Георгий Радуга

Литературные портреты

Франческо Скорина

Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь только перед одним настоящим.

А.С.Пушкин

Оно, конечно, не устремляется в Будущее, топчась на месте.

Друг, скажи, для чего ты живёшь?!

Жизнь прожить - не поле перейти. Да, жизнь непросто пройти, её нужно и важно прожить так, чтобы остался ослепительно яркий след - словно от пролетевшей по небу кометы!!!

Мы уходим, оставляя Мосты!

Мы уходим заветной тропой от сковавшего город дурмана,

Нам укажут дорогу домой Семь Сияющих Звёзд в Небесах

и рассвет над молочной рекой нас очистит от лжи и обмана,

растворяя как хлопья тумана в наши души прокравшийся страх.

О Былом сожаления нет, мы играли с судьбой откровенно,

в лабиринтах потерь и побед, познавая себя по частям,

Но в веках затерявшийся след вновь проявлен тропой сокровенной

и творящая сила Вселенной возвращается нашим словам,

Уходя от пустой суеты и рассудка холодных объятий,

за собой оставляем Мосты для идущих по нашим стопам,

Освещают нам Путь с высоты Наши Мудрые Старшие Братья,

что святой неусыпной ратью охраняют Божественный Храм,

Освещают нам Путь с высоты Наши Мудрые Старшие Братья,

что святой всемогучею ратью созидают Божественный Храм!

Вспомним сегодня белорусского первопечатника Франческо (Франциска) Скорину.

Из Энциклопедического Словаря: Скорина Франциск (ок. 1486 - не позднее 1551) - белорусский просветитель, гуманист и первопечатник. В 1517-19 выпустил в Праге напечатанные кириллицей 20 отдельных изданий Библии, отличавшихся высоким типографическим искусством. В начале 20-х годов XVI века основал первую типографию в Вильне (Вильнюсе) на территории бывшего СССР. Вступительные статьи и примечания, написанные Скориной к своим изданиям, - образцы лучшей просветительской литературы. Деятельность Скорины способствовала формированию белорусского литературного языка.

- Бессмертная мудрость и летопись поколений хранится в тленных хранилищах.

- А поколение прибавляет мудрость? Превосходит отцов науки?

- Ты прав, мой молодой друг! Сегодня, к сожалению, мы не используем даже того, что открыли древние.

- Почему?

- Видимо потому, что жизнь ушла вперёд, а мы всё воспринимаем по старым канонам.

- Я так мало ещё знаю!

- Да, молодец, чтоб утверждать что-то - надо самому много знать! Я вижу в глазах твоих огонь, будь смелее на своей дороге, но не питай бесплодных надежд, тщетных надежд в нашей академии, ибо злая воля обскурантов (злопыхателей) рядом, наука в нём - раба скованная цепями. Смело изучай, дерзай, и всегда повышай свой уровень знаний, постоянно восходи на новые вершины!

Ученик: Познания наши - это дары Всевышнего!?

Учитель: Познание наше - изучение мира, сотворённого Всевышним, а заслуга эта людей, а не Бога.

Да, Наш Путь - расширять Кругозоры и Расти, зная больше и лучше.

- Ты подался влиянию опасных своим влиянием вольнодумства учителей.

- Стремление к Истине - не есть грех!

- Вижу зёрна ереси всходят в тебе злаками святотатства, опомнись, иначе ты нигде не скроешься от проклятия Святой Церкви, рыцарем которой мы сегодня помогаем тебе стать!

- Я дал клятву своему народу и не отступлю от неё никогда!

- Твой народ - презренные рабы, ты можешь стать господином их, мы дадим тебе силу и власть, повинуйся или от тебя отвернуться все.

- Я жду тебя!

- Кто ты?

- Твой друг и спаситель!

- От чего ты хочешь спасти меня?

- От ошибок твоих!

- Прочь от меня!

- Остановись, напрасно ты хочешь пройти мимо. Мимо нас, истинной веры!

- Против веры я не иду.

- Смирись, сейчас, иначе ты будешь страдать всю жизнь!

- ?

- Ну что ты теперь скажешь, лжехристианин, теперь святому трибуналу?!

(Вы можете ясно увидеть уловки тёмных, они никогда не скажут: дерзай, восходи, поднимайся, а у них слова иные - повинуйся, смирись, склонися, и мы тебе дадим всё, как не вспомнить искушение Христа.)

