Гавриленко С.И.
Культурный фонд АНК, Киев

Теософские идеи в России и Украине: вехи истории

 

Доклад на майской 2008 года юбилейной международной конференции в Днепропетровске, посвящённой 125-летию теософского движения в Украине и 100-летию образования Русской теософской секции.

В последней четверти XIX века сложились определённые условия, в соответствии с законом циклов, для стимуляции духовного развития человечества. Теософское движение есть одно из проявлений этого процесса.

Как известно, почвой для его создания было широко распространённое в то время в Европе и Америке спиритуалистическое движение. Оно существовало и в России. Проводились турне известных медиумов, изучался животный магнетизм, издавалась литература, велись исследования феноменов невидимого мира. Сознание многих людей пробуждалось к духовному поиску и Учителя человечества искали пути привнесения новых представлений о жизни, формирования нового мировоззрения людей.

ТО было официально создано в 1875 году в Нью-Йорке. Структура общества начала складываться приблизительно с 1880 года. Одним из Вице-президентов был Александр Аксаков, влиятельный популяризатор идей духовного поиска. В те же годы был избран Генеральный Совет ТО из 23 человек, в его составе, кроме А.Аксакова, была также тетя и соратница Е.П.Блаватской Надежда Фаддеева. Она и Всеволод Соловьёв сопровождали ЕПБ в её поездках по Европе.

В 1883 году была организована первая в России теософская Ложа в Одессе. Надежда Фаддеева, как руководитель Ложи, получила удостоверяющий об этом документ, диплом. Об этом упоминает в книге «Краткая история теософского общества» автор, Жозефина Рэнсон.

В те времена многие представители интеллигенции России легко владели языками, путешествовали по Европе и привезли в Россию теософские идеи, организовывались группы для обсуждения этих идей, этому посвящались собрания аристократических салонов. Активными популяризаторами теософии были Нина Гернет, Анна Философова. Однако, наиболее сильное влияние на распространение теософских знаний в России оказала Анна Алексеевна Каменская (АК).

АК родилась 25 августа 1967г. в г.Павловске, под Петербургом, жила и училась в Женеве. В начале ХХ века жила с мамой и младшими детьми в Питере и занималась активной социальной деятельностью. С теософией познакомилась через свою подругу детства Нину Гернет, которая была в то время членом Британской секции.

Интересная история вывела АК на теософский путь. Аристократическая семья Каменских обеднела и Анна была единственной кормилицей своей семьи (мать и две младшие сестры). Она давала частные уроки, подрабатывала переводами и была активной участницей движения за освобождение женщин. Её подруга детства Нина Гернет, активно пропагандируя теософию среди интеллигенции России, привозила литературу из Европы и держала её на квартире АК в Питере. Много раз она предлагала АК ознакомиться с этими книгами, но той было некогда. Тогда вмешалось провидение, и в 1901 г. Анна сломала ногу. Тут-то она и вспомнила про книги в сарае. Первая книга, которую ей принесли, была «В преддверии храма» Анни Безант. Она перевернула всю жизнь АК. Именно в этой книге она нашла сокровенный смысл жизни и ответы на многие вопросы, которые были актуальны для такого социально активного человека, как она. Тут же было принято решение вступить в ТО и посвятить свою жизнь служению его идеалам.

В 1902 году состоялась первая встреча АК с Анни Безант, которая была ключевой в судьбе АК и в судьбе теософии в России. АК стала ревностной ученицей А.Безант, не пропускала ни одного визита А.Безант в Европу и стала активно пропагандировать теософские идеи в России. Читала лекции, организовывала учебные группы, стимулировала исследовательские центры и социальные инициативы.

Царский режим, под влиянием Православной церкви, не способствовал активной работе теософов, но после революции 1905 года ситуация изменилась, многие группы начали работать открыто, стали официально проявлять социальную работу. Это помогло становлению теософских групп во многих городах России.

