В.И.Деревянко

Человековедение вкратце

или
Краткая энциклопедия человековедения

 

Введение

Задача работы состоит в том, чтобы в виде небольших энциклопедических статей рассказать лаконично, просто и по-возможности полно о самом необходимом и полезном для каждого человека, что составляет важнейшие категории, положения и понятия человековедения или открывается через рассмотрение общезначимых и неоднозначно понимаемых людьми вопросов. Наверное, не все представленные статьи одинаково интересны и ровны по содержанию, а некоторые из них могут и не приниматься кем-то в силу иного видения рассматриваемых вопросов и проблем. Но их появление и подборка тем статей продиктованы необходимостью популяризации и продвижения актуальной и полезной для людей науки - человековедения, предметом которой является познание и рациональная реализация сущности, без которых невозможно решение проблем и улучшение их жизни. Ещё одной задачей человековедения и данной работы является преодоление животного и способствование развитию человеческого - духовного, разумного начала в человеке, благодаря которому он возник и живёт на Земле и без которого невозможно расширить его пространство жизни и найти братьев по разуму во вселенной.

 

Избранное

От животного к человеку

Человек - живая часть материальной природы и изменяется вместе с ней, пройдя большой путь эволюции от человекообразных приматов к существам прямоходящим, деятельным и разумным. Некоторых людей и, прежде всего, верующих, эта низменная связь шокирует, однако, верь - не верь, а когда, не дай Бог, человек серьёзно заболевает, ему уже не до этого - надо делать операцию или принимать лекарства. А это было бы невозможно, если бы между человеком и животными не было так много общего: в дыхании и пищеварении, кровообращении и нервных процессах. Люди давно подметили, что плод в чреве матери проходит все стадии эволюционного развития и при рождении им движут животные инстинкты. Как и животному, ему нужны ресурсы и благоприятные условия жизни, но по мере развития человек, благодаря разуму, делается способным сознавать себя и свои потребности и действия. Последнее и разделяет животное и человека, а степень его разумности, как сообразности поведения его сущности, через наилучшее осуществление жизненной необходимости и достижение большей пользы действий, есть мера их различий, позволяющая судить о том, как далеко ушёл человек от своих животных предков. Это касается и способности человека намного лучше даже не приспосабливаться, а создавать более благоприятную среду для жизни в самых сложных условиях. И производить больше ресурсов и эффективно развиваться и увеличивать продолжительность своей жизни. И не только лучше управлять своими действиями, но и улучшать себя... Таким образом, благодаря развитию разума, человек способен подниматься над своим телом и его животными инстинктами, сознавая их и подчиняя развитию и совершенствованию вместе с другими людьми и в гармонии с природой. И это, как нельзя лучше, показывает путь человека от животных предков и границы их общности.
18.12.07

 

Жизненная необходимость и высшая польза человека

Разумность человека наиболее ярко проявляется в познании и совершенствовании его сущности, которая определяет его внутренние и внешние взаимодействия с окружающим миром людей и природы. Как и у других млекопитающих, физиологическая сфера человека функционирует практически автономно, подчиняясь инстинкту, и зависит, прежде всего, от внешних условий и ресурсов. Однако, в отличие от животных человек, благодаря разуму, способен лучше адаптироваться к внешним условиям, производить больше и оптимизировать жизненные ресурсы и энергию, самоорганизоваться индивидуально и балансировать свои внешние взаимодействия для решения задач существования в контексте осуществления жизненной необходимости /ЖН/ и достижения высшей пользы /ВП/. При этом понятие ВП имеет столь ёмкий и доступный по звучанию и значению для понимания людьми смысл, что, кажется, и не требует обоснования и более строгого определения своего содержания. Однако, для исключения неоднозначности и конкретизации, необходимы уточнение, обоснование и определение этого понятия. Прежде всего, надо отметить, что ВП является идеальным и потенциальным выражением и проявлением высших цели и смысла существования человека и в самом общем виде предстает, как познание и позитивная реализация его сущности, как бы пересекаясь с ЖН. Но ВП отличает от ЖН именно её идеальность, общность и абсолютность, в то время как ЖН - более конкретна, индивидуализирована и реализуема. Впрочем, и ЖН в определённой степени идеальна и потенциальна - она реализуется тем лучше и эффективнее, чем разумнее человек, чем он лучше познаёт себя и подчиняет свою жизнь и её ресурсы достижению ВП. Но между понятиями ВП и ЖН существует принципиальное различие, которое состоит в том, что ВП определяет общую для всех людей высшую идею, интерес, цель и смысл существования, а ЖН, имея общечеловеческую сущностную основу, конкретизируется для каждого человека, учитывая его наследственные и индивидуальные особенности, отражая меру его развития и положение в социуме и природе. То есть представление о ВП интерпретируется разумом и осуществляется человеком через его ЖН! Чтобы окончательно разобраться с этими важнейшими категориями человековедения, дадим и свяжем их определения в самом общем виде: ЖН человека состоит в познании и реализации его сущности через её основания и свойства для решения задач самосохранения и продолжения рода, обеспечивая его развитие и совершенствование для достижения ВП в улучшении всего человеческого вида.
12.02.08

