Юрий Черепахин

Триединство Жизни – Триединство науки

 

«Только правильное разумение жизни
даёт должное значение и направление
науке вообще и каждой науке в особенности,
распределяя их по важности их значения
относительно жизни. Если же разумение жизни
не таково, каким оно вложено во всех нас,
то и самая наука будет ложная. Не то, что мы назовём
наукой, определит жизнь, а наше понятие о
жизни определит то, что следует признать наукой».

Лев Толстой «О жизни».

Общую картину трагедии нашей цивилизации можно представить в виде дуады: кризис науки – кризис человеческого сознания, – где каждая часть питает другую. Трагедию цивилизации можно предотвратить, лишь преодолев кризис в каждой из упомянутых частей. В данной работе автор исследует причины кризиса науки, которые он видит в практическом исчезновении с научного небосвода «науки наук» – философии.

О значении философии

Все претензии к наукам должны начинаться с претензий к философии, а все претензии к философии должны начинаться с оценки уровня адекватности её отражения жизни. Если нет адекватного научного отражения жизни, нет и философии. Если нет философии, нет и системы научных дисциплин. Если нет системы научных дисциплин, нет и системы научных взглядов. Если нет системы научных взглядов, нет и системы знаний. Если нет системы знаний, нет и целостного сознания у человека – а есть расщеплённое сознание, ущербное.

Частные науки играют куда меньшую роль в процессе становления сознания человека, чем философия – интегральный, общесистемный взгляд на жизнь. Накормленный из бессистемного научного источника человек становится похож на МОНСТРА – много чего знающего и умеющего, но полностью дезориентированного в жизненном пространстве.

Мы не можем понять, что при слабой философии не может быть сильных наук. Методология наук начинается с философии. Системность научного взгляда начинается с философии. Критерий истинности полученных результатов лежит, в том числе, и в плоскости философии: в первую очередь это касается гуманитарных и социальных наук, а также естественных наук, где они выходят за рамки экспериментальных возможностей; то же касается и формальной логики.

Пренебрежительное отношение к философии рождает пренебрежительное отношение к фактору системности научных знаний, а также к фактору целостности человеческого сознания. Но надо признать, что философы сами виновны в таком положении дел.

Это произошло незаметно. Мировая философская мысль постепенно нагружалась многочисленными, часто конкурирующими между собой, теориями и концепциями, всё более отрывалась от жизни, и, в итоге, превратилась в бессистемную массу компромиссов и договоренностей, которым место лишь в «справочниках по философским терминам» да в «энциклопедиях по истории философии». В таком виде философия, конечно же, перестала оправдывать своё высокое назначение и, как наука, по сути, исчезла.

 

«В своем панегирике "науке наук" Цицерон восклицал: "О философия, путеводитель по жизни! О, открывающая добродетели и изгоняющая пороки! Кем бы мы были в любом нашем возрасте без тебя? Ты произвела города и призвала людей, по земле рассеянных, к радостям общественной жизни". В нашем веке слово философия, если оно не сопровождается каким-нибудь дополнительным термином, малозначимо. Предмет философии раскололся на многочисленные "измы", более или менее антагонистичные друг другу и столь озабоченные опровергнуть своих противников и указать на их ошибки, что подлинные проблемы божественного порядка и предназначения человека остаются при этом в прискорбном небрежении». Мэнли П. Холл «Энциклопедическое изложение символической философии».

 

Автор ставит своей задачей обозначить контуры новой (забытой старой) интегральной философии, которая смогла бы стать мировоззренческим и методологическим базисом для всех остальных наук и таким образом вернула бы научным исследованиям цельность и системность. Путь автора – это путь переосмысления известных научных дисциплин и сведение их предметов в некую системную область, за которой раскрывалась бы общая структура Единой Жизни, что дало бы почву для обоснования нового философского подхода. Во многом этот путь был интуитивным.

Автор понимает, что скорее ставит задачу, чем решает её. Поэтому данное изложение в основном имеет научно-публицистический характер, где в первую очередь – ясность и доступность изложения основных аспектов проблемы, и лишь во вторую – полнота и глубина изложения всей проблематики. Но даже в таком виде, я надеюсь, данная работа подведёт читателя к мысли, что без глубоко продуманного синтезирующего принципа наше «научное мировоззрение» ещё долго будет водить нас за нос, обещая процветания цивилизации, а на самом деле – загоняя её гроб. Впрочем – судите сами…

Новое понимание Физики

С самых давних времён, изучая разнообразные свойства материи, человек приходил к выводу о существовании неких законов, которым материя подчинена. Для нас является совершенно очевидным фактом, что материя может существовать, только имея в себе определённый Принцип. Мы не можем сказать, что вначале была создана материя, а уже потом «подчинена» неким основополагающим принципам, законам. Материя – это материализованный Принцип. Кто инициировал этот Принцип? Одни утверждают, что – Бог, Творец Космоса; другие – что Принцип существует «сам по себе». Логичней нам кажется первая позиция – теистическая, – мы не верим в чудо (как наши физики), а признаём, что в мире всё имеет причину. Но при этом заметим, что «беспринципного» Бога, воздействующего на мир не через раз и навсегда установленные законы, а по своей «капризной» воле, мы категорически отвергаем.

