Павленко Виктория Валерьевна

 

ФИЛОСОФИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

 

Проблемы провинции

Одна из проблем, которая существует в нашей стране, – это низкий уровень развития регионов и сегодня Президентом и Правительством предпринимаются попытки решить данную проблему. Для того, чтобы решить вопросы развития регионов, необходимо понять суть проблемы, что лежит в основе отставания регионов от центра. В этой связи хочу отразить своё видение проблемы, как молодого человека, проживающего в регионе. Во-первых, во всех средствах массовой информации идёт употребление слова «провинция», формирующее у молодёжи негативное отношение к региону, в котором она проживает. Во-вторых, наряду с унизительным словом «провинция» усиленно демонстрируется преимущества условий жизни в Москве и Санкт-Петербурге, все СМИ наглядно показывают, как счастливо и благополучно обстоят дела у людей не только жителей столиц, но и прорвавшихся из регионов.

Всё сказанное создаёт неблагоприятную ситуацию для того, чтобы лучшие представители молодёжи оставались в регионах, а наоборот, стимулирует их отправляться делать карьеру в федеральные центры нашей страны, а к этому добавляются отчёты чиновников о достижениях своих регионов, когда фигурируют цифры, что определённое количество бывших учеников успешно поступили в престижные ВУЗы страны. Несмотря на то, что процент поступивших по сравнению с процентом уехавших поступать и провалившихся, очень низок, данная информация сильно воздействует на одержимых абитуриентов. В совокупности этих факторов ежегодно из регионов уезжает неимоверное количество талантливых людей, которые практически никогда не возвращаются в свой регион, несмотря на то, что их жизнь в столицах не сложилась. Финансирование регионов позволит, более-менее, достойно жить в регионах, но никогда не решит вопросы миграции молодёжи из глубинки.

В регионах существуют серьёзные научные школы, способные конкурировать на мировом уровне по определённым направлениям, но это является результатом серьёзного труда и влюблённости в свою профессию ведущих учёных этих ВУЗов. Эти люди в сложнейших условиях, при дефиците талантов или не желании способных людей участвовать в научной деятельности, взваливают на свои плечи весь груз научных разработок. Какой интерес может представлять наука для молодёжи в регионе, когда размеры официальных заработков профессорско-преподавательского состава составляет 10 – 25 тысяч рублей в зависимости от стажа, степени и занимаемого поста, в то время как для молодых людей, получивших рабочее место в компаниях, заработок только начинается с 15000.

Сегодня президентский грант для молодёжи, которая работает над кандидатской и докторской диссертациями, составляет 150000 рублей, из которых 60000 рублей идут на зарплату, не соответствующую студенческим подработкам, не требующим серьёзного труда и отчёта за проделанную работу, и сложностям, которые стоят перед студентами в части опубликования материалов в журналах ВАК. Многие студенты выбирают всевозможные виды подработок в ущерб учёбе, их заработки превышают доходы профессорско-преподавательского состава, что порождает манипуляции со стороны как студентов, которым не жалко поделиться деньгами в обмен на зачёты и оценки, так и преподавателей с нищенской официальной зарплатой. Очевидно, что для студента должна существовать мотивация в выборе своего будущего. В то время как сегодня на чаше весов находится, с одной стороны, - сложный путь продвижения в сфере науки, сопровождающийся сомнительной перспективой хороших заработков в профессии, колоссальный труд и затраты из собственного кармана возникающие в процессе выполнения диссертационной работы, и с другой стороны, - устройство в коммерческие структуры и вольготная, благополучная жизнь.

Из бюджетов учебных заведений, согласно существующим расценкам, на конференции, которые очень необходимы для развития личности студента, выделяются мизерные деньги, особенно на гостиницы и суточные, которые не соответствуют действительным ценам. Поездка на конференцию в Москву обходится для студента в размере стоимости гостиницы и трёхразового питания, а, следовательно, перед ВУЗом стоит дилемма, сколько он может выделить средств на оплату гостиниц и есть ли эти средства. Что касается суточных, то они составляют 100 рублей и этих денег не может быть достаточным для проездов и полноценного питания и ложатся на плечи самого студента. На выходе при присвоении степени кандидата наук молодому учёному выделяется 10000 рублей, что не покрывает расходов в процессе диссертационной работы.

Очень обнадеживающим выглядит речь Владимира Владимировича Путина, а сегодня и Дмитрия Анатольевича Медведева, что люди, занимающиеся наукой, должны получать бесплатные квартиры от государства, но нет критериев, кто, при каких обстоятельствах и когда получит квартиру, и кому будет доверено решать этот вопрос. Не превратится ли хорошее начинание в платформу для манипуляций по распределению чиновниками таких квартир? Сколько таких квартир будет выделяться из расчёта в год или количества людей, активно занимающихся наукой, и много других вопросов? Совершенно очевидно, что получение квартир от государства может сильно изменить отношение талантливой молодёжи к науке, поскольку неплохие заработки в бизнесе не позволяют молодёжи покупать квартиры, а при такой постановке вопроса многие перспективные студенты начинают задумываться, где себя реализовать. Уже само решение квартирного вопроса в регионе может остановить миграцию части студентов из своих областей и городов, поскольку, если есть собственное жильё, то мало кто покинет территорию проживания на сомнительные перспективы.

Важным фактором непривлекательности регионов для талантливой молодёжи является факт, что, зачастую, нет перспектив самой научной работы, поскольку далеко не все заведующие кафедрами и профессора имеют степень доктора наук, и, следовательно, не могут быть научными руководителями кандидатских диссертаций. Даже у этих людей, зачастую, нет роста и возможности публиковаться в журналах ВАК, а что говорить о студентах, которые даже не знают путей, как продвигаться в науке самостоятельно. Возникают реальные вопросы, где найти руководителя, как опубликовать свои разработки?

