Грани Эпохи

этико-философский журнал №80 / Зима 2019-2020

Читателям Содержание Архив Выход

Владимир Деревянко

 

Вундеркинды, гении и остальные...

Тематический цикл "Параллельные миры"

 

 

Введение

Тема вундеркиндов и гениев широко представлена в литературе, в том числе, и в Интернете, однако в ней немало неясностей и неопределённости... В данной статье мы попытаемся в меру сил разобраться в существе проблемы и перекинуть мостик между вундеркиндами, гениями и людьми, которым по тем или иным причинам не дано или не удалось ими стать... Основная задача данной статьи - проанализировать тему одарённости и гениальности, в том числе, с позиций человековедения, чтобы не только лучше понять и уточнить представления о вундеркиндах, гениях и остальных, так называемых, простых смертных, но и предметно говорить о возможности сокращения дистанции между ними. В подтексте статьи - наше глубокое убеждение в том, что если не вундеркиндов и гениев может быть гораздо больше, то людей, развивающихся с детства значительно лучше и реализующих свои природные данные на более высоком уровне и с пользой для всех.

 

 

1. Вундеркинды - откуда, какие они и их судьбы?

Прежде всего отметим, что слово вундеркинд не является научным термином и в переводе с немецкого означает "чудесный или чудо-ребёнок". Вундеркиндами называются дети - носители таланта (гениальности), одарённые и так называемые "саванты". Талант - высшая степень одарённости, способности, которая раскрывается по мере развития и приобретения навыков и опыта в какой-то одной области. Гениальность ребёнка - дар природы, которая вложила в него большой, взрослый талант. Давая преимущество перед другими, он, тем не менее, требует от ребёнка определённых психофизических усилий, - потому, чтобы не повредить его естественному развитию, необходимо разумно дозировать их. Одарённые дети более способны к разным видам деятельности, чем остальные, но их способности могут быть выражены в разной степени, которую определяют по значению коэффициента интеллекта - IQ, введённого В. Штерном, выделяя пять групп:

1) Яркий, просветлённый: IQ выше 115, или 1 из 6 детей (17%);

2) Умеренно одарённый: IQ выше 130, или 1 из 50 детей (2%);

3) Высоко одарённый: IQ выше 145, или 1 из 1000 детей (0,1%);

4) Исключительно одарённый: IQ выше 160, 1 из 30000 (0,003%);

5) Необычайно одарённый: IQ выше 175, или 1 из 3 миллионов (0,00003%).

Коэффициент интеллекта вычисляется для каждой возрастной группы, при этом IQ детей разного возраста может быть одинаков, свидетельствуя о том, что развитие более старших не соответствует своей возрастной группе. Известно также, что IQ ребёнка может отличаться при решении различных задач в пределах какой-либо области знаний.

Природа одарённости, как и природа человека, ещё не имеет однозначного определения. Существуют два основных варианта объяснения феномена одаренности: 1-й вариант исходит из того, что каждый ребёнок по-своему одарён, отражая гуманистическую тенденцию в науке и право каждого на развитие своих способностей. Такой подход акцентирует возможность нахождения "ключика" к способностям ребёнка и методам их развития. Примеры выдающихся педагогов, находивших и находящих такие "ключики" и владеющие методами развития способностей учащихся, сближают этот вариант с человековедением и другими учениями, например, Агни Йогой, которые нацелены на развитие и совершенствование каждого человека. 2-й вариант рассматривает одарённость, как дар "свыше", которым наделены лишь избранные, предполагая необходимость выявления одарённых детей, и ставит под сомнение возможность дальнейшего развития их способностей.

Саванты - дети, обладающие способностями в какой-либо узкой сфере (математике, моделировании, музыке, изобразительном искусстве), но часто имеющие проблемы в других (обычно в вербальных умениях). Нередко у таких детей наблюдается синдром Аспергера или отклонения аутического характера, проявлением которых является "погружённость в себя", избегание общества и неразговорчивость - задержка развития речи. Они могут иметь необыкновенные способности в одной или нескольких областях знания, контрастирующие с общей ограниченностью личности, которые бывают обусловлены генетически или приобретёнными. Общая для всех савантов особенность - хорошая, вплоть до феноменальной память, потому среди них выявлены склонные к изучению иностранных языков, тонкой дифференциации запахов и т.п. При этом в областях вне проявлений савантизма такой ребёнок может иметь очевидную неполноценность вплоть до умственной отсталости. Эта группа одарённых детей требует особого внимания и контроля детей со стороны взрослых.

