Владимир Кузин

СЛЕПАЯ ПРОВИДИЦА

 

Матрона Димитриевна Никонова родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители её - крестьяне Димитрий и Наталия - были людьми благочестивыми, много трудились, но жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев - Иван и Михаил, и две сестры - Мария и Матрона. Матрона была младшей.

При той нужде, в которой жили Никоновы, четвёртый ребёнок мог стать для семьи серьёзной обузой (к тому же, когда она родилась, её родители были уже немолоды). Поэтому из-за бедности ещё до рождения последнего ребёнка мать решила от него избавиться. Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло идти и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казённый счёт или на средства благотворителей. Мать Матроны решила отдать будущего ребёнка в приют князя Голицына в соседнее село Бучалки. Но однажды увидела сон: ещё не родившаяся дочь явилась ей в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села на её правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребёнка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое “дитя несчастное”.

Девочку нарекли в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века.

Известен такой факт: при крещении, когда священник опустил Матронушку в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего лёгкого дыма. Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника, был несказанно удивлён: “Я много крестил, но такое вижу в первый раз. Этот младенец будет свят”. Ещё отец Василий сказал Наталии: “Если девочка что-то попросит, обязательно обращайтесь ко мне; идите и говорите прямо, что нужно”.

Он добавил также, что Матрона предскажет его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Удивлённые и испуганные родители побежали в дом священника. Когда они туда пришли, то оказалось, что он, действительно, только что скончался.

Как-то Наталия стала бранить дочку: “Зачем ты крестик с себя снимаешь?” “Мамочка, у меня свой крестик на груди”, - ответила та. Мать осмотрела девочку и ахнула: на груди у неё оказалась выпуклость в форме креста.

Подруга Наталии позже рассказывала, что, когда Матрона была ещё младенцем, мать жаловалась: “Что мне делать? Девка грудь не берёт в среду и пятницу, спит в эти дни сутками, разбудить её невозможно”.

Матрона была не просто слепая, у неё совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, которую её мать видела во сне. Однако известно, что с ранних детских лет, случалось, когда родители спали, девочка пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними.

Матронушку часто дразнили дети, даже издевались над ней: стегали её крапивой, зная, что она не увидит, кто именно её обижает. Или сажали её в яму и с любопытством наблюдали, как та наощупь выбиралась оттуда и брела домой. Поэтому она рано перестала играть с детьми и почти всегда сидела дома.

Дом Никоновых находился поблизости от церкви Успения Божией Матери. Родители Матроны отличались глубоким благочестием и любили вместе бывать на богослужениях. Матронушка буквально выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, потом одна, при всякой возможности. Не зная, где дочка, мать обычно находила её в церкви.

У неё было своё привычное место - слева, за входной дверью, у западной стены, где она неподвижно стояла во время службы. Она хорошо знала церковные песнопения и часто подпевала певчим.

Даром прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона стала обладать с ранних пор. Близкие начали замечать, что ей ведомы не только поступки людей, но и их мысли. Она также чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По её молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сёл и деревень, из других уездов и губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли её родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы быть обузой для семьи, стала её главной кормилицей.

Однажды в праздник мать Матроны стала одеваться, чтобы пойти в храм, и позвала с собой мужа. Но тот идти отказался. Стал читать молитвы дома и петь за певчих. Мать же, находясь в храме, всё думала о своём муже: “Вот, не пошёл на службу”… Когда же после Литургии Наталия пришла домой, Матрона ей говорит: “Мама, а ведь ты в храме не была”. “Как не была? – недоумевает та. - Я только что оттуда пришла!” А девочка замечает: “Вот отец в храме был, а тебя там не было”. Очевидно, духовным зрением она видела, что мать находилась в храме только телесно, мысли же её были о мирском.

В отрочестве ей представилась возможность путешествовать. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, другие города и святые места России. До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: “Матронушка, иди ко мне... Вот идёт моя смена - восьмой столп России”. Значения этих слов матушка никому не объясняла; но её близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матроны России и русскому народу.