ДИСПУТ

- Наша Академия решительно очистилась ещё от одной скверны, которая загрязняла в ней воздух, освящённый двумя столетиями работой лучших умов Европы. Положения, изучаемые профессором Глаговским, есть чудовищное нагромождение ложных и еретических мыслей!

- Нарушены принципы, он дерзнул говорить о Священном Писании как о книге, написанной людьми, между тем, мы, истые христиане, считаем его Божественным Откровением, разве это не поражение святыни?!

- Нет!!! Эти книги записаны людьми, и мы можем перечислить и назвать их имена, имена царей, пророков, апостолов!

- Вот оно, ядовитое семя святотатства и ереси?! Не ты ли, схизмат, вослед за своим профессором дерзнул высказать бредовую мысль и идею о переложении Священного Писания на подлый язык черни!?

- Ложь и ещё раз ложь! Пан Глаговский хотел видеть Священное Писание на языке народа, дабы Просвещение проникло в народ, и доставило ему силы не придаваться глупым и нелепым предрассудкам и пагубному суеверию.

- Вот это и есть посягательства на основные положения Святой Церкви. Ибо латынь в науке, латынь, звучащая с амвона, сберегает Вечные Истины от любопытства непосвящённых! Утверждая противное, вы подвергаете сомнению мудрость предписания Священного Престола и тем самым сомневаетесь в непогрешимости папы!

- Призываю всех в свидетели, что я не касался этого вопроса!

- Схолар Скорина не сказал ничего такого, что может оскорбить слух чистого католика!

- Верно! Верно!

- Я вижу, у схизмата нет недостатка в защитниках и покровителях. Мы ещё заставим его ответить на этот вопрос, впрочем, это прерогатива святой инквизиции.

- Истину на костре не сожжёшь! Истина подобна большой реке, в ней есть мели, в коих может пройти и ягнёнок, но и глубины, где может утонуть рыцарь с конём. Пусть достойный господин барон поищет брода! Я спрашиваю, Высокий Синклит, может ли нам преподавать человек, требующий доносить друг на друга!

- Прекратите шум! Все по своим местам!

И в Академии может случиться бунт, если есть смелость и отвага!!!

Конечно, Скорине после этого диспута пришлось бежать, и в Италии в Падуйском университете он продолжил своё обучение и получил степень доктора медицинских наук.

- Почтеннейший доктор, Вы первый из восточных славян, кто удостоен был высокой учёной степени, в нашем университете Вам открыты все пути к славе и науке, какой путь избираете Вы?

- Место и путь каждому из нас предназначен от рождения. Птенцы, летающие в воздухе, возвращаются в гнёзда свои, рыбы в море, звери в пустыне, пчёлы с полей возвращаются в норы и ульи свои, так и люди, где родились и вскормлены были, то место любить и помнить должны. Ибо там их Родина, и там их судьба. Я благодарен Падуе за всё, что она сделала для меня, на своей родной земле я буду помнить это всегда!

- Стало, ты никакого дела в Италии этой завести не схотел и капиталу не нажил?

- Я же говорил, предлагали деньги, почёт, но ради чего я буду на чужбине трудиться?!

- Так говоришь, там людей живьём бывают на костре жгут?

- Бывают и жгут.

- Живьём!

- Живьём!

- Вот латыняне поганые!

- А это что это такое?

- Где?!

- Никак опять ведьму топят?! Матерь Божия, прости нас грешных!

- Куда ты?

- За что вы её?

- Хворь завела!

- Она же больная!

- Божий Суд правим, а ты откуда взялся?!

- Видно, и наш край (и Русь) не сильно отличается от запада!

- Пан Воевода, болезнь передаётся от одного к другому!

- Передаётся?! А пан доктор ходит по хатам!

- Что нужно?!

- Доктор Франциск просит дозволенья открыть больницы для неимущих. Пусть открывает. Но пусть уйдёт!

- Нужны деньги, дайте деньги, у меня их нет!

- Деньги! Какие деньги?!

- Общество Святого Лазаря согласно помочь.

- Ну, вот и хорошо! Ступайте с Богом, пан лекарь. Ступайте! Ступайте!

- Зачем его впустили?

- Чтоб пан воевода мог увидеть, каков наш Учитель, Учёный, Лекарь!!!

- Да, это хорошо, что учёный! Сам Бог послал нам его! Надеюсь, он остановит заразу, исцелит.

- Исцелит тело, чтобы погубить душу!

- Как так?!

- Доктор Франциск не лечить сюда приехал, а для устройства цехов печати.

Литеры по ночам сам режет!

- Зачем?!

