Игорь Дракин

 

Семь русских матрёшек – символ семи тел человека

 

Вот характерный разговор, который обычно происходит на улице, когда к вам подходит представитель того или иного направления:

"Здравствуйте, извините, пожалуйста, можно задать Вам вопрос? Вы в Бога верите?" – И тут есть несколько вариантов ответов:

"Да, верю..."

"Тогда приходите в воскресенье на богослужение туда-то. Скажите, по какому адресу можно принести Вам бесплатную литературу?" – Или:

"Нет, не верю..."

"А отчего? Может, Вам стоит прийти к нам? Вот Вам бесплатный журнал, приходите туда-то". – Но можно задать встречный вопрос:

"А что Вы подразумеваете под понятием «Бог»?" – Обычно в этом случае представитель либо озлобляется, либо, потеряв интерес к разговору, начинает что-то объяснять:

"Он создал всех нас... Он нас любит".

"Тогда почему он допускает все те несправедливости, которые творятся теперь на Земле и всегда творились?" – Ответ очевиден:

"На то воля Бога и никто этого не может знать".

 

Что же на самом деле означало раньше такое понятие как "Бог"? Что означали такие понятия как "Душа"; "Дух"; "Судьба" или "Рок"? Ведь глупо же, в конце концов, атеистически отрицать или, наоборот, слепо верить в то, о чём мы не имеем ни малейшего представления! И, тем не менее, большинство людей именно так и поступает – они либо отрицают, либо верят не в самого Бога, но в чужие представления других людей о Боге. Современные служители религиозных направлений – кому из них можно доверять ныне? Этот вопрос, на мой взгляд, рано или поздно задаёт себе любой мыслящий человек, если приходит к этому.

Далее, я попытаюсь дать определение некоторым из тех понятий, которые взяты в кавычки, используя при этом современные термины. И для того, чтобы создать наглядное представление обо всём этом, давайте вспомним такой привычный и известный с детства, теперь встречающийся на каждом шагу символ, как семь русских матрёшек. Что означали эти, вставленные одна в другую и по-разному разукрашенные фигурки? – Этот символ, видоизменившись, пришёл к нам с Востока и означает семь принципов или составляющих человеческого организма.

Раньше все древние источники и учения не делали разницы между анатомией, физиологией, психологией, философией и религией – все эти науки изучали человека в его совокупности, уча, что как тело человека, так и его "Душа" и даже "Дух " – материальны. Эти учения и источники утверждали, что материя, из которой состоит как человек, так и всё в мире, семерична по своему составу. Например, "Душа" человека в современном определении - это ни что иное, как его мысли и чувства, которые материальны. Но материя, из которой состоят эти мысли и чувства, по своему качеству и свойствам отличается от той материи, из которой состоит тело человека. Также, как вода по своим свойствам отличается от огня.

Теперь, мне хотелось бы настолько кратко, насколько это возможно, описать эти семь составляющих или принципов организма человека, не применяя санскритских терминов.

 

I-й Принцип (первая матрёшка) – это физическое тело человека. Кости, мышцы, одним словом, всё то, что изучает анатомия. Это физический организм человека.

 

II-й Принцип (вторая матрёшка) – это низшие животные инстинкты и потребности человека. Это инстинкт страха, гнева, потребность в еде, питье и так далее. Например, Фрейд отмечает несколько основных животных инстинктов: самый древний - это инстинкт самосохранения, зачатки его мы находим даже в растениях и у простейших – это инстинкт сохранения своей формы или организма. Следом за ним идёт инстинкт продолжения рода – половой инстинкт. Третий основной животный инстинкт – это инстинкт разрушения. Причём разрушения безо всякого логического обоснования или повода. Этот инстинкт первичен, а логическое обоснование придёт позднее, но об этом дальше.

 

III-й Принцип (третья матрёшка) – это высшие потребности и инстинкты человека. Это инстинкт самовыражения, который проявляется в стремлении петь, рисовать, танцевать. Это стремление как-то украсить свой дом, красиво одеться – это тоже подсознательный инстинкт – то, что заложено в нас ещё до рождения и проявляется в детях уже в самом раннем возрасте. Другое дело, как это будет использовано в более зрелые годы, но об этом тоже немного позднее. Также к высшим инстинктам человека относится инстинкт любознательности. С самого раннего детства ребёнок постоянно, сначала жестами и мимикой, а затем вопросами требует объяснения того или иного явления жизни – это инстинкт любознательности.

 

Итак, три низших принципа в нас – это физическое тело, низшие и высшие инстинкты – всё это образует подсознательную триаду человека. Это примитивный человек-дикарь, такой, каким мы его видим на заре эволюции человечества. Он всецело движим своими низшими инстинктами в добывании пищи, в ведении войн и в продолжении рода. Так же двигателем в рисовании животных на стенах пещеры, в которой он живёт, в собирании ракушек для того, чтобы сделать ожерелье, являются его высшие инстинкты. Конечно, ответственность тогда за свой дикий образ жизни он, этот примитивный человек, ещё нести не мог, потому как тогда не было ещё тех механизмов, которые контролировали и сдерживали бы его необузданные природные инстинкты. Далее начинается сознательная эволюция человека – осознание инстинктов.

