В.Деревянко

 

Человековедение

 

Из цикла: "До самой сути"

Парадоксы и относительность жизни человека

 

Введение

Вершина эволюции - человек - в своей повседневной жизни, кажется, только внешне и вещно отличается от братьев своих меньших, - как и животное, он живёт потребностями тела, стремится занять более высокое положение в стае-обществе и иметь большие и лучшие ресурсы для жизни. Ни одна популяция живых существ, распространённых на Земле, не была вооружена такими мощными средствами достижения своих целей, например, средствами массового уничтожения и не была столь вредоносной для себя, как человечество...

Увы, далеко не всё, что человек хочет, - необходимо, а то, что делает, - полезно для него. Когда человек делает нечто, противное своей сущности, он самоотчуждается и разобщается с миром. Это предопределяет некую двусмысленность жизни, которая может быть прекрасной и влекущей, и безумной и отторгающей...

Многие пытались понять, а некоторые и изменить жизнь людей, но, судя по тому, что число проблем не уменьшается, можно заключить, что человек или "не способен постичь соединение духа с телом, а, между тем, это и есть человек", - как утверждал Б.Паскаль. Или противоречив, если такой гигант, как Л.Н.Толстой, мог писать о том, что "если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится возможность самой жизни", и мечтать, что "люди начнут разрабатывать единую истинную и нужную науку, как жить"?

Что же делает человека и его жизнь неоднозначными и противоречивыми или такова его суть?

 

О чём думает и что знает, желает и делает человек?

Преуспевая в экономике, естественных науках и технике и расширяя пространство жизни, человек гораздо менее активен в познании себя. Легко подменяя незнание верой, он предпочитает сложные и трудоёмкие действия более простым и привычным, например, верит в Бога и не перестаёт грешить, хочет быть здоровым и вредит себе, хочет жить лучше, но не улучшает себя?.. Жизнь человека относительна и несообразна его сущности, которая не столь очевидна, сколь угадывается: надо двигаться, а он сидит, надо преодолевать вредные привычки, а он не хочет этого или не может? Наконец, надо бы делать то, что необходимо и полезно и искать свою высшую пользу, а он стремится к обогащению и власти, оборотной стороной которых являются его самоотчуждение и разобщение с людьми и природой. Чтобы лучше понять и осознать то, что одновременно просто и непостижимо, необходимо и не вполне востребовано, обратимся к некоторым особенностям жизни людей, которые иначе, как парадоксами, и не назовёшь. Приведём несколько групп парадоксов, касающихся каждого человека и отражающих важнейшие аспекты его поведения - мышления, знаний, желаний и действий.

Итак, парадоксы мышления: 1) человек не вполне использует свой разум, уступая чуствам и "включая" его, когда "гром грянет"; 2) думает не о том, что необходимо и полезно и как это лучше реализовать, а о том, что приятно и выгодно и как больше заработать; 3) мыслит не о том, как овладеть своими чувствами и желаниями, а как им лучше отдаться, нередко возводя это в культ; 4) думает не о преодолении инертности и стереотипов мышления и поведения, а прибегает к ним для прикрытия своих недостатков; 5) "безумным горе от безумья, а умным горе от ума" - А.Грибоедов.

Парадоксы знаний: 1) человек стремится больше знать о том, как больше иметь, но не о том, как лучше жить; 2) знает больше о том, что приятно и выгодно и меньше о том, что необходимо и полезно, не зная при этом своей высшей пользы и подменяя незнание верой; 3) не знает и не понимает сути проблем своей жизни, доверяя в этом специалистам и авторитетам, которые его нередко обманывают, или уповая на волю Божью; 4) некоторые люди погибают за то, что "много" знают...

Парадоксы желаний: 1) человек желает то, что приятно или выгодно, пренебрегая необходимостью, при этом он хочет больше, чем может, предпочитая приятное выгоде, - приятное же нередко более вредно, чем полезно, а выгода относительна; 2) хочет быть свободным, но безоговорочно принимает власть силы и денег; 3) желает жить лучше, но не улучшает себя; 4) хочет быть выше других, не пренебрегая для достижения этого обманом и силой.
Парадоксы действий: 1) делает то, что хочется и выгодно, а не то, что необходимо и полезно, 2) преуспевает в числе немногих способных и удачливых, пробивных и неразборчивых в средствах людей и ведёт серое существование в своей массе; 3) будучи существом биосоциальным и зависимым от других, пренебрегает своими социальными обязанностями и стремится быть выше других; 4) будучи органической частью природы, пытается господствовать над ней.

О чём говорят эти парадоксы? Не нужно напрягаться, чтобы видеть то, что выражено практически одними и теми же словами - человек знает, думает, желает и делает то, что ему приятно и выгодно, а не то, что необходимо и полезно. Но необходимость можно рассматривать и как то, что приятно и выгодно, тогда как? Тогда всё - и этот безумный,.. безумный мир с его бесконечными проблемами, и эта жизнь, в которой одним везёт, а другим - нет, есть некая данность, которую следует принять и не помышлять ни о какой другой... Для тех немногих, кто её не принимает или хочет понять лучше, заметим, что с парадоксальностью поведения человека связана относительность взаимодействия его духа и тела. Плоть неразумна, а разум бессилен, если они не согласованы в достижении жизненно необходимых для человека целей. В отличие от животного, поведение которого жёстко ограничивается инстинктом, у человека есть более мощное, хотя и имеющее потенциальный характер, средство организации поведения - разум. Чем менее оно эффективно, тем более человек парадоксален в своих поступках, а его жизнь - в большей степени относительна.
Могут быть выделены три положения относительности жизни человека: между его телом-силой и духом-разумом, между человеком и социумом и между человеком, социумом и природой. Они предопределяют важнейшие отношения жизни - чем разумнее индивидуальное поведение человека, оптимальнее его взаимодействие с окружающим миром людей и природы и использование жизненных ресурсов и энергии, тем менее относительна жизнь и тем большими /до бесконечности!/ могут быть её энергия, пространство и время...

 

Может ли человек понять свою жизнь?

Об этом задумывались и искали ответы мудрецы всех времён, вспомним хотя бы, что говорил великий Леонардо: "Человека можно считать счастливым, если он хочет то, что может, а может то, что должен". История знает и немало попыток улучшения жизни людей, - их объединяет то, что все они были связаны с насилием... Но разве можно силой решать проблемы в мире, в котором всё взаимосвязано? Оттолкнёмся от важнейших учений и явлений современности, формирующих сознание людей и влияющих на их поступки. Начнём с религии, в частности, христианской. Она объясняет противоречивость человека его первородным грехом и происками дьявола, которые он может одолеть, следуя Христовым заповедям и смиряя свою гордыню. Немногим это удаётся и древняя мудрость Библии, кажется, вобравшей всю глубину и многообразие жизни человека, пасует перед напором жизни и парадоксальностью религиозной практики, которая вмещает и самозабвенные служение и подвиги христиан, и крестовые походы - средневековую инквизицию - преследования инакомыслия, и молитвенное самоуничижение одних и своекорыстие других...

Многообразие и полярность философских учений отражает их большие различия в понимании сущности человека и оценках его поступков. За этим просматривается важнейшая проблема философии - отсутствие общей теории развития человека и природы, как единого организма, и интеграции её направлений - ветвей единого древа познания. Эта проблема объективна и её корни надо искать в несовершенстве человека и его разума и гуманитарных знаний, из которого следует необходимость их углубления и синтеза с другими науками в качественно новом и цельном знании о человеке и его жизни.

