Н.С.Юшкова
г. Новосибирск

ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

«Там, где ценят культурные и духовные
сокровища - там будут прочны и народные корни,
там разовьётся самосознание и будет охранена
честь народа […]. Защита Родины и есть
оборона Культуры».
Академик Н.К.Рерих

«Без науки, образования и культуры у России нет
будущего. Мы должны не просто жить, а дать
возможность жить будущим поколениям».
Академик В.А.Коптюг

 

Вспомним, как часто великие творцы и мыслители, опережавшие своё время, были не понимаемы и гонимы своими же соотечественниками; признание приходило уже после их смерти. Нельзя забыть горькие слова А.С.Пушкина, сказанные им в монологе Бориса: "Они любить умеют только мёртвых". Поэт сказал так не случайно - ему также пришлось вынести много незаслуженных оскорблений и клеветы. Одно из своих произведений - "Путешествие в Арзрум" - он заканчивает так: "На столе нашёл я русские журналы. Первая статья, мне попавшаяся, была разбор одного из моих сочинений. В ней всячески бранили меня и мои стихи. […] Таково мне было первое приветствие в любезном отечестве". С болью писал Н.В.Гоголь: "Не будьте похожи на тех святошей, которые желали бы разом уничтожить всё, что ни есть в свете, видя во всём одно бесовское. Их удел - впадать в самые грубые ошибки. Нечто тому подобное случилось недавно в литературе. Некоторые стали печатно объявлять, что Пушкин был деист[1], а не христианин; точно как будто они побывали в душе Пушкина. […] По их понятиям, следовало бы всё высшее в христианстве облекать в рифмы и сделать из того какие-то стихотворные игрушки. […] Публично выставлять не христианином человека и даже противником Христа, разве это христианское дело?"[2] "Сколько скорби в этих признаниях, - писал известный русский художник Н.К.Рерих. - Разве не тем же полна трагическая жизнь Лермонтова?! Разве конец Мусоргского не от тех же тёмных причин?! […] Каким же таким низменным, тёмным состоянием нужно объяснять, когда на наших глазах русскую гордость, победителя Наполеона - Голенищева-Кутузова называют изменником. […] Если с одной стороны несётся торжествующий рёв, угрожающий разрушением всем храмам и музеям, то с другой стороны готовятся пистолеты, чтобы застрелить всех Пушкиных и обозвать изменниками всех Голенищевых-Кутузовых и прочих героев Российской Истории. Да, истинно, не только в войнах разрушаются Культурные Сокровища" ("Лихочасье"); "Всегда находились своеобразные инквизиторы, желавшие втиснуть истину в свои клещи. […] Жгли Джордано Бруно, уничтожали Лавуазье, убили Сократа, продавали в рабство Платона. […] И не в глубокой древности искать примеры" ("Свобода познания"); "Пережили отлучение Толстого от церкви. И такое бывало. […] На нашем веку Достоевский в остроге сидел. […] Врубель погибал в нищете" ("Недописанное"); "Откуда эти глубины несправедливости?.. Гонители не считаются с правдоподобностью, в них самих правда не живёт, и потому мерило правды им не знакомо. […] Ярость несправедливых суждений возрастает особенно в дни больших потрясений" ("Несправедливость").

Вот и теперь, на пороге третьего тысячелетия, мы вновь наблюдаем знакомую картину - кое-кто очень настойчиво пытается дискредитировать имя выдающегося русского художника, учёного, мыслителя, историка, археолога, путешественника и общественного деятеля мирового масштаба - академика Николая Константиновича Рериха, внесшего неоценимый вклад в сокровищницу отечественной и мировой Культуры. Когда же мы, наконец, научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений? Ведь именно гений, по словам русского писателя и философа И.А.Ильина, "всегда остаётся для своего народа живым источником духовного освобождения. […] Он есть тот очаг, в котором, прорвавшись, вспыхнуло пламя национального духа"[3].