 

О свободе человека

Что есть свобода человека? Прежде всего, нет понятия - свобода человека, но есть свобода личности или воли, совести или самовыражения. Существующие представления о свободе разнообразны, но не настолько, чтобы не найти в них общего. Оно состоит в том, что определения свободы связаны с ограничением волеизъявления или действий человека. Но что их ограничивает? В первую очередь - зависимость от средств и условий существования. Под средствами, прежде всего, подразумеваются жизненные ресурсы, а под условиями - состояние среды существования человека и характер его взаимодействий с обществом и природой. Очень важен ещё один фактор свободы человека - уровень его развития и разумности. Нетрудно видеть, что отмеченные зависимости человека взаимосвязаны и соотносятся с тем, как он реализуется индивидуально, в социуме и природе. Действуя сообразно сущности, он будет способствовать её наилучшей реализации, как бы высвобождая путь для своего развития. Что представляет собой сущность человека и как она связана с его свободой? Каждое существо имеет природную основу, которая предопределяет содержание и форму его существования и задаёт программу видового поведения. Известно, что поведение животного в основном определяется инстинктом и управляется разумом, роль которого в жизни животных от низших к высшим возрастает. Чем разумнее существо, тем более оно способно сознавать себя в окружающем мире, менее зависеть от средств и условий существования и быть свободнее! В этом рассуждении принципиально то, как человек себя сознаёт и снижает зависимость от ресурсов и условий жизни. Сознавать себя, - значит, понимать свою сущность и определяемые ею задачи существования. Снижать зависимость от ресурсов, означает - быть более свободным, - производить их в достатке и рациональнее (обеспечивая свои развитие и совершенствование) использовать. Это логика совершенного разума и современная жизнь показывает, что представления людей об их сущности различны и неоднозначны, а производство и использование ресурсов производно их разумности, которая, как и его свобода, пока очевидно недостаточна.
21.12.07

 

Деньги и счастье

"Если ты такой умный, почему не богатый?" Эта мысль пронизывает помыслы людей и в её контексте хорошо то, что ведёт к богатству и власти, выражением которых являются деньги. Кажется, делать деньги так естественно, но откуда взялись выражения: "Деньги - это зло" или "Не в деньгах счастье"? Насколько они необходимы людям, если для всех важнее чистые воздух и вода, хлеб насущный и движение, добрые общение и взаимодействие с людьми и природой? Наверное, чтобы иметь больше удовольствий?.. Неужели удовольствия и есть то, что делает людей счастливыми? Впрочем, существующие представления людей о счастье отличаются большим многообразием и, выражают их преобладающие устремления и состояния - веру, труд, любовь, свободу, познание, понимание, материнство, творчество, не говоря о стремлении к обогащению и господству над людьми и природой. Но, как сказал Г.Сковорода: "мудрый Господь дал счастье, доступное для всех, как дал солнце, воду и воздух. Не нужно ехать за счастьем куда-то на Канарские острова, - счастье близко всем, оно - в каждом человеке. Оно заключается в том, чтобы человек познал себя, свою сущность, свой образ Божий". Нередко в определении счастья делается акцент на его индивидуальность. И это верно и неверно потому, что людей объединяют общие жизненные потребности и отправления. Другое дело - каждый человек идет своим путём и ему приходится его выбирать... А существуют ли критерии выбора? Безусловно, и они определяются его потребностями, - их необходимостью и пользой. В современной жизни большинство потребностей людей, кажется, можно удовлетворить за деньги, - может быть, умение делать деньги и есть то, что определяет их жизненную необходимость? Возможно... Но, ради денег люди нередко идут на обман и насилие. А сколько людей оказываются в этой борьбе вне конкуренции и становятся безработными, нищими и преступниками? А те, кому повезло, разве они ничего не теряют в этой гонке за деньгами и властью? Если, делая деньги, человек наносит кому-то или чему-то хотя бы минимальный вред, то в силу всеобщей взаимосвязи явлений это может повредить ему или его близким, если не прямо и сейчас, то опосредовано и в будущем... Чтобы лучше жить, недостаточно иметь много денег ибо лучшая жизнь - это жизнь лучших людей, открытых для общения и взаимодействия с другими, а не богатых, многоимущих и разобщённых с людьми своими капиталами и высокомерием. Для преодоления разобщения, людям надо сближаться между собой, действуя разумно, сообразно своей сущности. И чем разумнее будет человек, чем громче будет звучать голос его природы, тем радостнее и счастливее будет жизнь.
16.01.08