Может быть, экономические отношения и изучающие их науки объясняют существо парадоксов? Увы, нет. Они их, скорее, выражают, помогая человеку лучше реализовать его ближайшую пользу-выгоду. Бытие определяет сознание, и экономика - сфера, в которой реализуются доминирующие интересы человека, естественно связана с социально-политической надстройкой его жизни. Идеологически и организационно поддерживая сложившиеся социально-экономические отношения, государственные институты изощрённо камуфлируют существующие противоречия, декларируя народовластие и свободное волеизъявление людей. Псевдодемократия и квазисвобода, совсем неравенство и отнюдь не братство современной жизни показывают, что за последние двести лет эти противоречия, как и расслоение общества, изменились разве что по форме: уходят в прошлое родовые и сословные различия, но по-прежнему сильны религиозные и имущественные.

Вспоминая третьи позиции парадоксов желаний и действий и говоря о естественном желании людей жить лучше и что-то делать для этого, нельзя не видеть парадоксальную стратегию улучшения жизни. Если кто-то и пытается это делать, то за счёт других или во вне, не улучшая себя. Там, где действуют противно естеству, не обойтись без обмана и насилия, которые до поры, до времени помогают совмещать несовместимое и примирять непримиримое - богатство и бедность, честность и бесчестие, трудолюбие и тунеядство, эгоизм и альтруизм...

Ярким примером парадоксальности являются культура и искусство. Как и философия, они многообразны и неоднозначны в представлениях людей о мире и его реальном и сюрреальном, рациональном и иррациональном, экспрессивном и импрессивном отражении... Парадоксальны массовая культура, как средство достижения корыстных целей и развлечения, и высокое искусство, высекающее в человеке искру сомнения, из которой возгорается пламя исканий и стремления к разумному, доброму, вечному...

Но высокое ли искусство движет большинством людей? И способен ли человек понять и изменить это? Наверное, если осознаёт, что жизнь у него единственна и прожить её надо, как можно лучше... Для этого необходимы объективные знания своей сущности и неординарные усилия в её реализации.

 

К чему подвигают человека парадоксы его жизни?

Парадоксы, как вершина айсберга неразумности в океане относительности жизни, подвигают человека к необходимости самопознания и поведения сообразно его сущности. Но что есть человек и какова его сущность? Ответ на этот вопрос составляет самую суть человековедения: человек органичен в единой системе природы и биосоциален. Он добр и дружелюбен, пока его жизненная необходимость не уступает напору желаний и силы, порождающих зло, как негативной составляющей своекорыстия и противостояния.

Построенная на силе, жизнь как бы консервируется и закрывается для развития. В таких условиях разум, если не деградирует, то теряет свою объединяющую и организующую функцию. Когда жизненные энергия и ресурсы людей подчинены интересам индивидуального обогащения и достижения господства, не может быть единой воли к позитивному развитию и непротиворечивому взаимодействиию людей между собой и природой и вероятны катаклизмы.

За всю историю существования люди накопили колоссальный опыт и знания, но, "если бы человек знал, как жить, он бы никогда не умер", - сказал Р.П.Уоррен. Парадоксальность современной жизни подтверждается ещё и тем, что при относительной достаточности опыта и знаний, одним они не доступны, а другими - не востребованы. В отсутствие определённых, принимаемых всеми, представлений об их сущности люди, выбирая между желаниями и необходимостью, делают это не всегда разумно, без вреда для себя, других и природы.

Так необходимое человековедение призвано помочь людям в их выборе, опираясь на объективное представление об их сущности. Его отправные понятия: 1) человек - млекопитающее с разумом, тело и дух которого относительно самостоятельны и едины в осуществлении обмена и преобразовании жизненных веществ, энергии и информации для своего развития и совершенствования; 2) человек - органический элемент социума и природы и своим разумом должен преодолевать противостояние миру и наносимый им вред себе /самоотчуждение/ и другим, осознавая и реализуя свою общность и единение с ним. С определением сущности человека связаны её основания и свойства, важнейшими из которых являются: обмен веществ и самосохранение, движение и разумность, общность с людьми и природой, развитие и совершенствование, продолжение рода и улучшение вида. Природа человека предопределяет существование глубоких взаимосвязей между его индивидуальным развитием и организацией социума, которые должны познаваться и рационализироваться. Важнейшим элементом системного знания о человеке должна явиться теория природосообразного поведения, которая свяжет его с представлениями о ноосфере. Нарождающееся человековедение станет мощным инструментом, с помощью которого люди начнут преодолевать парадоксальность своего поведения и, понижая относительность /энтропию/ жизни, реализовать свою большую пользу.

 

Заключение или что надо и можно сделать?

Нас не удивляет, что умению читать и считать, производить товары и продукты, делать бизнес и воевать, работать в науке и искусстве человека учат, а умению жить в согласии желаний и необходимости, в гармонии с людьми и природой, - нет. Стремительное развитие науки, техники и экономики ХХ-го века и глобальные военные и социальные катаклизмы показали очевидную парадоксальность происходящего природе человека и его жизненной необходимости. А ведь ещё Вольтер, отмечая непросвещённость человека и отчуждённость от самого себя, полагал, что человечеству надо знать гораздо больше о себе и о мире, чтобы перейти грань немоты и отчаяния.

Для преодоления парадоксальности жизни, прежде всего, надо знать, что делать, и объяснить это - задача человековедения. Не пытаясь его пересказывать, приведём несколько постулатов разумной жизни, составляющих принципиальную основу необходимого знания:

1) человек осуществляет свою жизненную необходимость, развивается и совершенствуется, если действует адекватно своей сущности;

2) совершенство жизни человека производно уровню его разумности или степени познания и реализации его сущности и высшей пользы;

3) если человек, имея разум, не использует его для познания и осуществления жизненной необходимости, его ждут серьёзные проблемы;

4) желая улучшить свою жизнь, человек не должен пытаться изменить мир, прежде всего, следует улучшать и совершенствовать себя;

5) человеку противоестественно господство над людьми и природой потому, что он является их органической составной частью;

6) будучи частью природы и общества, человек не должен думать и действовать только для своего блага потому, что оно производно общему благу и социально-природному равновесию;

7) человек реализует свою высшую пользу, если стремится к улучшению вида и гармонии своего существования.

Зная, что делать, естественно подумать о том, как это сделать?

Современная наука о человеке должна предложить систему оптимальных действий, вооружая не только необходимыми знаниями, но и определяя ценностные ориентиры и важнейшие правила взаимодействия человека с окружающим миром. Само собой, она должна стать одним из важнейших предметов изучения в школе и практическим руководством природосообразного поведения человека, формируя его положительную мотивацию, превосходящую негативный потенциал своекорыстия. Парадоксальность поведения и относительность жизни человека свидетельствуют о том, что он находится на некотором этапе своего развития-движения от примитивного выживания к совершенной позитивной видовой самореализации. Его противоестественно ускорять - люди должны постепенно сознавать свои жизненные необходимость и пользу рационализации жизни и её ресурсов. Надо понять, что жизнь идёт по своим законам, кажущихся вечными и очень похожими на законы джунглей, и что всё это будет существовать до тех пор, пока человек не станет на путь познания и наилучшей реализации своей сущности. Впрочем, всё, выше сказанное, можно рассматривать, как ещё один парадокс, наводящий на грусную мысль о том, что человек - животное с большим мозгом, который позволяет ему иногда порассуждать о высоких материях и идеалах и быть самым опасным хищником на Земле...

