Письмо Е.П.Блаватской
от 3 июля [1877г.?] [1]
Ну вот, дорогая моя Наденька, я получила ваше письмо. Вскоре после того как я его прочитала, им завладел Кришнаварма, который две недели назад прибыл в экипаже из Мултана (Пенджаб) и сейчас живет у нас. Черт знает, каким образом, но он перевел мне на английский язык все написанные вами по-русски абзацы, посвященные вашим сомнениям и страхам по поводу предполагаемого отрицания мною Христа, и настоятельно просил отдать ему это письмо. Он сказал Олькотту: «Если бы среди европейских членов Общества нам удалось найти хотя бы дюжину людей с таким характером, с такой непоколебимой верой, с такими нерушимыми принципами, то мир был бы спасен». Не верите? Как хотите, но он произнес именно эти слова и переправил ваше письмо Свами Даянанде. Не сердитесь на меня, он уважает вас за ваши принципы, и я не могла ему отказать в его просьбе. Но запомните следующее: у Арья Самадж нет никаких религиозных догм или правил.
Обязательным пунктом веры, как я вам однажды уже писала, является вера в Единого Бога - Единого в трех лицах (как веруете вы) или в триллионах квинтильонов, то есть в каждой пылинке, в каждом атоме по отдельности, и в то же время Единого Целого (как веруем мы) - не имеет значения.
Каждый волен веровать по-своему. Остается один факт: существует Единое, Всемогущее, Несотворенное и Вечное Божество, проявляющееся в каждый миг во всех Своих творениях - от пылинки до человека. Ни ваша, ни наша вера не могут изменить этого факта ни на йоту. И поскольку это так, Он был и пребудет во веки веков. И то, что Джон представляет Его стариком, Петр - юношей, вы - Троицей, а я - бесчисленным множеством существ и сущностей, это не грех против Него, при условии, что мы верим в Его Существование, а следовательно, материалисты не могут быть допущены в наше Общество - это уж точно.
И как в Природе не бывает ни двух совершенно идентичных листочков, ни двух, даже среди близнецов, абсолютно похожих людей, точно так же не найдется и двух людей, чья вера была бы в буквальном смысле слова совершенно одинаковой. Вера и вызываемые ею образы зависят от физиологического устройства мозга. Тетушка, вероятно, такая же добрая христианка, как и вы сами, однако, если бы вы попытались проникнуть в глубины ее сознания, вам бы открылось, что в сокровеннейших мелочах, деталях, ее вера очень сильно отличается от вашей. То, во что и как люди веруют, зависит не от них самих, а от того, как они устроены. Так давайте же проявлять справедливость по отношению к любой личности. Каждый человек верует по-своему. Это проявляется так же, как и во вкусах: один обожает помидоры, а другого от них просто тошнит; одному по душе красный цвет, а другому он глаза режет.
Различия в религиозных догмах создавались не святыми, а простыми смертными, погрязшими во всевозможных грехах; различные непохожие друг на друга, многообразные религиозные представления разделяют человечество на враждебные племена, народы и расы.
Если бы не существовало догм, то не было бы ни протестантов, ни католиков, ни буддистов, ни брахманистов и т. д. и т. п. Все верили бы в Единого Бога, Господа, Творца всего сущего; все считали бы друг друга братьями, детьми одного Отца. Людям было бы просто стыдно перед своими братьями истреблять друг друга в войнах, терзать и мучить друг друга подобно дикому зверью и превращать жизнь своих ближних в ад.
Никогда не забуду один особенный день, точнее, вечер в Одессе, когда мы ужинали у вас дома. Тетушка вступила со мною в спор по поводу религии и стала решительно утверждать, что ни один иудей или идолопоклонник не способен войти в Царство Небесное и никогда туда не попадет. С того самого момента я стала с грустью задумываться над этими словами. «Если даже тетушка, - размышляла я, - такая добрая, благородная, справедливая женщина, настолько ослеплена христианскими догмами, что в состоянии верить в такую ужасную, кошмарную несправедливость Бога, то что же говорить о других христианах, многие из которых и тетушкиного мизинца не стоят?» До этого момента во мне еще оставалось что-то от христианской веры. Спустя несколько месяцев я, если и не дошла до полного атеизма, то стала просто теисткой,[2] затем последовала поездка в Америку, в Сангус, что возле лесов Бостокас. Но сейчас мне хотелось бы поговорить не о себе.
