И.Ципин

 

ЭПОХА КУЛЬТУРНОЙ БИЖУТЕРИИ

Европейские торговцы и завоеватели, приплывая к дикарям, привозили им не ценные, нужные вещи, а яркие стекляшки, зная, что они будут пользоваться у дикарей большим спросом. Привлекут их внимание скорей, чем действительно ценное и стоящее. Подобное происходит и сегодня. И не где-то на забытых Богом островах, а в нашей стране. Эстраду и экраны телевизоров захлестнула волна из такой же пёстрой стеклянной мишуры. Её блеск зачаровывает. Она дёшева и доступна.

В пропаганде масс культуры особенно преуспело телевиденье. С его экранов непрерывно на зрителей сыпется пёстрое конфетти. Конечно, можно выключить телевизор и не смотреть глупости и пошлость, но, как правило, у экрана сидишь не один. Рядом есть и тот, кто уже успел заразиться от этого вируса. От соседа микроб переползает на твой, ослабленный отсутствием витаминов культуры организм. Фарш пережёвывать гораздо проще, чем кусок хорошо прожаренного мяса. Так и в культуре и искусстве, бифштекс с кровью может оценить только гурман. Нас же стараются приучить к более простой пище. Она дешевле и ею можно накормить массы. Я помню, когда каждый третий едущий в метро читал книгу. Теперь этого не увидишь. А если два-три человека на весь вагон и читают, то в руках у них дешёвенький дамский детектив или сладенький любовный романчик.
Прежде толстые журналы лежали на столе у каждого мало-мальски культурного человека. Их тираж исчислялся сотнями тысяч экземпляров. Сейчас редкий из них дотягивает до трёх тысяч, а некоторые и вообще приказали долго жить.

Что происходит с нами? Куда мы идём? Куда катится страна? В бездну бездумного, бездуховного обогащения? Кто виноват в этом? Мы сами или есть силы, направляющие нас?

Когда сидишь у экрана телевизора невольно начинаешь верить в мистику. Кажется, что какие-то демонические силы управляют телевиденьем, проводят сеанс массового гипноза. Что оно умышлено толкает нас в бездну бездуховности. Заставляет поверить, что чёрное - белое, а белое - чёрное. Старается привить нам вкус к суррогату, протухшей пище. Когда смотришь мыльные сериалы, то кажется, что сценарии к ним писала бригада дилетантов после хорошего подпития, настолько всё нереально и не отвечает здравому смыслу. Эти блины пекутся огромными стопками, но вкус у них отвратительный. Напрасно руководство телевиденья думает, что народ дурак и чем-то настоящим его не заманишь к экрану. Ему подавай только третьесортную продукцию. Нет, народ не дурак, это они сделали его таким, пичкая объедками иностранных телеканалов и подражая им. Как в былые годы человек, взявший газету и прочитавший её, верил всему написанному в ней, считал, что она ошибаться не может. Там истина. Так теперь телевиденье и кино служат для многих эталоном. Увиденному на экране стараются подражать. Мода заразительна, особенно для человека, не имеющего собственного мнения и вкуса, привыкшего жить по чужой подсказке.

Росту преступности во многом способствуют экранные детективы, рассказывающие об уголовном мире. Для ещё не созревших и морально некрепких людей, их герои становятся примером. Они видят только романтику в уголовном мире. Так в крепко сделанном фильме «Брат» его главный герой стал идеалом и примером для подражания десяткам тысяч молодых людей. А как прекрасна, как заманчива Сонька золотая ручка. Сколько молодых девиц, посмотрев этот сериал, выйдут на панель и в уголовный мир. Не уголовная хроника, показанная на телевиденье, в ней романтики нет, влечёт в преступность, а так называемые художественные фильмы. Уголовник в них гораздо интересней и ярче «мента».

Боевики приучают к крови и жестокости. В них убить плохого человека - только польза. Всё равно, что очистить картошку от кожуры. А ведь у нас в стране принят закон об отмене смертной казни. Псевдопатриотизм ведёт к национальной розни, с которой мы ежедневно сталкиваемся на улицах.

Литература. Её тоже прищемили дверью в издательских коридорах. Несмотря на огромное количество пишущих талантливых людей, напечататься удаётся единицам. Издателю нужен раскрученный автор. Реклама - двигатель торговли, а сегодня литература является товаром.

Если бы в «Серебряном веке» литература была им, мы не знали бы ни Чехова, ни Короленко, ни других классиков.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

34 дата публикации: 02.06.2008