Владимир Деревянко

Человековедение

 

Цикл 4/6: "Что есть человек?"
От эгоизма человека к сверхорганизму человечества

 

Введение

Некоторые люди, и им несть числа, упиваются своим эгоизмом или так называемой свободой воли и чувств, собственности и самовыражения, пренебрежением моральными нормами и обязанностями по отношению к семье, обществу, человечеству. Являясь очевидным противопоставлением себя другим людям, эгоизм примитивен и производен неразумности человека. Последнее позиционирует человека в окружающем мире и является мерой его животности и человечности. Чем более развит и разумен человек, тем менее он животен и эгоистичен, тем более человечен, тем лучше соотносит свои действия с социумом, тем более видит их необходимость и полезность и тем больше сознаёт себя элементом сверхорганизма человечества.

 

1. Эгоизм и разумность человека

Когда рассуждают об эгоизме и его противоположности - альтруизме, как правило, осуждают первое и одобряют второе, хотя истина, наверное, где-то посередине. Действительно, об эгоизме можно рассуждать только в контексте абсолютной свободы, которая по сути своей абстрактна. Неоднозначен и альтруизм, когда человек не щадит себя и своей жизни ради других людей, что понятно по отношению к близким, например, своим детям, но не совсем, - к чужим людям, ведь жизнь у человека одна?! Чтобы лучше понять это, обратимся к животным, которые все - эгоисты за исключением отношений между родителями и детенышами и то не у всех видов. Кстати, и среди людей много эгоистов, особенно детей, что нетрудно понять, и чем они меньше, тем в большей степени. Может быть сделан вывод о том, что эгоизм - понятие, имманентное животному, а альтруизм - исключительно человеческое качество, ибо оно должно быть осознано. В зависимости от развития и разумности люди могут быть в большей или меньшей степени эгоистичны и альтруистичны. Проблема эгоизма-альтруизма, как и другие гуманитарные проблемы, например, добра и зла, имеет логический и нравственный контексты. Что любопытно, то чаще в рассуждениях на эту тему преобладают нравственные мотивы, хотя, как для человека дороже его собственная жизнь, ибо другой у него не будет, так и в данном случае должен быть обеспечен примат объективного и строгого суждения. Животный эгоизм, а он в большинстве случаев именно такой, имеет в своей основе потребности тела и необходимость их удовлетворения. Когда он исходит от ребёнка, неспособного обеспечить себя самого, это никого не шокирует. Когда же ребёнок начинает капризничать и требовать больше, чем ему нужно, не говоря уже о взрослом человеке, противопоставляющим себя другим людям или требующим преимуществ, это переходит естественные границы и воспринимается, как неразумное поведение.

Можно много рассуждать на эту тему, но отметим главное: той самой границей, отделяющей неразумный эгоизм, является жизненная необходимость человека, которую он способен сознавать своим разумом. Критерием жизненной необходимости, и разумности заодно, является сообразность действий человека его сущности. Потому-то и не говорят об эгоизме животного, что он неразумен и в нормальных условиях действует сообразно своей сущности. Человек - существо социальное и с самого рождения во многом зависит от других людей. В таком контексте противопоставлять себя другим людям - не просто наглость, это противоестественно, а в своей крайней степени - преступно, за что следует не какое-либо другое наказание, а лишение свободы. И в этом проявляется мудрая человеческая сущность - люди должны стремиться к единению между собой для достижения необходимых для всех целей. И чем лучше они будут это сознавать и делать, тем меньше будет эгоизма и вырастающих на его почве несправедливости и проблем их существования.

Многие люди не хотят ощущать себя, как муравьи, элементом сверхорганизма-муравейника, полагая, что это сковывает, лишает свободы и принуждает делать что-то помимо их воли и желаний, - и отчасти это так... Но надо представлять себе, что как бы ни был высокоорганизован муравей, он не способен сознавать и улучшать себя и свою жизнь. На это способен только человек, как и на то, чтобы сознавать свою сущность, которая, хочет он того или нет, делает его органическим элементом социума и нацеливает на единение с окружающим миром людей и природы. Не сознающий этого, действует противно своей сущности и становится чужим себе и другим, и это - ужасная глупость, - примерно то же, что и рубить сук, на котором сидишь.

 

2. Тело и дух, человек и человечество

Тело любого живого существа, и человек не исключение, взаимодействует с природой в процессе метаболизма и является источником его существенных потребностей, которые, прежде всего, связаны с самосохранением. Потому желания, как сигнал о необходимости их удовлетворения, - есть императивный мотив для деятельности существа вовне. При слабом разуме или его отсутствии существо, вступая во взаимодействие с себе подобными, не в состоянии соотносить свои интересы и действия с другими и регулятором их отношений является сила. Можно говорить об эгоизме и ограниченности тела и силе, как регуляторе отношений в стаде/стае животных.

Когда человек становится разумным, эта логика изменяется. Впрочем, если он не становится достаточно разумным, она остаётся животной - эгоистичной, ограниченной. Что же отличает логику разумного от неразумного существа? Прежде всего, сознание себя, своих потребностей и других людей, как части целого - социума. Последнее важно, как само по себе и как условие лучшего и более лёгкого удовлетворения потребностей человека за счёт разделения труда и обмена его продуктами, что если и возможно, то имеет весьма ограниченные масштабы в животном мире. Сознание, разум поднимают человека на крыльях его возможностей над живой и неживой природой, обеспечивая его преимущество и господство. Впрочем, совершенный разум способен видеть своё преимущество над природой и не допустить эгоизма превосходства, чреватого разобщением и несправедливостью, ища гармонию единства человека и общества, общества и природы как единого организма.

По мере развития и в зависимости от наследственности и условий жизни в социуме человек становится в той или иной степени разумным. Будучи обратно пропорциональным разумности, эгоизм человека переходит в социум. Литературные примеры и жизненные наблюдения показывают, что в определённых условиях, когда деловые отношения подменяются личностными, эгоизм культивируется и в старшем возрасте в форме гордыни и чванливости, подпитываясь честолюбием и тщеславием. Другие примеры, коих мало в мирной жизни и становится больше на войне или в чрезвычайных ситуациях, позволяют говорить о том, что есть и иные мотивы и установки поведения людей, например, энтузиазм и патриотизм, самоотверженность и героизм. Можно констатировать, что эгоизм и индивидуализация и альтруизм и единение - две стороны одной медали-сущности человека, которая может поворачиваться, то одной, то другой стороной в зависимости от его разумности.

