Т.Ф.Карбовская

Иллюзии и реальность о семье Рерихов

Продолжение
начало
| назад | далее

 

Часть 3. Начало Служения. Экспедиция.

 

Глава 16. Окончание экспедиции (Индия и Америка).

Собственно, караван вернулся в Индию в марте 1928 года и тогда был официально распущен. Н.К. окончанием экспедиции поставил 17.11.29 года. Из этого факта, можно сделать предположение, что период первичной обработки материала также нужно относить ко времени экспедиции. За этот период (практически полтора года) был решён вопрос о создании Ашрама (имение Кулу), выстроен Дом Учителя в Америке, намечены пути развития на следующий период.
Я взяла на себя смелость немного расширить временные рамки и закончить эту главу в конце ноября (после открытия Дома Учителя). Мне думается, я не слишком отступила от реальности, хотя дата открытия Дома всё-таки лежит в области «иллюзий».

 

Миссия семьи

«Теперь обернёмся на девять сроков. Также вижу девять ступеней познания и преданности. Не вижу ни одного часа отступления и ни одного поникновения духа. Знаете, что понимание приложения Новой йоги даётся после исполнения особых поручений. Два трудных поручения вами кончены. За девять лет не потеряно ни часа, при всех битвах звучит победа». (24.03.28)
«Урусвати может быть довольна, ибо Мои наблюдения над городом Знания удачны. Эта крепость недоступна толпе. Фуяма, накопляй великое земное имя, оно Мне нужно для денежных планов». (26.03.28)

«Ночь на 7 апр. «Многие преступления совершаются». Видение – человек идёт и рассыпает горящие угли-искры, причём оглядывается на меня и злобно усмехается… - Победа сегодня ночью была велика. Нападение на Урусвати было велико. Сам хозяин земли побеспокоился и послал поджигателей, но на башне меч не дремлет. Утверждаю, сколько опасностей пройдено. Фуяма может справедливо вписать о небывалости пути, непрерывном и непонятном для слепых. У них нет знания, что поручения вами уже исполнено, ибо на свитке событий у Нас оно уже внесено». (7.04.28)

«Напишите в Америку. Учитель, как всегда, предположил нам два плана: один лёгкий, другой более обширный и трудный. Предпочесть трудный план – значит, исполнить внутреннее желание Учителя.

Потому спасение Учения Будды и заложение города Знания на Гималаях будет выполнением воли Владыки. Среди различных мест Дарджилинг помещается удачно, так же как и будущий город, но об этом поговорим своевременно. Пусть Фуяма напишет в Америку, чтоб прислали письмо о желании Америки иметь научную станцию и питомник в Гималаях на высотах. Так будем приносить камни к будущему храму знания». (15.04.28)

«Имею ещё показать подробности Тибета, но прошу видеть их совершенно спокойно. Все они волновать не могут, ибо ваш проход необычно удачен. Никто не прошёл этим путём из Урги. Могу назвать это кесаревым сечением ламаизма для спасения зерна Будды – довольно». (5.05.28)

«Туман не позволяет видеть всю удачу происходящего. Считаю, не было подобной удачи». (25.05.28)

«Число опасностей около вас велико. Предполагалась потеря жизни общей при возвращении через Китай. Трудно себе представить, сколько труда положено для задержания вас китайцами и для высылки вас через Китай». (1.06.28)

«Первый раз дело Учителя начинается в таком широком размахе… Надо строить на практических основаниях. У Нас ничто не повторяется. Наша готовность к выполнению Указов есть то малейшее, что может быть дано. Самое большое – предоставить себя на работу. Обычно люди думают, что предоставили себя, но немедленно начинают ставить свои условия». (14.06.28)

«В чём настоящая помощь Нашему делу? Конечно, в работе по устройству Наших учреждений, не думая, какие следствия ожидают их. Сами Мы направим судьбу строений. Не следует вносить хотя бы тень сомнения в Наши дела. Как и когда дадут ростки деревья посаженные, это будем знать даже не Мы, но Высшие». (15.06.28)

«Почему я слышу сейчас так много одиночных слов, ничем не связанных между собою? – Но Мы именно теперь сократили выражения. Советую и вам говорить кратко. Это способ выражения в будущем». (12.07.28)

Дневник З.Г.Фосдик: «Каждое столетие Братство избирает одного, дабы принести предупреждение людям. Н.К. принёс такое предупреждение России, но его не слушали. Их послали в Тибет сказать людям, что нужны перемены, и тогда наступит их великое будущее. Но они не слушали. Учитель заранее знал, что так случится. Но предупреждение должно быть дано, и они принесли его». (13.08.28)

«Нужно принять точное расположение дел. Ничто не должно повторяться. Имеет космическое значение Звенигород. Имеет значение Нашего Благовестия Урусвати Город Знания. Имеет значение Нашей земной крепости Учителя Дом. Имеет значение Нашего Знака на земле музей. Имеет значение Нашего посланца Школа. Имеет значение Нашего Дара «Корона Мунди». Имеет значение Утверждения Света Буддийский Центр. Имеет значение, как летняя Улыбка, Мориарх. Не перегружайте улыбку. Не замените улыбку утомлением.

Не слишком мечтайте о космическом Городе, когда закладываете башню Нашей крепости и утверждаете город Нашего Благовестия. Так сохраняйте соизмеримость. Поистине намечен город Урусвати и возносится Башня Учителя. Земля получила дар Музея. Школа может стать как тайный знак Нашего Указа красоты. Утверждает «Корона Мунди» новое явление ценности. Центр не гремит барабанами, но несёт свет. Лето покрывает зеленью – восстановление сил». (18.08.28)

«Могу доверить чистоту Учения лишь Урусвати без боязни, что оно будет искажено и умалено. Лишь долгий вековой опыт даёт преданность с пониманием смысла. Могу поручить лишь Фуяме дела земные, ибо могу через него действовать». (7.09.28)

Дневник З.Г.Фосдик: «Большие перемены плана места. Е.И. думает, что многое из-за её здоровья изменено». (25.10.28)

«Белуха в этом году всё-таки дана. Её можно взять за малую плату – место охранено. Это самое главное, ибо над местом особого значения как бы вращающееся облако внимания». (10.11.28)

«Между тем Мы рады наблюдать, как около вас растёт прекрасное сказание в Америке, в России, в Монголии и Тибете, в Японии и во Франции – это оплот Нашего имени». (30.11.28)

«Прошу отделить Указ от возможности. Указ есть для Нашего Дела, возможность есть альтернатива. Учение предусматривает лучшие возможности. Не может кто-либо пожаловаться, что сроки указанные были неблагоприятны». (3.12.28)

«Учитель указывает подробности, которые не затрагивают карму, но ведут правильно. Как заботливо можно найти место и средства. Наши люди не бывают богаты в обычном смысле, но не остаются без средств». (8.12.28)

«Поистине можно назвать путь ваш путём, явленным для победы и создания оплотов Наших». (30.12.28)

«Можно видеть, насколько основной план неизменен. Когда нужно дать силам накопиться, не значит, что Мы отступили». (3.01.29)

«Комната Учителя вполне может быть рядом, где кресло может стоять. Три срока, именно, покупка дома, окончание дома и открытие музея». (15.01.29)

«Вы правильно заметили, что ваше присутствие совпадает с событиями. Наше устремление должно выражаться через опытные организмы. Как аккумуляторы, они накапливают силы Наших эманаций. Заметьте, ваш проход по Монголии незабываем, по Тибету положил след для многих событий. И теперь ваши существа полезны для событий в Афганистане не физически, но духовно. Установление станции даёт много хлопот врагу. Явление созидания не нравится ему. Явление уявления духа не нравится ему. Истинно, тьма во тьму уйди. Можно понять, что за домом следует город и целый край». (4.02.29)

«В Америке нельзя было оставаться, иначе были бы враги кругом». (10.03.29)

«В памятный день оглянемся на рост сознания. Каждому самому о себе трудно судить, но сравните сознание ваше пять лет тому назад и постарайтесь припомнить, насколько оно было примитивно. Теперь вы уже воины и готовы нести Учение, забывая о себе. Вы уже покинули грубую пищу, тоже оставили большую часть насмешек и пересудов, отвернулись от медлительности и односторонности, поняли значение Учителя.