Одним из самых древних случаев детей-вундеркиндов был Кристиан Генрих Хайнекен, чьи выдающиеся достижения увековечены в старой Германской книге. В возрасте 14-ти месяцев ребёнок был способен рассказывать по памяти предания Старого и Нового завета. В 4 года читал и говорил на французском, немецком и латинском языках. В этом же возрасте вундеркинд был способен выполнять основные арифметические действия, знал множество исторических фактов, разбирался в географии. Будучи известным всей Европе, мальчик был принят королём Дании. Однако, Хайнекен был болезненным ребёнком и умер в возрасте 4-х лет и 4-х месяцев.

В противовес печальной судьбе К. Г. Хайнекена можно привести пример Карла Витте, родившегося в Пруссии в 1800 г. Этот вундеркинд дожил до 83-х лет и до конца дней сохранил свои выдающиеся интеллектуальные силы. Его отец был убеждён в эффективности раннего обучения и учил ребёнка с колыбели, используя развивающие игры. В возрасте 8-лет Карл читал в оригинале Гомера и Плутарха, Вергилия и Цицерона, Флориана, Метастазио и Шиллера. В девять лет мальчик стал студентом в Лейпциге, а накануне своего четырнадцатилетия получил степень доктора философии. Спустя два года он стал доктором юриспруденции и был зачислен в штат преподавателей Берлинского университета. Безусловно, велика роль отца Карла Витте в успехах сына; обсуждая процесс обучения сына, он писал:"...сын был должен, прежде всего, расти активным, здоровым и счастливым парнем. Мне было бы неприятно, если бы из него преждевременно получился выдающийся специалист по языкам или математике, потому я останавливал его, когда мне казалось, что это привлекло его внимание слишком рано".

Несомненно, большинству известны такие имена, как Моцарт, который сочинял музыку с трёх лет, Штраус и Гайдн, сочинявшие с шести. С восьми начал рисовать Рафаэль, с одиннадцати решал сложнейшие задачи Ампер. Вундеркиндами были Паскаль и Лейбниц, основатель кибернетики Винер и математик Гаусс. Вундеркинды были и в России, например, А. Грибоедов, однако, в условиях дворянского быта они были не востребованы, что не помешало некоторым из них весьма успешно проявиться позже, например, в литературе, А. Пушкину и М. Лермонтову, Л. Толстому и М. Булгакову... Немало русских вундеркиндов в музыке - М. Глинка и П. Чайковский, А. Скрябин и С. Прокофьев... Были они и в науке - Н. Пирогов и И. Мечников, Н. Боголюбов и Л. Ландау... Появлялись они позже, есть и теперь свои - художники и музыканты, физики и математики, поэты и артисты... Как не сказать о ярком художественном даровании Нади Рушевой и необыкновенных стихах Ники Турбиной, пятилетнем! дипломанте шестого международного конкурса молодых исполнителей - музыканте Данииле Булаеве и юном научном гении из Саратова восьмилетнем Матвее Никельшпарге...

Говоря о вундеркиндах, следует упомянуть о так называемом феномене "детей индиго", термине, впервые введённом Ненси Тепп, считающейся экстрасенсом, для обозначения детей, которые, по её мнению, обладают аурой цвета индиго. Широкую известность это словосочетание получило в конце 1990-х, благодаря упоминанию в источниках, относящихся к движению "нью эйдж" (новый век). "Детям индиго" приписывают высокий уровень интеллекта, высокую чувствительность, телепатические способности и многие другие, позволяющие утверждать, что они представляют собой "новую расу людей". Тем не менее, не существует ни одного научного доказательства этого "феномена", более того, большая часть признаков и качеств "детей индиго" давно известна психиатрам и описывается диагнозом "синдром дефицита внимания и гиперактивности". В заключение заметим, что тема вундеркиндов, будучи весьма важной, интересной и многообразной, ещё не получила глубокого научного обоснования, как, впрочем, и представление о человеке и его сущности.

