Алексей Анненко,
г.Абакан

 

35 лет назад вышла в свет книга «РЕРИХ» в «ЖЗЛ»

 

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗНАЛ РЕРИХА

 

Тридцать пять лет назад, 23 февраля 1972 года, в Москве, в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», была подписана к печати книга. Обычно редакторы издательств в таких случаях делают пометку: «В свет». Расписываются и ставят дату. В этом случае формальное действие приобрело характер символический. Эта книга называлась – «Рерих». И её появление стало поистине светлым лучом, прорывом к признанию Великого подвижника на его Родине.

 

 

ПРОРЫВ

 

 

На обложке книги «Рерих» был помещён портрет человека с проникновенным взглядом, фрагменты картин - всадник на фоне вершин, славянин, играющий на свирели в окружении медведей, имена авторов – «П.Беликов, В.Князева». В выходных данных подробнее – «Беликов Павел Фёдорович, Князева Валентина Павловна».

Имя В.П.Князевой к тому времени было известно не только искусствоведам. В 1963 году в издательстве «Искусство» тридцатитысячным тиражом вышла её книга «Н.К.Рерих», первое подробное жизнеописание творческого пути великого художника, вышедшее в советское время. Автором были использованы редкие издания, введены в научный оборот многие документы из рукописного отдела Государственной Третьяковской галереи (фонд Н.К.Рериха), неизвестные рукописи Н.К.Рериха, привезенные на родину сыном Ю.Н.Рерихом (проходившие со ссылкой «Архив И.М.Богдановой»).

Затем в 1968 году вышло второе издание, исправленное и дополненное многочисленными цветными репродукциями картин Н.К.Рериха. Тираж этого издания составил 100 тысяч экземпляров. Работы автора – кандидата искусствоведения, заведующей секцией отдела живописи Государственного Русского музея в Ленинграде – вошли и до сих пор остаются в «золотой библиотеке» литературы о Н.К.Рерихе.

Новая книга о нём вышла в популярнейшей «молодогвардейской» серии – «Жизнь замечательных людей». В идеологической, насквозь политизированной атмосфере того времени, появление имени Н.К.Рериха на корешке книги, украшенной буквами «ЖЗЛ» и изображением горящего факела, означало очень многое. Самое существенное для того времени – безусловный авторитет и признание героя книги со стороны «властей предержащих». А читателям Н.К.Рерих был полно представлен не только как выдающийся художник, но и как мыслитель, учёный, общественный деятель. Серия «ЖЗЛ» выдавала в те времена своеобразное свидетельство на право подрастающего поколения видеть в человеке, ставшем персонажем этой биографической серии, образец для подражания. И, следовательно, признание его заслуг перед страной, человечеством.

 

 

НЕИЗВЕСТНЫЙ СОАВТОР

 


П.Ф.Беликов

 

Появление книги стало и выходом на свет «рампы» фигуры «широко известного в узких кругах» человека – Павла Фёдоровича Беликова. Это тоже был прорыв. Причём, прорыв, в котором более нуждались почитатели имени Рериха в нашей стран, чем сам автор, исполнявший свой, самим им определённый, долг. Десять лет, которые отпустила судьба прожить ему после выхода книги, поставили его в ряд замечательных людей своего времени, сполна исполнивших миссию своей жизни.

В краткой библиографии в конце вышедшей книги были упомянуты лишь две его работы – «Рерих и Горький» и «Библиография произведений Н.К.Рериха». Поскольку они вышли в серии «Учёные записки Тартуского государственного университета» (1968, № 217), то читатель мог предполагать, что один из авторов является представителем учёных-литературоведов.

В вышедшей через год книге «ЖЗЛ. Каталог. 1933-1973» (М. 1973), в перечне авторов серии, приводилась более подробная справка: «Беликов Павел Фёдорович (р. 29. VII . 1911, Нарва). Оконч. Высшие коммерческие курсы в Таллине. Печатается с 1939. В серии ЖЗЛ выпустил книгу «Рерих» (в соавт. с В.Князевой, 1972, 1973)».

 

 

ДУША ИССЛЕДОВАТЕЛЯ И ПОЧИТАТЕЛЯ

Когда июньским днём 1975 года я впервые увидел Павла Фёдоровича на выставке картин Рериха в Академгородке под Новосибирском, я испытал не разочарование, нет, я испытал лёгкое замешательство. Рерих! Мыслитель! Планетарный человек. Художник мирового значения! И о нём написал книгу человек обычной внешности, одетый в обычную рубашку навыпуск, в обыкновенном костюме?! Такой, как все?!