Противники Наши сильно вами обеспокоены. Много дел вам указано. Приближается время, когда дела начнут подкреплять друг друга, как колонны храма… Никто не подозревает, что здесь терафим, который посылает силы в Америку и затем на Алтай… Все дела значительны, но превыше их Учение, ибо из него дела рождаются». (24.03.29)

«Не надо думать, что Мы не можем провести в Америку Урусвати. Совершенно другое значение имеет эта стража на Гималаях, как Наше оружие стоит дозор! Только обычный глаз не замечает особого смысла. Если Фуяму даём заложником удачи в Америке, То Урусвати, видимо, невидимая заложница Учения… Не облака, но карма слагает. Если не вышло одно, не значит, что не выйдет другое, ибо сознание выросло». (30.03.29)

«Владыка, я стесняюсь своих записей, они так бедны! – Этих накоплений много, хотя и кажется, что мало, так же как казалось мало приношений, но их было шестьдесят. – Присланных предметов». (5.04.29)

«Конечно, битва, прошу принять её как Нашу победу. Прошу придать Фуяме всё руководство земной битвой. Последуйте совету о покупке земли, уже давно говорил о пользе. Дела в Америке могут быть блестящи, только избежать грубых ошибок. Лишь один принцип указан – осознать центр и всеми мерами охранять его. Сказано: Урусвати для Учения, Фуяма для земного действия. Сейчас битва на той ступени, когда ошибки недопустимы!» (14.04.29)

«Я вижу клинок в руке, но дрожит рука врага. Я вижу, зубы скалит, но пасть раскрыть не смеет. Я вижу путь ясный, явление стремления врага не будет венцом. Послы Мои идут, идут орды уязвленных ядом его. Явим молнию. Вижу Фуяму, несёт знак Шамбалы Америке. Вижу Урусвати на Белой Горе. Вижу Люмоу гигантом духа. Вижу Удраю воином». (15.04.29)

«С Фуямой явлю явление Знамени, и водрузим над Землею уявленное Нашими сотрудниками». (23.04.29)

«К чему относилось упоминание о смертных казнях, о страшном роке? - Учитель просматривал рекорды прошлого, карма ваша взвешивалась. Хорошие ужасы полезны будущему. Благо быть преследуемыми. У Нас и Наших не бывает серенькой жизни. Рок у вас бывал тяжким. Что есть хорошее и что дурное? – Но сейчас рок прекрасен. – Но нелёгкий. Но если сравнить со многими другими, то даже не слишком трудный. Ибо главная битва незрима». (2.05.29)

«Проследим положение – уже дано место Звенигорода, и Белуха может быть взята каждый час. Дано место города Знания и назначены сокровища места. Сам Благословенный, и Христос, и Майтрейя – три Владыки оставили здесь следы пребывания, Чаша подвига уже здесь. Уже создаётся дом, где произнесено имя Владыки. Уже изданы книги суждённого Учения Огня. Собраны все элементы будущего. Немалые знаки собраны камнем… Мир видимый и невидимый соединились в осознании сроков». (13.05.29)

«Ваш удел – основание устремлений. Фуяма, победитель трижды, основанный Нами храм под сводами Матери Мира украсит. Урусвати, заложница во имя дел Наших, построения, явленное Чашей Владыки, сохраняла при сношениях с дальними мирами». (15.05.29)

«Топом образуем треугольник – Мой пост на вершине, ваш на Гималаях, Фуяма в битве – так запомните». (24.05.29)

«Можно усмотреть недоумение А/зии/. Считают вас Нашими послами. Считают вас всадниками Красного Коня. Считают вас преуспевшими во всём. Считают вас представителями Нового и устрашаются вашему явлению. Смотрят в мутное зеркало и видят Свет Неугасимый – устрашаются! Ведь доспех духа – труд и устремление. Копите, копите психическую энергию. – Только устремлением? – Да, да, да. Всё можно создать устремлением и радостью. Мы ценим радость духа в действии». (25.05.29)

«Идёт, идёт, идёт Наш Фуяма на подвиг. – Мне стыдно, что я сижу в таком покое, тогда как Фуяма должен биться. – Держишь конец нити. – Но у меня радостное сотрудничество, у него же такое тяжкое! – Во всем Космосе есть тот же принцип сотрудничества». (9.06.29)

«У Нас сегодня радость. Цементируется пространство и с гор, и с вершин, и с долин – треугольник. Наш Фуяма идёт по Нашим следам. Наша Урусвати идёт под Нашим обручем». (12.06.29)

«Сегодня начнём новую страницу Истории… Нарастает скорость спирали». (25.06.29)

«Вечером во время музыки иногда получаю воздействия лучей Владыки, но очень мимолётные. Беседа закончилась утверждением Владыки 24 июля как Праздника… - …Цикл бытия кончается, и велико последнее завершение! Занесено давно, но сегодня занесено огнём. Занесено в книгу «жизнь» огненным током, видимым явленным Владыками». (24.07.29)

«Создать Мои дела вы пришли, и Мой щит с вами». (2.09.29)

«Сегодня было расплавлено много начинаний и начало многих заданий».(24.09.29)

«Люм/оу/ идёт напряжённым светом. Наш Ф/уяма/ идёт как Наш утверждённый собрат. Он собирает новых сотрудников, но удержать их надо». (9.10.29)

 

Дом Учителя в Америке

«Утверждаю ещё раз – дом в Америке есть очень нужный опыт. Потому не смущайтесь, что беру вашу силу. Пусть общими силами будут уничтожены препятствия. Учитель видит, как новый дом внесёт новые возможности во все дела. Пора получать прибыль. Все упущения бывшие покроются домом… Особенно огорчает, что русские мечтают о богадельне. Усвоили лёгкость отношения к Учителю. Для них Он вроде факира, достающего из-за пазухи деньги». (15.07.28)

«Правильно беспокойство о доме, с окончанием дома может начаться новая жизнь учреждений. Но если внести прежние ошибки, то может быть большое разрушение. Многие ошибки изжиты, и можно применить опыт прежних лет». (5.08.28)

«Поручил прислать вам Мой ларец, служил Мне при Терих-Мире. Положите в него Мой портрет, письмо и монеты. Ключ оставьте около старой ступы. Ларец ляжет в основание Дома.

Удачно протекают дела. Помните, что денежную удачу можно сложить только около имени Фуямы. Потому советую держать имя, как Мне приходилось покрываться обликом воина». (20.09.28)
«Советую для знака для дома применить знак Музея, изменив одну букву… Устремление к доходу пусть направит вас туда, где есть средства». (27.08.28)

«Построение дома Моего сулит взрыв внимания. Трудности ложатся, как камни основания. Урусвати слышала, как правительственные круги будут вовлечены в действие. Очень необычное событие совершается. Учитель первый раз после долгих веков получает дом в самой оживлённой стране. Не решались люди на такие размеры». (4.02.29)

«Мы должны достроить дом и не разрушить их. Ведь чёрный человек стремится вынуть камень угла». (7.03.29)

«Как явить Наше Учение в новом доме? – Можно кроме лекций дать выставки, посвящённые различным культам древности. Так, можно показать, как протекали лучшие мысли народов. Также можно привлекать число друзей, можно легко обходить собрания, находя новые идеи, помните, что идеи широко разлиты и пытливый глаз соберёт богатство». (18.03.29)

18 июня 1929 г. Николай Константинович и Юрий Николаевич прибыли в Нью-Йорк. Описание их встречи и первого дня пребывания в дневнике З.Г.Фосдик и письмах Ю.Н.Рериха.

