Владимир Ничипорук,
заслуженный врач Украины,
Киев, Украина

 

Встреча с П. Ф. Беликовым
утвердила меня в жизни

 

С Павлом Фёдоровичем Беликовым меня познакомил Николай Константинович Рерих, точнее, его творчество, в 1974 году. Нужно сказать, что в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого столетия литературы о творчестве Н. К. Рериха было очень мало.

Впервые я познакомился с творчеством Н. К. Рериха по его альбому 1970 года издания. Репродукции работ Николая Константиновича меня притянули как магнитом, и с того времени я почувствовал, что начинаю воспринимать его творчество как-то необычно, особенно. Однажды, в 1972 году мне посчастливилось побывать в Москве в музее Восточного искусства, где была небольшая экспозиция работ Николая Константинович Рериха. Я остановился  у картины, где на  скале была изображена тень человека. Она меня как-то очень привлекла. Я подошёл ближе к картине, чтобы прочитать название её. «Тень Учителя» - так называлось это полотно. Я отступил на несколько шагов назад и «улетел» в это пространство Учителя. Я исчез, а тело стояло в зале как истукан. Это продолжалось минут 20-30. После чего я возвратился в своё тело с чувством какого-то большого внутреннего наполнения. Больше «наполняться» я не мог и вышел из музея. После встречи с «Тенью Учителя» я ещё более активно начал искать информацию о Рерихе и его творчестве. Вскоре мне попалась книга «Рерих» из серии «ЖЗЛ» Князевой и Беликова. Книгу я прочитал запоем, так как получил её на очень короткое время. Содержание книги ещё больше наполнило меня, а фамилии авторов как-то не запомнились.

Вскоре я узнаю, что в Москве по линии ЮНЕСКО будут праздновать юбилей 100-летия со дня рождения Николая Константиновича и 70-летие со дня рождения Святослава Николаевича Рерихов. Я начал всячески искать возможность получить приглашение на это торжество. И московские друзья достали пригласительный, который давал право посещения выставки Николая Константиновича и Святослава Николаевича и побывать вечером  на торжественном собрании в Большом театре, послушать выступления гостей, имена которых для меня были совсем неизвестные.

После окончания торжественного собрания все приглашенные смотрели балет «Князь Игорь», где меня особенно поразила сцена «Половецкие пляски».

Конечно же, когда я ехал в Москву, у меня было сильное желание познакомиться со Святославом Николаевичем Рерихом и надежда через него выйти на людей, которые изучают Агни-Йогу.

Лично со Святославом Николаевичем в этот раз познакомиться не удалось, ибо он был очень-очень занят. Но мне посчастливилось познакомиться с Павлом Фёдоровичем Беликовым и оказалось, что это как раз и есть тот Беликов, который является одним из авторов книги о Рерихе.

В начале нашего знакомства я представился Павлу Фёдоровичу как молодой киевский врач (мне тогда был 31 год), очень интересующийся творчеством Николая Константиновича и Агни-Йогой.

Павел Фёдорович с первой минуты нашего знакомства был очень дружелюбен и доброжелателен. На мою просьбу обменяться адресами, и, может быть, переписываться Павел Фёдорович охотно согласился и дал свой адрес, в котором для меня странно звучало место жительства Беликова - Козе-Ууэмыйза, что с первого раза и не выговоришь. Тогда же Павел Фёдорович предупредил, что у себя дома он будет не скоро, не раньше конца февраля - начала марта следующего (1975) года.

Эта встреча принесла мне глубокое внутреннее равновесие, спокойствие и удовлетворение, как будто это и есть тот человек, который мне нужен. Я поблагодарил Павла Фёдоровича за адрес и ушёл к картинам, возле которых Святослав Николаевич доброжелательно и очень охотно отвечал на многочисленные вопросы зрителей.

Через три дня я вернулся в Киев, точнее, моё тело вернулось в Киев, но душа осталась в том пространстве - Пространстве творчества Рерихов. От этих встреч я почувствовал духовный подъём, прилив сил и мои знакомые, коллеги по работе, ничего не зная о моём путешествии и встречах, заметили, что со мной что-то произошло необычное и донимали вопросами. Я тогда ещё не осознавал, что попал в Державу Рерихов. И вскоре это Духовное Пространство мне начало помогать и направлять в жизни.

Под Новый 1975 год я получаю подарок Пространства - путёвку в Ленинград на курсы усовершенствования врачей, начинающихся с первых чисел января. Так я оказался впервые в прекрасном городе Ленинграде. Там у меня были друзья, которым я рассказывал о моих встречах, о посещении выставок Николая Константиновича и Святослава Николаевича. В последних числах января месяца 1975 года в новостях по Ленинградскому телевидению сообщили, что в Эрмитаже открылась выставка Святослава Николаевича Рериха. Естественно, я сразу же сообщил своим друзьям, что нужно идти на выставку в первые дни - позже будет огромная очередь.

На второй день после открытия выставки я пригласил своих коллег врачей из разных городов Советского Союза на эту выставку. И где-то после 15.00 дня мы уже находились в Эрмитаже. Экспозиция была размещена в Большом зале, где когда-то проходили балы - много пространства, света, и я, имея какую-то информацию о картинах, полученную в Москве, провёл моим коллегам экскурсию.

