

Сколько красоты в выявлении преданности и признательности к Гуру! В Учении сказано, что пламя преданности и признательности превышает огни других приношений. Но, увы, именно эти качества так редко встречаются среди землян. Но лишь наличие этих качеств создало гигантов духа и воли. Дух, обладающий блестящими талантами, но лишённый этих качеств, никогда не будет приближен дальше известного предела.

Полезно отметить всё, что говорится в книгах Учения о взаимоотношениях Учителя и ученика. Сказано, что всякое почитание Учителя показывает понимание Учения, но ученик, тяготящийся руководством Учителя, закрывает себе доступ. Учение не отвлечённо, но даёт наипрактичнейшие и наиболее жизненные советы. Потому будем хранить в сердце сказанное об Иерархии и следить за чистотою своих мыслей, ибо соблюдение чистоты помыслов, как озон.

 

 

Отход от Учителя

14.06.34 Теперь об отходящих. Вы знаете, как рассматривается во всех древних учениях отход от Учителя и замена Его другим. Раз нить связующая пресечена, никто не может соединить её. Лишь сам отпавший, пройдя много испытаний и осознав всю тяжесть своего проступка, после целого ряда усилий, направленных к самоусовершенствованию и положительному строительству, может вновь просить Учителя о приближении, но мы от себя сделать это не можем. Потому следует очень определённо предупреждать подходящих и стремящихся к духовному продвижению, что совершенно необходимо бесповоротно решить в глубине своего сердца, отдают ли они себя всецело и без всяких условий Высшему руководству. Часто человек, в своём желании немедленного продвижения и большего знания, бросается в поиски других Учений и Руководителей и в своём раздвоении, а иногда и растроении, теряет и ту ступень, на которой стоял. Но основное правило каждого Учения есть утверждение на одном Учителе и затем помнить о всех звеньях Иерархии. Высший Иерарх имеет своих доверенных, и никто из приближающихся учеников не может перескочить или миновать это ближайшее к нему звено без утери своего места в цепи. Но, конечно, всё это относится лишь к тем, кто серьёзно ищет духовного совершенствования или твёрдо решил идти путём великого служения. Остальные могут черпать из них Учения, что им близко, не претендуя ни на ученичество, ни на особое Руководство. Они могут даже не знать Источника Учения. Сказано было, что многие будут читать учение на сон грядущий, как успокоительные капли. Мы знаем таких, и они никогда не задумываются над происхождением Учения. Итак, желающие идти ускоренным путём расширения сознания должны усвоить закон Иерархии, без понимания и соблюдения которого никакое духовное продвижение невозможно. Лестница Иакова – Великая Реальность и основа всего Мироздания.

 

 

Вера в Учителя

07.12.35 <...> Вы правы, что ожидание какого-либо проявления со стороны Учителя, чтобы после усиленнее начать работать, есть уже искушение и может указывать на слабость устремления. Так, в Учении «Агни Йога» есть прекрасное место: «К великому Познавшему пришёл ученик, желавший чудес, – «после чуда уверую». Учитель печально улыбнулся и показал ему великое чудо. Ученик воскликнул: «Теперь я согласен под Твоей рукой пройти ступени учения». Но Учитель показал ему на дверь и сказал: «Теперь ты мне больше не нужен».

Истинно, благословенны те, кто, не видя, уверовал, ибо это означает, что дух их принёс эту веру из прошлых жизней, и чаша достижений близится к конечному накоплению.

 

 

Преданность Учителю

01.10.35 Радостно было получить чудесную весточку Вашего сердца, с выраженной в ней преданностью Великому Учителю. Истинно, преданность есть качество, принадлежащее лишь царям духа. Также несомненно, что наличность этого редчайшего качества принесена Вами из прошлого, и где же, как не на Востоке, и, может быть, в благословенной Индии, нужно искать зарождение этого величайшего из всех качеств. Все духовные достижения, духовное воспитание, утончённейшая этика Индии зиждутся на этом основном качестве. Вся литература Индии проникнута духом героизма и преданности. Нигде так не понимаются и не чтутся сокровенно узы между Гуру и учеником, как именно в Индии. Даже при временном падении страны почитание это сохранилось в самом сердце народа и даёт нестираемый налёт врождённой культуры духа. Так благо Вам, если сердце Ваше трепещет этим великим и сладостным чувством. Истинно, огни признательности и преданности подымаются выше многих других приношений.

Закончу словами Учения: «Пловцы, если вы сделаете всё вам возможное, куда может занести вас самая губительная волна? Она может лишь вознести вас».