З.Г.: «По приезде Н.К. был встречен на пирсе тремя членами комитета мэра Нью-Йорка и нами. В трёх автомобилях и с полицейскими мотоциклами /в сопровождении/ мы проехали через весь город… Затем мы поехали в Билтмор пить чай, затем обратно в школу. Всё это с полицейским эскортом, сиренами, останавливая для нас всё движение в Нью-Йорке на 5-й авеню и повсюду». (20.06.29)

Ю.Н.: «…После спокойного и неожиданно прохладного путешествия через океан мы прибыли в Нью-Йорк, где нас встретили все наши друзья и городской муниципалитет. Нас быстро провезли по всему городу в специальных машинах, украшенных флагами, а перед нами ехал полицейский патруль на мотоциклах и расчищал путь. Ревели сирены, и мы ехали по Пятой Авеню со скоростью 30 миль в час. Мы доехали до здания Музея, которое, действительно, выглядит очень внушительно. Оно вполне может служить ориентиром на Риверсайд Драйв». (19.06.29)

В дневниках З.Г.Фосдик есть очень много информации о тех событиях, что предшествовали открытию Музея – до 17.10.29. Но дело в том, что в обилии мелких подробностей, заносимых в ежедневный дневник, можно легко потерять большие и значительные дела. Поэтому я приведу лишь одно место из письма Ю.Н. и описание церемонии открытия.

Ю.Н.: «Брат приезжает в четверг, и мы так рады, что он будет с нами. Он очень нужен для Музея. Мастер Институт переехал сегодня в новое здание, а остальные Учреждения переедут в течение двух недель. Арендаторы начинают занимать жилые этажи, а Холл хорошо ведёт работу по сдаче внаём. Мы уже сдали более 73%! Говорят, что это беспрецедентный случай». (26.08.29)

«День открытия Музея в Америке. – Когда в срок исполнения Завета Владык Мы являли зов, тогда откликнулось сердце Урусвати». (17.10.29)

З.Г.: «Изумительный вечер – около пяти тысяч человек посетило Музей. Свыше семисот в театре присутствовали на программе речей. Все говорили хорошо и стройно, когда Логван сказал свою речь и дал медаль Н.К. и тот встал, чтобы ему ответить, поднялась вся толпа в театре и стоя прослушали его речь». (17.10.29)

Ю.Н.: «Это было поистине памятное событие! Огромная толпа людей заполнила здание. Как считает полиция, было 10,000 посетителей, и намного больше не смогли пройти в здание. Принимали прекрасно, и когда Папа огласил своё послание, публика встала… Пришли сотни телеграмм, одна даже от Правительства Персии… В течение последних трёх дней Музей переполнен людьми, и сегодня у нас было 5,000 посетителей. Тибетская выставка также привлекает значительное внимание». (20.10.29)

Дальнейшие высказывания и цитаты по поводу работы учреждений я всё-таки отношу к следующему периоду в жизни семьи.

 

Станция научная, город Знания, институт «Урусвати»

«Сегодня кончаете задачу Тибета, всё прошло удачно. Город Знания для Европы и Америки… // Видья Нагар – санскрит, буквально – Город Знания// для Индии будет новой Лхасой для Тибета и Монголии. Именно, нужно иметь задачу очищения буддизма. Утверждаю, какую пользу принесла ваша экспедиция. «Основы буддизма» уже делают своё дело». (17.05.28)

«Но я хотела бы очистить и Учение Христа! – Отчего не начать в Городе Знания идею очищения? Теперь нужно новое завоевание – дом и город. Имейте в виду, что это первый дом и город Нашего Братства». (3.08.28)

«Много причин иметь каждое действие, указанное Нами, например, город знания, причина – близость к Нам; причина – исследование указанных энергий; причина – дом Агни-Йоги; причина – понимание видимо-невидимых; причина – сущность природы Гималаев; причина – прочность места при будущих катаклизмах, для доверенных сотрудников будет куда поставить ноги». (8.08.28)

З.Г.: «В конце концов, город Знания был предсказан Е.И. ещё в Виши, а позднее подтверждена столица в Гималаях». (13.08.28)

З.Г.: «Мы должны будем приехать в город Урусвати, который начнётся с семи домов и небольшого храма. Там будут изучаться растения, биология, астрономия, химия». (13.08.28)

З.Г.: «Ведь Новый Город и уклад жизни против ламства – просто должны быть учителя с этикой и моральным укладом». (17.08.28)

З.Г.: «Обсуждали, как говорить, когда поедем в Симлу. Просить вице-короля быть членом научной станции-питомника, биологической, астрономической лаборатории. Нужно /иметь научную станцию/ высоко в горах, ибо там нет муссона и ужасной сырости, как здесь». (21.08.28)

З.Г.: «…все деньги с продажи этой временной экспозиции даёт научную станцию. Идея очень понравилась Н.К. и Е.И. и была вечером одобрена Учителем». (2.09.28)

З.Г.(Симла): «В Симле встретились с мист. Фрезером, нашим американским консулом – премилым человеком. Он нам сказал, выслушав весь наш план об устройстве станции, что не видит, почему идея не может пройти…». (10.09.28)

З.Г.(Симла): «Чудесно путешествовать с Н.К. и Юрием. Всё идёт равномерно, плавно, чувствуется во всём рука Маст.». (13.09.28)

З.Г.(Симла): «…три американских группы ищут здесь места для научных исследований… Очень характерен этот американский наплыв именно теперь Идеи носятся в воздухе. Мы получаем огромную возможность быть первыми, но другие подхватывают идеи и идут вслед». (14.09.28)

З.Г.: «…мы хотим около трёхсот акров в долине Кулу для научных целей. Он //чиновник// сказал, что мы имеем полное право покупать землю как американцы». (14.09.28)

«Можно понять три станции на Гималаях, но порядок созидания их предоставляем вам. Можно осуществить хотя бы начало одной, которая легче. Но если представится возможность поехать в Кулу, выбрав холодное время, то можете обсудить дружелюбно». (27.10.28)

«Несколько опасаюсь настаивать на месте, ибо тогда совсем не будет вашего выбора. Также и Блаватской было предоставлено три места. Из Кулу утвержу после вашего предположения. Но для Нас Кулу и Санданху равноценны – одно по току через Чантанг, другое через Кайласу». (27.12.28)
«Раз я указал на эту долину, то явите всю наблюдательность. Считаю, Моя рука поведёт на суждённое место». (28.12.28)

«Место мне нравится, но я не ощутила места станции. – Когда подниметесь к следующему дому, почувствуете деловую атмосферу. Но, конечно, нужно наполнить аурою такие места. – Но почему я так мало ощущала энтузиазма? – Ибо не нужно было показывать особого интереса, ибо за вами очень следят, не столько политически, сколько лично». (29.12.28)

«Почему я так мало ощущаю строение города на этом месте? – Место над домом, и можно смотреть его». (1.01.29)

«И когда начнёте строить, уделите часть сада Моим растениям. Хорошо начать опыты воздействия психической энергии на растения, рассчитывая на явление весны». (8.01.29)

«Можно ли мне //С.Н.// устроить маленькую химическую лабораторию? - Лаборатория будет при станции. – С чего начать станцию? – Растения, затем магнитные измерения». (21.01.29)

«…явление заботы о станции – самое прекрасное из занятий ваших. Что может быть прекраснее терафима сего? Пусть каждый принесёт свои думы, являя укрепление суждённых задач». (2.02.29)
«Можно видеть, как начнётся Город. Сперва маленькое общество для помощи паломникам, затем кооператив, банк и лавка дешёвых полезных предметов, кинематограф, лекции пандида, раздача зерна полезных растений для скупания урожая и школа.