Тем не менее, только разум, а не сила /перевороты, революции/, может подвести человека к необходимости переноса его жизненных интересов от стремления к накоплению внешних ресурсов и господству над миром на увеличение внутренней энергии развития и совершенствования и единения с окружающим миром людей и природы. Как бы нам ни хотелось повлиять на этот процесс, следует исходить из того, что он имеет свои внутренние логику и ритм, которые, прежде всего, надо познать. Всякое изменение жизни людей должно созреть и стать насущной задачей, если не всего человечества, то значительной его части!

14.12.2003 - 15.02.2009

 

Из цикла «До самой сути»

Введение

Добраться до самой сути вещей и человека, в частности, мечтали и мечтают многие. Это философы, поэты и исследователи, для которых существо происходящего имеет не меньшее значение, чем удовлетворение жизненно-важной потребности. Впрочем, в жизни каждого человека, особенно в юности, бывают моменты, когда он так или иначе пытается, если не доискаться корней - первопричины какого-либо явления, то хотя бы его понять. Тем не менее, большинство людей явно не усердствует в раздумьях о жизни и себе, наверное, потому, что это им не нужно и сложно. И ещё потому, что в существующих обстоятельствах бывает гораздо выгоднее, а нередко и безопаснее приспосабливаться к тому, что есть...

Надо ли и зачем добираться до сути? Надо, чтобы понимать и объяснять жизнь, которая не всегда поддаётся нормальной человеческой логике. Надо, чтобы выгода одних не оборачивалась потерей других и все в равной степени могли познавать и реализовать свои необходимость и пользу. Надо, чтобы вполне сознавать то, что отличает человека от животного и благодаря чему он способен познавать и улучшать себя. И, наконец, это необходимо для понимания того, что внешнее есть отражение внутреннего и чтобы изменить жизнь, человек должен изменить и улучшить себя!.. Поскольку добраться до сути - то же, что и познать абсолютную истину, можно только приближаться к ней, сознавая относительность своих представлений...

 

1. Возможно ли дойти до самой сути?

Прежде, чем начать думать над этим вопросом, заметим, что истина или суть вещей интересует далеко не всех и этому есть довольно простое объяснение: чтобы быть сытым, нужно иметь /!/ больше вещей, в смысле материальных благ, а не глубже знать их... То есть подобные вопросы возникают на определённом уровне развития человека и его разума и предполагают обеспеченность его материальных потребностей. Есть и другие обстоятельства, например, вера в Божественное происхождение человека, который не может знать промысел Божий, или давление авторитетных суждений, слабый разум либо неподготовленность человека для подобных занятий. Это весьма непростое дело предполагает серьёзную мотивацию, значительные усилия и опору на цельное видение мира и себя... Тем не менее, любой человек в меру своих возможностей способен к постижению сути вещей, при этом необходимо учитывать, что разум - категория не абсолютная, а относительная его развития и представлений о сущности и жизненной необходимости.

Процесс познания объективен и осуществляется людьми по нескольким направлениям: через их жизненную практику, в том числе, социальную, и её осмысление в различных формах общественного сознания, например, в искусстве и науке, которая призвана создать учение о человеке, его сущности и сообразном ей поведении. Этот процесс охватывает не одно тысячелетие, он сложен, многообразен и имеет свои закономерности и мифы, например, о невозможности единения духа и плоти или непостижимости смысла жизни человека... Заметим, что пока не сложилось общезначимое представление о сущности и смысле жизни человека, которое можно было бы считать однозначным и объективным. Естественно связывать такое положение с развитием и ценностной ориентацией людей и утверждать, чем более развит и рационален человек, тем важнее для него познание мира и себя.

Для исследования и определения сущности человека и его рационального поведения большое значение имеют развитие и интеграция гуманитарных наук. На вопрос: возможно ли и как добираться до самой сути жизни человека, следует ответить - возможно, опираясь на наблюдения и анализ жизнедеятельности людей и многообразный исторический опыт, используя данные и достижения различных наук и техники, например, кибернетики, для исследования поведения людей и их социоприродных взаимодействий. Чтобы понять жизнь человека, надо определить его сущность и выстроить адекватную ей систему понятий и определений в цельном системном знании человека, из которого будут ясны смысл и задачи его существования. Разумеется, было бы наивно ожидать, что, желая дойти до самой сути своей жизни, вооружившись наукой и реализуя потенциал разумности, человек сумеет обеспечить, по выражению Ф.М.Достоеского, полную победу духа над плотью, как это /и какой ценой?/ удалось Алею из его "Записок из мертвого дома"... Влечения плоти и власть желаний, стереотипы мышления и инертность поведения будут ещё долго мешать людям добираться до сути, подменяя истинное мнимым, увлекая ощущениями острых и нередко сомнительных удовольствий, миражами счастья и суррогатами жизненных ценностей. Постижение жизни сложно и это стоило немалых усилий и жертв людям в прошлом, но теперь, кажется, не нужно для этого, как свободолюбивому Алею, бежать из неволи, хотя на современную жизнь можно взглянуть и так, - следует начать последовательно познавать и высвобождать свою природную суть.

Чтобы встать на путь познания своей сущности и наилучшей её реализации, людям нужны не большие внешние ресурсы и власть, а внутренняя энергия разума, развития и совершенствования... Есть такое понятие - мышечная радость, аналогично можно говорить о радости мышления, постижения, творчества, удовлетворения достигнутым. Ну, и почему не сказать о радости жизни, которая включает и мышечную и творческую и ещё человеческую радость, например, радость любви, самовыражения, рождения ребёнка, жизненного равновесия и умиротворения. Так вот, позитивная реализация сущности подарит человеку радость жизни, - это ли не награда за усилия и не в этом ли самая суть и смысл человеческой жизни и его счастья?

 

2. Прикосновение к сути человека.

Понять самую суть человека и его жизни - весьма непростая задача, и чтобы её решить, надо не много, ни мало, как познать её основу и движущие силы, которые скрыты от досужего взгляда обывателя, но могут приоткрыться пытливому и бескорыстному исследователю, если он попытается раскрутить клубок существующих проблем, связав их с поведением человека и его сущностью. Под этим подразумевается то, что формирует жизненную ориентацию человека по отношению к окружающему миру людей и природы и определяет смысл его действий. Чтобы понимать проблемы человека, следует ответить на такие вопросы: что предопределяет его поведение, к чему он стремится в своей жизни и почему действует именно так, а не иначе? Существенным моментом жизни человека являются желания, которые в той или иной степени выражают его потребности. Увы, человек далеко не всегда желает то, что необходимо, отдаваясь желаниям и удовольствиям, по-детски примитивизируя свои потребности и как бы не видя проблем жизни... Но что может побудить человека следовать жизненной необходимости, если не она сама? А как же его свобода воли и выбора желать и делать то, что хочется? Наконец, как увязать между собой желания и необходимость?

Только сознавая их своим разумом!..

С представлениями о необходимости связано и понимание свободы человека. Будучи имманентной его сущности, свобода человека есть её успешное высвобождение... Чем эффективнее человек познаёт и реализует себя, тем лучше он сознаёт свою жизненную необходимость и эффективнее /полезнее/ действует для её осуществления, тем большими смыслом и радостью наполнена его жизнь и тем более свободным он становится! Эта фраза является ключевой, ибо в ней фактически перечислены важнейшие критерии свободы человека - необходимость самопознания и эффективной реализации сущности, разумность и оптимальность развития, радость жизни и осмысленность существования. Каждый человек стремится к самоутверждению, к успеху, - нет ничего хуже и противоестественнее, когда это достигается насилием над другими или собой. Необходимость познания и реализации своей сущности выступает не только как средство примирения силы, способностей, мировоззрения и нравственности человека и гармонизации всей жизни, но и как важнейшее условие достижения его высшей пользы.