Не имея догм, не требуя от наших членов веровать в одно, а не в другое, мы в равной мере уважаем и индусов, и христиан - это второй важный момент. Исключение составляют католики. Не потому, что среди католиков меньше хороших людей, нежели в других конфессиях, а по причине низкого, иезуитского, двуличного поведения их духовенства - тех, кто вынуждает людей во время исповеди рассказывать о многом таком, что не имеет ни малейшего отношения к религии. Короче говоря, католикам к нам путь заказан.
Это связано еще и с тем, что католическая Мадонна в платье с кринолином и с зонтиком в руках гораздо больше напоминает идола, чем Кали - супруга Шивы[3], а мы решительно против всяческого идолопоклонства. Хотя в действительности на заре брахманизма[4] верили в Единого Бога - Вишну[5], которого люди представляли себе не в трех лицах, а в тысячах обликов, образов и форм; формы же эти были изначально лишь символами его бесчисленных качеств, но со временем в народных представлениях они трансформировались в отдельные сущности, из абстракций превратились в нечто конкретное и осязаемое, в индивидуальные божества.
Все это - азбучные истины Вед[6]. Это известно любому индологу, любому филологу, читающему на санскрите. Священники-брахманы использовали это для порабощения и эксплуатации темных, невежественных и суеверных народных масс, так же как католическое и прочее духовенство.
Что же до уникальности этического учения Христа, то как мы можем в нее поверить, находя те же самые слова в «praeceptes morales[7] Кришны, Гаутамы Будды и других Учителей, живших за тысячи лет до начала христианской эры? Всю суть буддизма можно найти в Ведах древних ариев. Священнослужители исказили смысл Вед, и Гаутама Будда стал разъяснять людям подлинную сущность этих книг, сокровенное значение мертвых текстов. Потом и буддийское духовенство стало превратно толковать его учение, в своем искреннем и глупом рвении все дальше отходя от истины.
Веруя в истины древних Вед, проникнутых понятием Единого Бога и бессмертия Духа, мы веруем (за исключением нескольких догматов - позднейших вставок, сделанных грешными людьми с помощью разных бестий вроде святого (?! Константина) в то же, что и вы.
«Не делай другому того, чего не хотел бы испытать по отношению к самому себе», - так говорили Конфуций, Будда и Кришна.
«Я люблю ближнего своего, как самого себя, а Бога - превыше всего на свете», - и это тоже их слова.
«Если слепой ведет слепого, оба упадут в яму», - написано в «Пракхье», «Айтарея-брахмане»[8] и Ригведе. Если верить Максу Мюллеру и д-ру Хаугу[9], который был одним из самых образованных санскритологов наших дней, эти книги уже существовали если не двадцать тысяч лет тому назад, как утверждают брахманы, то, по меньшей мере, за две тысячи лет до Христа.
Не существует ни одного высказывания Христа, которого нельзя было бы найти в Ведах или у Кришны в «Махабхарате»[10].
Вы веруете в Троицу, а мы - в Тримурти (на санскрите это буквально означает три лика). Но вы веруете в Троицу, учрежденную церковью: в Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Святого Духа в антропоморфном смысле, что подразумевает три индивидуальности в Одной. В том же смысле брахманы верят в Тримурти, куда входят Брахма, Вишну и Шива - Создатель, Охранитель и Разрушитель.
Мы же, последователи чистой, монотеистической[11] религии и философии древних ариев, веруем в Троицу в ее научном, философском и Божественном смысле. Мы веруем и понимаем ее следующим образом: Бог-Отец - это Вселенская Душа, творческая сила, создавшая и продолжающая создавать все сущее во всех мирах; Бог-Сын - это мир, пронизывающий все творение, то есть Дух во плоти, чистая и видимая манифестация незримой созидательной силы...[...]