«Говорим ли мы, что всё происходит по законам природы, или что всё устрояется по решению и управлению Божию, – мы говорим одно и то же». Спиноза «Богословско-политический трактат».

Добавим, что именно благодаря наличию Принципов, заключённых в материи, она для нас не только ощутима, но и познаваема разумом. Познание материи – это познание Принципов её существования.

Известно, что материя подчиняется второму закону термодинамики: все самопроизвольные процессы в природе идут с увеличением энтропиинтропия – мера хаотичности, неупорядоченности системы). И этим свойством «мёртвая» материя принципиально отличается от «живой» материи, т.е. от жизни. Процессы в живых организмах идут с уменьшением энтропии – с увеличением меры упорядочения, меры гармонии.

Отметим, что сама по себе материя, по тому же второму закону термодинамики, без вмешательства жизни не могла бы принять те организованные формы Космоса, которые мы сегодня наблюдаем: звёзды, планеты, галактики и т.д. Первоначальный источник организации материи – жизнь, а ещё точнее – разумная жизнь, пусть даже в самых невероятных и непостижимых для человека формах. При этом, конечно, материя всегда «остаётся верна» своим Принципам и сохраняет свои свойства. Жизнь – словно даёт проявиться свойствам материи, а материя, в свою очередь, даёт проявиться свойствам жизни. Материя, упорядоченная жизнью, стремится к распаду, к хаосу; жизнь, преодолевая инерцию материи, стремится к порядку, к гармонии. В столкновении этих двух векторов и проистекает жизнь.

Понятно, что живые формы, как и материя, не могли бы существовать без заложенных в них универсальных Принципов. Изучая биологические формы жизни, учёные пришли к выводу, что они подчиняются закону эволюции. Очевидно, закон эволюции есть одним из главных Принципов жизни. Постигая Принципы жизни, мы постигаем жизнь.

К сожалению, к сегодняшнему дню в науке сложилась странная ситуация. Доминирующая до сих пор материалистическая парадигма ставит во главу существования природы материю, а не жизнь. Потому Космос в глазах наших учёных есть «мёртвая механическая конструкция», – невесть откуда взявшаяся, непонятно для каких целей существующая и в которой жизнь является неким «побочным продуктом». Эта абсурдная ситуация не даёт науке выйти на системное изучение феномена жизни, что негативно сказывается на её развитии. Но «материалистическая» парадигма вовсе не противоречит «жизненной» парадигме, однако, представляя Космос в виде Единого Жизненного Процесса (а не бесконечной механической конструкции), учёный делает серьёзный шаг для обоснования космической жизни (и не только биологической), а также для обоснования космического разума (и не только человеческого).

Физика, исследующая природу физической материи, у нас считается «самой научной наукой». Именно она на сегодняшний день играет главную роль в формировании научной парадигмы мира. На физиков мы до сих смотрим как на богов. Но эти «боги» очень скоро могут потерять своё лицо, если объяснение природных явлений они и далее будут искать лишь в «мёртвой» материи. Только представляя мир в виде целостного, эволюционирующего жизненного процесса, физика может подойти к пониманию самой общей пространственно-временной структуры Единого Космоса и к пониманию самых глубоких корней материи, вплоть до Огня Духа, о котором говорил ещё Зороастр.

Под новой Физикой (с большой буквы) мы будем понимать комплекс научных дисциплин, занимающихся познанием феноменальной мира, познанием проявленной Жизни Космоса. Физика – это наука об эволюции форм Единой Жизни. Физика – наука о познаваемом-творимом. (Далее будет понятна логика автора.) Физика – наука о законах бытия.

Новое понимание Этики

Без сомнения, разум является венцом эволюции всех жизненных форм. Разумные (сознательные) формы жизни отличаются от «неразумных» (бессознательных) тем, что у них появляется потенциальная возможность познавать Принципы живой и неживой природы, о которых мы говорили. Очевидно, что разумная жизнь была бы невозможна, если бы не существовало и для неё особых универсальных Принципов, законов существования, – как и для материи, как и для «неразумной» жизни. Очевидно, эти особые Принципы не могут не исходить из главного свойства разума: познание Принципов Жизни. Что это свойство за собой влечёт? Оно влечёт за собой ответственность разумных существ за свои деяния. Дело в том, что познающий, как полноценный участник Единой Жизни, есть и творящий: человек, расширяя свои познания природы (материи и жизни), расширяет и своё влияние на неё. «Знание – сила». Но сила может быть не только созидающей…

Существо, наделённое разумом, словно получает доступ к «приборной доске» Космоса. Жизнь «до разума» не может повредить Космосу: если тебе не дают управление, ты не можешь загубить дело, но если – дают, положение радикально меняется. Разум – потенциальный творец, но и потенциальный разрушитель. Разум – логическая ступень развития Космоса, но опасная ступень. Поэтому единый организм Космоса не может не содержать компенсаторных механизмов, ограничивающих деструктивную функцию разума (Ю.Черепахин «Этика – наука о духе, или свод правил по этикету?» http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001c/00121755.htm). Отсюда появляется понятие Кармы, с её принципом: разрушающий есть разрушитель себя. Каждое разумное существо отвечает своей целостностью за свои действия. И в этом видится высшая справедливость Космоса, его железная логика.

