ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №97 / Весна 2024

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Жукова

Людмила Осинцева

 

Противление злу

Во всех учениях древности мы видим утверждение действенного противления злу [1].

...Сопротивление злу предполагает защиту общего блага [2].

Е. И. Рерих

 

Н.К.Рерих. Мадонна Защитница (Святая Покровительница). 1933

Н. К. Рерих. Sancta Proteсrix (Святая Покровительница). 1933

 

В начале 90-х годов Наталия Дмитриевна Спирина – известный Новосибирский рериховед, музыкант-педагог, поэт, прозаик и деятель Культуры – писала:

«Мир наполнен ужасами, мир стоит на краю пропасти, все силы зла и разрушения выявляются и реализуют себя с невиданной силой, предчувствуя приход Новой Эпохи Добра и Света, где их существование будет немыслимо, и они торопятся навредить как можно больше» [3].

Предвидя это время, Великий художник, Мыслитель и Вождь Культуры Николай Константинович Рерих создал «Пакт Рериха», Пакт охраны ценностей мировой Культуры и Знамя Мира – символ единства Искусства, Науки и Религии в круге Культуры. Рерих определил Культуру, как Почитание Света.

Недавно знаменитая оперная певица Анна Нетребко вручила Знамя Мира, переданное Санкт-Петербургским Музеем-Институтом семьи Рерихов, Донецкому Национальному Театру оперы и балета имени А. Соловьяненко. И сейчас, когда не смолкает грохот обстрелов, Донецкий Оперный театр защищает Великое Знамя Охраны Культуры и Мира!

 

* * *

«Культура есть почитание Света», – говорит Рерих. Что есть Свет? Прежде всего – антипод тьмы. Значит, почитая Свет, мы отходим от всего тёмного, злого, невежественного, разрушительного, что губит нашу жизнь и доводит человечество до края пропасти». (…)

«Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений», – утверждает Рерих. Значит, всё лучшее, что достигнуто человечеством на протяжении его истории, содержится в понятии Культуры.

За Свет надо сражаться, Свет в нашей жизни надо отстаивать, и оружием в этой борьбе является Культура, как определяет её Рерих: «Культура есть оружие Света».

Культура и этика, Культура и нравственность едины. (…)

«Культура есть двигатель», – продолжает Рерих. Двигатель к подвигам, к созидательному, творческому труду, к добрым делам, к борьбе за достойную жизнь. Всё это входит в понятие Культуры. (…)

Рерих подчёркивает особое значение Культуры в эпоху кризисного состояния человечества. В эти эпохи крайнего нравственного разложения Культура является единственной опорой, тем противовесом хаосу и разрушению, который позволяет удержать человечество в состоянии равновесия. Именно Культура – то объединяющее понятие, которое стоит поверх национальных, расовых, религиозных различий. Ведь «средоточие Культуры», «Держава Света», по словам Рериха, – сердце. И если интеллект разъединяет, то сердце объединяет человечество» [4].

 

Учение Живой Этики, данное через Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов, содержит Основы всех мировых религий и философий, поэтому последователи его почитают и защищают не только Храмы, Музеи и другие учреждения Культуры, но и Священные Образы всех времён и народов.

Нам, живущим в России, более тысячи лет назад принявшей Христианство и Православие, Облик Христа особенно дорог и близок. Думали ли мы, что в наше время, в нашей стране придётся защищать от поругания Величайшего Светоча, который принеся себя в Жертву, искупил тяжкие прегрешения всего человечества?

Но, как жители Новосибирска, мы не можем промолчать, узнав о кощунстве, происшедшем в нашем городе, в Новосибирском Государственном Академическом Театре оперы и балета, поставившем оперу Рихарда Вагнера «Тангейзер», в которой Образ Христа унижен и втоптан в грязь.

В авторском либретто оперы Р. Вагнера «Тангейзер» среди действующих лиц Иисуса Христа нет. Он появляется в современной постановке этой оперы, и зрители с изумлением узнают, что те неизвестные годы жизни, о которых нет сведений в Евангелии, по мысли молодого режиссёра, Христос провёл в гроте Венеры в чувственных утехах!

Как известно, в высокогорном Гималайском княжестве Ладакх, в буддийском монастыре Хеми, в 1925 году научно-художественной экспедицией Н. К. Рериха была найдена древняя рукопись, в которой описывалось путешествие Христа в Египет, Индию и Гималаи, где Он постигал Сокровенную Мудрость Востока. Это происходило как раз в те годы, о которых нет сведений в Евангелии.