Рерих по праву является нашей национальной гордостью, и всё, сделанное им, может быть оценено в полной мере лишь будущими поколениями! Доктор Каун, профессор Калифорнийского университета, писал: "Николай Рерих - один из благороднейших сынов России"[4]. Прекрасно и точно сказала о нём в своей статье "Гигант духа"[5] известный рериховед Наталия Дмитриевна Спирина, изучающая теоретическое наследие семьи Рерихов более полувека: "Гиганты духа и мысли будут всегда впереди своего времени. Они как бы приходят из будущего в настоящее, чтобы приблизить нас к этому будущему. Они не современны нам и часто бывают в начале их появления не понимаемы и не принимаемы нами. Их идеи и замыслы нам новы и непривычны; направление мысли их неожиданно. Но время идёт, люди возрастают в разуме и постепенно начинают втягиваться в орбиту прогрессивного движения, проложенного вождём возрождения. Его начинают воспринимать и следовать за ним передовые люди своего времени; за ними, с их помощью, подтягиваются и все те, которые в состоянии что-то понимать. И, под конец, наступает та эпоха, создать которую и было этому творцу будущего предназначено. Сейчас наступает эпоха Рериха. Эпоха, неразрывно связанная с возникающей культурой духа". Невозможно не привести и слова известного русского художественного критика и искусствоведа М.В.Бабенчикова: "Слепы те, кто видит в Рерихе только живописца. Мудры, видящие в нём одного их величайших духовных вождей нашей эры" ("Мысли о Рерихе")[6].

9 октября 1999 года исполнится 125 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Несомненно, что в недалёком будущем этот день будет отмечаться по всей планете, как "Всемирный день Культуры", и с каждым днём будут открываться всё новые грани оставленного нам ВЕЛИКОГО НАСЛЕДИЯ.

Повсюду в мире существует богатая библиография о различных проявлениях творческого гения Николая Константиновича. За всю жизнь им было написано более семи тысяч картин; его литературные произведения составляют около 30 томов; известны замечательные работы Рериха для многих опер (декорации и костюмы). "Театр многим обязан Рериху. […] Его работы для русской оперы, драмы, балета всегда создавали атмосферу высокой художественности", - писал его современник, русский балетмейстер Михаил Фокин[7]. Разностороннее образование дало Рериху необыкновенно глубокие знания и широкое мировоззрение. Биограф Рерихов П.Ф.Беликов писал о Николае Константиновиче: "Большой, не знающий предубеждений ум, целеустремлённость, вера в людей, необычайная организованность, участливость и внимание к человеку совмещались в Рерихе с громадной творческой силой и широчайшим, как теперь говорят, "комплексным" охватом происходящих в мире событий"[8].

Не случайно правительства и научные общества многих стран удостоили Рериха своими почётными наградами, среди которых - Российские ордена Св. Станислава, Св. Анны, Св. Владимира, Югославский орден Св. Саввы. Он был членом более 40 научных и культурных учреждений мира - Почётным президентом Американо-Русской культурной ассоциации в Нью-Йорке, Почётным президентом и доктором литературы Международного буддийского института в Сан-Франциско, членом Югославской Академии наук искусств, членом Реймской Академии во Франции, членом Ассоциации международных исследований и членом-основателем этнографического общества в Париже, членом Академии международного института науки и литературы в Болонье (Италия), почетным членом Комитета культуры в Буэнос-Айресе в Аргентине и т.д. В 1929 году по инициативе Парижского университета Рерих был выдвинут кандидатом на получение Нобелевской премии Мира. Его кандидатура было поддержана научными учреждениями многих стран. Знакомство и дружба связывали Рериха со многими выдающимися людьми своего времени - учёными, деятелями культуры, руководителями государств, среди них - Ф.Шаляпин, Н.Римский-Корсаков, С.Рахманинов, А.Ремизов, А.Блок, А.Чехов, Д.Григорович, М.Горький, Л.Толстой, К.Станиславский, В.Стасов, Д.Менделеев, С.Метальников, В.Бехтерев, А.Эйнштейн, Н.Лосский, Дж.Неру, Индира Ганди, Р.Тагор, Ч.Диккенс, король Югославии Александр I, король Бельгии Альберт I и другие.