Проявление одарённости и таланта в раннем возрасте, безусловно, весьма интересно, - являя собой чудо, оно привлекает широкое внимание. Одновременно оно показывает, как непросто подобного добиться другим, порой способным и целеустремлённым людям, которые по словам Сальери "поверяют алгеброй гармонию", чтобы с большим трудом сделать то, что легко даётся гениям. Сам факт появления вундеркиндов весьма примечателен, говоря о необыкновенных скрытых или явных возможностях человека с ранних лет, которые спонтанно проявляются у единиц и могут быть в определённой мере развиты и у более широкого круга детей, благодаря достижениям выдающихся педагогов - сторонников раннего развития за рубежом и в России. Однако с этим связано и немало психологических проблем, часто выдающиеся интеллектуальные или художественные проявления ребёнка отнюдь не дают гарантий, что это сохранится надолго, постепенно угасая.

Неординарный ребёнок должен расти в условиях внимания и заботы, а ещё, вспомним отца Карла Витте и российского психолога А. В. Запорожца, - разумного отношения к маленькому вундеркинду. Не должно быть места родительскому тщеславию, порождающему развитие у ребёнка заносчивости, повышенного самомнения, чувства превосходства над другими детьми, завышенным притязаниям. С другой стороны, не приемлемы и необоснованная боязнь родителей за здоровье детей с необычайными интеллектуальными способностями или равнодушие к их успехам, травмирующее детское сознание. Психологи отмечают, что детям с признаками одарённости в семье и школе труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. У одарённого ребёнка нередки трудности во взаимоотношения со сверстниками, - конформируясь, он может потерять те лучшие качества, которые отличали его от других. По наблюдениям учёных, наиболее перспективен такой ранний подъём интеллекта, который несёт в себе и некоторую направленность и сочетается с укрепляющейся с годами склонностью к определённой деятельности, хотя и в этом случае выбор специальности может оказаться несвоевременным или неудачным...

Хорошо ли быть вундеркиндом? Наверное, неплохо, но это зависит от ряда обстоятельств, важнейшие из которых были отмечены выше. Главное - дать вундеркинду возможность уже в раннем возрасте развить свои природные способности, не лишая при этом ребёнка радостей и волнений светлого детства - прекрасной поры человеческой жизни! На вопрос: почему так мало вундеркиндов, можно было бы ответить - всё решается свыше, но можно сформулировать и по-другому: пока ещё не сложились условия для того, чтобы люди, решая задачу продолжения рода, думали и действовали для того, чтобы их дети рождались и становились лучше их, а ведь в этом, если задуматься, - высший смысл жизни людей на Земле...

 

 

2. Гении - определение, примеры и их редкость

Природа гениальности, как и феномена вундеркиндов, не вполне ясна, хотя теперь о ней говорят скорее как о даре, нежели чем о чём-то воспитуемом или развиваемом. Впрочем, пример великого изобретателя Томаса Альвы Эдисона, говорившего, что гений - это 1% вдохновения и 99% потения, наводит на другое представление, также идущее от природы - одержимость и энергичность, самозабвенность и целеустремлённость, побуждающие человека вновь и вновь искать и трудиться, чтобы найти то новое, чего ещё не было! Всегда остаётся спорным отделение гениев от талантов, но ещё большие трудности возникают при определении самого понятия "гений". По Бюффону, гениальность заключается в необычайной силе выдержки. Водсворт определил её как "акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом". Гёте считал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней. По Шопенгауэру, сутью гения является способность видеть общее в частном и беспрестанно влекущее вперёд изучение фактов, чувство подлинно важного. По Эмерсону, особенностью гения является "вера в собственную мысль, в то, что важное для вас и вашего сердца важно и для всего человечества". По Карлейлю, гениальность - это прежде всего способность преодолевать трудности. По Оксфордскому словарю, гений - это "природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему выражения, оригинального мышления, изобретения или открытия".

Понятие гениальности имеет социальный аспект и определяется как практическое воплощение высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Это высочайший уровень одарённости личности, который воплощается в достижении, имеющем историческое значение. В отличие от талантливых людей гений создает качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов, способствует прогрессу общества и человечества. С психологической точки зрения гений не может рассматриваться, как особый тип личности, - обнаруживая значительные индивидуальные различия с точки зрения одарённости, характера, культуры, интересов и навыков, его творческий процесс принципиально не отличается от творчества других одарённых людей.

