<<<

>>>

История Шраванабелаголы

Шраванабелагола, известная своей колоссальной монолитной статуей Гомматы или Бахубали, смотрящей вниз на мир, была всегда местом паломничества задолго до Гомматы. Как известно, Гоммата был здесь под открытым небом в дождь и солнце многие тысячи лет . - Так начинается повествование о святом в джайнской литературе.

Шраванабелагола складывается из мифа, легенды и истории. Шраванабелагола - это два холма, Чандрагири и Индрагири. Малый холм всегда притягивал паломников своим джайнским монастырем (базади), а большой холм - 58 футовой статуей. Белагола, название озера, лежащего между холмами, по легенде является частью имени, Шравана - это джайнский святой. Имя Шраванабелагола заменило старое имя местечка Калбоппу.

Здесь на камнях высечены философские изречения. Чандрагири берёт свою историю ещё до Рождества Христова. В IV веке до н.э. Чандрагупта, предок Ашоки, правил в своём царстве Магадха на территории нынешнего штата Бихар, недалеко от Гималаев. Однажды он пришёл на юг, чтобы посмотреть на Чандрагири или малый холм, который и получил после его посещения имя Чандра. Чандрагупта пришёл не один. Известный святой Бхадрабаху следовал с ним. Этот известный учёный святой джайнистского пантеона был известен как Тот, кто знал внутреннюю сущность Джайнской школы философии. Пещера Чандрагири, где этот святой провёл свои последние дни, считается священной. Чандрагупта последовал примеру своего учителя и с той поры многие прекрасные люди приходили сюда, чтобы постигнуть сущность вещей в последние годы своей жизни. Они отказывались от одежды, еды и воды. И со временем Чандрагири стал известным центром паломничества. Начиная с X века здесь строится множество джайнских храмов, пик храмостроительства приходится на XII – XIV века.

Надписи на камнях - старейшая форма записи. Они представляют интерес не только для паломников и взыскующих мудрости людей, но и для учёных - языковедов и литераторов. Наиболее ранние записи ведут нас к образованию царства Ганга в IV веке. Царство было основано двумя братьями, Дидига и Мадхава с благословения джайнского святого Симхананди. Эта замечательная надпись была найдена на Чандрагири.

Большинство записей повествует о жизни великих царей, об их подвигах и о былых царствах и походах. Датировка большинства из них – VIIIX века. Шраванабелагола - известное хранилище этих каменных летописей. Многие династии минули с тех пор, Ганга, Раштракута, Хойсала, царство Виджайянагар и Майсурская династия Водьяр… Все они внесли свой вклад в строительство и увековечение памяти о святых джайнах на этих небольших двух холмах…

Есть здесь и совершенно удивительные надписи, увековечившие терпимость к инаковерию и гармонию взаимоотношений. Одна из них гласит, что в 1398 году царь империи Виджаянагар Вирабуккарайя, рождённый джайном, был прозван ведущим и объединяющим вишнуитов и джайнов. По его воле Шраванабелагола стала под защиту вишнуизма.

Грандиозная статуя Гомматы стоит на холме Индрагири с потрясающим панорамным видом на прилегающие многочисленные озёра и малые холмы. На рассвете она представляет величественную картину, когда лик статуи медленно просыпается и проявляется из тумана под лучами солнца.

Гоммата

История Гомматы или Бахубали ведёт нас к истокам, к истории о первом тиртханкара, Адидева. Согласно Джайнской мифологии, идущий Адидева возвещал век труда.

До Адидевы был век обилия; земля была окружена молоком и мёдом; так называемые калпаврикша исполняли все желания. Земля называлась тогда бхога бхуми, обетованной землёй наслаждений.

Пришедший Адидева изменил лик земли и её сердце. Это выглядело так, как будто она потеряла присущую ей щедрость; дары доставались теперь с большим трудом; они достигались теперь только через тяжёлый труд. Бхога бхуми превратилась в карма бхуми.

Адидева учил и наставлял о труде, объединяя это познание в трёх словах: ази (меч), мази (перо) и хриши (плуг). Меч нужен был для самозащиты, перо для умственных занятий и плуг для физического труда.

Бхаратеша был первым из сотни сыновей Адидевы и унаследовал власть, когда Адидева удалился в леса для духовной аскезы. Бхаратеша, благословленный небесным оружием чакра ратна, пошёл на завоевание мира.

Его поход был завершён, но по его возвращению странные вещи случились. Чакра ратна остановилась рядом с Айодхья, и мудрый человек сказал Бхаратеше, что она не сдвинется, пока он не победит своих братьев.

Тогда Бхаратеша созвал своих братьев. Только Бахубали принял вызов; другие братья, испытывая отвращение к алчности Бхаратеши, отреклись от мира и ушли в лес.

В дуэли между братьями Бахубали одержал победу над братом. Униженный Бхаратеша бросил своё последнее оружие чакра ратна в брата. Но оно не поразило его, лишь упав около его ног. В этот самый момент великие перемены произошли с Бахубали. Его внутренние очи открылись и он прозрел преходящую ценность этого мира. Он отрёкся от власти в пользу Бхаратеши, принял епитимью, отказался от одежды и удалился на долгие годы.

Адидева достиг просветления и Бхаратеша захотел у него узнать, почему нет брата, почему тот ушёл. Он получил разъяснения от своего отца. Адидева объяснил, что гордость была причиной.

Бахубали, отрёкшись, получил весь мир, но в то время, как он размышлял в созерцании, одна мысль бродила в его уме: Может ли он покинуть землю, пока хоть один её кусок остается за Бхаратешей?

Адидева прозрел, что Бахубали не может достичь просветления, пока он не преодолеет эту последнюю привязанность эго. Бхаратеша распростёрся и взмолился перед Бахубали: Почему ты охвачен этой иллюзией? Он сказал: Этот корабль, в котором душа помещается, не предназначен для нас. Это похоже на снимаемый внаём дом. Почему ты, тем не менее, привязан к этому клочку земли, на котором покоятся твои ноги? Это не моё и не твоё!

И встревоженные воды улеглись. Внутри Бахубали водворился мир. Он обрёл просветление.

Так гласит история о джайнском святом.

Ваше письмо автору

/журнал Грани эпохи № 8 зима 2001-2 гг. / дата публикации 13.02.2002

<<< // >>>

публикации | наука | точка зрения | эпика скорби | жемчужины мудрости | литература | A и W | почта | архив | библиотека | документы | редакция