Так и пройдём под Великим Щитом Иерархии Света.

 

 

Восточные традиции духовного ученичества

11.08.34 Не приходила ли Вам на ум мысль, почему среди Великой Общины или Братства мы встречаем, преимущественно, восточников по национальности? Нет ли объяснения этому явлению в самом характере восточных национальностей, заключающем в себе особые качества? Именно так. И первое из этих качеств, тысячелетиями внедряемое в сознание Востока, было, именно, качество преданности своему Гуру. Связь ученика с Гуру считалась и считается посейчас на Востоке самой священной, превыше всех связей кровных. И оккультно так оно и есть, ибо Гуру создаёт сознание настоящего человека, носителя кармы, и тем самым берёт на себя ответственность и как бы часть кармы ученика. Потому как избрание учеников, так и выбор Учителя должны быть произведены с большой вдумчивостью и осторожностью.

Но тех, кто далёк от священного понимания ученичества, не следует насиловать. Пусть идут своим путём. Ведь кратчайший путь, путь сердца, мало кому доступен, вернее, мало кем избирается, ибо требует великого качества преданности, этого редчайшего благородства, которое в наш век, отмеченный всякого рода суррогатами, заменено преданностью Золотому Тельцу!

Вы спрашиваете – почему многие светлые начинания не получают должного развития. Отвечу – ибо иерархическая цепь была нарушена. Закон Иерархии непреложен, ибо он есть закон космический. Никто не может перескочить через звено, установленное космическим законом и Великими Учителями. Пусть слепцы временно одурачивают себя, но горько будет пробуждение их... Потому будем чтить каждого, приносящего Свет Учения. Приведу один яркий пример заслуги преданности. В Великой Общине находится один Брат, бывший известным химиком в XVII веке[2] . Во время своей земной жизни Он имел слугу, преданного Ему душой и телом, который почти всю свою жизнь прошёл с Ним, работая при Его лаборатории, и вот этот слуга, несмотря на своё сравнительно малое интеллектуальное развитие, но благодаря глубокой преданности своему господину, после своей смерти мог быть привлечён в Общину и сейчас в тонком теле по-прежнему помогает своему господину и Гуру в Его работах. Именно, преданность творит чудеса, она есть первое качество, определяющее духовность. Духовность немыслима без этого качества.

После таких определений преданности, может быть, станет яснее, почему так указывается на значение Учителя и Иерархической Цепи. На этом закончу мои пояснения, указав ещё раз, что все искренне старающиеся приложить Учение в жизнь, конечно, находятся под лучом Вел[икого] Учителя, и только от них самих, от их прошлой кармы зависит срок принятия их в ближайшие ученики. Потому воспрянем духом и светло устремимся к высокой цели, скажу, самой высокой, ибо, вступив на путь действенного служения Иерархии Света, мы исполняем назначения бытия в Велении Космоса.

...Каждый надеется стать принятым учеником. Это очень хорошо, но надежду эту нужно трансмутировать в огненное устремление, в пламенную любовь к Учителю и самоотверженному подвигу на Общее Благо. Когда такое устремление утвердится, то приложение Учения на самом себе и в жизни каждого дня станет радостью, и тогда достижение цели несомненно. Но следует спросить себя и дать ответ со всею искренностью, действительно ли имеется такое огненное устремление и самоотвержение и не скрыто ли в глубинах нашего существа эгоистическое желание достижения больших знаний, прежде всего, для своего личного возвеличивания? Если малейшие признаки такого желания налицо, оно явится самым большим препятствием на пути духовного продвижения. Для принятия в ученики, прежде всего, нужно понимание и принятие и несение подвига в жизнь. Именно над этим понятием несения подвига, как непременным условием, следует очень задуматься. Но большинство даже не задаётся мыслью, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать принятым учеником, и какие качества закрывают перед ним эту возможность? Глубоко продуманное уяснение этих качеств чрезвычайно важно. Ведь многие в наивности своей убеждены, что Вел[икие] Учителя мучительно ищут себе учеников и готовы принять каждого выразившего желание. Нет, Вел[икие] Учителя не ищут учеников, ибо основное правило гласит – что именно УЧЕНИК ДОЛЖЕН ИСКАТЬ И НАЙТИ.

Главным непреложным признаком близости к Учителю будет получение Указов, знание будущего и сроков и, конечно, самый характер и образ жизни ученика.

