Б.П.Коваленко, Н.А.Фролова

 

АРХИТЕКТУРНЫЕ ТВОРЕНИЯ Н.А. ЛЬВОВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 1

 

Публикуется по материалам Международного благотворительного фонда "Рериховское наследие"

 

Сей человек... с сим редким и для многих непонятным чувством был исполнен ума и знаний, любил Науки и Художества и отличался тонким и возвышенным вкусом...

Г.Р. Державин

 

Тема данного сообщения непосредственно связана с одним из направлений Вышневолоцкой сессии конференции 2002 г. - «Малые города России: "неотпитая чаша" культуры будущего», и навеяна впечатлениями от посещения достопримечательностей Тверской земли, которые многим обязаны замечательному архитектору XVIII в. Николаю Александровичу Львову (1751-1803).

Личность Львова в какой-то степени может быть символом той органичной связи, которая существовала между этим регионом России и её строящейся столицей. Среди фаворитов двора и ведущих представителей культуры Петербурга многие были непосредственно связаны своим происхождением или родственными связями с этим краем.

 

Ил. 1. Н.А. Львов. Портрет кисти Д.Г. Левицкого. 1885.

(Фрагмент)

 

На блистательном горизонте восемнадцатого столетия фигура Львова - одна из самых ярких. Современные исследователи творчества Н.А. Львова склонны сравнивать и даже противопоставлять его М.В. Ломоносову. Разнообразие проявления его таланта поистине поражает: поэт, архитектор, художник-график, изобретатель, переводчик, музыкант и драматург, историк культуры, теоретик и педагог. Полный обзор плодов деятельности и творчества Львова не может быть выполнен в рамках короткой статьи, да и не является целью данной работы.

Однако нельзя не упомянуть заслуги этого человека перед русской литературой - ведь именно он был вдохновителем и духовным центром поэтического кружка, куда входили молодой Г.Р. Державин, В.В. Капнист, И.И. Хемницер, И.П. Елагин, А.В. Храповицкий, А.С. Хвостов. Как переводчик и издатель он прославил своё имя изданиями Анакреона Тийского, архитектурных трактатов Андреа Палладио (1508—1580), первого в России сборника русских народных песен «с их голосами», музыковедческих трудов о многоголосии народных хоров, первого полного описания русских древностей в Москве и т. д.

Удивительны и масштабны инициативы Львова в области изобретательства и техники. Это организация разработок залежей каменного угля на Валдае и технологические опыты по добыче серы (ввозимой в Россию из-за рубежа для изготовления пороха), по изготовлению кровельных и строительных материалов, смол для пропитки корабельных снастей и парусов; разработка оригинальных вентиляционных парковых и строительных систем; организация торфоразработок с целью сбережения лесных массивов; и, наконец, развитие технологии и производство землебитных строений, а также подготовка технических кадров по данному профилю.

Как музыкант Н.А. Львов имел успех, выступая в концертах в Вене в присутствии В.А. Моцарта. Позже Людвиг Ван Бетховен напишет музыку на его стихи.

Львову принадлежит заслуга вторичного обретения утерянного «Тмута-раканского камня» в Тамани, содержащего сведения о Тмутараканском княжестве.

Таланты Львова заставляли обращаться к нему для исполнения дипломатических поручений: он дважды ездил с миссией в Англию, сопровождал Екатерину II в её знаменитой поездке на юг России. Павел I поручил ему доставить в Петербург из Москвы царские регалии на церемонию организованной им посмертной коронации Петра III.

Имя Львова - в числе первых 36 членов Российской Академии наряду с Херасковым, Фонвизиным, Державиным.

