Кузьма Т. 

«Медлить нельзя!» - духовное завещание С.Н.Рериха

Во многих статьях и документах содержится большое число ссылок и упоминаний на письмо С.Н.Рериха "Медлить нельзя!" О содержании письма, к сожалению, из этих упоминаний невозможно составить полное представление. Я смог прочитать сам документ только сейчас, спустя двенадцать лет после его первой публикации ("Советская культура" от 29 июля 1989 г.). При внимательном прочтении письмо это представляется мне духовным завещанием Святослава Николаевича.

Конечно, за прошедшие двенадцать лет многое изменилось в жизни, но давайте попробуем посмотреть на это письмо без привязки ко времени его написания.

На вопрос о том, как осуществить красоту в жизни, что должно быть нашей основой и как действовать, лучше всего отвечают следующие тезисы:  

  1. осознание Красоты Добром;
  2. стремление каждый день делать что-то лучше, чем вчера;
  3. явление светлых мыслей и реальных конкретных дел;
  4. объединение сотрудников, мыслящих о высоком;
  5. одним из таких объединений и видится для Святослава Николаевича Центр-Музей Н.К.Рериха, который должен:

    a) прежде всего, быть живым Центром, быть не просто музейной экспозицией, а проводить постоянно сменяющие друг друга выставки - картин, ремёсел, детских работ интернационального характера; работы Николая Константиновича должны быть представлены постоянно;

    b) при Центре может быть и лекционно-концертный зал, и студии для молодых художников, и мастерские по возрождению и сохранению народных ремёсел;

    c) при Центре должна работать большая библиотека, в которой будут собраны книги по истории культуры, по искусству и философии России, Востока и Запада, в том числе и работы Николая Константиновича и Елены Ивановны (С.Н.Рерих оговаривает, что архивные материалы его родителей он мог бы предоставить Центру, равно как и хранящиеся у него многочисленные неопубликованные их (Н.К.Рерих и Е.И.Рерих) труды;

    d) Святослав Николаевич также уверен, что выход этих трудов в свет, особенно на Родине, на русском языке, весьма способствовал бы расширению сознания на пути к более совершенному, более нравственному человеку; все писания Рерихов предназначены молодым людям нашей страны;

    e) Центр – научное учреждение, задачей которого может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Николая Константиновича и Елены Ивановны, но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные духовные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия. Всё это было затронуто в трудах Николая Константиновича и Елены Ивановны, но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции.

    f) Центр не сможет в одиночку справиться со всеми этими проблемами, но он может служить координирующим началом, своего рода штабом, причем международного плана. Деятельность Центра будет иметь по необходимости два аспекта – внутрисоюзный и международный. Частью второго аспекта видится установление связей с обществами Рериха за рубежом, с Музеем в Нью-Йорке, с движениями "Знамя Мира" и "Мир через Культуру";

    g) Штат Центра на первых порах должен быть небольшим, человек десять (научные работники - социологи, культурологи, искусствоведы; библиотекарь; секретари-машинистки), но все они, разумеется, должны отвечать самым высоким нравственным и профессиональным требованиям. Во главе Центра Л.В.Шапошникова.

    h) Принципиально следующее: расположение Цента-Музея только в Москве. Все уже существующие учреждения - мемориальный кабинет Н.К.Рериха в Музее искусства народов Востока, музей в Изварах, кабинет Ю.Н.Рериха в Институте Востоковедения, его мемориальная квартира - должны будут установить рабочие связи с Центром-Музеем, но в то же время сохранять свою самостоятельность.

    i) Центр должен обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации (по типу Детского фонда).

  6. Святослав Николаевич высказывает особое расположение к идее создания общественного Фонда имени Рериха, который взял бы на себя финансовое обеспечение и общее руководство центром. Средства Фонда (в перспективе международного) на начальном этапе могли бы быть составлены из отчислений организаций-учредителей, а также из членских взносов членов обществ Рериха и из добровольных пожертвований граждан разных стран.
  7. В дальнейшем финансовый вопрос мог бы быть частично разрешен за счет доходов Центра от издательской деятельности и концертных, выставочных и тому подобных мероприятий.
  8. Фонд имени Рериха позволил бы выйти в международном плане на самые широкие круги интеллигенции. С помощью деловых кругов Фонд смог бы осуществить идею создания на территории Москвы или Подмосковья международного города мира.
  9. Из средств, полученных от тех же деловых кругов и в тесной связи с идеей города мира, Фонд имени Рериха мог бы выделить определенную сумму на присуждаемую ежегодно или раз в два года Международную премию и медаль имени Н.К.Рериха за культурную деятельность во благо мира.
  10. Что касается вопросов об Институте Урусвати, С.Н.Рерих думает, что к ним следует обратиться на более позднем этапе, после создания в Москве центрального Музея.
  11. В перспективе Святослав Николаевич видит, что Институт Урусвати, где в полном порядке сохраняются уникальные коллекции, может стать индийским филиалом Центра-Музея на правах совместного советско-индийского учреждения.
    Конечно, окончательное решение потребует разработки многих юридических вопросов, а также приезда для приемки коллекций группы специалистов (орнитолога, зоолога, ботаника, а также, вероятно, археолога и фольклориста), но все это вполне разрешимо. Конструктивно к этому делу можно подойти  только тогда, когда Центр-Музей и Фонд имени Рериха развернут свою работу в Москве.
  12. Таким образом, Фонд имени Рериха и обеспечиваемый им Центр-Музей смогли бы содействовать решению важнейших задач как внутри страны, так и в международном плане. Это явилось бы толчком для других стран и закрепило бы за Советским Союзом роль первооткрывателя нового вселенского мышления. С.Н.Рериху представляется это чрезвычайно важным и не терпящим отлагательств.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

7 дата публикации: 01.09.2001