Ещё Аристотель, великий родоначальник и учитель всех философов, говорил, а Ч. Ламброзо, имевший немало последователей, и обосновал связь между гениальностью и психическим расстройством человека, однако многочисленные исследования не подтвердили того, что неизменным спутником гениальности являются дисгармония душевной жизни и психические отклонения. Естественно, исторические воззрения на природу гениальности и её оценка связаны с общими представлениями о творческом процессе. Если с античности гениальность считалась иррациональным вдохновением, "божественным наитием" (Платон), то в период Возрождения она приобрела черты новаторства и универсализма (Леонардо да Винчи, Вазари). Позднее, в Европе понятие гениальности наделялось чертами индивидуализма и романтизма, а благодаря И. Канту, писавшему о гениальности, как "о прирождённых задатках души", и Ф. Шиллеру, раскрывавшему природу гениальности через понятие "наивности", как инстинктивного следования безыскусственной природе и способности к непредвзятому постижению мира, оно начало обретать черты естественности и историчности.

Однако, что бы не говорилось о гениальности, в любом случае - это экстремальное выражение индивидуально свойственных дарований, величайший, бесподобный, напряжённый труд на века, нередко вопреки непризнанию, безразличию, презрению, нищете...

История знает немало гениальных личностей, несмотря на то, что по данным ряда исследований реализовавшиеся гении бывают один на 10 миллионов человек. Среди гениев выделяются два типа по степени целостности, системности видения мира и самовыражения, способности выявления и обоснования наиболее универсальных, инвариантных и сквозных законов строения и развития мира. Как писал У. Блейк: "В одном мгновенье видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, в единой горсти - бесконечность и небо - в чашечке цветка". Одни гении творили в какой-то одной своей сфере и не всегда обладали многогранными талантами или являлись эрудитами, полиматами, что не принижает их достоинств, которые реализовались в творениях и открытиях, имеющих историческое значение. Таковы были Кеплер и Шекспир, Ньютон и Кант, Бах и Гегель, Данте и Моцарт, Коперник и Д. Бруно, Л. Толстой и Достоевский, Гаусс и Менделеев, Эйнштейн и Циолковский, Н. Тесла и Л. Ландау...

Другие, коих значительно меньше, универсальные гении отличаются уникальным сплавом творческих дарований, нерасторжимым единством высочайшего интеллекта, интуитивной проницательности, богатства чувств и волевой целеустремлённости (Н. В. Гончаренко). К их числу относят Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э. философа, биолога, зоолога, литератора и театроведа, политолога, педагога), Цицерона (106 - 43 гг. до н.э. - философа, лингвиста, стилиста, политика, оратора и государственного деятеля), Аль Бируни (973 - 1048 гг. - философа, математика, физика, антрополога, астронома, историка, фармаколога, филолога, учителя, путешественника), Авиценну (980 - 1037 гг. - философа, астронома, химика, геолога, физика, психолога, палеонтолога, математика, поэта, педагога), Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг. - живописца, скульптора, архитектора, инженера, математика, механика, оптика, астронома и космолога, геолога, ботаника, анатома и физиолога), Михайло Ломоносова (1711 - 1765 гг. - философа, химика, физика, минералога, историка, астронома, филолога, географа, писателя и поэта, ритора, механика, металлурга, академика), Бенджамина Франклина (1706 - 1790 гг. - физика, географа, политолога, изобретателя, писателя, музыканта, журналиста, политика, издателя, дипломата, государственного деятеля), Томаса Юнга (1773 - 1829 гг. - физика, механика, физиолога, врача, лингвиста, астронома, востоковеда, теоретика музыки, египтолога), Д. И. Менделеева (1834 - 1907 гг. - химика, физика, метролога, экономиста, технолога, геолога, метеоролога, приборостроителя, воздухоплавателя, общественного деятеля, педагога), Н. К. Рериха (1874 - 1947 гг. - художника, писателя, поэта, педагога, философа, археолога, путешественника, основателя международных культурных движений). Этот список можно ещё продолжить, упомянув славные имена Архимеда и Пифагора, Чжугэ Ляна и Аббас ибн Фирнаса, Омара Хайама и Шень Ко, Роджера Бэкона и Микельанджело, Г. Лейбница и Вольтера, Гёте и А. Гумбольта, Г. Спенсера и А. Бородина, И. П. Павлова и И. И. Мечникова, Р. Тагора и А. Д. Сахарова...

