<<<

>>>

Зарисовки окружающей жизни. Индийская свадьба.

04.11.2000

Как вы думаете, друзья, для чего дана голова человеку? Ну уж точно не только для того, чтобы шапку носить , - скажете вы в один голос. Совершенно в точку. Не только. Ещё можно на голове носить всё, что угодно. Вот, например, на стройке напротив нашего офиса женщины носят на голове большие корзины со стройматериалами. На строительствах дорог голова - для ношения корзин с землей. На деревенских дорогах и женщины, и мужчины носят сено на голове, этакие ходячие копны в закате солнца. В городе на головах у грузчиков - мешки с товаром. А под окнами нашей гостиницы у женщин на голове - горшки с водой и тазики с бельём. Куда там современным визажистам Европы с их выдумками на предмет причёсок... Так что, действительно, не только для шапки может голова сгодиться. Но стройность и грация женщин поражает. Женщина может идти с кувшином на голове, совершенно не придерживая руками!

Вообще, меня удивило в Индии то, что для тяжёлого ручного труда используются именно женщины. Мужчины могут мотыгами колотить землю, но переносить всю эту тяжесть будет именно женщина. Где-то я слышал, что якобы в Индии мужчины стирают длинные сари женщин, т.к. это тяжёлая работа... Ничего подобного! С утра каждый день, начиная до восхода солнца, я постоянно слышу стуки под окном. Это несколько молодых семей начинают свой день с того, что мужчины ходят чистить зубы, умываются, а женщины с утра пораньше колотят тяжёлое мокрое бельё о камень. Так производится стирка. Потом мужчины сидят и разговаривают. А женщины развешивают на заборе и на камнях яркие разноцветные одежды. Лишь после этого все мужчины идут на строительство дома, а женщины, собравшись кружком, сидят, судачат, греясь на солнышке. Впрочем, мужики могут в это же время сидеть на крыше, свесив ноги. Такой вот нерасторопный ритм жизни, к которому мы начинаем привыкать...

Привычка - коварный враг. Я уже почти не удивляюсь мусору, который везде валяется. Меня уже почти не удручает дымный выхлоп соляры впереди идущей машины. Только к нищим не могу привыкнуть. Они хватают за руки, обращая на себя внимание. При этом у них могут быть язвы, которые они показывают, стремясь разжалобить. Денег не подаю, а хлеба с собой, как правило, нет, вот и остается неприятный осадок в душе. Наверное, к этому нельзя привыкнуть... Да, ещё к большому количеству перца привыкнуть невозможно :)…

11.11.2000

В субботу мы встречаемся всей группой для усовершенствования английского. Сегодня наш преподаватель английского языка Налини преподала нам прекрасный урок.

Мы обсуждали заранее подготовленный вопрос о семье. Что нужно для счастья в семье, национальные обычаи, нужны ли для счастья дети, какой минимальный возраст для вступления в брак и другие подобные вопросы. Каждый высказал свою точку зрения. В Иране одно, в Перу другое, в ЮАР - свои особенности, в Индии - свои традиции. Не обошли вниманием и новый аспект времени, - как в жёстких экономических условиях последние десять лет меняются традиции. В Индии свадьбу обеспечивают родители и старшие в семье. Они дают благословение, назначают или одобряют срок свадьбы. Глава семьи может сказать нет , т.к. от него зависит благосостояние молодой семьи. В 10% случаев ещё встречаются детские браки, когда детей женят в малолетстве, а потом они живут раздельно, пока не вырастают. Это, как правило, религиозные семьи. Очень сильны традиции. В Перу - всё достаточно независимо и молодые должны сначала встать на ноги, а потом сами выбирают свою судьбу. Так и Кэтлин, и Эрнесто, например, имеют свою вторую половину, но предпочитают ещё несколько лет подружить, пока не встанут на ноги экономически.

Налини привела свой пример. Её отец сначала сказал нет . Он спросил её. - как ты будешь с ним жить, он из другого штата, из семьи, где едят мясо?.. Вы будете счастливы первые два месяца, а что потом? (Надо сказать, что в каждом штате совершенно разные обычаи. Кастовость в этом отношении настолько сильна, что мы не знаем и десятой части всех тонкостей.) Правда, в конце концов, всё обошлось благополучно... Вообще же, семья в Индии - это и братья, и родители, и племянники, очень большие семьи и патриархальность в Индии очень большая, хотя бы по причине уклада жизни и перенаселённости.

Затем мы достаточно бурно прообсуждали тему детей и разводов. Кэтлин сказала, что в 99% экономическая подоснова и независимость в её стране играет главную роль. Не все с этим согласились, перешли на тему брачных контрактов, которые очень популярны в Иране, по словам Ашкана. Затронули все стороны, включая психологические, экономические и биологические особенности создания семьи.