Напрашивается вполне заслуженная по отношению к Львову параллель с личностью Леонардо да Винчи. Однако, помимо всего вышеперечисленного, Львов - ещё и виднейший русский архитектор конца XVIII столетия, создавший около 90 крупных архитектурных творений, проектов, ансамблей по всей России - удивительных по красоте, гармоничности, «ВОЗДушности» и чистоте форм. И трудно сказать, какие из них наиболее значимы для истории русской архитектуры - те, которые затерялись среди валдайских лесов, доведённые до руин, стёртые с лика земли, или те, которые украшают и сегодня «Северную Венецию» - Санкт-Петербург, или так и не реализованный проект реконструкции Большого Кремлевского дворца в Москве. Всё это Николай Львов успел свершить за короткие 52 года своей яркой, насыщенной жизни2. Родился он в посёлке Черенчицы Новоторж-ского уезда, похоронен там же, в фамильном склепе Львовых. Могила не сохранилась. (Ещё одна - на этот раз печальная - параллель с Леонардо!).

 

Ил.2. Н.А.Львов. Невские ворота Петропавловской крепости. Проект 1780 г.

Ил.3. Н.А.Львов и Я.И.Шнейдер. Здание почтамта. Проект начат в 1782 г. (Фрагмент)

 

Также будет не лишним напомнить о заслуженном покровительстве и прижизненном признании талантов Львова Екатериной II, Павлом I и Александром I, об его эскизах для орденов Святых Владимира и Анны, о его человеческом участии и роли в развитии талантов таких русских гениев живописи, как Д.Г.Левицкий (ил. 1) и В.Л.Боровиковский...

Из его многочисленных архитектурных творений более тридцати находятся (или находились) в Санкт-Петербурге. Вряд ли возможно полное перечисление петербургских построек Львова в рамках короткой статьи. Приведём здесь лишь наиболее значимые из них, в которых авторство Львова неоспоримо.

 

Ил.4. Н.А. Львов. Екатерининская церковь в Мурино. 1785-1790 Ил.5. Н.А. Львов. Церковь Св. Троицы («Кулич и Пасха»). 1785-1787

 

Не имея специального архитектурного образования, будучи только знакомым с творениями европейских архитекторов во время поездки 1777 г. в качестве сопровождающего президента Берг-коллегии горного ведомства М.Ф. Соймонова (вместе с И.И. Хемницером), молодой, талантливый Львов почувствовал тягу к архитектуре. Он реализует свои способности в Могилёве при строительстве храма Святого Иосифа. Его работа отмечена Екатериной II и императором Священной Римской империи Иосифом II. Вскоре Львов уже сотрудничает с Кваренги, а с Камероном работает в Павловском парке.

Первая работа Львова в Петербурге - дом принцессы Вюртембергской, будущей императрицы Марии Фёдоровны (оформление фасадов и интерьеров, угол улиц Пантелеймоновской и Моховой, возможно, выполнено ещё в 1776 г.). Начиная с этого времени, постройки этого архитектора в столице появляются с «головокружительной скоростью». На 1779-1799 гг. приходятся все основные архитектурные творения Львова в нашем городе.

Большое значение для творческой карьеры Львова-архитектора имела работа по реконструкции Невских ворот Петропавловской крепости (1780). Невские ворота, выполненные в строгом классическом стиле, играют важную роль в формировании силуэта Петербурга в его наиболее представительской части. Строительство велось в 1781-1787 гг. (ил. 2).

В 1782 г. Львов начинает работать над проектом здания «почтового стана» совместно с архитектором Я.И. Шнейдером. Здание занимает большой участок (Почтамтская ул. - Выгрузной пер.; ил. 3). Внутри располагался большой хозяйственный двор, конюшни, ледники, мастерские. На 2-м этаже размещались казармы для нижних чинов и квартиры. В этом же здании Львов получил свои первые апартаменты и здесь же у него в течение восьми лет проживал молодой художник В.Л. Боровиковский - его друг и соавтор по многим архитектурным работам3.

В период 1783-1790 гг. Львов активно работает над проектами особняков и усадеб для своих друзей, родственников и людей из близкого окружения. Это - дача А.А. Безбородко (Полюстровская набережная, 40), где архитектор перестаивает дом, возводит флигеля, оформляет парк с павильонами и оградой (1783-1784 гг.).

Для своего родственника П.В. Бакунина («Меньшого») в 1785-1786 гг. он строит там же здание дачи (известна как «Дача Дурново»).

В 1785-1788 гг. Львов работает над проектом дома для Г.Р. Державина (участок на Невском проспекте, 66/27; проект не был осуществлён).