Поэтому главный Принцип существования разума не может не содержать нравственных категорий. Мы видим, что природа добра и зла прямым образом вытекает из диалектики развития разума. Добро и зло – неразлучная пара, позволяющая разуму расти, созревать. Яблоко с древа добра и зла, съеденное Адамом, послужило не только изгнанию его из Рая, но толкнула к развитию его разума (П.Полонский «Две истории сотворения мира», глава 7 http://www.machanaim.org/tanach/in_2i.htm). Категории справедливости – категории разума. Разум и этика – неразделимы. Разум, не принимающий этических законов и разрушающий Единую Жизнь, деградирует, самоуничтожается. Разум по своей онтологии просто не может миновать нравственного пути развития. Карма – на стороже. Она, с помощью компенсаторных механизмов, корректирует действия разумного существа и не даёт ему зайти «слишком далеко» от столбовой дороги нравственности.

Таким образом, разум в своей жизнедеятельности: познаёт Принципы существования материи; познаёт Принципы «неразумной» жизни; и, наконец, подходит к познанию Принципов своей собственной природы – разумной жизни. Но последнее от разумного существа требует специальных усилий, которые отличаются от усилий в познании других Принципов. Всё дело опять же в той силе, которую получает разум от познания Принципов Единой Жизни. Разумная жизнь становится способной не только познавать божественные законы, но и устанавливать свои законы. Т.е. – разумное существо становится в каком-то смысле конкурентом Бога. Сама природа человека (как разумного существа) толкает его к перепутью: становиться ли ему «царём», со своим «принципом»; или «слугой», подчинённым Принципу Бога. Эта иллюзия свободы, вседозволенности, «божественного» могущества мешает ему познать Принципы разумной жизни. Эгоизм, который появляется вместе с появлением разумной жизни (что, в свою очередь, является проявлением свойства эволютивности Жизни), становится тормозом в его развитии.

«Знаменитая пифагорейская Y означала силу выбора и использовалась в Мистериях как эмблема Развилки Пути. Главная дорога разделялась на две – направо и налево. Правая ветвь была названа Божественной Мудростью, а левая – Земной Мудростью. Юность, персонифицированная в кандидате, идёт по Дороге Жизни, символизируемой центральным стволом знака Y, и достигает точки, где Путь разделяется. Неофит должен выбрать, пойдёт ли он левой дорогой и, следуя диктату своей низшей природы, встанет на путь заблуждения и бездумья, который неизбежно приведёт его к исчезновению, или же он выберет правый путь и через целостность, труд и искренность окончательно достигнет союза с бессмертными в высших сферах». М.Холл «Энциклопедическое изложение».

Таким образом, разумное существо борется не только с инертной материей, стремящейся к распаду, к хаосу, но и со своей эгоистической природой, которая препятствует ему распознать Принцип разумной жизни и ведёт к разрушению. И в этой «двойной» борьбе разум растёт, развивается, созревает.

Это один аспект роста разума. О втором мы уже сказали. Разум развивается как бы в двух плоскостях: в плоскости интеллекта и в плоскости нравственности. Зрелый разум – этичен, а не только «логичен». Зрелый разум – это интеллект плюс нравственность. Зрелый разум – разум творца, незрелый разум – разум потребителя.

«Настоящая мудрость есть не что иное, как умение выяснять и устанавливать истинную меру добра и зла, и задача всякого разумного человека состоит в том, чтобы прикладывать эту меру ко всем делам жизни. Эпиктет «О мере добра и зла».

Мы сказали о компенсаторных механизмах Космоса, блокирующих разрушительную деятельность разума, но если бы разум в своём развитии опирался лишь на данный механизм, ограничивающий его действия, то он никогда бы не смог подняться на высоту осознания своей миссии творца. Избегать негатив – ещё не значит совершать позитив. Разум не может стать полноценным участником строительства космической Жизни без ясного видения Общего Проекта, а иначе – без ясного осознания своей сопричастности к Единой Жизни Космоса. И здесь мы должны сказать о другом качестве разумной жизни – любви. Именно она позволяет разумному существу осознать единство всего сущего. И теперь созревший разум, приняв в себя энергию безусловной любви и овладев интегральным видением мира, познаёт и действует не «из-под палки» кармических законов, а вполне осознанно, «добровольно», становясь действительно свободным и полноправным участником Великого Строительства.

Любовь есть неизбежное качество зрелого разума. О проявлении любви как чувства единения с Творцом ведал Иисус Христос. О проявлении любви как высшей мере космической справедливости ведает Рикла. Любовь есть шаг к осознанию Гармонии Космоса, любовь есть шаг к своей внутренней гармонии.

