<<<

>>>

Ваше письмо автору

Так какая же она, Индия?

Честное слово, когда я отправлялся в Бангалор, никак не ожидал того философского результата, к которому пришел сегодня, год спустя. Тот первый культурный шок, с которым сталкиваются все без исключения, заставляет меня сказать еще несколько вводных слов перед дальнейшим рассказом. Кому прививка против культурного шока не нужна, пусть смело пропускает эту главу. Сильным людям нужны сильные впечатления. Философию можно оставить и на десерт. Хотя как говорил мой старший друг, большими кусками, не пережевывая, глотать пищу можно только по молодости. Поэтому с теми, кто остался, умудреные небольшим опытом, мы двинемся не спеша, не пытаясь проглотить все 100 страниц текста и 1000 с лишним рисунков за один раз. Махатмы Востока говорят: Знание для ума подобно пище для тела, предназначено для питания и помощи росту, но требуется, чтобы оно было хорошо переварено; и чем тщательнее и медленнее этот процесс осуществляется, тем лучше для тела и ума. Мы постараемся следовать этому совету.

Все вопросы друзей, заданные в разное время можно было бы собрать все вместе так: Так какая она, Индия? . Я по своему энтузиазму попытался ответить, какая она, в следующих размышлениях. Не знаю уж, что получилось. Если что непонятно, попробуйте прочесть весь дневник. Если и там не найдете, остается только один выход - поехать самим в Индию и разобраться на месте.

***

Если говорить о народе в целом, - значит, не сказать ничего особенного. Люди - везде люди, и везде доброжелательны. Это особое свойство человеческого сообщества независимо от страны. Все индийцы - разные и более близкое знакомство иной раз может принести разочарование. Тем не менее, в Индии есть отличительные характерные особенности, которые могут отсутствовать в других местах. Попытаюсь рассказать, если это возможно передать словами.

Самое яркое мое воспоминание об индийцах - их глаза, удивительная доброжелательность, словно солнышко зажигается в глазах, когда тебе кто-нибудь отвечает.

Взять хотя бы манеру держаться. Очень интересно было со временем наблюдать, как живут общности в Индии. Это, с одной стороны, самодостаточный внутренний мир, созерцательность взгляда, а с другой - неподдельный интерес и улыбка при разговоре с собеседником…. Вспоминается характерный жест индийцев - покачивание из стороны в сторону головой, в разговоре с собеседником, от плеча к плечу, как знак то ли внимания, то ли согласия, то ли удивления….

***

Взаимоотношения между собой юношей и девушек не могут не удивить западного человека. Целомудренность и чистота отношений заведомо определена культурой тысячелетий. Современность, конечно, вторгается в эти законы, и теперь даже можно пожать руку женщине при знакомстве или прощании, не то, что даже лет двадцать назад. Но и этот характерный жест эмансипации наблюдается только в современных офисах. В фильмах запрещены даже поцелуи (по крайней мере, до 10 вечера).

Надо сказать, что на индийской свадьбе молодые тоже не целуются и не обнимаются. Общеприняты только братские объятия, как и в России. Все браки до сих пор делаются только после консультации с астрологом. Очень низкий процент разводов. В основном - из-за религиозного воспитания. До сих пор есть детские браки в религиозных семьях.

***

Приходилось уже говорить о патриархальности уклада жизни в Индии. К старшим - отношение почитания. Когда кто-то расспрашивал о моих родственниках, неизменно задавали вопрос - если твоя семья живет отдельно, то где живет мать? В Индии родители должны жить с кем-то из детей, чтобы была забота и уход. И по другому индийцы не мыслят. Правда, допускают и то, что могут быть сиделки или близкие люди, если ты обеспечиваешь содержание родителей. Несколько родственных семей в одной квартире или домике - обычное явление для Индии.

***

Чтобы понять конгломерат культуры в целом - стоит побывать на одном из официальных парадов на главной площади в Дели. Например, в день независимости республики. Там вы поймете и увидите то, что вам и не снилось. Либо можно попытаться увидеть какой-нибудь крупный религиозный праздник, но подобные фестивали неизбежно разнятся из-за культуры штата, поэтому сказать, что ты понял Индию, если побывал только в одном-двух штатах, - значит, сказать неправду. Индия - это тот же СССР с его республиками, с разными языками и культурами. Различие между штатами может быть такое же, как между, скажем, армянами, казахами, эстонцами и узбеками.

***

Очень сложно описать мир устремлений индийца. Это, с одной стороны, врожденная созерцательность и стремление к Богу, а с другой - современная жизнь с его законами бизнеса. Поэтому вы найдете в Индии всех - от устремленных последователей Вед и традиций до процветающих бизнесменов. Но каждый бизнесмен при этом неизбывно религиозен и часто религиозен обрядно. Почти всегда - маленькие алтари в магазинчиках, где хозяин совершает пуджу каждый день. Те же изображения богов - в кабине любого автобуса. На юге популярен Ишвара. Его можно узнать по широкой белой полосе с красной чертой через весь лоб.