Перечисление гениев, проявивших себя за два с половиной тысячелетия, не должно вводить в заблуждение читающего эти строки относительно их количества и кажущейся лёгкости проявления гениальности. Разумеется, это не так, хотя в случае гениев, подобных В. Моцарту, со вторым в определённой степени можно и согласиться. Если признать гениями только тех, кто единогласно признан ими в Европе и Северной Америке, то общее число гениев за всё время существования нашей цивилизации находится в пределах 400 - 500 (В. П. Эфроимсон). Даже несмотря на то, что гениальность - дар природы, чтобы гений состоялся вполне, должны сложиться необходимые предпосылки и благоприятные условия, которые Н. В. Гончаренко сводит к четырём важнейшим факторам:

- врождённая одарённость;

- собственные усилия;

- ближайшее окружение;

- ситуация в обществе в целом.

Увы, они далеко не всегда таковы и потому природная одарённость ребёнка, не замечаемая или не поддерживаемая окружающими, может не проявиться или быть не столь яркой. Недооценка близких или их иная ориентация, в силу ли семейных традиций, историко-социальной конъюнктуры или недостаточных материальных возможностей также может негативно влиять на реализацию природного дара человека. Революционная ситуация или состояние войны, слабость и неразвитость экономики, неорганизованность общества, низкая культура людей и девальвация института семьи, демографические проблемы и неопределённость сущности человека формируют негативный фон развития и тормозят появление и проявление талантливых и, тем более, гениальных людей.

К этому следует добавить и то, что жизненная ориентация людей, производная их развитию, как и связанные с ней состояние и направленность педагогики, также не вполне способствуют появлению вундеркиндов и формированию и проявлению гениальности. По данным ЮНЕСКО способностями к творчеству и наукам от рождения обладают 85% российских малышей, однако, к 1-му классу остается 35 - 40% ребят с такими способностями, а к моменту окончания школы – 3 - 6%. Известно так же и то, что после начальной школы лишь 10% учеников не имеют отклонений в здоровье, а ко времени получения аттестата здоровых школьников остаётся ещё меньше – 3 - 5%. И, несмотря на это, они есть - и дети-вундеркинды, и люди, которых можно называть гениями, но их могло быть и больше!..

 

 

3. Можно ли что-то сделать, чтобы было больше вундеркиндов и гениев?

Прежде, чем думать о том, что делать, чтобы было больше вундеркиндов и гениев, имеет смысл обратиться к остальному большинству людей, которое весьма неоднородно и, что примечательно, не всегда стремится к достижению таких целей. В отличие от гениев часто весьма способные и даже одарённые люди расходуют свой потенциал на добывание мелких благ, карьерных достижений, престижа, почестей, денег, удовольствий - того, что определяется господствующими жизненными ценностями, иначе говоря, они просто распыляются на бесчисленные проблемы и соблазны, которыми жизнь всегда достаточно богата... Немало людей, если не сказать, большинство, составляющих основу так называемого общества потребления, по разным причинам не развивают свои способности, реализуя себя в сфере услуг, на производстве, транспорте и других сферах, не требующих больших дарований, где важны средняя сообразительность, внимательность и работоспособность. Далеко не всех это устраивает, но несправедливость жизнеустройства и материально-социальное неравенство людей не позволяют многим проявить свои способности и дарования вполне.

Не секрет, что появление вундеркиндов и гениев значительно более вероятно в среде обеспеченной интеллигенции и некоторых национальностей, например, еврейской, отличающихся более высокими осмысленностью и практичностью, целеустремлённостью и организованностью жизни. Вместе с тем, если одарённость и гениальность даются человеку от природы, означающее, что он получает самое лучшее от родителей или более отдалённых предков, может показаться, что эти качества, как самородок или только что добытый алмаз, самоценны, видны многим и требуют лишь отделки, огранки, шлифовки, скажем, певческий голос, способности к рисованию или другим видам деятельности. Соглашаясь со сказанным выше, заметим, что это не перечёркивает четыре фактора Н. В. Гончаренко и не означает того, что талант или тем более гениальность реализовать легко... И тем не менее, не вызывает больших сомнений тот факт, что в той или иной степени каждый человек с детства обладает какими-то способностями или дарованиями, но не всем благоволит судьба в их проявлении...