Москва и Петербург имеет неоспоримые преимущества: это и учёные советы и руководители со степенями и регалиями вплоть до академиков РАН, под крылом которых можно получать гранты, награды, медали, защищать диссертации; под боком ВАК и журналы, одобренные ВАК, всероссийские олимпиады и конкурсы, проводимые в Москве, распределение премий и мест для победителей. Можно только представить, что кто-либо из глубинки без руководителя с именем сможет выиграть конкурс, когда уже только сама работа, представляемая из стен престижного вуза (не зависимо от её актуальности), всегда получает награды. Можно понять, что вуз является престижным, поскольку там и работают самые квалифицированные кадры, создающие самые лучшие научные разработки и подготавливающие лучших специалистов (не вызывает сомнения), но что делать молодёжи, стремящейся заниматься наукой, не зависимо от того, что она пока не приносит материального благополучия для самих студентов из регионов.

Студентов, которые без материальных благ предпочли науку карьере в бизнесе. Им отводится незавидная роль статистов и выдаются сертификаты, подтверждающие, что они приняли участие во Всероссийских конференциях, несмотря на то, что их собственные разработки были более значимы, но за ними не стояли известные личности и имена. Никому не в новинку (и родителям, и самим молодым людям), что серьёзную и реальную карьеру учёного можно сделать только в центре и только под руководством имён, следовательно, уже не только сам молодой человек, но и его родитель толкает выпускника школы покинуть «родные пенаты» во имя карьеры. Молодой человек в регионе, имеющий знания не ниже своих сверстников в федеральных центрах, осознающий, что он талантлив и способен творить, предпринимает попытки самоутвердиться и доказать всем, что он способен на многое, и, в первую очередь, делает всё возможное для того, чтобы оставить свой бесперспективный регион. Исключение составляет тот факт, что, в редких случаях, родители не пускают своих детей поступать в Московские вузы, опасаясь, что дети, получив свободу, не так воспользуются ей. В этом случае талант остается в регионе под наблюдением родителей и становится достоянием данного региона, но это исключение из правил.

На центральных каналах появляются единичные сообщения, что Новосибирские, Томские, ещё реже Красноярские, Кемеровские и учёные из Алтайского края сделали серьёзные научные разработки, соответствующие мировым стандартам. В основном, огромный материал о достижениях поступает из столиц, что очередной раз подтверждает для жителей этих областей, что наука не для регионов - это удел центра. Все вышесказанное отражается на восприятии перспективы для жителей этих регионов. Если посмотреть любые отчёты Всероссийских конференций за последние годы, то в области науки все лидирующие позиции за центром. Мощнейшее воздействие прессы, телеканалов и всех остальных СМИ оказывает отрицательное воздействие на людей, проживающих в регионах, заставляет чувствовать свою ущербность, калечит психику, ломает молодых людей и их родителей, заставляет предпринимать попытки, чтобы выбраться из такого кошмара и, опять же путём переезда в центр.

Если переезд невозможен, то перспектива заниматься наукой в своем регионе призрачная. Приведу пример любимой мною программы «Умники и умницы». Прекрасный ведущий, один из лучших вузов страны, стремление молодёжи любой ценой (за счёт знаний) получить путевку в жизнь через поступление в Московские вузы. Что творится? Мы сами сознательно через всевозможные конкурсы и программы грабим регионы, отнимаем у них самых одарённых и талантливых людей, оставляем эти регионы без их будущего и продолжаем усиливать центр. Это чистой воды политика и философия всей государственной системы, что самое лучшее - в центре. Следующий аспект, который оказывает негативное влияние на развитие регионов, - это несопоставимое различие центра и регионов в знаниях английского языка, участия в международных конференциях, где можно сопоставить свои разработки с мировыми, получить современные исследования своих коллег из-за рубежа и на основании анализа в своём регионе создать новый продукт.

Если сравнить количество зарубежных поездок на конференции учёных центра и регионов, это пропасть, т.е., как можно в регионе соответствовать мировым стандартам, если информационное пространство минимально, возможность получать знания минимальны и т.д. Предельно ясно, что отчитываться своими достижениями учёным региона очень и очень нелегко, и они несопоставимы с учёными центра. Оснащение кафедр и лабораторий ВУЗов регионов оставляет желать лучшего.

Сейчас постараюсь отразить взаимоотношения учёных региона и центра, это очень выразительная картина. На конференциях Всероссийского уровня профессора из регионов, встречаясь со своими коллегами из центра, уважительно и подобострастно делятся своими проблемами (заметьте, не обсуждаются перспективы и совместная деятельность), просят помощи, финансирования исследований, угождают, чем зарабатывают снисхождение, обещание решить эти проблемы, выделение посильной финансовой помощи, оказание содействия в вышестоящих структурах и т.д. В конечном итоге высокопоставленные учёные центра при прилежном и примерном поведении коллеги из региона помогают ему быть удостоенным определённых наград и призов. Сразу же хочу оговориться, что сказанное относится не ко всем учёным, но представляет не единичное, а системное составляющее научных взаимоотношений. Уже сам факт такой картины сильно сказывается на молодёжь, которая со стороны оценивает, «что есть что в этом мире».

Возникает ощущение собственной неполноценности для учёных в регионе, зависимость от обстоятельств, которые необходимо в дальнейшем решать. Чувство зависимости карьеры от того, как будут выстроены взаимоотношения с властными структурами и можно ли их выстроить, не уронив собственного достоинства, краеугольным камнем лежит во всей деятельности учёного из региона. Многие одарённые молодые люди, учась в университете и видя такую картину, сразу же отказываются от науки и карьеры в науке, которая может принести унижения, это люди с чувством собственного достоинства и не желают находиться в чьей-либо зависимости, и в то же время, они не намерены сражаться против существующей действительности. Сегодня в России не существует философии, которая отслеживает, анализирует, выявляет причинно-следственные отношения в обществе и представляет наглядную и правдивую картину происходящего, а уж, тем более, нет и практических рекомендаций, как исправить ситуацию. Для поступательного развития общества, создания условий полноценного функционирования всех звеньев в научно-образовательном процессе и выстраивания принципов истинно научных связей центра и регионов должна существовать концепция равноправного, продуктивного и взаимовыгодного сотрудничества.