На семнадцатом году жизни у Матроны внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдёт женщина, которая отнимет у неё способность ходить. Так и случилось. “Я не избегала этого, - говорила она впоследствии, - такова была воля Божия”.
Так до конца своих дней, целых пятьдесят лет, она и осталась “сидячей”. Как и на слепоту, она никогда не роптала на этот свой недуг.

Для церкви Успения Божией Матери по настоянию Матроны (которая уже приобрела в округе известность и просьба которой воспринималась как благословение) была написана икона Божией Матери “Взыскание погибших”. Вот как это произошло.

Однажды Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, в таком-то ряду, лежит книга с изображением такой-то иконы. Батюшка очень удивился. Нашли её, а Матронушка и говорит: “Мама, я выпишу такую икону”. Мать опечалилась - чем же за неё платить? Матрона благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Среди прочих жертвователей один мужик дал рубль нехотя, а его брат - одну копейку на смех. Когда деньги принесли к Матронушке, она перебрала их, нашла эти рубль и копейку и сказала матери: “Верни им, они мне все деньги портят”.

Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из Епифани. Имя его осталось неизвестным. Матрона спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело привычное. Матрона велела ему исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Потом спросила: “Ты точно знаешь, что напишешь эту икону?” Художник ответил утвердительно и начал писать.

Прошло много времени. Наконец, он пришёл к Матроне и сказал, что у него ничего не получается. А она ему в ответ: “Иди, раскайся в своих грехах”. И назвала грех, который он тогда не исповедал. Художник был потрясён, откуда она про то знает. Потом опять пошёл к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения. Она ему сказала: “Теперь ты напишешь икону Царицы Небесной”.

Икона “Взыскание погибших” была написана примерно в 1915 году. Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона находится в Москве, в Покровском женском монастыре...

На собранные по деревням деньги по благословению Матроны была заказана в Богородицке и другая икона “Взыскание погибших” (сейчас она находится в Свято-Успенском монастыре Тульской епархии, в городе Новомосковске), которая стала главной местной святыней и прославилась многими чудотворениями. Например, когда бывала засуха, её выносили на луг посреди села и служили молебен. После которого люди не успевали дойти до своих домов, как начинался дождь.

Удивляло людей и то, что Матрона имела и обычное, как у зрячих людей, представление об окружающем мире. Как-то на сочувственное обращение близкого к ней человека, Зинаиды Владимировны Ждановой: “Жаль, матушка, что Вы не видите красоту мира!” - она ответила: “Мне Бог однажды открыл глаза и показал творение Своё. И солнышко я видела, и звёзды на небе, и всё, что на земле: горы, реки, травку зелёную, цветы, птичек...”

Многих Матрона поражала своей прозорливостью.

Ещё в раннем возрасте она предсказала революцию, как “будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать”. Образно она показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы взять себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Земля никому будет не нужна.

Помещику из их села Себино - Янькову - Матрона перед революцией посоветовала всё продать и уехать за границу. Если бы он послушал блаженную, то не видел бы разграбления своего имения и избежал бы преждевременной смерти, а его дочь - скитаний…

Однажды к ней на Пасхальной седмице пришли женщины из деревни Орловка. Матрона принимала, сидя у окна. Одной из них она дала красное яйцо и сказала, чтобы она его съела, когда выйдет за огороды. Когда те вышли за гумно, женщина разбила яйцо, а там - мышь. Они все испугались и решили вернуться обратно. Подошли к окну, а Матрона говорит: “Что, гадко мыша-то есть?” “Матронушка, ну как же есть-то его?” “А как же ты людям продавала молоко, ведь там мышь была…” Женщина говорит: “Матронушка, да ведь они не видели мышь-то, я ж её оттуда выбросила”. - “Люди не видели, а Бог-то видел!”
Немало приезжало за помощью к Матроне и болящих. Так, в четырёх километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: “Пусть с утра ползёт ко мне. Часам к трём доползёт”. Он полз эти четыре километра… а от неё пошёл на своих ногах.