...как и вы сами. Ибо сказано в Евангелии: «В доме Отца Моего обителей много»[12] - работы хватит на всех. Христиане могут бороться против материализма и атеизма, а нехристиане - против католицизма и протестантизма; важно лишь то, что, каким бы именем Его ни называли, Он - все тот же неизменный Бог, а все люди - братья.
И лишь глупец Витгенштейн почувствовал себя оскорбленным тем, что бедняга Леймари (из «Revue Spirite») обратился к нему в письме со словами «Моп cherfrere en сгоуапсе»[13]. Вот как Витгенштейн на это отреагировал: «L'animal! ип реи реи plus et il те tutoyerait!!!»[14] И это теософ? Он тоже христианин; видимо, он верует в Христа, однако питает сильнейшую неприязнь к духовенству всех мастей.
Нет, дорогая моя, мы не дадим вам выйти из нашего Общества: вы - наш «тетbrе honoraire»[15], и неужели сами вы не хотите бороться с идолопоклонниками? Конечно, мы слишком уважаем наших членов и не в наших правилах просить их действовать вопреки своим убеждениям. У меня нет на этот счет ни малейших сомнений.
Вы теперь навсегда теософка (христианка). Мистик Бёме[16] был еще и христианином, а все средневековые каббалисты были теософами; то же самое можно сказать и о Сведенборге[17].
Словарь к этому времени, вероятно, уже получен. Мне переслали через «Халл» квитанцию на рекомендованную вами книгу из Европы, но сейчас так жарко, что просто нет сил выйти из дома. Я вернулась лишь три дня назад. Пришлось вместе с Кришнавармой и Олькоттом доехать чуть ли не до самой Калифорнии. Один из наших членов, издатель журнала, находится в Сакраменто, и нам надо было обсудить с ним кое-какие деловые вопросы; он проехал полдороги нам навстречу.
В Милуоки и Неваде местные дамы все время прогуливались у нас под окнами и перед террасой, где мы сидели: им так хотелось посмотреть на Кришнаварму. Он исключительно красив, несмотря на светло-кофейный цвет кожи. В своем длинном одеянии, похожем на пижаму, с белым узким тюрбаном на голове, с алмазами на шее и босыми ногами он действительно представляет собой весьма курьезное зрелище на фоне американцев в черных пиджаках с белыми воротничками. Ко мне подходило много фотографов с просьбой позволить им сделать снимок нашего спутника, но он им каждый раз отказывал. Все удивлялись, как хорошо и чисто он говорит по-английски. Одному Богу известно, сколько ему лет. На первый взгляд ему не дашь больше двадцати пяти, но временами он производит впечатление столетнего старца.
Вы интересуетесь, почему индусы не платят мне за мою работу. Но разве можно просить денег за религиозные убеждения и за то, чем мы занимаемся во имя Господа? Индусы никогда не дадут мне умереть с голоду, это уже проверено, однако я ни за что не стану просить денег. Кришнаварма, который завтра уезжает в Южную Америку, привез нашему Обществу сорок тысяч рупий (двадцать тысяч долларов золотом), а мне выдал двести золотых фунтов за те две недели, что прожил у меня, при этом из наших продуктов он не пользовался ничем кроме чая, и заваривал его себе сам. Все это время каждое утро старый слуга Кришнавармы (кто-то вроде слуги - точно не знаю) отправлялся в город за фруктами и готовил рис в собственной серебряной посуде. Глядя на этого человека, можно подумать, что ему уже тысяча лет от роду. Лицо у него старое-престарое, словно древний пергамент, но какой силищей обладает этот человек!
На днях ватага мальчишек, в которую затесалось несколько взрослых людей, увязалась за ним, дразня его и всячески выводя из себя. В конце концов он схватил одного обидчика за горло и перебросил его аж на другую сторону улицы, прямо в грязную канаву, а другого отшвырнул на пятьдесят шагов. Компания пришла в ярость, но тут подоспевший Кришнаварма кинул в середину толпы пригоршню золотых монет, и все набросились на деньги, словно звери, а затем проводили обоих индусов до самого дома с криками «Ура!» Теперь во избежание скандалов в походах за продуктами старика сопровождает Олькотт.