В Америке именно философы и психологи разрабатывают принципы, способные урегулировать все сложные вопросы, возникающие между руководством и подчинёнными. Ещё в Древней Греции и Риме философы активно обсуждали вопросы власти, кто и как пользуется властью, как это связано с могуществом государства, какие негативные последствия могут быть при неправильном использовании своих полномочий. Америка взяла античную философию на вооружение и применяет её к современным условиям, каждый раз, когда перед обществом возникают новые задачи, американские философы вновь обращаются к античной философии и ищут там ответы на поставленные перед ними вопросы.
В Американских журналах представлено огромное количество философских исследований, посвящённых не только изучению роли личности, но и описывается само властолюбие, как существующее в мире явление. В этих исследованиях в корректной и не оскорбительной форме анализируются причины возникновения в человеке чувства собственного превосходства перед остальными членами общества, предлагаются пути решения, как данному человеку (конечно же, достойному) с амбициями налаживать взаимовыгодные связи с окружением и не наносить вред этому окружению своими лидерскими качествами. Философия с детских лет воспитывает молодое поколение в духе, чтобы в зависимости от обстоятельств или от конкретных лиц человек умел без лести и с чувством собственного достоинства решать поставленные пред ним задачи.

В Америке создана система взаимной зависимости руководителей и подчинённых, студентов и преподавателей, когда педагог не может использовать своё положение, поскольку по окончании обучающего периода именно ученик даст ему характеристику о его деятельности как специалиста в области обучения и воспитания молодёжи, что, в свою очередь, скажется на дальнейшей карьере учителя. Если привести пример, как построена наука в Америке, то не увидишь никакой разницы, в каком штате находится образовательное или научное учреждение и не выстроена структура «сверху вниз». Там нет сложных цепочек перераспределения денег из одной структуры в другую. Учёный из любого штата имеет равноправное положение, что даёт возможность активно сотрудничать, обмениваться результатами, а не искать подходы, как выстроить взаимоотношения друг с другом. Не существует провинции, а каждый штат представляет собой самостоятельную и полноценную единицу. Конференции проводятся в любом штате, и нет всеамериканских конференций, проводимых в Вашингтоне.

В нашей стране ни у кого не возникнет идеи и даже в голову не придёт мысль провести всероссийскую конференцию в городе Новокузнецке, где оценивать работы молодых учёных из Москвы будет местное жюри. Смешно??? Никто не даст прав людям из провинции решать судьбу Москвы и отнимать привилегии у Московских чиновников. Можно провести что-то подобное в Сочи под бдительным руководством и властным наказом. Почему даже в этом регионам отказано, а именно проведение крупных мероприятий поднимает престиж данного региона, позволяет гражданам чувствовать себя полноценными, а региону пополнять казну за счёт москвичей, а не наоборот. Ярким примером может являться победа нашей страны в гонке за олимпиаду 2014 в Сочи, поскольку уже сам выигрыш дал стимул колоссальных денежных вложений, которые окупятся после проведения олимпиады. Со стороны выглядит, что регионы - это головная боль, которую надо снять, а не вылечить за счёт дополнительного финансирования. Но как в медицине, снятие приступа - это не лечение болезни, она останется. Любое финансирование не решит проблему равноправия всех хозяйствующих субъектов.

В Москве сконцентрирована власть, деньги, портфели, рычаги, СМИ, экспертиза. Не лучшим образом обстоят дела с доступностью для студентов из регионов в получении знания от выдающихся педагогов и учёных Москвы, не переезжая в этот город. Дистанционного обучения нет, контакт установить невозможно, в бесплатной аспирантуре обучаться нет никаких шансов из-за огромного конкурса, платная аспирантура не под силу студенту или выпускнику (сколько лет пройдёт, чтобы заработать деньги). Профессора и академики, являющиеся гордостью нашей страны, не выезжают с лекциями в регионы, а в бюджете образовательных учреждений деньги на это не предназначены и не выделяются. Как в этих условиях можно студенту из региона приобщаться к «большой» науке? Сегодня Российским светилам не надо искать таланты из провинции, поскольку в стенах своего вуза полно молодёжи из всех точек нашей страны, а как быть с развитием регионов?

Следующий очень серьёзный вопрос, который не освещается в прессе, - это участие крупного бизнеса в научно-образовательном процессе регионов. В Кемеровской области все основные градообразующие предприятия принадлежат владельцам из Москвы, которые не ведут планомерной работы даже для своих вузов, готовящих для них специалистов. Лабораторий или нет, или оснащение на доисторическом уровне. Не финансируется обучение студентов в зарубежных вузах, ничего не делается в области вступления студентов в престижные международные общества, подписки на передовые журналы, где студенты могут знакомиться с современными мировыми достижениями, не ведётся обучение английскому языку, необходимому для овладения мировой литературой по специальности, которая нужна крупным корпорациям.

Получается, что корпорации удовлетворены, что государство за свой счёт обучает студентов и им не надо тратить дополнительных средств, а качество специалистов выпускаемых из стен вузов их не интересует. Это отражает, что технологии на таких предприятиях устаревшие, и не требуются современные специалисты, владеющие новыми технологиями. Это приводит к тому, что студенты поступают на данную специальность из-за диплома, поскольку конкурс самый низкий, плата за обучение в сравнении с другими специальностями не высока. Такой студент заранее не готовит себя к науке, он далёк от неё, ему нужен диплом высшего образования, полученный «малой кровью», а специальность будет другая.