Помощь, которую подавала Матрона страждущим, не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями; но имела принципиально отличную от них, христианскую природу. Основанную на смирении перед Богом и полном осознании, что исцеляет не она, а Господь. Именно поэтому Матрону так ненавидели колдуны и разные оккультисты, о чём свидетельствуют люди, близко знавшие её. Прежде всего, Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделённая свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь страждущим. История Православной Церкви знает много примеров, когда не только священнослужители или монахи-аскеты, но и жившие в миру праведники молитвой врачевали людей...

Оба брата Матроны, Михаил и Иван, вступили в партию. Михаил даже стал сельским активистом. Понятно, что присутствие в их доме блаженной, которая целыми днями принимала народ, делом и примером учила хранить веру православную, становилось для братьев невыносимым. Они опасались репрессий. Жалея их, а также своих престарелых родителей, матушка в 1925 году переехала в Москву.

Начались её скитания по родным и знакомым, по домикам, квартирам, подвалам. Почти везде Матрона жила без прописки, несколько раз чудом избежала ареста. Вместе с ней жили и ухаживали за ней послушницы - хожалки.

3.В. Жданова рассказывала, какие лишения порой приходилось претерпевать блаженной. Вот одно из её воспоминаний: “Я приехала в Сокольники, где матушка жила в маленьком фанерном домике. Была глубокая осень. Я вошла в домик, а в нём - густой, сырой и промозглый пар, топится железная печка-буржуйка. Я подошла к матушке, а она лежит на кровати лицом к стене, повернуться ко мне не может: волосы примёрзли к стенке. Еле отодрали. Я в ужасе сказала: “Матушка, да как же это? Ведь Вы же знаете, что мы живём вдвоём с мамой, брат на фронте, отец в тюрьме, а у нас - две комнаты в тёплом доме; почему же Вы не попросились к нам?” Матушка тяжело вздохнула и сказала: “Бог не велел, чтобы Вы потом не пожалели”.

Жила Матрона до войны на Ульяновской улице у священника Василия, мужа её послушницы Пелагеи, пока он был на свободе. Жила на Пятницкой улице, в Сокольниках (в летней фанерной постройке), в Вишняковском переулке (в подвале у племянницы). Жила также у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде (Загорске), в Царицыно. Дольше всего (с 1942 по 1949 год) она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке. Здесь, в старинном деревянном особняке, жила односельчанка Матроны Е.М.Жданова с дочерью Зинаидой.

Говорили, что некоторые места Матрона покидала спешно, всегда накануне прихода к ней милиции. Тем она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших её хозяев.
Ксения Ивановна Сифарова рассказывала, что племянник Матроны Иван жил в Загорске. И вдруг приходит он к своему начальнику и говорит: “Хочу у Вас отпроситься: прямо не могу, надо мне к моей тёте ехать”. Он приехал, не зная, в чём дело. А Матрона ему говорит: “Давай отвези меня скорей в Загорск, к тёще своей”. Только они уехали, пришла милиция...

Анна Филипповна Выборнова поведала о таком случае. Однажды пришёл милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: “Иди скорей домой, у тебя там несчастье! А слепая от тебя никуда не денется: я сижу на постели, никуда не хожу”. Он поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довести её до больницы… Приходит на следующий день на работу, а у него спрашивают: “Ну что, забрал слепую?” А он отвечает: “Слепую я забирать никогда не буду. Если б не она, я бы жену потерял”.

Внешне жизнь Матроны текла однообразно: днём - приём людей, ночью — молитва. Подобно древним подвижникам, она никогда не укладывалась спать по-настоящему, а дремала, лежа на боку, на кулачке…

Как-то в 1940-м году Матрона сказала: “Вот сейчас все ругаются, делят что-то, а ведь скоро война начнётся…”

Когда началась война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Её ближние вспоминали, что пальцы её рук были в ранках.

Однажды она передала всем, что в Тулу немцы не войдут. Её пророчество оправдалось.