Следующей зимой сюда приедет еще один учитель, Шейямаджи, второй Кришнаварма, главный апостол и ученик нашего Свами[18]. Шейямаджи хочет доказать на основе фактов и статистических выкладок, что индусы, перешедшие в христианство, стали пропойцами, лгунами и ворами и что ни одна европейская христианская семья не пожелает нанять в слуги какого-нибудь индийца-христианина, а отдаст предпочтение «язычнику», который никогда не лжет и еще сохранил некоторые хорошие качества и добродетели своих предков.
Посылаю вместе с этим письмом открытку для дядюшки от полковника британской армии в Египте Чейли Лонга, который черкнул ему пару слов. Чейли Лонг - мой большой друг и часто меня навещает. С дядюшкой он познакомился в Египте, то ли в Александрии, то ли в Каире, в Эббот-отеле. Я и не знала, что дядюшка побывал в Египте после меня. И вообще Ч[ейли] Л[онг] с похвалой отзывается о своем знакомом, говорит, что дядюшка - прекраснейший человек и очень хороший дипломат. Перешлите эту открытку дядюшке. Отправил ли он «Разоблаченную Изиду» тому московскому профессору? Английская «Pall Ма 11» превозносит эту книгу до небес.
Вы пишете, что куда-нибудь пристроите мои статьи, которые отказалась печатать «Правда». Не могли бы вы подыскать в России кое-какие журналы, в которые мне можно было бы посылать мои статьи из Америки, Англии и Индии? В Индии нет ни одного русского корреспондента. Я могла бы писать и о политике, ибо я всегда в состоянии уследить за политическими новостями, а также давать весьма интересные описания этой страны, даже для какого-нибудь археологического или географического журнала. Вы уж постарайтесь, дорогая моя.
Последние два раза я послала Добровольскому в общей сложности семь статей. Три из них он мне возвратил, две опубликовал и две последние тоже отверг. Значит, пять статей у меня пропало даром, и я лишилась более двухсот рублей: он просил по две статьи в месяц и был готов выкладывать ежемесячно по пятьдесят рублей. И даже за две напечатанные еще не заплатил. Вот свинья! Не буду больше ничего для него писать.
Бедная Выева просит Христа ради как минимум две статьи в месяц. За последние две она получила восемьдесят рублей - даже это для нее большое подспорье. А вам действительно нравятся мои статьи? Мне самой они кажутся глупыми. Рада, что вам они по душе.
Как Наташка? Дай ей Бог счастья. А Катерина? Все так же перемывает косточки родителям или бросила пить и ругаться? В целом она женщина смелая и преданная, такие нынче редкость.
Конечно же, Эдисон[19] сдержал все свои обещания. (Тупица Добровольский пренебрег самым интересным в моей статье.) Эдисон творит просто чудеса. Вы знаете, что он ваш «confrere»[20]. Он - член нашего Общества, и Кришнаварма научил его еще двум «чудесам», так что, теперь с помощью крохотного, почти невидимого аппарата на шее глухие смогут вполне сносно слышать.
Ну что ж, давайте прощаться. И так уже много написано, а мне теперь еще писать Выевой. Целую всех. Выева в письме просит меня заехать к ним из Лондона. Да разве же я по-настоящему свободна? Притом сижу без денег, ибо от Саньки толку нет, он так и не передал в письме ни слова, ни от Оли, ни от Саши, ни от Сени. Ему даже портрет не понравился.
Пишите, друг мой, чаще.
________________
[1] Следующие три письма Е.П.Блаватской, написанные ею тетке Надежде Андреевне Фадеевой, имеют интересную историю.
К.Джинараджадаса сообщает, что в 1947 г. их прислало в Адьяр английское отделение Теософского Общества. «Кто-то прислал генеральному секретарю Теософского Общества, госпоже Дорис Гроувз, газетную вырезку с объявлением о распродаже рукописей из библиотеки покойного графа Кроуфордского и Балкарреского, среди которых были и письма Е.П.Б. Очевидно, в 1881 г. этот джентльмен интересовался учением Махатм и как-то соприкасался с А.П.Синнеттом... Как к графу попали три письма Е.П.Б., адресованные ее тетке, до сих пор остается загадкой. Госпожа Гроувз направила одного из своих сотрудников на аукцион, где на письма претендовали еще два покупателя, но в итоге посланник г-жи Гроувз перекрыл предложенную ими цену и приобрел коллекцию рукописей, которую г-жа Гроувз и привезла в Адьяр... Поскольку одно из писем отсылает нас к 1877 голу, оно представляет особый интерес».