Многое в жизни человека противоестественно и особенно мизантропия, отбрасывающая его назад к его животным предкам. Какими должны быть обстоятельства его жизни и что должен чувствовать и мыслить человек по отношению к другим людям, чтобы воспринимать их с ненавистью, как своих врагов? По-видимому, такое возможно или, если они захватили то, что по праву принадлежит ему или он сделал тоже самое, а они хотят вернуть это себе. То есть, прежде всего, это отношения частной собственности, которая даёт людям материальное благополучие и порождает серьёзные проблемы, такие, как самотчуждение и разобщение, имущественное противостояние и общественные катаклизмы. Наверное, не случайно люди становятся более толерантными, а нации объединяются. Накопилось много серьёзных проблем: социально-экономических и военно-политических, экологических и демографических, решить которые даже крупным державам становится не под силу. Всё более очевидной становится необходимость международного сотрудничества и единения людей, с помощью которых только и возможно преодолеть эгоизм и неразумность современного жизнеустройства.

 

3. Развитие человека и социальные процессы

Жизнь современного человека строится сообразно его ценностной ориентации - он стремится к овладению возможно большими внешними ресурсами /деньги и власть/ и его интересы направлены во вне, как и у животных, в то время как в себе /организации своей жизни и использовании ее ресурсов/ он недостаточно рационален. Индивидуальное потребление, накопление материальных благ и стремление к власти представляются для людей более важными, чем их развитие и совершенствование. Концентрируясь на удовольствиях, люди обманываются в своих потребностях, неверно понимают свою пользу! и неоптимально её осуществляют. Чем менее их желания, цели и действия выражают жизненно необходимые потребности, тем в большей степени люди обманывают/ся сами и позволяют другим обманывать себя. В результате развитие людей недостаточно и они не реализуют заложенные в них природой возможности.

Человек - органическая часть социума и природы и его общность с другими людьми и окружающим миром как объективна, так и жизненно необходима. Сформированный на генетическом уровне вектор общности с людьми и единения с природой - одно из важнейших, если не основополагающих, его жизненных оснований-начал, пренебрежение которым или неследование которому противоестественно, вредно и опасно для людей выходом из системы разумной жизни. Торжество негативной энергии своекорыстия и достижения превосходства над другими, мнимого и преходящего вместе с недомыслием, приводит к тому, что человек не обеспечивает необходимого для нормальной жизни баланса частного и общего, разобщаясь "во вне" и самоотчуждаясь "в себе".

Что же касается организации социума, то она имманентна развитию людей и выражает интересы достижения господствующих жизненных ценностей. Её структура и функции не выражают интересов большинства, государство слабо связано с народом, если не оторвано от него и отчасти живёт для себя и на себя. Для иллюстрации возьмём офисы коммунальных чиновников современной России и жильё находящихся в их ведении людей, не говоря уже о том, что к высокопоставленным чиновникам так просто не доберёшься, а ведь они должны работать для людей и быть открытыми.... В определённой степени реальные интересы народа и власти противоречат друг другу и это весьма симптоматично, как и неувядающая коррупция. Индивидуальные и социальные аспекты поведения человека естественно взаимосвязаны и адекватны проблеме частного и общего, отражая его двуединую сущность. Обращение к этой проблеме со стороны сущности человека позволяет увидеть корни эгоизма и альтруизма и говорить о них, как о крайностях. Моё и общее - важнейшее позиционирование человека, которое подкрепляется с стороны общего моралью, а со стороны частного - законом. Различие между ними - суть двойственности поведения человека, отражающего кажущееся, вспомним Б.Паскаля, неразрешимым противоречие между его телом и духом, - оно тем больше, чем менее человек разумен. Являясь органической частью общности людей, поведение человека всегда сочетает индивидуальные и общие интересы по двум очень простым причинам - он зависим от людей, не только тогда, когда растёт и развивается, работает или болеет, - просто он не может сделать всё необходимое для жизни сам и, что самое важное, один он не в состоянии продолжать и улучшать жизнь... Будучи частью социума, человек должен стремиться не только к непротиворечивому, но оптимальному взаимодействию с ним ибо в этом - не только его необходимость, но и польза. А это подводит человека к осознанию его сущности, которая сочетает его индивидуальные и социальные проявления и интересы.

 

4. Человек и его высшая польза в сверхорганизме человечества

Отличие разума от инстинкта состоит в том, что он способен помочь человеку не только оптимизировать его действия, но и улучшать себя. Сложившийся и постепенно расширяющийся круг проблем жизни побуждает человека к их анализу и поиску решений, выходящих за рамки привычных представлений, поворачивая его к своей сущности. Как разумное существо, человек должен стремиться к социуму, чтобы использовать свою не всегда очевидную пользу в том, что его жизненные ресурсы будут всё более формироваться за счёт взаимодействия с ним, экономя индивидуальные усилия и предоставляя ему большие возможности для развития. Организуя жизнь и совершенствуя хозяйство, человек будет приближаться к достижению своей высшей пользы через улучшение взаимодействия с другими людьми и окружающим миром, рационализацию жизненных ресурсов, улучшение организации социума.

Кстати, к этому в той или иной форме призывают религия и этика, педагогика и искусство. Но, чтобы не указывали эти и другие дисциплины и практики, они не дают цельных и позитивных знаний, адекватных их сущности, а люди, даже если им и дать их, не смогут использовать их эффективно для своей пользы до тех пор, пока не осознают это, как свою жизненную необходимость. Рациональную, лучшую жизнь очень сложно реализовать, как и изменить, улучшить человека, который по развитию интеллекта превзошёл представителей животного мира, однако, уступает им в последовательности и однозначности следования своим видовым задачам существования... И это самая большая проблема жизни и разума, которую людям предстоит осознать и решить!

Стремление к общности с людьми и единению с природой является естественным продолжением и отражением мирового процесса интеграции духа и тела, человека и окружающего мира в единую систему. К решению этой великой задачи человек должен подойти постепенно, в контексте своего развития, познавая и реализуя себя во взаимодействии с социумом и природой и осознавая свою высшую пользу. Важно представлять, что это недопустимо форсировать ибо, будучи производно разумности человека, оно должно стать для него жизненно необходимым и быть обеспечено достаточными средствами и ресурсами.

Чем лучше человек познаёт и реализует свою сущность, тем лучше становится сам и в большей степени сознаёт себя неотъемлемой частью социума, тем более его жизненные интересы и цели сближаются с общечеловеческими. Только ощущая себя частью социума и природы и позитивно реализуя свою индивидуальность, рационализируя производство и использование жизненных ресурсов и оптимально продолжая род, то есть делая то, что составляет его жизненную необходимость, он способен увидеть свою высшую пользу в пополнении общечеловеческой чаши совершенства, как высшей радости жизни. И только развитие в осознании себя неотъемлемой частью сверхорганизма человечества и естественное стремление к улучшению всего своего вида - наполнит жизнь человека высшим смыслом и сделает его, по большому счёту, разумным и счастливым!