Было много случаев, когда она отвечала приходившим на их вопросы - живы или нет их родные и близкие, ушедшие на фронт. Кому-то скажет - жив, ждите. Кому-то - отпевать и поминать.

В день Матрона принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели в матушке народную целительницу, которая была в силах снять порчу или сглаз; но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к её спасительным таинствам. Помощь её людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.

Молитвы матушка читала всегда громко. Знавшие её близко говорят о том, что молитвы эти были известные, читаемые в храме и дома: “Отче наш”, “Да воскреснет Бог”, девяностый псалом, “Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти” (из утренних молитв). Она подчёркивала, что помогает не сама, а Бог по её молитвам: “Что, Матронушка - Бог, что ли? Бог помогает!” - ответила она как-то Ксении Гавриловне Потаповой на просьбу помочь ей.

Врачуя недужных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления их греховной жизни. Так, одну посетительницу она спросила, верует ли она, что Господь силён её исцелить. Другой женщине, заболевшей падучей болезнью, велела не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Живущих в гражданском браке она благословляла обязательно венчаться в Церкви. Всем непременно носить нательный крестик.

С чем приходили к матушке люди? С обычными бедами: тяжёлая болезнь, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы, гонения со стороны начальства. С житейскими вопросами: выходить ли замуж, менять ли место жительства или службы? Не меньше было людей “одержимых”, то есть подвергшихся особому демоническому воздействию.

Прасковья Сергеевна Аносова, часто посещавшая в психиатрической лечебнице своего брата, вспоминала: “Однажды, когда мы ехали к нему, с нами ехал мужчина с женой - дочь из больницы выписывать. Обратно мы опять ехали вместе. Вдруг эта девушка (ей было 18 лет) начала лаять. Я и говорю её маме: “Мимо Царицыно едем, давайте завезём дочку к Матронушке...” Отец этой девушки, генерал, сначала и слышать ничего не хотел; говорил, что всё это выдумки. Но жена его настояла, и мы поехали к Матронушке... И когда стали к ней подводить больную, она сделалась как каменная, руки как палки; а потом стала в Матронушку плевать, вырывалась из рук людей, которые её держали. Матрона говорит: “Оставьте её, теперь она ничего не сделает”. Девушку отпустили. Она упала, стала биться и кружиться по полу, её стало рвать кровью. А потом эта девушка уснула и проспала трое суток… Когда же очнулась и увидела мать, то спросила: “Мама, где мы находимся?” Та ей отвечает: “Мы, дочка, у прозорливого человека...” И рассказала, что с ней было. И с этого времени девушка совершенно исцелилась”.

З.В.Жданова рассказывала, что в 1946 году в их квартиру, где жила тогда Матрона, привели женщину, которая занимала высокое положение. У неё сошёл с ума единственный сын. Она ездила с ним в Европу, но известные врачи помочь ему не смогли. “Я пришла к Вам от отчаяния, - сказала она, - больше мне идти некуда”. Матрона спросила: “Если Господь вылечит твоего сына, поверишь ли ты в Бога?” Женщина сказала: “Я не знаю, как это - верить”. Тогда Матрона попросила воды и в присутствии несчастной матери стала громко читать над водой молитву. Подавая ей затем эту воду, блаженная сказала: “Поезжай сейчас в Кащенко (психиатрическая больница в Москве – В.К.), договорись с санитарами, чтобы они его крепко держали, когда будут выводить. И постарайся плеснуть этой водой ему в глаза и обязательно попади в рот”.

Через некоторое время Зинаида Владимировна с братом стали свидетелями, как эта женщина вновь приехала к Матроне. Она на коленях благодарила матушку, говоря, что теперь её сын здоров. А дело было так. Она приехала в больницу и всё сделала, как матушка велела. Там был зал, куда с одной стороны барьера вывели её сына, а она подошла с другой стороны. Пузырёк с водой был у неё в кармане. И тут сын начал биться в истерике и кричать в сторону матери: “Выброси то, что у тебя лежит в кармане, не мучай меня!” Её поразило: откуда он узнал про пузырёк? Она быстро плеснула водой из пузырька ему в глаза, попала в рот; и тот вдруг успокоился, глаза стали ясными. Говорит: “Как хорошо!”… Вскоре его выписали”.