В 1906 году состоялся I Международный Конгресс ТО в Париже, на нём Россию представляли АК и Нина Гернет.
Первыми теософами в России были: Цецилия Гембольт, Варвара Николаевна Пушкина, Елена Фёдоровна Писарева, Анна Павловна Философова, Софья Владимировна Герье, Елизавета Радзевич, Ухновская, Павел Ильич Тимофеевский, Кирпичникова, Минцлова, Евгений Михайлович Кузьмин, супруги Латенины, Виктор Викторович Гинц.

К 1908 году существовали группы в различных городах тогдашней России: были отделения в Москве (Софья Герье), Киеве (Елизавета Радзевич, затем Евг.Мих.Кузьмин), Харькове, Калуге (Ел.Писарева), Ростове-на-Дону, Ялте, Варшаве, Полтаве, Кисловодске. Штаб-квартира же находилась в Петербурге, по адресу: Ивановская, 22, кв. 24.

Киевское отделение было основано Ариадной Вельтс и Елизаветой Вильгельмовной Радзевич. В числе его выдающихся членов был Е.Г.Бердяев, член киевского религиозно-философского общества и руководитель недолго просуществовавшего кружка Софии для изучения теософии и христианства (основанного 15 февраля 1915 г.), Василий Алексеевич Соболев, Евгений Кузьмин и Евгения Васильевна Пальто.

Когда стал вопрос о создании Секции ТО, то не все группы изъявили желание становится под флаг Британской секции, которая тогда доминировала в Европе и задавала тон теософского движения. Особенно московские группы, в которых был силён анархистский дух (это выражение Елены Писаревой), не стали присоединяться к секции и остались самостоятельными. Всё же к 1908г. количество официальных членов ТО было достаточное, и семь отделений объединились для создания Российской секции ТО.

В 1908 году в России существовало восемь теософских кружков: четыре в Петербурге, два - в Варшаве, по одному - в Киеве и Калуге. 20 сентября 1908 года эти кружки объединились в Российское теософское общество. 21 апреля 1909 года на основе Калужского теософского кружка было образовано Калужское теософское общество как отдел Российского теософского общества. Оно оставило самый значительный и яркий след в истории теософского движения в России. (Интернет, википедия)

Наиболее активными были 2 отделения в Питере, группы в Калуге (Писарева) и в Киеве. В это же год стали издаваться специализированные журналы: «Вестник теософии» (С.-Пб.) (издавался до 1919г.) и «Лотос» (Калуга).

Россия переживала необыкновенный духовный подъём, т.н. серебряный век, который особо проявился в искусстве, науке. Достаточно сказать, что идеи теософии вдохновляли Сергея Булгакова, Николая Бердяева, Дмитрия Философова, Николая Лосского, Владимира Соловьёва, Петра Успенского, Константина Циолковского, Александра Чижевского, Максимилиана Волошина, Константина Бальмонта, Александра Добролюбова, Александра Блока, Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Георгия Чулкова, Льва Толстого, Максима Горького, Анатолия Луначарского, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Велемира Хлебникова.

Надо сказать, что современники были хорошо осведомлены о деятельности Теософского Общества. В своей книге о теософии отец Дмитревский писал: «Для того, чтобы дать реальное представление о социальной силе этого движения, достаточно перечислить те лиги и союзы, которые в настоящее время признают устав Теософского Общества. Это: "Лига распространения теософской литературы"; "Лига развития силы мысли с целью самосовершенствования", "Лига Эстетики": её цель - распространение в обществе идеала Красоты; "Лига нравственного воспитания молодёжи"; "Союз Изиды", цель которого - внесение красоты и понимания искусства в жизнь бедняков; "Братство рабочих", продвигающее идею святости труда и солидарности рабочих; "Международный Союз Ручного Труда"; "Союз защиты животных"; "Лига за действие против вивисекции и прививок"» [Отец И.Дмитревский. «Теософия - религиозная философия нашего времени», Харьков. 1911 г.].

Теософы были неутомимыми филантропами. Большинство членов РТО были исполнены добрых намерений, благородства, идеалистических устремлений; это были мужчины и женщины, которые видели в теософии не только религию или эзотерическое учение, но также и форму социальной и филантропической помощи. Они горячо верили в теософскую концепцию «активного идеализма» и подписывались под её принципом: «В социальной сфере теософия учит необходимости строительства новой жизни на основе братства и нравственной ответственности каждого человека за других людей и других людей за каждого человека». Теософия удовлетворяла их потребность в причастности к деланию добрых дел на благо человечества во имя высокой идеи.

