Виктор Войханский

Ритм творчества сознания

 

«Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И смертный бой вести готов…»

Этот призыв прозвучал более ста тридцати лет назад в дни Парижской коммуны. Тогда он стал выражением гнева и возмущения угнетённого народа, готового к смертельной схватке за лучшую долю. Конец двадцатого столетия перекроил карту мира. Вместе с этим произошли перемены в сознании людей. Сегодня почти невозможно услышать об «Интернационале» в повседневной жизни. Кажется, делается всё, чтобы похоронить идею коммуны. Но идеи не умирают. Пространство бережно хранит всё ценное. Приходит срок, и посевы дают всходы на чистой почве, напоенные свежей влагой нового творческого мышления.

Творчество - великое понятие. Оно несёт в себе целый ряд благородных энергий. С ним всегда связывают радость, восторг, устремление к Общему Благу, чистоту мысли и другие созидательные усилия. Все Учения духа утверждали эту мощь, как возможность к высшему достижению. Так на первых же страницах Живой Этики звучит призыв к творчеству: «Жизни счастье найди в творчестве…»[1], или «Устреми ум на радость творчества…»[2]. В Библейских текстах также находим множество упоминаний о преимуществах благого творчества: «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет [других], тот и сам напоен будет»[3]. «Радость человеку - благотворительность его …»[4]

Не случайны эти упоминания о благом деянии. Ибо творчество может вознести человека до небес, оно же может низринуть в бездну. Устремляясь к совершенству в своих творениях, отважное сознание познаёт восторг сопричастности Творцу. Именно бесстрашие духа нужно, чтобы осознать процесс созидания не как эгоистическое личное действие, но принять полную ответственность перед целым Мирозданием за свои посевы. Ответственности обычно люди стараются избегать. Но для истинно творящего духа она становится радостным устремлением, поводом к самосовершенствованию во имя Общего Блага.

 

Именно Общее Благо является критерием истинного созидания. Поэтому художник, учёный и любой творческий человек всегда должен отдавать себе отчёт в том, что он посылает в мир, к кому обращается, какими энергиями мыслей и стремлений желает он насыщать Пространство.

Только безответственность может сеять вокруг себя гнилые зёрна, ублажая свой эгоизм, в надежде на безнаказанность. Мы можем наблюдать повсюду признаки разложения, в особенности в области искусства. На фоне всеобщей безвкусицы, культа насилия и сексуальной разнузданности число гармоничных произведений очень мало. Тьма кричит о себе с каким-то особым упорством. Не от безысходности ли? Не от сознания ли последнего часа своего?

В это сложное переходное время, как никогда, важным является осознание именно процесса творчества. Это понятие люди, чаще всего, связывают с областями искусства, литературы, науки, поиска инженерных решений, дизайна, а также многими другими, где требуется сознательное мысленное усилие. Но почему-то совершенно отрицается тот простой факт, что мыслью наделён каждый, и бессознательное мысленное творчество распространено гораздо шире, нежели сознательное и целенаправленное. Несчётное количество мыслей наполняет Пространство.

Можно легко представить, оглядываясь на современную жизнь, сколько негативного собрано вокруг, и всё это множество энергий неудержимо стремится к материализации, находя среди земных жителей источник воплощения. В переводе одного из стихотворений Омара Хаяма есть такая строка: «…Зло, излученное тобой, к тебе вернётся непременно». Люди, будучи подвержены воздействию Тонкого Мира, посылая зло в Пространство, готовят своё самоуничтожение. «Смерч, вызванный преступлениями, душит старую Землю. Угар носится, затемняя ум. …»[5]

Налицо все признаки тяжёлого психического заболевания. Иначе трудно назвать то состояние, когда человечество, понимая неразумность своего поведения на планете, с упорством обречённого продолжают разрушать всё живое вокруг и себя в том числе. В таких условиях все уверения о любви к ближнему выглядят, по меньшей мере, странно.
Но справедливо будет спросить: «Есть ли всему этому альтернатива? Как остановить разрушение?»

Первым шагом для успешного лечения должно стать признание недуга. Затем можно приступать к поиску лекарства. Противостать насилию разрушения может только сильная воля чистого сознания.

Каждое сознание имеет свой индивидуальный ритм. О нём можно судить по тем приоритетам, которые человек выбирает ведущими в повседневной жизни. Люди, в большинстве своём бессознательно, окружают себя такими вибрациями, которые близки им по качеству сознания. Им нравятся картины, вещи, музыка, литература, виды отдыха и много такого, что приносит ощущение приятности, комфорта, покоя и другие желаемые ощущения, которые во многом формируют точку зрения на те или иные явления. Мировоззрение человека также во многом зависит от его стремления к познанию жизни. Всё это слагаемые индивидуального ритма сознания.