Современная трактовка оперы Р. Вагнера вызвала боль и стыд за тех, кто допустил это невежество и святотатство!

Хочется напомнить, что «…Бог поругаем не бывает. что посеет человек, то и пожнёт» [5]. В Евангелии от Матфея приводится притча о Страшном суде: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» [6].

Высокое искусство оперы, в котором синтетически объединены драма, музыка, вокал, танец и живопись, особенно сильно воздействует на умы и чувства зрителей. Лишь Доброе, Высокое и Прекрасное должны получать люди в Храме Искусства, которым призван быть Театр.

Елена Ивановна Рерих писала:

«…Но можем ли мы обманывать себя, что мы не живём среди самой страшной и губительной войны всех видов, война духовная гораздо ожесточённее всякой войны в обычном её понимании [7]».

«…Сам Христос действенно восставал против зла, если верить Евангелию. Вспомним изгнание им торгашей из Храма и все его суровые обличения фарисеев и книжников. (…) Противиться злу мы должны, если не хотим, чтобы нас затопила волна зла» [8].

«Слабость и непротивление злу не для нас. Когда нужно, мы подымаем меч возмущённого духа и встаём на защиту всего доверенного нам» [9].

«Понять нужно, что там, где отлетел дух мужества и на его месте утвердились непротивление злу, малодушие и страх, там не может быть воскресения и процветания. Глубокая мудрость заложена в пословице – «лишь смелым Бог владеет»! (…)

Во всех религиозных Учениях люди, вступившие на духовный путь, именуются воинами. (…) Вот почему я люблю наименование «воин» и любуюсь каждым героизмом, каждым мужественным поступком… Ведь нам нигде не заповедано непротивление злу. И не Сам ли Великий Христос изгонял кощунников из храма?» [10]

«…Чем ближе к Богу, тем меньше осуждения. Но при этом мы не должны впасть в другую крайность, именно, в непротивление злу. (…) Кто может учесть сферы распространения зла из-за непротивления или малодушного и близорукого попустительства?» [11]

«…Каждый из нас должен стремиться к погашению и пресечению зла… Именно всем нашим существом, всеми силами души будем поддерживать добро и бороться со злом… Будем помнить, что это – грозная борьба, которую суждено вести человеческому духу за дорогое ему стремление к истине и совершенству» [12].

 

С. Н. Рерих. Возлюби ближнего как самого себя. Фрагмент. 1967

 

 

Наталия Спирина

Криптограммы Востока.

Из жизни Христа

 

Сказал Ты: «Дар сердца сияет во тьме...»

И тьма отступает, теснимая светом;

Её уже нет. И лучами согрета

Планета в студёной предутренней мгле;

На мрачной Земле расцветает рассвет –

Итог всех трудов,

и борьбы,

и побед [13].

 

 

 

Обращаемся ко всем людям доброй воли

подать свой голос в защиту Светлого Образа Христа.

 

Новосибирский Государственный Академический Театр оперы и балета:

office@opera-novosibirsk.ru

administrator@opera-novosibirsk.ru

pr@opera-novosibirsk.ru

Министерство Культуры Новосибирской области:

http://www.mk.nso.ru/page/1664

 

 

27 марта 2015 г., Новосибирск

 

Литература

1. Рерих Е. И. Письма. Т.1. Рига, 1940. 26.05.1934.

2. Рерих Е. И. Письма. Т.2. Рига, 1940. 11.01.1936.

3. Спирина Н. Д. Слово о книге «Аум». // Спирина Н. Д. Отблески-1991. Екатеринбург, 1997.

4. Спирина Н. Д. Н. К. Рерих о Культуре. // Спирина Н. Д. Отблески-1990. Екатеринбург, 1997.

5. Послание Апостола Павла к Галатам, 6:7.

6. Евангелие от Матфея, 25:31-46.

7. Рерих Е. И. Письма. Т.1. Рига, 1940. 19.06.1933.

8. Там же. 26.05.1934.

9. Там же. 24.11.1932.

10. Там же. 06.06.1935.

11. Рерих Е. И. Письма. Т.2. Рига, 1940. 17.10.1935.

12. Там же. 26.01.1939.

13. Спирина Н. Д. Капли: Сборник стихов. Новосибирск, 2010.

14. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов / gallery.facets.ru/

 

 


№61 дата публикации: 04.04.2015

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020