Впрочем, с разработкой более объективных методов наблюдения и усовершенствованием тестовых методик появилась возможность выявлять и не столь выдающихся индивидуумов, которые являются переходным звеном между обычным человеком и обладателем особого дара и могут принести немалую пользу обществу. Весьма любопытны рассуждения о гениальности В. П. Эфроимсона, который на основании изучения биографий гениев всех времён и народов пришёл к выводу о том, что гениями рождаются, однако, только ничтожно малая доля родившихся потенциальных гениев - в гениев развивается. А из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется. При этом зарождение потенциального гения является прежде всего проблемой биологической, даже генетической, развитие гения - проблемой биосоциальной, а реализация гения - проблемой социобиологической.

Выше приводились причины, тормозящие появление и проявление таланта и гениальности, данные, поддерживаемые передовыми педагогами, что более 80% современных детей, имеющих врождённые способности и высокий креативный потенциал, теряют их полностью или частично уже в начальной школе. Сторонники раннего развития детей: М. Монтессори, Г. Доман, М. Ибука и др. идут ещё дальше, полагая, что это происходит ещё раньше - до 3 - 4-х лет, и предлагая оригинальные методики духовного и физического развития... Так, система Монтессори основана на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и поддержании его естественной радости от обучения. Её учебный материал ориентирован на чувственное восприятие ребёнка и изначально был рассчитан на детей с отставанием в развитии. Методика Монтессори, испытавшая влияние Ж. Итара и Э. Сегена и объединяющая ощущение и познание в единое целое, помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение и моторику.

Глен Доман - американский врач, занимался лечением детей с нарушением умственной деятельности. Их учили читать, показывая карточки со словами, написанными крупным, красным шрифтом, произнося их громко вслух. Весь урок занимал 5 - 10 секунд, но таких уроков было несколько десятков в день. Спустя некоторое время после начала обучения эти дети по весу, росту, окружности головы и грудной клетки превосходили обычных детей, а выздоравливая, легко осваивали беглое чтение, математику, становились эрудитами и вместе с тем, были прекрасно развиты физически. Применяя эту методику со здоровыми детьми, Г. Доман считал, что такая учёба эффективна в период роста и развития мозга, то есть, до 7 - 7,5 лет, но особенно в первые три года.

Масару Ибука, директор организации "Обучение талантов в Мацумото и автор книги "После трех - уже поздно" считает, что то, что дети усваивают без особых усилий в 2 - 3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся. По его мнению то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи, потому следует изменить не содержание, а способы обучения ребёнка.

Вместе с тем, российские эксперты в области дошкольного образования считают, что сверхраннее обучение ребёнка чтению и письму, обусловленное неадекватными требованиями родителей и образовательной системы, ведёт к уничтожению у ребёнка мотивации к учёбе. Врачи сейчас наблюдают общее снижение состояния здоровья у детей, которые живут в очень тяжёлом режиме - ходят на занятия по иностранному языку и в спортивные секции, на занятия по музыке, живописи и танцам, и ещё куда-нибудь по желанию родителей. Придя домой, дети падают от усталости и уверенно идут навстречу соматическим заболеваниям, неврозам и уничтожению желания учиться. Увы, далеко не всем ясно, что ребёнок должен расти в системе адекватных требований, без прямого обучения и, что самое важное, каждый в своём темпе.

Эти и другие материалы позволяют говорить о том, что причины недостаточного проявления способностей людей состоят отнюдь не в их бездарности, а находятся в другой плоскости - социально-экономической, научно-педагогической и практической. Многие специалисты приходят к выводу о том, что человек имеет колоссальные резервные возможности и гигантские потенции так называемого, нормального человеческого мозга, которые нуждаются в развитии, волевой стимуляции и возможностях реализации для того, чтобы творить очень талантливые и даже гениальные дела. Также можно говорить и об очевидно недостаточном научном знании человека и процесса формирования и развития его психофизических возможностей от зарождения до зрелости и далее...