Мы видим, что нравственные понятия: добро и зло, справедливость, эгоизм, безусловная любовь и т.д., вытекают лишь из одного свойства разума – постижения им Принципов Единой Жизни. Поэтому этический закон не есть прерогатива лишь человека, но есть всеобщее космическое правило.

Отметим, что органическую связь разума с нравственностью можно увидеть, лишь рассуждая системно, имея в виду Единую Жизнь Космоса. Современная наука, утерявшая интегральное видение мира, перестала видеть эту связь и стала вкладывать в понятие разума лишь его интеллектуальную составляющую, совершенно «выбросив» из этого понятия Духовное Сердце – чистое от эгоизма и наполненное любовью ко всему сущему[1]. Видимо, определять человека лишь как социальное существо сегодня уже недостаточно, его следует позиционировать как существо космическое (духовное).

Итак. Вся Единая Жизнь Космоса держится на порядке, на законах, на Принципах. Если бы не было универсальных Принципов существования материи, не было бы и самой материи. Если бы не было универсальных Принципов существования жизни, не было бы и самих живых существ. Если бы не было универсальных Принципов существования разумной жизни, не было бы и самого разума. Нравственный закон есть главный Принцип жизни разума (и не только человеческого!). Любовь ко всему сущему – его содержание. Этот закон не является продуктом какой-либо философской или религиозной концепции общества, но принадлежит самой Единой Жизни Космоса, самому Творцу.

Заметим, что мы обосновали наличие космического закона нравственности, используя лишь три утверждения: 1) Космос – целостен; 2) ничто не может существовать в Едином Космосе без априорного Принципа; 3) Принцип разумной жизни исходит из его главного свойства – познание Принципов Жизни.

Под новой Этикой будем понимать весь комплекс наук, изучающих разумную жизнь (жизнь разума). Этика – это наука о безусловной любви и космической справедливости. Этика – наука о познающем-творящем (творце). Этика – наука о законах разума (сознания).

Новое понимание Логики

Мы выяснили, что существуют универсальные Принципы материи, Принципы «неразумной» жизни, а также Принципы разумной жизни, которая в состоянии познавать все эти Принципы. Но существуют ли Принципы самого процесса познания?

«Бог создал зрение и вручил его нам, чтобы мы видели на небе движение Разума мира и использовали его для руководства движениями нашего собственного разума». Платон.

Для этого уясним, что такое Принцип вообще, чем он выразим, а также – каковы особенности самого процесса познания Принципа.

Принцип, действующий в определённой сфере Единой Жизни, – это закон, которому подчинены все объекты из данной сферы. Принцип, закон, закономерность – это порядок Космоса, его строй, благодаря которому он существует, эволюционирует, развивается.

Космос: Строй, Настрой, Строение, Построение, Строительство.

Надо понимать, что познание Принципов Жизни всегда носит относительный характер. Мы должны учесть, что в Единой Жизни Космоса нет частей, которые бы не взаимодействовали друг с другом (на то она и ЕДИНАЯ!), а потому всё в мире взаимосвязано, все Принципы взаимоувязаны и «слиты» в один гармоничный Замысел, в единую СТРУКТУРУ. Нет изолированных систем или сфер Жизни, а есть одна «изолированная» (замкнутая на себе), но бесконечная в пространстве и времени сфера Единой Жизни. Поэтому знание одних Принципов Жизни (на каком-либо уровне) неизбежно требует знания и других Принципов (на каком-либо уровне). Поэтому, «познать Принцип до конца» можно, лишь познав всю Жизнь в целом. Путь познания – путь в Вечности.
Очевидно, что творение Космоса – это, прежде всего, творение Принципов его Жизни и их взаимоувязка, «балансировка». Нас не интересует фактическая сторона дела: каким образом возникли эти Принципы и каким образом они проявились, но за этим не могло не стоять формальное Начало, Идея, План. Логос – это Слово, рождающее Жизнь. Слово осмысленное. Любой смысл, любой Принцип можно передать формальным языком, потому что сам смысл, сам Принцип - это и есть формализм, «голая структура», «затея» общей Жизни и всех её взаимосвязанных участков. Поэтому процесс познания априорно подразумевает использование формального языка (пусть даже на подсознательном уровне).

Действительно, любой Принцип выразим в формальных символах: словом, числом, геометрическим или символическим объектом, а также самыми различными операциями над ними. По сути, лишь существование системы Принципов Единой Жизни, структуры Жизни даёт право на существование всех формальных наук: математики, формальной логики, информатики, символизма и т.д.

«Всё есть число», – говорил Пифагор. Число заложено в основу мироздания: изучая числа, мы изучаем Жизнь. Но здесь надо сделать важное дополнение. Пифагор изучал не просто числа, а законы гармонии чисел. В основу мира он вкладывал идеи гармонии и целостности (структурности). Поэтому «чистая» математика у него имела не только количественный характер, но и качественный, философский. Она выражала неисчерпаемость, красоту и справедливость мира. Она толкала к творчеству, к творению гармонии. Можно сказать, что рассудочно-интеллектуальное и духовно-эстетическое познание у Пифагора находились в органическом единстве, которое можно выразить, как «переживание числовой гармонии Космоса». А это достигалось глубоко продуманной системой воспитания-обучения.

