Г.С.БЕЛИМОВ
ст. преподаватель кафедры ЭиП
Волжского гуманитарного института

 

НООСФЕРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО

 

В преддверии перемен

Подготавливая авторский курс по «Экологической этике» – об этических аспектах взаимоотношений человека и Природы, я целенаправленно искал в научной литературе такие модели государственного устройства будущего общества, которые бы соответствовали нашим чаяниям и ожиданиям по разумному ведению планетарного хозяйства. Ну не хищнический же капитализм с его сугубо грабительскими инстинктами ставить во главу достижений современного человечества! Даже школьник скажет, что грабить нельзя, и Природа за это накажет. Или мы сами изведём себя на планете, высосав из неё все соки, выбрав все запасы минералов и руд, испоганив воздух и воду, переведя ископаемые и растительность на множество ненужных товаров, которыми прельщаются обыватели. Словом, капиталистический строй, провозгласивший наживу главным своим идолом и смыслом, поставивший эксплуатацию людей едва ли не в ранг добродетелей в качестве примера будущего развития общества, явно не подходит.

Социалистический или, скажем, коммунистический путь развития общества в качестве эксперимента на трети территории земного шара почему-то не удался. Первое, что приходит как догадка – это несвоевременность зарождения такого строя. Видимо, следует очень поменять ментальность человека, изъять из его нутра хватательные рефлексы, чтобы сердцем и умом все приняли новые отношения между людьми. Биологическое в нас победило. Мы способны трудиться только за стимул, а за идею – пока нет. Поэтому лозунг: «получай по потребностям, отдавай по способностям» – целиком и полностью утопичен и несвоевременен. Именно поэтому социалистические отношения на некоторое время потеряли свою актуальность и привлекательность.

Создание духовного общества на основе, скажем, христианской религии и, вообще, на основе религиозных учений различного толка, с одной стороны, вроде бы возможно, а, с другой, – кто и кому мешал это сделать на протяжении предыдущих тысячелетий? Не получилось ни в одной стране. Вероятнее всего, из-за невежества и догматизма священнослужителей и их явного стремления властвовать над паствой, управлять «рабами божьими». А народ не обманешь – духовного порабощения никто не жаждет, пусть даже это делается от имени Бога.

В поисках разумной системы будущей справедливой государственности, которая стала бы учитывать, наряду с человеком, интересы Природы и самой планеты Земля, я в какой-то момент обратился к учению «Живой Этики». Эти 14 книжек, названных «Агни-Йога», приняла по контакту от Учителей Шамбалы Е.И.Рерих, урождённая русская женщина из дворянской семьи, связанная родственными узами с великим полководцем Михаилом Кутузовым и гениальным композитором Модестом Мусоргским.

Изучая различные прогнозы по обустройству будущей жизни на Земле, я обратил внимание на этот удивительный и объёмный труд, вобравший в себя идеи по миропостроению и этике будущего человечества. Именно здесь, в Живой Этике, есть более-менее целостная картина, есть мораль, есть достаточно глубоко проработанные принципы нравственных и духовных отношений – своего рода ориентир, как должно быть всё построено в справедливом обществе.

И лишь в последние годы всё более чётко, весомо, с серьёзной научной обоснованностью на передовые позиции общепланетарной философской мысли выходит идея ноосферной цивилизации с её сценариями возможного будущего. Разработчиками ноосферной концепции является ряд философов и, прежде всего, те, кто заложил основы философии русского космизма, – это Н.Н.Фёдоров, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, Рерихи. В последние десятилетия новое социально-духовное направление развития общества успешно исследуют А.И.Субетто, Л.В.Лесков, Л.С.Гордина, Х.Аргуэльес, В.Н.Василенко и другие учёные. По многим признакам ноосферная концепция тесно примыкает к доктрине Живой Этики – у них общие корни.