Помогала Матрона и тем, у кого не ладилась семейная жизнь. Однажды к ней пришла женщина и рассказала, что её замуж выдали не по любви, с мужем она живёт плохо и, возможно, подаст на развод. Матрона ей отвечает: “А кто виноват? Виновата ты. Потому что у нас Господь глава, а явился Он людям в мужском образе, и мужчине мы, женщины, должны подчиняться. Ты должна венец сохранить до конца своей жизни...” Женщина эта послушала блаженную, и впоследствии её семейная жизнь наладилась.

А ещё Зинаида Жданова поведала, как Матрона помогла лично ей: “Когда я должна была защищать дипломный проект (я тогда училась в архитектурном институте), мой руководитель, непонятно за что, всё время меня преследовал. За пять месяцев он меня ни разу не проконсультировал. А незадолго до защиты объявил мне: “Завтра придёт комиссия и утвердит несостоятельность вашей работы!” Я пришла к Матроне вся в слезах: как буду жить? Отец в тюрьме, мама на моём иждивении, одна надежда была - защититься и работать.

Матушка выслушала меня и сказала: “Вечером будем пить чай и поговорим!” Я еле дождалась вечера, и вот матушка говорит: “Поедем с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров...” И начала перечислять улицы, здания: “Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там - три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда”. Я была потрясена её ведением. Утром приехала в институт, наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления.

В десять часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: “А что, проект получился… защищайтесь!”

“Матушка никогда не сетовала, не жаловалась на трудности своего подвига, - вспоминала Зинаида Жданова. - Не могу себе простить, что ни разу её не пожалела, хотя и видела, как ей было тяжело, как она болела за каждого из нас...”

3925Какой запомнилась Матрона близким людям? С миниатюрными, словно детскими, ручками и ножками. Сидящей, скрестив ножки, на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе светлое лицо. Ласковый голос.

Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением. Иногда шутила. Порой обличала и наставляла; но всё же не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива; всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания.

Матушка была немногословна, кратко отвечала приходящим на вопросы. Остались некоторые её наставления общего характера.

Так, она учила не осуждать ближних. Говорила: “Зачем осуждать других людей? Думай почаще о себе. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?”

Матрона учила предавать себя в волю Божию. Жить с молитвой. Часто налагать на себя и окружающие предметы (особенно на еду) крестное знамение, ограждаясь тем самым от злой силы. Советовала чаще причащаться Святых Христовых Тайн. “Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым... Перед иконами пусть горят лампады”.

Учила также любить и прощать старых и немощных. “Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто помогите им. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали”.

О снах она говорила так: “Не обращайте на них внимания, сны бывают от лукавого - расстроить человека, опутать мыслями”.

Матрона учила не бегать по духовникам в поисках “старцев” или “прозорливцев”. Бегая по разным отцам, говорила она, можно потерять духовную силу и правильное направление жизни. “Если идёте к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет”. Учила не интересоваться священниками и их жизнью.

Желающим христианского совершенства советовала не выделяться внешне среди людей (чёрной одеждой и т.д.).

Вот ещё её слова: “Мир лежит во зле и прелести, и прельщение душ будет явным. Остерегайтесь”.

Она также учила терпению скорбей.

Матушка говорила, что краситься, то есть употреблять косметику - большой грех: женщина портит и искажает образ естества человеческого, как бы дополняет то, чего ей якобы не дал Господь, создаёт поддельную красоту; а это ведёт к развращению и её самой, и окружающих.

Про девушек, которые свою жизнь отдали Богу, Матрона говорила: “Вам, девицам, Бог всё простит, если будете преданы Ему. Та, которая обрекает себя не выходить замуж, должна держаться до конца. Господь за это венец даст”.

Матрона говорила: “Враг подступает - надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы”.

О колдунах матушка говорила: “Для того, кто добровольно вошёл в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам: они одно вылечат, а душе повредят”.