04.08.07

 

Цикл 7/1: "От желаний к необходимости"
О различиях людей, их желаний и необходимости

Введение

Все люди чем-то отличаются друг от друга, в том числе, своими желаниями и иногда весьма сильно. Являются ли эти различия данностью, которую следует принять и исходить из неё, размышляя о человеке, или они - следствие многообразных обстоятельств, на которые можно влиять? А насколько и в чем люди различны и каковы причины различий? Как различия людей связаны с их сущностью и можно ли говорить о связи желаний с развитием и разумностью человека? Существуют ли непреодолимые желания и инстинкты тела, которые могут быть определены как "чёрные дыры желаний" человека? Как люди понимают свою жизненную необходимость и как она соотносится с их сущностью и желаниями? Выражают ли жизненные ценности людей достигнутый ими уровень развития, преобладающие желания и представления о жизненной необходимости? Надо ли и как преодолевать различия и может ли человек сделать это сам без помощи науки и образования?

 

1. Причины различий людей и их желаний

Как трудно найти двух одинаковых людей, ибо они хоть немного, но отличаются друг от друга - внешностью или поведением, так не трудно среди множества желаний людей выделить такие, которые владеют, если не всеми, то многими людьми, побуждая стремиться к их удовлетворению, нередко в ущерб более необходимым. Стараясь удовлетворить потребности, которые выражают их преобладающие желания, люди вступают во взаимодействие между собой и природой и далеко не всегда оно протекает без негативных последствий для одной из сторон... Жизнь так устроена, что лучшее достается более сильным и их приближённым, а остальные имеют столько, сколько могут захватить с помощью силы мышц или изворотливости своего ума. Так складывается, что одни имеют больше и лучше, чем другие, нередко гораздо больше, чем им нужно, а другие не могут удовлетворить свои самые необходимые для жизни, насущные потребности и эти различия позволяют говорить о несправедливости взаимоотношений между людьми и несовершенстве людей и их желаний. Надо ещё заметить, что не все люди одинаково развиты, активны и трудолюбивы, а желания и возможности иметь больше и лучше - не всегда свойственны лучшим из них. И эта ситуация продолжается уже не одно тысячелетие, давая основание для предположения о том, что это - некая данность или адекватно сущности человека. Однако, если посмотреть на ход истории повнимательнее, можно увидеть, что различия между людьми постепенно сглаживаются, как и изменяются социально-экономические отношения. Впрочем, не в такой степени, чтобы несправедливости не осталось вообще, тем не менее, можно говорить о позитивных тенденции и динамике изменений.

Последнее позволяет усомниться в нашем первом предположении о негативной сущности человека и от противного подумать о наличии в ней позитивного разумного начала, из чего следует возможность её дальнейшего проявления и развития. В любом случае, как на различия людей не посмотри, для их лучшего понимания следует обратиться к их сущности и оценить сообразность желаний потребностям и необходимости, которые её выражают. Последнее нередко ускользает из поля зрения людей и тому есть несколько причин: во-первых, сущность не имеет однозначного определения и потому нельзя выявить какие-то несоответствия, во-вторых, жизненные ценности и цели ведут людей к удовлетворению желаний, недоступных всем и приносящих наибольшие удовольствия, наконец, большинство людей и не мыслят себе других желаний и удовольствий...

При таком положении вещей, которое представляется объективным, естествен вопрос: надо ли стремиться к преодолению различий людей? Чтобы ответить на этот вопрос, а за ним стоит столь же естественное желание, если ни преодолеть несправедливость отношений людей и несовершенство жизни, то хоть сколько-нибудь улучшить их, следует вспомнить о позитивной исторической динамике развития человека и социума и поискать нечто предопределяющее её. Последнее подводит к мысли о существовании некоей природной основы-сущности человека и необходимости и целесообразности определения её в целом и по основаниям и свойствам, чтобы затем попытаться увидеть в развитии более сообразные его сущности потребности, желания и отношения с другими людьми и природой. Коль скоро такой области знаний пока не существует, возникает объективная необходимость формирования новой системы знаний о человеке - человековедения и конкретных представлений о сущности, жизненных необходимости и пользе человека и обучения людей природосообразному поведению для рационализации их желаний и действий.

Последнее - не теоретический посыл ибо соотносится с реальными формами организации жизни и отношений людей в развитых странах и позволяет судить о полезности и перспективности такого подхода к преодолению различий людей и их желаний и, как следствие, несправедливости их взаимоотношений. В силу того, что решение этой задачи предполагает системные оптимизационные усилия и решения, естественно связывать их с разумом человека и его активизацией и развитием.

 

2. Желания и необходимость людей и их несовпадение

Не повторяя материала о желаниях и необходимости человека, изложенного в нашей статье 1-го цикла "Между желаниями и необходимостью" (см. на нашем сайте - http://ocheloveke.narod.ru/doc/nvipol), отметим, что эта важнейшая тема составляет квинтэссенцию человековедения, а несовпадение или несбалансированность желаний и необходимости определяет даже не проблему, а сверхпроблему жизни людей. Она связывается с относительной закрытостью системы современной жизни и сравнительной лёгкостью и доступностью удовлетворения желаний-удовольствий, с одной стороны и сложностью понимания и трудностью осуществления жизненной необходимости - с другой. Если бы люди объективно сознавали свою сущность и адекватизировали ей свои потребности и желания, их жизнь была бы другой. Но стереотипы мышления и сложившиеся за века схемы поведения "разводят" желания и необходимость, - высоким духовным идеалам, выражающим высшую пользу, противостоят низкие примитивы желаний и удовольствий человека, формируя привычную и неоднозначную дилемму, труднопостижимую и пока тщетно взывающую к разуму человека!

