Lia Kevvai
Перевод с эстонского Leida-Aline Luukas

 

ВЕЧЕР У КАМИНА

ПАВЕЛ БЕЛИКОВ

03
Фото K. Raud (Tartus)

Организаторы объявили так: «Сегодня в нашем каминном зале встреча с исследователем творчества русского живописца и театрального художника академика Николая Рериха - Павлом Беликовым». Гость приехал в Тарту на машине редакции газеты «EDASI» из своего дома в Козе-Ууэмыйза.

Когда речь идёт об исследовании жизни и работы художника, обычно обращаются к искусствоведам, но так бывает не всегда.

О Павле Беликове ранее нам было известно, что по образованию и профессии он экономист, который 40 лет назад особо увлёкся жизнью и творчеством Николая Рериха. Благодаря упорному увлечению стал известным и признанным специалистом. Сам он рассказал о себе следующее: «Родился я в Нарве, затем жили в Васькнарве. Среднюю школу закончил в Петрограде, там и познакомился с творчеством Николая Рериха. Потом переехали в Таллинн, где учился на коммерческих курсах. В 1936 году в Таллинне, при «Tookool» существовало представительство «Международная книга», я был там заведующим отделом. В 1940, после восстановления в Эстонии советской власти, работал в «Союзпечати». Войну пережил в Вирумаа, временами скрывался в лесу. После войны снова на прежней работе, потом бухгалтером и перед уходом на пенсию главным бухгалтером в отделении эстонской «Сельхозтехники».

 

* * *

Поговорим о хобби. (Нашему гостю слово «хобби» не особенно нравится, по его мнению выражения «любимое занятие» или «любимые увлечения» лучше). Наряду с работой Павел Беликов всегда интересовался литературой, философией, изобразительным искусством. В молодости он занимался в литературных кружках.

- Что даёт человеку увлечение любимым занятием?

- Говорят, что самым счастливым является человек, у которого интересы и профессиональная деятельность совпадают. Я с этим не согласен. В таком случае и «хобби» нет. Увлечение должно давать что-то большее и глубокое из многогранной жизни. Если немного чего-то, немного как-то - это ещё не хобби. Любимое занятие позволяет человеку раскрыть себя разносторонне. Наш век - век специализации, без этого невозможно. Но специализация неизбежно способствует определённой ограниченности, замыканию в рамках профессиональной деятельности. В мире нет изолированных явлений, всё связано между собой. Желание уловить эти связи и приводит к поиску увлечений. Поэтому, считаю, увлечения в настоящее время крайне важны, прямо-таки необходимы. Я беседовал с космонавтом Виталием Севастьяновым, который также высоко ценит Николая Рериха. Малейшая ошибка космонавта может привести к трагическим последствиям. Севастьянов сказал, что только, будучи в космосе, они осознали насколько важно беречь Землю. В продолжение его мысли, я сказал бы, что мы тоже, как космонавты, и Земля - наш космический корабль. Мы должны её беречь. Модным стало слово «глобальный». К глобальному мышлению направляет нас и хобби, если оно настоящее.

На вопрос «Может ли хобби мешать основной деятельности?», я бы ответил: совсем не мешает, а наоборот, способствует основной деятельности. Они дополняют друг друга. Например, моя основная деятельность способствовала развитию организаторских способностей, без которых любая исследовательская работа была бы немыслима, хобби, напротив, дало мне чувство, что не я нахожусь в зависимости от цифр, а они зависят от меня. Если бы я был профессиональным искусствоведом, возможно и тогда увлекался чем-то, отличным от основной профессии, но едва ли экономикой. Не знаю, не думал об этом.

Если увлечение является твоей «любимой лошадкой», тогда не позволяй ей долго бежать скучной трусцой, вскоре она сбросит тебя. Настоящее увлечение предполагает упорство: только тогда мы можем говорить о его научности.

- Как начиналось Ваше увлечение?

- Я составил о Рерихе несколько докладов, через своих знакомых в Таллинне он узнал о моём увлечении и в 1936 году написал мне письмо. Вы только представьте: он сам обратился ко мне! Мне было тогда 25 или 26 лет. Это письмо оказало на меня глубокое впечатление, я почувствовал, что способен на гораздо большее. Мы начали переписываться, завязались отношения с его семьёй. Началось целенаправленное сотрудничество. Мною собрано очень много материалов, свыше 3000 единиц, почти всё, что на данный момент напечатано касательно Николая Рериха на русском и других языках, письма, фотографии, репродукции.

- Напомните нам кратко, что из известного о Рерихе заслуживает внимания?