Государство решает вопросы трудоустройства такой прослойки молодёжи, позволяет людям найти работу, но страдает научный компонент и подготовка специалистов для предприятий, которые могут создавать новейшие технологии для корпораций. В нашем регионе экология, за счёт старых технологий, не выдерживает никакой критики. Аварии на шахтах - это следствие не столько технической оснащённости (сегодня крупные собственники оснастились и оснащаются современной импортной техникой и оборудованием), сколько отсутствие качественного образования студентов, которые будут занимать руководящие посты и полное отсутствие подготовки рабочих. Сегодня шахтёры - это люди с инструктажем и без специального образования. В мире любая рабочая профессия требует обучения в течение трёх – четырёх лет. У нас, не окончив школу, отслужив армию, нигде не обучившись, пришёл, трудоустроился и начал работать и на шахте, и на заводе. В XXI веке это страшное явление, когда человеческие жизни подвержены смертельной опасности по причине отсутствия образовательных учреждений для определённого класса и низкого образовательного процесса для будущего руководства.

 

Философия как наука, выявляющая основные причины болезни общества

Философия - это наука, призванная выявлять причины проблем, возникающие в обществе, а философы - это профессионалы, которые описывают их и дают полноценную характеристику и формулировку. Перед философией и философами поставлена задача: точно отразить процессы, происходящие в обществе, известить общественность о выявленных несоответствиях, отступлениях от законов развития человека и общества и, в конечном итоге, предложить научно обоснованные пути решения. В цивилизованном мире философия занимает первую позицию среди других наук, имеющих прямое отношение к общественной жизни. Во всем мире есть чёткое понимание, что законы развития общества напрямую зависят от философии, выбранной данной страной в рамках своего существования.

На сегодняшний день миром признаётся, что философия - это точная наука, стоящая в одном ряду с физикой, математикой, химией и т.д., поскольку неправильная трактовка, формулировка и классификация даёт сбои, приводит к нежелательным последствиям. Также, как исключительно философская фраза «сила действия равна силе противодействия» в физике, подтверждается математическими и физическими формулами и ещё рассчитывается в числовом виде. Именно философия разрабатывает концепции, которые лежат в основе развития общества, а в дальнейшем практика подтверждает или опровергает отдельные пункты этой концепции. В своё время, описанные монументальные фразы «пролетариат – могильщик», «пролетариату нечего терять, кроме своих цепей» и многие другие сакраментальные высказывания реально воплотились или в революциях, восстаниях и переворотах, или послужили сигналом для государств решить вопрос материального обеспечения самой взрывоопасной прослойки населения, что в дальнейшем дало процветание этим государствам.

В коммунистические времена философия практически не существовала, партия опасалась, что при развитии философии и образованных людей в нашем обществе будут нарушены устои коммунистического государства, рухнет идиллия «от всех по способности, всем по потребностям», что нарушится равенство в обществе (что помешает государственному аппарату тотально контролировать людей). Философия, как и физические явления, когда неправильный технический подход приводит к созданию конструкции, неспособной выполнять возложенные на неё функции и, наоборот, правильно рассчитанная формула даёт желаемый результат, служит для решения вопросов, но относительно развития общества.

Без существования концепции любое общество ставит над собой эксперименты и в большинстве случаев с тяжёлыми последствиями, случайные попадания не дают прорыва в развитии общества. Любая концепция основывается на знаниях, которые позволяют анализировать ситуацию и предлагать пути решения. В Средней Азии философия основывалась на описании «что вижу, то и пою», т.е., человек увидел, выявил определённое явление и донёс до общественности, что становится предметом обсуждения и принятия решений. А явление, что необразованным народом легче управлять, - это классика точного определения особо властолюбивых людей, которые бросают свой же народ на войны, не щадя ни своих, ни чужих.

Регионы пытаются найти пути решения своих проблем самостоятельно, так в самых последних работах Чернышова М.М.[1] указывается, что необходимо реформирование структур органов исполнительной власти, Абдулаев Ш., Толчинская М.Н., Руцкий В.Н. [2, 3, 4] освещаются проблемы теории и методологии региональной экономики. Следующие авторы: Сулейманова Н.Р., Гайдарова Р.О., Гаматаева С.Х., Магадов А.Н., Березнев С.В., Турищев Е.В. [5, 6, 7, 8, 9] провели свои исследования в области социальных процессов и социальной политики в регионах. В работах, опубликованных мною ранее, также указывалось, что философия может предложить пути решения проблем регионов [10, 11, 12].

 

Сегодня в нашей стране должна возродиться философия, способная точно описывать происходящие в обществе процессы, представлять данные общественности и показывать пути решения. Философия должна всё называть своими именами, не врать, не «юлить», точно отражать существующие проблемы, но при этом нести культуру, не допускать личностных оскорблений, не затрагивать конкретных лиц. Она должна служить на благо общества, отражая существующие проявления как закономерность, свойственную данному обществу, и предлагать пути решения таким образом, чтобы не нанести вред людям, проживающим в этом обществе. Именно философия и философы должны разрабатывать стратегию и тактику развития общества сегодня и его будущего.

В Америке философам отводится роль в разработке миссии, тактики и стратегии создания инновационных образовательных программ и такая наука называется «Философия Образования», развития общества «Социальная Философия», медицины «Философия Медицины» и т.д. и при этом создаются профессиональные общества в конкретных направлениях. Но для того, чтобы создавать концепции, необходимо в совершенстве знать, что делается в мире, а для этого должно быть качественное знание английского языка (как международного), доступ к мировой литературе, возможность получения информации, как решаются существующие проблемы в других странах. Сегодня российские философы, зачастую, лишены этого или не уделяют этой проблеме должного внимания. Они либо заняты другими вопросами, или им это не надо, или боятся, как посмотрят на их инициативу сверху, или, поскольку нет распоряжений, то и незачем заниматься, или они видят трудности в получении материала и «пасуют», а возможно, существуют запретные темы, которыми нельзя заниматься по распоряжению сверху.