«Пифагор рассматривал математику как священную и точнейшую из всех наук и требовал от всех, кто к нему приходил учиться, знания арифметики, музыки, астрономии и геометрии. Он делал особый упор на философскую жизнь как обязательное условие мудрости. Пифагор был одним из первых учителей, кто образовал школу, все члены которой оказывали друг другу взаимную помощь в постижении высших наук». М.Холл «Энциклопедическое изложение».

К счастью заметим, что процесс по возвращению математике её первоначального «качественного» смысла уже пошёл (Математика Гармонии).

От математики перейдём к формальной логике, которая, как научное направление, берёт своё начало от Аристотеля.

Современные учёные определяют формальную логику как способ мышления, приводящий к непротиворечивости. Логика помогает исследователю, имеющему некоторые эмпирические данные, находить закономерности, которые «скрыты» за этими данными. Логика из неочевидного делает очевидное. Но здесь всегда существует опасность, когда теория начинает не отражать, а подменять действительность: когда эмпирики «слишком мало», а желания скорее получить теорию «слишком много». И на примере бесчисленных философских теорий, часто противоречащих друг другу, но при этом сосуществующих вместе многие столетия, мы можем увидеть резон в наших рассуждениях.

«Платон рассматривал философию как величайшее благо, ниспосланное Божеством человеку. В двадцатом веке, однако, она стала тяжеловесной и запутанной структурой произвольных и несогласованных понятий, каждое из которых, тем не менее, поддерживается неоспоримой логикой». М.Холл «Энциклопедическое изложение».

«Логика – наука о принципах правильного мышления. … Логическая правильность, как гласит теория, это способ связи утверждений. Она не зависит от того, истинны используемые в выводе утверждения или нет». А.Ивин «Логика».

Может ли увести от истины «правильное» мышление? Если «да», то что вкладывается в термин «правильность»?.. Логика – необходимый компонент процесса познания, но не достаточный. Истинность достигается: а) правильностью связи утверждений; б) правильностью самих утверждений. Правильностью связей утверждений занимается формальная логика, можно сказать, что правильностью самих утверждений занимаются все остальные науки (или обыденное сознание). Но сам Принцип процесса познания не может содержать никакой эмпирической части. Как же его определить? И здесь мы вспоминаем подход Пифагора. Понятие формальной логики у Пифагора не имело самостоятельного значения, но он пользовался строгой математической логикой, которая у него была органично связана с логикой Космической Жизни. И мы, вслед за Пифагором, должны признать, что логика, как один из механизмов познания Принципов Единой Жизни, не может не учитывать основополагающих свойств Жизни – целостности и гармонии.

Таким образом, мы приходим к выводу: чтобы формальные науки – математика и логика, заключали в себе Принципы познания как такового, они должны «пропитаться» философским взглядом, в их методах должна отразиться единая структура мира. Этот подход мы находим у Пифагора и Платона; принципы построения мира отражены в Древе Сефирот Торы, в Арканах Таро Священной Книги Тота, в символизме Книги Бытия и т.д.

Сделаем новое определение логики. Логика это не «способ мышления, приводящий к непротиворечивости», а способ мышления, не противоречащий связям между Принципами Единой Жизни; это – способ мышления, приводящий к Истине. Нет иной логики, кроме логики Единой Жизни.

Под новой Логикой мы будем понимать весь комплекс формальных наук, занимающихся изучением Принципов процесса познания и творения. Логика – это наука о гармонии и красоте Единой Жизни. Логика – наука о познании-творении (творчестве). Логика – наука о законах числа. Логика – это искусство проявление Истины.

Триединую Жизнь адекватно может отражать лишь триединая наука

Пройдя все ступени процесса познания универсальных Принципов Единой Жизни, мы завершили некий круг: бытиё – разум – познание-творение – бытиё. Мы считаем, что наших исследований достаточно, чтобы составить представление о самой общей структуре Единой Жизни.

Ответим на вопрос: можем ли мы определить научную парадигму, основываясь лишь на одном свойстве разума – познание Принципов Единой Жизни? А иначе, можем ли мы нарисовать общую картину мира, опираясь лишь на гносеологический принцип? (Гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями познания. Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания к объекту познания.) Такая постановка нам кажется вполне логичной и естественной, так как само понятие «научная парадигма» предполагает разум и познание из него. Правда, к познавательному свойству разума мы должны добавить и его творящее свойство, так как разум есть и активная (наделённая волей) часть Единой Жизни.

Прежде, чем подойти к определению нашей парадигмы, вспомним, как древнегреческие стоики (начиная с Зенона) делили всю область научного познания. Они делили её на три дисциплины: физику, логику и этику[2]. В своих исследованиях мы также использовали эти названия, правда, существенно расширяя их содержание. Разберём, как определял эти дисциплины один из главных классиков немецкой философии – Кант.

«Древнегреческая философия разделялась на три науки: физику, этику и логику. Это деление полностью соответствует природе вещей, и нет нужды в нём что-либо исправлять; не мешает только добавить принцип этого деления, чтобы, таким образом, отчасти увериться в его полноте, отчасти получить возможность правильно определить необходимые подразделения.