Для графской семьи А.Р. и С.Р. Воронцовых он строит усадьбу в посёлке Мурино (дом, постройки, парк и павильоны), а в 1785-1790 гг. Львов строит Екатерининскую церковь в Мурино (росписи выполняет В.Л. Боровиковский, не сохранились). Церковь была оборудована сложной системой вентиляции с подземным воздушным каналом, выходившим в парк. Характерной особенностью этого памятника является иконостас в виде разомкнутой античной ротонды (был также расписан В.Л. Боровиковским). В настоящее время церковь восстановлена. Автором проекта реставрации стала архитектор В.В. Экк, в реставрационных работах участвовала рериховская общественная организация «Мир» (ил. 4).

В 1782 г. Львов работает над комплексным проектом «Александровой дачи» в Павловске на реке Тызве, включавшем здание, грот, мост, «Храм Цереры», каскад, «Храм Розы без шипов», ротонду, павильоны, запруды, приусадебный парк, «Храм Флоры и Помоны», а в 1786 г. - он создаёт павильон «Любезным родителям» в Павловском парке, при этом тесно сотрудничает с Камероном.

Правительственный заказ на строительство здания Кабинета Её Императорского Величества Львов реализовал в 1786-1787 гг. Здание занимало видное место на Невском проспекте (между Малой и Большой Морскими улицами). Грандиозный проект не был до конца реализован, а строительство прервано.

 

Ил.6. Н.А. Львов. Оранжерея в Уткиной даче. 1790-е (Фрагмент) Ил.7. Н.А. Львов. Приоратский дворец в Гатчинском парке. 1797 1800

 

Особым вниманием жителей города до настоящего времени пользуется здание Троицкой церкви, получившее название «Кулич и Пасха» (проспект Обуховской обороны, 235; ил.5), построенное Львовым в 1785-1787 гг. в бывшем селе Александровском в усадьбе А.А. Вяземского. Необычное сочетание круглой церкви-ротонды с пирамидальной колокольней делает этот проект уникальным в истории мировой архитектуры.

В усадьбе А.А. Вяземского Львов создаёт дом, хозяйственные постройки, конюшни, парк, павильоны и другие здания, которые, за редким исключением, не сохранились.

Из не сохранившихся построек Львова следует назвать дачу П.А. Соймонова, дачу Строгановых, деревянный дом В.В. Капниста, собственную дачу Н.А. Львова с парком и хозяйственными постройками и оранжереями (Калашниковская набережная, ныне Синопская набережная, 32), дачу и павильон В.С. Томары (Полюстровская набережная) и нереализованный проект Казанского собора.

В 1975 г. в Гатчинском парке по чертежам Львова воссоздан «Берёзовый домик» Великого князя Павла Петровича (императора Павла I).

В 1790-е гг. архитектор продолжает работать в Санкт-Петербурге, хотя много внимания уделяет строительству усадеб и парковых ансамблей в Тверской и Новгородской губерниях. Большой комплекс построек выполнен им для дачи А.А. Полторацкой (так называемая «Уткина дача», Уткин проспект, 2; ил. 6). От этого великолепного паркового комплекса практически не осталось и следа. Сохранился в жалком состоянии жилой дом и полукруглая разрушенная оранжерея. Когда-то это место посещала молодая А.П. Керн - родственница владелицы этой усадьбы. Рядом с «Уткиной дачей» на Малой Охте Н.А. Львов создаёт аналогичный комплекс построек в даче Г.И. и М.И. Донауровых «Гавриловка» (Ириновский проспект, не сохранились).

Для своего друга и родственника Г.Р.Державина4 Львов перестраивает здание на набережной реки Фонтанки, 118 и создаёт пейзажный сад. В XIX в. здание было перестроено архитектором А.М. Горностаевым. Для Державина Львов проектирует и усадьбу «Званка» на высоком берегу Волхова (ныне Новгородская область).

Особые чувства испытывал Львов к церкви в Галерной гавани (участок на Наличной улице, 2). В старой, ещё деревянной церкви произошло тайное романтическое венчание Н.А. Львова с Марией Алексеевной Дьяковой, дочерью Обер-прокурора Сената А.А. Дьякова, которое организовал его друг и будущий родственник по жене В.В. Капнист.