 

 

Понимание значения Иерархии и Учителя

21.01.31 «Великий Разум творит на Земле силою Иерархии во всей широте, во всём понимании, во всей красоте. Явление понимания Иерархии открывает все возможности. Правильно видеть закон Иерархии, как вершину космического творчества, с неё льётся Свет, к ней мысли устремляются, так нужно направить лучшие устремления к вершине Иерархии. Так пусть ученики растут в понимании Иерархии. Только когда высшее утверждение входит сознательно в жизнь, можно дать высшее».

«Каждое устремление, ведущее к объединению ученика с Учителем, ведёт к познанию высших законов. Ученик, не желающий Учителя, признаёт своё невежество, ибо приостанавливает своё развитие».

«Уже знаете, как время напряжено, и скажите содрогнувшимся – когда Учитель живёт в сердце, то волос не упадёт с головы, и каждому назначен дворец тела и духа. Но храните сердце чистым, чтобы Мне можно было войти туда и окружить вас доспехом. Помните, если взятое вы отдали в духе Учителю, то Он воздаст вам в стократ. Так положите мысль Вашу к Учителю и дайте Учителю войти в сердце Ваше. Иначе без Учителя тесно будет в пустом сердце. И, как горох в бараньем пузыре, задребезжит злоба в пустом сердце. Наполните сердце Учителем так, чтобы врагу не протесниться. Мир вам!»

 

 

Сотрудничество с Братством

19.07.37 Суров путь приближения к Братству. Земные радости оставляют нас. Но на смену им приходят иные радости, гораздо выше и глубже, но до них нужно дорасти. Радость близости Белого Братства. Радость возможности сотрудничать с Ними. Радость постоянному расширению и углублению понимания жизни и действующих космических законов. Также не мала радость, получаемая от созвучных сердец ближайших друзей и сотрудников.

«Если бы только люди осознали, в каком видимом и невидимом сотрудничестве они могут участвовать. Если бы люди осознали, насколько они могут приумножить силы свои в сотрудничестве с Братством. Если бы они хотя помыслили о сотрудничестве, которое может быть явлено в каждое мгновение. Но не только люди не приближаются мыслями к Братству, но считают и думы о Братстве смешными.

Каждый может приложить свою силу в каждое мгновение, стоит только представить себе, что на высотах постоянно трудятся на помощь человечеству. Одна такая мысль уже создаёт прилив энергии. Она продвинет сознание к служению человечеству. Она подскажет, что возможна любовь к человечеству. По земным условиям часто трудно представить себе возможность такой любви. Но пусть мысль о существовании Братства поможет раскрыть сердце. Тогда сотрудничество явится не как обязанность, но как РАДОСТЬ. И капли пота, и священные боли будут венцом познания.

Не будем принимать слова эти как отвлечённость, ибо такое отрицание закроет лучшее вместилище – сердце. Каждая капля пота труда, каждая боль о человечестве живёт в сердце. Пусть будет слава сердцу вместившему».

Так, на РАДОСТИ великому сотрудничеству закончу моё письмо. Пусть будет Вам светло и радостно. Идите путём великого служения человечеству и во всём и ко всему прилагайте мерки пути высшего, именно, не упускайте из виду великую СОИЗМЕРИМОСТЬ.

 

 

Значение самодисциплины

08.03.35 Вы пишете, что самодисциплина часто бывает тяжелее. Но ведь каждая дисциплина, в конце концов, сводится лишь к самодисциплине. Ибо дисциплина, кем-то другим на нас наложенная, есть лишь дисциплина внешняя и, конечно, ни к каким духовным достижениям привести не может. Хотя и принято считать, что с Учителем легче пройти путь, ибо, как пишете Вы, «мы имеем сияющий пример конкретно перед глазами»... Но если мы оглянемся на историю, мы увидим поражающее явление. Чем больше Учитель, тем меньше число его учеников. Впрочем, факты настоящего времени ярко подтверждают этот закон СООТВЕТСТВИЯ в его обратной пропорциональности. Не свидетельствует же это явление о трудности следования за Учителем? Истинно, путь ученичества нелёгок!

Конечно, земной Учитель, обладающий очищенной огненной аурой, может очень ускорить развитие ученика даже одним своим присутствием, но для этого нужно полное сгармонизирование сознаний и величайшая преданность со стороны ученика к Учителю, и тогда, действительно, возможны чудеса. Но как сказал один великий Учитель: «Пальцев на одной руке слишком много для числа учеников».

 

Примечания:

[1] Здесь и далее указаны даты писем, из которых приведены данные фрагменты. – Прим. сост.

[2] Речь идет о Томасе Вогане. – Прим. сост.

 

 


№65 дата публикации: 24.03.2016

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2019