Всё познание из разума или материально и рассматривает какой-нибудь объект, или формально и занимается только самой формой рассудка и разума и общими правилами мышления вообще, без различия объектов. Формальная философия называется логикой, материальная имеет дело с определёнными предметами и законами, которым они подчинены, и, в свою очередь, делится на две [части]. Дело в том, что эти законы суть или законы природы, или же законы свободы. Наука о первых законах носит название физики, наука о вторых есть этика; первая называется также учением о природе, а последняя – учением о нравственности». И.Кант «Основы метафизики нравственности».

Мы не сомневаемся в полноте данного деления, но сомневаемся в данном определении этих дисциплин (которое закрепилось в научной среде и до сей поры). Почему? Здесь есть полнота, но нет единства. Науки здесь оторваны друг от друга и не представляют единого целого. За ними не видна структура познаваемого мира, его изначальная дифференциация. Кант пишет: «Всё познание из разума …», но не уточняет – познание чего. У стоиков он принимает лишь принцип разбиения наук, но не принимает мировоззренческой базы, на которой он строился. На мой взгляд, такая философия очень ущербна и опасна: если изучаемая область (Жизнь в целом) не имеет структуры, то и науки её изучающие уже никогда не смогут стать единым структурным целым. А это значит, что учёные, представляющие эти науки, никогда не смогут увидеть Целое – они лишь отрывают от Целого куски и изучают их изолированно, не видя и не понимая органической связи этих кусков. Это всё равно, что разрезать лягушку на части и изучать их отдельно: все изучают всё,но никто не изучает лягушку…
Такой подход к определению фундаментальных (!!) наук обрекает исследователя, кем бы он не был: физиком, гуманитарием или математиком, на близорукость и ограниченность в своих научных сферах. При таком подходе науки могут использовать друг друга, но не имеют органической связи друг с другом. И это, на мой взгляд, явилось главной причиной сегодняшнего научного кризиса – исчезновение общесистемного, философского подхода у учёных разных отраслей и распад этих отраслей на сотни дисциплин, каждая из которых далеко ушла в своей специфике, но все вместе они представляют не более, чем эклектическую, бессистемную массу.

Тройка лошадей (физика, этика и логика) превращается в единую силу лишь в том случае, если они запряжены в единую упряжку, в обратном же случае они лишь случайным образом могут складывать свои силы, в основном резвясь каждая сама по себе. Продолжая аналогию: сегодня мы можем заметить огромное стадо мелких своенравных пони, которые сыпят кто куда, но запрячь их в единую силу уже мало кто помышляет…

Но если бы мы определили что мы познаем из разума, какова структура этого «что», тогда бы и научная деятельность приняла совсем иной характер. Попытаемся увидеть структуру этого «что».

«Триада – это первое равновесие единиц. …Никто не может стать воистину мудрым, пока не будет уметь представить любую проблему в виде треугольной диаграммы». Пифагор.

Из предыдущих рассуждений мы можем вывести, что Единый Процесс РАЗУМНОЙ Жизни представим тремя ипостасями: Жизнь познаваемая и творимая; Жизнь познающая и творящая; Жизнь – познание-творчество. Эта триада тождественна гносеологической триаде: объект, субъект (как объект) и поле их взаимодействий. Та же триада в более привычных терминах: природа (Космос), разум (сознание), познание-творчество (проявление истины). Можно определить эволютивную триаду: эволюция формы, эволюция Духовного Сердца (осознания), эволюция ума (сознания). Три области функционирования Логоса у стоиков: мироустроение, целеполагание, познание. В «Калагии» А.Наумкина находим: Искомый, Ищущий, Искание. И т.д.

Каждое представление триединства Жизни имеет свои смысловые оттенки, свои нюансы, но все они есть одно – первая устойчивая дифференциация Единой Жизни с точки зрения разума – участника, исследователя и творца этой Жизни. Суть Триады Жизни (Троицы) такова, что в каждую её часть входят две другие части, и отнимая одну часть, мы отнимаем все три:

3 – 1 = 0, т.к. 3 = 1

(При дальнейшем изложении это свойство для нас будет иметь важное значение.)

Мы можем сказать: всё есть феноменальный мир, куда входит разум с его свойством познания-творчества; мы можем сказать: всё есть сознание, которое отражает, изучает и творит феноменальный мир; мы можем сказать: всё есть процесс познания-творчества – путь к истине; и все три утверждения будут верны.

Неразрывные части Триады мы можем назвать гранями Единой Жизни: на какую бы грань мы не смотрели, мы смотрим на Единую Жизнь – лишь под разными углами зрения, высвечивая её разные фундаментальные свойства. У Триады Жизни нельзя ни «забрать» ни одно из свойств, ни «оторвать» ни одну из граней.

3712

Каждая из частей Триады имеет свои универсальные Принципы, о которых мы говорили ранее. А поскольку каждая часть содержит две остальные, Принципы всех трёх частей Жизни мы встретим в каждой из частей, хотя и видимые под разными углами зрения.