- Говорят, Священное Писание преподавать весьма вельможным пани.

- Но тоже деяние весьма похвальное и угодное дело Богу!

- Но книги сии до холопов донести хочет.

- Вы, я вижу, так и не расстались со своею бредовой идеей?

- Нет, но только ещё больше укрепился в ней!

- Я покину город, как вы желаете. И ещё хочу сказать вам, что книги буду печатать везде, куда не дотянется рука ваша и они всё равно придут в этот край!

- Прага - прекрасный и красивый город, я думаю, мне удастся основать здесь печатню!

- Я мечтаю о книгах на нашем языке! Пусть они научат людей отличать добро от зла!

- Книга - не Меч и не хлеб, она ещё никого не спасла и никого не накормила?!

- Мечи ржавеют, а книги остаются! Я верю, что Она станет, что есть хлеб насущный!

Начнём, Господь, Благослови!

Я Франческо, сын Скоринов, с Полоцка повелел сию книгу тиснуть, русскими буквами и славянским языком по той причине, что меня милостивый Бог с того языка на Свет пустил.

(Донесение) Франциск Скорина печатает в Праге свои еретические книги, а добрейший пан воевода позволил православному братству распространять книги схизмата и лучшего подарка они не ждали.

- Эти книги возбуждают Разум холопов!

- Пусть простит меня высоко его преосвещенство, но в книгах сих ничего осквернительного нет!

- Вот как?!

- Как можно запретить?!

- Сколь тяжко блюсти Веру Господню, когда и сильные мира сего равнодушны к ней. Однако, что же делать со Скориной?

- А не возбраняется?!

- Нет, но об этом нужно было думать раньше.

- Чего мы добьёмся, подослав к нему убийц? Только того, что сделаем его мучеником и святым?

- Всё-таки, мой милый барон, вы совершили ошибку.

- В чём, святой отец?

- Печатая книги в Чехии, Скорина не подвластен Нам. Будь бы он здесь, мы бы держали его в руках. Кто же закрывает ловушку, когда зверь бежит на ловца?

- Хорошо, в следующий раз я отведу лучший дворец города и собственноручно куплю ему печатню!

- Ну, примерно, вы так ему и сделаете, и ещё отдадите ему в жёны вашу дочь!

- Вы шутите, святой отец?

- Нужно вынудить схизмата покинуть Чехию! А чем вы попытаетесь заманить его обратно?

- А теперь мы должны его разорить! У кого сломлен Дух - у того плоть иссохнет!

На площади при большом скоплении народа казнят книги Скорины.

- Господи, книги поджечь, а если в них душа человеческая?!

Но как сказал Франциск Скорина: Истину на костре не сожжёшь! Или как сказал Джордано Бруно: Сжечь - не значит опровергнуть!

Тьма не терпит света, слепа, коварна и хитра,

Куёт свои златые цепи, чтоб поймать тебя,

Но пробудивший Дух, пылая Огнём Великим,

Серебряные крылья обретая, рвётся в Небо,

Он знает свой путь - только вперёд и вверх и не свернёт!

«Каждый, зовущий ближнего к огненному крещению, уже является участником Великого Служения. Каждый, принявший участие в несении Креста Истины, не обессилит. Каждый, понявший нужды Мира, уже сокращает путь восхождения. Каждый, познавший значение сердца как Обители Агни, уже на верном пути». Мир Огненный часть 2, пар. 83.

Рафаэль Санти (1483 - 1520)

Самым светлым и радостным художником эпохи Возрождения был Рафаэль Санти из города Урбино. Всем своим творчеством Рафаэль говорил: человек должен быть прекрасен - у него должно быть красивое, здоровое и сильное тело, всесторонне развитый ум, добрая и отзывчивая душа. Таких людей изображал Рафаэль. Таким человеком был он сам.

Рафаэль родился в 1483 г. Первые уроки рисования и живописи он получил у своего отца - художника и поэта Джованни Санти. В семнадцать лет Рафаэль приехал в город Перуджино. Одна из картин Рафаэля этого времени - Сон рыцаря (ок. 1500-1502, Национальная галерея, Лондон). Юноша уснул на распутье. И во сне ему явились две прекрасные женщины: одна, с цветами в руках, олицетворяет Чувственность, другая, с мечом и книгой, - Доблесть. Которой из них отдаст предпочтение юноша, вступающий в жизнь, какой путь он изберёт? Таков глубокий символический смысл картины.