Как же они соотносятся и почему не совпадают? Говоря о возможности согласования желаний и необходимости человека, в статье отмечается большая сложность и продолжительность решения этой задачи, практическое решение которой невозможно без становления и развития науки разумной жизни человека - человековедения. На что должна опираться эта столь нужная человеку наука? На разумность человека и его биосоциальную сущность, осознаваемые и управляемые потребности и желания и естественную взаимосвязь его разума и тела во взаимодействии с окружающим миром людей и природы. При этом несовпадение желаний и необходимости, как и базирующиеся на нём противоречия между человеком, социумом и природой будут постепенно сглаживаться, формируя поле общих интересов, выражающих высшую пользу или видовые интересы всего человечества. Таким образом, сближение желаний и необходимости через анализ и управление своими инстинктами и желаниями - важнейшая жизненная задача каждого человека, которая должна решаться с помощью человековедения. История и литература рассказывают о том, что были и есть люди, способные справляться со своим инстинктами, скажем, некоторые верующие, ставшие святыми, или учёные, исследователи, спортсмены и другие люди, добившиеся высоких результатов. Однако, немало людей и имя им легион, склонны не только потворствовать своим инстинктам и желаниям, но и культивировать их. Более того, современная жизнь с её культами потребления и удовольствий, определяет именно такую жизненную ориентацию людей от мала до велика и, если кому-то это и не нравится, то навязывается с помощью рекламы и всё более пошлых форм масскультуры и шоу-бизнеса. То есть в современных условиях контролировать свои желания, когда вокруг многие делают по-другому, непросто, но необходимо, если хочешь оставаться самим собой, быть сообразным своей сущности и жить хорошо и долго. Надо заметить, что это очень непросто и требует серьёзных знаний и усилий, а главное, последовательности и природосообразности действий человека - индивидуальных, в социуме и природе. Должно быть понятно, что в современных условиях на это способны лишь единицы и людей в массе надо учить управлять своими желаниями с детства. Что любопытно, - это не менее, а скорее, более, важно для человека, чем некоторые из общих знаний, например, физики или химии. Странно, и человековедение это объясняет, соотнося с господствующими жизненными ценностями людей, почему этому не уделяется внимание и не изучается в школе?..

Продолжая мысль об управлении своими желаниями, естественно сознавать, - для чего это нужно? Чтобы следовать жизненной необходимости! А как ей следовать? Во-первых, чтобы следовать чему-то, надо это хорошо знать самому, а не слушать кого-то и делать "как надо"; вспомним А.Галича, и применительно к жизненной необходимости ещё и индивидуализировать. Самый общий рецепт следования жизненной необходимости: познавать и оптимально реализовать свою сущность, кстати, по-крупному она в этом и состоит. А если быть конкретнее, то нелишне оттолкнуться от жизненных реалий, вспомнить, что советуют педагоги и врачи, тренеры и преподаватели, специалисты и практики, и следуя им, правильно питаться и больше двигаться, избегать стрессов и вредных привычек, стараться реализовать свои способности и, наконец, жить по природе. Как это делали П.Брэгг или Н.Амосов... Ну, а если всё делать по большому счёту, то это следует начинать с детства, опираясь на человековедение, в котором определены сущность человека с её основаниями и свойствами и жизненная необходимость и её составляющие, природосообразное поведение и важнейшие механизмы его реализации. Разумеется, это предполагает другой воспитательно-образовательный процесс и пересмотр его целей и задач, впрочем, мы забежали вперед...

 

3. О жизненных ценностях и целях людей

К чему же стремятся люди и почему? Вообще говоря, ответ на этот вопрос следует из контекста предыдущих разделов: люди стремятся к удовлетворению своих желаний и максимуму удовольствий и в этом состоит смысл их жизни. Можно расширить устремления людей на обогащение и власть, которые являются важнейшим условием достижения максимума удовольствий, и всё вместе это определяет господствующие жизненные ценности и интересы людей. Почему так, а не иначе? Потому, что это объективно и производно уровню развития и разумности людей в массе. Вспоминая об отмеченной нами позитивной тенденции развития человечества, можно говорить о том, что по мере накопления разумности людей их ценности и устремления будут меняться подобно тому, как это происходит с каждым из нас на пути из детства к зрелости и старости.

Здесь не будет лишним отметить одно существенное обстоятельство, - поскольку не все люди теперь одинаково хорошо развиваются и реализуются по объективным и субъективным причинам и из них формируются не только разноспособные работники, но и преступники, важно, помня об этом, всеми средствами способствовать правильному, разумному воспитанию и развитию людей и рационализации их желаний, ведь от этого будет польза всем!.. И как тут снова не вспомнить о человековедении и его возможностях, и прежде всего, его положениях о сущности, разуме и развитии человека. Впрочем, не все так думают и потому, наверное, человековедение не стало пока признанной научной и образовательной дисциплиной... Когда говорят о человеке и его разуме, обычно исходят из того, что все люди имеют разум и как бы в равной степени способны сознавать себя и мир вокруг. Увы, это не так и разумность отнюдь не одинакова у всех, взять хотя бы её очевидную зависимость от возраста и способности к рефлексии, которая варьирует в больших пределах у разных людей. К этому надо добавить и ещё одно немаловажное обстоятельство - разум по-разному понимается и определяется людьми. Нередко разум приравнивают к интеллекту или уму, подразумевают мозг или психику человека, противопоставляют инстинктам или наделяют исключительной способностью к формированию метафизических идей /Кант/ или творчеству нового знания /Гегель/. При этом каждый прав по-своему и неправ в принципе: разум - не какая-то сверхестественная возможность, а имманентное сущности свойство человека. Потому его и следует рассматривать в контексте его сущности.

И тут возникает нечто, являющееся непреодолимым для философской антропологии, - сущность не определена, разум по Канту - одно, по Гегелю - другое... Философов море - Фейербах и Бердяев, Тейяр де Шарден и Шиллер... Один говорит о человеке одно, другой - другое, - мозги набекрень, что делать? А лучше всего - говорить расплывчато, неопределённо, например, - у науки недостаточно данных для определения сущности, или сослаться на авторитеты, - как против них что-то сказать?.. Действительно, если своего мнения нет, то и сказать нечего... Увы, такова наша несовершенная жизнь и, если продолжать в том же духе, а пока не видно просветлений, то все наши построения зайдут в тупик и надежды на лучшую, более разумную жизнь надо забыть до лучших времен...

Что же продолжать завораживаться мнениями авторитетов или попытаться найти нечто другое - позитивное и конструктивное? И человековедение это делает, но не эклектически и искусственно составляя антропологического Франкенштейна из мертвечины заумных теоретизирований о сущности и смысле жизни человека, а поднявшись над ними и найдя нечто общезначимое и независимое от научной или религиозно-идеологической ориентации, опершись на которое можно понимать и моделировать человека и явления и процессы его жизни. Речь идёт о категориях необходимости и пользы и их идеальном выражении - жизненной необходимости и высшей пользы, с помощью которых можно оценивать желания и действия человека и судить о степени их разумности. В контексте необходимости и пользы становится более понятным значение и содержание разума, а это в свою очередь даёт проекцию на его связь с природной основой человека - сущностью и позволяет определить её в развитии и во взаимодействии с социумом и природой. Отталкиваясь от сущности человека и выражающих её необходимости и пользы, задач существования и развития, можно видеть человека элементом системы жизни и не только обосновать имманентные разным уровням его развития желания, устремления и ценности, но и позитивно влиять на процесс их формирования.