 


 П.Ф. и Г.В. Беликовы на выставке картин Н.К.Рериха
в Академгородке (1975 год)

 

Вспоминая об этом сегодня, я думаю, как часто обманчивы наши впечатления. Как часто за неброской внешностью встретившихся нам людей скрыты подлинные масштабы их кругозора, интеллекта, души. Я был свидетелем, как некоторые люди спрашивали: «Павел Фёдорович, Вы бывали в Индии?» И когда он отвечал: «Нет. К сожалению, не бывал», эти люди отходили, не задавая больше вопросов. Следовательно, они получали ответ на уровне своих представлений о том, каким должен быть автор, «осмелившийся» написать о Рерихе. На мой сегодняшний взгляд, это спасало Павла Фёдоровича от необходимости тратить время на удовлетворение поверхностного любопытства поклонников восточной экзотики. Сам он, неоднократно получавший приглашения от семьи С.Н.Рериха, посетить их в Индии, так и не нашёл времени на поездку. Хотя этого, несомненно, жаждала его душа, душа исследователя и бескорыстного почитателя жизненного подвига великих соотечественников. Его дни были переполнены повседневными трудами и заботами о достижении тех целей, которые стояли перед ним. И если для этого лучше было не переезжать на жительство на Алтай, о чём он мечтал, лучше было находиться вблизи от тогдашних издательских и организационных центров, то он, как говорится, «наступал на горло собственной песне».

Впрочем, это сравнение страдает неточностью. Свою «песню о Рерихе» он сам сложил и исполнил так, как никто другой не сумел и вряд ли сумеет. Главное – он сумел её исполнить тогда, когда это было жизненно необходимо. Ни раньше, ни позже. Существование книги «Рерих» в «ЖЗЛ» стало накануне столетия Н.К.Рериха пропуском в любые, даже самые высокие, структуры тогдашнего общества. А теперь, когда прошло уже тридцать пять лет со дня выхода в свет, мы можем отчётливо увидеть, что и её исследовательская ценность, научная достоверность нисколько не потеряли значения. Так же, как и другие работы П.Ф.Беликова, на которые судьба отпустила ему срок.

 

 

ПРИНЦИП СОИЗМЕРИМОСТИ

«Когда мне было лет тридцать, - писал он, - я думал, что могу много сказать о Рерихе, и стремился к этому. Жизнь сложилась так, что вышел я на профессиональную арену с чувством, что теперь-то я могу сказать о Рерихе, так как надо, когда был на исходе пятый десяток лет. А теперь, когда мне на исходе шестой десяток, я гадаю – сумею ли я до конца жизни вообще сказать о Рерихе то, что нужно, и так, как нужно» (Письмо П.Ф.Беликова автору 22 декабря 1978 г. - Непрерывное восхождение. М., 2003. Т. II , ч.2, с.265-66).

Главным принципом, которым он всегда руководствовался, в том числе при подготовке к изданию книги в серии «ЖЗЛ», был принцип соизмеримости. «И об отдаче ещё не сетуйте, - писал он мне 19 января 1977 года. – Это приходит в своё время. Главное – постоянство в работе и иеровдохновение…» Он, конечно, знал намного больше о подводной части «айсберга», имя которому «Рерих», но стремился к точной передаче своих знаний о надводной части. Чтобы тогда, когда придёт время, не перечёркивать написанное под воздействием внешних обстоятельств, а постепенно добавлять, увеличивать наши знания о «Державе Рериха».

Одним из главных уроков Беликова для нас является это напоминание – не торопиться с «отдачей». В советские времена был распространён неплохой по своей сути нравственный императив – всего себя отдавать людям. Поэты писали – «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Однако, при этом оставалось в тени существенное обстоятельство – чтобы отдавать, надо что-то иметь, представлять из себя хоть какой-то интерес для окружающих. В духовном и интеллектуальном отношении, следовательно, иметь внутренние накопления, способность к самостоятельной духовной работе.