Центральным органом Российского Теософского Общества был журнал «Вестник теософии». На заглавной его странице было кредо Общества «Нет религии выше истины», которое, как утверждает Е.П.Блаватская в книге «Из пещер и дебрей Индостана», было девизом махараджи Бенареса. В программу журнала входили: 1) оригинальные и переводные статьи по теософии, сравнительному религиоведению, оккультизму, исследованиям психических сил, скрытых в природе и человеке, психологии и других связанных областей; 2) новости о теософском движении в России и за границей, а также о близких духовных и общественных движениях; 3) биографии ведущих представителей теософского мировоззрения; 4) художественно-литературный отдел, показывающий отражение духовного в искусстве; 5) обзор вопросов и книг по теософии, психологии, спиритизму и т.д.; 6) справочный отдел ответов на вопросы читателей.

«Вестник теософии» опубликовал много работ ведущих американских и европейских теософов, особенно А.Безант и Р.Штайнера, но также и Теофила Паскаля, Мэйбл Коллинз, А.П.Синнетта, Дж.Мида, Чарлза Ледбитера, Франца Хартманна и Майкла Вуда. Начиная с января 1910 г. «Вестник теософии» публиковал большими частями русский перевод Бхагавад-гиты (в переводе А.Каменской и Ирмы Манциарли), а также биографическую серию Штайнера о средневековых мистиках - от Майстера Экхарта до Джордано Бруно. Перевод «Гермеса Трисмегиста» Луи Менара в 1911 г. впервые сделал некоторые древние герметические тексты доступными русской публике. Почти все основные теософские труды затем появлялись в отдельных изданиях, а многие переиздавались несколько раз. Большой вклад в популяризацию теософии в России внесла Елена Писарева своей переводческой, лекторской и издательской деятельностью. Маленький городок Калуга стал крупным теософским центром. В имении Писаревых Подборки под Калугой проходили летние сессии, встречи, семинары, куда съезжались представители всех теософских центров России.

В 1915 году - следующем году после начала первой мировой войны, РТО праздновало седьмую годовщину своей деятельности. Это была важная веха, поскольку принцип «семи», значительный почти во всех оккультных системах, указывает на завершение цикла или фазы в процессе духовного развития. Это первое семилетие было посвящено, главным образом, строительству общества и пропаганде теософии; и накануне войны РТО имело достаточно членов и сторонников, что позволяет без всяких оговорок констатировать, что теософы действительно утвердили себя как заметное культурное и социальное явление в российском обществе.

Надо сказать, что в начале Первой мировой войны в 1914 году А.Безант через редакционную статью в международном журнале «Теософ» выступила с призывом к теософам всего мира придерживаться нейтралитета. АК же не согласилась с этим и призывала теософов России к защите Отечества, борьбе за победу России в этой войне, развивая теорию о священной войне, войнах справедливых и несправедливых, захватнических и защищающих отечество.

В сентябре 1914 года Каменская открыла в «Вестнике теософии» новый раздел - «На сторожевом посту», сохранявшийся до прекращения выхода в свет самого журнала. Она убеждала теософов смотреть на войну как на космическое событие оккультного значения, как на очищающий огонь, в пламени которого, благодаря российской духовности, будет скован новый духовный союз религиозного Востока и научной мысли Запада. Россия, со столь важной исторической миссией, несомненно одержит победу. Эту точку зрения Каменской (отвлекаясь от её образов и терминологии) разделяли многие представители творческой и богоискательской интеллигенции.