Матушка часто говорила близким, что сражается со злой силой, невидимо воюет с ней. Однажды пришёл к ней благообразный старик, с бородой, степенный, пал перед ней на колени весь в слезах и говорит: “У меня умирает единственный сын”. Матрона наклонилась к нему и тихо спросила: “А ты как ему сделал? На смерть или нет?” Он ответил: “На смерть”. Матушка говорит: “Иди от меня, незачем тебе ко мне приходить”… После его ухода она сказала: “Колдуны Бога знают! Если бы вы молились так, как они, когда вымаливают у Бога прощение за своё зло!”

Массовое отпадение людей от Церкви, воинствующее богоборчество, нарастание отчуждения и злобы между людьми и греховная жизнь без покаяния привели многих к тяжким последствиям. Матрона это хорошо понимала и чувствовала.

В дни демонстраций матушка просила всех не выходить на улицу, закрывать окна, форточки и двери. Говорила, что в этот момент полчища демонов занимают всё пространство, весь воздух и охватывают всех людей.

Как-то 3.В.Жданова спросила Матрону: “Как же получилось, что столько храмов закрыто и разрушено?” А матушка ответила: “На то воля Божия. Сокращено количество храмов потому, что верующих будет мало и служить будет некому”. “Почему же никто не борется?” Она: “Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила вступила в действие... Эта сила существует в воздухе, проникает везде. Раньше болота и дремучие леса были местом обитания тёмной силы, потому что люди ходили в храмы, носили крест, а их дома были защищены образами, лампадами и освящением. Бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются сами люди по их грехам и неверию”.

Отчитывая бесноватых, молясь за каждого, разделяя людские скорби, матушка так уставала, что к концу дня не могла даже говорить с близкими и только тихо стонала, лежа на кулачке.

Последний земной приют Матрона нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), где поселилась у дальней родственницы. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби. Лишь перед самой кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила приём. Но люди всё равно шли, и некоторым она не могла отказать в помощи.
До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. По своему смирению она, как и обыкновенные грешные люди, боялась смерти и не скрывала от близких своего страха перед ней. Перед её кончиной пришёл её исповедовать священник, отец Димитрий. Она очень волновалась. Батюшка спросил: “Да неужели и Вы боитесь смерти?” “Боюсь”, - был ответ.

2 мая 1952 года она почила.

3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка об упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Среди множества других она привлекла внимание служащего иеромонаха. “Кто подал записку? - взволнованно спросил он - Что, она умерла?” (Многие насельники Лавры хорошо знали и почитали Матрону). Старушка с дочерью, приехавшие из Москвы, подтвердили: накануне матушка скончалась, и нынче вечером гроб с телом будет поставлен в московской церкви Ризоположения на Донской улице. Так лаврские монахи узнали о кончине Матроны и смогли приехать на её погребение.

4 мая в Неделю жён-мироносиц при большом стечении народа состоялись похороны блаженной Матроны. По её желанию она была погребена на Даниловском кладбище, чтобы “слышать службу” (там находился один из немногих действующих тогда московских храмов).

Незадолго перед смертью она сказала: “Все приходите ко мне на могилку и рассказывайте, как живой, о своих скорбях; я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам”. А ещё матушка говорила, что те, кто доверит себя и свою жизнь её ходатайству ко Господу, спасутся. “Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти. Каждого”.

Её могилка сделалась одним из святых мест православной России, куда приезжали люди со всех концов страны и из-за рубежа со своими бедами и болезнями.

8 марта 1998 года, в неделю Торжества Православия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены останки блаженной старицы Матроны. При их освидетельствовании была обнаружена выпуклость в форме креста на груди, о чем упоминается в её жизнеописании.
Теперь останки блаженной находятся в Покровском женском монастыре, куда за помощью к этой подвижнице, как и при её земной жизни, идут нескончаемым потоком люди.

В октябре 2004 г. по определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви святая блаженная Матрона Московская была причислена к лику святых...

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

39 дата публикации: 04.09.2009