Анализ парадигм, предложенных современными мыслителями, позволяет сделать вывод, что наука вплотную приблизилась к критической массе знаний о мироустройстве и даёт чёткие ориентиры для развития цивилизации в XXI и последующего веках. Сегодня перед научным сообществом планеты стоит историческая задача – осознать приоритеты Законов Вселенной перед социально-политическими реалиями и тем самым повлиять на вектор развития мировой цивилизации. Российский учёный-математик Леонид Лесков, используя синергетические модели, показал, что выживаемость всех известных социально-экономических систем в современном мире не превышает 3 процентов. Процветающие страны Запада в недалёкой перспективе обречены на стагнацию. Синдромами этого в наши дни являются биржевые потрясения и опасное падение курса доллара (1, С.59).

Принимая во внимание, что ни наука, ни технологии не смогли сформулировать обоснованные предложения путей и способов выхода из указанных тупиков, становится ясно, что выводы о неотвратимости близкой гибели человечества являются вполне реалистичными. В этих условиях не обсуждается проблема – выживет ли цивилизация или нет. Споры идут лишь о том, удастся ли просуществовать нашей цивилизации, например, 3-4 или 4-5 поколений. (1, С. 42-43.)

Однако, обоснованно опасаясь гибели цивилизации, следует учитывать, что до сего времени системные кризисы так или иначе преодолевались, и всегда это происходило по похожим сценариям. Такое было и во времена неолита, когда первобытным людям не стало хватать еды, и они научились возделывать почву, выращивать злаковые растения, разводить скот. Это было и во время ледникового периода, когда люди научились добывать огонь и шить одежду из звериных шкур, строить жилища, оберегаясь от холода. Это было и в связи с принятием таких важных законов нравственного характера, как табу на убийство соплеменников, табу на кровосмешение и других.

Очевидно, что новый глобальный кризис, надвигающийся на человечество, обусловлен хищнической рыночно-капиталистической экономикой, несовместимой с природной эволюцией. Этот кризис заставит человеческую цивилизацию либо кардинально поменять социальное мироустройство, либо уйти в небытие. Прогрессивные учёные видят выход из надвигающегося коллапса в переходе человечества к новой фазе так называемого ноосферного социализма с главенствующими в нем признаками экологического, духовного, ноосферного состояния. Ноосферный социализм, пишет А.И.Субетто, «способен гармонизировать Человека, Общество и Биосферу», и именно эту грядущую стадию обновленного человечества он называет ноосферизмом (2).

Поэтому, наряду с пессимистическими сценариями будущего человечества, например, демографическим и экологическим кризисами, противодействием биосферы паразитическому существованию homo sapiens, свёртывания земной цивилизации из-за вымирания от болезней и голода, наконец, в связи с астероидной катастрофой, – существуют сценарии более оптимистичные.

Л.В.Лесков, например, даёт высокую вероятность (до 40%) осуществления в 2040-2100 гг. Ноокосмической Революции, сходной по некоторым своим признакам с неолитической революцией. Это эпохальное событие произойдёт в связи с формированием новой ноокосмической парадигмы, или, по другой терминологии духовно-ноосферной парадигмы, введение которой будет иметь эпохальное значение для судеб мировой цивилизации.

 

Особенности духовно-ноосферной цивилизации

Несправедливость и неравенство в обществе возникли и укрепились с появлением в истории человечества такого изобретения, как деньги. Деньги стали мерой оценки труда, затраченного на создание общественно-полезного продукта, и они же закрепили неравенство людей при распределении благ.

Сейчас в мире реально сосуществуют две идеологии – капиталистическая и социалистическая. Капитализм – это тип общества с преобладанием эгоистических (индивидуалистических) качеств личности. Социализм – общество, в котором преобладает альтруистические (коллективистские) качества личности, базирующиеся на идеологии соборности и духовности.

Сейчас капитализм подвержен смертельной болезни, которая неизбежно приведёт его к гибели. И эта болезнь лежит в самой жизненно важной сфере – в сфере Духа.

Причина этой болезни в том, что деньги («капитал») – как главное «орудие» капитализма – превратились в средство установления господства одних людей над другими. При этом нравственные отношения людей подменяются на возможности и толщину кошельков. Таким образом, в духовном и нравственном плане деньги в сознании значительной части человечества заменили Бога, стали чем-то вроде божественного культа и превратились в мировое ЗЛО. Разлагающая человеческую личность роль денег ведёт к дальнейшему росту безнравственности, бесчеловечности и, в конечном итоге, к цивилизационному тупику, который сейчас переживает мир (3).

