Ольга Ерёмина

 

Старая Ладога

Полнолуние в Старой Ладоге… Красноватая луна, медленно поднимающаяся из-за урочища Плакун, освещает зыбким светом круглые вершины сопок, тающей лунной дорогой перебирается на левый берег Волхова и озаряет мощные стены старой крепости, шероховатые, словно ребёнком вылепленные из глины кубы Успенского и Георгиевского соборов, их шлемовидные купола. Лунный поток скользит вниз по течению к излучине Волхова и радужными бликами отсвечивает там, где среди древних курганов на крутом берегу возвышается Олегова могила. Может быть, именно в такую торжественную ночь одиннадцать столетий назад норманнский скальд сложил строки магического заклинания, которые были вырезаны рунами на деревянном стержне:

Сверкающий лунный эльф
сверкающее чудовище
будь нифлунгом (т. е. «будь под землёй»)
               (В.Г.Адмони, Т.И.Сильман)

Утро было ненастным, тучи обложили небо. Мы умылись родниковой водой и отправились осматривать Старую Ладогу.

В 860 году она ещё не называлась Старой. Два города Древней Руси – Гардарики (страны городов) – были особенно хорошо знакомы скандинавам: Альдейгьюборг и Хольмгард. Хольмгард – Новгород, Альдейгьюборг по-славянски – Ладога.

В VII – IX веках здесь формируется племенной центр словен ильменских со святилищем Перуна. Пространство, которое заселяли словене, было мифологизировано: от Ильмень-озера, от верховьев Волхова до речных порогов – место владычества Перуна; территория от порогов до Ладожского озера, морских побережий и приневской низменности ассоциировалась со вторым по значению после Перуна божеством языческого пантеона, Велесом. Велес – покровитель мира мёртвых, леса, зверя, скота, богатства, торговли, поэзии. Атрибуты Велеса – конь и змея. Перуном и Велесом, «скотьим богом», клялась в Царьграде языческая «русь» в 907 и 971 годах.

Ладога была основана на границе двух территорий – на возвышенности, господствующей над низменным пространством прибрежья Ладожского озера, вобрала в себя знаки и символы двух сакральных миров и хранила их несколько веков. Территория города делилась двумя речками – Ладожкой и Заклюкой. Первое название – от финского «Нижняя река», второе – от «Верхняя река», что указывает на древнюю мифологическую основу противопоставления «Верха» и «Низа» в топонимии. Каждая часть имела свой могильник и свою дорогу. Обе дороги соединялись на возвышенности с названием «Висельник» («Ахматова гора»). Дальше дорога вела к святилищу Велеса. По ней двигались племенные религиозные процессии, вдоль «священных путей» насыпали курганные могильники, мимо которых теперь по асфальту проезжают туристы.

Пётр в 1704 году перенёс город на побережье озера – сейчас это Новая Ладога. А древняя Ладога стала Старой.

Башни Волхов
Фото 1. Старая Ладога. Башни    Фото 2. Старая Ладога. Волхов
Часовня В доме кузнеца-иконописца
Фото 3. Старая Ладога. Часовня на берегу Волхова Фото 4. Старая Ладога. В доме у иконописца и кузнеца Илья Пивника

 

Сейчас в городе живёт три тысячи человек. Но у жителей есть повод для гордости: Ладогу называют первой столицей Древней Руси. Именно сюда пришли три летописных брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик утверждается в Ладоге в качестве «призванного князя», а княжеские «мужи» появляются в Изборске, Полоцке, Белоозере, Ростове и Муроме. В «Повести временных лет» под 6370 (862) годом сообщается: «И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор. И от тех варяг прозвася Руская земля».

В 870–873 годах Рюрик возвращается на Запад и улаживает владельческие отношения с королём Франции Карлом Лысым и королём Германии Людовиком Немецким. В это время в Ладоге и Новгороде формируется антикняжеская оппозиция во главе с Вадимом Храбрым. Вернувшись, Рюрик сумел расправиться с непокорными и вступил в династический брак с одной из представительниц местной знати. В.Н.Татищев называет её Ефандой. После этого в Ладоге устанавливается мир, развивается торговля.