Одним из важнейших проявлений ритма сознания является его степень понимания тех или иных процессов, выраженных определёнными понятиями. Например, понятие свободы может представляться одним, как вседозволенность. Другие могут нагромоздить на это понятие целую кучу ограничений и укорять каждого, кто кажется им нарушителем ими придуманной свободы. Найдутся такие, которые поймут свободу как самодисциплину, как средство для самосовершенствования и взаимного сосуществования. Но найдутся такие, которые поймут свободу, как осознанную необходимость и вложат в неё всю мощь своего стремления к Свету. Тогда понятие С-ВО-БО-ДА предстанет перед устремлённым сознанием наивысшим ориентиром жизни. Свободной ВОли БОжественный Свет(ДА) засияет путеводной звездою в поисках духовного стяжания. Иными словами, от ритма сознания зависят видение, оценка окружающего и последующие действия человека. Для самого малого действия нужна воля. Чистота ритма сознания определяет и степень воли. Так явно духовная сущность водительствует в жизни человека. В книге известного суфия Хазрат Инайят Хана есть притча о ритме сознания:

«Однажды один муршид[6] был в большом городе, и когда вернулся, он сказал: "О, я переполнен радостью, я переполнен радостью. Это было так замечательно, возвышенно, в присутствии Возлюбленного". Тогда его мюрид[7] подумал: "Там был возлюбленный и восторг; как замечательно! Я должен пойти и посмотреть, смогу ли я найти их". Он прошёл через город, вернулся и сказал: "Ужасно! Как ужасен мир! Все как будто готовы перегрызть друг другу горло; вот что я видел. Я не чувствую ничего, кроме подавленности, как будто всё моё существо разрывается на куски". "Да, - сказал муршид. - Ты прав". "Но объясни мне, - сказал мюрид, - почему ты так восторгался после того, как вернулся, а я разрываюсь на части? Я не могу вынести этого, это ужасно". Мурщид сказал: "Ты шёл не в том же ритме, в котором я шёл через город". И это означает не только медленный ритм походки, но ритм, в котором движется ум, тот ритм, от которого наблюдение получает пользу: именно это создаёт разницу между одним человеком и другим; и это то, что приводит к гармонии между людьми»[8].

Одним из ярких проявлений ритма сознания различных людей могут служить переводы «Интернационала», а также понимание его содержания разными людьми в разное время.

Текст был написан в дни разгрома Парижской коммуны в 1871 году и принадлежит перу французского поэта, анархиста, члена 1-го Интернационала и Парижской коммуны Эжена Потье. Первоначально исполнялся на мотив Марсельезы. В 1887 г. Текст песни был опубликован. А в 1888 г., двадцать третьего июня, был впервые исполнен на музыку Пьера Дегейтера и в том же году издан. С тех пор «Интернационал» широко распространился и был переведён на многие языки.

На русский язык «Интернационал» впервые перевёл в 1902 г. Аркадий Яковлевич Коц (1872-1943). Перевёл только 1-ю, 2-ю и 6-ю строфы. Были и другие переводы на русский язык. В том числе и сам Коц сделал перевод остальных строф в 1931 году. Полный текст его перевода опубликован в 1937 году. Но именно первый перевод А.Я.Коца стал общепринятым партийным гимном революционной социал-демократии в России, затем гимном Советского государства в 1918 г., официальным гимном СССР в 1944 г., а впоследствии КПСС, и, наконец, КПРФ.

Слова песни, написанной в годы бурных и кровавых событий, несли страстный призыв к свержению существующего порядка и установлению нового справедливого строя на земле. Если учесть социальную напряжённость в международном сообществе того времени, то «Интернационал» стал мощным «детонатором» для сознания невежественных масс, готовых к насилию. Ритм сознания большинства народа смог понять революцию, только как разрушение.

С большой долей вероятности можно утверждать, что и сегодня текст «Интернационала» будет истолкован большинством людей как призыв к насилию. Это можно утверждать на том основании, что сознание людей устремлено не к поискам причин своих несчастий, а к поискам виноватых. Отсюда появление разного рода организаций, ставящих своей целью насилие, отсюда расовая нетерпимость и национализм, отсюда желание в массах «сильной руки» и т.д. Но насилие обречено на реакцию.