Если принять в качестве постулата утверждение, что человеческая цивилизация развивается по законам эволюции Вселенной, то, поскольку Замысел Творца не может не быть гуманистическим в силу принципов Божественной Любви, будущее человечества очевидно за коллективистским, общинным типом организации общества.

Сегодня идёт своего рода «ломка», связанная с переосмыслением путей развития общества, что сопровождается войнами, терроризмом, религиозными конфликтами. В этих муках и предстоит рождаться Обществу Нового типа, основным отличием которого будет непременное условие развития Природы, частью которой является Человечество. Главная черта и вектор этого процесса – переход от превалирующей идеи паразитирования на возможностях Природы к идее созидания, преобладания Любви над Ненавистью, Мира над Враждебностью, Гармонии над Хаосом, Света над Тьмой. Чтобы рождение такого общества действительно состоялось, идея коэволюции человека с Природой должна быть включена во все основные законы государств и составлять их главное духовное наполнение (3).

В ряде философских трудов, в частности А.И.Субетто, Л.С.Гординой, Ю.В.Преображенского и Б.С.Лапченко, речь идёт о новой формации общественных отношений – духовно-ноосферном социализме.

Духовно-ноосферный социализм – это новый тип общественного устройства, который будет основываться на принципах Любви, Милосердия, Бескорыстия, Умеренности, Нравственной чистоты, Справедливости, Совести, составляющих, по своей сути, содержание христианства и несущих в себе высший опыт человечества в познании Законов мироустройства.

Главная задача духовно-ноосферного социализма – построение на Земле общества, способного превратить народы Земли в единое Человечество, объединённое общей целью – раскрепостить таланты и трудовые способности каждого человека во имя сохранения Земли и земной цивилизации, во имя спасения Человечества и выполнения им своей вселенской роли одухотворения себя и Космоса. Жить и трудиться во имя этой цели – это станет высшим благом для человека и человечества.

Нам могут возразить: такое общество построить невозможно. А если даже удастся, оно будет нежизнеспособно, ибо у каждого из этих качеств (природа мудра) есть антиподы. У любви – есть ненависть, у доброты – злость и т. д. Однако мы не учитываем важнейший исторический прецедент. Такое общество уже было! Суть сравнения в следующем. Если мы «сожмём» огромный пласт существования человечества от его зарождения до наших дней в отрезок времени, равный, скажем, 1 году, то обнаружим интересную вещь. Большую часть этого «года» – а именно 360 дней – люди жили в справедливом обществе – первобытнообщинном. И лишь в самом конце этого условного «года» возникли упомянутые несправедливые эксплуататорские общества (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое). Похоже, что развитие общества по спирали вновь приводит мир к прежним общинным отношениям, но на более высокой ступени нравственности.

Веру в то, что новый общественный строй на Земле возможен, даёт тот факт, что уже сейчас разработана и находит свое признание и распространение так называемая «Ноосферная этико-экологическая конституция человечества (Ноо-Конституция)», разработанная Л.С.Гординой и М.Ю.Лимонадом, которая воспринимается в мире как идеологическая и мировоззренческая концепция будущего поколения землян. Однако, на мой взгляд, переход к построению Нового Общества вряд ли возможен без преодоления тяжелейшего коллапса в жизни существующей цивилизации. Будет, по-видимому, как всегда: мужик не перекрестится, пока гром не грянет…

 

Литература:

1. Гордина Л.С. От ноосферы – к ноосфере. Торопец, «РИТА», 2005.

2. Субетто А.И. Открытое письмо «Быть России в XXI веке или не быть?» СПб, 2006.

3. Ю.В.Преображенский, Б.С.Лапченко. «О построении общества социальной справедливости на основе духовных ценностей» (В сб. «На орбите познания», Ростов/Дон, Феникс, 2006).

 

Ваши комментарии к этой статье

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

34 дата публикации: 01.06.2008