Рюрика сменил Вещий Олег. Этому герою посвящены несколько эпизодов «Повести временных лет»: под 6415 (907) годом мы читаем о взятии Олегом Царьграда, о заключении мира с царями Леоном и Александром: «…и мужи его по Рускому закону кляшася оружьемъ своим, и Перуном, богомъ своим, и Волосомъ, скотьемъ богомъ, и утвердиша миръ». Наиболее известно «Сказание о смерти Олега от коня» – благодаря пушкинской «Песни о Вещем Олеге».
С этим именем в Ладоге связана «Олегова могила» – центральная, самая монументальная из сопок ладожской «сакральной зоны». Археологи исследовали сопку и обнаружили в ней захоронение по обряду сожжения, которое относится к IX веку, а Олег умер позже – в 912 (или 922) году. Почему же сопка носит такое название? Г.С.Лебедев, известный археолог, считает, что эта величественная насыпь могла быть «ритуальным седалищем, на котором отправлялись некие общественные и культовые функции»[1]. Помните:

…Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега…

Существует предание о смерти Олега в Ладоге – смерти от коня и змеи (атрибуты Велеса!). Может быть, какой-то древний языческий миф лёг в основу языческого сакрального ритуала, который обеспечил особое положение Олегу: «бе бо Олъг вещий». Олег был князь-жрец. При таком взгляде становится понятной семантика скандо-славянского имени Олъг – от древнесеверного helgi – «священный». Просторечные формы этого имени – Вольга (помните былину о Вольге и Микуле Селяниновиче?), «Волх» (былина «Волх Всеславьич»).

Исследователи считают, что именно при Олеге в Ладоге были сооружены первые каменные укрепления. О положении Ладоги среди других русских городов свидетельствует тот факт, что около 997 года норвежский ярл Эйрик Хаконарссон «разрушил Альдейгьюборг и взял там много богатства». А в 1020 году великий князь киевский Ярослав Мудрый взял в жёны дочь шведского конунга Олава Шетконунга, Ирину-Ингигерду, и дал ей во владение «Альдейгьюбрг и всё то ярлство, которое к нему принадлежит» – так говорится в «Саге об Олаве Святом». Именно из Ладоги в 1045 году начал своё шествие к новрежскому престолу Харальд Хардрада с женой Елизаветой, дочерью Ярослава Мудрого.
Викинги в Ладоге уже не только воевали, но и торговали, заключали браки, вместе со славянами участвовали в религиозных обрядах. Об этом говорит большое количество археологических находок. Любителям филологии будет особенно интересна ладожская надпись – «щитовая драпа», то есть хвалебная песнь в форме описания изображения на щите (вспомните описание щита Геракла в Гомеровой «Одиссее»):

Наверху (щита) в оперенье своём
покрытый инеем господин
сияющий лунный волк
прядей плуга широкий путь
(Г.Хёст)

Упоминание о волке словно переносит нас в мир «Старшей Эдды» – древнеисландского сборника мифологических и героических песен, который сохранился в рукописи XIII века. Там в «Прорицании Вёльвы» читаем мы страшные пророчества о том, что «вырвется волк» и настанет

век мечей, век секир
век бурь, век волков

В страшном сражении с чудовищами гибнут асы, и люди словно остаются один на один с Судьбой, сами творят собственную жизнь.

В культуре Ладоги органично соединялись «чудские», славянские, и скандинавские традиции. Запад и восток встречались на берегу Волхова и способствовали образования новых, собственно древнерусских форм. Ладога – крупный племенной и культовый центр. После крещения Руси город сохраняет роль религиозного центра. Два каменных храма XII века – Успенский и Георгиевский – донесли до нас фрески мастеров домонгольского периода. Могучая каменная крепость не раз отражала нападения врагов. Приземистые башни глубоко вросли в землю. Даже фундаменты несохранившихся башен поражают своей основательностью и мощью.

Успенский храм, XI век Святой Кирик (ц.Успения)
Фото 5. Старая Ладога. Успенский храм, XI век  Фото 6. Старая Ладога. Святой Кирик (ц.Успения)

 

Дня вполне хватает на то, чтобы обойти весь город, и в наше время оставшийся в границах древней Ладоги, осмотреть музей, вглядеться в нежные, близкие к византийскому письму фрески, осмотреть многочисленные храмы и монастыри. На закате солнце пробьёт толщу туч, и нежным розовым светом озарятся крепостные башни и стены храмов. В затаённой тишине курганов и могильников, среди невысоких дубов, которые узловатыми корнями пронизывают чёрную землю – землю, в скальдической песне названную «могучей дорогой плуга», можно пережить настоящее погружение в глубину веков. Ветер шумит в ветвях деревьев, и чудится древний эпический мотив:

Шумели вёсла
железо звенело
гремели щиты
викинги плыли

А когда наступит вечер и пора будет возвращаться на ночлег, в деревянной часовне Петра и Февронии Муромских близ Малышевой горы затеплится тонкая восковая свеча, а над урочищем Плакун, над Волховом и Старой Ладогой плавно поднимется полная луна.

 

Март 2004

 

Фотографии Николая Смирнова и Ольги Ерёминой.

 

[1] Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1985. – С. 215.

Ваши комментарии к этой статье

 

Ваши комментарии к этой статье

 

36 дата публикации: 01.12.2008