В России, в которой Рерих прожил 43 года, он был членом совета Общества Защиты и Сохранения памятников искусства и старины, директором первых женских архитектурных курсов, возглавлял Школу Императорского Общества поощрения художеств, при которой открыл иконописную мастерскую. Следует отметить, что Рерих был одним из первых, кто заговорил о художественной ценности старинной русской иконы - известны его очерки на эту тему: "Живописное дело Древней Руси", "По старине", "Иконный терем" и другие. Рерих известен как создатель прекрасных станковых композиций и эскизов для мозаик, фресок и росписей для многих церквей. Недаром, по воспоминаниям художника, строгий византийский характер его фресковой живописи для церквей под Киевом был высоко оценен митрополитом Флавианом. Плодотворно трудился Рерих и в Талашкино - крупнейшем центре русского народного искусства под Смоленском. "Возрождаем цельную, вековечную Россию", - писал Рерих в то время. Не случайно княгиня М.К.Тенишева - художница и меценатка, которую современники называли "гордостью всей России", проникновенно и значительно писала о нём: "Он человек, живущий духом, господней искры избранник. Через него скажется Божья Правда"[9]. Спустя много лет искусствовед В.А.Десятников, побывав в Талашкино с известным реставратором П.Д.Барановским, вспоминал: "Размышляя вслух о возрождении народных традиций в искусстве, о наметившемся росте национального самосознания, мы неспешно двигались по направлению к талашкинской церкви Святого Духа, украшенной знаменитой мозаикой Н.К.Рериха "Спас Нерукотворный". Выждав, когда ярый взгляд "Спаса" проникнул в каждого из нас, Барановский с чувством и толком произнёс слова Рериха: "Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего". - "Пророческие слова! - добавил Пётр Дмитриевич. - Памятники Отечества - это святыни, без которых нет доступа нам в будущее""[10].

Вспоминаются и слова поэта А.Блока, близко знавшего и ценившего Рериха: "Россия - молодая страна, и культура её - синтетическая культура. […] Глинка и Чайковский выносят на поверхность "Руслана" и "Пиковую Даму", Гоголь и Достоевский - русских старцев и К.Леонтьева, Рерих и Ремизов - родную старину. Это - признаки силы и юности"[11].

Не случайным было и устремление Рериха к Востоку, которое он объяснял так: "Русь в древнейшие времена уже внимательно слушала сказания мудрых восточных гостей. Сношения с Востоком были гораздо глубже, нежели западники старались это представить. Уже не говоря о восточной сущности Византии и о всех сокровищах восточно-русских, даже в изобразительном искусстве Европы с давних времён можно находить прямые влияния азиатские. Сердце Азии является как бы и сердцем мира"[12]. Рерих был уверен в том, что русский человек и русская культура глубоко связаны своими корнями с народами Азии, с Сибирью, с Центральной Азией и Алтаем. Вспомним и слова Ф.М.Достоевского из "Дневника писателя", сказанные им в конце прошлого века: "В Азии, может быть, ещё больше наших надежд, чем в Европе. Мало того, в грядущих судьбах наших, может быть, Азия-то и есть наш главный исход".

В 1929-1928 годах Рерих возглавлял Центрально-Азиатскую экспедицию, ныне вошедшую в Золотой Фонд географических открытий нашей планеты, которая, по словам академика А.П.Окладникова, "была настоящим научным и человеческим подвигом, явилась триумфом русских исследователей Центральной Азии". Он также говорил о Рерихе: "Великий гуманист нашей планеты. […] Сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях"[13].

