Ольга Ерёмина
Старая Ладога
Полнолуние в Старой Ладоге… Красноватая луна, медленно поднимающаяся из-за урочища Плакун, освещает зыбким светом круглые вершины сопок, тающей лунной дорогой перебирается на левый берег Волхова и озаряет мощные стены старой крепости, шероховатые, словно ребёнком вылепленные из глины кубы Успенского и Георгиевского соборов, их шлемовидные купола. Лунный поток скользит вниз по течению к излучине Волхова и радужными бликами отсвечивает там, где среди древних курганов на крутом берегу возвышается Олегова могила. Может быть, именно в такую торжественную ночь одиннадцать столетий назад норманнский скальд сложил строки магического заклинания, которые были вырезаны рунами на деревянном стержне:
Сверкающий лунный эльф
сверкающее чудовище
будь нифлунгом (т. е. «будь под землёй»)
(В.Г.Адмони, Т.И.Сильман)
Утро было ненастным, тучи обложили небо. Мы умылись родниковой водой и отправились осматривать Старую Ладогу.
В 860 году она ещё не называлась Старой. Два города Древней Руси – Гардарики (страны городов) – были особенно хорошо знакомы скандинавам: Альдейгьюборг и Хольмгард. Хольмгард – Новгород, Альдейгьюборг по-славянски – Ладога.
В VII – IX веках здесь формируется племенной центр словен ильменских со святилищем Перуна. Пространство, которое заселяли словене, было мифологизировано: от Ильмень-озера, от верховьев Волхова до речных порогов – место владычества Перуна; территория от порогов до Ладожского озера, морских побережий и приневской низменности ассоциировалась со вторым по значению после Перуна божеством языческого пантеона, Велесом. Велес – покровитель мира мёртвых, леса, зверя, скота, богатства, торговли, поэзии. Атрибуты Велеса – конь и змея. Перуном и Велесом, «скотьим богом», клялась в Царьграде языческая «русь» в 907 и 971 годах.
Ладога была основана на границе двух территорий – на возвышенности, господствующей над низменным пространством прибрежья Ладожского озера, вобрала в себя знаки и символы двух сакральных миров и хранила их несколько веков. Территория города делилась двумя речками – Ладожкой и Заклюкой. Первое название – от финского «Нижняя река», второе – от «Верхняя река», что указывает на древнюю мифологическую основу противопоставления «Верха» и «Низа» в топонимии. Каждая часть имела свой могильник и свою дорогу. Обе дороги соединялись на возвышенности с названием «Висельник» («Ахматова гора»). Дальше дорога вела к святилищу Велеса. По ней двигались племенные религиозные процессии, вдоль «священных путей» насыпали курганные могильники, мимо которых теперь по асфальту проезжают туристы.
Пётр в 1704 году перенёс город на побережье озера – сейчас это Новая Ладога. А древняя Ладога стала Старой.
Фото 1. Старая Ладога. Башни | Фото 2. Старая Ладога. Волхов |
Фото 3. Старая Ладога. Часовня на берегу Волхова | Фото 4. Старая Ладога. В доме у иконописца и кузнеца Илья Пивника |
Сейчас в городе живёт три тысячи человек. Но у жителей есть повод для гордости: Ладогу называют первой столицей Древней Руси. Именно сюда пришли три летописных брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик утверждается в Ладоге в качестве «призванного князя», а княжеские «мужи» появляются в Изборске, Полоцке, Белоозере, Ростове и Муроме. В «Повести временных лет» под 6370 (862) годом сообщается: «И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор. И от тех варяг прозвася Руская земля».
В 870–873 годах Рюрик возвращается на Запад и улаживает владельческие отношения с королём Франции Карлом Лысым и королём Германии Людовиком Немецким. В это время в Ладоге и Новгороде формируется антикняжеская оппозиция во главе с Вадимом Храбрым. Вернувшись, Рюрик сумел расправиться с непокорными и вступил в династический брак с одной из представительниц местной знати. В.Н.Татищев называет её Ефандой. После этого в Ладоге устанавливается мир, развивается торговля.
Рюрика сменил Вещий Олег. Этому герою посвящены несколько эпизодов «Повести временных лет»: под 6415 (907) годом мы читаем о взятии Олегом Царьграда, о заключении мира с царями Леоном и Александром: «…и мужи его по Рускому закону кляшася оружьемъ своим, и Перуном, богомъ своим, и Волосомъ, скотьемъ богомъ, и утвердиша миръ». Наиболее известно «Сказание о смерти Олега от коня» – благодаря пушкинской «Песни о Вещем Олеге».
