Обращение к читателям 29-го номера журнала

 

В одной из суфийских притч о Ходже Насреддине рассказывается о том, что ему – как судье – нужно было рассудить истца и ответчика. Сначала Ходжа выслушал истца и сказал: «Да, ты прав». Ответчик по-своему изложил дело, на что Ходжа и ему сказал: «И ты прав». Жена Насреддина не выдержала и спросила: «Как же истец и ответчик могут быть оба правы?» На что Ходжа ответил: «И ты, жена, тоже права».

 

Мы не случайно вспомнили именно эту притчу, поскольку как в международных отношениях, так и в отношениях между отдельными людьми сегодня остро ощущается дефицит доброй воли и сотрудничества. Нетерпимость к инакомыслию во все времена являлась, в частности, следствием однобокого взгляда на мир, желанием привести всё и всех именно к своему видению мира и нежеланию подняться над собственным - созданным самим собой - миром. Все мы вспоминаем, что «материальный мир – иллюзия, майя», но нередко упорствуем в том, что «своя майя» - самое «реальное отражение мира».

 

Рериховское Движение – как часть человечества – тоже не избежало нетерпимости к инакомыслию. Читая некоторые статьи, открытые письма и организованные гонения на инакомыслие, поневоле понимаешь, что, для авторов, «есть два мнения: одно моё, другое - неправильное».

Наверняка, это преходящий этап в Рериховском Движении; болезненный и тяжёлый, но преходящий. В определённой степени, - этап развития, без которого, видимо, нельзя было обойтись.

Но чтобы его одолеть, нужно допустить, что в мнении оппонентов могут быть зёрна истины, что не может быть в мнении и взглядах другого человека всё неверно. И на этих зёрнах истины строить диалог, а не обличительный и уничижительный монолог. Иначе нельзя.

 

Созидание будущего мира невозможно без основы. Лучшее будущее, по мнению Н.К.Рериха, должно опираться на осознание высочайшего, мирное земное строение и благоволение как основу быта.

«Без этих трех основ строение невозможно, но предпослать их нужно не отвлеченно, а в полной и неотложной реальности. Казалось бы, что третья преподанная основа должна быть самой обычной в повседневном быте. Только благоволение! Только доброжелательство и дружелюбие! К кому же? Да к таким же людям. К тем же самым, с которыми положен урок пройти это жизненное поле.» /Н.К.Рерих. «Лучшее будущее»/

 

И хотелось бы напомнить слова Учения: «Вмещение или терпимость одно и то же».

Медлить нельзя!

 

С уважением ко всем нашим авторам, читателям и участникам форума,
редакция этико-философского журнала Грани эпохи

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

29 дата публикации: 01.03.2007