В этом плане только молодёжь, которая не знает структуру научно-образовательной системы, может описывать явления в том виде, котором они реально существуют в обществе и описывать насущные проблемы в том виде, в каком они проявляются, без политики, без «оголтелых» нападок на конкретных людей, поскольку это философия, а не правосудие. Только когда будут освещены реальные проявления, существующие в нашем обществе, можно найти пути к их решению. Если умалчивать, то, как и в других точных науках, «самолёт и ракета не полетит», «машина не поедет», а общество не оздоровится.

 

Пути решения проблем регионов

Постараюсь описать пути в порядке, котором была изложена статья.

  1. Необходимо удалить из обращения слова провинция и периферия во всех средствах массовой информации.
  2. Следует очень осторожно: освещать светскую жизнь столичного бомонда; рекламировать преимущества жизни в центре; демонстрировать, как прекрасно складывается жизнь в центре людей, прорвавшихся из регионов.
  3. Постараться в средствах массовой информации, особенно на ведущих телеканалах, чаще освещать лучшие стороны жизни людей в регионе, причём не в информационных новостях, а в передачах. Это не только повысит у людей чувство гордости за свой край, но даст удовлетворение, что центр не безразличен к регионам, он интересуется жизнью своих сограждан. Кроме того, если освещается жизнь людей в регионах, то и чиновники должны будут предоставлять информацию, что ими делается для людей, что повысит их ответственность перед населением. Будет стираться грань между центром и регионами, как ранее говорилось, необходимо стирать грань «между городом и деревней», что до сих пор не воплотилось в жизнь. Люди почувствуют себя полноценными гражданами своей великой державы и малой родины, а не жителями провинций. У людей появится возможность общаться с представителями Московских СМИ.
  4. Из докладов чиновников исключить данные о достижениях учителей, которые подготовили выпускников, поступивших в престижные вузы страны. Понятно, что критерий оценки достижений учителя базируется именно на том, как учитель подготовил выпускника для поступления в вуз, но если такие отчёты необходимо подавать, то освещать эти данные для молодёжи не следует.
  5. Гранты, выделяемые студентам или должны превышать размеры подработок, а, следовательно, быть привлекательнее, или чётко прописана перспектива получения квартир от государства и эта информация должна быть доступна самим студентам. Что предотвратит манипуляции чиновниками распределения этих квартир, и даст студентам веру.
  6. Для повышения престижа науки в регионе следует в бюджетах вузов закладывать средства для участия студентов в конференциях, проводимых за пределами своего региона, в том объёме, который реально требуется и не ляжет на плечи самого студента.
  7. Следует рассмотреть вопрос о проведении всероссийских конференций на конкурсной основе в регионах, с предоставлением права региону, выигравшему конкурс, самому подводить итоги такого конкурса и определять, кто является победителем. Такой подход решает сразу несколько вопросов. Также, как страны, претендующие на проведение олимпиад, главы областей борясь за честь проведения всероссийских конкурсов, будут заботиться о науке в своих регионах, начнут вкладывать материальные средства, как в науку, так и в инфраструктуру, требующуюся для проведения масштабных мероприятий. Поднимется престиж науки в регионе и отношение к науке, поскольку масштабное мероприятие, проводимое в области или крае, привлечёт внимание молодёжи и не останется незамеченным. Освещение в средствах массовой информации на центральных каналах придаст гордости молодёжи за родной край, будет исчезать чувство собственной неполноценности перед центром и желание покинуть край резко упадёт. После проведения конференции пополнится бюджет конкретного региона, а не Москвы, которая и без этого имеет достаточно средств. Возникнет соревновательная атмосфера среди губернаторов, за честь проведения конкурса. Молодёжь региона увидит в лицо знаменитых и выдающихся учёных своей страны и сможет общаться с ними, получать советы, слышать ответы на поставленные вопросы, предлагать своё видение мира. Выдающиеся учёные могут сами увидеть талантливых людей в регионах, оценить их, стать руководителями, а не довольствоваться общением со студентами, зачисленными по неизвестным для самого учёного показателям. Какое воздействие будет произведено на родителей студентов, которые решают за своих детей, где им учиться? Уверена, что если не будет оказано давления на распределение мест, то москвичей потеснят представители из регионов, причем не из региона организатора, а те, кто реально сильнее. Будут разработаны новые критерии оценки участников, и они станут объективнее. Понятно, что москвичам из-за уважения отдадут должное и не лишат наград, желая наказать из-за неприязни, что у них есть всё, а в регионах ничего, но москвичей поставят на место и им придётся доказывать, что они не спрятались за фамилии, имеют прекрасные знания и достойны наград. Впервые возникнет ситуация, когда соревнование будет объективным, лишённым предвзятости, что сильно отразится на будущем регионов. Прекратится отток молодёжи из регионов, последует выравнивание между центром и регионами.
  8. Для поднятия престижа науки в регионе необходимо больше освещать достижения учёных из регионов на центральных телевизионных каналах, что привлечёт внимание молодёжи к собственным научно-образовательным базам, даст им информацию, что в собственном крае дела идут хорошо и не надо перемещаться в другие территории. Будут известны имена учёных, работающих в регионах, что повысит их престиж в масштабе страны, а, следовательно, и вузов, в которых они работают.
  9. Для «умников и умниц» должно существовать не поступление по результатам своих побед в престижные вузы Москвы, а получение возможности обучаться в данных вузах в системе «он-лайн» у лучших педагогов нашей страны, но не переезжая в центр. Во-первых, центр таким образом, отнимает лучший потенциал у региона для удовлетворения собственных потребностей и, во-вторых, неизвестно, что станет с молодым человеком при переезде его в Москву, поскольку нет статистики, как обстоят дела с этой категорией молодёжи. Вероятно, что кто-то из них, вырвавшись от родителей, станет вести беспорядочный образ жизни, кто-то не выдержит конкуренции, кому-то не повезёт и много других негативных явлений. Могу предположить, что в большинстве случаев у этих детей жизнь не складывается, и они не приносят пользы ни Москве, ни региону. Условия жизни, к которым они привыкли в регионе и где они воспитывались, сильно отличаются от столичной жизни и не всегда люди переехавшие могут успешно приспосабливаться к новому окружению, а, значит, это ещё и загубленная жизнь этих людей. В нашем государстве не задумываются над тем, что иногда несёт даже самое доброе желание и какие последствия наступают. В вузах должна быть статистика об успеваемости и достижениях «умников и умниц», которая должна поступать в социологические институты для обработки учёными последствий данных экспериментов. Это тема многих научных исследований и диссертационных работ, которые необходимы нашему обществу.