Чтобы делать то, что необходимо, и жить с большей пользой, человек должен непрерывно воспроизводить себя в пространстве и времени, для чего ему нужны жизненные ресурсы. Имея разум, человек потенциально способен знать чего и сколько ему необходимо!

Организуя свою жизнь и оптимизируя её ресурсы, он постепенно осознаёт свою большую пользу. Увы, сейчас большинство людей ориентировано во вне: их польза - добывание и накопление ресурсов и совершенствование своего вещного окружения, а не развитие и совершенствование себя и своей жизни. Однако, это не означает, что так будет всегда - в природе человека заложено великое и прекрасное, добродетельное и развивающее начало - любовь. Оно ведёт его по жизни, побуждая к добру, непрерывному развитию и совершенствованию. Пока в человеке жива любовь и чем она сильнее, тем более он активен и дружелюбен, тем больше в его жизни радости и тем лучшим ему хочется быть.

И это не игра слов, а прикосновение к глубинной сущности и мудрости человеческой жизни, которая стоит на любви к себе и всему сущему и подпитывается радостью существования и совершенствования. И нет в жизни человека выше необходимости и пользы познания и реализации его биосоциальной сущности, и нет в ней лучшего стимула к самосовершенствованию и деланию добра и большей награды, чем любовь к людям и, сопутствующая ей, радость жизни.

 

3. Приближение к сущности человека

Чтобы приблизиться к сущности человека, её надо познавать. Постепенно осознавая свои желания и стоящие за ними потребности, человек формирует для себя образ-представление необходимости, определяющий и оптимизирующий задачи его существования. Надо ли говорить о том, как важно помогать ребёнку в осознании и осуществлении жизненной необходимости, которая воплощает его здоровье и оптимальность самореализации, рациональность использования жизненных ресурсов и взаимодействия с окружающим миром. Чем лучше человек постигает и реализует свою сущность в жизненной необходимости, чем полезнее действует в социуме и природе, тем большими смыслом и радостью наполняется его жизнь! В зависимости от того, как складывается и в какой форме осуществляется взаимодействие людей между собой и природой, а оно может носить характер созидания или добавления чего-то хорошего доброго или наоборот, разрушения и отторжения чего-то, принося пользу или вред-зло другой стороне соответственно, находится мера добра и зла. Чем выше уровень развития людей, тем более разумными и организоваными становятся их действия, тем более их жизненные интересы и цели сближаются, а взаимодействия становятся менее противоречивыми. Получается, чем более жизненно необходимо и полезно намерение или деяние человека, тем он добрее и в его жизни меньше зла.

Можно обосновать, что противостояние добра и зла и их соотношение в жизни людей производно их развитию и разумности. От того, как люди понимают и реализуют свои необходимость и пользу, в конечном счёте зависит соотношение добра и зла. Чем более намерение или деяние человека разумно или сообразно его сущности, тем добрее становится его взаимодействие с людьми и природой. В развитии, адекватном его сущности, человек становится разумнее и совершеннее, свободнее и добрее. А добро без преувеличения можно рассматривать как важнейшее условие достижения высшей пользы человека, его оптимального развития и всё более сбалансированного взаимодействия с окружающим миром.

Своим разумом человек в состоянии преодолеть противостояние миру и найти пути и способы сближения и единения с ним. Разумеется, это очень непросто и пройдёт ещё немало времени прежде, чем люди встанут на этот путь. Для этого они должны повернуться к своей природной сути и начать действовать сообразно ей, преодолевая внешнюю ресурсно-энергетическую ориентацию и стремление к власти, которые подвигают мир на грань катастрофы. Не хочется думать о её возможных последствиях...

Если бы человек попытался заглянуть хотя бы немного вперёд, как это делается в шахматах, он бы мог осознать возможную опасность своих ошибок и начать исправлять их, примеряясь к своей сущности и жизненной необходимости. Человек счастлив, если стремится к гармонии духа и тела, максимальной свободе самовыражения и единению с людьми. Сознавая свою неразрывную связь с миром и позитивно реализуя себя, рационализируя производство и использование жизненных ресурсов и оптимально продолжая род, он способен увидеть самую суть жизни и свою высшую пользу в пополнении общечеловеческой чаши совершенства, как высшей радости жизни.

12.07.2005 - 12.02.2009

 

Из цикла: "Преимущество разума"

Преимущество разума

 

Введение

Задача статьи состоит в том, чтобы определить значение разума в жизни человека и обосновать преимущество разумной, собственно человеческой жизни, перед продолжением животной, каковой во многом является современная жизнь на Земле. В контексте осмысления разумности очевидна её связь с развитием человека и уместен вопрос о том, на каком уровне развития он находится? Оттолкнувшись от важнейших проблем в жизни человека, попытаемся ответить на вопросы: что есть преимущество разума и почему человеку непросто включить и напрячь свой разум для решения какой-либо проблемы? Думая о разуме, нельзя не удивляться тому, насколько сложным и продолжительным был процесс преодоления и осознания трудностей существования у наших животных предков, приведших к формированию столь совершенного инструмента, и одновременно не видеть того, как неэффективно он используется!?

 

1. От животного к человеку.

Невозможно бесконечно верить в то, что не может быть с очевидностью доказано, - естественное происхождение человека получает всё больше подтверждений и обращение к его эволюции и связи с животным миром не только правомерно, но необходимо и гораздо более полезно, чем мистическое объяснение его сотворения и движущих сил жизни. Поднявшись над природой, человек, как высшее млекопитающее, сохранил животное начало и обрёл мощное средство управления своими действиями - разум, которое позволяет ему не только успешно выживать, но развиваться и совершенствоваться, накапливая позитивный видовой потенциал.

Поведение животного управляется инстинктом, представляющего собой встроенную в его сознание и недоступную для оперативного совершенствования программу видового поведения, подобную неуправляемой тележке, движущейся по проторенному пути. Разум - это развивающееся и потенциально совершенное средство организации и управления поведением человека в более широком спектре условий и обстоятельств, способное оптимизировать его существование - от отдельных отправлений организма и сознания до социально-значимых и общечеловеческих действий. Самое существенное отличие разума от инстинкта, сколь совершенным ни был последний, состоит в том, что он способен помочь человеку не только лучше управлять своими действиями, но и улучшать себя... Осознание и реализация этой присущей только человеку возможности и есть то, что в значительной степени определяет его разумную сущность.

Для углубления вопроса о значении и возможностях разума человека полезно рассмотреть его неоднозначную связь с телом и попытаться соединить их. Но как и для чего? Скажем, для свободного развития с максимальной пользой для себя и других. А почему в этом, в не в чём-то другом? Например, в получении удовольствий, реализующих инстинкты?.. Не потому ли, что это определяется его сущностью и жизненной необходимостью, которую способен сознавать его разум. Получается, что разумная - это жизнь, адекватная сущности и жизненной необходимости человека! Чем лучше человек познаёт и реализует! свою сущность, тем более он разумен и тем большим в первом приближении является преимущество разума над инстинктом.

Позитивной основой повышения разумности людей является необходимость в рационализации обмена веществ с окружающим миром, обеспечении двигательной активности и рационализации производства и использования жизненных ресурсов, развитии и совершенствовании, продолжении рода и единении с людьми и природой. Важнейшая практическая задача разума человека состоит в том, чтобы осознать и реализовать все это многообразие задач, учитывая и оптимизируя потребности тела и духа, организуя поведение во всех сферах жизни и обеспечивая свободное и гармоничное физическое и психическое развитие в гармонии с людьми и природой. А это и определяет собственно человеческое разумное начало в человеке и его преимущество над животными...