Общество помощи паломникам привлечёт новый приток местных продуктов и со временем может изменить путь на Кашмир, ибо здесь будет железная дорога до Кулу». (31.03.29)

Только переписывая в третий раз эту цитату, я задумалась: паломники (туристы) посещают места не менее, чем через 50-100 лет. Как правило. Значит, время города ещё не пришло, хотя паломники уже проложили путь.

 

Н.К.Рерих

«Когда называю Фуяму императором, то полагаю повелителем от Нас, а не от черни». (9.06.28)
«Что означает «Этим утвердишь мощь свою?» - Фуяма, постоянством и терпением». (16.07.28)

«Если спросят, какую школу искусства представляет Фуяма, скажите - космического синтеза». (22.01.29)

«Какой же Фуяма колдун? – Но люди считают его. – Пусть называют на здоровье!» (24.03.29)

«Я слышала: «Знай Помазание», - и мне казалось, что это относилось к Фуяме. – Наш помазанник для успеха дел в Америке. Как терафим для скинии, нужен Нам он для сосредоточения энергии». (14.04.29)

«Куёт Ф/уяма/ новую страницу истории. Куёт Наш строй Ф/уяма/. Несёт Наше ручательство Наша У/русвати/… Если бы Вл. Больше посылал меня в Америку на помощь Ф/уяме/! – Ты двигаешь и недомогаешь потому. Ты – Наша Рука на пламенном столе действия». (8.07.29)

«Кто получил призматическое зрение? – Один Брат. Чувствознание действует, как призма духа. – Но я называла призматическим зрением возможность видеть астральные формации! – Правильно, но сейчас так важно твоё направляющее чувствознание». (15.07.29)

«Брат, получивший призматическое зрение, Фуяма? – Да». (17.07.29)

«Наш Ф/уяма/ умиротворяет, строит и собирает». (9.08.29)

«Я дал Гуру для почитания, для продвижения, для объединения, для построения». (7.10.29)

«Нашему Ф/уяме/ можем к Нашему Празднику послать Наше слово с Гималаев: «Мастеру Красоты и Мудрости. Являем утверждение Нашего сподвижника». (13.10.29)

 

Е.И.Рерих

Ночь на 22.03.28. Снова видела свой терафим, выражение спокойное.

«Всё хорошо, дикие псы машут хвостами. – Мне стыдно за мою грубость с людьми. – Но это понятно, ибо с дикими псами нужно говорить их языком». (1.05.28)

«Почему Владыка посещал моих родственников в астрале? – Для облегчения токов, идущих от них. – Но они так мало знают? – Именно, и считают безумцами… Обычные земные стремления им доступны, и часто из доброго чувства они усиливают нежелательные токи». (24.07.28)

«Удрая может думать об успехе своей книги. Успех – тоже нужная обувь – А где же моя обувь? – Твоя обувь – Наше Учение. Без Урусвати Наше Учение не было бы выдано». (1.08.28)

З.Г.Фосдик: «У Е.И. много болезненных проявлений, боль в спине, /ей/ нужен уход, /она/ спит на животе. Болезненны уши с тех пор, как слышала музыку сфер». (14.08.28)

З.Г.: «Е.И. рассказала изумительный случай; в пути Юрий был с ней очень груб и резко упрекал почти каждый день. Она же жестоко страдала от открытия центров /и/ в связи с трудностями пути. Однажды он её так извёл, что она подумала: если бы он чувствовал то, что я чувствую! Не прошло и нескольких минут, как с Юрием случился припадок, все испугались, думая, что он умирает, и побежали её звать. Он подъехала, посмотрела на него, зная, что с ним ничего не будет. После М. ей объяснил, что так как она на ступени пустынного Льва, то она может мыслями приводить в различное физическое состояние, но Он упрекнул её, поскольку она не должна была этого делать». (28.08.28)

З.Г.: «Е.И. рассказала, какую двойную жизнь она ведёт, видя и слыша, когда она в покое, утром и вечером. Как она говорит с Юрием и Н.К. о вещах, о которых никогда не говорит /В обычном состоянии сознания/, и при этом видит и слышит себя /как бы со стороны/». (29.08.28)

«Если бы я ушла теперь, то дела немного пострадали бы? – Даже погубила бы. Как уявление мира, так велико сейчас давление дел». (30.08.28)

З.Г.: «Иногда у неё были такие боли, что она лежала, скрючившись и подняв колени к лицу. Лежать невозможно, стоять или ходить тоже». (31.08.28)

З.Г.: «Е.И. говорит, что ей приходится бороться. М. не сразу говорит ей, когда Он показывается, - только в известных случаях». (7.09.28)

З.Г.: «Е.И. говорила, что часто, когда она подслушивает и смотрит, Учитель ей говорит: «Довольно!» Она надувается и умолкает. Мы много этому смеялись!» (30.09.28)

З.Г.: «Сегодня совершилось чудное явление с Е.И. Утром она, по обыкновению выпив чай с тостом, принесённые Людмилой, легла, чтобы начать слушать и записывать. Но легла неудобно, провалившись с ямку постели. Всё же не хотела повернуться удобнее, боясь нарушить процесс слушания. И вдруг сильным физическим движением была повернута на другую сторону, в её обычное удобное положение. На край постели, лежа на животе, обе руки под подбородком, чтобы не давить на сердце и солнечное сплетение. И начала слышать и записывать, что она обыкновенно делает одной рукой, послушав четыре пять фраз и потом записывая их.

Легче запоминает, когда слышит на разных языках, что обыкновенно и делается, чтоб она запомнила. Иногда она не успевает окончить мысль, как идёт ответ. Иногда проходит пять, десять минут, иногда полчаса, пока идёт другая фраза, иногда несколько раз одна за другой. По утрам она слышит М.М. и К.Х. Обыкновенно в 7.15 она пьёт чай, а потом слушает до 8-ми, потом встает». (2.10.28)

З.Г.: «На днях Е.И. говорила Учителю, что она не считает особенным то, что она видела кристалл фохата, материи люциды, и Учитель сказал: «Невежество», - после чего она замолчала. Она ужасно смеялась, рассказывая это». (7.10.28)

«Торжественно время, когда, наконец, создаётся великий терафим Братства». (14.12.28)

«Терафим дальних миров требует долю энергии. Но главное – осуществить терафим, чтобы он прижился с аурой». (15.12.28)

«С престолом затронуты центры головы и Чаши, но самое сужденное - чувствознание. – Как объяснить замечательное явление? Сняв священный предмет перед принятием ванны, я забыла его вновь одеть, войдя в свою студию, я взяла книгу, которую до сих пор не читала из-за мельчайшего шрифта, открыла её и глаза упали на слова, определяющие этот редкий предмет. – Именно чуткость чувствознания. Именно правильность действий обязана чувствознанию». (8.03.29)

«Урусвати делает нужное, выделяя отделы Учения». (10.03.29)

«Урусвати зажгла огни, и аура её значительно расширилась. Как сильный дух не знает пространства, так Урусвати помогает на дальних расстояниях». (24.03.29)

«Если сознание Блаватской было слито с сознанием Учителя, как могла она допускать такие ошибки, как привлечение Соловьёва? – Карма имеет значение, кроме того иуды облик знаком». (26.03.29)

«Желание Урусвати исполнится. Тебе можно желать. – Что означают семь винтов вокруг Блаватской во сне Ояны? – Семь винтов творчества её, больше взять не могла, но Урусвати утроит. Упасика вместила семь огней Знания. – Но она дала «Тайную Доктрину», ничего подобного я не смогла бы написать. – Если было бы нужно, написала бы. Каждый меч имеет свою доблесть». (4.06.29)

«Мы долго ждали носительницу Нашего Завета руками и ногами человеческими Нашу Чашу донести. – Как я задержалась! – Не ты задержалась, но сознание людское плыло медленно. Твой дух ждал и бился, не переставая, с эволюцией». (7.06.29)