  10. Что касается участия в международных конференциях учёных из регионов, то необходимо, начиная со студентов, обучать английскому на самом высоком уровне, отправлять их стажироваться английскому языку в англоязычные страны, создавать из обученных специалистов кадры, способные вести обучение на своей базе. Студенты и профессорско-преподавательский состав должны вступать в международные профессиональные общества, чтобы получать все современные разработки, а институты должны подписываться на передовые журналы с мировым именем, чтобы обеспечить свои кадры самой последней информацией. В институтах, пока знание английского не достигнет высокого уровня, должны работать переводчики, которые позволят получать знания, как студентам, так и профессорско-преподавательскому составу. Прекрасный доступ к современной литературе, полученные знания дадут любому человеку возможность почувствовать себя достойным, не зависящим от обстоятельств, на равных общаться в научных кругах любого уровня и ранга, не смотря на центр, как на что-то обожествлённое. Учёные регионов просто обязаны участвовать в международных конференциях по своей специальности, потому что без этого невозможен прогресс. Для этого в вузах должны существовать определённые средства, которые должны складываться из различных источников, начиная с государственных и заканчивая финансированием градообразующих предприятий. Тогда в регионе не будет коленопреклонённого отношения к своим высокопоставленным коллегам из центра. В глазах студентов учёный, достигший международной признательности, будет выглядеть сильным и мудрым учителем, на которого можно равняться и стремиться к его достижениям. Молодёжи из регионов не потребуется прорываться в Москву, поскольку будет видно, что можно добиваться успеха, учась и работая в своём крае. Пока не будет преодолён разрыв между учёными центра и регионов, ни о каком развитии регионов не может быть и речи. Даже награды и финансирование, осуществляемое из центра, а, следовательно, и зависимость регионов, может отступить на второй план, если знания, полученные от международного общения, а, следовательно, и награды, которые можно получать от мирового сообщества, заставят чиновников нашей страны признавать достижения учёных из региона и считаться с ними. Без серьёзных знаний невозможно создать стоящий продукт. Если продукт уже создан, то не надо клянчить финансы, а можно продавать разработку заказчикам в лице государства или бизнеса. То есть существует строго определённая последовательность в преодолении имперских различий. И всё это реально, а не теоретически при выполнении определенных условий.
  11. Для того чтобы регион был самодостаточным, необходимо, чтобы учёные региона могли беспрепятственно публиковаться в самых престижных журналах страны. Поскольку ВАК ограничил число журналов, следует создавать региональные редакционные советы одобренных журналов в регионах и наладить выпуск журналов на местах. Будет снята напряжённость, когда Президент и Правительство говорят, что необходимо резко увеличить объём научных исследований и количество учёных, занимающихся разработками для страны, а возможность публиковаться резко падает. Когда в центр нахлынул поток людей, начавших заниматься наукой, и потребность в публикациях резко возросла, то регионам совсем не представляется возможности освещать свои разработки в прессе. Если государство считает необходимым развивать регионы, то регионы должны иметь одинаковые права с центром и не стоять в очереди, пока центр удовлетворит свои потребности. Кроме того, если центральные журналы проведут серьёзную работу по отбору своей редколлегии в регионах, то государство получит благополучный и развивающийся регион. Почему-то никто не считал, что если дать гражданину своей страны достойную заработную плату, независимо от региона проживания, то в первую очередь, пострадает центр, если регион отсталый. Необходимо будет перераспределить деньги из процветающих областей в бюджеты отсталых, то есть будет отбор из кармана налогоплательщиков, которые развивают науку, в карман учёных, не создавших продукта. На сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом: чиновники центра не хотят делиться своими полномочиями с регионами, продолжают держать все ключевые посты и ресурсы в своих руках, чувствуют своё превосходство, им выгодно иметь слабые регионы, им хочется иметь подчинённых, а не равноправных партнёров. Во всем мире признано, что журналы не только платформа для научных исследований, но и площадка для молодёжи в получении знаний. Человек, не умеющий выражать свои мысли в письменном виде, вряд ли будет серьёзным учёным. Редколлегия и рецензенты дают эти знания молодому поколению, воспитывают их, дают советы, рекомендуют, корректируют. Идет обмен мнениями и развитие молодого поколения. Студент учится и получает знания через журналы и связь с редакцией журналов. Если такой связи не существует, то мы обрекаем молодёжь на безграмотность. Запреты на развитие молодёжи регионов, поставленные ВАК, резко снижают научный потенциал регионов и заставляют искать лазейки для карьеры, в том числе, покидая регион и стремясь попасть в центр. Всё это лежит в области философии. Что мы хотим иметь и как это сделать. Зачастую, любой непродуманный шаг, сделанный во благо страны, имеет серьёзные последствия. Законы развития общества не прощают ошибок и наказывают не разработчика, а огромную прослойку населения, которая страдает и отвечает за просчёты одного или группы людей. Данное явление наблюдается потому, что нет философии, которая разрабатывает миссию, тактику и стратегию любой организационной структуры. Если зайти на сайт ВАК, то не увидишь миссии этой организации. Всё, что там написано, это информация о ВАК. Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации создана в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров. Это нонсенс, поскольку, если в нашем государстве считают целесообразным иметь такую структуру, возлагают на неё полномочия, ставят перед ней задачи, то просто необходимо, чтобы была прописана миссия этой структуры. Сегодня в цивилизованном мире не существует ни одной организации, у которой отсутствует миссия (её предназначение), причём формулировка, которая дана у ВАК, это жёсткая фраза из уголовного кодекса. Во всех миссиях всегда присутствуют фразы способствовать, помогать, содействовать, развивать. Что касается контролирующей роли, то такие пункты вносятся уже внутри любой организации, которая отслеживает нарушения. Пока в каждой организационной структуре не будут закладываться принципы доброй воли, а вместо миссии будет информация, расположенная не там, где должна быть по логике вещей, то ошибки и просчёты будут преследовать наше общество. Понятно, что трудно сразу же перестроить все структуры согласно сегодняшнему дню, что этот процесс не быстрый, но необходимо уже сегодня научиться чётко, очень грамотно и обдуманно определять миссию, стратегию и тактику каждой организации, тогда и уменьшится количество ошибок. Почему на западе любая структура несёт принципы доброй воли, освещает их людям, да потому, что она несёт ответственность за свою миссию и возлагает на себя обязанность отвечать за то, что она делает и соответствовать в своей работе заявленной миссии. В случае не выполнения или не надлежащего выполнения структура подвергается наказанию. В нашем государстве ещё остаются в силе структуры, которые требуют и отслеживают, но сами не за что не отвечают. Если в миссию ВАК внести самые лучшие философские принципы, что ВАК всемерно содействует совершенствованию студенческого развития в области науки и образования, оказывает посильную помощь учёным и т.д., то за это надо будет отчитываться, повысится ответственность за принятие того или иного решения, придётся анализировать, что происходит в науке, что необходимо сделать и как, трудиться в поте лица, и при этом ожидать критики. Но без реформирования принципов работы невозможно поднять науку на передовые рубежи. Не хочу, чтобы сказанное воспринималась как критика структур, это глубокий анализ, сделанный за двухлетний период изучения научно-образовательных систем цивилизованных стран (которые являются лидерами по поставкам новейших технологий), и поиск решений, что конкретно необходимо изменить для оздоровления общества и науки. Уверена, что уважение молодёжи к властным структурам вырастет, если она увидит эти структуры как помощников в своём становлении и карьерном росте на благо страны и общества. Резко повысится интерес к науке со стороны талантливой молодёжи и перед ней не будет сложности в выборе, на какой путь стать. Кроме того, студенты не должны страдать в случае, когда руководитель из региона не соответствует требованиям ВАК, не должно быть загубленных судеб. Немаловажным фактором поступательного развития общества является выпуск целых журналов и статей с критическим освещением существующих событий, поскольку критический взгляд даёт почву для цивилизованных споров, обдумыванию сложившейся ситуации. Однако все критические журналы, выпускаемые за рубежом, имеют этические нормы, в рамках существующей культуры и цивилизации. В нашей стране таких журналов не существует и это является серьёзным упущением, поскольку очередной раз видим только одно мнение, одно мышление и одну точку зрения на происходящее.