"Экспедиция прошла величайшие высоты, например, перевал Гегонгла, неизвестный географам, высотой 20600 футов в Трансгималаях", - писал участник экспедиции, доктор К.Н.Рябинин[14]. Сын художника, С.Н.Рерих - известный художник и искусствовед, почётный академик Академии художеств СССР, выступая в 1975 году в Ленинградском Доме учёных, сказал: "Путешествия Николая Константиновича были совершенно исключительным явлением именно потому, что до него мало кто мог пройти этими путями по Тибету. […] Это были те пути, о которых в своё время мечтали Козлов и Пржевальский. […] Николай Константинович привёз не только прекрасные картины, которые он писал в очень трудных условиях, но и много коллекций"[15]. Следует отметить, что за время экспедиции было написано более 500 произведений, которые можно назвать величественным гимном Красоте и Вечности. Так же, как писал Н.К.Рерих, "кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов"[16].

По окончании экспедиции, Рерихами был создан уникальный научно-исследовательский институт "Урусвати" в долине Кулу в Гималаях, который называли "форпостом русской науки в Азии", - с ним сотрудничали 285 научных учреждений Европы, Азии и Америки, в том числе Ботанический сад Академии Наук СССР. Директором института стал Ю.Н.Рерих - выдающийся учёный-востоковед, доктор филологических наук, профессор, автор ряда фундаментальных трудов по истории, этнографии, филологии Центральной Азии. Юрий Николаевич в совершенстве владел многими языками - "русским, английским, французским, немецким, греческим, латинским, тибетским, монгольским, санскритом, иранским, китайским, испанским, итальянским и т.д. " Ему были доступны любые первоисточники"[17]. Вспоминаются слова Н.К.Рериха: "Искусство и Наука необходимы всегда, но в наши дни […] они должны особенно охраняться всей мощью наших сердец"[18]; "Кроме того, эти два двигателя являются тем совершенным международным языком, в котором так нуждается мятущееся человечество"[19].

Своей многогранной деятельностью Рерих укреплял научные и культурные связи между странами Запада и Востока. Он стремился объединить человечество на основах нравственности и красоты, указав ему путь к лучшей, более счастливой жизни, где будут царить взаимные понимание и сотрудничество.

Именно Рерихом был предложен Пакт Мира по охране культурных ценностей человечества, известный как Пакт Рериха, который был ратифицирован и подписан в 1954 году представителями 37 государств, в 1968 году их стало уже 59. "Нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия Земли стали нормами международного права", - писал скульптор С.Коненков[20].

Рерих считал, что "именно корень Культуры - это тот основной фундамент, который сможет объединить всё человечество". Так, он писал: "Глубокое заблуждение полагать, что в тревожные времена можно игнорировать Культуру. Напротив, в период войн и отсутствия понимания между народами необходимость Культуры чувствуется с особой остротой. Без Искусства непостижима Религия. Без Искусства гибнет национальный дух. Без Искусства меркнет цвет нации. […] История изобилует примерами того, как Искусство становится великой путеводной звездой во времена бедствий"[21]; "Что может заменить Культуру? Продовольствие, промышленность - тело и брюхо? Но стоит лишь временно устремиться к вопросам тела и брюха, как интеллект неизменно падает. Весь уровень народа понижается. […] Рост преступности доказывает падение не только Культуры, но даже и цивилизации. […] Правы те, кто предупреждал об опасности небрежения ко всему гуманитарному. Чудовищная технократия достукалась до бедствий всенародных" ("Знаки"); "За последние годы европейская цивилизация сильно потрясена. Ведь цивилизация ещё не Культура" ("Адамант"); "Именно теперь мир переживает незапамятный, глубоко внедрившийся материальный кризис. […] Главным образом это происходит от того, что уже многие поколения приучаются верить - руководящая мощь мира лишь в золотой валюте. Но это не так. Истинная валюта есть валюта духовных ценностей" ("Любите книгу"); "Если кто-то воображает, что "цивилизованный" человек не может одичать - он ошибается. Цивилизованный дикарь - самое отвратительное зрелище" ("Друзья!"). "Доблесть духа утрачена Европою", - отмечала Е.И.Рерих[22]. О том же писал и известный историк В.О.Ключевский: "Европа цивилизованная доцивилизовалась до четверенек, и ей остается взорвать самое себя ею же изобретённым динамитом - венцом научного знания"[23]. И потому Рерих утверждал: "Признаки прогресса обязывают думать о Культуре, ибо без этого мы опять будем попадать в хаос неразрешимых механических проблем"[24]; "Работа моя с самых первых лет была художественная и культурно-образовательная. […] Политикой мы никогда не занимались. […] Область Культуры настолько самобытна и обширна, что невозможно в неё вносить постоянно зыблемые политические соображения" ; "Сейчас забыт "Человек""[25]; "Если мы хотим достигнуть настоящего, действительного мира, мы, прежде всего, должны думать о проведении в жизнь неотложных основ Культуры. […] Ведь мир есть справедливость, достоинство, благородство, сознательность, терпимость, созидательность и всё то, что не входит в понятие невежества"[26]; "Красота не может быть охранена лишь установлениями и законами. Только когда человеческое сознание поймёт бесценные сокровища красоты, творящие, облагораживающие и утончающие людей, только тогда истинные сокровища человечества будут в безопасности"[27]. Созвучны эти мыслям Рериха и слова Достоевского: "Идеал красоты у здорового общества не может погибнуть. Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность её, значит, гарантировано и высшее развитие этого народа".