Зал практически был пустой, не считая смотрителей. Мы постепенно прошли от картины к картине в конец зала. Заканчивая рассказ моим коллегам о содержании картин, я поблагодарил их за внимание, стоя лицом к входной двери, и вижу - открывается входная дверь выставочного зала и заходят Святослав Николаевич, Дэвика Рани и сопровождающие их лица. Естественно, я предложил коллегам познакомиться ближе с художником и послушать его. Сам же отошёл к окну немножко отдохнуть и придти в себя. На выставку начали прибывать люди и, плотно окружив Святослава Николаевича, задавали ему вопросы. Меня вдруг потянуло к собравшимся и я пошёл к ним, обходя вокруг. Таким образом, я оказался за каким-то мужчиной. Моя правая рука невольно потянулась к этому человеку и коснулась его спины. Мужчина оглянулся, и оказалось, что это был П. Ф. Беликов. Мы обрадовались встрече, как давние  знакомые.

Естественно, я сообщил Павлу Фёдоровичу, что нахожусь на курсах и буду в Ленинграде ещё два месяца. Павел Фёдорович постоянно сопровождал Святослава Николаевича, но, тем не менее, мы с ним достаточно часто встречались.

Помнится, как будучи на почтамте, покупая конверты, я заметил марку, посвящённую 100-летию Н. К. Рериха, на которой были изображены «Заморские гости». Я купил несколько штук, в том числе, и на долю Павла Фёдоровича. А когда при встрече я показал марки, то оказалось, что этих несколько штук ему недостаточно для рассылки иностранным адресатам. Поэтому он попросил купить ему ещё десятка два марок. Я с удовольствием выполнил его просьбу. Через некоторое время Павел Фёдорович предложил мне пойти в гости к двоюродным сёстрам Святослава Николаевича - Митусовым, племянницам Елены Ивановны. Придя в гости, оказалось, что я их видел в Москве на выставке. У нас была прекрасная встреча, прекрасный вечер. Мы пили чай, много интересного говорилось о Елене Ивановне, Николае Константиновиче. У Митусовых были ещё некоторые вещи Елены Ивановны и что-то из мебели. У меня там было чувство, как будто опять нахожусь в Духовном пространстве Рерихов.

Расставаясь с Павлом Фёдоровичем в Ленинграде, я получил приглашение приехать к нему в Эстонию. По возвращении в Киев, я написал Павлу Фёдоровичу письмо, получил ответ, и так у нас завязалась живая переписка.

Так начиналось наше знакомство с Павлом Фёдоровичем Беликовым - сотрудничество и творческая дружба старшего и младшего. Опытного и начинающего. Знающего и ищущего.

Однажды, во время моего пребывания у Павла Фёдоровича, Галина Васильевна, жена Павла Фёдоровича, уехала в Таллинн, а мы, мужчины, остались на хозяйстве одни. И после наших утренних разговоров, делая перерыв, П. Ф. мне сказал, что к нашему обеду он должен испечь булочки. Он приготовил муку и всё необходимое, быстро замесил тесто, скатал из него не очень большие шарики и поставил в духовку. И мы продолжали разговор об Агни-Йоге, о творчестве Н. К. Через некоторое время П. Ф. сказал: «Похоже, нужно доставать булочки». Открыл духовку и, действительно, булочки были уже готовы: симпатичные на вид и с приятным вкусным запахом. Так П. Ф. в жизни как бы невзначай, как бы между прочим делился щедро обычной и духовной пищей. К нему приезжало много людей со всего Советского Союза. И со всеми он был щедр.

Когда я приезжал к Беликовым, то обязательно привозил что-то с Украины вкусненькое. И когда приходилось это вкусненькое (гостинцы) выкладывать на стол, то Павел Фёдорович веселился, будто ожидая какого-то действа. И, как оказалось, он знал, что Галина Васильевна всегда возмущалась, когда привозили гостинцы. Павел Фёдорович, наблюдая, как жена возмущается, а гость находится в смущении, радостно смеялся и говорил смущённому гостю, что Галина Васильевна всегда так возмущается, но это недолго. И действительно, Галина Васильевна вскоре затихала и принимала дары.

Если говорить о деятельности Павла Фёдоровича, то она была многоплановой и очень значимой. Он своей деятельностью объединял иногда мало совместимых по своему характеру или видению людей, изучающих творчество Рерихов. Особенно был внимателен к молодым людям, выслушивал их точку зрения с большим интересом и уважением. А если с чем-то был не согласен, то очень корректно и доброжелательно высказывал свои мысли по данному вопросу.

И, конечно же, тот кладезь, который был им собран и приумножен его творчеством: его многочисленными статьями и письмами, выступлениями - имел огромное значение для пропаганды творчества Рерихов и развития рериховского движения во многих странах мира.

На сегодняшний день творчество Павла Фёдоровича Беликова до конца не изучено. Ещё не всё опубликовано. А некоторые опубликованные материалы публиковались в региональных изданиях небольшим тиражом и мало известны широкому кругу читателей.

С другой стороны, творческий труд Павла Фёдоровича Беликова всегда носил объединяющий и созидающий характер, чего нам всем сегодня так не хватает. Сегодня, как никогда ранее, очень важен принцип единения, единства, йоги, и, конечно же, Павел Фёдорович, на наш взгляд, был образцом такого единения: единения в творчестве, в просвещении, в духовном развитии. Это всегда актуально.

И было бы правильно, если бы мы - действующие ныне - продолжили в нашей повседневности творческие принципы жизни и деятельности Павла Федоровича Беликова.

 

25 июля 2011 года

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

46 дата публикации: 26.07.2011