 

2. Человек и его сущность в развитии.

Несмотря на то, что человек живёт, прежде всего, своим телом, которое как бы само собой, без видимого участия разума осуществляет обмен веществ и формирование жизненной энергии, развитие и продолжение рода, он не может без разума делать это оптимально. Потому естественно рассматривать человека во взаимодействии его духа и тела и не пренебрегать ни тем, ни другим. При этом осознание единства разума и тела и достижение их гармонии - прерогатива разума, ибо только он способен на познание и осуществление двуединой сущности человека в его жизненной необходимости. Чтобы лучше понять, рассмотрим это подробнее. Тело - материальный носитель-субстанция жизни и разума, средство производства энергии жизни и самовоспроизводства человека. Оно порождает желания и силу, всё в нём взаимосвязано и скоординировано и, кажется, ничего больше не нужно, но судить о его сущности и, определяемых ею, задачах существования оно само не способно... И ещё, возможно ли позитивное существование и развитие тела, его органов и систем без внешнего управления? Пожалуй, но при выполнении ряда условий: обстоятельства его жизни благоприятны, оно регулярно получает все необходимое, физиологические функции, отправления и потребности реализуются свободно во всей полноте. И здесь весьма отчётливо проявляется жизненная необходимость человека в управлении этой сложной системой тела для её организации и обеспечения ресурсами, нормализации функций и отправлений и её адаптации к изменяющимся условиям существования в окружающем мире людей и природы.
Но как реализуется энергия жизни и происходит развитие человека? Им движут какие-то имманентные его сущности и возникающие в теле потребности и желания или им управляет разум? На все эти вопросы есть ответы и они соотносятся с сущностью человека, которая определена человековедением, как разумная и познаваемая, циклическая и многоуровневая, открытая самоорганизующаяся система обмена веществ и информации, органическая часть природы и общества, симбиоз организма и сознания с наследственными и индивидуальными особенностями жизненных отправлений и самовыражения, способных, благодаря движению и развитию, увеличению производства и рационализации использования жизненных ресурсов на оптимальное самосохранение в непротиворечивом взаимодействии с окружающим миром людей и природы, позитивное продолжение рода и улучшение вида, составляющих жизненную необходимость, в продолжительном жизненном цикле достижения высшей пользы, время и пространство которого стремятся к бесконечности.

Разумеется, это идеализированное определение сущности человека, который может её познавать и реализовать с большей или меньшей пользой и даже вредить ей. При этом она не перестаёт осуществляться до момента, пока он не достигнет предельной степени самоотчуждения и разобщения с окружающим миром. Впрочем, это крайность, говорящая о том, что человек может существовать в самых невероятных условиях, но чтобы жить хорошо и свободно развиваться, он должен действовать сообразно своей сущности с максимальной пользой. При этом не тело, сколь бы самоорганизовано оно ни было, а именно разум способен оценивать и оптимизировать жизненные условия и ресурсы человека и позитивно влиять на его развитие. И такова жизненная необходимость человека, которую он для своей пользы должен познавать и оптимально реализовать. Этому людей надо учить с детства в курсе человековедения - науки о познании и реализации сущности человека. Определяя сущность человека, оно указывает важнейшие критерии-ориентиры для проявления разума в её познании и реализации. Будучи идеальным выражением его сущности, высшая польза осознается разумом и задаёт цели и программу жизни. Самое существенное в этой программе состоит в том, что она не абстрактна и недостижима, а конкретна и реализуема ибо воплощает в себе жизненную необходимость обеспечения насущных потребностей человека и всех уровней его взаимодействия с окружающим миром людей и природы.

 

3. Для чего человеку разум?

До рождения и в новорождённом периоде ребёнок неразумен, - им движут инстинкты, то есть он не сознаёт себя и свою жизненную необходимость! Сначала в нём просыпаются желания и чувства - он плачем сообщает о них и своих неудобствах, затем начинает реагировать на эмоции окружающих, а по мере проявления любви к себе и "добиваться" исполнения своих желаний с помощью крика и капризов или в определённой степени - хитростью. Можно констатировать, что первые проявления разума - это обеспечение удовлетворения физиологических потребностей и использование взрослых в своих интересах на их интересе! в хорошем уходе и развитии ребёнка. Постепенно, и чем лучшие условия для развития обеспечены, тем лучше и быстрее, формируются речь и детский эгоизм - дай, хочу... Если ему не отказывают, ребёнок утверждается в своих желаниях и формируется эгоистом - всё должно быть для него... Если отказывают или не дают во время и в нужном количестве, он обижается и в нём закрепляется состояние неудовлетворённости, которое является основой комплексов и может трансформироваться у человека с внутренней решимостью в агрессию...

В норме ребёнок должен получать и делать то, тогда и столько, что, когда и сколько ему необходимо! В силу слабости разума он не в состоянии определять свои необходимость и пользу, это прерогатива взрослых, и задача внешнего управления поведением /воспитания/ ребенка - помочь ему делать то, что является жизненной необходимостью для его свободного и эффективного развития! То есть уже в раннем возрасте ребёнка надо знакомить с его жизненной необходимостью и помогать в её реализации, как и научать пониманию полезности всего, что он делает. Таким образом, развитие и воспитание ребёнка должны преследовать цель осуществления его жизненной необходимости и он сам /и помочь ему в этом - задача воспитателей/ должен стремиться к этой же цели, напрягая свой разум... И такова формула воспитания и развития человека разумного! Кардинальные проявления разумности - самоорганизация человека и рационализация жизненных ресурсов в социально-природном континууме для обеспечения его эффективного развития. Надо ли говорить, что между людьми существуют большие различия в этом отношении и было бы весьма полезно уметь определять степень их разумности? При этом разумность не сводится только к интеллекту, будучи шире и включая жизненные цели и алгоритмы их достижения человеком. Самым общим отображением разумности человека служат его представления о высшей пользе и жизненной необходимости. Их развитием и интепретацией являются - степень самопознания и эффективность самореализации человека. Однако, наиболее репрезентавно отображают разумность человека показатели его самоорганизации и рационализации жизненных ресурсов. Разумность естественно связана с общим развитием человека и, начиная с его рождения, в нормальных условиях постепенно возрастает.

Определив выше сущность человека, мы подготовили и соответствующее толкование его жизненной необходимости, которая интегрирует познание и реализацию оснований и свойств сущности для его развития и достижения высшей пользы в решении важнейших задач существования - самосохранения, продолжения рода и улучшения вида. Задача улучшения вида, являющаяся квинтэссенцией разумной жизни и пока ускользающая от человека, выражает генеральную цель его существования - самую суть высшей пользы и определяет высший уровень разумности.

 

4. Преимущество разума.