 

Любовь, секс и дети

В последнее время о любви говорят, как о некоем занятии тела и всё меньше, как о возвышенном и духовном состоянии, связанном с деторождением... Трудно найти человека, который мог бы определить любовь, но её испытывает каждый человек и нередко не один раз, что означает, что она преходяща, особенно, если говорить о восторженной, пылкой любви. Увы, такая любовь редко продолжительна, ибо натыкается на множество проблем людей и, прежде всего: отсутствие общих целей и материальные трудности, неверную взаимооценку и недостаточное взаимоуважение. Люди не случайно много думают о сексе, ибо он дарит неповторимое удовольствие, которое придумала природа, чтобы побуждать людей к продолжению рода. Но секс возможен и без любви и совсем не для рождения детей, более того, он издавна является товаром и с течением времени всё более возводится в культ. Одновременно снижается рождаемость в цивилизованном мире и население Земли пополняется за счёт развивающихся стран?.. Но почему представления о любви у разных людей так отличаются, простираясь от эгоистичных удовольствий плоти до высоких чувств взаимопонимания и общности людей, ведь человек должен по закону жизни продолжить свой род. Это заложено в природу человека и его разум способен познавать её и помогать ему любить и быть любимым, равно как и сознавать, что такое истинное счастье! Любовь - не простое влечение людей противоположного пола и она зиждется не только на физической близости, но и имеет духовную составляющую - конгениальность любящих людей. Чтобы костёр любви не угасал, его надо постоянно поддерживать тем, что помогает быть и долго оставаться любящим друг друга людям взаимно интересными и в том и другом планах. Возможно ли и что для этого нужно? Прежде всего, подходить друг другу и иметь общие цели, не отдаваться своим чувствам и избегать пресыщения, помня о мере, то есть вести себя разумно. Но, как можно подчинить разуму чувства - основу любви и возможно ли это в принципе? Наверное, только как? Сообразно своей сущности. Так просто? Увы, лишь на словах, а реально, чтобы следовать своей сущности, её надо познавать и только, зная как, действовать сообразно выражающей её жизненной необходимости. Впрочем, это теория, а в жизни всё сложнее и проще - то есть, как на всё смотреть и сколь глубоко мыслить?.. Своим разумом человек способен вернуть любви и счастью их природное естественное предназначение, чтобы того и другого было ни больше, ни меньше, а сколько нужно в жизни человека. Любовь, семья и дети - важнейшие составляющие счастья и чем больше люди стараются друг для друга, тем больше на свете любви и счастья!
06.02.08

 

О добре и зле. Гений и злодейство.