Человек, стремящийся познать Принципы трёх ипостасей Единой Жизни и придать своему познанию системный (научный) характер, неизбежно приходит к дифференциации науки по трём направлениям, изучающих: Принципы существования феноменального мира; Принципы существования разума и Принципы самого процесса познания. Сделаем предположение, что древнегреческая триада наук: физика, этика и логика несла именно данный смысл, который со временем был утерян, что нанесло огромный вред как науке, так и обществу в целом. Возобладала «кантовская» трактовка трёх философских разделов, которые, как мы уже сказали, лишались парадигмальной природы, оставляя науку без единого взгляда на Триединую Жизнь.

Скажем. Нет иной науки, кроме философии, которая изучает Триединую Жизнь. Эта философия исчерпывающе представима тремя науками: Физика, Этика и Логика (в их расширенном понимании), каждая из которых изучает одну из ипостасей Жизни. Поскольку эти науки сами из себя представляют Триаду, то каждая из них не отделима от других и в каждую входят две другие, т.е. – изучая Принципы одной части Жизни, мы не можем не изучать Принципы двух других частей. Если мы зайдём в Залу Физики, мы непременно увидим Этику и Логику. Если мы зайдём в Залу Этики, мы непременно увидим Физику и Логику. Если мы зайдём в Залу Логики, мы непременно увидим Физику и Этику. Мы можем сказать: есть только Физика, и будем правы; мы можем сказать: есть только Этика, и будем правы; мы можем сказать – есть только Логика, и также будем правы. Естественно, мы будем правы, если не будем отнимать у этих наук их сущностного, парадигмального характера – как частей Триады. 3 – 1 = 0.

3712

Человек представляет из себя Триаду Жизни: он есть познаваемое-творимое, он есть познающий-творящий; он есть процесс познания-творения. Познающий познаёт познаваемое; познающий познаёт познающего; познающий познаёт сам процесс познания. И во всех этих процессах познания он не может сам не подчиняться универсальным Принципам всех трёх ипостасей Жизни. Разумное существо не может не подчиняться: законам природы (Физики), законам разума (Этики) и законам числа (Логики). При нарушении законов Физики, Этики и Логики жизнь разума подвергается смертельной опасности.

Немного расширим понимание Триады Жизни по отношении к человеку.

Талантливое исполнение на рояле. Здесь Триада: знание законов гармонии (чувство гармонии); умение её извлекать (техника игры, опыт); любовь к окружающему миру (стремление отдать своё творчество, вдохновение).

Человек знающий, но не умеющий и (или) не любящий не есть истинно знающий. Человек умеющий, но не знающий и (или) не любящий не есть истинно умеющий. Человек любящий, но не знающий и (или) не умеющий не есть истинно любящий.

3 – 1 = 0

Искусство познавать – Логика; искусство уметь (практический опыт) – Физика; искусство любить – Этика. Искусство БЫТЬ: я знаю, я умею, я люблю. Я ЕСМЬ – единая философия Триединой Жизни.

3712

Искусство познавать – медитация, молитва, растворение в Сущем. Искусство уметь – проявлять волю. Искусство любить – излучать Свет, сострадать, дарить.
Разум как ум; разум как сила; разум как Свет.

Логика действия (линия поведения) должна исходить из Духовного Сердца (Логика Сердца).

Триединая карта здоровья человека: карта физического (биологического) здоровья; карта интеллектуального (ментального) здоровья; карта нравственного (духовного) здоровья. Совершенство тела, ума и духа.

И т.д...

Жизнь – Триада, человек – Триада, наука – Триада. Человек, познавая себя, познаёт Жизнь. Человек познавая Жизнь, познаёт себя. Человек может познать себя и Жизнь лишь используя науку-Триаду. Такую науку использовали Гермес, Пифагор и Платон. Сегодня такой науки НЕ СУЩЕСТВУЕТ. А потому: человек не познаёт себя, человек не познаёт Жизнь; а познаёт не существующего себя и несуществующую Жизнь – ИЛЛЮЗИЮ. 3 – 1 = 0.

Произошел разрыв научной Триады. Физика, этика и логика (математика) перестали существовать в триединстве, перейдя в разряд полностью автономных наук – «закрытых» наук. Сохранились лишь внешние очертания дисциплин, их методы: физика осталась физикой, этика осталась этикой, логика осталась логикой. Но теперь мы уже не можем сказать, что: есть только одна наука физика (тоже для этики и логики). То, что физика сегодня не мыслима без математических методов, вовсе не говорит об органическом единстве этих наук – как мы уже сказали, здесь лишь одна использует другую. Математика является скорее прислугой других наук, а не их царицей. «Царицей» она была у Пифагора. Этика (вместе со всеми гуманитарными и социальными дисциплинами) вообще перестала существовать как наука, выродившись в политику, да в бесконечные социальные теории, где больше амбициозных желаний, чем видения реальных механизмов созревания общества разумных существ. Этика, по сути, так и не увидела в человеке человека разумного, который не может развиваться вне любви, вне творчества, вне законов космической справедливости, а продолжает видеть в нём лишь интеллектуала и потребителя (эгоистического, чувственного политика).

