Алексей Анненко

 

ВСТРЕЧА С МИХАИЛОМ КОЗАКОВЫМ

 

22 апреля 2011 года скончался выдающийся мастер культуры Михаил Михайлович Козаков. Он родился 14 октября 1934 г. в Ленинграде. В 1952-м Михаил поступил в Школу-студию МХАТ. По окончании играл в театре имени В. Маяковского, затем в «Современнике», МХАТе, Театре на Малой Бронной, в «Ленкоме».

Снялся в 80 фильмах, среди которых: «Девять дней одного года», «Человек-амфибия», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Безымянная звезда». Как режиссёр поставил картины: «Покровские ворота» и «Безымянная звезда». Большое место в его творческой биографии занимало искусство поэтического чтения.

В эти дни вспоминается эпизод, который Павел Фёдорович Беликов (прекрасный знаток поэзии, любивший читать стихи своим домашним) рассказал в квартире Натальи Дмитриевны Спириной в 1979 году. Об этом я написал в давней статье, и об этом стоит сейчас вспомнить:

«…Вечером П.Ф. раскрылся для меня одной из тех граней, которые, конечно же, были характерными для него, но были скрытыми для нас в связи с нашим односторонним отношением к нему только как исследователю рериховского наследия. Наталья Дмитриевна Спирина, нынешний почётный председатель Сибирского Рериховского общества, попросила П.Ф. послушать песни её ученика, Андрея Юшкова, тогда начинающего самодеятельного композитора и певца. Вечером мы были у неё на квартире. Андрей пел, делился планами будущих концертов, спрашивал совета у П.Ф.. В разговоре всплыло имя Игоря Северянина. Тогда, в середине 70-х годов он был известен, в основном, по знаменитой строчке: «Я гений, Игорь Северянин...» и специфическому «советскому» отношению к эмигрантским писателям и поэтам. А Игорь Северянин последние свои годы прожил в Эстонии. Услышав это имя, уставший после многотрудного дня, Павел Фёдорович как-то сразу встрепенулся, заулыбался, как бы припоминая какие-то ведомые только ему встречи давних лет, и произнёс: «О, это Поэт Божьею милостию!» Оказалось, он не раз в Таллинне слушал выступления поэта, был с ним знаком и с юношеских лет любит его творчество.

Он рассказал нам об одном случае. Как-то он ехал в Москву в одном купе с известным артистом Михаилом Козаковым. В разговоре тот упомянул, что готовит для записи на телевидении чтение Пушкинского «Дон-Жуана». Ему Павел Фёдорович прочитал неопубликованное тогда стихотворение «Монолог Дон-Жуана», написанное Игорем Северяниным. Прочитал он, конечно, наизусть и нам, и мы записали под его диктовку:

 

«Чем в юности слепительнее ночи,
тем беспросветней старческие дни.
Я в женщине не отыскал родни,
Я всех людей на свете одиноче!

Очам не предназначенные очи,
Блуждающие теплили огни.
Не проникали в глубину они.
Был ровным свет.

Что может быть жесточе?
Не находя Искомой, разве грех
Дробить себя и размещать во всех?
Но что в отдар я получал от каждой?

Лишь кактус ревности, чертополох
привычек,
Да забвенья трухлый мох...
Никто меня не жаждал смертной
жаждой!»

 

Кстати, поскольку в стихотворении затронута тема отношения к женщине, надо сказать, что один из самых счастливых моментов в жизни П.Ф. была встреча с Галиной Васильевной, спутницей и вдохновительницей до конца его земных дней. Ещё в тридцатые годы им посылала «привет сердца» Елена Ивановна Рерих. В письме к одному из сотрудников в Прибалтике она писала 29 июля (кстати, в день рождения П.Ф.!) 1939 года: «Получили и фотографии супруги П.Ф.Б. Очень понравилась она нам всем. Такой вдумчивый и ясный взор! Думаю, что оба они могут быть прекрасными работниками на ниве труда просвещения. Мысли, высказанные П.Ф. в его последнем письме к Н.К., пришлись мне очень по душе. Бодрость духа есть залог преуспеяния. Именно радость жизни не в роскоши и изобилии, но в проникновенном осознании глубокого смысла и назначения жизни как таковой. Именно тогда всякий труд становится источником радости и восхождения. Шлю им привет сердца...» (Алексей Анненко. «Рериховские университеты» Павла Беликова»).

…В купе поезда судьба подарила встречу двум большим людям, свела двух страстных поклонников русской поэзии. Уверен, они получили большое удовольствие в недолгом, но запомнившемся им общении.

Вот и Михаил Михайлович Козаков - яркое олицетворение своей эпохи - ушёл… Вечная память.

 

23 апреля 2011 года.

Абакан.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

45 дата публикации: 27.04.2011