Чеглаков О.Н.

 

"Защитники"

 

Будем думать по-доброму. Будем предполагать добрые намерения тех, кто присоединился к компании "Защитим Имя Рерихов". Назовём их для удобства "Защитники". Пусть будет так. Необходимо также полагать, что они знакомы с Основами жизни. То есть "Защитники" знают принцип руководства жизни, ясно и чётко представляют, кто руководит эволюцией человечества, а также Кто и где является их главным выразителем. Знают "Защитники" и о признаках соответствия и потому правильно выстраивают линию преемственности, которая и является мерой Истины. И в этом случае следует не сомневаться в знаниях "Защитников" по существу вопросов. Да, безусловно, речь о самом насущном: о правомерности регистрации Святых образов и понятий в качестве товарных знаков в Лицензионной Палате, в том числе, и с благими намерениями. Будем надеяться, что это есть люди с чистыми ясными глазами и таким же сердцем, и они всегда смогут определять вражеские намерения и исполнять свой долг по справедливости.

 

Речь, конечно, идёт о Знаке Знамени Мира, хотя необходимо вести разговор уже и о многих других символах. "Защитники", а это, в первую очередь, Международный Центр Рерихов во главе с Вице-президентом Шапошниковой Людмилой Васильевной, его сотрудники и друзья, а также созданный и управляемый ими идеологически и фактически Международный Совет Рериховских организаций, определили, что лучше всех знают, кто, когда и где может использовать Знак Знамени Мира и смогли убедить Лицензионную Палату в своих правах на это. Они, то есть "Защитники", уверяют, что исполняют наказ Святослава Николаевича Рериха, передавшего часть наследия семьи Рерихов России через свою доверенную Шапошникову Людмилу Васильевну. Правда, теперь уже не совсем понятно, даже исследователям проблемы наследования: то ли передал лично Шапошниковой Людмиле Васильевне, то ли МЦР, то ли России, то ли всему Миру!? Пока ясно одно: кто пользуется Наследием и решает, как его использовать, - тот и хозяин.

 

Этот вопрос, безусловно, очень важный, но в данной статье разговор пойдёт о другом. А именно: исполняют ли сами "Защитники" волю всей семьи Рерихов, или только старших Рерихов (Е.И.Рерих и Н.К.Рериха) в противовес воли С.Н.Рериха, или может быть волю С.Н.Рериха, "отказавшегося" следовать воле старших Рерихов? Не могут не знать "Защитники", что главная задача, стоявшая перед старшими Рерихами, заключалась в организации широкого распространения Знака Знамени Мира. Для чего? Во-первых, Знак должен напоминать о самом важном - о красоте и прекрасном, ибо он предназначен был быть символом охраны культурных сокровищ, во-вторых, он в своём сакральном значении триединства должен созвучать всему Космосу и потому гармонизировать пространство. Задержка в его распространении чревата остановкой в развитии всего человечества и планеты в целом. Знак этот мировой. Не могут не знать этого "Защитники". Они даже сами об этом говорят и пишут. Знакомы "Защитники" и с письмом Н.К.Рериха барону М.А.Таубе от 31 декабря 1933 года. "Теперь о Ваших вновь найденных знаках. В истории знака триединости, выраженной на Голландском кресте, у меня собрано очень много аналогий. Среди католических изображений в самых старых соборах можно видеть изображение триединости именно в этой трактовке. Вообще, замечательно, что именно этот знак в своей символике является не только западным знаком, но и восточным, а всякое такое объединение, конечно, чрезвычайно ценно в качестве знака мирового". Можно напомнить и другие строки Н.К.Рериха, обращённые тому же барону М.А.Таубе от 13 февраля 1932 года. "Наконец-то я могу Вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвящённой смыслу значения знака Знамени. Можете показать эту фотографию и некоторым членам Комитета, и всем тем, кому, предполагаете, это будет полезно. Скажите всем невеждам, пытающимся подставить какие-то свои своекорыстные или злонамеренные объяснения, о смысле этого Изображения. Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщённому Христианству и так прекрасно претворённой в иконе Рублёва "Святая живоначальная Троица" Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Именно этот символ - символ древнейшего Христианства, освещённый для нас также и именем Св.Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублёва". Можно напомнить "Защитникам" Н.К.Рериха и другую статью, где утверждается мысль о Знаке в качестве символа Мирового единения. В марте 1930 года Рерих пишет статью "Знамя Мира" (сб. "Держава Света" Рига, Виеда, 1992). "Лига Наций, которая работает для Международного Согласия, не может восстать против этого Знамени, ибо оно является одним из знаков мирового единения. Не случайно эта идея возникла на почве Америки. По своему географическому положению Америка менее других стран в военное время находится в опасности подобных разрушений. Потому что это предложение исходит из страны, сокровища которой менее подвержены сказанной опасности, это ещё более подчёркивает, что предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира". Специально привожу цитаты только из известных писем и статей. Может быть, всё-таки прочитают, что Флаг (Знак Знамени Мира) "есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира".