- Николай Рерих - всемирно известный художник (древнерусская тематика, пейзажи, театральные декорации), великий мыслитель, учёный, общественный деятель, путешественник. Все области его деятельности заслуживают внимания и специальных исследовании. Уже много сделано, но многое ещё в работе.

Он родился в Петербурге в 1874 году, там же в университете изучал юриспруденцию и одновременно в Санкт-Петербургской Академии художеств у Куинджи - живопись. В 1909 году стал академиком живописи. Совершенствовал свои знания и умение в Париже, Голландии, Италии. С 1916 по 1919 жил в Финляндии, затем в Лондоне и в Америке. В 1923 году переехал жить в Индию, где скончался в 1947 году. Таким образом, в декабре этого года исполняется 30 лет со дня его смерти. Из Индии Рерих организовал несколько научных экспедиций в Среднюю и Восточную Азию. Супруга Рериха Елена Рерих и их старший сын Юрий были известные востоковеды. В Индии Рерихи учредили Гималайский научно-исследовательский институт. Отсюда Рерих отправлялся в экспедиции и зарубежные путешествия. Ещё немного о сыновьях. В 1957 году Юрий вернулся на родину и поступил на работу в Институт востоковедения Академии наук СССР. Младший сын Святослав - художник, в основном портретист, знаток во многих областях, в том числе, в биологии и медицине. В связи с празднованием 100-летия со дня рождения отца, в 1974 году побывал в Советском Союзе, посетил Москву, Ригу, Новосибирск (ошибка ред.: Ригу и Новосибирск не посещал, - L.L.) и т.д. Я до сегодняшнего дня переписываюсь с ним.

Николай Рерих общался с Дж. Неру, Неру посещал его (в Кулу).

 

Павел Беликов показал собравшимся фотографию Неру, совсем ещё молодой Индиры Ганди и Николая Рериха. 100-летию со дня рождения Николая Рериха было посвящено специальное обращение  Индиры Ганди, которое начинается такими словами: «My father and I were privileged to know Nikolai Roerich…» [«Мой отец и я имели привилегию знать Николая Рериха...»] (У гостя была с собой копия обращения).

Картины Н. Рериха есть во многих музеях и картинных галереях мира, в  Нью-Йорке, Великобритании, Индии. Полагают, что их около 7000.

Собирание ценных материалов предполагает в дальнейшем их публикацию. Одна из первых публикаций Павла Беликова о Рерихе была напечатана в московском журнале «Наш современник», а следующая, плод работы многих лет, была опубликована в Тарту. В 1968 году здесь, в «Ученых записках Тартуского университета», появилась впервые библиография произведений Николая Рериха. В её составлении Павлу Беликову помог Святослав Рерих, собравший множество данных из разных мест. В этом же издании опубликована и статья П. Беликова «Рерих и Горький». После этого были напечатаны некоторые неопубликованные работы Рериха в московском альманахе «Прометей».

Объёмной работой является монография «Рерих» в биографической серии «Жизнь замечательных людей», написанная Павлом Беликовым в соавторстве с искусствоведом Валентиной Князевой. Эта монография переведена и на литовский язык. Издательство «Прогресс» предложило опубликовать её в Индии на бенгальском языке. В сборнике «Страны и народы Востока» напечатана статья «Николай Рерих и Индия», были и другие публикации.

«Работа продолжается, - сказал ПавелБеликов. - В пятом номере журнала «Байкал» за 1975 год вышла статья по случаю выставки работ Святослава Рериха в Улан-Удэ. В этом году должна появиться публикация о научной деятельности Юрия Рериха. В печати сборник о Рерихе, составленный 15-17 авторами. В следующем году должна появиться моя статья в одном московском альманахе. Есть и неоконченные работы, но об этом говорить ещё рано».

На эстонском языке, к сожалению, ещё мало публикаций. Начать можно с перевода монографии на эстонский язык, тем более, что один из авторов и глубокий исследователь творчества Николая Рериха живёт здесь, в Эстонии.

И дело не ограничивается публикациями.

Павел Беликов много выступает с докладами. Он рассказывал о своём любимом художнике и в Москве в Доме Учёных, и в Ленинграде в Географическом Обществе, и в обществе «Знание». В конце прошлого года на конференции в Новосибирске говорил о последней экспедиции Николая Рериха.

У Николая Рериха были связи с Эстонией. Об этом пишет в своём обзоре в последнем номере журнала «Looming» за 1974 год Наталья Надточий. В этой статье были использованы некоторые письма Николая Рериха к Павлу Беликову.