Добро и зло и их борьба - вечная и неразрешённая пока проблема, - она всегда актуальна и её решение необходимо для улучшения жизни людей. Для начала определимся с понятиями добра и зла. Добро в самом общем виде - это то, что исходит от соплеменников и помогает или, по крайней мере, не мешает жить. От противного зло - то, что вредит жизни. Есть ли нечто подобное в жизни животных? Приходят на память "добрые" симбиозы животных и птиц, например: акул и рыб-лоцманов, - их немало, но дело не в их количестве, а в том, что они не имеют разумной основы, будучи, скорее, случайными, возникшими по жизни и закреплёнными в инстинкте. Наверное, не потребуется глубокого обоснования, чтобы о добре в жизни животных говорить условно, как и о зле, оценивая, например, действия хищника по отношению к его жертве. А как и чем с точки зрения добра и зла отличается жизнь людей? Прежде всего, она похожа на жизнь животных тем, что добро и зло в ней соотносятся с жизненными интересами и взаимодействием людей. Главное отличие людей в этом смысле состоит в том, что они способны сознавать добро и зло. Можно ли определить, чего в жизни больше? Наверное, только соотношение добра и зла различно от месту к месту и зависит от уровня и справедливости жизни людей. Но справедливая - это более разумная и адекватная усилиям людей, а разумная, - соотносимая с их сущностными, жизненно необходимыми интересами. Так формируется нравственное поле жизни людей и их ценностная ориентация. В современной жизни доминируют эгоизм и своекорыстие, порождающие противоречия во взаимодействиях людей, которые и являются принципиальной основой зла. Следовательно, в зависимости от того, как складывается и в какой форме осуществляется взаимодействие между людьми, а оно может носить характер созидания или добавления чего-то хорошего доброго или, наоборот, разрушения и отторжения чего-то, принося пользу или вред-зло другой стороне соответственно, находится мера добра и зла в жизни людей. Чем выше уровень развития людей, тем более разумными и сообразными их сущности становятся действия, тем более их жизненные интересы и цели сближаются, а взаимодействия становятся менее противоречивыми. Получается, чем более полезно для всех людей и жизненно необходимо намерение или деяние человека, тем он созидательнее и добрее и в его жизни меньше зла. В таком контексте не слишком трудно ответить на вопрос: совместны ли гений и злодейство? Рассматривая гениальность, как наивысшую степень проявления творческих сил человека в какой-то области, естественно допустить не столь высокую степень его самореализации в другой, и в отношениях с другими людьми, в том числе. Из этого следует, что нравственность относительно независима от интеллекта, который отнюдь не эквивалентен разумности, но прямо связана с реализацией социальных составляющих сущности и развития человека и потому гений и злодейство, увы, могут быть совместны, чему немало примеров в науке и технике, которые в большей степени ориентированы на создание средств уничтожения людей, чем улучшения их жизни...
08.02.08

 

Социализм и коммунизм: утопия или реальность

Исторический опыт социализма с его идеалами социальной справедливости, свободы и равенства, восходящий к древним идеям о "золотом веке" и социальным утопиям, имеет большую цену. Он не только повлиял на К, но в определённой степени предопределяет и характер его трансформаций. Однако, если коммунистическое направление социализма с государственной монополией на собственность и командно-административной системой управления дискредитировало себя, то концепция демократического социализма имеет целью постепенное реформирование К и уже привела к существенной трансформации капиталистического общества путём демократизации отношений власти и собственности и повышения уровня жизни большей части населения развитых стран. Процессы социализации капитализма закономерны и являются естественным проявлением жизненной необходимости /ЖН/ людей в её развитии. Что же касается полной замены К социализмом, то такая задача, как коммунистический императив, неразумна в своей постановке и лучше говорить о принципиальной возможности существенной социализации предпринимательства с целью и в контексте достижения большей, если не высшей пользы /ВП/ людей. После таких рассуждений о социализме вопрос о возможности и, тем более, необходимости коммунизма становится весьма неопределённым, - тем не менее, не стоит вообще отбрасывать эту идею, ибо она соотносится с сущностью и ВП человека. Человековедение призвано определить их и дать каждому человеку принципиальную информационно-логическую основу свободного и эффективного развития и природосообразного поведения в индивидуальной, социальной и общечеловеческой сферах жизни. Оно должно помочь человеку познавать себя и выбирать соответствующие его сущности жизненные цели и оптимальные средства их достижения, которые не противоречат целям и средствам других людей и законам окружающей природы, а сближают и объединяют их, выражая общечеловеческие интересы в адекватно воспринимаемой и реализуемой всеми ВП. Другое дело, что ВП человека - труднодосягаемая вершина его существования. Всё дело в том, когда это возможно и что для этого нужно? На вопрос когда: ответим - ещё очень нескоро... Люди пока не созрели для этого и им необходимо ещё долго развиваться и совершенствоваться, чтобы коммунизм стал адекватен их ЖН. Можно предположить, что в обозримом будущем, например, в XXI веке, идеи товарищества и обобществления собственности вряд ли станут доминирующими в сознании большинства населения Земли, а без этого не следует и говорить о коммунизме. Но коммунистическая идея весьма красива и, наверное, её не стоит забывать. Время и разум помогут человеку понять и оценить не только её достоинства и недостатки, но и степень реальности...
11.02.08

 