Можно ли как-то изменить такое положение? Примеры вундеркиндов и гениев, проявление способностей и одарённости людей позволяют сделать важный вывод о том, что, с одной стороны, - люди имеют весьма большие потенциальные психофизические возможности, а с другой - они проявляются лишь у немногих в благоприятных условиях и обстоятельствах. Вместе с тем, последние столетия педагогических практики и теории, начиная с Я. А. Коменского, развитие гуманитарных наук и человековедения дают основания полагать, что так называемый природный дар гениальности, таланта, одарённости людей, отнюдь не "терра инкогнита" или проявление воли Божьей, а непознанная и неопределённая в такой же степени материя, как и природа-сущность человека. Если её определить, станет возможным не только более верно судить о развитии человека, но и позитивно воздействовать на него.

Упомянутые выше сторонники раннего развития детей, классики зарубежной педагогики: Я. Коменский и И. Песталоцци, Д. Локк и А. Дистервег; замечательные русские: К. Д. Ушинский и П. Ф. Лесгафт, А. Н. Острогорский и Л. Н. Толстой и советские педагоги: А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Ш. Амонашвили и В. Жохов, многие, многие другие, приблизившиеся к пониманию природы человека-ребёнка и сумевшие, благодаря эффективным методикам, многому научить своих учеников, как нельзя лучше подтверждают эту мысль. Однако, это лишь отдельные индивидуальные достижения, не связанные общими теорией и методологией. Заложенная зарубежными и русскими педагогами, в частности, К. Д. Ушинским, педагогическая антропология пока не развита до такой степени, чтобы определить и стимулировать формирование практических методик, которые составили бы общезначимую педагогическую систему эффективного развития большинства людей.

К сожалению, такое положение объективно, отражая уровень видового развития человека с его жизненными ценностями и адекватным ему неопределённым состоянием философской антропологии, до сих пор не давшей определения сущности человека, без которого не может быть определён и смысл его существования. Такое обучение, как сказал К. Д. Ушинский, нередко остаётся формальным, а учащиеся не стремятся к целенаправленному и сознательному познанию, смысл которого стал бы "мотором их духовного и социального развития". В определённой степени эту проблему решает человековедение, рассматривая человека как микрокосм или элемент системы природы и общества, важнейшей смысловой задачей которого является осуществление жизненной необходимости самопознания и наилучшей реализации своей сущности для достижения высшей пользы улучшения вида.

Контекст достижения высшей пользы предполагает совершенствование человека от его зарождения на протяжении жизни, предопределяя и организуя весь процесс его воспитания, развития и жизнедеятельности индивидуально, в социуме и природе. Категории жизненной необходимости и высшей пользы, обоснованные и разработанные человековедением, как и процедуры формирования индивидуального жизненного цикла и хозяйства жизни человека, обеспечивающие их осознание и реализацию, теория и система природосообразного поведения суть методологическая основа необходимых знаний, методов и средств рационального развития и совершенствования людей. Они могут стать своеобразной "живой водой" процесса воспитания и образования человека, который, вбирая всё лучшее, что уже есть и ещё появится в будущем, будет способствовать совершенствованию его тела и разума и улучшению жизни, в котором число вундеркиндов и гениев будет возрастать с 1 на 10 миллионов сейчас, до 1 на миллион, тысячу и так далее, до тех пор, когда каждый человек сможет иметь и максимально проявить свои психофизические возможности!

 

 

Заключение

В заключение хочется выразить надежду на то, что мы немного понизили степень неясности и неопределённости темы вундеркиндов и гениев и сумели, благодаря человековедению, перекинуть мостик от них к остальным людям. Более того, мы не сомневаемся в том, что возможно, хотя и не быстро, сделать так, чтобы вундеркиндов и гениев становилось больше. Для этого надо многое делать до и после рождения ребёнка родителям, педагогам и всему обществу, ну и, разумеется, рационально, сообразно сущности, действовать самому человеку, максимально реализуя заложенные в него природой психофизические возможности. Природа человека такова, и это несомненно, ибо жизненно необходимо и полезно, чтобы мышцы и мышление человека постоянно и целенаправленно, осмысленно трудились, ибо без интереса, без усилий и преодоления трудностей, нет развития и совершенства! И в этом - ключ к появлению и проявлению способностей и одарённости, таланта и гениальности в любом возрасте!

18.11.2013

 

 


№56 дата публикации: 03.12.2013

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2019