В детстве Рерих побывал в Эстонии, проезжая, видел из окна кареты Нарву и Таллинн, конечным пунктом поездки был Хаапсалу. В 1910 году он вновь побывал в Таллинне и Хаапсалу. В Эстонии, как и других местах Прибалтики, его как художника, привлекали здешняя средневековая архитектура и северная природа. В Хаапсалу его очаровала легенда о Белой даме.

Павел Беликов показал репродукцию картины «Старый король». Действительно, король стоит на склоне Тoompea (Вышгород, холм на котором расположена часть старого города) и смотрит вниз на город, где легко узнать шпиль церкви Оleviste и ясно виден старый Таллинн. К этой поездке в Эстонию в 1910 году относится и картина «За морями - земли великие»: эстонская девушка в национальном костюме на берегу моря.

Николай Рерих призывал к активной охране культурных ценностей; по его инициативе был в 1938 году создан соответствующий комитет в Таллинне. В том же году в Эстонии собирались выпустить сборник избранных статей Рериха. Идея не осуществилась, но подготовительная работа не пропала даром.

- Каким образом Рижскому художественному музею удалось получить столько работ Рериха?

- В 1933 году (13 октября 1930 г., - L.L.), в Риге, было создано общество имени Рериха. Таких обществ насчитывалось в мире свыше 70. В Риге также существовал музей Рериха, куда художник послал полсотни своих картин. Часть из них во время войны погибло. Но большинство сохранилось.

- Как относился Николай Рерих к символизму?

- Трудно ответить. Сам он не был чистым символистом, но и не реалистом. Он разрабатывал натуру, таких произведений, где реальность исчезает, у него нет. Его часто спрашивали, что он думает об абстракционизме. У Рериха был один талантливый ученик, который бросил учёбу и уехал на Запад, затем вернулся в Индию и стал очень известным, как абстракционист. Рерих сказал о нём: «Другие не знают того, что знаю я: он художник с незаконченным специальным образованием…». В другой раз он ответил так: «Абстракционизм, как поиски, я не отрицаю. Но представьте, что у вас есть невеста, какой бы её портрет вы бы желали получить: абстракционистский или реалистический?»

Собравшиеся на вечер в каминном зале больше часа смотрели диапозитивы, фотографии, репродукции и книги из коллекции Павла Беликова. Папку, полную репродукций - необъяснимо эффектных, контрастных, красочных картин: горы, вершины гор…

П.Б.: Когда у Рериха спрашивали, являются ли эти краски плодом фантазии художника, он отвечал: «Так в природе. На моих картинах они переданы ещё скромно…»

Фотографии Н. Рериха с сыновьями в Индии, Святослав Рерих на открытии выставки в Москве, его работы. Одна из последних картин С. Рериха, предупреждение об атомной войне. Его знаменитая, написанная во время войны картина, где на переднем плане фигура отчаивающейся женщины, за спиной которой безумствует война… Должно же человечество когда-нибудь взяться за ум!

Сияющие красками пейзажи Индии, очаровательные портреты супруги, отец за своим рабочим столом, портрет матери. Портрет Неру 1947 года, который сейчас находится в парламенте Индии. Репродукции картин отца и сына, изумительные фотографии о жизни в Индии. В доме, в котором Николай Рерих жил до своей смерти, находится сейчас картинная галерея его имени, мемориальный музей. В дополнение к атмосфере, созданной пейзажами Индии, Павел Беликов зажёг ароматические свечи из тех краёв, которые заполнили весь каминный зал лёгким «запахом Индии».

Этот вечер оставил сильное впечатление.

 

 

Иллюстрации к статье:

фотография П. Ф. Беликова; портрет Н. К. Рериха работы С. Н. Рериха на открытке с надписью: «П. Ф. Беликову - привет! Н. Рерих. 1939.».

Опубликовано: Газета «EDASI», 27 февраля 1977 г., № 49 (8270). 2 стр.

(Тарту, Эстония).

01

 

Примечание:

На присланной мне вырезке из газеты «Эдази» П. Ф. Беликов написал:

«Это - для Вашего Архива «на всякий случай». Я недавно выступал в г. Тарту (наш университетский город) по приглашению редакции местной газеты «Эдази». Редакция организовала «Вечер у камина», посвящённый Н.К. Вечер прошёл очень живо и хорошо, было много вопросов, связанных с жизнью и творчеством Н.К. и всех членов его семьи».

Спустя десятилетия, публикуя сканированный документ, с особым ощущением отмечаешь это - «на всякий случай». Вот и пригодился...

Алексей Анненко.

Декабрь 2011 г.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

48 дата публикации: 07.12.2011