От войны к миру

В начале XXI века на Земле производится очень много оружия, в том числе, массового уничтожения... Если посмотреть на это, как бы со стороны, может сложиться впечатление, что все люди - враги и они вынуждены защищаться от других, которые только и думают о том, чтобы напасть на них?.. Не странно ли это и что является причиной? Может быть то, что оружие - очень выгодный и пользующийся спросом товар? Пожалуй, но есть и другие товары - продукты и жильё, одежда и ширпотреб, которые не менее, а, может быть, и более важны для людей. По-видимому, дело не в полезности товаров для людей, а их выгодности. Вот оно как, - и это не случайно ибо соотносится с жизненными ценностями людей, для которых ценно не то, что жизненно необходимо и полезно, а то, что выгодно. Не странное ли это расхождение? А это - как посмотреть?.. Если заглянуть в прошлое, то можно увидеть непрекращающиеся войны и завоевания, насилие и грабёж, организуемые, прежде всего, сильными мира того, для которых это было важнейшей целью и смыслом жизни! Нетрудно видеть прямую связь происходящего сейчас с прошлым, - разумеется, теперь, это происходит не так явно и подаётся под соусом борьбы с недочеловеками или террористами, с целью защиты прав и свобод людей, но, по сути, остаётся, если не прямым грабежом, то переделом сфер влияния или дележом сырьевых источников. Как известно, война - это продолжение политики другими средствами, а политика - средство борьбы имущих власть и собственность за лакомые куски. А что за борьба без оружия?.. Так можно ли жить без войн? А это смотря кому, - для простого смертного - это необходимость, а для имущего - способ существования. Выходит: без войны пока никак не обойтись. А как же научно-технический прогресс? И он в немалой степени зависит от производства всё нового и более мощного оружия... Что же, забудем о мире? Похоже на то, ибо, если хочешь мира, - готовься к войне, помните? Наверное, когда Л.Н.Толстой писал "Войну и мир", то много думал о таких сложных и неоднозначных, как и смысл жизни человека, вещах, связывая их с его разумом. Искал ответы на них и в одно время думал, что "если жизнь человеческая будет управляться разумом, то уничтожится возможность самой жизни", а в другое был уверен, что "люди начнут разрабатывать единую, истинную и нужную науку, - как жить". Да, люди парадоксальны, даже такие, как Толстой, более того, за целый век после его смерти мало что изменилось, но кое-что прояснилось... В отличие от животного, поведение которого жёстко ограничивается инстинктом, действия человека определяет более мощное, хотя и имеющее потенциальный характер, средство организации поведения - разум. Чем менее оно эффективно, тем более человек парадоксален в своих поступках, однако, по мере развития он, благодаря разуму, делается способным сознавать себя и свои потребности и действия. Последнее и разделяет животное и человека, а проявление его разумности, как сообразности поведения его сущности, через наилучшее осуществление жизненной необходимости в единении с социумом и природой, частью которых он является, и есть путь к миру и гармонии!
11.02.08

 

Сколько у человека жизней и смыслов?

1. Что есть жизнь человека и в чем её смысл?

Представления о человеке и смысле его жизни, складывающиеся от древности до наших дней столь многообразны и противоречивы, что принято говорить об этом, как о сложных и неоднозначных, неопределённых и даже непознаваемых материях. Но, если бы человек не был способен её познавать, то это означало бы только одно – он  неразумен или, что практически то же, - животное. Кстати, о познаваемости мира и человека есть разные мнения и это вопрос философский, но время - великий фактор, и с накоплением знаний их количество переходит в новое качество, впрочем, воспринимаемое и интерпретируемое людьми по-разному. Последнее связано с различиями людей в развитии и разумности, принадлежности к той или иной вере или, что почти одно и тоже, научной школе или системе взглядов и затрудняет объективное толкование их жизни. А философская антропология, вбирая все новые теории и герменевтически интерпретируя сущность человека, не может пока увидеть их корни и свести в некую систему, без которых они как бы повисают в воздухе...