[2] Теизм (от греч.θεоς - бог) - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Наиболее характерен для генетически связанных между собой религий: иудаизма, христианства и ислама.
[3] Кали (санскр. - «черная») - в брахманизме и индуизме женская ипостась бога Шивы, его супруга, почитаемая особенно в Бенгалии. Изображается главным образом в грозном, устрашающем облике.
Шива (санскр. - «благоприятный») - третье лицо индуистской Троицы (Тримурти: Брахма, Вишну, Шива), исполнитель разрушительной функции во имя созидания на более высоком уровне.
[4] Брахманизм - ступень в развитии религиозного мышления Древней Индии, следующая за ведической религией и предшествующая индуизму. Сложился приблизительно с VIII по II в. до н. э. Назван по имени жреческой касты брахманов. В священную литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним (брахманы, араньяки, упанишады).
[5] Вишну (санскр., от корня «виш» - всепроникать) - один из высших богов индуистского пантеона, вторая ипостась индусской Тримурти (Троицы); олицетворяет творческую космическую энергию
[6] Веды (санскр.— «знание») - древнейшие памятники индийской литературы, составляющие канон «откровения», которому приписывают божественное происхождение. Обычно под словом «Веды» понимают четыре книги священного знания: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.
[7] Praeceptes morales (лат.) - нравственные заповеди.
[8]«Айтарея-брахмана» - одна из Брахман (санскр. - «объяснение Брахмана»), древнеиндийских священных книг (VIII-VI вв. до н. э.), дополняющих Веды и содержащих в основном описания и толкования ритуала ведической религии, а также мифологические комментарии в Ведам.
[9] Макс Мюллер (1823-1900) - видный английский филолог-востоковед, специалист в области общего языкознания, индологии, мифологии и сравнительного религиоведения; автор огромного числа переводов и теоретических трудов.
Хауг Мартин (1826-1876) - видный немецкий филолог-востоковед, санскритолог, исследователь литературы зендов.
[10]«Махабхарата» («Великое [сказание о битве] потомков Бхараты») - древнеиндийская эпическая поэма на санскрите; включает многочисленные мифы и легенды, религиозно-философские и другие дидактические тексты, в том числе «Бхагавадгиту». Современный вид приобрела к середине I тысячелетия.
[11]Монотеизм (от моно... и греч.θεоς - бог) - единобожие, система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам. [...] - Утеряна целая страница рукописи.
[12] «В доме Отца Моего обителей много» - От Иоанна, 14:2.
[13] «Мой дорогой собрат по вере» (франц.).
[14] «Вот скотина: еще чуть-чуть, и он начнет обращаться ко мне на "ты"!!!» (франц.).
[15] почетный член (франц.).
[16] Бёме Якоб (1575-1624) - немецкий философ-мистик, один из выдающихся теософов средневековья. В детстве был пастухом, сапожником и прирожденным ясновидцем необычайной силы. Не имея соответствующего образования, писал серьезные труды по натурфилософии и этике, антропологии и теории языка, создал свою теософию. Работы Бёме оказали огромное влияние на самых разных людей: И.Ньютона, У.Лоу, У.Блейка и других.
[17] Сведенборг Эмануэль (1688-1772) - шведский ученый и выдающийся теософ-мистик, духовидец. Оказал огромное влияние на теософию, оставил глубокий след в науке в области астрономии, математики, физиологии, биологии, философии, горного дела. Писал мистические и пророческие труды, основываясь на своих видениях.
[18] Свами (санскр. - хозяин, преподобный, повелитель) - название бога или индуистского святого, подвижника, монаха.
[19] Эдисон Томас Алва (1847-1931) - американский электротехник, изобретатель, основатель крупных электротехнических предприятий и компаний, член Теософского Общества.
[20] собрат, коллега (франц).
Ваши комментарии к этой статье
№37 дата публикации: 01.03.2009