В 1504 году Рафаэль приехал во Флоренцию - город, где в то время жили и работали величайшие художники Италии Леонардо да Винчи (1452-1519) и Микеланджело (1475-1564). Здесь было, у кого учиться. И Рафаэль упорно и старательно учится. Учится и работает. Более всего его привлекает в это время образ мадонны с ребёнком. Нежной и юной матерью изображает Рафаэль мадонну, он прославляет в ней гармоничного человека, прекрасного душой и телом. Мадонны Рафаэля полны такой прелести, что счастливый владелец одной из этих картин, герцог Тосканский, приобретший картину почти через 300 лет после её создания, никогда не расставался с ней и даже возил с собой в путешествия (речь идёт о картине Мадонна Грандука , ок.1505-1506, Галерея Палатина, Флоренция). Периодом Мадонн называют флорентийский период творчества Рафаэля. Написанный Рафаэлем в эти годы автопортрет совершенно естественно входит в галерею прекрасных образов, созданных им: так обаятелен, изящен и приветлив молодой художник, изображённый на картине (1506, Галерея Уффици, Флоренция).

В 1508 г. папа Юлий II вызвал Рафаэля в Рим и одновременно с другими художниками поручил ему роспись станц - парадных залов Ватиканского дворца. Вскоре Юлий II приказал рассчитать всех художников и оставил одного Рафаэля. С 1509 по 1517 г. Рафаэль расписал три зала, лучший из них – зал скрепления печатями - Станца делла Сеньятура. Каждую из стен зала занимает огромная фреска на темы: богословие ( Диспут ), поэзия ( Парнас ), юриспрунденция ( Мудрость, Мера и Сила ) и философия ( Афинская школа ). Больше всего поражает фреска Афинская школа (1509-1511), изображён просторный, залитый солнцем храм. У его входа беседуют знаменитые греческие философы и их ученики. В светлом проёме арки храма выделяются высокие фигуры двух величайших мыслителей Древней Греции - Аристотеля и Платона. Папа Юлий II ожидал, что Рафаэль распишет залы Ватиканского дворца образами святых, а истинный и смелый художник эпохи Возрождения изобразил прекрасных людей.

Наряду с образами идеальных, рождённых его творческим вдохновением прекрасных людей, Рафаэль рисовал и портреты своих современников. Он умел выявить их главные черты и сохранить поразительное сходство. О портрете Юлия II (ок.1511, Галерея Уффици, Флоренция) младший современник художника историк искусства Вазари говорит: В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом Юлии.

Умевший так точно передать в портрете неповторимую внешность, Рафаэль совсем по-другому работал над образами мадонн. Художник говорил, что, рисуя мадонну, он вспоминает всех красавиц, виденных им в жизни. Обаятельный образ женщины-матери создал Рафаэль в замечательной картине Сикстинская мадонна (1515-1519, Картинная галерея, Дрезден). Мадонна идёт по облакам навстречу своей трагической судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать смерти самое дорогое, что у неё есть, - сына. Обычный религиозный сюжет превращается в прославление величия человека, способного во имя высшего долга идти навстречу мукам и смерти. Красоте этого подвига соответствует внешняя красота мадонны - это высокая, стройная, сильная, смелая, решительная женщина, полная женственной очаровательной прелести.

Хочу добавить, что Рафаэль был не только прекрасным живописцем, но и превосходным архитектором. Он строил дворцы, виллы, церкви, небольшие часовни. В 1514 году папа Лев Х поставил Рафаэля во главе строительства величайшего в мире купольного храма - собора святого Петра. Рафаэль должен был изменить проект, созданный Браманте, и продолжить строительство. Но в мечтах своих, - писал Рафаэль, - я думаю о будущем! Я желал бы воскресить чудные формы античных сооружений. Он мечтал о воскрешении Древнего Рима - титаническом предприятии, достойном художника Возрождения. По раскопкам, обмерам и книгам древнеримского архитектора Витрувия Рафаэль хотел представить себе облик Вечного города , составить его описание и сделать большую картину.

Но, увы, смерть прервала эту работу Рафаэля. 6 апреля 1520 г., в возрасте 37 лет ( Задержимся на цифре 37! Коварен Бог - ребром вопрос поставил: или - или! В.Высоцкий) он ушёл. Его похоронили в одном из красивейших зданий Рима - в Пантеоне, который стал усыпальницей великих людей Италии. (Детская Энциклопедия т. 12, ИСКУССТВО, 1977, стр.112-114, редакция автора.)

 

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

26 дата публикации: 01.06.2006