В 1792 г., почти через десять лет, Львов перестраивает эту Благовещенскую церковь, сыгравшую такую роль в его судьбе. Здание церкви сегодня не сохранилось, однако, деревянный иконостас можно видеть в церкви «Кулич и Пасха».

В 1797-1800 гг. Львов работает в усадьбе Приютино А.И. Оленина (ныне посёлок Бернгардовка). И в эти же годы при согласии императора Павла I архитектор создаёт Приоратский дворец в Гатчинском парке, в котором реализует свою идею землебитных построек (ил. 7). Этот способ изготовления строительных блоков из грунта Львов заимствует у древних римских авторов. Здание предназначалось для Приора (наставника) Мальтийского ордена рыцарей, как его личная резиденция в России после изгнания его с острова Мальта Наполеоном I и для «братских присутствий» петербургских рыцарей Мальтийского ордена5.

Имея в виду строительство Приората, Державин писал:

Хоть взят он из земли и в землю он пойдёт,

Но в зданьях земляных он вечно проживёт.

Несмотря на серьёзные испытания временем, климатом и войнами земляное здание Приоратского дворца стоит и поныне, являя собой не славу таинственному рыцарскому ордену, а славу российскому гению, и воплощает пророческие слова Г.Р. Державина.

В Гатчинском парке Львовым были созданы также амфитеатр «Ристалище» и павильон «Руина».

Архитектор был активным сторонником возрождённой им технологии земляного строительства, которую он рекомендовал использовать для жилищного строительства простому народу. Им была организована школа для мастеров данной технологии и издано пособие.

Львов обладал удивительным даром свои внутренние высокие устремления воплощать в реальные дела и творения. У него была постоянная потребность быть полезным Отечеству. И когда государство не имело возможности воспользоваться его способностями, он осуществлял свои благие замыслы самостоятельно. Современники восторгались его энергией, талантом и обаянием. Последующие два столетия не изменили отношения к этой личности. Пусть же светлая память о Николае Александровиче Львове не угаснет и в будущем, особенно, в Санкт-Петербурге, где его талант получил достойное развитие.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Львов Н.А. Избранные сочинения. - СПб.: Акрополь, 1994.

2. Глумов А. Н.А. Львов. - Л.: Искусство, 1980.

3. Полевой П.Н. История русской словесности. - В 3-х т. - Т. 2. - СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1900.

4. Петинова Е.Ф. «Во дни Екатерины». - СПб.: Книжный мир, 2002.

5. Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. - СПб.: Лениздат, 2001.

6. Д.Г. Левицкий. 1735-1822. Каталог. - Л.: Искусство, 1987.

7. Пуцко В.Г. Н.А. Львов как зодчий в контексте русской церковно-строительной традиции // Мир и музей. Вестник ассоциации музеев России. - Вып. 6. - Тула, 2001.

8. Будылина М.В., Брайцева О.И., Харламова А.М. Архитектор Н.А. Львов. -М., 1961.

9. От Валдая до Селигера. Путеводитель. - Вышний Волочёк: Ирида-прос, 2001.

10. Архитектурные ансамбли Москвы XV - начала XX вв. - М.: Стройиз-дат, 1997.

11. Памятники архитектуры Ленинграда. - СПб.: Стройиздат, 1997.

 

_________________________

1 Статья написана совместно с Н.А. Фроловой и проиллюстрирована современными фотографиями петербургских построек Н.А. Львова.

2 Точнее 50 лет, поскольку в последних публикациях указывают др. дату его рождения: 4 мая 1753 г.

3 Закрытый переход через улицу с аркой был достроен позже, в 1859 г. (архитектор А.В. Кавос), а внутренний операционный зал оформлен в 1903 г.

4 Гаврила Романович после смерти своей первой жены в 1795 г. вторично женится на Дарье Алексеевне Дьяковой, сестре супруги Н.А. Львова М.А. Дьяковой

5 В нём они так ни разу и не собрались.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

29 дата публикации: 01.03.2007