«Скоро Урусвати водворится как Тара человечества… Трудно сказать, которое из Моих к тебе обращений не включить в книгу. Твоё чувство знает. Оставить нужно будет будущему поколению всю явленную работу духа твоего и Моего сотрудничества». (29.06.29)

«Совершенно не могу выносить солнечные лучи». (5.07.29)

«Можно указать, почему я так задержалась? – Не задержка, но соизмеримость плана! Токи соединения должны завершиться в дальних мирах. Миссия твоя должна теперь телом неуплотнённым человечеству утвердиться. Архат ведь должен облик принять. Тебе нужно тело физическое для последней мировой миссии». (10.07.29)

«Когда дух девочки может ощущать Братьев человечества, тогда имя этого духа – Светоносный меч. Когда дух может чуять с детства, что Братья человечества сущее перерождают, тогда дух несёт имя светоносное». (11.07.29)

«На чём играла я ночью, инструментов не было? – На токах сфер». (13.07.29)

«В детстве я так остро ощущала необычность моей жизни, но потом сознание это сгладилось. – Нужно было затуманить временно». (15.07.29)

«Без тебя дела не могли бы проявиться. Нужно было осветить путь звездою духа твоего». (16.07.29)

«Под утро, казалось, голос Уч.К.Х. «Вы близки к завершению… подпись 71» //по англ.// Поняла, что сказанное подтверждается семьдесят одним членом Братства». (17.07.29)

«О подписи 71 чл. Тоже правильно поняла? – Да, ручательство 71 чл. – А где же остальные шесть? – В разных местах». (18.07.29)

«Владыка Будда хочет дочери сказать: «Имя отца держишь пламенным щитом. Учение утверждаешь пламенным сердцем. Разишь явленное искажение пламенным духом. Очистишь понимание. Истинно, утверждаешь Имя Владыки в чистоте. Рады Нашей Урусвати, рады, рады, рады. Видим, как чистые основы проявляются в жизни. Рады начатому труду Наших трёх книг. Явят стране понимание и дадут сознание Беспредельности». (17.07.29)

Из вновь открытых текстов явствует, что одно из воплощений Урусвати – дочь Будды. Тогда становится более понятно обращение к ней. Вообще, все термины семейные (муж, жена, дочь) очень запутаны, особенно в начале Служения. Иногда даже дальнейший текст не позволяет понять, о чём и о ком говорится.

«Вместилище Матери Мира имеет все отражения на планете. Одно из них, самое сильное и напряжённое, есть явление идущей Тары». (18.07.29)

«Радость творчества и труда будущего составляют слияние. Нашего назначения. С началом перехода нашего в дальние миры начертан план нового цикла. Сотрудничество на творческом поле и помощь земным духам. Те пространственные явления, которые могут нарастать в сиянии Материи Люциды, проявим обоюдно. Много прекрасных форм уготовлено. Много прекрасных формул заготовлено в Моей сокровищнице. Весь синтез Начал сольётся в дыхании творческого сияния. Я Майтрейя, Я творец. Урусвати – дающая и принимающая Матерь Мира! Мы утверждаем новое Бытие». (19.07.29)

«Психожизнь Моих дел – твой огонь! Без тебя не было бы строительства!». (22.07.29)

«Я утверждаю, сегодня Праздник. Узы неразрывные. Занесено в книгу «Жизнь» огненным током, видимым явленным Владыками. Занесено издавно, но сегодня занесено огнём». (24.07.29)

«Архат ждёт иной раз столетия, чтоб дать сокровенное поручение. Огромное поручение Упасики неотрицаемо. Явление иных поручений требует особые комбинации. Мы, Архаты, следуем принципу целесообразности. Твой опыт отличается не яркостью, но соизмерение космическим… Родная Урусвати, запиши Моё тебе поручение, как согласованность высшую на планете. Согласованность духа и материи – редчайшее Космическое явление». (27.07.29)

«Но почему, Владыка, хотя я чувствую эту жажду творчества в Космическом объёме, всё же я не могла проявиться? – Там сконденсирован Синтез Чаши, что не должен быть проявлен в одной области. В твоей завершающей жизни лежит, как камень основания, подвиг Матери Мира. Ты создаешь ту психожизнь в творчестве около явленных сфер. Ты должна остаться, это столетие нуждается в подвиге твоём. Никто не мог заменить тебя!» (28.07.29)

«Вл., откуда у меня столько недоверия к своим силам, должно быть, прежние жизни развили? – Да, и последнее завершение часто сопровождается так называемым чувством недоверия». (30.07.29)

«Достижение внутреннего огня степени, достигнутой Нашей Урусвати, редчайшее достижение. Степень называется степенью уявленного идущего Архата. В древности знали об этом жидком огне. Алхимики знали об этом жидком огне. Достижение высшей степени мощного пламени может быть явлено только духом, живущем психожизнью всего сердца». (1.08.29)

«Голос Владыки: «Ты несёшь тайну Мира!» (4.08.29)

«Не могу представить, что победила я? – Двойное понятие. Победила земное навсегда. Победила неуверенность… - Что означают слова Влад.: «Ты превозмогла всё?» - Ведь жизнь на этой ступени предполагала тебе всё, но ты превозмогла, ибо дух знал назначение». (5.08.29)

«Урусвати, огни, тобою возжжённые, не только являют Агни-Йогу, но размера Космического. Огни дают тебе ту силу Лучей, нужную для бытия беспредельного». (11.08.29)

«Ты не придаёшь много значения твоему подвигу. Твой подвиг – в твоём вечно дающем сердце для эволюции духа и чистой Матери Мира». (12.08.29)

«Моя Урусвати, завершается раздвоение и близиться час победы, предназначенный Космосом. Путь земной тяжек духу, завершающему духу. Но помощь твоя для создания Моих дел так велика!». (14.08.29)

«Я, Майтрейя, скажу тебе, Урусвати, твоё пламенное завершение принесёт человечеству нужное продвижение». (15.08.29)

«Значит, сердце моё повреждено? – Да. – Чем? – Твоим самопожертвованием – опытом. – Почему Владыка в 25-м году так настаивал на нашем переезде из Шринагара в Гульмарг и так скорбел о задержке? – Тогда были особые токи, слышала бы многое. Но чуткость твоих центров самосвет несёт. Считаю, опыт принесёт дар человечеству. – Но даже в семье не допускалось, что Учение может идти через меня, я так остро чувствовала это. – Это недопущение – высшее измерение. На земле были применены малые (измерения) мерила». (17.08.29)

«Но подобные боли я уже имела в России. – Процесс подготовительный… Возгорание центров идёт ритмично, и ты Наше поручение несёшь. – Но люди не будут верить моим записям и не поймут их. – Если бы Мы не видели применения на планете, то позвали бы тебя давно». (24.08.29)

«Невозможно лучше воспламенить центр, чем у тебя. Холод высот заменил пранаяму. Явление контролирования центра лёгких с серебряным Лотосом настолько важно, что только эти два центра могли бы дать высокому Йогу столько мощи, но совокупность Центров так мощна, что трудно применить все беспредельные силы на планете». (26.08.29)

«Центр лёгких, считаю, претворился в чистый огонь. Очень ответственная задача и продолжительная. Центр начал возгораться давно. – Да, ещё в России. – Да. – Особенно сильно болели центры оплечий около 16 лет. – Да, часто не выносили явлений возгорания. – Умирали? – Да». (31.08.29)

«Когда каждый центр получает огонь для продвижения человечества, тогда можно назвать несущего огни служителем эволюции. Отдающий себя на соединение пространственного огня с планетою утверждён, как звено планеты с дальними мирами». (1.09.29)

«Как хотелось бы мне помочь Фуямушке, бедняга так трудится, а я здесь в покое сижу. – Очень помогаешь. Так различны энергии творчества». (16.09.29)

