Э.А.Мирзоян

ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ОПЫТ

Философский анализ

Продолжение,
начало | назад | далее

Некоторые эзотерические аспекты Древней китайской медицины по трактату «Наньцзинь» и их соответствие со структурой головного мозга

Система Двенадцати Каналов и 49 переходов Ци по ним

Древний труд «Наньцзинь» говорит, что в человеке имеются 12 главных Каналов, которые подчиняются двум Началам: Инь и Ян; Женскому и Мужскому, которые сосуществуют в непрерывном Движение и являются составными аспектами Великого Ци. Перечислим эти каналы.

Каналы рук:

  1. Светлый Ян толстого кишечника.
  2. Великий Ян тонкого кишечника.
  3. Малый Ян Трех Обогревателей.
  4. Великий Инь лёгких.
  5. Малый Инь сердца.
  6. Недостаточный Инь Управителя сердца.

Каналы ног:

  1. Светлый Ян желудка.
  2. Великий Ян мочевого пузыря.
  3. Малый Ян желчного пузыря.
  4. Великий Инь селезёнки.
  5. Малый Инь почек.
  6. Недостаточный Инь печени.

Итак, 6 Каналов Ян, которые управляют полыми органами и 6 Каналов Инь, которые управляют плотными органами. Эти Каналы распределены по конечностям в строгом порядке; перекрестно.

Каналы рук:

  1. Светлый Ян толстого кишечника – на левой руке.
  2. Великий Ян тонкого кишечника – на левой руке.
  3. Малый Ян Трёх Обогревателей – на левой руке.
  4. Великий Инь лёгких – на правой руке.
  5. Малый Инь сердца – на правой руке.
  6. Недостаточный Инь Управителя сердца – на правой руке.

Каналы ног:

  1. Светлый Ян желудка – на левой ноге.
  2. Великий Ян мочевого пузыря – на левой ноге.
  3. Малый Ян желчного пузыря – на левой ноге.
  4. Великий Инь селезёнки – на правой ноге.
  5. Малый Инь почек – на правой ноге.
  6. Недостаточный Инь печени – на правой ноге.

В данном трактате говорится, что Энергия Ци, циркулярно движется по янским и иньским Каналам (сосудам); в общем 50 раз: 25 – по янским и 25 – по иньским. На самом деле, это экзотерические числа. Энергия Ци проходит по 24 раза, по двум видам Каналов следующим образом. Так как Каналов 12: 6 янских и 6 иньских, то Ци должна будет пройти по каждому из них в двух направлениях: вверх и вниз. Из данного утверждения следует, что каждый Канал, в свою очередь состоит из двух путей: верхнего и нижнего, это следует и из трактата, в котором говорится, что 4 ряда Энергии Ци протекают по 6-и Каналам Инь и 4 ряда Энергии Ци протекают по 6-и Каналам Ян. В итоге – 48 продвижений Энергии Ци, что соответствует путям в Додекаэдре, с 7-м Единым Центром, для всех Каналов и индивидуальным числом для каждого Канала, в отдельности. Поэтому 24 становятся 25, а 48 – 49-ю и, одновременно 50-ю. Это число в полной мере соответствует общему числу главных структур головного мозга и его каналов.

Эзотерическая взаимосвязь между Системами Сердца, ЦНС и низшими Системами.

Много раз говорилось, что сердце – центр организма и, что именно сердце связывает весь организм воедино. Лучше всего этому даёт объяснение Эзотерическая Доктрина. Схема сердца представлена в самом конце данного труда, вместе со схемой взаимосвязи сердца со всем организмом.

Мозг совокупляет в себе высшие аспекты всех систем организма, даже будучи в грубом физическом состоянии. Мозг – направлен вверх.

Сердце соединяет в себе и Верх, и Низ одновременно. Причём – одно от другого неотделимо. Сердце – это орган Универсум.

Кишечник, желудок и вся пищеварительная система соответствует Низу в Природе и, по сути, отображает Низшее проявление Сына. Пищеварительная система – направлена вниз.

В конце работы представлена схема взаимодействия трёх Систем организма. Верхний треугольник, со звездой внутри, относится к мозгу и ко всей ЦНС; шестиконечная звезда Вишну в круге соответствует сердцу, дыхательной и кровеносной системам; нижний треугольник, со звездой внутри, относится ко всем низшим органам и к пищеварительной системе, в частности. Связь между системами происходит посредствам внутренних звёзд. Так, нижний треугольник звезды, относящейся к ЦНС и мозгу, в частности, поддерживает связь с верхним треугольником звезды относящейся к пищеварительной системе и ко всем нижним органам. Верхний треугольник той звезды, которая относится к мозгу, всегда созвучен с общим треугольником данной звезды и всегда направлен вверх, но его взаимосвязь с нижним треугольником той же звезды не позволяет ему быть разобщённым. Нижний треугольник той звезды, которая относится нижней части организма, всегда созвучен с общим треугольником данной звезды и всегда направлен вниз, но его взаимосвязь с верхним треугольником той же звезды не позволяет ему быть разобщённым. Два больших треугольника: верхний и нижний также взаимосвязаны между собой, но не непосредственно, а через сердце, центр которого является объединяющим центром для всего организма. Именно поэтому Древние изображали сердце в виде Звезды Вишну в Круге и совершенно верно утверждали, что символ сердца Крест в Круге или попросту - Колесо.