Религиозные заповеди и нравственные идеалы, вечные образы искусства тысячелетия служат людям, но в жизни торжествует сила и выгоднее производить средства массового уничтожения людей, а не их улучшения. Люди, если и пытаются улучшать жизнь, то восстаниями и революциями, переворотами и перестройками, круша сущее во вне, но не улучшая себя?.. Связывая разумность человека с познанием и реализацией его сущности и уповая на его развитие, приходится констатировать, что люди в массе своей ещё далеки от идеалов разумности и находятся на некотором этапе-уровне развития с адекватным ему пониманием полезности и необходимости того, что они делают. Воспринимая человека, как нечто самодостаточное, со склонностью к индивидуализации и гипертрофии свободы самовыражения, культивированию желаний и корыстолюбия, самоутверждению с помощью кулаков и тому подобное, неразумно это бесконечно идеализировать. Но что может побудить человека быть разумнее, если ни его необходимость и польза? Действительно, но в данном вопросе есть момент преодоления - лени и невежества через осознание и осуществление жизненной необходимости в непрерывных движении и развитии!.. Вспоминая об инстинкте животного, как несовершенной программе поведения, и сравнивая его с разумом, можно видеть, как последний, находя и реализуя то, что более полезно, помогает человеку не только выбирать лучшие пути, но и активно улучшать себя и своё движение в окружающем мире людей и природы. Благодаря разуму, человек способен накапливать опыт и знания и подниматься над ними, "вставая на плечи гигантов", вспомним слова И.Ньютона, чтобы видеть себя шире - среди людей и природы и дальше - на ход-два вперед.
Кстати, чем менее разумен человек, тем менее он природосообразен и организован и более зависим от своего будущего, стремясь к накоплению ресурсов и более высокому положению, которые как бы страхуют его от этой неопределённости? И это, увы, - модель поведения животного, например: белки или домашнего хомячка. Но так устроен человек - его тело первично, а разум вторичен. Сначала он ощущает, затем желает и делает, и только потом думает, например, соотнося голод и еду, холод и одежду, себя и других. Нужны время и опыт, чтобы начать выбирать лучшую еду или одежду и более полезные способы существования в социуме и природе! История человечества отражает объективный процесс его развития от примитивных и своекорыстных к более совершенным и общеполезным формам с адекватными им жизненными ценностями и целями, организацией жизни. Люди нередко упоминают о некоем высшем разуме? Будто бы он существует и как-то им помогает... Почему так происходит? Может быть, потому, что, сознавая своё несовершенство, человек одновременно предугадывает и колоссальные нераскрытые возможности своего разума, которые столь велики, что, суммируя достижения людей, можно говорить о высшем разуме человечества... Что из этого следует? Привыкнув жить телом, его желаниями и силой, которые проявляются естественно и спонтанно, наверное, проще следовать авторитетам и верить в идеальные образы, чтобы лишний раз не напрягаться мыслью... Вспомним ребёнка, его неуверенность и зависимость от взрослых, которая по мере его развития и взросления сменяется уверенностью и независимостью. По-видимому, человек - пока ребёнок на пути своего развития и нужно время, чтобы он стал разумнее и самостоятельнее!
Самое важное в жизни человека и это задача зрелого разума - осознать её единственность и неповторимость. Но, сознавая это, надо принимать во внимание, что человек - органическая часть социума и природы и ему, чтобы жить хорошо и осуществлять свою жизненную необходимость, надо находить гармонию существования в окружающем мире. Кажется, жизнь так коротка, чтобы успеть её найти, но потенциал разума человека столь велик, что способен сделать его жизнь полезной и продолжительной в меру его приросообразности. Это не простая задача, но в её решении человек осуществляет свою великую миссию в природе - реализовать преимущество разума для достижения своей высшей пользы! И пусть мысль Г.Селье о том, что в коре головного мозга человека заключено столько же мыслительной энергии, сколько физической заключено в атомном ядре, помогает ему на этом пути!..

03.11.2005 - 09.02.2009

 

Некоторые мировые события-ситуации под углом зрения человековедения

 

Мировой кризис экономики

Начавшись в США с проблем ипотечного кредитования, он распространился по их финансовой системе и перекинулся на финансово-экономические институты других стран от Европы до Австралии, которые не только тесно взаимосвязаны, но и зависимы от положения в экономике США. Что из этого следует? Во-первых, что всё в мире взаимосвязано. Во-вторых, это плохо для всех и является показателем стихийности и несовершенства социально-экономических отношений, из которого следует необходимость их рационализации. Но капитализм - зрелое и самодостаточное, отнюдь не загнивающее, как о том вещали коммунистические авантюристы ещё сотню и даже более лет назад, а имманентное уровню развития человека и его социума явление, которое невозможно усовершенствовать само по себе вне связи с человеком - людьми, носителями капиталистических отношений. Что из этого получается, когда об этом забывают или не думают, пытаясь изменить отношения собственности силой, достаточно вспомнить об опыте социализма в СССР и количестве жертв, положенных на алтарь коммунистической идеи... Кстати, на одной из страниц сайта (http: //ocheloveke.narod.ru/) представлена наша статья "Долог ли век капитализма?", в которой доказывается, что капитализм станет другим или на смену ему придут новые экономические и социальные отношения только в одном случае, - когда изменятся человек и его жизненные ценности.

Возвращаясь к нынешнему финансово-экономическому кризису, не стоит расчитывать на то, что он быстро обойдёт вас стороной или является последним, увы, лучше готовиться к худшему и думать о том, как лучше сохранить и приумножить то, что у вас есть. И не лишними будут более глубокое изучение экономики, скажем, читая "Капитал" Маркса и других хороших экономистов, и раздумья о смысле своего существования, только уже не по Марксу и его адептам, а по нашему сайту, читая его материалы. И здесь уместно сказать о том, что гораздо полезнее для людей производить и накапливать не товары и капиталы, которые могут сгореть в огне пожара или кризиса, а укреплять здоровье и развивать позитивные человеческие качества, в том числе, преодолевать индивидуализм. Они не только не сгорят и не потеряются во время экономических кризисов и природно-технологических катаклизмов, а помогут научиться жить без них или минимизировать их последствия соответственно! Кстати, почему во время кризисов люди думают о том, как его преодолеть, а не о том, как жить без кризисов?.. И ещё, обратите внимание на то, как люди будут выходить из кризиса? Всем миром, сообща, на государственном уровне и это при том, что собственность в основном частная! Что вы на это скажете?..

 

Нескончаемые жертвы человечества

Каждый день приносит информацию о гибели людей - в техногенных и природных катастрофах, от рук преступников и террористов, в результате нескончаемых национальных, социальных и военно-политических конфликтов - на суше, на море и в воздухе. Кажется, невидимый молох какой-то тайной, беспощадной и непрекращающейся войны, жаждущий всё новых жертв, сеет смерть среди людей. Почему гибнут десятки, сотни, тысячи безвинных людей? Может быть, они прогневали Господа или своими деяниями заслужили такую участь? Но гибнут дети, которые ещё не успели нагрешить, или люди достойные... Может быть, это необходимая жертва человечества или свидетельство его ошибок? Грешат одни, а гибнут другие, - ведь это несправедливо? Но такова вся наша жизнь - несправедливая и несовершенная. И таковы люди... Даже живя рядом с опасностями, они, как дети, не сознают их вполне потому, что цена жизни не велика для них настолько, чтобы побуждать думать и делать больше для самосохранения...

Стало быть, человек должен выше ценить свою жизнь, чтобы жить безопаснее. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, это - функция и задача его разума. Человеку рациональному, создавшему множество вещей и сложных устройств, весьма дорогих и требующих к себе внимания, стоило бы относиться к себе и своей жизни, как самому дорогому "устройству природы", чтобы жить лучше и дольше. Смерть людей от ошибок - чужих и собственных, не случайна и производна их несовершенству, а отношение людей к опасности и смерти - мера их развития и разумности. Только осознав это вполне, можно определить: почему так много людей гибнет по разным причинам, в том числе, для достижения чьих-то корыстных, честолюбивых и даже социально-значимых целей? Чем меньше люди думают и знают о своих жизни и сущности и чем хуже её реализуют, а значит, и ценят, тем выше степень опасности для каждого их них...