Во всём мире имя Рериха является для прогрессивно мыслящих людей символом высокой нравственности и духовности. Тем не менее, находятся сейчас и такие люди, которые совершенно беззастенчиво раздувают чудовищную клевету на Рериха, обвиняя его и в "разрушении храмов", и в "безбожии", и т.п., не считаясь с действительными фактами. Вот уж, поистине, как говорил Св. Антоний Великий, - "ад есть невежество"! Такие люди, очевидно, привыкли не только думать, но и бесстыдно говорить о предметах, которые они явно не знают - такие "грамотеи" надёргивают цитаты из книг, которые серьёзно не изучали, и повторяют мнения, ни на чём не основанные. Но ведь факты, как говорится, вещь упрямая!

Понятие духовности было для Рериха неразрывно связано с нравственным усовершенствованием человека и потому жизнеописания первых христианских подвижников, собранные в "Добротолюбии", а также великих Святых всех народов, были особенно ему близки. Так, он писал: "Всё преподанное о так называемом "умном делании", о "сердечной молитве", так отмеченное в "Добротолюбии", конечно, неизменно" ("Невидимки"); "Поистине, это источник мудрости, запечатлённый жизненным опытом. […] Разве эти золотые предания не переносят нас ко временам великого русского Подвижника - Преподобного Сергия? Разве не живут те же заветы в жизни последователей Его - Св. Нила Сорского, Св. Кирилла Белозерского и всех подвижников северной Фиваиды? Разве не претворяются и в старчестве Оптинском, которое так часто не понимали, и даже гнали, но народная тропа к нему не зарастала" ("Пути золотые").