  12. Выдающиеся учёные центра должны участвовать в научной жизни талантливой молодёжи регионов через систему «он-лайн», готовить научный потенциал, возглавлять диссертационные работы и содействовать развитию регионов. Для студентов из регионов должна существовать доступная связь. Ведущие вузы страны должны курировать науку в регионах, где нет кадров для подготовки аспирантов и докторантов. Талантливая молодёжь в регионе должна иметь возможность развиваться сама и развивать свой край.
  13.  Крупный бизнес, располагающийся в регионах, обязан, по крайней мере, оснастить лаборатории и аудитории тех профессий, которые готовятся в стенах вуза для этих предприятий. Кроме того, для поднятия уровня выпуска специалистов по своей специальности, должно быть создано профессиональное общество (по примеру мировых стандартов «Металлургическое и Шахтёрское Общество»), где каждый студент и весь профессорско-преподавательский состав должен войти в состав этого общества. Кроме того, члены такого общества должны стать членами самых престижных Международных профессиональных Обществ (как это делается в Китае), получать современные журналы мировых обществ, участвовать в конференциях мирового масштаба, обмениваться со своими коллегами из-за рубежа достижениями в области науки. В этом случае одарённой молодёжи будет, где получать знания, развиваться, добиваться карьерного роста, активно участвовать в жизни градообразующих предприятий, совершенствовать технологии на предприятиях, приводить их к мировым стандартам. Во-первых, выглядит совершенно несуразно то, что государство участвует в подготовке кадров специалистов для частного бизнеса, а сам бизнес не участвует в этом, и получает посредственных специалистов, которые не соответствуют мировым стандартам. В цивилизованном мире государство помогает бизнесу в той части, когда общее образование, как гражданина своей страны, берёт на себя государство, а всё, что касается специальности и профессии, бизнес. При таком подходе будет развиваться регион не только экономически, но и в плане самодостаточности. Уровень финансирования и независимость от центра, престиж учёных и науки, привлекательность сказанного для молодёжи, что резко снизит отток из региона молодёжи, прекратится моральное ощущение значимости центра по сравнению с регионами. Повысится общая культура, появится неподдельная гордость за свой край, что мы не только не хуже, но и можем лидировать, возникнет конкуренция между областями, кто может поднять свой край на самый высокий уровень, причём не за счёт подачек сверху, а за счёт правильного хозяйствования субъекта, изменится самооценка к себе лично и не будет поводов считать, что только в центре возможно благополучно жить и делать карьеру. Не надо будет ждать указаний сверху, как развиваться, и подсказок, куда двигаться. Сегодня на уровне Правительства было наглядно продемонстрировано, что чиновники, отчитываясь перед председателем Правительства, ссылаются на то, что они не могут заинтересовать бизнес, тот не видит экономической выгоды вложения денег в науку и образование. Но это со стороны взрослых людей «детский лепет». Как может не видеть заинтересованность в новых технологиях любой частный бизнес, которые дадут ему суперприбыли. Совершенно очевидно, что это или сговор, или неверие в существующие реформы образования, проводимые чиновниками. Никто не может бизнесу дать гарантии, что вложенные деньги будут работать, поскольку нет серьёзной концепции, объясняющей, как и каким образом не только вернутся средства, но и дадут экономический эффект. Пока в нашей стране не будет философии и философов, которые предназначены разрабатывать такие аспекты, как бизнес и образование, их кооперацию, пути правильного и эффективного вложения средств и т.д., у бизнеса никогда не возникнет интереса к чиновничьим предложениям. Всё должно быть грамотно объяснено и рассчитано.
  14.  Социологические Институты нашей страны должны провести серьёзный анализ судьбы молодых людей, выехавших из регионов в центр (все результаты имеются в базе данных институтов), отчитаться перед страной, какие результаты получены в процессе исследования. Дать оценку своих исследований, так необходимых нашей стране, и осветить во всех доступных СМИ для населения, в том числе, для регионов, отчёты такого исследования. Уверена, что результаты наглядно продемонстрируют моё предположение, что судьбы многих молодых и талантливых людей, покинувших свой край, будут не утешительными, зато это даст объективную оценку и остановит отток молодёжи в поисках карьеры в центре. Кроме того, данные исследования будут хорошими диссертационными работами для большого числа нуждающихся в серьёзных научных разработках, имеющих прямое отношение к оздоровлению общества и решению проблем человеческого и общественного развития. Причём тактика и подход к таким исследованиям очень просты: необходимо получить данные, сколько абитуриентов подают документы, сколько из них поступает, какой процент отчисляется, сколько остаётся на выходе и как они устраиваются. Несмотря на простоту, значение исследования данной ситуации решает серьёзнейшую проблему студентов из регионов. Здесь и поломанные судьбы, разбитая жизнь, неоправданные ожидания, то есть информация, которая может изменить многое.
  15.  В нашей стране философия должна стать наукой номер один, разрабатывающей миссии, стратегии и тактики для существующих организационных структур, и концепцию развития общества. Философское общество должно трансформироваться в профессиональные специализированные организации, способные решать задачи образования, воспитания, медицины, обучения и т.д., каждое из которых будет иметь своего руководителя и структуру, в составе которой активную роль будут играть студенты, будут проводиться конференции, выпускаться журналы с грифом, одобренным ВАК, в сообществе должна быть своя редколлегия, причём не только в Москве, но и в регионах. Только при такой постановке дел можно развивать каждое отдельно взятое направление качественно и профессионально. Философы должны служить государству на его благо, они должны быть задействованы в разработке концепций развития: государственного, общественного, политического, научно-образовательного и многих других важных для страны направлений. Философы должны быть востребованы в окружении президента, в правительстве, министерствах и во всех других структурах государственного управления для анализа ситуации и разработки подходов к решению той или иной задачи. Цивилизованный мир доказал, что когда нет концепции, следуют эксперименты в экономике, политике и над народом.