А для этого, прежде всего, следовало бы оградить человека-ребёнка от негативного влияния потребительства и культа удовольствий и учить жить его по природе, сообразно сущности, жизненной необходимости и высшей пользы. И здесь не обойтись без человековедения, задачей которого является изучение и практическое освоение природосообразного поведения. Коль скоро человек - органический элемент системы природы и общества, он не может не зависеть от неё и сам не оказывать на неё воздействия. Разумеется, позитивные изменения в устремлениях людей произойдут не враз и кардинально, как это не однажды пытались делать торопливые и неразумные революционеры, - пройдёт немало времени прежде, чем вся система жизни преодолеет инерцию потребительства и от культа удовольствий, постепенно рационализируясь, перейдёт к новой жизни в развитии и совершенствовании, которую будет сопровождать не угроза апокалипсиса, а, действительно, светлое будущее, которое люди будут приближать, подчиняя свои желания необходимости и устремляясь к достижению высшей пользы!

 

4. Желания и разум, воспитание и жизненная необходимость

Как изменяются желания человека в зависимости от его воспитания и развития? То, что обозначено в предыдущем разделе, не абстракция или мистика, оно достижимо, хотя пока и не всеми, ибо опирается на рациональные знания и педагогику, с одной стороны, и психические возможности и целеустремленность человека - с другой. Известно, что по мере духовного развития интересы и жизненные ориентиры человека изменяются от примитивного животного потребления к самосовершенствованию и творчеству для достижения гармонии тела и духа, сбалансированности взаимодействий в социуме и природе. Впрочем, это идеал, сознаваемый и достижимый пока немногими по разным причинам и обстоятельствам, которые тормозят духовное развитие людей, порождая индивидуальные и социальные проблемы. Кажется, это давно известно и существует немало систем нравственного воспитания и духовного развития, но они не охватывают всех людей, а недостаток нравственности и духовности попадает в поле зрения общества лишь тогда, когда нарушается общественный порядок или происходит преступление... Допуская недостатки нравственности и духовности, люди-социум как бы дают карт-бланш нарушителям и преступникам, чтобы затем их ловить и наказывать. Неужели так сложно увидеть связь между плохим воспитанием и преступностью и усиливать не систему наказаний, которая недёшева с её судами, тюрьмами и полицией, а систему воспитания - обязательного для всех и реализуемого как важнейшая социальная задача? По-видимому, это не случайно и дело не только в качестве воспитания, но и в жизненных ценностях, выражающих превалирующие желания и устремления людей, и способах, с помощью которых они могут быть удовлетворены, в том числе, нечестно или преступным путём?..

Возникает кажущийся непреодолимым замкнутый круг человеческой жизни с её ценностями и способами их реализации, несправедливостью и жертвами, счастьем одних и несчастьем других... И никто, включая любителей мудрости, изучающих человека, не взялся понять и разорвать этот порочный круг человеческих несовершенства и неразумности, чтобы помочь людям становиться разумнее и совершеннее. Сближение желаний и необходимости - важнейшая жизненная задача каждого человека, которая должна решаться им через анализ и управление своими инстинктами и желаниями. Что, прежде всего, надо делать для того, чтобы желания приближались к необходимости? Если внимательно следить за ходом наших рассуждений, нетрудно увидеть ответ: чтобы желания были жизненно необходимыми, они должны быть сообразны сущности и полезны. Кажется, это совсем нетрудно понять, но человек так устроен, что необходимо и полезно для него то, что очень хочется!.. То есть разум как бы зажат желаниями и связанными с их удовлетворением чувствами-эмоциями и не он контролирует, а они им владеют, его ведут чувства. Почему? Ответ на поверхности, впрочем, от этого не делается легче, - чувства сильнее разума или разум не способен владеть чувствами.

Если разум-дух должен быть у человека сильнее-выше чувств, то из этого следует то, что надо учиться контролировать свои чувства и становиться разумнее, думая о том, что говорили ещё до нашей эры Сократ: "Познай себя" и Сенека: "Сильнее всех владеющий собою". В таком контексте усвоение и заучивание большого объёма знаний, которое теперь составляет основную задачу образования, вряд ли способствует учащимся в познании и владении собой, не говоря уже о том, что в числе изучаемых знаний нет таких, которые помогают в познании себя и жизненной необходимости, без которого нельзя верно оценивать свои желания и отделять более полезные от менее полезных... И снова мы приходим к мысли о необходимости человековедения в воспитании и образовании людей.

Что же такое это человековедение? Речь идёт о науке самопознания и повышения эффективности реализации сущности человека в свободном и всестороннем развитии и систематическом механизме развития духовного начала в человеке - природосообразном поведении. То есть подразумеваются научное и образовательное человековедение, у каждого из которых свои задачи. Научное - призвано изучать и всё более полно и объективно определять сущность и выражающие его жизненную необходимость и высшую пользу человека, а задачей образовательного человековедения является доведение этих знаний до учащихся и создание методов и средств их более эффективного развития и самореализации под углом зрения необходимости и пользы. Курс человековедения предполагает не только изучение и практикум, но и реализацию системы природосообразного поведения и её элементов с использованием вспомогательных средств и процедур.

Самой важной практической задачей изучения и освоения человековедения является формирование конкретного представления о жизненной необходимости и нормализация жизненных отправлений учащихся в контексте её осуществления. Весьма значимым является валеологический мотив поддержания постоянно хорошего здоровья и высокой работоспособности, предполагающий изменение и усиление роли физической культуры. Ещё одним существенным направлением практического человековедения является способствование каждому учащемуся в выборе и осуществлении наиболее эффективных способов индивидуального самовыражения. И таких направлений может быть намечено и осуществлено немало.

Различия людей и их желаний - не данность, а следствие их развития и различий в разумности, которые могут и должны контролироваться и рационализироваться в контексте осознания и осуществления жизненной необходимости. И важным и необходимым подспорьем в этом являются наука и стремление самого человека к развитию и совершенствованию. В таком ключе могут быть постепенно преодолены различия и конфронтация людей, несправедливость и несовершенство их жизни.

03.08.09

 

Цикл статей 7/4: "От желаний к необходимости"
Живая вода человековедения или как научиться желать необходимое?

Введение

Человек желает то, что доставляет ему удовольствие, но оно не всегда необходимо и полезно. Это означает, что он недостаточно разумен, чтобы сознавать необходимость и пользу желаний, сообразуясь со своей природой-сущностью. Впрочем, с возрастом люди в той или иной мере научаются контролировать свои желания, но это нередко оплачивается потерянным здоровьем или жизненными невзгодами. Странно, почему людей не учат желать необходимое, ведь это полезно всем? Увы, современные воспитание и образование, призванные помогать людям в этом, решают другие задачи, состоящие, прежде всего, в формировании у учащихся определённых деловых качеств и накоплении большего объёма знаний. Что же касается адекватизации потребностей и желаний человека его сущности, то эта задача вообще не ставится, как не ясны и направления рационализации образовательного процесса. По-видимому, это проистекает из особенностей жизненной практики, которая предопределяет выбор предметов и методов преподавания, отношения учащихся к занятиям и учителям и учителей к ученикам, и, в конечном счёте, нелучшее качество педагогического процесса и качества людей, выходящих из этой системы.