Сейчас самое ценное в жизни людей - деньги и власть, а не здоровье, развитие и самосохранение. Есть ли какая-то логика во всём этом и какова перспектива? Конечно, есть и она - в развитии и его уровне, которому адекватны свои ценности и приоритеты. Трудно устоять от желания как-то радикально изменить ситуацию к лучшему, но даже самого большого желания, увы, мало - надо, чтобы жизнь человека стала самым ценным для него самого и всех людей и тогда будет меньше безвинных жертв. А чтобы жизнь стала самым ценным для людей, они должны своим разумом контролировать желания и исполнять только те из них, которые жизненно необходимы!..

 

Детство и развитие цивилизации Земли

Человек и цивилизация, как ступень общественного развития и культуры, - явления и понятия относительно определённые и взаимосвязанные. Без человека нет цивилизации и наоборот: человек  - продукт цивилизации. То есть индивидуальное развитие и отношения  Человека с социумом определяют характер и уровень развития цивилизации как некоей совокупной характеристики деятельности людей и их сообществ. А цивилизация как хранилище накопленного и обобщённого опыта существования людей воздействует на каждого человека и определяет его принадлежность к той или иной экономико-политической и культурной среде-группе, являющейся частью-подмножеством человечества-множества. При этом и человек и его сообщество развиваются по своим и общим законам. Всё вместе, называемое цивилизацией, также находится в развитии, которое имеет не только свои закономерности, уровни и характеристики, но и адекватные цели и средства их достижения.

О развитии отдельного человека можно судить по его действиям, которые могут быть более или менее сообразны его возрасту, развитию и разумности. Об уровне развития социума можно судить по его организации и целям, - чем более они демократичны, тем выше развитие. Развитие и ориентация экономики, её имущественная, распределительная и потребительная структура также являются важными показателями и характеристиками развития социума. Оценивать развитие цивилизации намного сложнее, но также возможно. Будучи выражением цельности и общезначимости интересов людей, важнейшими и существенными характеристиками цивилизации естественно являются  показатели единения, общности её стран и сообществ и их взаимодействия с природой. Надо ли говорить, что пока они далеко  не оптимальны, как, впрочем, и процессы производства и использования жизненных ресурсов, и это чревато для всех людей весьма серьёзными проблемами и последствиями. Кстати, наличие и глубина проблем на разных уровнях существования людей является весьма существенной негативной характеристикой цивилизации. Если спуститься на уровень отдельных стран, то и здесь видны те же проблемы разобщения людей между собой и природой, несправедливость и конфликтность взаимоотношений, высокая опасность жизни и недостаточная степень реализации жизненных возможностей. Весьма показательна неравномерность развития населения Земли от ещё сохранившихся первобытных племён и большого числа развивающихся до высокоразвитых стран. В результате современная цивилизация Земли предстаёт недостаточно организованной и уравновешенной и имеет очевидно невысокий уровень развития в целом. Без натяжки и преувеличения можно говорить о ранней стадии или детстве земной цивилизации, которое легко связать с эгоистичным стремлением людей к удовольствиям и развлечениям и каким-то "легкомысленным" нежеланием видеть и кардинально решать весьма серьёзные и нередко опасные проблемы... Однако, как бы нам ни хотелось изменить это, речь может идти только о естественном развитии и совершенствовании цивилизации, которые можно познавать и с осторожностью рационализировать, но не кардинально преобразовывать, ломая экономические и социальные устои, не считаясь ни с какими жертвами и потерями и лишая людей свободы слова и действий, как это имело место и не раз в истории человечества.

14.10.2008

 

Куда все движется и будет ли конец света?

Будет ли конец света? Жизнь человека - это непрерывное движение и взаимодействие с окружающим миром людей и природы для удовлетворения потребностей. Как и у животных, эти процессы идут в порядке реализации наследственной программы развития в определённых условиях существования и системе семейно-социальных отношений. В  отличие от животных человек способен сознавать и влиять на них, обеспечивая не только своё самосохранение, но и более эффективную самореализацию, поднимаясь над естественным отбором. Что же реально движет человеком и как разворачивается спираль его жизни? При очевидном многообразии мотивов, определяющих сложную картину пересекающихся интересов и взаимодействий с другими людьми, естественно выделяются индивидуальные, социальные и общечеловеческие или видовые мотивы, которые и формируют движущие силы его жизни по-крупному. Важнейшей движущей силой жизни человека, что хорошо видно на примере ребёнка и детёныша животного, от самого их рождения являются выживание и развитие. Затем, по мере развития активизируется программа самоутверждения в социуме. Между людьми и животными много общего - и те и другие самоутверждаются в социуме/стае  с позиции силы по отношению к жизненным ресурсам, однако, самореализация животных из-за слабости их разума охватывает лишь примитивно-инстинктивные способы самосохранения и продолжения рода.

Необходимость обеспечения своей жизни ресурсами, определяющая важнейшие потребности и действия людей, которая отличается от животной, прежде всего, масштабами и организацией, создаёт материально-энергетическую основу жизни людей, которая пока неоптимально реализуется в процессах производства, распределения и потребления жизненных ресурсов. В зависимости от развития и понимания людьми своей пользы, эти процессы варьируют от сохранившихся ещё примитивно-первобытных до современных сложных социально-экономических форм и весьма проблематичны. Перед каждым человеком стоят задачи рационализации обмена веществ с окружающим миром и обеспечения двигательной активности и развития, самосохранения и продолжения рода, взаимодействия с людьми и природой. Однако, движущие людьми своекорыстие и стремление к самоутверждению в социуме, формируют иные мотивы и действия, а вместе с ними и, как их производную, реальные движущие силы жизни и потоки её ресурсов и энергии. Если пытаться продолжить процессы современной жизни в будущее, то его трудно увидеть позитивным, вспоминая и о давно предрекаемом религиозном апокалипсисе и вероятных социально-природных катаклизмах. Действительно, население Земли растёт, природные ресурсы истощаются, состояние среды жизни ухудшается, люди разобщены и не знают своих сущности и смысла существования, жизнь несовершенна и несправедлива, много опасностей подстерегают людей на Земле и в Космосе... Неужели у людей нет лучших перспектив?

2. Куда всё движется? Человечество всегда искало пути к новой жизни и способы её улучшения. Однако, как бы далеко не заходили люди в своих исканиях, они не приносили желаемого результата потому, что не учитывали закономерностей развития человека и социума. Пытаясь вогнать людей в противоестественные и неадекватные их природе условия существования, миссионеры или революционеры прибегали к жестокости и насилию для достижения целей, которые не могли быть достигнуты иным способом. Многочисленные попытки переустройства жизни были свидетельством недостаточности или ошибочности знаний о человеке и его развитии, с которым связаны определённые уровни организации его жизни и производства и использования его ресурсов. Надо ли говорить, что современные процессы капитализации экономики и демократизации общественных отношений объективны и соотносятся с развитием человека и его социума, а для того, чтобы пытаться их улучшить, надо ни много, ни мало - улучшить самого человека, который является их носителем. Задача эта - не из лёгких, потому что подразумевает изменение-оптимизацию логики его движения и рационализацию целей и средств их достижения сообразно его сущности. Естественно, её надо изучать и это задача человековедения, которое даёт определение сущности и подводит к осознанию Жизненной Необходимости и пользы человека. На этой основе возможно формирование оптимальной логики жизни человека, создание теории природосообразного поведения и его последовательного, научно обоснованного и более эффективного развития в единой системе социума и природы. Чтобы рационализировать движение людей, необходимо системно определить цели и смысл их существования. К сожалению, современные гуманитарные науки не делают этого и не без "помощи" философской антропологии, которая полагает, что для этого пока недостаточно данных. Надо ли говорить о необходимости и большой важности формирования нового цельного знания о человеке и его сущности, принципиальную основу которого определило человековедение. Оно доказывает, что современная жизнь, отражающая борьбу людей за ресурсы и власть над миром, есть фактическое продолжение животной жизни... Существенный довод помогает пониманию этого феномена - в жизни человека доминируют тело и инстинкты, а разум пока слаб для того, чтобы - нет не побеждать, - а контролировать их. Можно предположить, и это очень важно!, что человек ещё находится на пути от животного поведения к разумному человеческому и ему нужно время, чтобы в массе своей стать разумным?.. Если действия человека будут выражать его жизненную необходимость, он сможет максимально реализовать свою жизненную энергию и она будет двигать его в направлении высшей пользы. То есть люди должны делать то, что необходимо и полезно для развития и совершенствования всего их вида и не вредно для природы как среды существования. Их разум способен определить жизненную необходимость и высшую пользу и посредством науки помочь им в их осуществлении и достижении. И это - оптимальный путь к лучшей жизни для всех.