 

IV-й Принцип (четвёртая матрёшка) – это Низший разум человека – сознание низших животных инстинктов. Этот принцип контролирует и применяет в действии низшие животные инстинкты в нас. Например, необузданный бессознательный гнев древних людей сменяется коварством, расчётливой жаждой мести, холодным стремлением уничтожить. Инстинкт разрушения приобретает такой вид. Точно так же, как слепой ужас, заставляющий дикаря бежать без оглядки и прятаться, сменяется сдерживаемым страхом в более цивилизованном человеке – он стремиться понять причину того, что его тревожит, и найти способ избежать опасности, не допуская паники. Так человек подчиняет своей воле древний инстинкт самосохранения. Так же изменяются и становятся более сложными и отношения между полами.

В процессе эволюции появляются тюрьмы, в которых наказываются те, кто не может контролировать свои животные инстинкты и причиняет вред другим – так развивается Низший разум. Так же появляются дома терпимости, так как люди начинают понимать, что этот инстинкт можно использовать в корыстных целях. Каменный топор со временем приобретает вид гильотины, лук и стрелы сменяются огнестрельным оружием и в дальнейшем – ракетами средней дальности. Всё это творчество Низшего разума человека. Основанием для такого творчества является низший животный инстинкт разрушения.

 

V-й Принцип (пятая матрёшка) – это Высший разум человека. Это сознание высших человеческих инстинктов. Высший разум в нас контролирует и применяет на практике высшие человеческие инстинкты и стремления, которые свойственны всем нам, точно так же, как и низшие, животные. Высший разум человека развивается в процессе эволюции одновременно с Низшим разумом. Например, простая бесхитростная наскальная живопись первобытных людей в процессе эволюции превращается в шедевры Леонардо да Винчи и Тициана. Дикая доисторическая песня и точно такая же музыка, исполняемая на примитивных музыкальных инструментах, видоизменившись, становятся великими операми Рихарда Вагнера, симфониями и сонатами Людвига ван Бетховена. Жалкие лачуги приобретают вид величественных храмов и дворцов – шедевров архитектуры, а простые изваяния древних богов со временем становятся совершенными образцами скульптуры – всё это творчество Высшего разума человека, которое развилось из подсознательного инстинкта самовыражения, о котором я писал выше. И ещё люди стремятся знать. Они строят обсерватории, в которых учёные наблюдают звёздное небо и планеты. Люди создают космические корабли для того, чтобы исследовать и изучить уже не только самые отдалённые уголки Земли, как это было раньше, но и Космос. А в научно-исследовательских институтах люди изучают самые различные явления жизни – все эти исследования и стремления, всё это и есть преобразовавшийся инстинкт любознательности, который стал сознательным стремлением Высшего разума человека.

 

Таким образом, теперь мы имеем пять принципов человека. Раньше для того, чтобы как-то символизировать эти пять принципов, люди выражали это в виде пентаграммы или, в современном изложении, в виде пятиконечной звезды. Изначально пятиконечная звезда или пентаграмма означала именно это – пять принципов микрокосма или организма человека. Эти пять составляющих в тех или иных формах присутствуют в любом нормальном современном цивилизованном человеке, хотя развиты неодинаково. Если дикарь, который только в зачатке имеет Низший и Высший разум, ещё не в состоянии делать сознательный выбор – такие механизмы, как интеллектуальный анализ у него ещё не развиты, то современный цивилизованный человек уже имеет право и возможность анализировать и выбирать, к чему устремиться. Он, этот цивилизованный человек, завоевал это право на выбор в процессе эволюции, развив в себе мышление.

 

 

VI-й Принцип (шестая матрёшка) – это Духовная интуиция. Шестой принцип в человеке - это то, что раньше называлось Духом. Этот Принцип является суммой или следствием деятельности Низшего и Высшего разума, и это есть самая совершенная человеческая способность понимания окружающей действительности. Это то, что мы называем "шестым чувством", это "надсознательное", в противоположность "подсознательному" в нас.

Возьмём примеры из истории: Петр I, Наполеон или другие великие преобразователи и вершители человеческих судеб. Кто они? Были ли они добрыми или злыми? Сложно сказать. Но одно несомненно – они были неординарными, выдающимися людьми. Такие люди отличаются от остальных уже в самом раннем детстве, проявляя неординарные способности. Сюда относятся все великие учёные, композиторы и общественные деятели, которые пробегают в раннем детстве то, что обычным людям приходится изучать всю жизнь. Отчего так? На этот вопрос современная наука пока ещё не в состоянии дать ответ. Пытаются объяснить талант человека наследственностью, но в таком случае, как объяснить гений Ломоносова? Философия Востока, например, объясняет этот феномен гениальности человека просто тем, что он накапливает или зарабатывает свои способности в череде многих перевоплощений или жизней. Методом проб и ошибок, набивая себе шишки, радуясь и страдая – именно таким образом человек накапливает знание и опыт. Конечно, это невозможно ни доказать, ни опровергнуть (по крайней мере, объективно), но так говорит философия Востока.