Получается, что жизнь человека столь сложна и неоднозначна, что объяснить её, как и говорить определённо о её смысле, весьма затруднительно, если вообще возможно?.. Однако, что бы не трактовали религии и философии, человек имеет свою сущность, которая предопределяет его индивидуальное поведение и действия в социуме. Находясь в развитии, и человек, и социум по-разному решают свои задачи, а по тому, как они это делают, используя некоторые критерии, можно судить и об уровне их развития и об оптимальности решения задач, которые естественно взаимосвязаны. Что же касается философского многообразия представлений людей о том, что является их жизненной целью и средствами её достижения, то это, наверное, может и должно иметь объективное обоснование, оперевшись на которое, как и на сущность человека, можно увидеть и интерпретировать их в более строгом, объективном и системном отображении. По-видимому, для этого ещё не пришло время, не говоря о том, что эзотерические или иные нематериалистические воззрения на человека ещё более усложняют представления о его сущности и жизни, давая повод некоторым говорить о нескольких его жизнях. Ласкающие слух и дающие людям надежду, упоминания о прошлой, настоящей и будущей жизни, как и представления о загробной жизни, - уж очень напоминают миражи и человека эрудированного и трезвого всё труднее убеждать сказками о каких-то других жизнях. Разве что, реален круговорот веществ в природе, ибо вещества, из которых мы состоим и которые сегодня находятся в нас, вчера были в растениях или животных, а завтра станут чем-то или кем-то ещё... Только причём тут другие жизни или переселение душ, ведь этого никто не видел и не доказал и в это можно верить или нет?.. Конечно, можно говорить о нескольких жизнях человека в переносном смысле, если иметь в виду, как каждый из нас для достижения своих целей ведёт себя по-разному дома и на работе, с разными людьми и в различных обстоятельствах... Но, если быть строгим, то это не жизни и даже не её воплощения или ипостаси, а роли человека, коих тем больше, чем менее люди разумны, а их жизнь хуже организована, чтобы оставаться самими собой и лишний раз не лицемерить.

"В чём жизни нашей смысл?" - вопрошал О.Хайам почти тысячу лет назад и сам же отвечал, - "он нам не постижим". И ему вторили и продолжают это делать и теперь немало людей. Однако, были и появились другие мнения, например: смысл жизни в обогащении или власти, труде или борьбе, в творчестве и самовыражении, во взаимопонимании и любви, в открытии нового и преодолении себя... Надо ли говорить о том, что жизнь и её смысл - вещи взаимосвязанные, ибо смысл жизни человека состоит в том, для чего он живёт! Впрочем, пока неясны истоки мироздания и жизни на Земле, остаётся и некоторая её неопределённость... Интересов и устремлений людей, кажется, так много, что естественно говорить и о многообразии смыслов, что очень хорошо делает философская антропология. Тем не менее, есть нечто общезначимое для людей и скрытое от досужего взгляда, - высший смысл жизни человека, предопределяемый его биосоциальной сущностью и его очевидным единством с окружающим миром людей и природы.

Что бы люди ни знали и говорили о своей сущности и во что бы ни верили, в конечном счёте понимание смысла жизни и его выбор определяется их разумом. Именно разум человека стоит между его жизнью и её смыслом, сознавая и связывая их так или иначе, но в любом случае для человека имеет смысл то, что ему необходимо и полезно. Многообразие представлений о необходимости и пользе и является основной причиной неоднозначности и неопределённости смысла жизни человека. Это происходит потому, что люди неодинаково разумны и различны в выборе критериев оценки их жизненной необходимости /ЖН/ и полезности того или другого отношения или действия, не говоря уже о неоднозначном видении и осуществлении ЖН и понимании и следовании к высшей пользе /ВП/. Получается, для того, чтобы решить проблему неопределённости смысла жизни, людям надо подняться над их различиями и частным и пытаться сознавать и осуществлять общезначимое или общеполезное?

 

2. О различиях и общности людей

В чём причина различий людей? Разумеется, применительно к проблеме смысла жизни существенны различия людей не во внешности или в движениях, силе или темпераменте, а в их разумности, духовности или, иначе говоря, человеческом потенциале. Последний зависит от обстоятельств рождения и наследственности, воспитания и образования, жизненных устремлений и нравственных качеств, которые предопределяют видение людьми целей и смысла их существования. Нельзя не отметить производность возможностей и смыслового наполнения жизни людей организации социума и их положению в нём, равно, как и говорить об их неравенстве, из которого вытекают различия их устремлений и смыслов. Но, как относиться к тому, что не все люди реально имеют равные права и не вполне реализуют свои обязанности? По-видимому, как к проявлению несовершенства, производного их развитию. Но насколько люди способны действовать для других, если и для себя делают далеко не всё, что необходимо? Если исходить из некоей данности или объективности жизненных обстоятельств человека, естественно принимать и подстраиваться под них, что и делает большинство людей в меру своих возможностей, развития и разумности. Однако, господствующие жизненные ценности расставляют людей по разным ступеням благосостояния и власти, не только предопределяя их индивидуальные различия в развитии и жизненных возможностях, но и противопоставляя друг другу. Исторический опыт показывает, что преодолеть это весьма непросто, если вообще возможно, особенно с позиции силы. Впрочем, разум дремлет не у всех и люди постепенно сознают и естественно реализуют (сначала в виде толерантности, а затем и в реальном единении), свою социальность, как некое объединяющее с другими людьми начало, побуждающее к общности для пользы всех...