Очень сложно найти нерелигиозного индийца. Может быть, даже невозможно.

***

Особо почитаемые в Индии люди как правило, талантливы. Но также подобострастно почитаются и все представители власти, религии (брамин не может быть непочитаемым), и просто богатые люди. Хотя кастовость формально уже не существует, пережитки этого видны до сих пор. Деньги в современном обществе играют не последнюю роль. Подкупность индийских чиновников велика. Каждый занимающий какой либо пост - уже значим. Чем-то это напоминает Россию - если тетя Маша дворник и заведует воротами в подъезд, то она будет почитаемым человеком у опаздывающих постояльцев дома.

Разницу между русскими и индийцами замечаешь по отношению к личным стычкам и оскорблениям. Я не видел ни одного индийского фильма без драки, однако ни разу не видел дерущихся в реальной жизни, хотя наблюдал разгневанных индийцев в простонародье. В таких ситуациях русская душа точно не вынесла бы наносимых оскорблений и разгорелся бы кулачный бой. Но индийцы более сдержанны в гневе и скорее всего, слово трусость здесь неуместна в силу разных культурных традиций. Традиция тысячелетий диктовала закон выживаемости перенаселенного разнородного сообщества. В густонаселенном разнорелигиозном обществе одной искры иногда достаточно для трагедии. Но в том и состоит феномен выживаемости культуры Индии, что ни одно завоевание не поглотило ее культуры, но сама Индия, как большой океан, вобрала элементы культуры многочисленных завоевателей, которые канули в лету. Менее культурные завоеватели стали испытывать влияние побежденного культурного народа. Кажется, более правильной религии для такой страны не найти. Каждый понимает тщетность этой материальной жизни и потому не стремится ее изменить, направляя все свое внимание на внутреннюю жизнь.

***

В Индии знают и говорят о религии и простые люди, и брамины.

Но если у браминов можно встретить истинное знание (туда входит целый комплекс, включая знание мантр на каждый день и священных текстов, принципы тонких взаимодействий), то у простого народа видно в основном слепое поклонение перед храмами, богами, святыми и просто непонятыми явлениями этой жизни. Портреты святых там расклеены очень широко. Можно увидеть до нескольких плакатов с выходными данными святых на одном и том же заборе. Однако сказать, что это шарлатаны - нельзя. Просто такая культура. Видя борьбу между индуизмом и католической церковью, понимаешь, что западная культура внесла и новые элементы жизни. Индиец-программист теперь может уже и не знать, что Ганеш - этот слоноголовый бог, покровитель бизнеса и счастья - является сыном Шивы и Парвати.

***

Если ты индиец, - то не обязательно ты индус. Индийцы обижаются на прозвище индус , это пережиток после оккупации англичанами. Кроме индусов в Индии есть шиваиты, джайны, буддисты, большой процент католиков, и малый процент большого разнообразия всяких сект и ответвлений религий, о которых за пределами Индии не имеют никакого представления.

***

Люди в Индии не просто доброжелательны, но готовы сделать для тебя очень многое, но только в данный момент. Если ты отложил это сам, скорее всего, ничего не дождешься. Отношение к срокам поражает. Если тебе что-то горячо обещают - относись к этому легче. Не то, чтобы забудут, но выполнят не через день, а через неделю, и то после напоминания, что это тебе нужно было вчера. Надо при этом отдать должное, индийцы не забывчивы, а просто лишь необязательны. Куда спешить, если впереди вечность? Можно подождать и до следующей жизни. Также все верят в карму, поэтому стараются постоянно помнить о последствиях (конечно, не только для того, чтобы не родиться баобабом или слоном). Доброжелательность характерно уживается с самодостаточностью и удовлетворенностью окружающим бытом, каким бы он ни был убогим на наш взгляд.

***

Вспоминаю, как собирали вещи для пострадавших в землетрясении в Гуджарате. Ситуация близка к той, которая была в СССР. И отношение людей такое же. Неподдельное сострадание.

***

Как я уже замечал, если тебе нужна помощь - ты ее получишь. Но не всегда к сроку. Особенно медицинская помощь. Как ездят скорые машины - надо видеть. Никто их, кажется, не принимает всерьез, да и пользуются лишь богатые. Медицина платная, но по опыту моих товарищей-европейцев - бестолковая. Осмотры поверхностные и, как правило, не дают результата. Несмотря на всю любовь к Индии, повторяю прочтенное в Интернете первое правило отъезжающего в Индию - собрать свою аптечку и не пользоваться услугами знатоков местной аюрведы. (Обеспечена верная гибель :(. В крайнем случае надо обращаться в гос.больницы, европейские средства на неиндийца действуют более надежно.