 

Но и "Защитники" в самых очевидных случаях отвечают без смущения, что и не против того. Они хотят лишь уберечь от использования Знака дурными, злыми и лихими, то есть всякими там Лунёвыми, Горчаковыми, Росовыми... Но, как теперь вы, "Защитники", представляете реальную картину распространения Знака Знамени Мира, когда: а) даже вашим друзьям и многим симпатизирующим вам людям неловко использовать этот Знак в благородных целях, в прозрении сохраняя сгусток мысли хозяйского надзора: "Знак принадлежит только МЦР!" б) как распространять Знак тем, кто не является ни противником, ни сотрудником и решит этот Знак использовать для охранения культурных сокровищ. Вы что, узнав об этом, будете подвергать его унизительной процедуре на предмет лояльности? в) как быть тем, кто принадлежит к какой-либо религиозной конфессии, например, христианской, а тем более её православной ветви? Как смогут они исполнить свой культурный долг, если будут знать, что Знак принадлежит не всему человечеству, а только лишь одной Рериховской организации? Трудно теперь представить, чтобы Знак Знамени Мира в качестве "торгового Знака МЦР" развевался бы над храмами, мечетями, синагогами. Мыслимо ли это? Или он теперь должен развеваться только над библиотеками, музеями, дворцами, особняками, парками?.. Но в России, например, особенно в центральных её районах, в библиотеках работают в основном православные люди, то же самое можно сказать и о музеях. Н.К.Рерих жизнь положил, чтобы доказать всемирность и принадлежность Знака всему Миру для его широкого использования, а "Защитники" с точностью наоборот. Или, может быть, распространение Знамени Мира теперь является вопросом неактуальным? Может быть мы, наивные, переживаем за Знамя Мира, а решение об отмене активных действий уже передано для нас или Святославом Николаевичем Рерихом Людмиле Васильевне Шапошниковой, или даже непосредственно ей? А у кого-то, возможно, возникают и ещё более крамольные мысли: уж не противоречит ли сам Святослав Николаевич своим родителям, если они боролись за широкое распространение Знамени Мира? Не может же Людмила Васильевна неверно понимать Святослава Николаевича, если он всегда поддерживал родителей и был с ними в единстве? Или, может быть, старшие Рерихи ошибались, преждевременно начав движение за широкое распространение Знака Знамени Мира?! А, может быть, сами последователи совсем неверно трактуют мысли Н.К.Рериха? Может быть, в их искривлённом сознании родилась идея широкого распространения, а Н.К.Рерих предполагал только такое распространение Знака, которое происходило бы только под контролем особой организации, определённой правоприемством Рериховского Наследия, и будет решать за всех? Вся Культура, защита культурных ценностей, да, что там культура, - вся эволюция всего человечества будет сосредоточена в одних "правильных" руках!

 

Так что же писал сам Н.К.Рерих по вопросу распространения и поднятия Знамени Мира. В 1933 году он утверждает: "Нужно знать, что никакое общее дело не строилось без поднятия всевозможных символов. Каждый крестный ход бывает наполнен всевозможными знаками, которые лишь во внутренней сущности своей служат одному и тому же идеалу". ("Священный Знак". Знамя Мира. М. МЦР. С.108). А вот пожелание и наказ Н.К.Рериха, выраженный им в 1935 году в День подписания Пакта Рериха: "Пусть Знамя развевается и над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели пустыни." ("Знамя". Нерушимое. Рига. Виеда. 1991 г. С.103). В этой же статье он пишет: "Каждый памятный день Пакта должен быть лишь жизненным поводом для поднятия и укрепления Знамени Охранителя”. ("Знамя". Нерушимое. Рига. Виеда. 1991г. С.103). Проходит 12 лет и Рерих продолжает свою мысль. Буквально перед своим уходом 18 октября 1947 года он пишет: "Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: "Не тронь - здесь всенародное достояние!". («Друзьям "Знамени мира"». Листы дневника.Т.3. С.563. М. МЦР).

 

Представьте картину, если люди по всему мировому пространству откликнутся и напишут заявления от имени своих организаций с просьбой об использовании Знака Знамени Мира для охранения Культурных Сокровищ. "Уважаемая г-жа Шапошникова Людмила Васильевна, позвольте использовать товарный знак Вашей организации (МЦР) в качестве Знака Знамени Мира. В просьбе моей прошу не отказать! Ваш искренне любящий господин N". И здесь я даже не иронизирую. Нас всех, во всяком случае, в России, поставили перед данным условием. Таковы размышления, если их писать с позиции оценки действий МЦР с благими намерениями, но если подумать о других вариантах, то получится совсем печально. Самое грустное то, что "Защитники" приводят в последнем своём сборнике "Защитим имя и наследие Рерихов" многие мысли Рериха о широком распространении Знамени Мира, но они проносятся мимо их ушей, никак не сочетаясь с ними. Их закрыло. Но огонь прочищающий неумолим, и за спинами друг у друга не спрятаться!

 

0 9.02.2007 г.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

29 дата публикации: 01.03.2007