Сергей Мельников

Буддистские изображения Тамгалы Тас
Южный Казахстан

В 120 километрах к северу от Алматы река Или образует Капчагайское водохранилище, ниже которого много веков глядят на мир наскальные изображения Будды и бодхисатв. Место это называется Тамгалы Тас, что означает рисунки (или надписи) на камнях. Когда-то здесь находилась переправа через реку Или.

Река Или – самая большая река в Семиречье. Начинается она в Китае и, проделав путь почти в 1500 км, впадает в озеро Балхаш. Река Или дала название Заилийскому Алатау – Северным отрогам Тянь-Шаня. «Алатау» в переводе означает «Пёстрые горы». Пёстрые горы за рекой Или. Именно такими горы видели люди от реки. До гор отсюда меньше 100 километров. Название «Или» происходит от монгольского «Илансу», что означает мерцающая или сверкающая. С давних времён река была естественным путём из гор по степи. Вдоль Или проходила одна из ветвей Великого Шёлкового Пути. Жибек Жалы – Шёлковый Путь по-казахски.

 

Река Или Долина реки Или

 

На правом берегу реки находится около 1000 различных наскальных изображений, которые относятся к позднему средневековью, это - петроглифы, изображения божеств, буддистские надписи.

А.Колесникова в статье «Загадки древних мантр» пишет:

«Буддизм в Казахстане впервые появился в IX-XI веках, когда с Тибета от беспощадного правителя бежали многие монахи. Археологи находят на территории Казахстана немало статуй Будды, датируемых этими веками. <…>

Камни Тамгалы Тас привлекают внимание буддологов с позапрошлого века. Ещё в 1875 году Чокан Валиханов сделал зарисовки этих мест. Позже, в 1897-1898 годы, в «Известиях» Русского географического общества монголовед и автор первого русско-калмыцкого словаря Алексей Позднеев дал подробное объяснение илийских надписей и изображений. На шести страницах «Известий» он расшифровывает послания, оставленные буддийскими монахами современникам.

Другой исследователь этих мест, Николай Пантусов, в 1897 году также исследовал илийские скалы. Этнограф писал, что «киргизы, кочующие в этой местности, говорят только, что они из рассказов своих предков знают, что начерченные изображения и надписи на камнях были сделаны калмыками ещё до прихода на эти места киргизов. Кочующие здесь киргизы прибыли сюда лет двадцать тому назад с рек Каратал и Коксу; раньше их здесь жили дулаты, которые ушли в Верненский уезд. О Тамгалы Тас киргизы эти имеют весьма недостаточные сведения. Местность Тамгалы Тас получила своё название уже от киргизов и означает «камень со знаками».

Надписи были сделаны калмыками на языке, который зимой 1648 года создал ойратский просветитель Зая Пандита Огторгуйн («Космическое /небесное/ море»). «Тодорхой номын бичиг» («ясное литературное письмо») была одной из разновидностей письма, которыми более трёх веков пользовались монголы-кочевники, исповедовавшие буддизм. Они же высекли и образы божеств». [1]

Надписи на скалах сделаны на тибетском и калмыцком языках. Одна из надписей – классическое буддистское изречение – «Ом мане падме хум». Тибетские надписи историки относят к XII веку.
О самих рисунках сохранившаяся легенда говорит, «что в 10 веке одна из буддийских миссий продвигалась вглубь Семиречья. Когда остановились на берегу Или, произошло землетрясение и огромный кусок скалы упал на землю. Служители Будды восприняли это как знак того, что им следует вернуться в Индию. На отколовшемся куске скалы они высекли три изображения Будды. Несколько других его изображений можно найти на прилегающих скалах». [2]

Фотографии этих изображений вместе с акварельными рисунками этих мест Чохана Валиханова вошли в изданную в 2006 году «Дхаммападу» на казахском языке.

Photo 1. Photo 2.
Photo 3. Photo 4.
Photo 5. Photo 6.

К сожалению, эти буддистские памятники – в отличие от петроглифов Тамгалы, которые находятся под охраной ЮНЕСКО - никак не защищены и находятся любители оставить «свой след в истории», написав краской свои имена рядом с бесценными рисунками. Известный исследователь профессор П.И.Мариковский, говорит, что: «Изображения Будды могут исчезнуть полностью в ближайшем будущем. И в отличие от афганских статуй мы не сможем восстановить утерянное. Всего на Писаных скалах имелось 5 различных изображений: Будда Просветлённый, Будда Невозмутимый, Будда Четверорукий, Царь пространства и Бог врачевания. Царь пространства уже почти разрушен, а ведь в буддистской мифологии он является хранителем священного места». [3]

Остаётся надеяться, что это место тоже будет объявлено заповедником и таким образом сохранится.

 

При описании использовались материалы сайта «Достопримечательности Казахстана»

Фотографии А.Трусова.

 

 

Ссылки

1. А.Колесникова. Загадки древних мантр. Сайт «Международных Казахский сервер»

2. Тамгалы-Тас («Писаные скалы»). Сайт «Колеса»

3. Елена Гурина. Убить святыню. Сайт «ЦентрАзия»

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

31 дата публикации: 01.09.2007