Человековедение видит важнейшие направления совершенствования образования в сближении интересов учителей и учащихся, определении и достижении общих целей на основе задачи непрерывного развития и совершенствования, когда возникает и поддерживается дух конгениальности и дружеского единомыслия. Подобное имеет место и теперь, кое-где, но это, – скорее, исключение, чем правило, и тому причиной - разобщение людей в силу различий и несовершенства их желаний и устремлений. Для их лучшего понимания и совершенствования естественно опереться на сущность человека и недостатки её реализации. Развиваемое нами человековедение занимается этими вопросами и разрабатывает методы и средства познания и наилучшей реализации сущности человека для его развития и совершенствования. Рациональная педагогика должна учесть возможности человековедения и, опершись на них, помогать учащимся не только в познании мира, но и себя для наилучшей самореализации в социуме и природе.

 

1. Человек, его желания, разум и поведение

Являясь млекопитающим со свойственным ему инстинктами и имея развивающийся разум, человек естественно реализует свои животные потребности и желания и в меру разумности их оптимизирует. Задача рационализации желаний и выражающих их потребностей, естественная для человека, рождается вместе с его разумом и решается им в меру воспитания и развития. Современная же система воспитания и образования, кажется, призванная помочь ему в этом, ориентирована, прежде всего, на накопление общих знаний и формирование актуальных деловых качеств. Что же касается адекватизации потребностей и желаний человека его сущности, без которых невозможна рационализация поведения, то такая задача в полной мере даже не ставится, возможно, ещё и потому, что у детей разные возможности их удовлетворения и прежде, чем говорить о рационализации, следует обеспечить равные условия их удовлетворения для всех. Тем не менее, балансирование желаний и потребностей людей целесообразно с валеологической точки зрения - для обеспечения здоровья и поддержания высокой работоспособности и позитивно мотивирует изучение этого предмета.

Возвращаясь к исходной посылке об инстинктах и разуме, следует говорить о многообразии желаний людей, их развития и разумности, порождающих многообразие их потребностей, желаний и поведенческих схем, которые в значительной степени неоптимальны при том, что существует некий общий для всех разумный оптимум... Предпочитая то, что больше хочется и что доставляет наибольшее удовольствие, люди не вполне сознают необходимость и полезность своих желаний. При этом, наиболее приоритетны желания, определяемые потребностями тела в пище, комфорте, сексе, к которым добавляются потребности в общении и развлечениях. У немалого числа людей складывается неоптимальный комплекс потребностей и выражающих их желаний, который приводит к денормализации жизненных отправлений и социоприродных взаимодействий, вследствие чего возникают индивидуальные и социальные проблемы.

Кажется, для разумного человека было бы естественно желать то, что необходимо и полезно, но на практике этого не происходит по нескольким причинам: во-первых, в жизни самое важное для людей - стремление к удовольствиям, а не следование необходимости, во-вторых, людей не учат осмысливать и рационализировать свои желания, и в-третьих, что даёт проекцию на первое и второе, люди в массе своей ещё не настолько разумны, чтобы подниматься над желаниями и рационализировать их.

Последнее объясняет, хотя это и не всем понятно, почему большинство людей предпочитают простые сиюминутные земные радости и удовольствия, а необходимое и полезное, духовное и высокое существуют лишь для немногих и не всегда. Самое любопытное во всём этом, - из-за ориентации на насущное и сиюминутное люди упускают массу позитивных возможностей или не реализуют то, что необходимо и полезно, - от них ускользает смысл их действий, теряются здоровье, а иногда и жизнь. И всё это продолжается века, если не тысячелетия... Сознание необходимости и полезности рационализации своих желаний и поведения, к сожалению, приходит к людям, постфактум, нередко слишком поздно... Впрочем, каждый с накоплением опыта так или иначе оптимизирует свои потребности, но в массе этот процесс оставляет желать много лучшего, чему подтверждением большое число болезней людей и море проблем их существования. Увы, задачи рационализации потребностей людей, несмотря на острую необходимость их решения, остаются вне их основных интересов и, кажется, что это - жизненная данность людей и этому никогда не будет конца, при том, что люди своим разумом способны сознавать и исправлять неоптимальность своих желаний и действий. К сожалению, весь строй жизни и принципы воспитания и образования отнюдь не способствуют повышению разумности и рационализации желаний и поведения, - преобладание естественнонаучных знаний и стремление к индивидуальной выгоде и удовольствиям уводят людей от необходимости самопознания и совершенствования и воспроизводят животную неразумность и проблематичность существования...

Коль скоро поведение человека представляет собой некую последовательность действий и условий их выполнения в социуме и природе, возможно детерминировать эту систему и её важнейшие элементы. Очевидно выделяются индивидуальный контур взаимодействия человека и природы, социальный контур взаимодействия человека с другими людьми и природой и общечеловеческий видовой контур взаимодействия людей между собой и природой. Пока эти контура в той или иной степени рассматриваются порознь разными науками, скажем, - биологией, социологией и экологией, они не могут быть изучены и оптимизированы вполне. И только сведя их воедино, каковым и является процесс взаимодействия человека, социума и природы, возможны его познание и рационализация.

 

2. О современном воспитании и образовании человека

Когда ребёнок рождается, с ним связывают большие надежды, но они не всегда оправдываются. Ребёнку желают добра и хотят, чтобы он вырос здоровым, умным и счастливым, однако, это удаётся не всем и отнюдь не только из-за неблагоприятных жизненных обстоятельств, но и в результате неоптимального воспитания. Причин тому немало: и добро люди трактуют по-разному, и не приучают детей постоянно поддерживать здоровье, и недостаточно занимаются с ними для развития разума. Самое же печальное в воспитании - это его противоестественность, когда ребёнка заставляют делать то, что желательно для родителей или конъюнктурно, а не необходимо ему самому, и неэффективность, которой весьма трудно достичь, если не иметь достаточных педагогических знаний и навыков и не сообразовываться с его природой-сущностью.

Разумеется, ребёнок сам не может знать, что для него необходимо и полезно, и есть некий обязательный минимум знаний и правил целесообразного поведения и общежития, который он должен усвоить, и помочь ему в этом - задача воспитателей и родителей. Но ребёнок - не просто губка, как иногда говорят, которая впитывает всё, что ему дают, и особенно сильно то, что запрещают, он - индивидуальность со своими наклонностями и способностями, которые следует учитывать и развивать, а воспитатели или руководствуются иными критериями или недостаточно квалифицированы и терпеливы.

