Виктор Войханский

"КРАСОТОЙ МЫ МОЛИМСЯ" (Н.К.Рерих)

 

По-моему, Красота - это не сама форма, ласкающая глаз или слух. Наше восприятие субъективно. Красота - это, прежде всего, та мысль, которую передаёт нам форма. И чем возвышеннее мысль, тем ближе она к Истине, а значит, к Красоте, ибо что может быть прекрасней самой Истины. Поэтому Красоту творения следует рассматривать как гармонию единства формы и мысли. Такая мыслеформа, воплощённая уже в видимое материальное изображение, будет восприниматься нами как Красота, когда мы знаем её внутренний смысл. Тогда форма становится второстепенной для воспринимающего её зрителя, хотя и немаловажной.

И мы восхищаемся различными по виду произведениями искусства и понимаем их ценность для человечества, именно благодаря осознанию этого единства формы и содержания. Человек, стоящий перед творением в благоговейном молчании, это тот, кто смог проникнуть в его смысл. И высокая мысль, освещая сознание, несёт в себе космическую мощь частицы постигнутой Истины. И мы ощущаем, вполне физически, трепет радости от прикасания к Беспредельности.

Художника потому и называют творцом, что он, изыскивая всё новые и новые способы отображения действительности, способен возвысить наше сознание до необозримых высот Мироздания. Но он может также и низвергнуть человека до самого низменного положения. Поэтому так важно уметь различать истинное искусство, возвышающее сознание, от мнимого, рождающего мысли о разъединении, разрушении.

Истинное искусство, вознося нашу мысль к созиданию, зовёт нас на поиски гармонии жизни. При этом мыслительный аппарат человека утончается, изощряясь в искании ответов на вопросы о смысле Бытия. Иными словами, зовёт на подвиг.

Всякая видимая форма может иметь для сознания символическое значение. Символом гармонии может быть не только искусственное изображение, но любой ощутимый нашими органами чувств объект. Чем выше поднимается сознание, тем больше признаков гармонии оно способно найти в окружающем мире, тем более уравновешенным и творческим становится человек. Тот, кто однажды ощутил дыхание Красоты, будет и далее уже целенаправленно стремиться к ней. На этом пути он постарается привести свои чувства и мысли к возможно большему порядку, т.е. к равновесию, чтобы тем возможно полнее приобщиться к совершенству.

Осознав Красоту, человек может поделиться мыслями о ней с другими. Благодаря этому творцами могут быть и художники, и те, кто говорит о ней. Красота живёт там, где её помнят и чтут.

Истинное произведение искусства, даже если оно и не понято, не стремится вызвать у зрителя негативную реакцию. Это может быть сострадание увиденному, негодование или сочувствие, но это не будет злобой, завистью и другими, отемняющими наше существо, чувствами. Истинное искусство не ставит зрителя в тупик, часто самому художнику непонятными изображениями. Если человек не знает, о чём он хочет сказать людям, то можно спросить его: для чего он идёт к ним? Уж не для того ли, чтобы потешить свое самолюбие?

Искусство - мощная форма психического воздействия вне зависимости от осознания его зрителем. Появляясь в нашем сознании, какой-либо образ вступает в сочетание с тем, что там уже было накоплено ранее. Истинный художник должен быть одновременно и учёным, чтобы сознательно нести благо гармонии и созидания в массы. К этому призывали такие великие творцы как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Николай Рерих; также философы: Ф.Достоевский, Вл.Стасов, Н.Бердяев и многие другие.

Ложное искусство отличается именно уходом от создания гармоничных форм, несущих высокую идею. Оно отвращает от подвига, от исканий смысла жизни и часто несёт в себе агрессию. Сознание, которое не напрягается в постижении Истины, постепенно деградирует и становится неспособным к утончённому восприятию действительности. Иными словами, оно грубеет, тупеет и разлагается.

Поэтому искусство - явление глубоко социальное. А раз так, то будет недальновидным недооценивать его роль в воспитании общественного сознания.

Затрудняющие пути истинного искусства, подменяющие его суррогатом "массовой культуры", являются пособниками тьмы, поработителями народа. Им нужны массы бессловесных, беспринципных двуногих, для которых деньги - всё.

Именно истинное искусство нужно народу, который ещё желает духовного восхождения. Стремление к духовным ценностям всегда давало возможность разрешения множества трудных вопросов, которые вставали перед обществом в различные периоды истории. Можно назвать эпохи расцвета культуры разных времён. Все они отличались духовным подъёмом и мирным строительством, достижениями науки и искусства. Могут сказать, что и в них было много негативного. Да, но всё-таки эти периоды остались в памяти поколений как эпохи расцвета и созидания. Значит, хорошего там было больше, чем плохого. И потом, разве можно воспитать доброту подрастающего поколения, если показывать и говорить только злое? Каждый здраво мыслящий скажет, что НЕТ.

Наш город [Севастополь, - ред.] растёт и ему нужен хороший современный музей, оборудованный по последнему слову техники. Такой музей мог бы стать центром культурной жизни города, где поколения севастопольцев могли бы получать духовную пищу, которой и является Красота.

Здание, в котором находится Севастопольский художественный музей имени Крошицкого, уже давно не отвечает требованиям современности.

Восточная мудрость гласит, что Красота - это одеяние Истины. Поэтому мы справедливо можем сказать: "Красота - это стремление к Свету Истины с полным осознанием ответственности за мысль".

Великий художник, философ, учёный Николай Константинович Рерих, посвятивший себя делу культуры без остатка, утверждал: "Красотою мы побеждаем, Красотою мы молимся".

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

39 дата публикации: 01.09.2009