Рерих всегда говорил о единстве нравственных заповедей всех Основоположников мировых религий, которые впоследствии были искажены людьми до неузнаваемости - оставались слова и обряды, но замолкало сердце и заповеди не выполнялись. И действительно, история это подтверждает. Вспомним также и рассказ оптинского старца Амвросия: "Пришёл как-то к о. Игумену Антонию один больной ногами и говорит: батюшка, у меня ноги болят, - не могу класть поклоны, и это меня смущает. О. Антоний ответил ему: да уж в Писании сказано - сыне, даждь ми сердце, а не ноги"[28]. Существует определённая закономерность - традиции, призванные хранить основы великих Заветов, с течением времени неизбежно утрачивают первоначальный дух и становятся их полной противоположностью. Так и "Евангелие предостерегает от того, чтобы вливать новое вино в старые мехи, но в истории культуры новое вино вновь и вновь вливается в старые мехи, пока невозможность этого не докажет себя на опыте", справедливо заметил выдающийся культуролог, академик С.С.Аверинцев. Так и известный филолог, философ и исследователь древних культур В.С.Семенцов отмечал: "Великие тексты и идеи, конечно, не устаревают; но устаревает, костенеет их понимание, применение". Консерватизм, по его словам, "не в силах спасти традиционную культуру от внутреннего омертвления"[29]. И потому Рерих говорил: "По мере сил пытаюсь идти к первоосновам великих Заветов, чтобы избежать всевозможных позднейших нагромождений, граничащих подчас со святотатством и кощунством […]. "Во всех трудах своих смотри в основу и углубляй добро", - был дан один из заветов мне от о. Иоанна Кронштадского"[30]; "Конечно, всякое нетерпимое сектантство, не имеющее ничего общего с высокими идеалами Христа, является сейчас одной из самых разрушительных сил мира"[31]. Так и Е.И.Рерих писала: "Мы никогда не говорили, не говорим и не будем говорить против какой-либо религии как таковой, или же против храмов, но против нетерпимости, невежества и безнравственности мы будем протестовать"; "Советовала бы вам прочесть замечательные книги "Добротолюбия". Читая эти жизненные советы и объяснения Евангелий подвижниками первых веков христианства, ясно видишь, в какие дебри забрело наше современное сознание"[32]; "Никогда не буду отрицать моих взглядов, что я верю в Неизречённое Божественное начало, равно пребывающее в каждом человеческом существе. […] В христианстве я придерживаюсь веры первых отцов христианства"[33]. Также она писала, что ближайшей задачей является "не разрушение храмов, но очищение и новое осознание как обрядов, так и основ великих Учений", "главное - их глубокий смысл должен быть осознан"[34]. Также Елена Ивановна отмечала, что "ни в одной книге "Живой Этики" нет упразднения Великой Основы Бытия, так же как нет умаления понятия Христа", но "каждой эпохе соответствует определённая ступень познания и то, что было настоятельно необходимо или целесообразно в одном веке, не может быть таковым полностью в последующих. Иначе, что же станет с эволюцией?"[35].

Нельзя не отметить и другой тревожный факт - некоторые недобросовестные люди, прикрываясь именем Рериха в своих корыстных целях, занимаются не основами этики и нравственности, а всевозможными медитациями, экстрасенсорикой, развитием паранормальных способностей и тому подобными опасными извращениями, тем самым дискредитируя не только Рериха, но и тех, кто действительно серьёзно изучает его наследие, ничего общего не имеющее ни с оккультной экзотикой, ни тем более, с тоталитарными сектами! Вспомним хотя бы следующие слова Рериха: "Что же касается до слов "оккультизм" и "мистицизм", действительно, я не люблю значение, которое им обычно приписывается"[36]; "Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределённого слова "мистицизм". Всё туманное, расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определённости и Света"[37]; "Прискорбно не то, что зловредные элементы публикуют клевету, на то они и вредители, но прискорбно, что легковерные соотечественники наши склонны так легко верить всякой чепухе"[38].

Не следует забывать, что Рерих был, прежде всего, реально мыслящим учёным и человеком высокой культуры; не случайно и друзья называли его "практическим идеалистом". "Николай Константинович относился к тому разряду людей, чьё мировоззрение сполна проецируется в их собственной жизни. Вся его жизнь прошла в претворении полётов мысли в реальные построения", - писал П.Ф.Беликов[39]. Показательно, что академик А.Л.Яншин, президент Российской экологической академии, советник президиума Российской Академии Наук, давая в своё время интервью газете "Наука в Сибири", сказал: "Н.К.Рерих должен быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в Космос приближали время изучения Вселенной. […] Рядом с фамилиями К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского, конечно, должна быть поставлена фамилия Н.К.Рериха"[40]. Известно, например, что Циолковский работал над такими темами, как "Влияние разумных существ на развитие Вселенной", "Мысль как фактор эволюции Космоса", "Научная Этика". Рерих также отмечал эту взаимосвязь: "Из стародавних времён, когда перечисляются многие, несомненно, существовавшие, а затем исчезнувшие острова, сообщается в грозных словах о причинах этих исчезновений. Обычно эти исчезновения приписываются какому-то человеческому нечестию или гордыне, или излишнему самомнению. В этих легендах люди хотели по-своему выразить связь человеческого духа с космическими явлениями. Действительно сильна эта связь; недаром среди ближайших задач науки есть исследование мысли" ("Крылатая чума"); "Пятнами на солнце не отговориться. Пятна на совести человеческой ещё опаснее" ("Цивилизация").