«Дух, будущий творец планеты, всю мощь пространственного огня в себе собирает. Потому, Моя Урусвати, твои вибрации так звучат на космические пульсации. Потому планетные перемещения и атмосферные токи тебе так передаются». (17.09.29)

«Ты утверждена, истинно, не планетными законами, но законами Владык! 24 Владыки видят и знают». (19.09.29)

«…сегодня серебряная искра на словах: «Ты, Моя Урусвати, утверждена, истинно, не планетными законами, но законами Владык». Звёздочка подчеркнула слово «утверждена». (21.09.29)

«Явление света несёт твоё сердце. «Пустынный Лев» так много несёт. Тара сердца, тара света – так называем тебя в Братстве». (4.10.29)

« Сон... Я стояла спокойно, созерцая эти разрушения и ничем не препятствуя им, зная, что после очищения легче строить… - Вл., мне хотелось бы иметь объяснение моего сна. – Конечно, завершение достигается высшим путём. Видела твой истинный символ – всегда очищает царица духа». (7.10.29)

«Потому Наша обоюдная творческая работа протекает вместе. По закону тысячелетий звезды утверждают срок. Наш намеченный срок должен быть завершён этим великим земным утверждением». (11.10.29)

«Тара Знаний намагничивает устремление к Знанию. Тара Красоты зовёт устремлённых к Красоте. Тара подвига зовёт устремлённых к подвигу. Тара синтеза может собрать объединённых духов – так слитое сердце исполняет Завет Космического Разума!» (13.10.29)

«Потому тебе, Нашей Урусвати, дано поручение очистить планету от заблуждений. Потому человечество должно будет учиться на великом опыте». (19.10.29)

«Когда Мы дали Нашей Урусвати поручение вести человечество на новую ступень, то явление Нашей сподвижницы так высоко, что приравнять всякое медиумистическое проявление будет равно капле мутной воды в огненной Чаше». (21.10.29)

 

Ю.Н.Рерих

З.Г.Фосдик: «Затем Е.И. мне рассказала про Юрия, как он ей утром говорил, что он как учёный может принимать доказанные факты, а не такую книгу, как «Тайная Доктрина». Е.И. ему ответила, что, прочитав её, он получит знание (того) что важно, но не для того он читает, чтобы цитировать. Он трудная натура». (26.09.28)

«Мне очень трудно переносить грубость и несправедливость Юрия. – Именно его не замечай!.. (17.04.28)

«Удрая может дать небывалую книгу о Явлении Учения Йоги. Успех и польза безмерны. Удрая может дать нужное человечеству сопоставление с Нашим Учением». (14.11.28)

«Удрая может даже до 30 лет приблизиться к личному опыту, но нужно уже теперь начинать пробуждать силы. Нужно смотреть на общение со Мною, не только как на источник поучения, но как на накопление психической энергии» .(20.11.28)

«Жительство здесь //Дарджилинг// кончилось большим явлением. Удрая получил рефлекс Моего луча по линии воздействия.

Правильно предполагать, что Удрая мог бы получать и другие воздействия, если удержит качество построения». (16.12.28)

«Каково качество огня Юрия? – нуждается в подвижности и тем может терять». (1.01.29)

«Полагаю, что Удрая может каждые два года делать круг лекций, остальное время может работать на станции и писать книги. Если не имеет желания беседовать со Мною, не принуждайте». (4.05.29)

В конце 1929 г. Ю.Н. вместе с отцом был в Нью-Йорке. Оттуда он регулярно писал Е.И. Часть писем опубликовало МЦР в 2002 году. Во многих письмах есть фраза: «Я так хочу рассказать тебе обо всех моих впечатлениях и обсудить проблемы, которые предстают перед моим сознанием». Но подробнее я приведу цитаты из писем Ю.Н. в следующей части, так как они ближе к дальнейшему развитию событий.

 

С.Н.Рерих

«Мой сон, что Светик пробивается по опасной тропинке ко мне? – Считаю, может близиться к вам». (17.04.28)

З.Г.Фосдик: «Е.И. сказала, что при всей любви к нему (это её любимый сын) она так не убивается, как было раньше. Она отошла от такого чувства. Говорила о трудности его характера, ужасе игры на бирже и /о том/, какой огромный дар у него. «Он может быть оком мира» - было о нём Сказано». (15.08.28)

З.Г.: «Светик заявил, споря с Е.И., что они принадлежат к разным школам». (23.08.28)

«Люмоу может спросить… Советую, чтобы по-прежнему был Нам предан, ибо поистине никогда не предал Нас». (23.08.28)

З.Г.: «Е.И. говорит – М. сказал, что Люмоу будет заместителем Фуямы на Западе. Е.И. страшно любит Св., но видит его недостатки. Знает наизусть и слепо берет «Тайную Доктрину» и «Письма Махатм», а данное через Е.И. и Н.К. не хочет брать. Всё сам». (24.08.28)

«Полагаю, Люмоу может дать изображение Фуямы с ковчегом, но следует покрыть ковчег платом, чтобы была видна лишь узкая часть ковчега». (27.08.28)

«Святослав кроме «Тайной Доктрины» и «Писем Махатм» не может ничего другого читать. – Хвалю, именно огонь духа подскажет, где истина. Иначе должно читать все размышления человечества». (30.08.28)

З.Г.: «Сегодня Свет. Закончил портрет Н.К. Смотря на него, Н.К. сказал: «Человек приятный! И представительный!» Мы много смеялись».(7.09.28)

«Люмоу, прошу явить терпение. Творчество даст духу силу. Ярко, Люмоу, учи ту родину мудрости сущности мира. Терпение. Ты Фуяму пиши. Три портрета – довольно».(10.09.28)

З.Г. «О Светике Е.И. абсолютно не тревожится, ибо он приобрел массу знаний, вырос. Если занимается спекуляцией, ибо не может писать вульгарные портреты, и на эти деньги учиться, изучает искусство, то временно это хорошо… Что же касается отношений Светика и Кат/рин/ - пусть идёт как хочет. Его карма, и Е.И. его удерживать не будет. Но она не думает, что он на ней женится. Но пусть идёт своим путём». (22.09.28)

«Зубы Л/юмоу/? – Рост духа. Здоровье не есть признак духовности». (31.10.28)

«Что означает сказанное о болезни Святослава? – Относится не к телу, но к духу. Рост духа идёт крутою спиралью. Нельзя обращать внимание на ныряние духа. – Что означает моё видение красного пятна на лбу Святослава? – Конечно, третий глаз, он найдёт дорогу». (3.11.28)

«Огонь горит вокруг Люмоу подобно Урусвати. Жгучи брызги его, но это священный огонь пространства. – Что означает «подобно Урусвати»? – Качество подобно, но, конечно, нужны годы ассимилировать. Можно представить, что он вас любит, и особенно Урусвати, очень сильно, но бушующий огонь приводит к жгучим нелепостям. Мы не одобряем эти грубые нелепости, но качество огня может быть развито». (1.01.29)

«Как трудно влиять на Святослава! – Он растёт и зёрна подбирает». (22.01.29)

«Я слышала, что Святослав может научиться летать? – Да, конечно, все данные». (24.02.29)

«Могу ли показать камень Святославу? – Можно дать подержать, но нельзя раскрывать ткань». (14.03.29)

«Мой милый Махатма Люмоу может накопить истинные сокровища». (9.05.29)

Я впервые нашла эту запись «Махатма Люмоу». Даже если я и упустила ещё более раннее упоминание, то не больше чем на месяц. С.Н. тогда было 25 лет.

«Я направляю Люмоу на путь. Будет иметь синтез». (23.07.29)

«Под утро думы о Светике. Увидела его довольного, улыбающегося, но всё ещё смотрящего на меня с некоторой снисходительностью». (27.07.29)

«Что Люмоу? Я видела, что его задерживают. – Есть немного, но Люмоу победит – и связь со Мною крепнет. Люмоу победит. – Я знаю, что он любит Владыку, хотя тщательно скрывает от нас. - Любит. Ведь ему открыты все пути». (22.09.29)

 

Круг. Сотрудники.

