Учение Храма
о Карме

КАРМА: ДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Наставление 54

Бросьте камень в неподвижную гладь пруда, звук – в безмолвный океан эфира, мысль – в спокойный ум человека, и вы нарушите условия равновесия определенной области, или сферы, субстанции, в результате чего возникнут постоянно расходящиеся круги волн, чье движение не прекратится, пока они не достигнут пределов этой локальной сферы. По достижении этих границ направлявшая эти волны энергия тотчас возвратится к тому центру, из которого они начали свое движение.

Что же касается зароненной в ум человека идеи, то последующие мысли, которые по возвращении волн Манаса целым роем посетят этот индивидуальный ум, будут искаженными отражениями первоначальной идеи. Подчас эти образы не узнаются и самим мыслителем из-за того, что он не вполне осознал потенциальные возможности этой идеи, когда она явилась ему впервые.
Возвратные волны звука, посланного некогда в эфир, несут с собой соответствующие образы, изломанные геометрические формы, дисгармоничные или минорные аккорды, как будто бы не узнаваемые тем, кто породил этот звук, оттого что он почти ничего не знал о действии освобожденной им энергии.

Каждое хорошее или дурное действие, совершенное человеком, порождает результат соответствующей значимости, так как освобожденная при этом энергия изливается вовне, в океан праны – жизненной силы. И подобно тому как изображение человека или предмета, находящегося в центре, отбрасывает свой искаженный образ на каждую волну взбаламученного пруда, так и каждый поступок человека отбрасывает определенное отражение на волны праны в пределах определенного радиуса. Может казаться, что эти отражения не имеют никакого сходства с центральным объектом или индивидуумом, но Мудрец или Провидец безошибочно разглядит и их первопричину, и их конечное следствие.

Если бы вы могли правильно читать отражения добрых дел, то они повели бы вас многими кружными путями, через многие народы и страны – назад к тому, кто совершил эти дела; и это так же верно, как и то, что завтра на вашем горизонте взойдет солнце. Вы не можете поднять пальца, породить какую-либо мысль или произнести какой-нибудь звук, без того чтобы не нарушить равновесия мира и до известной степени Вселенной. И гребень образовавшейся волны непременно возвратится к вам в виде награды или же наказания за совершенное действие.

Закон этот можно проследить на примере всех преступлений. Преступник, скрываясь, неизменно оставляет свое отражение, а также отражение своего действия в виде некоего образа на каждом отпечатке ноги, на каждом последующем действии. И лишь из-за того, что сыщики рода человеческого не обладают должной мудростью, чтобы читать эти знаки, которые оставляет за собой преступник, он ускользает от преследователей.

Вы можете дать нуждающемуся человеку монету – и, может статься, никогда не свяжете этот скромный дар с предложением величайшего дара, который только может находиться в распоряжении нации. Но если побудительная сила совершенного вами поступка была достаточно высока и если получатель принял ваш дар ради наивысшей стоящей перед ним цели и употребил его с максимальной пользой, то порожденная таким образом триединая энергия разольется волнами, на которых будут запечатлены образы благих следствий этого действия, и возвратные волны неизбежно возместят вам ваш дар, умножив его во сто крат.

Но помните: именно от высоты мотива, цели и применения зависит, насколько велик будет круг, описанный освобожденной вами энергия, какой высоты достигнут волны и сколь велика будет сумма возвращенного вам долга.

 

КАРМА НАРОДОВ

Наставление 221

Когда наконец люди осознают истину о существовании неумолимого закона Кармы – закона причин и следствий, – и этот закон будет положен в основу всех форм управления, тогда не будет больше ни войн между нациями, ни революций в пределах их собственных границ. Неизбежность расплаты настолько прочно запечатлеется в умах людей, что они уже не будут поддерживать подобных действий ни при каких обстоятельствах. Если бы та часть французского народа, которая спровоцировала французскую революцию и осуществила ее кровожадную программу, могла знать, что за каждую голову, упавшую с их помощью в корзину гильотины, будет принесена в жертву жизнь другого француза, когда соответствующая точка в том же цикле завершит круг (что произошло во время недавней войны с Германией), она не стала бы действовать столь опрометчиво.