В 1916 году, в начале второго семилетнего цикла, теософы были уже общественной силой, с которой надо было считаться. Слушателям обычно не хватало мест на теософских лекциях, и на каждом таком собрании выручка от продажи книг и брошюр, стоивших копейки, превышала сотню рублей. В популярных журналах, таких как «Русская мысль», регулярно помещались серьёзные обозрения теософских изданий. В 1916 году Анна Каменская, которая обычно была осторожна в переоценках и редко преувеличивала влияние российской теософии, гордо поясняла: «В течение первой фазы нашего существования (первое семилетие) мы были новым явлением, непонятным и непризнанным в российском обществе; нас не принимали во внимание, мы были тем, что называется в науке «Пренебрежимо малая величина». Но теперь положение изменилось… Люди относятся к нам с уважением, они начали признавать нас и приходят к нам за помощью и советом». В течение первой мировой войны Российское Теософическое Общество было на вершине успеха и влияния.

В недолгий период своего существования - до административного запрещения его в 1918 году - общество вело широкую научную, культурную и просветительскую работу: многочисленные лекции, концерты, встречи, занятия и курсы, исследовательские семинары, секции милосердия, активное книгоиздания, ряд периодических изданий (в том числе для детей и юношества), разработка педагогических систем, создание братских обществ и сельскохозяйственных общин.

Революцию 1917 года теософы приняли с воодушевлением, они разделяли идеалы братства людей, равноправия, свободы. Революционеры тоже были заняты политической борьбой и не трогали различные социальные движения, толерантные к новой власти.

В 1918 году начались осложнения, закрыли типографии, конфисковали всё оборудование. Стали вызывать на допросы руководителей теософских организаций. Тучи постепенно сгущались. Общество официально закрыли, но люди продолжали собираться на частных квартирах, продолжали благотворительную деятельность. С начала 20-х годов начались аресты и репрессии. Люди, причастные к деятельности РТО, вынуждены были массово покидать Россию. В 1921 году, предупреждённые о готовящемся аресте, АК и Цецилии Гембольт удалось перебраться нелегально в Финляндию, а оттуда переправиться в Швейцарию. С тех пор АК жила в Женеве и туда постепенно стали писать рассеянные по миру русские теософы. АК удалось получить преподавательскую работу в университете, она оставалась советчиком, помощником, а иногда и кормилицей людей, попавших в тяжелые условия. Стали создаваться русские ложи: Китеж (Таллин), Св.Грааль (Рига), Ярослав Мудрый (Белград), Русская Ложа (Тянцзынь, Китай), Васанта (Прага), Джордано Бруно и Владимир Красное Солнышко (Женева).

В 1925 году, на Золотом юбилейном Конгрессе в Адьяре АК, Цецилия Гембольт и Варвара Пушкина подняли вопрос создания «Российской теософской секции вне России». Просьбу удовлетворили. Стали создаваться новые ложи: Алконост и Благоволение в Париже, Белый Лотос (Бельгия), Светлана (Бостон), Жар Птица (Берлин). В Женеве возобновил своё издание «Вестник теософии».

До самого своего ухода в 1952 году АК продолжала служение идеалам теософии и людям, которые примкнули к этому движению.

Особо надо отметить тот вклад, который внесли Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи в развитие идей теософии. В 1920 году, будучи в Индии, они посетили Адьяр и стали членами ТО. Глубоко проникнув идеями теософии, Елена Ивановна осуществила перевод на русский язык двух томов Тайной Доктрины ЕПБ и Писем Махатм Синнету, сделав доступными эти труды для всего русскоязычного населения, 1/6 части мира. В трудном 1937 году ТД впервые была издана на русском языке в Риге, издательством УГУНС, на средства энтузиастов, тираж 2000 экз. Первые книги было подарены друзья, разосланы в русские центры за границу.

После войны была попытка возродить ТО в России, но этого не произошло. Частично из-за того, что в России практически не осталось живых носителей теософских идей, а возвращение в Россию тех, кто в своё время выехал по идеологическим соображениям, было невозможно. Частично из-за того, что цензура после войны была не менее жёсткой, чем до войны. Репрессии относительно теософов были не только в 30-х годах, но и в послевоенные годы. Сохранились самиздатовские книги теософской классики, которые люди изучали и хранили с риском для жизни, своей и своих детей. Впоследствие Тайную доктрину, учение теософии назвали Учением Нового Века, Движение Нью Эйдж сейчас охватило весь мир. Есть великий скрытый смысл того, что Учение Нового Века вошло в мир через русскую женщину, и народ тогдашней России принёс большую жертву верности идеям теософии, пройдя через тюрьмы, ссылки, лагеря, но пронеся в своём сердце верность той Истине, которая была провозглашена нашей великой соотечественницей ЕПБ...