В конце концов, Налини предложила переключиться. Разделила нас на две группы и дала нам по 12 газетных листов и 20 иголок. Задание было - построить наиболее высокое сооружение за 15 мин.

Это на самом деле непростое задание, из газеты сделать что-то устойчивое и высокое без остатка материала. Кто-то из нас пытался что-то конструировать, сворачивая большими цилиндрами газету, кто-то просто её мял в нерешительности, кто-то - стоял и наблюдал. В итоге мы сообразили, что надо скатывать тонкие трубочки, т.к. они становятся очень плотными, и построили тонкую трубу до потолка. Упёрли её в потолок и были счастливы, но Налини сказала, что строение должно быть другим - без опоры. Тогда мы придумали, что надо сделать внизу треугольные опоры, как у ракеты, из тех же трубочек и скрепить их иголками. Время прошло, наша команда победила и мы расселись.

- Ну что, понравилось?

- Да-а-а-а!.., - как дети, все дружно ответили.

- Ну вот, а теперь давайте проанализируем, как мы это делали. Какая первая мысль у вас была? Кто-то думал о том, что башня должна быть самой высокой, кто-то о конструкции, как всё это будет стоять, кто-то ещё о чём-то... Так вот, - продолжала Налини, - здесь важен сам процесс. Кто-то что-то делал, кто-то стоял, но когда вы выстроили высокую башню, потребовалась помощь ещё одного человека, чтобы держать её, пока строили основание. Так же и в семейной жизни. Вы думаете о цели, но если вы не задумались о фундаменте, на котором она будет воплощаться, то потребуется помощь со стороны, чтобы ваше сооружение не рухнуло... По аналогии с прошедшим строительством ваша семья не всегда знает, как строить, но кто-то подал хорошую идею, кто-то что-то воплотил, вам всегда приходится взаимодействовать и принимать решение, вы строите своё собственное будущее, и для прочного строительства вам нужен фундамент. И чтобы вы ни делали, нужно взаимодействие с людьми, умение перенять опыт. Важно основание и цель. Это все есть творческий процесс...

Как-то сразу встало все на свои места. Весь разговор и предыдущее обсуждение осветились с новой точки зрения. Не знаю, что вынесли из этого урока мои друзья, а я увидел глубокую мудрость этой сорокалетней женщины, дающей среди уроков английского основы этики.

17.11.2000

У нас во внутреннем дворе гостиницы встречается один индиец, который носит постоянно на лице платок. Это джайн. Нужно видеть его медленную походку, как он аккуратно вышагивает, не спеша прогуливаясь по двору. Сегодня с утра он ехал на мопеде, который извергал из себя сильный запах несгоревшего топлива наряду с дымом, как и любое средство передвижения в Индии, которое до сих пор мне удалось увидеть. Если бы он узнал, что от его мопеда погибает больше микробов, нежели от его дыхания без повязки, он был бы в ужасе. Несколько дней назад он снимал при мне повязку... для того, чтобы позвонить по мобильному телефону... Потом снова надел. Да, одни стоят на голове всю жизнь, другие на одной ноге, чтобы приблизиться к Богу; этот джайн носит на лице марлю; сикхи, которых здесь тоже много, не стригут бороду и не снимают своего тюрбана...

Если извлечь мораль, то и в нашей жизни можно найти самые странные, ничем не обусловленные правила и добровольно принятые на себя запреты, которым мы до фанатизма следуем, как этот джайн, совершенно не соизмеряя их с окружающей простой жизнью.

***

Сегодня рано утром, сразу после восхода солнца, пока ждали микроавтобус перед входом в нашу гостиницу, наблюдал, как индиец начинает свой трудовой день. Он - гладильщик. Всё его имущество состоит из небольшого сарайчика и телеги, самой настоящей. Индийские телеги отличаются от русских только отсутствием основательности и массивности. Индийские можно катать руками, они миниатюрные, если можно так выразиться. Но с ещё большими колесами. И такие же старые :). Так вот, на этой телеге расстелено одеяло, там лежат уже какие-то тюки с одеждой. А на земле стоит огромный бабушкин утюг. У него открывается верхняя крышка, как печная заслонка, внутрь этот гладильщик не спеша засыпает крупный уголь и поджигает. Всё это дымит, как курения, как некий ритуал, как священнодействие. То же самое - со вторым утюгом. Рядом бегают обычные сибирские бурундуки, которых здесь в Бангалоре очень много. Бегают они, правда, по пальмам, а не по соснам. Играют, радуясь восходящему солнцу.