Как и чему теперь учат детей? Есть вещи в педагогике и образовании, которые, кажется, не нуждаются в критике, - обучение грамоте и счёту, математике и языкам - родному и иностранному, изучение литературы, природоведения и обществоведения, - это нужно каждому человеку по жизни. А всё ли это и нужно ли что ещё и почему? В современном образовании главный критерий - практика, что вполне естественно, - требуются такие-то люди, знающие и умеющие то-то, ну, и будем давать это учащимся... Вот и выпускают средние школы так называемых зрелых людей, специальные учебные заведения специалистов, и всё было бы нормально, если бы люди были заняты тем, к чему лежит душа и в жизни не было бы столько проблем... А так ли это важно, - было бы побольше денег и всё будет нормально, так многие считают. Нормально заниматься нелюбимым делом за хорошие деньги? Скорее, привычно, а куда денешься? Но ведь это - нонсенс! Смотрите, - готовят специалистов для того, чтобы они занимались не своим делом, потому что для всех важнее деньги... А жизненные ценности людей разве не в этом же? Вот оно в чём дело, и это - объяснение того, как воспитывают и чему учат детей. Так, что же, всё нормально и говорить не о чем, подразумевая несовершенство воспитания и недостатки образования людей? В рамках господствующих жизненных ценностей, наверное, не о чем...

А ведь за всем этим столько личных проблем и трагедий людей, опасностей в жизни и неуверенность в будущем, истощение природных ресурсов и ухудшение среды жизни... И всё это нормально? Если спросить у любого разумного человека, он не согласится с этим, ибо это неразумно, но терпимо, - увы, для людей сейчас важнее деньги, а не радость жизни от того, что естественно и сообразно их сущности!.. Напрашивается вывод: воспитание и образование людей, а затем и их взаимоотношения в жизни не вполне разумны и совершенны. От противного, если кому-то захочется изменить и усовершенствовать это, следует прибегать не к революциям и силе ибо это бессмысленно, а подумать о том, как сделать людей более разумными!

Недостатки современного учебно-воспитательного процесса проистекают из особенностей-недостатков самой жизни, являясь её порождением и производной. Его несовершество проявляется в выборе предметов и методов преподавания, в отношении учащихся к занятиям и учителям и учителей к учащимся и занятиям, и в конечном счёте, в качестве педагогического процесса и качествах людей, выходящих из этой системы в жизнь. Что же самое существенное, за неразумностью и недомыслием в подготовке человека к жизни просматривается недооценка значения и единственности этой жизни и человека в ней, идущая ещё из животной и первобытной жизни... Почему? А для этого необходим разум, то самое, что отличает человека от животных и побуждает к развитию и совершенствованию...

Или забудем о разуме, как ненужном рудименте и отдадимся на волю естественного отбора, жёстко правящего в джунглях?.. Тогда не будем роптать о несправедливости и жестокости современной жизни и стихийности рыночных регуляторов экономики, рассуждать о разумном, добром и вечном и жить по законам джунглей?.. Но мы люди или кто? Так вот, если мы хотим быть людьми и становиться более совершенными, мы должны развивать свой разум и современная система воспитания и образования этого, увы, не делает.

Пытаясь определить поведение человека, мы невольно касаемся того, что выражает его биосоциальную сущность, которая задаёт содержательно-смысловую основу и ресурсно-ценностные установки его поведения. В отличие от животного, цели и поведение которого жёстко определяются инстинктом, человек способен сознавать свою сущность и выражающие её потребности для того, чтобы действовать со всё большей пользой. Будучи потенциально способным сделать это оптимально, разум человека может быть развит лучше или хуже, а его представления о своей сущности, как и выражающих её потребностях могут быть более или менее совершенны... Это делает адекватное сущности поведение человека весьма сложным процессом, для рационализации которого его надо всесторонне и системно изучать. И это насущная задача людей, которые по выражению Л.Н.Толстого, "начнут разрабатывать единую истинную и нужную науку, как жить". Человековедение призвано объяснить людям, что представляет их сущность и какие основания и свойства ее выражают, как они связаны между собой и как их лучше познавать и с большей пользой реализовать!

 

3. Живая вода человековедения или как научиться желать необходимое?

Как усовершенствовать воспитание и образование? Чтобы что-то совершенствовать, в данном случае образование, надо знать и постепенно устранять его недостатки. А их немало, впрочем, это как посмотреть... Если ассоциировать образовательный процесс с трудовой деятельностью, нетрудно увидеть много общего - и там и там немало людей занимается не своим делом и делает это без желания, иногда из-под палки, и там и там целью деятельности являются не развитие и совершенствование человека, проще говоря, благо всех или общее благо, а некие частные или корпоративные устремления, не всегда сопрягаемые, а иногда и противоречащие коренным интересам членам корпорации... На этом противоречии зиждется несправедливость в социальных отношениях людей, оно же, по-другому проявляющееся, характерно для современной системы образования, когда преподаватели и обучаемые находятся по разные стороны и не имеют выраженных общих интересов, хотя они, кажется, всегда подразумеваются...

То есть важнейшее направление совершенствования образования - определение общих целей и сближение интересов учителей и учащихся. Возможно ли это и на какой основе? Или спросим по-другому: что может объединить учителя и учащегося, если не общая для тех и других задача развития и совершенствования? Но возможна ли общность интересов у столь разных по возрасту, жизненному опыту и образованию людей? А почему и нет, чему примером коллективный японский менеджмент и позитивный социальный опыт развитых стран Европы и многих коллективов, в том числе, в сфере образования, где возникает и поддерживается дух конгениальности, дружеского и делового единомыслия. Однако, это пока не правило, и тому причиной - разобщение людей в силу несовершенства их жизненных устремлений. В таком контексте говорить о принципиальном совершенствовании образования сейчас, наверное, не имеет смысла, но можно заниматься, что и имеет место в действительности, текущим совершенствованием технического и методического обеспечения, организации и реализации учебно-воспитательного процесса, которому явно не хватает "живой воды" человековедения, чтобы объективным и актуальным знанием оживить его и сблизить доселе разобщённые и противостоящие стороны - учителей и учащихся для достижения общих целей, не формально или по указке, а реально и на обоюдном интересе в улучшении жизни за счёт совершенствования людей.