Не хочется тратить слов, но сказать необходимо. Сейчас, когда мы свидетели, как некоторые «рериховцы» вместо позитивных построений или бросаются в «борьбу», или потрясают некими письмами о «подтверждении полномочий», или в рецензии на научную работу, о которой всего лишь «узнали», используют «аргумент»: «Мне 75 лет. Я – общественный деятель», напоминание П.Ф.Беликова более, чем актуально. Глядя на таких «авторитетов», молодые люди, едва прикоснувшиеся к «арифметике» Рериховского Наследия, начинают не только преподавать «сложение» и «вычитание», но считают себя вправе учить других не только «алгебре», но и «высшей математике», о которой только слышали. Пользы от такой «отдачи» мало, вреда больше.

 

 

«Я ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНО ПОДУМЫВАЮ…»

Павел Фёдорович долгое время вынашивал мысль о создании книги о Н.К. Ещё в 1966 году он писал И.А.Ефремову, знаменитому русскому писателю: «О Николае Константиновиче необходимо издать хорошую и популярную биографию, которая показала бы весь его жизненный подвиг. В одном из своих писем ко мне Святослав Николаевич писал: «Удивительной была жизнь Н.К. и Е.И. Как это нужно всё собрать и бережно донести. Сколько было у них знаний, широких, истинных. Мысль была свободной, радостной. Только и думали о благе всех, поверх всяческих внешних условностей, всяких ветхих ограничений. Прекрасный образ Н.К. как-то особенно светится. Такими должны быть великие Учителя прошлого. Вся жизнь его – это служение добру, человечеству, и кто измерит все неисчерпаемые богатства его внутренней жизни».

Наша молодёжь мало знает о подлинном жизненном подвиге Н.К. Инвалиды от мистики делают из Н.К. мага, а спящие духом – карьериста. Легенды переплетаются со сплетнями, а реальный трудовой, творческий и жертвенный жизненный путь остается невыявленным.

Я очень серьёзно подумываю о книге в серии «Жизнь замечательных людей». В основу надо положить подлинный материал – он занимательнее всяких выдумок. Материала для книги у меня достаточно…» (Там же, II -1, с. 173)

В этом же письме П.Ф., понимая, что по условиям того времени, он – человек посторонний для писательской среды - вряд ли будет допущен в когорту авторов престижной серии, замечает – «Весь вопрос в авторе. Я бы охотно вошёл с кем-нибудь в соавторство…» И называет В.П.Князеву. Она, пишет П.Ф.: «Много консультируется у меня, и я её знаю, как глубоко порядочного человека и искреннего поклонника искусства и деятельности Н.К. Но Князева очень занятой человек…» (II-1, с. 174).

 

 

В СВЕТ!

Тем не менее, П.Ф. начал действовать. И здесь мне вспоминается один эпизод. В том же 1975 году, когда я познакомился с ним, я спросил, как же удалось издать эту книгу.

- Это надо Галину Васильевну благодарить, - шутливо сказал он, поворачиваясь к своей супруге.

Разговор происходил на вокзале Новосибирска, где мы провожали П.Ф. и Г.В. Они пробыли несколько дней в Академгородке в связи с проходящей там выставкой картин Н.К. и отправлялись в Улан-Удэ, где шла выставка картин Святослава Николаевича.

- В Москве проходим мимо издательства «Молодая гвардия», - продолжал П.Ф. - И Галина Васильевна мне говорит: «Хватит откладывать. Мы отсюда не уйдём, пока ты не зайдёшь и не предложишь книгу». Я отговаривался. Но она настояла. Материалы у меня были с собой, и я зашёл.

Можно себе представить состояние сотрудника издательства. Приходит неизвестный житель из Эстонии и предлагает опубликовать книгу о Рерихе в «ЖЗЛ». По тем временам, если не «бело», то всё равно «эмигранте». Причём из разговора выясняется, что заявитель даже не искусствовед, а бухгалтер. Так что состояние сотрудника, скорее, представить трудно. Однако, после довольно продолжительного разговора пришли всё-таки к какому-то результату. Сотрудник предложил подготовить публикацию для издававшегося параллельно с серией «ЖЗЛ» альманаха «Прометей». А там, мол, посмотрим. При этом П.Ф. откровенно пояснили, что без соавторства с именитым человеком книга вряд ли увидит свет.

10 ноября 1966 года П.Ф. пишет известному востоковеду Б.Л.Смирнову (переводчику «Махабхараты»): «Четвёртую главу своей работы «Рерих – мыслитель» пришлось мне прервать. Набежала более спешная. Договорился с издательством «Молодая гвардия» об издании книги в серии «Жизнь замечательных людей»… Года через два нужно уже будет закончить рукопись…» ( II -1, с. 175).