Научно-философское учение "Живая Этика", ставшее доступным благодаря Рерихам, по словам академика А.Л.Яншина, - "есть мировая этическая система, к которой должно стремиться всё человечество"[41].

Поистине, вся жизнь Рериха - самоотверженное служение миру и Отечеству; он мечтал, чтобы всё, им сделанное, принадлежало русскому народу; велика была его вера в ведущую объединительную роль России и её небывалый расцвет. "Будущий век будет русским веком", - писал Рерих в 1944 году ("Сбережём"). Не случайно академик В.А.Коптюг - выдающийся учёный, на протяжении многих лет возглавлявший Сибирское отделение Российской академии Наук, член Консультативного совета по устойчивому развитию при ООН, в одном из своих выступлений привёл слова Е.И.Рерих: "Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира". "Между прочим, - говорил В.А.Коптюг, - в самые последние месяцы у лидеров западных стран стало нарастать понимание, что последняя её мысль - гибель России будет означать гибель всего мира - это не преувеличение"[42].

В своё время, в 1934 году, журнал "Рубеж" писал: "Если Россия может давать таких выдающихся людей, как Н.К.Рерих, то не значит ли, что русские искусство, наука, литература и высшие духовные идеи - общечеловечны? Не значит ли, что Россия является источником Мировой Красоты? Не значит ли, кроме того, что от русского человека идёт весть о братстве мира?"[43]. Вспоминаются и слова профессора Рам Рахула, в течение многих лет возглавлявшего Департамент центрально-азиатских исследований университета Дж.Неру в Дели, встречавшегося неоднократно с семьей Рерихов: "За долгие годы общения […] я усвоил для себя раз и навсегда, что Россия занимала все их помыслы, все их чувства"[44].

"Пережила Россия смутное время, переживет и эту страду. Велик дух её народа, и в страданиях и исканиях обретает она мощь непобедимую. Так суждено", - писала Е.И.Рерих.

Н.К.Рерих, по словам его сына С.Н.Рериха, "был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру. В нём была заложена глубокая русскость, у него были чрезвычайно глубокие познания русской жизни, её исторических, культурных, общечеловеческих основ"[45].

Николай Константинович писал: "Много пришлось вынести за веру в русское дело. Много, где удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений" ("Четверть века"); "Русский народ. Под его высоким покровом сойдутся многие народы. Милый, родной народ, высоко твоё небо ("Сильны, богаты"); "Золотое сердце русское, бьющееся в миллионах, населяющих Русь, никогда не помышляло о чём-то узконациональном, шовинистическом, захватническом. Нет, оно всегда томилось неосознанными устремлениями всемирности" ("Во славу"); "Говорят, изменился народ. Да, многому научился, во многом преуспел, но сердце-то осталось то же самое - ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЕРДЦЕ" ("Русь"). К этому сердцу и обращался Николай Константинович Рерих.

Неудивительно, что глубокий интерес к научно-философскому, литературному и художественному наследию Рерихов неуклонно возрастает. Не случайно и 1994 год был провозглашен ЮНЕСКО Международным годом Рерихов. Как писала Е.И.Рерих, "в дни неслыханных бедствий и разрушений, когда люди мятутся, на находя выхода из порожденного ими хаоса мышления и действий, подымается мировая фигура Водителя Духа и Культуры и раздается светлый и бодрый призыв к новому строительству, к новому осознанию всечеловеческих отношений и всех духовных, творческих ценностей"[46].