В конце 80-х годов ХХ в., когда железный занавес СССР прорвался, поток информации начал проникать в бывшие республики СССР. Для возрождения на территории бывшей России идей теософии особо памятен 1991 год. Это был год больших политических перемен, распада СССР, провозглашения независимости Украины. Именно этот год столетия со дня смерти ЕПБ был объявлен ЮНЕСКО международным годом Блаватской. Россию и Украину посетила Президент МТО г-жа Рада Бернье, президент европейской федерации ТО г-н Курт Берг. В Днепропетровске, на родине Блаватской, была открыта мемориальная доска на доме, где она родилась.

 

Идеи теософии начали активно возрождаться. Вот краткая хроника событий тех лет, начиная с 1991:

В последующие годы международные теософские семинары и школы для членов МТО проходили в Москве, Днепропетровске, Магнитогорске, Киеве. Семинары проводили международные лекторы Международного Теософского общества  г-н Курт Берг, г-жа Тран Тхи Ким Дью, г-жа Мери Андерсон.

В 2001 году руководство МТО выразило  свою поддержку в разработке и реализации государственного проекта «Музейный Центр Е.П.Блаватской и её семьи» в Днепропетровске (Украина). Началась планомерная работа в архивах (Ченнай (Адьяр), Москва, Санкт-Петербург, Одесса и др.) по сбору материалов для будущего Центра.

Расширяется сотрудничество с Международным Теософским обществом и многие теософы становятся его членами. Группы теософов из России и Украины участвуют в европейских конгрессах: 1995 год - Швеция (Стокгольм), 1998 - Италия (Белжирате), 2004 – Португалия, 2007 – Финляндия (Хельсинки), а также в летних программах Европейского центра МТО в Нидерландах, г.Наарден и в празднованиях 100-летних юбилеев разных европейских секций МТО (Шведской, Финской).

В 2000 году в Австралии (г.Сидней) проходил 9-й Всемирный конгресс МТО, в работе которого приняли участие члены МТО с Украины.

Ежегодные конвенции и «Школу мудрости» в Штаб-квартире МТО в Адьяре (Индия) стали посещать группы теософов из России и Украины.

В 2006 году к 175-летию со дня рождения Е.П.Блаватской были проведены: международная конференция в Ялте, конференция и выставка в Санкт-Петербурге, форум в Днепропетровске.

К 2008 году в России и Украине работают теософские группы, школы во многих городах. Москва, Киев, Нижний-Новгород, Кемерово, Днепропетровск, Одесса, Луганск, Ялта, Донецк, Воронеж, Ярославль – этот список можно продолжать. Но география не важна, а важно то, что всегда связывало и продолжает связывать всех теософов – это общее стремление к Истине.

 

В дни проведения конференции памяти Е.П.Блаватской в г.Днепропетровске состоялась встреча президента Теософского Общества г-жи Радхи Бернье и председателя Европейской Федерации Теософского Общества г-на Курта Андерса Берга с делегациями теософских групп из России и Украины. Были обсуждены вопросы дальнейших взаимоотношений и сотрудничества. Мне хочется закончить своё выступление тем пожеланием, которое высказал г-н Курт Берг на этой встрече:

«Что я могу пожелать вашим коллегам? Я просто хочу пожелать вам вдохновения. Я хочу, чтобы теософия дала вам вдохновение, чтобы она открыла ваши разум и душу, дабы вам стала доступна божественная истина, которая столь часто ускользает от нас. И я хочу, чтобы ваша душа и ваш разум были открыты добру и правде. И вот этим вдохновением, которое вы будете переживать в себе, вы должны делиться с другими. Но именно делиться, а не навязывать его другим».

Вдохновения всем нам!

Спасибо за внимание.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

38 дата публикации: 01.06.2009