Главным источником всех проблем является вода и кишечные инфекции. Воду лучше пить только из бутылок. Один знакомый говорил, что 100 грамм спирта ежедневно - хорошая профилактика от кишечных заболеваний, однако я предпочитаю дезинфекцию воды лимонной кислотой из мелких южных лимонов, а то за полгода таким путем и непьющий сопьется. Надо отметить, что только в редких ресторанах продают алкоголь. В стране - почти сухой закон. Почти, потому что пьяные нечасто, но все-таки встречаются. В эти моменты индийцы особенно похожи на наш народ (это почти шутка :).

***

Индия занимает одно из самых высоких мест по инвалидности. От 10 до 18% населения - инвалиды. На юге встречается странная болезнь, поражающая суставы ног и вызывающая уродства. Налини, индийская женщина, говорит, что таким людям она всегда подает милостыню. На улицах Бангалора встречаются прокаженные.

Индийская интеллигенция считает своей обязанностью участвовать в какой-либо благотворительной программе, их достаточно много. Одна из них - обеспечение малоимущих семей, содержащих инвалидов.

***

На улицах и в храмах в Индии часто можно видеть молодых пап с детьми. Социальной обеспеченности для молодых в стране как таковой нет. В Индии нет пособий по уходу за детьми. Всю заботу о будущем молодых берут на себя родители. Патриархальность в Индии до сих пор - залог выживаемости рода. В современной России нам тоже государство не платит детских пособий последние 3 года, но когда я говорю, что когда-то платили, у индийцев это вызывает уважение. Вообще, отношение к России теплое, сердечное. Вспоминают сразу, что Россия и Индия - братья, а мы - друзья друг другу. Все постройки, сделанные в Индии специалистами из СССР - стоят и до сих пор, не так дело с качеством индийских построек... Поэтому индийцы признательны, видя качество помощи советского народа, который ассоциируется ныне с Россией

Россия близка и по внутреннему восприятию жизни. Бывало, говорили, что я похож на индийца не только по мировосприятию, но и внешне. Я же для себя отмечал, словно Индия - отдельная республика СССР со знакомым нашим советским (в добром значении слова) менталитетом.

***

Первое, с чем знакомится приехавший в Индию, - телевидение.

Кино - это одно из увлечений молодежи. Так же, как и в Америке, вы увидите полные кинозалы, где общая атмосфера создает неповторимое чувство сопричастности. Но характер фильмов будет другой. Какой? Конечно же, индийский. В индийских фильмах всегда будет герой - защитник справедливости и активный борец. Каждый фильм содержит притягивающий образ. Это очень важно - духовный урок из каждого просмотренного фильма. Неожиданно для себя увидел, что классические фильмы американского, индийского и российского кино похожи в своем позитивном стержне. Да что я рассказываю, - вы и сами видели индийское кино. Обратите внимание только на одну деталь в следующий раз - гармоничность, явность и утонченность выражения внутреннего мира человека, его эмоций и мыслей. Актеры выражают свое состояние настолько искренне и открыто, что не возникает разночтений о том, что именно хотели они сказать, а гармоничность этого выявления не вызывает раздражения или неприятия. Своеобразное чувство наивности и детскости.

***

Понять искусство Индии сложно, если вы не были в этой стране. Взять хотя бы отношение к свастике. В Европе и России свастика - символ фашизма. В Индии - древний символ счастья, закона и процветания.

Каждый творец неизбежно создает свой мир образов. В Индии этот мир будет проникнут тысячами нитей лучей солнца индийской культуры с его миллионами богов и полубогов, снопом цвета и красок. Всегда непонятным для беглого взгляда.

Музыка, пение, танцы - все другое, другие ритмы, другой музыкальный строй, даже количество тонов в октаве больше, другие движения. Но должны быть уверены, что все полно своего смысла. Если это танец, - то каждый жест имеет свое название и назначение, если это музыка, то каждый выступающий тренировался много лет, оттачивая интонации в переливах, одну шестнадцатую или 1/32 полутона, прежде чем выйти на сцену. При этом европейское ухо скорее всего не поймет всю утонченность и виртуозность владения голосом индийского мастера, настолько различны понятия гармонии в индийской и европейской культуре.

Живопись в Индии основана на индийской миниатюре - этом сочетании необычных цветов, узоров, сюжетов их мифологии и утонченной реалистичности.

Да, именно утонченность - самый характерный признак народа. Это и в движениях людей, и гармоничности выражения эмоций, мягкости и яркости красок одежды…

***

Если предположить, что мир падет, то Индия будет последней страной, которая изменит свои обычаи. Патриархальность, вера в священные тексты, знание непрерывной череды перевоплощений создают особую повсеместную среду духовной мысли.

Культура Индии во многом обусловлена терпимостью народа, повсеместным почитанием красоты и близостью магнита Гималаев.

Так какая же она, Индия?

/журнал Грани эпохи № 8 зима 2001-2 гг. / дата публикации10.12.2001

<<< // >>>

публикации | наука | точка зрения | эпика скорби | жемчужины мудрости | литература | A и W | почта | архив | библиотека | документы | редакция