22.10.2008

 

О частной собственности и общем благе

В названии данной ситуации заключено противоречие, которое не всеми и вполне осознаётся: при частной собственности и свободном предпринимательстве в общем случае общее благо недостижимо, потому что, как показывает жизнь, с одной стороны, - не все способны быть успешными, а с другой - нереально справедливое распределение материальных благ... То есть, для достижения общего блага, необходимо, чтобы каждый человек мог и реализовал свои возможности и потребности без каких-либо препонов... Получается, что частная собственность и общее благо несовместимы, как индивидуальное и социальное, эгоизм и альтруизм? Что ж, по-видимому, следует отказаться от использования этого словосочетания и подумать о другом, но жизненные реалии доказывают его правомочность. Речь идёт о развитых странах, например, в Скандинавии, где при наличии частной собственности и прогрессивного налогообложения сформирована благодетельная система общественного устройства, которая весьма напоминает социализм, если не является им, вспомним о "шведском" или "датском" социализме. А социализм Китая с его быстро развивающейся частно-рыночной экономикой? Как совмещаются и уживаются столь разные, казавшиеся раньше противоположными, начала? Наверное, прежде всего, благодаря разуму, который ообразуясь с интересами людей, помогает им находить оптимальные формы развития экономики и организации социума без неразрешимых противоречий с пользой для всех. А помните "Благосостояние для всех" в Германии Л.Эрхарда? Получается, что это известно и практикуется давно, предполагая определённый уровень экономического развития и социальной культуры людей. Рассуждая о капитализме, можно отметить некоторые его особенности - с одной стороны, он организует действия людей в соответствии с их доминирующими интересами, способствует развитию производительных сил и повышению уровня их жизни. С другой - это происходит на непропорциональной усилиям людей имущественной основе с высоким уровнем противоречий и разобщения. Для сглаживания возникающих противоречий идёт позитивный политический процесс демократизации общества и социальной ориентации экономики. Капитализм не является закрытой или неуправляемой системой, каковой он представлялся К.Марксу, а развивается, впрочем, этот процесс пока протекает спонтанно, случайно, и не имеет объективной научной основы. И связано это, прежде всего, с неоднозначным пониманием людьми их жизненной необходимости и не просто пользы, но высшей пользы, выражающей их главные интересы и предопределяет важнейшие устремления и действия. Становится очевидным, что развитие капитализма не должно зависеть от случая и обстоятельств, а быть всё более рациональным и зависимым от фундаментальной науки, которая способна исследовать и обосновать оптимальные направления и перспективы развития человека и социума сообразно их сущности и выражающих её жизненной необходимости и высшей пользе.

Думая о будущем и опираясь на историю, можно осудить социализм и критически смотреть на капитализм, - но при этом нельзя не видеть того, что капитализм сильнее экономически и противопоставляет человека окружающему миру людей и природы, а социализм - слабее экономически, но сближает людей и направлен на достижение общих, а значит, и каждого, интересов людей. Никто пока в силу ещё не остывшей конфронтации между социализмом и капитализмом не дал объективного, сравнительного и конструктивного анализа того и другого и не попытался найти их оптимум!? А жизнь продолжается, и опыт социализации капитализма Швеции и ряда других стран и капитализации социализма Китая, во-первых, наводят на определённые размышления, и во-вторых, дают основания полагать, что в развитии экономики сейчас, что не означает всегда, целесообразен капитализм, а лучше сказать, свободное предпринимательство в рыночных условиях, а для организации социума - демократические механизмы.

23.10.2008

 

Современная наука и человековедение

Кажется, о современной науке можно говорить только самое хорошее, если вспомнить о таких вещах, как научно-техническая революция, удвоении каждые 10-15 лет объёма научной информации и т.п. Всё это так, но будучи формой общественного сознания, наука в большой степени является его отражением и продолжением... Обращает на себя внимание явное преобладание прикладных исследований над фундаментальными и естественных наук над гуманитарными, в результате которого возник колоссальный разрыв в общем объёме научных знаний. По данным академика В.П.Казначеева знания о неживой природе и косном веществе составляют 95-98 процентов от общего объёма научных знаний, знания о природе живого вещества - 2,5%, а о человеке - менее одного процента! При этом может быть также отмечено какое-то странное, почти детское, нежелание людей заниматься вопросами самопознания и эффективной самореализации и решением серьёзных проблем их существования?.. По-видимому, причиной этого являются важнейшие жизненные интересы или ценностная ориентация людей, которые адекватны определённому уровню их развития. А насколько оптимально развитие человечества и науки и что является существенным критерием оценки? На этот и подобные ему вопросы ищет и находит ответы человековедение, которое возникло из осмысления жизненных опыта и практики людей и связывает то, что желает и делает человек с его сущностью и разумностью, необходимостью и пользой, оптимально выражая и реализуя которые, он потенциально способен сделать свою жизнь более справедливой и безопасной, обеспеченной и продолжительной, без катаклизмов и насилия.

Человековедение наряду с природоведением составляют два фундаментальных направления науки, которая в целом призвана служить человеку, социуму и всему человечеству для их развития  и совершенствования в контексте решения задачи улучшения всего вида. С формированием и внедрением человековедения в научную практику сложится новая, более адекватная и позитивная ситуация, которая не является чем-то независимым от жизни человека, лишь удовлетворяя его любопытство или помогая в решении практических задач, а должна обеспечивать лучшее понимание и более оптимальное решение задач существования и проблем человека и всего человечества. Такой угол зрения на науку позволит увидеть многие несообразности в теперешней жизни людей в разных её сферах и будет способствовать более эффективному и естественному их преодолению. Рационализация науки, которая связывается с развитием и изучением человековедения, будет иметь следствием существенные изменения, как в самой науке, так и в жизни людей, для которых она должна работать. И этому помогут новые критерии необходимости и полезности деятельности человека и науки, которые будут определять развитие и оценку тех или иных её направлений. Формирование таких критериев, и Чел их определяет в категориях высшей пользы и жизненной необходимости, восходящих к разумной сущности человека, создаёт принципиальную основу рационализации жизни и самоорганизации людей, производства и использования жизненных ресурсов, организации социума и их взаимодействия между собой и природой. Конструктивная интерпретация названных выше категорий позволяет видеть возможности и находить способы реализации более справедливой жизни людей в контексте целенаправленного улучшения их видовых оснований и свойств, поднимаясь над естественным отбором животного мира.

12.11.2008

 

С другими работами автора вы можете познакомиться на сайте В.Деревянко: http://ocheloveke.narod.ru/

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

37 дата публикации: 01.03.2009