3712

Это могло произойти только благодаря расщеплению самого человека – его сознания. Хотя, скорее, этот процесс был взаимным: человек «помог» расщепиться науке, наука «закрепила» это расщепление в человеке. В сознании человека Единая Жизнь раскололась на объект и субъект, между которыми пролегла непроходимая пропасть. (Не отсюда ли в философском огороде завёлся огромный сорняк – «основной вопрос философии», который до сих пор мешает пробиться полезным росткам триединого мышления?..) Разум человека перестал осознавать себя частью Единой Жизни, частью Единого Разума, частью Единой Гармонии. Космос для человека превратился в самостоятельный механический объект, лишённый разума, и даже жизни. Логика и математика для человека перестали быть частью Жизни Космоса и превратилась в «чистую выдумку» разума.

Проблема расщеплённого сознания человека и невозможности им видеть жизнь целостной структурой, очень широка. «Разделяй и властвуй» – все прекрасно знают этот «девиз» деструктивных сил, но как правило видят его действие лишь по отношению к группам людей. Но вот к индивидуальному сознанию этот «девиз» почему-то не относят: расколи коллектив – и он заметно ослабнет; но расколи сознание человека – и он также станет лёгкой жертвой для всякой погани! А «погань» всегда рядом – это наши страсти, наши эгоистические желания.
Видимо, в ХХ веке эту проблему, если касаться науки, первые подняли психологи. Они увидели причину многих психических заболеваний именно в факторе расколотого мироощущения. И стали искать рецепт выздоровления, который заключается в смене мировоззренческой парадигмы, которая бы собрала все разрозненные куски сознания в единое целое[3]. Мы стремимся сделать то же самое, но по отношению ко всему научному сознанию, к научной парадигме. Отсюда надо понять, что для решения этой задачи разработки новой философской концепции слишком мало – нужна перестройка всего пантеона современных наук. Нужно увидеть в каждой научной дисциплине часть целого, часть научной Триады, и лишь на этом твёрдом мировоззренческом и методологическом основании развивать отдельные научные направления. Мы не говорим что это просто, мы говорим, что это единственный путь выхода науки из кризиса. Ведь кризис не в снижении эффективности отдельных научных исследований, а в невозможности их согласования, наполнения их смыслом Целого.

Мы должны признать, что сегодня и естествоиспытатели, и математики, и гуманитарии, работая в рамках «расщеплённой» научной парадигмы, исследуют не реальность, а иллюзию, «по инерции» используя методы, заложенные древними мыслителями, но не понимающие СУТИ этих методов, идущие от Триединства науки, от Триединства человека, от Триединства Жизни.

 

Процесс, обратный расщеплению – ЕДИНЕНИЕ. Но единение не есть суммирование. Единение есть процесс осознания триединства Жизни, триединства человека, триединства науки. И в этом процессе человек должен привести СЕБЯ в состояние целостности, и привести в это состояние  НАУКУ. Так – новая научная парадигма сможет помочь «выздороветь» человеку, а человек поможет «выздороветь» всем современным отраслям науки.

 

Для выхода науки из системного кризиса бесконечно мало искать междисциплинарных связей и междисциплинарных научных направлений (эта тема сегодня очень популярна) – сшивать лоскутки бесполезно, нужен новый раскрой! Лишь возврат к единому взгляду на Процесс Жизни и возрождение единой (триединой) науки, отражающий этот Процесс, могут спасти ситуацию. Такая Триада наук есть: Физика – наука об эволюции форм Единой Жизни (о познаваемом-творимом); Этика – наука о безусловной любви и космической справедливости Единой Жизни (о познающем-творящем); Логика – наука о гармонии и красоте Единой Жизни (о познании-творчестве).

 

10.01.2009г.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

_____________________


[1]  Духовное Сердце – не как 4-я Чакра, а как Центр осознания индивида.

[2] «Универсальные программы разрабатывались почти всеми крупными стоиками. Общим для этих программ была ориентация на единство логоса во всех его проявлениях-«ипостасях»: познания, мироустроения и целеполагания. Соответственно, три области функционирования логоса - логическая, физическая и этическая - являются тремя родовыми добродетелями. Логика должна выполнять роль общей пропедевтики (подготовительный курс. – Ю.Ч.) и эпистемологии (теории познания. – Ю.Ч.), трактующей о принципах и границах познания, о критерии истинного и ложного и о способах это выразить. Физика должна обосновать законы мироздания, дать основу для суждения о благе и зле и тем самым утвердить законы этики. Этика — формулировать конечную цель разумного существа и способы её достижения. Все части философии находятся, таким образом, в органическом единстве». В.Коротких, А.Усачёв «История философии».

[3] См., напр., Г.Бревде «Интегральная психология (психология целостности)». Напомним, что психологи определяют нарушение целостности сознания как ШИЗОФРЕНИЮ. Такой же диагноз ставит всей современной цивилизации Мастер Рикла. И как мы убеждаемся – вполне заслуженно.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

37 дата публикации: 01.03.2009