Обратившись к своей сущности, которая объединяет жизни и смыслы людей не только твоего рода, но и всего вида, можно увидеть её, как социально значимую категорию, которая может быть реализована человеком вместе с другими людьми. Кажется, наука должна была бы помочь ему в этом? Но пока этого не происходит, вероятно, по объективным причинам, упомянем философскую антропологию, накопившую много самых разных и противоречивых представлений о сущности человека вплоть до таких, что "у человека нет природы" – (Ортега-и-Гасет(, или "у современной науки недостаточно данных, чтобы выразить природу человека" (Б.Юдин), и не может интегрировать их, чтобы сделать необходимые шаги к обоснованию его сущности хотя бы в первом приближении. При этом определение человека, как биосоциальной сущности, употребляется так часто и не только в науке, что уже никого не удивляет...

Естественно подразумевать, что в сущности человека есть социальная составляющая, а общее и общество необходимы и полезны ему потому, что без них неосуществима его ЖН! Из этого следует, что свои жизненные интересы человек должен реализовать так, чтобы это было необходимо и полезно и ему и другим. Разумеется, это непросто ибо подразумевает развитие и достаточные разумность человека и социума. И это - дело будущего!.. А пока люди - разные в интересах и волеизъявлении и их различия проявляются, прежде всего, в отношениях друг к другу, которые строятся на основе пропорции: моё - общее. Можно предположить, что различия и общность людей велики настолько, насколько противоречивы их дух и тело и люди разобщены между собой, делая не то, что необходимо и полезно. Но кто или что способно сознавать это и не доводить до противодействия, если ни разум? Разум человека формирует идеал существования и высший смысл его жизни, который состоит в преодолении разобщения тела и духа и его примата в стремлении к гармонии с телом и с миром. При этом положение человека между индивидуальным - частным и общим есть мера осознания и реализации его сущности и его разумности!

Известно, что все значительные достижения человечества стали возможны благодаря совместным усилиям многих людей и вложению больших средств, а большинство проблем людей вырастает на почве их отчуждения и разобщения... Надо ли говорить о том, как приятно человеку, когда его понимают и поддерживают другие и, когда люди не просто работают, а составляют корпорацию, объединение людей в стремлении к общей цели. И как от противного неприятны неравенство возможностей и социальная несправедливость, эгоизм и насилие, обман и самообман людей, многообещающие декларации политиков и унижающие достоинство людей жизненные реалии... Надо ли говорить, что несовершенство происходящего и, если не его бессмысленность, то неосмысленность, - не на пользу человеку, побуждая его к напряжению разума и поиску такого смысла, который будет адекватен его сущности!

 

3. Жизнь одна и имеет свой смысл, предопределяемый сущностью и осознаваемый разумом человека

Если гипотетически исходить из того, что у человека несколько жизней, то, если ему "не везёт" в этой - одной жизни, может повезти в другой, ну, а если жизнь - только одна, то это явно несправедливо и говорит о несовершенстве людей и их жизни. Можно ли понять и объяснить такое положение? Наверное, но это усложняется наличием так называемой "чёрной дыры" потребления в сознании людей, затрудняющей их развитие и объективное понимание происходящего. Многообразие и принципиальные различия представлений делают картину мира и жизни людей сложной и противоречивой и не позволяя находить устойчивую, определённую и конструктивную основу для её улучшения. Это, действительно, трудно ещё и потому, что человек на протяжении своей жизни развивается, изменяя представления о себе, о мире и о жизни и видя по-разному её смысл.

Кажется, сколько людей, - столько жизней и смыслов, по крайней мере, так думают многие и это имеет свой смысл, состоящий в том, что нет двух одинаковых людей, ибо люди всегда чем-то отличаются. Это безусловно важно и особенно ценно с точки зрения свободы воли и самовыражения человека, но до некоторого предела. Если бы люди были совсем разными, они не могли бы общаться, ибо не понимали бы друг друга и не могли бы иметь много необходимого и полезного из того, что делают другие, и это была бы трагедия для всех. Как бы ни отличались люди и сколь ни были различны их жизни и смыслы, они не должны быть разными настолько, чтобы это не противоречило их сущности. Рассуждая так, мы, кажется, немного приблизились к постижению человека и смысла его жизни, но чтобы уразуметь это лучше, следует познавать его сущность и её основания и свойства. Можно предположить, что в самом общем виде смысл жизни человека и состоит в познании и реализации его сущности. Впрочем, сказанное выше, мёртвая и неактуальная информация для человека до тех пор, пока его разум не сможет осознать её необходимости и пользы и она не станет для него руководством к действию...