Теперь пришло другое время, и оно требует нового подхода к жизни, новых ценностей, новых устремлений. Ведь истинный смысл революции не в насилии, а в ускорении эволюции сознания. Когда человечество своими действиями начинало тормозить эволюцию, ему являлись Великие Учителя. Они давали пути к раскрытию и расширению сознания. Иными словами, требуется новый ритм сознания, который сможет принять новые энергии к сроку достигающие планету. В ритме нового сознания слова «Интернационала» могут стать символом глубокого переосмысления жизни и кардинальной переоценки ценностей.

«Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И смертный бой вести готов…»

Самым настоящим проклятием является невежество. Будда считал его самым большим преступлением. Невежество часто путают с незнанием. Но последнее часто всего лишь отсутствие информации, которое можно легко восполнить. Тогда как первое не желает нового знания, отвергая его необходимость.

Возмутись своим невежеством и ощути духовный голод, сражайся бескомпромиссно за чистоту своей мысли; и клеймо раба, закованного в собственные предрассудки, может исчезнуть с твоего плеча. Только преодолением своего отрицания может человек подняться над собой.

«Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, -
Кто был ничем, тот станет всем.»

Не было и не могло быть ни одной захватнической войны на земле, причиной которой стало бы духовное знание. Только борения духа знали великие подвижники. Но меч духа всегда был наготове, и лишь осознание космической справедливости могло оправдать неотложность его удара. Сергий Радонежский, великий миротворец мог дать благословение на битву, когда все мирные средства были исчерпаны. Насилие может совершать лишь невежество, корни которого лежат глубоко в сознании. Только очистив сознание от отрицания основ бытия можно «до основанья» изменить мир насилия. Тогда новый мир придёт звоном колоколов, заменив бряцание оружия старого. Там человек, сознавая свою божественную сущность, перестанет быть обособленной личностью. Ибо давно сказано: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы. Но вы умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей»[9]. И повторено: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»[10]. И дан наказ: «… отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины»[11].

От чего возвещённое тысячи лет назад не могло до сих пор состояться? Не случайно говорилось: «…умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей». Объяснение этому находим в словах Христа: «…по вере вашей да будет вам»[12]. Также в Живой Этике говорится: «…Велико знание отсутствия смерти. Все забыли - иначе жили бы»[13]. Признание божества в себе накладывает ответственность, которая страшит человека. Но словами невозможно заменить искренность поступков. Что допускает сознание, то и получает. Это ещё одно важное свидетельство действия ритма сознания. Только вера, как непреложное знание сделает человека сотрудником Космических Сил.

«Это есть наш последний
И решительный бой;
С Интернационалом
Воспрянет род людской».

Наступает последний и решительный бой. «Армагеддон уже начался - конец тридцать первого года открыл Великую Битву, о чём не скрывал от вас, потому не может быть сейчас окончания сражения до победного решения. <…> Не нужно удивляться, как нагромождаются события, ибо битва земная следует за небесной. Много сказано о Воинстве Небесном, об Архистратиге Михаиле, о явлении Водителя утверждённого и о всех смятениях. Потому говорю: осторожность!»[14] «…Но правы те, кто понимает Армагеддон как поле знаков высшей энергии. Не может быть это поле случайным, но оно как магнит встречных энергий. В противовес этому полю суждено поле Светлого Града. Как поле Армагеддона возвещено шумом оружия, так поле Светлого Града возвещается звоном колоколов. Можно по противоположению судить о размерах суждённого. Так можно слушать шум битвы во имя зова колоколов[15]

Решительность Армагеддона не только в том, что он наступил, но именно в том, что он решает судьбу планеты, и поэтому этот бой последний. Среди шума битвы придёт сознание необходимости Общины. Но разве Интернационал не есть объединение всего человечества в общемировую Космическую Общину? В ней не будет условных разделений на касты и на занятия, но будет сложное деление по светотени. «…Явление, как очищенный коммунизм, отберёт лучшие слои человечества…»[16]. Когда каждый займёт своё справедливое место, человечество осознает своё единство с Миром и ответственность перед ним. В такой общине воспрянет род людской.

«Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и ни герой.
Добьёмся мы освобожденья
Своею собственной рукой».