Чем же просто способный человек отличается от Гения? – Хороших талантливых музыкантов много, но великих композиторов единицы. Способных ремесленников тоже хватает, но гениальных художников, скульпторов или общественных деятелей можно пересчитать по пальцам. Для гениальности нужна Духовная интуиция. Вот чем способные и талантливые люди, обладающие только хорошо развитым Низшим и Высшим разумом, отличаются от Гениев, которые ещё выше. Гении не только развили свой Высший и Низший разум, доведя его до совершенства, но также имеют Духовную интуицию.

Итак, теперь уже мы имеем шесть принципов в человеке. Как же можно символизировать это? Из глубины веков до нас дошёл таинственный символ – шестиконечная звезда. Что он означает? Над разгадкой этой Тайны бились очень многие образованные люди, стараясь проникнуть в сокровенный смысл этого символа. Он имел много названий. На Востоке, в Индии, он известен как "Печать Вишну"; еврейские каббалисты позднее называли его "Печатью Соломона". Теперь этот символ отчасти является символом государства Израиль (Израиль буквально означает "избранный").

 

Если внимательно посмотреть на этот символ, то можно увидеть два переплетённых между собою треугольника – один чёрный, указывающий вниз, и другой белый – он указывает вверх. Эти два переплетённых между собою треугольника окружены окружностью с точкой посредине.

Чёрный треугольник – это три первых принципа человека (I;II;III).

Белый треугольник – это три других принципа человека (IV;V;VI).

Интересно отметить, что I-й Принцип (физическое тело) противоположен VI-му Принципу (Духу).

Душа же (II-IV и III-V) находится между этими двумя противоположностями.

Символ шестиконечной звезды можно назвать символом Гения, тогда как символ пентаграммы – просто обычный человек. Насколько тот или иной символ может соответствовать тому или иному человеку фактически? Кто это может знать и сказать об этом совершенно определённо? Несомненно одно – не существует людей (за исключением неизлечимо больных, безумцев), у которых отсутствует Дух или Духовная интуиция. Просто у большинства людей эта способность ещё очень неразвита и находится ещё в "надсознательном" состоянии. Духовная интуиция, "шестое чувство" или Дух осознаётся как нечто конкретное и оформленное очень малым количеством людей. Мало кто знает свои способности и таланты досконально. Мало кто может знать то, что его ждёт, понимая знаки прошлого и настоящего, и как следствие – предвидеть будущее. И, тем не менее, потенциально это Знание, эта духовная проницательность заложена в каждом из нас. Эта потенциальность разовьётся в процессе эволюции в реальную способность точно так же, как плавники кистеперой рыбы в процессе эволюции стали конечностями. Таким образом, символы пентаграммы и шестиконечной звезды – это просто символы различных ступеней эволюции человека. Есть и другие символы, как хорошо известные и знакомые, так и более сокровенные...

 

VII-й Принцип (седьмая матрёшка) – это Абсолют или Абсолютное Знание. Это и есть Бог. Это вся сумма знания, которая когда-либо существовала раньше, существует ныне и будет существовать в дальнейшем. Это то, что люди – все, которые когда-либо жили, живут теперь или, которые будут жить в дальнейшем – знали, знают или узнают в будущем. Седьмой Принцип – это беспредельные возможности для познания, которые связывают человека с Космосом. Это безграничное, вечное космическое ПРОСТРАНСТВО или же беспредельное деление самого маленького атома на составные части. Седьмой Принцип – это вечнопостигаемый Абсолют и тот, кто достигает в своём развитии понимания этого, становится бессмертным. Так говорит философия Востока. В древности же упоминание Седьмого Принципа вне святилища было наказуемо смертью. Древние умели охранить самое сокровенное.

На символе же шестиконечной звезды VII-й Принцип изображен как точка в круге. Точка означает первое осознание человеком его собственного «я» – и это есть начало отсчёта в жизни. Первое, что человек осознаёт – это его «я». Окружность же – это та сумма знания, которую человек может охватить. Радиус, проведённый от точки-центра к любой точке на окружности, показывает размеры этого знания. Возможности для расширения этого знания (увеличения площади круга) бесконечны – им нет предела.

 

В конце ещё хочется отметить, что то, о чём тут говорилось, конечно же, далеко не ново. Существует океан литературы на эту тему, большинство из которой впервые было издано в Европе. У нас это начинает приобретать массовый характер лишь теперь. Только относительно недавно начали издаваться труды Е.П.Блаватской. Только сейчас мы начинаем по-настоящему узнавать таких авторов как А.П.Синнет; Бульвер-Литтон; Т.Субба-Роу и др. Одним словом, всех тех, кто стоял у истоков начала распространения Знания Востока на Западе.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

29 дата публикации: 01.03.2007