Современная жизнь показывает, что пока нет ни такой теории, как нет и достаточной разумности людей в массе, а их действия в обеспечении себя и использовании жизненных ресурсов и в отношениях между собой не намного отличаются от того, что происходит в животном мире по принципу: кто - кого или кто сильней, тот и съел. И для многих - это нормально... Но как же тогда относиться к определению - человек разумный? Так, как есть, принимая сущее, как данность, или пытаясь постигать и сознавать смысл происходящего? Заметим, что для разумного человека не должно быть проблемы смысла ибо всё, что он ни делает, всегда имеет смысл! Другое дело - недостаточно разумный человек или животное - существо, которое живёт инстинктами или чувствами, этими полуфабрикатами разума. Они ведут его по жизни и, куда могут завести, показывает наша жизнь с её достижениями и возможностью мирового катаклизма...

Так, сколько же у человека жизней и смыслов?

У человека только одна жизнь, но прожить её можно по-разному, и это он способен осознать с помощью разума. Это знание очень важно и предопределяет содержание смысла его жизни, которую он должен прожить наилучшим образом сообразно сущности! Но человек рождается животным и потому его родители, все люди должны стремиться к тому, чтобы дети свободно и эффективно развивались, становились разумными и всё более совершенными, и развивался и совершенствовался весь человеческий вид. Осознание единственности и неповторимости жизни - важнейший стимул развития человека. К сожалению, люди в массе своей ещё далеки от понимания единственности своей жизни и её высшего смысла. Есть и ещё одно важное обстоятельство, - чем дальше люди от понимания смысла своей жизни, тем ближе они к своим животным предкам и тем дальше от них космос и другие цивилизации...

Итак, жизнь у человека одна и он способен сознавать это своим разумом, как и её смысл, который состоит в познании и наилучшей реализации их сущности в единении с людьми и природой на Земле и во вселенной!

 

4. Определитель разумности

Общая информация: разумный - это человек, живущий сообразно своей сущности, при этом он разумен настолько, насколько осуществляет ЖН и полезен для вида. В первом приближении - это и умный (духом) с высоким IQ и здоровый (телом) человек, сознающий смысл своей жизни и успешно решающий задачи существования. Это организованный и оптимально производящий и использующий жизненные ресурсы и энергию. Это рационально выстраивающий свои действия в социуме и природе. Наконец, это долго и с радостью живущий человек! Наводящие вопросы и подсказки, соотнося с которыми свои мысли и действия, можно оценить разумность:

1. Как хорошо вы знаете свои - сущность, задачи существования и смысл жизни? К сожалению, пока этому людей не учат и это неразумно. Естественно, чем лучше вы это знаете, а задачи и осуществляете, тем вы разумнее! Важнейшие задачи существования человека - самосохранение, продолжение рода и улучшение вида.

2. Знаете ли вы, что есть ЖН человека и что надо делать для её осуществления? В самом общем виде - нормализовать обмен веществ и обеспечить ежедневно необходимую норму движений, соблюдать распорядок жизни, развивать интеллект и изучать человековедение и окружающий мир, знать себя и преодолевать эгоизм, стремиться к общности с людьми и единению с природой, эффективно самореализоваться и рационализировать свои жизненные ресурсы и энергию, решать задачи существования, стремясь к достижению ВП.

3. Что такое ВП человека и как к ней стремиться? ВП является идеальным и потенциальным выражением целей и смысла жизни человека и в самом общем виде предстает как улучшение вида! То есть ВП человека состоит в позитивной видовой самореализации, на которую его ориентирует ЖН в познании и реализации его сущности. При этом, если человек стремится к своей ВП, он в меру развития думает, знает, желает и осуществляет ЖН, радуясь жизни вместе со всеми людьми тем больше, чем лучше осуществляет ЖН и чем ближе находится к ВП!..

18.05.08

 

Полнее познакомиться с работами автора по человековедению можно на его сайте, где они представлены по направлениям и уровням сложности: http://ocheloveke.narod.ru

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

34 дата публикации: 01.06.2008