Как и в случае недостатков образования, для совершенствования человека естественно опереться на его сущность и несовершенство в ее реализации. Упомянутое и развиваемое нами человековедение - единственная из наук - занимается этими вопросами и обосновывает процесс познания и наилучшей реализации сущности человека для его развития и совершенствования в контексте осуществления жизненной необходимости и достижения высшей пользы. Кажется, люди живут и без такой науки и их жизнь улучшается понемногу, однако, судя по числу её проблем, наверное, ещё не скоро станут, действительно, лучше сами люди и справедливее их взаимоотношения между собой и природой. Всё больше узнавая об окружающем мире и расширяя свои возможности, они совершенствуются в способах обогащения и достижения власти над людьми и природой, заглядывают всё дальше во вселенную и находят всё меньшие субстанции вещества и до сих пор не знают - какие они, в чём состоят их сущность и предназначение? Эти самые важные для человека вопросы остаются пока без ответа и, кажется, никого это особенно не волнует, как и то, что жизнь, построенная на насилии и обмане, а такова действительность, сопряжена со множеством серьёзнейших проблем...

Такими должны быть контекст рационального образования и его целевая функция и человековедение призвано способствовать этому. Впрочем, чтобы жить сообразно сущности, надо познавать и осуществлять жизненную необходимость с возрастающей пользой, действуя всё более организованно и рационализируя жизненные энергию и ресурсы, эффективно развиваясь и гармонизируя свои дух и тело в их взаимодействии между собой и с людьми и природой. Столь нужная всем, впрочем, это неочевидно пока, наука разумной жизни должна определить содержание и элементы процессов самопознания и реализации сущности человека в развитии, дать обоснование рационального взаимодействия с окружающим миром, способствовать увеличению продолжительности жизни за счёт повышения и реализации потенциала разумности. Задача человековедения помочь человеку в познании себя и выборе сообразных его сущности жизненных целей и оптимальных средств их достижения, которые не должны противоречить целям и средствам других людей и законам окружающей природы, а сближать и объединять их, выражая общечеловеческие интересы в адекватно воспринимаемой и реализуемой всеми жизненной необходимости.

 

4. Как себя вести, чтобы лучше жить?

Чтобы лучше жить, надо знать как, и становиться лучше, разумнее и совершеннее. Коль скоро, разумное - это сообразное сущности человека поведение, принципиально необходимым и важнейшим условием адекватизации поведения является самопознание. Естественно начинать его с самого раннего возраста, закладывая рациональную основу на всю жизнь. Чтобы знать, как жить и улучшать жизнь, человеку надо следовать своей сущности, осуществляя жизненную необходимость. Потому процесс воспитания и развития человека должен преследовать цели осознания и осуществления жизненной необходимости, которая воплощает две его важнейшие задачи - самосохранение, как самозащиту и самовоспроизводство за счёт внешних ресурсов и метаболизма, и реализацию сущности, как использование жизненной энергии на развитие и самовыражение в некоторой деятельности-самореализации, в обмен на результаты труда в которой человек получит необходимые ресурсы для оптимальных самосохранения и развития.

Задача каждого человека, познавая себя и оставаясь самим собой, индивидуальностью, делать то, что жизненно необходимо, улучшая и гармонизируя тело и дух, что сближает его с людьми и нормализует взаимодействие с природой, что помогает формировать великие цели и желание жить всё лучше и дольше и приносит непреходящую радость. Рациональная педагогика должна способствовать человеку не только в познании мира, но и себя для наилучшей рациональной самореализации в социуме и природе. С помощью человековедения она может содействовать улучшению жизни человека, помогая ему в осознании единственности и неповторимости жизни и ее зависимости от того, насколько она сообразна его сущности и разумна.

Сейчас сложился определённый, не слишком устойчивый и флюктуирующий баланс потребностей и возможностей человека в социуме и природе, который имеет более негативную, чем позитивную тенденцию к его природосообразному развитию. Самое существенное в поведении людей то, что их разум заслоняют чувства и удовольствия, прежде всего, тела, что уж очень напоминает животную жизнь и отдаляет разумную человеческую, равно, как и понимание актуальности человековедения. Как сказал поэт, люди "жить торопятся и чувствовать спешат", - наслаждаться и мучиться, но, увы, не думать о том, чтобы привести всё это в норму. А это и является задачей педагогики и может быть нормализовано, лучше сказать подготовлено и рационализировано в процессе освоения курса человековедения. Современное образование никак не связывается с улучшением жизни людей, о котором не только думали и думают люди, но и пытались и пытаются это делать. И это более, чем странно... Чему только не учат людей и чем только они не занимаются, но, увы, не всегда тем, что сообразно их сущности и имеет общезначимую пользу. По-видимому, то, что делается, не вполне адекватно их сущности и её нужно познавать. В таком контексте не обойтись без человековедения, главная задача которого - повернуть человека к своей сущности, определить её и научить жить более разумно, сообразно ей. Решение этой задачи предполагает два направления работы: теоретическое - дать знания о сущности, жизненной необходимости и высшей пользе человека и практическое - научить природосообразному поведению, последовательно осваивая его в отдельных элементах и процессах. Кроме того, в процессе изучения курса человековедения естественно решать и некоторые частные задачи - давать рациональный угол зрения на жизнь человека и его взаимодействие с окружающим миром /1/, способствовать рационализации индивидуальной /2/ и социальной сфер жизни, в том числе, и на общечеловеческом уровне /3/, позитивно влиять на интересы и устремления людей и способствовать их сближению и сотрудничеству на разумных /сообразных сущности/ началах /4/.

Особенностью человековедения и образования на его основе является то, что оно - не обычный школьный предмет, а жизненно-необходимый процесс подготовки человека к более рациональной и общеполезной для людей жизни, в которой, прежде всего, должен быть заинтересован он сам. Самой важной практической задачей изучения и освоения курса человековедения и природосообразного поведения является формирование конкретного представления о жизненной необходимости и нормализация жизненных отправлений учащихся в контексте её осуществления, - подразумеваются высокие уровни здоровья и работоспособности. Ещё одним существенным направлением практических занятий человековедения является содействие каждому учащемуся в осознании, выборе и осуществлении наиболее эффективного способа самовыражения или профессиональной ориентации. Всё это должно помочь в понимании весьма существенной роли человековедения в воспитании и образовании людей и его принципиально важного места и значения в учебно-воспитательном процессе.

Итак, как себя вести, чтобы лучше жить? Самый общий ответ - сообразно сущности, соблюдая три важнейших правила: 1) живи и делай не то, что хочется, но то, что необходимо и полезно; 2) чтобы жить хорошо, не вреди себе, обществу и природе, а стремись к пользе всех; 3) чтобы тебе и всем было хорошо, надо постоянно развиваться и совершенствоваться или становиться лучше самому! Собственно, это не что иное, как ключевые положения человековедения в упрощенном виде, которые наставники должны побудить учащихся не просто запомнить, а проникнуться и освоить разумом и телом, что означает вжиться в них! Нужны ли ещё слова или пора за дело?..

03.08.09

 

Ваши комментарии к этой статье

 

С другими материалами автора можно познакомиться на его сайте по адресу: http://ocheloveke.narod.ru/

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

39 дата публикации: 01.09.2009