А.Н.АННЕНКО

СЕМЬ ЭПОХАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ

современного Рериховского движения (понимаемого, как совокупность действий, вызванных отношением к Рериховскому наследию) в России

 

Завершился важнейший этап, достигнуто положение, о котором мечтали Основатели РД и многие поколения рериховцев. В настоящее время любой житель нашей страны имеет полную возможность свободно знакомиться с творческим наследием семьи Рерихов, Учением Живой Этики и применять (не применять) по своему усмотрению. Положительное влияние этого факта невозможно переоценить.

Рериховское движение позиционируется как течение общественной жизни. Очевидны достижения в культурно-просветительной сфере. Вместе с тем, РД не имеет оригинальной программы деятельности, не является влиятельной социальной силой в жизни страны. Просматриваются определенные параллели с бытованием Трезвеннического движения.

Функционирует организационная структура (МСРО при МЦР), основанная на одномерном понимании целей РД, которой предстоит измениться (или отмереть).

Рериховцы, рассматриваемые, как члены рериховских организаций, не представили собой в чем-то особый, привлекательный (для других граждан) образ личностей, которым принадлежит будущее. Пополнение организаций практически прекратилось. Наряду с этим существует тонкий слой подлинных последователей Рерихов.

Рериховское движение не имеет лидера по признаку безусловного духовно-нравственного авторитета. Для сравнения. Несопоставимы авторитеты двух общественных фигур – хозяек соседних Музеев (ГМИИ имени А.С.Пушкина и Музей имени Н.К.Рериха). Невозможно представить, чтобы могли появиться публичные тексты против действий Ирины Александровны Антоновой, хотя бы отдалённо напоминающие тексты против действий Людмилы Васильевны Шапошниковой. В то же время имеются несомненные выдающиеся личности, проявившиеся на ниве РД.

Возникли и действуют молодые учреждения – МЦР, Музей в Изваре, «Наследие Рерихов» ГМВ, ГМИСР в СПб, Исследовательский Фонд Рерихов, Самарский Центр, Музей имени Н.К.Рериха в Новосибирске, Институт Человекознания в Томске и другие, сосредоточенные на изучении и пропаганде наследия Рерихов. Всё более возрастает уникальная роль рериховского Интернет-пространства.

Формируется качественно иное положение «Державы Рерихов» в общественном сознании. Вне прямой зависимости от деятельности (бездеятельности) рериховских организаций происходит фундаментальный процесс многопланового вхождения наследия Рерихов в сферы культуры и духовной жизни страны, объективно основанный на факте свободного доступа к Рериховскому наследию.

 

13 декабря 2008 года.

Абакан.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

36 дата публикации: 13.12.2008