З.Г.Фосдик: «Сказала, что Модра из-за легкомыслия поставлена на последнем плане, перед ней Ояна, которая не поняла свою миссию идти сердцем». (14.08.28)

З.Г.: «М. сказал, что никогда не отошлёт Ярую, ибо он, когда они были в Москве, посылал им благие мысли и думал о них хорошо, и это им помогло. А когда мы думаем плохо о Тарухане, это плохо отзывается на них, ибо мы все так тесно связаны. М. выбирает, прежде всего, людей, связанных вместе кармически, уже работавших вместе, ибо с ними легче и им легче быть вместе из-за прошлых опытов». (23.08.28)

З.Г.: «Много говорила Е.И. о делах в Нью-Йорке. Рассказала мне, как Франсис ей призналась, что одно время ей было так трудно, она даже хотела уйти. Е.И. сказала, что если Франсис уйдёт, дела развалятся. Не забыть этого и передать нашим.

Е.И. также говорила, что её очень огорчила в этом году С/офья/ Ш/афран/ и Д., которые стояли перед Франсис в конце, ибо она из-за её легкомыслия была поставлена Учителем последней. Первой стояла Порума». (1.09.28)

Согласно записям З.Г., круг американских сотрудников имел такой порядок: Порума, Логван, Радна(?), Ояна, Авирах, С.Ш., Модра. Упоминание недостатков сотрудников много в письмах Е.И., (они идут как рекомендации, на что следует обратить внимание в первую очередь). Но нигде в первоисточниках я не нашла «Расстановки» круга. Дневник З.Г. Фосдик, по всей видимости, в данном вопросе следует отнести к вторичным источникам.

«Прошу исполнять Указы, даже если мышление не вмещает. Много вещей творятся намёками. Советую понимать друг друга при намёках. Длинная затрата слов годиться для первых шагов». (3.10.28)

З.Г.: «Под утро /Е.И./ видела наших в Нью-Йорке, сидящих у стола. Логвана, который тряс пальцем и что-то кому-то говорил, - чувствовалось несогласие в Круге. И она услышала голос Учителя, сказавшего: «Я им дал мост, а они его упустили!» (7.10.28)

«Шаги Модры и Радны очень трудны, кроме того, они, постоянно обращаясь к Урусвати, впадают в психический вампиризм… - Учитель говорил, что для успешности нужны положительные и отрицательные энергии. – Это условие соблюдено, но трудности в том, что каждая считает себя главной». (6.11.28)

«Осторожно приближайте новых сотрудников. Дорожите имеющими кольца». (7.03.29)

«Будем отучать Ояну от механического письма, ибо она теперь воспримет основы Учения… Ояна уже кончает мелкие, личные переживания, и сущность Учения в действии может подвинуть её. Считаю полезным прекратить писания в круге Америки». (8.03.29)

«Читаю мысли Ояны, можно ждать очень нужных последствий. – Почему я так тревожилась за неё сегодня ночью? – Кому-то её приезд неприятен. – Почему же? – Явление Ояны можно рассматривать как укрепление Учения». (4.04.29)

«Одним напряжением можно кончить все беспокойства. Ручаюсь, как найдутся новые помощники, если только в самом ядре можно удержатся от раздражения и разложения». (5.05.29)
«Старая оболочка мешает Яруе, но жду, чтоб сам проснулся, потому говорю Мою формулу не для него, но для вас». (24.05.29)

«Чем помочь учению Радны? – Запруда в колоколе, прошлое вернулось. – Чем помочь? – Сильный и чистый дух может воздействовать магнетизмом. Пусть поищут». (28.05.29)

«Чую, придётся быть Фуяме суровым судьёй среди своих сотрудников. - Придётся написать в Америку? – Да. Желаю начало устойчивое. Желаю изъятия легкомыслия. Желаю полного осознания приказа Мории. Бывает лучше замена полевыми цветами увядших роз. Работа процветает, когда применяется максимум желания. Сознание утончается явлением вмещения. Не годно больше быть школьниками в деле Моём. Не годно растить сад обид. Не годно себя в престол Гуру вмещать. Истинно говорю, родоначальники Моих дел Урусвати и Фуяма!... Обиды много являют задержек». (3.06.29)

«При моём замечании, что тёмная рука толкнула Франсис на это недомыслие //в делах//, увидела чёрную точку». (1.07.29)

«Теперь об Америке. Много сил давал, много масла сгорало, много труда положено, много испытаний пройдено, много огней потушено, много огней возжжено… Истинно, смотрел, как рвутся ткани. Я ткал, но тут же нужно было опять ткать…- Что случилось с Софьей Михайловной? – Затмение духа. – Как могла она так опуститься, чтоб допускать такое предательство, ведь это не может быть прощено? – Непростительно! – Но как же Радна? – Явление нераспознания. Я мог бы руку наложить, но считаю, нужно было дать свободу духу».( 1.09.29)

Обычно всегда говорилось о большом предательстве Хоршей в 1935 году. Но внимательное чтение писем Е.И., новые дневниковые и другие записи наводят меня на мысль, второе семилетие круга (с 1928 года) началось с испытания на прочность всех членов. И первой не выдержала натиска С.М.Шафран, мать З.Г.Лихтман (Фосдик). Кстати, меня всегда интересовало, почему у неё не было сокровенного имени, как у других членов круга и сотрудников.

«Что означ/ает/ «Порума даёт параллель?» - Даёт понимание Учению и Урусвати духу». (4.09.29)
«Сон-видение – В Америке, Радна стоит, впечатление, что она слегка распухла (от самоудовлетворения), за ней тёмные силуэты С.М., М. и м.б. Фр… Очень грозно выговариваю им за их недостойное мышление». (22.09.29)

«Истинно скажу, злоупотребление вашими словами так вредно. Укрывание себя за вашими словами Мне в щит стрела! Запомните – утверждение ваших слов применяется как утверждение личное». (1.10.29)

«Пусть явит Радна бережливость к словам Гуру. Конечно, можно пресечь, но каждый должен сам дойти… На работу Я призвал всех сотрудников, и члены не судьи устранять друг друга. Пусть образумятся». (7.10.29)

«Слышала, но не записывала, кроме одной фразы, относящейся к сотрудн. В Ам.: «У них жалости нет». (8.10.29)

«Шафр. нужно явить справедливость к себе. Глаз добрый творит Р/адна/ - страж может продвигаться, только осудив себя, не судя словами Гуру». (10.01.29)

«Чернота кольца Р/адны/ касается её духа. Пусть в Круге помнят, что синтез духа Ур. И Ф. и символы, указанные Ур., не могут быть присущи духу, утверждённому в сфере земной для явления роста». (14.10.29)

«С вечера видение Владыки, сидящего за столом, услышала голос Вл.: «Вот где была ошибка. И вообще там много белыми нитками… Пресечено…» Казалось, была допущена большая ошибка сотрудн., но и нами – последствия её ещё скажутся…

Сон 2 – Вижу свой размалёванный облик: размалёван он так членами Круга, ужасно опасаюсь, чтобы кто-нибудь не увидел бы меня в таком пошлом виде». (18.10.29)

«Организац6ию нужно изменить! Вместо обращения – лишь желание порабощать». – Поняла, что у многих сотрудников живет ещё сильное желание властвования и самоутверждения – будет трудно им сотрудничать».