Быстро прошли эти годы. Когда будет опубликована переписка двух соавторов книги «Рерих», читатели узнают много важного о том, как шла работа над книгой. Приведу лишь свидетельство П.Ф. в письме ещё 1 ноября 1964 года: «Князева умный, душевный и сердечный человек» ( II -1, с. 118).

В мае 1969 года он пишет С.Н.Рериху и Д.Р.Рерих: «Я послал Вам для просмотра три последних главы книги, по мере доработки Валентиной Павловной и мной первоначальных глав буду высылать и их…» ( II -1, с. 182). 10 ноября 1969 года Святослав Николаевич пишет П.Ф.: «Дорогой Павел Федорович, только что закончил чтение Вашей книги о Н.К.. Вы прекрасно справились с очень трудной задачей. Поздравляю Вас от всей души…» («Непрерывное восхождение». Т.1. М., 2001, с. 172). В декабре того же года П.Ф. сообщает С.Н.: «Рукопись книги о Н.К. сдана в издательство. По плану книга должна увидеть свет в конце 1970 года…» (II-1, с. 187).

В 1971 году в альманахе «Прометей» были опубликованы восемнадцать очерков из серии «Моя жизнь. Листы дневника». Только три из них публиковались ранее. Публикация сопровождалась подготовленными Павлом Фёдоровичем содержательными сведениями о жизни Н.К., примечаниями, портретом Н.К. и фотографиями.

Наконец, 23 февраля 1972 года, редактор издательства А.Ефимов подписывает окончательный вариант книги. В свет! «Дорогой Святослав Николаевич, – пишет П.Ф. 12 июня 1972 года, - я только что вернулся из Москвы и Ленинграда, куда заезжал по пути. Вышли сигнальные экземпляры книги, один из которых и послал сразу же Вам… Книгу издают большим массовым тиражом – 150 000. Интерес к книге громадный. Повсюду идёт на неё большая запись, так что разойдётся моментально… Серия «Жизнь замечательных людей» – очень солидная и популярная серия, в ней далеко не всё публикуется. Появление книги в этой серии к Юбилею Н.К. очень своевременно. Оно поможет многим последующим публикациям.

Конечно, я считаю эту книгу лишь слабым отзвуком тех чувств и мыслей, которые не облечь в обычные человеческие словосочетания. Остаётся только надеяться, что это первая более-менее подробная и систематизированная биография Н.К., в которой как-то раскрыт и его внутренний творческий мир, послужит фундаментом для дальнейших работ и исследований…» (II-1, с. 238).

 

 

РЫЦАРЬ СЛУЖЕНИЯ

Летом того же года, ярким солнечным днём (он мне помнится именно таким), в обычном советском книжном магазине города Абакана, я, тогдашний студент, за немалые по тем временам деньги (девять рублей, почти четверть стипендии), купил роскошный по тем временам альбом художника, который давно хотел иметь. Это было «гознаковское» издание репродукций картин Н.К. с прекрасными вступительной статьей А.Юферовой и аннотациями к картинам А.Лукашова. Именно из-за цены этот альбом был доступен. Но по тем временам невероятно было купить в книжном магазине любую книгу из серии «ЖЗЛ». Существовали система предварительных заказов или «блат». Ещё – библиотеки. Поскольку альбом был хорош, но вступительная статья показалась слишком короткой, а мне уже с некоторых пор хотелось узнать о Рерихе больше - я начал поиск более обширных сведений о замечательном художнике.

В своей родной, «второй» городской библиотеке, я и встретил только что поступившую книгу «Рерих», вышедшую в серии «ЖЗЛ». Когда я её прочитал, в мою жизнь теперь уже навсегда вошла огромная сфера моего существования – «Держава Рериха».

Благодаря этому я познакомился с другими изданиями о Рерихе, с книгами Живой Этики, и, наконец, с Павлом Фёдоровичем Беликовым. Через непродолжительное время после нашего знакомства, встреч у него в Козе-Ууэмыйза, во время его приездов в Новосибирск на «Рериховские чтения», переписки с ним, я ощутил и ощущаю до сих пор, что сверяю свои действия с незримыми, но очень важными для меня, для моей жизни, оценками их Павлом Фёдоровичем.