 

Ваши комментарии к этой статье

Библиография

    1. Чернышов М.М. Мобилизация для модернизации: о некоторых вопросах реформирования структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан. Журнал «Региональные проблемы преобразования экономики», 2008, № 4.
    2. Абдулаев Ш.-С.О., Садыкова А.М. О региональной экономической политике. Журнал «Региональные проблемы преобразования экономики», 2008, № 4.
    3. Толчинская М.Н. Типизация отсталых регионов России и пути преодоления их депрессивности. Журнал «Региональные проблемы преобразования экономики», 2008, № 4.
    4. Руцкий В.Н. Информационный критерий устойчивости регионального развития. Журнал «Региональные проблемы преобразования экономики», 2008, № 4.
    5. Сулейманова Н.Р. Проблемы обеспечения устойчивого развития города-курорта Кисловодска. Журнал «Региональные проблемы преобразования экономики», 2008, № 4.
    6. Гайдарова Р.О. Совершенствование организации пенсионного обеспечения (на материалах Республики Дагестан). Журнал «Региональные проблемы преобразования экономики», 2008, № 4.
    7. Гаматаева С.Х. Совершенствование форм предоставления услуг социальной защиты населения в регионе. Журнал «Региональные проблемы преобразования экономики», 2008, № 4.
    8. Магадов А.Н. Организационные основы формирования рынка недвижимости в Республике Дагестан. Журнал «Региональные проблемы преобразования экономики», 2008, № 4.
    9. Березнев С.В., Турищев Е.В. Проблемы и направления повышения эффективности управления жилой недвижимостью (на примере Кемеровской области). Журнал «Региональные проблемы преобразования экономики», 2008, № 4.
    10. Павленко В.В. Философия и образование как факторы, оказывающие влияние на социальную и экономическую напряжённость в регионах. Журнал «Региональные проблемы преобразования экономики», 2008, № 4.
    11.  Павленко В.В. Роль философии и качественного образования как факторов, способных снять социальную напряжённость в мировом масштабе. Журнал «Грани Эпохи», 2008, № 35, http://grani.agni-age.net/articles8/3542.htm
    12. Павленко В.В. Роль философии и качественного образования как факторов, способных снять социальную напряженность в мировом масштабе. Журнал «Учёные записки», 2008, № 2 (31).

     

     

    Ваши комментарии к этой статье

     

    37 дата публикации: 03.03.2009