Елена Уварова

УЗОРЫ ОГНЯ

Играет огонь… Щедро складываются его узоры, пленяя воображение. Это игра самой матери-природы. И счастливы те художники, писатели, зодчие, которые умеют подметить эту игру и передать в своих творениях.

Неожиданны узоры огня. В них взгляд мастера выхватывает различные образы – цветы, птицы, причудливые здания… Если вдуматься, эти образы очень напоминают предметы древнерусского искусства. Случайно ли такое совпадение? Или художник, созидая, даёт волю своему вдохновению, которое по сути своей огненно? Не зря Н.К.Рерих писал: «Творчество - это чистая молитва духа».

Истинное искусство всегда рождается в возвышенном, радостном состоянии духа.

Н.К.Рерих писал: «Счастливое прошлое есть у всякой страны, есть у всякого места. Радость искусства была суждена всем. С любой точки земли человек мог к красоте прикасаться».

Мы почти разучились восхищаться красотой. А ведь была радость и в наших землях.

«Осмотритесь в храме Ивана Предтечи в Ярославле. Какие чудеснейшие краски вас окружают! Как легка изумрудно-серая зелень и как у места на ней красноватые и коричневатые одежды! По тепловатому светлому фону летят грозные архангелы с густыми желтыми сияниями, и белые их хитоны чуть холоднее фона. Нигде не беспокоит глаз золото, венчики светятся одной охрой. Стены эти – тончайшая шелковистая ткань, достойная одевать великий Дом Предтечи!» - писал Рерих в работе «Радость искусству».

Расписывали Дома Божии так, чтобы «предстоящим мнети бы на небеси стояти пред лицы самих первообразных».

А взять хотя бы древнее зодчество Киева, «унизанное сокровищами Византии», со скандинавской стальной культурой.

«Поразительные тона эмалей; тонкость и изящество миниатюр; простор и спокойствие храмов; чудеса металлических изделий; обилие тканей; лучшие заветы великого романского стиля дали благородство Киеву. Мужи Ярослава и Владимира тонко чувствовали красоту; иначе всё оставленное ими не было бы так прекрасно».

А вот описание былинного терема:

Около терема булатный тын,
Верхи на тычинках точёные,
Каждая с маковкой-жемчужинкой;
Подворотня – дорог рыбий зуб,
Над воротами икон до семидесяти;
Серед двора терема стоят,
Терема все золотоверховатые;
Первые ворота – вальящетые;
Средние ворота – стекольчатые,
Третьи ворота – решётчатые.

Прихотью вдохновения-огня создавались подобные шедевры.

Бывает огненное творчество, оно пропущено через сердце. Но бывает творчество, основанное только на интеллекте. Но творения сухого интеллекта бесплодны. Они ничего не дают человеку, не обогащают его. Ибо, лишённые огня, они и сами безжизненны.

Например, натурализм. Н.Рерих называл его «случайно-поверхностным», считал художников подобного направления рабами случайного миража.

А настоящая красота всегда жизненна, потому так трогает наше сердце.

Сейчас мир переживает трудное время. «После средневековых испытаний огнём, водой и железом предстоит испытание восприятием культуры», - писал Н.Рерих в статье «Адамант» в 1920 году. Это переломный для человечества момент. Действительно, очень важный, ведь именно истинное (огненное) искусство приближает людей к постижению сути вещей, вообще – Красоты и Добра.

Январь 2006 г.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

26 дата публикации: 01.06.2006