В искусстве Востока можно встретить изображения открытых глаз на ступнях и ладонях Будд и Бодхисаттв. Это символ того, что только собственными усилиями можно достичь просветления. В книге Озарение находим такие строки о Христе: «…Взяв бамбуковую трость, Он очертил квадрат вокруг отпечатка Своего следа, прибавив: "Истинно говорю - ногою человеческою". Потом, отпечатав ладонь, также заключил её в квадрат: "Истинно говорю - рукою человеческою". Между квадратами Он начертил подобие колонны и покрыл как бы полусферой. Он говорил: "О, как Аум проникнет в сознание человеческое! Вот, Я сделал пестик и над ним дугу, и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами человеческими и руками человеческими будет построен Храм, где процветёт заложенный Мною пестик, пусть Моим путём пройдут строители…»[17] Ни бог, ни царь и ни герой не могут сделать за человека то, что он должен сделать сам.

«Чтоб свергнуть гнёт рукой умелой,
Отвоевать своё добро, -
Вздувайте горн и куйте смело,
Пока железо горячо!»

Истинное имущество, по праву принадлежащее человеку, - это те духовные накопления, добытые в упорных трудах на пределе духовных и физических сил. Именно, как сказано: «…Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его»[18]. Наступающая эпоха Огня определяет направление усилий человека на путях духовного развития. В это время наиболее важным является чистота мышления. И пока космические энергии сравнительно легки, ещё есть возможность подготовиться к встрече с ними. Расширение сознания сегодня есть самое нужное дерзание. «Качество мысли настолько мощно, что пространственный огонь отвечает напряжению мысли. <…> В развитии явления чуткости - залог расширения сознания. Потому качество устремления есть самый верный показатель роста духа и сознание явлено как утвержденная сила творчества.»[19] «…Трапеза готова - час пришёл, когда новый стол готов! Идите, пока посуда не слишком горяча! Не сумеют многие проглотить горящие яства, но самый смелый, как царевич прекрасный, поглотит огонь мира. И путь огня осветит самую близкую дорогу»[20].

«Лишь мы, работники всемирной
Великой армии труда,
Владеть землёй имеем право,
Но паразиты - никогда!

И если гром великий грянет
Над сворой псов и палачей,
Для нас всё также солнце станет
Сиять огнём своих лучей.»

О всемирной Общине уже говорилось. Также следует упомянуть о владении. Можно владеть вещами, можно владеть землёй, а можно целой планетой. Но главный смысл собственности в том, что материя даётся для развития духа. Преобразование материи лежит в основе совершенствования. Желание присвоения без духовных устремлений является тормозом эволюции. «Надо иметь в виду, что изощрённая материя имеет поглощающее качество. Когда кто-нибудь приближается к материи ради её настоящего состояния, он не получает иммунитета духа и погружается в так называемую майю, ибо без совершенствования сущности вещей их оболочка становится ядовитой»[21]. Совершенствование есть критерий справедливости владения. Поэтому, «Кто может улучшить, тот и владеет»[22]. Но как же быть с тёмной ратью? Предотвратить зарождение зла невозможно, но не запрещено прекратить его распространение. Закон космической справедливости требует, чтобы каждый удар меча духа был осознан высшей соизмеримостью. Высшая соизмеримость является неизбежной необходимостью. «…Пусть восстанет самая грозная необходимость!»[23]

 

Ваши комментарии к этой статье

 

_________________

[1] Зов, 01.01.21.

[2] Зов, 10.02.21.

[3] Прит.11:25.

[4] Прит. 19:22.

[5] Озарение, 2.3.2.

[6] Муршид – духовный учитель – наставник (Прим. автора).

[7] Мюрид – ученик духовного учителя, его последователь. (Прим. автора).

[8] Хазрат Инайат Хан «Мистицизм звука», Серия: Суфийское послание, Издат. Сфера. 2007г. 352 стр.

[9] Псалом (Асаф) 81; ст.6,7.

[10] Матф. 5: 48 (Нагорная проповедь).

[11] Послание ап. Павла Ефесянам 4.

[12] Матф. 9:29.

[13] Ж.Э. Озарение, 2.4.12.

[14] Ж.Э. Сердце, 176.

[15] Ж.Э. Сердце, 253.

[16] Ж.Э. Озарение, 2.4.21.

[17] Ж.Э. Озарение, ч.2. V.5.

[18] Матф.11:12.

[19] Ж.Э. Иерархия, 45.

[20] Ж.Э. Озарение, ч. 2.2.7.

[21] Ж.Э. Озарение, ч.2.5.14.

[22] Ж.Э.

[23] Ж.Э. Знаки Агни Йоги, 424.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

39 дата публикации: 01.09.2009