Охранить великое наследие Рерихов от искажения – наш долг!

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

__________________________

[1] Деизм - распространенное в XVII - XVIII вв. религиозно-философское учение, допускавшее существование Бога лишь как первопричины мира и отрицавшее существование Бога как личности (теизм) и его вмешательство в жизнь природы и общества. // Словарь иностранных слов. М.: Советская энциклопедия, 1964. С. 193-194.

[2] Рерих Н.К., Листы дневника, 1995-1996. Т. I. С. 47.

[3] Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 1993. С. 231.

[4] Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1975. С. 10.

[5] Перед Восходом. 1995. № 4. С. 5.

[6] Держава Рериха. М.: Изобразительное искусство, 1994. С. 115.

[7] Держава Рериха. С. 96

[8] Утренняя Звезда. Альманах. М.: МЦР, 1997. № 2-3. С. 190.

[9] Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. Л.: Искусство, 1991. С. 250.

[10] Десятников В.А. Подвижники. М., 1993. С. 12.

[11] Блок А. Искусство и революция. М., 1979. С. 358.

[12] Рерих Н.К., Листы дневника, 1995-1996. Т. II. С. 114.

[13] Вокруг света. 1972. № 3.

[14] Рябинин К.Н. Развенчанный Тибет. Самара: АГНИ, 1996. С. 682.

[15] Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 56.

[16] Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 160.

[17] Калугина Т. Перед восхождением. М., 1984. С. 38.

[18] Рерих Н.К. Химават. Самара: АГНИ, 1995. С. 12.

[19] Рерих Н.К., Пути Благословения, 1924. С. 64, 65.

[20] Рерих Н.К. Зажигайте сердца. ... С. 166.

[21] Рерих Н.К., Листы дневника, 1995-1996. Т. II. С. 367.

[22] Рерих Е.И. Письма. Новосибирск, 1993. Т. 3. С. 348.

[23] Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С. 358.

[24] Знамя мира. Сборник. М.: МЦР, 1995. С. 62.

[25] Рерих Н.К., Пути Благословения, 1924. С. 63.

[26] Знамя мира. С. 141.

[27] Рерих Н.К., Листы дневника, 1995-1996. Т. II. С. 20-21.

[28] Житие и наставления Преподобного Амвросия старца Оптинского. Издание Свято-Введенской Оптиной пустыни, 1990. С. 33.

[29] Восток - Запад. Альманах. М.: Наука, 1988. С. 18-19.

[30] Рерих Е. И. Письма. Рига, 1940. Т. 1. С. 228.

[31] Знамя мира. С. 227.

[32] Рерих Е.И. Письма. Рига, 1940. Т. 1. С. 230, 424.

[33] Рерих Е.И. Письма. Рига, 1940. Т. 2. С. 12.

[34] Рерих Е.И. Письма. Новосибирск, 1993. Т. 3. С. 442.

[35] Рерих Е.И. Письма. Рига, 1940. Т. 2. С. 197, 205.

[36] Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. Летопись сотрудничества. М., 1996. Т. 2. С. 19.

[37] Рерих Н.К., Листы дневника, 1995-1996. Т. III. С. 604.

[38] Знамя Мира (сборник). С. 226.

[39] Рериховские чтения. Сборник конференции. Новосибирск, 1980. С. 293.

[40] Наука в Сибири. 1984, 11 октября. С. 3.

[41] Перед Восходом. 1996. № 5. С. 2.

[42] Коптюг В.А. На пороге XXI века. Статьи и выступления по проблемам устойчивого разви-тия. Новосибирск, 1995. С. 117.

[43] Рубеж. 1934. № 2. С. 9.

[44] РВ. 1992. Вып. 5. С. 68.

[45] Рерих Е.И. Письма. Т. 3. С. 214.

[46] Знамя Мира (сборник). С. 176.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

35 дата публикации: 01.09.2008