С этим именем в Ладоге связана «Олегова могила» – центральная, самая монументальная из сопок ладожской «сакральной зоны». Археологи исследовали сопку и обнаружили в ней захоронение по обряду сожжения, которое относится к IX веку, а Олег умер позже – в 912 (или 922) году. Почему же сопка носит такое название? Г.С.Лебедев, известный археолог, считает, что эта величественная насыпь могла быть «ритуальным седалищем, на котором отправлялись некие общественные и культовые функции»[1]. Помните:
…Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега…
Существует предание о смерти Олега в Ладоге – смерти от коня и змеи (атрибуты Велеса!). Может быть, какой-то древний языческий миф лёг в основу языческого сакрального ритуала, который обеспечил особое положение Олегу: «бе бо Олъг вещий». Олег был князь-жрец. При таком взгляде становится понятной семантика скандо-славянского имени Олъг – от древнесеверного helgi – «священный». Просторечные формы этого имени – Вольга (помните былину о Вольге и Микуле Селяниновиче?), «Волх» (былина «Волх Всеславьич»).
Исследователи считают, что именно при Олеге в Ладоге были сооружены первые каменные укрепления. О положении Ладоги среди других русских городов свидетельствует тот факт, что около 997 года норвежский ярл Эйрик Хаконарссон «разрушил Альдейгьюборг и взял там много богатства». А в 1020 году великий князь киевский Ярослав Мудрый взял в жёны дочь шведского конунга Олава Шетконунга, Ирину-Ингигерду, и дал ей во владение «Альдейгьюбрг и всё то ярлство, которое к нему принадлежит» – так говорится в «Саге об Олаве Святом». Именно из Ладоги в 1045 году начал своё шествие к новрежскому престолу Харальд Хардрада с женой Елизаветой, дочерью Ярослава Мудрого.
Викинги в Ладоге уже не только воевали, но и торговали, заключали браки, вместе со славянами участвовали в религиозных обрядах. Об этом говорит большое количество археологических находок. Любителям филологии будет особенно интересна ладожская надпись – «щитовая драпа», то есть хвалебная песнь в форме описания изображения на щите (вспомните описание щита Геракла в Гомеровой «Одиссее»):
Наверху (щита) в оперенье своём
покрытый инеем господин
сияющий лунный волк
прядей плуга широкий путь
(Г.Хёст)
Упоминание о волке словно переносит нас в мир «Старшей Эдды» – древнеисландского сборника мифологических и героических песен, который сохранился в рукописи XIII века. Там в «Прорицании Вёльвы» читаем мы страшные пророчества о том, что «вырвется волк» и настанет
век мечей, век секир
век бурь, век волков
В страшном сражении с чудовищами гибнут асы, и люди словно остаются один на один с Судьбой, сами творят собственную жизнь.
В культуре Ладоги органично соединялись «чудские», славянские, и скандинавские традиции. Запад и восток встречались на берегу Волхова и способствовали образования новых, собственно древнерусских форм. Ладога – крупный племенной и культовый центр. После крещения Руси город сохраняет роль религиозного центра. Два каменных храма XII века – Успенский и Георгиевский – донесли до нас фрески мастеров домонгольского периода. Могучая каменная крепость не раз отражала нападения врагов. Приземистые башни глубоко вросли в землю. Даже фундаменты несохранившихся башен поражают своей основательностью и мощью.
Фото 5. Старая Ладога. Успенский храм, XI век | Фото 6. Старая Ладога. Святой Кирик (ц.Успения) |
Дня вполне хватает на то, чтобы обойти весь город, и в наше время оставшийся в границах древней Ладоги, осмотреть музей, вглядеться в нежные, близкие к византийскому письму фрески, осмотреть многочисленные храмы и монастыри. На закате солнце пробьёт толщу туч, и нежным розовым светом озарятся крепостные башни и стены храмов. В затаённой тишине курганов и могильников, среди невысоких дубов, которые узловатыми корнями пронизывают чёрную землю – землю, в скальдической песне названную «могучей дорогой плуга», можно пережить настоящее погружение в глубину веков. Ветер шумит в ветвях деревьев, и чудится древний эпический мотив:
Шумели вёсла
железо звенело
гремели щиты
викинги плыли
А когда наступит вечер и пора будет возвращаться на ночлег, в деревянной часовне Петра и Февронии Муромских близ Малышевой горы затеплится тонкая восковая свеча, а над урочищем Плакун, над Волховом и Старой Ладогой плавно поднимется полная луна.
Март 2004
Фотографии Николая Смирнова и Ольги Ерёминой.
[1] Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1985. – С. 215.
Ваши комментарии к этой статье
Ваши комментарии к этой статье
№36 дата публикации: 01.12.2008