 

Общественная работа

«Советую над орденом Будды Побеждающего прибавить треугольник трех камней – жёлтый, синий и лиловый. Жёлтый наверху, правый лиловый и левый синий. Так будет показано значение древнего знака трёх точек». (14.03.28)

«Пусть Фуяма орден Будды Побеждающего возложит на Майтрейю в Гумме». (5.05.28)

«Утверждаю поручение Радне. Она учтёт настроение в Америке. Надо особенно развить доходы. Укажет, как американское правительство должно обратить внимание на Учреждения. Укажет, дом должен повышаться в доходах. Пусть думают, что это самое практичное учреждение. Деловитость и практичность будут щитом духовности». (2.08.28)

З.Г.Фосдик «…говорили с Франсис и Н.К. о Новом Синдикате… Буддийский Центр печатает репродукцию «Владыка Мира». Но книги или издания Учреждений могут идти через Новый Синдикат». (21.08.28)

З.Г.: «Н.К. и Е.И. крайне недовольны тем, что они //сотр. В Америке// так много сообщают о Буддийском Центре и невозможности помещения «Буддийского письма,…» (27.08.28)

«Как обидно Владыке видеть искажение чудесного плана! – Привычка смотреть в уменьшительное стекло. Советую и вам не расставаться с маленьким стёклышком. У Нас правило уменьшать явление в сто раз. Так можно заметить, что имеет безотносительный объём». (30.08.28)

«На все вопросы о делах и действиях Владыка отвечал: - Возможно подвижно. Каждый раз индивидуально». (3.09.28)

З.Г.: « Опять Н.К. в разговоре со мной подчеркнул, что год этот должен быть спокойным. Не надо много деятельности. «Даже фонтану отдохнуть надо». Пару статей за год в журналах. Но в общем надо держаться спокойно». (19.09.28)

З.Г:. «Утром я гуляла с Н.К. и говорила о Яруе и его обязательстве к «World Service» и Логв. Он утверждает, что Логван ему разрешил тратить все деньги и запретил иметь агентства. Мы решили ему сказать, чтоб он отдал отчёт о ликвидации дела в Америку». (12.10.28)

З.Г.: «Нам собираться для собраний раз в две недели и отдельно для каждого Учреждения. Я докладчик по М/астер/ И/нституту/, ибо мне он доверен. Если я предлагаю меру, а другие против, я всё же имею заключительный голос и могу решить своим предложением, при этом занеся в протокол оппозицию большинства и моё настояние на решении. Пусть я несу ответственность. Так и все, каждый по своей работе». (14.10.28)

«Лучше для русских размножить книги на мультиграфе, они любят читать запрещённое». (26.10.28)

«Можно не волноваться за Америку, пока музей существует, ничто не разрушит строение». (23.11.28)

«Учитель рад, когда может дать новое обстоятельство, лишь нужно помнить, что начало иногда походит на беспорядок». (26.11.28)

«Одобряю организовывать малые круги друзей Музея в разных странах. Для начала довольно хотя бы по семи человек. Одобряю утверждение явления Устава Общества друзей, как уявлено для опоры Музея. Одобряю, чтобы в библиотеке и в других помещениях происходили заседания молодых Обществ. Одобряю, чтобы безбоязненно привлекать людей, даже не близких по духу. Считаю, круг замкнут. Одобряю печатание лекций на разных языках. Явление возможностей может быть различно». (11.01.29)

«Думаю, что идея собраний преподавателей не хороша, лучше выбрать их членами Общества и этим предоставить общение. Видите, что почва Музея дает меньше хлопот. В станции отделы филологии и археологии, ботаники, физики, явление психической энергии. Работа по разным областям, где найдутся средства» .(10.03.29)

«Я говорю – уготовано семь Щитов. Я говорю – ощущайте их!». (16.05.29)

«Отдел Шамбалы и Махатм пусть будет впервые показан. Даже все доисторические верования будут даны… Туман мышления о религиях можно очистить взрывом. – Этот музей больше чем искусства? – Да. – Для масс, для наглядного изучения? – Да, можно ожидать семени от посева мысли… Светик был против включения отдела Шамбалы, считая, что нельзя такое священное понятие выставлять на обсуждение толп. – В Моём решении будет жизнь. Но не осложняйте спорами». (19.06.29)

 

Детали связи с Учителями

«После седьмого советую принять такой метод беседы. Один день буду диктовать, как обыкновенно, другой раз сядьте у стола, положив руки, и будем говорить о делах. Движением стола буду утверждать или предупреждать. Так ещё больше развивается напряжённость суждения». (31.05.28)

«Очень полезно применить тактику постоянного тока при беседах, мысленно соединяясь с Учителем. Вы полагаете руку на стол и продолжаете деловую беседу. Если мозг ваш будет наполнен деловитою мыслью, Учитель может дать знак механически. Как всегда, Мы подойдём к этому путём опыта. Эта техника очень пригодится Радне». (7.06.28)

«Почему Учитель не отвечал, когда я спрашивала, усиливать ли мне напряжение? – Ибо не следует пользоваться проводом во время посылки. – Но я очень хорошо слышала другие голоса в это время? – Провод общий не перестает действовать, но провод личный может отяготить посылку». (11.08.28)

«Отчего ответы приходят так различно во времени? – От волн различных энергий, также от воздушных смерчей, которые нарушают созвучия. – Нет ли способа обойти эти препятствия? – Стихии как пасть. Но при воздушном туннеле сообщения доходят монолитно. Именно, но не всегда это возможно. – Нужна сильная электрификация атмосферы? – Да, ибо сейчас немало непорядка в токах. – В 24-м году было легче? – Да, много легче, ибо пятна солнечные ещё не сгущались. – Эти пятна будут сгущаться до 31-го. – Да. – Но астрономы указывают 28-й год как кульминационный год для напряжения пятен? – 1929». (5.11.28)

«Удрая спрашивал, отчего вещи появляются около престола? Это не совсем верно. Советую ему хотя бы один раз в неделю не уходить сразу после музыки. Эти полчаса можно возместить легко. Энергия накапливается во время беседы, которая, как озон, полезна». (25.03.29)

«Поистине нужно утончать мышление. Можно на механическом писании видеть развитие психического прозрения. Называем механическое письмо низшим видом сношения, ибо не пользуемся на высотах, но престол, или эфоб, мог служить от великой древности». (22.04.29)

«Отчего Вл. Не всегда отвечает мне на вопросы? – Часто токи и бури магнитные мешают. – Но почему бури не мешают вечерним беседам? – Провод направлен по одному из каналов, провод же с духом должен быть так оберегаем из-за сердца». (95.09.29)

 

Резюме части 3.

В резюме я попробую зафиксировать то, что осталось у меня в памяти от описания этого периода. По количеству (с 1923 по 1929) – это всего шесть с небольшим лет, но по качеству!!!
- Выполнено два крупных эволюционных поручения: миссия в Москву и Лхасу.

- У Е.И. начался важнейший опыт – открытие центров и ассимиляция Общего Провода Братства.

- Н.К. был утвержден как Глава западных буддистов и началось очищение Учения Будды.

- Получен Камень и его удалось пронести по всем важным точкам и заложить магниты будущих дел и свершений.

- Найдено место будущей столицы – Звенигорода.

- Уточнены контуры Плана и намечена станция – город Знания – на Гималаях.

- Разработана и воплощена идея «Дом Учителя», где впервые широко и постоянно говорилось о Шамбале, Майтрейе, Учении.

- Дети определились окончательно. И хотя ещё были моменты «сопротивления», но Иерархия уже не вызывала сомнения и противодействия.

- Значительно расширился круг сотрудников, помощников. Внутренний круг начал испытывать усиленное давление и заколебался, но всё-таки ещё был цельным.

Как образное подтверждение всему вышеперечисленному – протокол встречи в Нью-Йорке в 1929 году. Если в 1920 году семью Рерихов никто особо не встречал, то в 1929 встреча была организована как государственных персон – мэрия, кортеж сопровождения, протокольные встречи и беседы.

Но главный итог, достигнутый к 1929 году, на мой взгляд, следующий: несмотря на сопротивление сил тьмы, лично хозяина Земли, семья Рерихов шла вперёд уверенно, твёрдо и цельно.

 

начало | назад | далее

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

35 дата публикации: 01.09.2008