Кришна, молодой парень, следящий за порядком в нашей комнате, говорил мне, что у входа есть гладильная мастерская, куда я его просил отнести свои белые рубашки, пока работаю в офисе днем. Если это именно к этой телеге и утюгу, стоящему на земле, то удивляюсь, как мои рубашки остались чистыми. Правда, теперь понятно, почему они некачественно проглажены...

На дворе 2000 год, крупнейший город Индии, центр компьютерных технологий, а гладильщик использует всё те же орудия, что и его давние предки...

***

До офиса ехать 15 минут утром и 30 вечером. Всё зависит от количества машин на дороге. Это называется траффик, новое слово, которое скоро прочно войдёт в русский словарь. Каждый раз неизменно водитель вставляет в магнитофон кассету и салон автобуса наполняют индийские ритмы.

Вокруг встающего солнца широко в полнеба маленькими полосами по бокам - радуга. День обещает быть хорошим.

***

Ребята из Перу удивили меня: оказывается, там у местных аборигенов тоже есть своя матрёшка, только они её не разукрашивают!!! Значит, принцип семеричности (вложенности тел) каким-то образом воплотился в разных культурах независимо от континента!

***

В ресторанчике, куда мы недавно ездили на обед, со стола убирает молодой мальчишка лет десяти. Асиш спрашивает у него на английском: Ты почему не в школе? Он, сияя глазами, но не отвлекаясь от дела, смотрит на нас; видно, что ни слова не понимает. Английскому здесь учат только в школе. Наверное, у него нелёгкая судьба и он ограничился только тремя классами. Дальше - нелёгкий заработок. Он с трудом поднимает тяжёлый таз с грязной посудой и, семеня, быстро уносит, сгибаясь на тонких ногах.

Здесь вообще очень худой народ и маленький в простонародье. Не знаю, как на севере.

***

В магазинчике в подвале гостиничного дома обитает семья. Они - мусульмане. Отец - владелец магазина; мать, дочь и сын - постоянно помогают. Родители желают, чтобы дочь шла учиться дальше, ей семнадцать лет и имя у неё очень странное на наше ухо - Кобру. Мы её зовём просто, Кобра :). А продолжателем дела будет сын, которому тринадцать лет, так сказал отец. Он постоянно в магазине. Патриархальность в Индии сильна. У этого парня уже определена судьба. Он - врождённый вайшья, торговец. Зачем ему учиться? Пусть дочь учиться. А сын пусть занимается бизнесом .

Несколько дней назад мне мать Кобры сказала, что я похож на индийца. Мы долго пытались разобраться, - чем, но все мои характерные особенности лишь вызывали смех подтверждения сказанному у неё и её детей. Я так и не понял, почему...

***

Две недели назад мы были на индийской свадьбе. Настоящей, с традиционным ритуалом. Если вы меня спросите, что такое индийская свадьба, я даже затрудняюсь сразу сказать... Индийская свадьба - это сотни и даже тысячи гостей, это место, украшенное цветами, которые вьются по столбам навеса и по самому перекрытию, это огни и курения перед молодыми, это ритуал вокруг центра зарождающейся вселенной семьи. Это, прежде всего, непрерывный рёв труб и грохот барабанов во время всей часовой церемонии, эти ритмы меняются, создавая эмоциональный настрой в нужный момент ритуала, это, наконец, сияющие две пары глаз... Нет, это невозможно описать словами, нужно самому присутствовать. Но не факт, что вы поймёте смысл происходящего. Мой товарищ был просто подавлен и угнетён всем этим грохотом. Каждый видит по-своему...

Из самой церемонии запомнилось, что молодые обменялись цветами, плодами какого-то фрукта, повесили две гирлянды цветов друг на друга, совершили омовение у огня, обошли вокруг главного места семь раз, где они сидели сначала на полу, а затем сели на принесённые кресла. Как настоящие раджа с принцессой. Потом их кормили родители из ложечки, затем родственники. Странный ритуал, нам непонятный. Ну, а потом все дарили подарки. Целая длинная очередь...

После церемонии всех гостей кормили. Несколько длинных рядов столов без тарелок. Вместо них - традиционные широкие банановые листы, на которые кладут всего понемногу, всего 10-20 наименований, которых я всё равно не знаю. Также по традиции не было ни ложек, ни вилок. Первый раз в жизни ел руками, мой товарищ не решился и был от этого ещё больше угнетён. У него очень много комплексов, как и у любого другого европейца. Для того, чтобы понять Индию в деталях быта, надо быть азиатом. Или сибиряком, в крайнем случае :).

Ваше письмо автору

/журнал Грани эпохи № 8 зима 2001-2 гг. / дата публикации13.02.2002

<<< // >>>

публикации | наука | точка зрения | эпика скорби | жемчужины мудрости | литература | A и W | почта | архив | библиотека | документы | редакция