Точно так же, если бы бельгийский народ мог знать, что та безнаказанная жестокость по отношению к африканским туземцам и их истребление, что совершались с благословения короля Леопольда, могут являться главной причиной, ответственной за судьбу, постигшую бельгийцев в настоящем цикле, они бы лучше понимали, что произошло с их страной[*]. Мы не можем доказать, что все это правда, но, зная о неумолимом законе кармы, вовсе не трудно понять обоснованность Нашей уверенности в том, что, закрывая кармические счета, сегодня английская нация, возможно, расплачивается с долгами за бесчисленные убийства безоружных индусов Восточной Индии британскими солдатами в не столь отдаленную эпоху. Что жизни многих американцев, возможно, были пожертвованы в уплату за отнятые ранее американскими солдатами жизни индейцев – коренных жителей этого континента. А завершение цикла, в котором были порождены эти кармические долги, пришедшееся на время недавней мировой войны, по всей вероятности, создало те условия, которыми воспользовались Владыки Кармы, с тем чтобы исполнить Закон.

Очень трудно примирить христианскую веру в прощение греха Христом с действием кармического закона. Но эта трудность будет преодолена тогда, когда люди поймут, что же в действительности подразумевал основатель христианства под словами «прощение греха». Христос в человеке может прощать грех против духовного «Я» даже тогда, когда Закон налагает наказание на личность, ответственную за этот грех.

Совершенно очевидно, что пока человек верит в возможность получения прощения за нарушенный закон, он не будет прикладывать особых усилий, чтобы его исполнять, – ведь для низшего «я» так естественно противиться контролю высшего «Я».

Странно, что опытный историк не может разглядеть исполнения закона кармы на бесчисленных примерах, имевших место в истории любой древней нации, ибо в ней пагубные следствия тех причин, что закладывались человечеством в прошлые века, проявляются с особой наглядностью. Как бы далеко в священную или мирскую историю мы ни углублялись, мы всегда обнаружим, что с той же неизбежностью, с какою день следует за ночью, за каждым злом, сотворенным людьми какой-либо нации, следовал акт вынужденного искупления. Вмешательство циклического закона может на какое-то время отсрочить это искупление, и все же оно неотвратимо. Крайности жизни, будучи приведены во взаимодействие, неизменно порождают трение, а значит – теплоту, энергию, которая сама по себе безлична. И если человечество будет достаточно благоразумным, чтобы порождаемую в результате трения противоположностей энергию направлять всегда в созидательные каналы вместо разрушительных или вместо бесполезной ее растраты, как это часто бывает сегодня, – оно сделает большой шаг вперед. К примеру, если в уме человека одновременно соединяются качества Любви и Ненависти, как это нередко случается, несмотря на их противоположность, то в его ментальной сфере возникает трение, которое может породить силу, способную сослужить хорошую службу объектам этих чувств, – силу, о которой ее породитель ранее и не догадывался. Вполне возможно, что таким образом может быть уплачен старый кармический долг.

Сталкиваясь то и дело с кармическими следствиями давно минувших переворотов в политической, социальной и религиозной жизни, которые становятся столь заметными в настоящее время и которыми в избытке обеспечивает нас мировая война, очень трудно понять, как может мыслящий человек отрицать существование кармического закона? Ведь причины ужасных событий, имевших место после 1914 года, далеко искать не нужно.

 

 

Цитируется по:
УЧЕНИЕ ХРАМА / перевод с английского – М.: Международный Центр Рерихов, 2001.

 

_________________

[*] Речь идет о короле Леопольде II (1835-1909), который в 70-х годах XIX века организовал «Международную ассоциацию для исследования и цивилизации Центральной Африки», а затем «Международную ассоциацию Конго». На самом деле, под прикрытием этих названий в 1879-1884 годах проходила настоящая колонизация бассейна р. Конго, во время которой угнетение и грабеж африканского населения считался обычным делом. Ровно через 30 лет Бельгия оказалась одной из первых стран, полностью оккупированных Германией. (Примеч. ред.)

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

38 дата публикации: 01.06.2009