ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №97 / Весна 2024

Читателям Содержание Архив Выход

П.Ф.Беликов

 

Современники о Н. К. Рерихе

Искусство, научная, литературная и общественная деятельность Н. К. Рериха были широко отмечены его современниками. Десятки выдающихся деятелей культуры, видные учёные, государственные деятели выражали своё восхищение личностью русского художника и гуманиста.

«Величайшим интуитивистом современности» назвал Н. К. Рериха А. М. Горький. «Рерих - вообще явление особенное, до того не похожее на всё, что мы знаем в русском искусстве, что его фигура выделяется ослепительно ярким пятном», - писал нар[одный] художник СССР И. Э. Грабарь. Нар[одный] художник СССР С. Т. Коненков указал, что нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия Земли легли в основу международного права. Рабиндранат Тагор утверждал, что общественная деятельность Рериха окажет огромное позитивное влияние на сотрудничество в области национальных культур. «Когда я думаю о Николае Рерихе, то поражаюсь размаху его деятельности и богатству творческого гения», - сказал Джавахарлал Неру. Виднейший индийский философ и государственный деятель д-р С. Радхакришнан писал о Рерихе как о великом провидце, который «пробудит в нас сознание той обыденности, в которой мы погрязли, и поможет нам избавиться от неё». Абиндранатх Тагор в предисловии к одной из книг Рериха замечает: «…Мой друг Николай Рерих выразил то, что чувствует вообще восприимчивый человек в ценностях искусства, в том числе и величайшего, быть может, из всех искусств - искусства жизни». Первым русским посланцем Красоты, который принёс Индии бессмертные заветы искусства» называет Н. К. Рериха д-р Калидас Наг. «Рерих! Это имя человека, которого просто называют, и имя которого звучит как необъятный комплекс идей и образов. Стоит только назвать его, и все знают - А! Рерих! Такое пожалование именем - есть высочайшая награда своего народа», - писал о Николае Константиновиче известный русский и советский писатель Вс[еволод] Ник[анорович] Иванов.

В 1927 году в Нью-Йорке и в 1964 году в Бангал[о]ре (Индия) вышли специальные издания «Современники о Николае Рерихе» (на английском языке), включившие в себя десятки высказываний, многосторонне характеризующих замечательную личность, творчество и деятельность Н. К. Рериха. В 1977 году в Москве вышла книга В. Сидорова: «На вершинах (творческая биография Н. Рериха, рассказанная им самим и его современниками)». Всё это подтверждает большое значение живых свидетельств современников Рерихов в деле углубленного изучения его жизни и деятельности.

Приведем ещё несколько таких свидетельств, исходящих от лиц, знавших и сотрудничавших с Н. К. Рерихом:

«Быть близким к Николаю Рериху - равнозначно посещению одновременно нескольких высших учебных заведений. Это - погружение в великие истоки прошлого, в глубины истории. Это - стремление к беспредельному знанию и жажда прикоснуться к будущему человечества» (З. Г. Фосдик. Вице-президент Музея им. Н. Рериха в Нью-Йорке).

«Великий художник! Его искусство свидетельствует, что из России на весь мир исходит некая сила, - я не могу измерить её, не могу определить словами, но она налицо» (И. Зулоага. Испанский художник).

«Элементы русскости в Рерихе не случайны, но соединены как-то с его победным маршем по всему миру» (Б. Д. Конлан. Английский худож[ественный] критик и поэт).

«Рерих - явление единственное в русском искусстве, и неповторимое» (М. Кузьмин. Русский поэт и худож[ественный] критик).

«За какую бы тему ни брался Рерих, она тотчас превращалась у него в высоко своеобразное, чисто рериховское произведение искусства» (И. Э. Грабарь. Нар[одный] художник СССР, историк искусства).

«Где-бы ни ходил он по Азии - в Тибете, В Ладаке, в Сиккиме и Бутане, в Центральной Азии и Монголии, - везде его встречали со знаками особого почитания, доверия и любви, редко оказываемых чужестранцами» (Г. Малаласекера. Учёный и философ, б[ывший] посол Шри-Ланка (Цейлона) в СССР).

«Сценическое искусство перед Рерихом в неоплатном долгу. Для русского театра, оперы и балета его работы имели огромное значение» (М. Фокин. Русский балетмейстер).

«Эмоциональной искусство Рериха почти непередаваемо словами - оно для глаз и для души» (К. Юон. Нар[одный] художник СССР).

В 1918 году в [Советскую Россию] проникли необоснованные слухи о гибели Рериха, в связи с чем был проведен вечер его памяти, на котором известный советский поэт, друг В. Маяковского - Николай Асеев, - ещё до начала «победного марша по всему миру» нашего замечательного художника и мыслителя, предрёк ему неувядаемую славу в таких строках:

 

Тому, кто шёл на безымянный берег,

В могилу клали: меч, копьё и лук,

Кто ж на щиты тебя поднимет, Рерих,

Последний, может, рюриковский внук?

***

Промчатся снова кругом лета, зимы…

О, юноши, взгляните же назад:

Князь на костре горит неугасимо

И пламя, пламя плещется в глаза!

 

[1979 г.]

 

 

 

Текст подготовлен П. Ф. Беликовым в помощь организаторам Музея имени Н. К. Рериха в Верхнем Уймоне (Горный Алтай). В конце текста: «Составитель (Беликов П. Ф.)». Публикуется впервые по копии из архива А. Н. Анненко.

Публикация А. Н. Анненко (Абакан).

 

 


№55 дата публикации: 02.09.2013

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020