В моей памяти немало своеобразных видеокартинок нашего общения, которые я могу «проигрывать», чтобы его образ оживал во всей своей подлинности. Одна из моих лучших фотографий П.Ф., открывающая первый том «Непрерывного восхождения», лишь в малой степени отражает облик человека, который не только знал Рериха, но и сам был по-человечески привлекательной, многогранной личностью, обладал обширными знаниями, душевной отзывчивостью…

 


 П.Ф.Беликов (Козе-Ууэмыйза. 1975 год)

 

Тот, внешне обычный пенсионер, которого я увидел в 1975 году, Павел Фёдорович Беликов, был человеком, который являл собой ярчайший пример служения Светлым Идеалам, был Рыцарем Круга Посвящённых в самом высоком смысле. В наше время некоторых людей называют – « self - made - man » («человек, сделавший себя сам»). С точки зрения самосовершенствования, достижения результата, а не достижения внешнего успеха, Павел Фёдорович остаётся непревзойдённым образцом подлинного, а не «трибунного» деятеля, строившего свою жизнь ориентируясь на самые высочайшие нравственные и. творческие планки.

Истинный человек, каким был Павел Фёдорович, отличается от пустых людей структурой качеств - духовных, душевных. Старое сравнение алмаза и стекла. Разница – в структуре. Алмаз светится сам по себе, стекляшка отражает чужой источник света. Павел Фёдорович сам в себе был носителем света, от него шло излучение теплоты и благожелательности. Кто-то от этого загорался сам, кто-то просто хотел погреться. Он всем помогал, никого не осуждал, но, если считал нужным, высказывал своё мнение о тех или иных действиях.

 

 

«ПУСТЬ КАЖДЫЙ САМ ТРУДИТСЯ…»

 

В этом году – 15 мая - исполняется четверть века, как он ушёл в иные сферы космической жизни. Мне представляется, что многого лишнего в Рериховском движении нашего времени просто не существовало бы, если бы дни его продлились хотя бы ещё десять лет. Само его присутствие в период, когда менялась общественно-политическая обстановка в стране, в период, когда открылись новые возможности для претворения в жизнь Рериховского наследия, не позволило бы сеять и выращивать плоды раздора некоторым самодовольным садовникам. Впрочем, его возвышенная духовная фигура, мудрость и высочайший нравственный уровень и сейчас зримо показывают разницу между величием настоящим и мнимым.

В одном из писем К.П.Беликова ко мне после смерти отца есть знаменательные строки. Говоря о незаконченной работе «Рерих. Опыт духовной биографии», он пишет: «Основное – трудность становления на земном плане и трудность связи с Высшим, он успел осветить. Это очень нужно. Сейчас развелось много людей, которые запросто «беседуют» с Учителями и сразу становятся проповедниками, забывая, как трудно приходилось даже таким Высоким Личностям, как Рерихи. Дальше отец хотел подойти к разбору некоторых положений из Ж.Э., связывая их с деятельностью семейства Р. – не успел. Что же, пусть каждый сам трудится в постижении мудрости Учения…» (Письмо К.П.Беликова от 16 июля 1982 года. Архив автора).

Прошла четверть века. У меня не вызывает сомнения, что П.Ф. Беликов порадовался бы тому разнообразию и качеству отдельных публикаций, которые вышли за это время. К этому он стремился. Выход в свет книги «Рерих», писал он В.А.Шибаеву в августе 1972 года, «закладывает хорошие основания для дальнейших исследований и работ…» ( II -1, с. 246).

Книга «Рерих» в серии «Жизнь замечательных людей», словно факел на её обложке, высветила в тогдашнем духовном пространстве монументальную фигуру Героя, проходящего по жизни Верхним путём.

«Предопределённость», вызванная Кармой и поставленными перед каждым из нас задачами, - писал Павел Фёдорович, - заложена во всех, в том числе и у меня с Вами. Привносим мы с собой в потенциале и все возможности, которые помогут нам реализовать наши очередные кармические задачи. Однако, «развернуть» потенциальные возможности в полной мере и употребить их максимально – зависит от нашей воли, на которую Высшие Силы не воздействуют. Е.И. и Н.К., преодолевая все жизненные препятствия нашего плана, полностью осуществили это, что и является для нас величайшим примером…» (Письмо П.Ф.Беликова от 25 мая 1976 года. Архив автора).

Так решал свои кармические задачи Павел Фёдорович Беликов. Он поставил высочайшие ориентиры для нас…

 

Фото автора.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

29 дата публикации: 01.03.2007