Кроме того, в каждой звезде находится внутренняя звезда, которая, по сути, есть внутреннее сердце каждой системы. Эти внутренние звезды взаимосвязаны между собой подобно внешним звёздам, в которых они находятся. Внутренние звёзды, или центры систем, осуществляют прямую и косвенную связь организма с Чакрами, но более сложным путём.

Верхний треугольник внешней звезды ЦНС, так же как нижний треугольник внешней звезды всей нижней части организма, являются доминирующими для своих систем. Весь организм с эзотерико-физиологической точки зрения можно разделить на Три основные системные Единицы.

  1. Мозг и ЦНС и высшие железы секреции.
  2. Сердце, дыхательная система.
  3. Пищеварительная система, половые органы и низшие железы секреции.

Первую Единицу контролируют следующие Чакры:

  1. Сахасрара – 960.
  2. Аджня – 96.
  3. Вишудха – 16.

Вторую (Центральную) Единицу контролирует Чакра Анахата – 24. Она есть центр человека; вверху она связана с Аджней – эпифизом, а книзу – с Манипурой.

Третью Единицу контролируют:

  1. Манипура – 12.
  2. Свадхистхана – 6.
  3. Муладхара – 4.

Итак, мы подошли к самому Корню человека – к Чакрам. В связи с этим, следует перечислить их по расположению в головном мозгу.

  1. Аджня (Буддхи) – соответствует эпифизу, в его активной функции. Когда Свет Кундалини касается эпифиза.

Таламус является центральным органом восприятия, в оккультном аспекте он взаимосвязан с Аурическим Яйцом. Таламус, также как эпифиз, имеет отношение к Сердцу – Анахате.

  1. Вишудха (Высший Манас) – соответствует эпифизу, в его пассивной функции и связан с деятельности Низшего Манаса: непосредственно связанного и имеющего отношение к гипофизу – Манасу Антахкаране. Но когда Свет Кундалини осветил эпифиз и последний становится активным носителем вибраций Буддхи, то Вишудха освещает щитовидную железу.
  2. Анахата – Сердце.
  3. Гипофиз при активном эпифизе является носителем Высшего Манаса, а при пассивном эпифизе гипофиз – носитель Низшего Манаса.
  4. Кама Манас соответствует Четверохолмию.
  5. Буддхи в человеке имеет проекцию через эпифиз, но как Тело в человеке не располагается.
  6. АТМАН – САХАСРАРА вместе с БУДДХИ - МАНАСОМ отражается в АУРИЧЕСКОМ ЯЙЦЕ, но также соответствует центру Колокола в темени; проекция от таламуса и эпифиза.

Эпилепсия

Человек, как и всё в Природе, имеет семеричное строение, в котором заложена одна из основных причин происходящих процессов, а также тех патологий, которые образуются в его организме. Семеричное строение человека, как известно, включает в себя его внутренний состав и процессы, связанные с ним. Конечно, могут возразить относительно такого строгого разграничения, но не следует забывать, что речь идёт о причинной природе человека, а не о видимых следствиях, которые, как правило, отображают эту причину. Однако следует объяснить семеричность в Природе и в человеке. На первый взгляд, может показаться, что данный аспект не связан с рассматриваемой проблемой, так это или нет, мы увидим в дальнейшем. Известно, что Природа не терпит случайностей и совпадений, между тем, многие полагают, что именно случайность является основой природных закономерностей. Рассмотрим предполагаемый парадокс с точки зрения Древней Философии. Основным положением этой Философии являлось Единство всех Начал в их противоположностях. Именно от этого Единства и проистекает Множество. Последнее, являясь видимым проявлением Несказуемого, есть, по определению Пифагора, Число [5]. Данное Множество подразумевает, в первую очередь, последовательность и закономерность при дифференциации. Именно с этой дифференциацией и связана сама семеричность. Ниже представлена общая схема Тетраксиса Пифагора, объясняющая данный принцип наглядно.

Начнём данный дифференциальный разбор с общего, подходя, таким образом, к частностям постепенно, т.к. не увидев самой причины, мы не сможем правильно оценить следствий.

Итак, подойдём к самому главному закону Жизни, без которого сама Жизнь немыслима, как таковая, – поговорим о Движении. На первый взгляд, может показаться, что Движение никоим образом не связано с числовыми проявлениями в Природе, но, на самом деле, это не так. Великий Пифагор дал прекрасную формулировку Жизни, сказав, что Жизнь – есть Число и всё, что нас окружает, и всё, что находится во Вселенной, также как и сама Вселенная, есть ничто иное, как Число[27]. При этом никогда не нужно забывать, что между самим Движением и любыми числовыми значениями в Природе всегда существует единое, для любого аспекта этой Природы «связующее звено», без которого невозможно ни одно проявление во Вселенной. Именно этим «связующим звеном» между Движением и числовыми проявлениями, являются циклические процессы со строгой иерархичностью в своих проявлениях. Древние говорили: «Всё имеет своё начало и свой конец, но Великие Воды Пространства – в вечном Пахтанье». Обратившись ныне к этому мудрому изречению, разберём его смысл. Всё, что нас окружает и является частью нашей Природы, в самом широком смысле этого слова, также как и сама Природа, являются множественными проявлениями одного, Единого для всех, Вечного Движения. В данном выражении вся цикличная Иерархия Мироздания в целом и её проявление. Исходя из вышесказанного и взяв за основу философского объяснения Доктрину Пифагора Самосского, рассмотрим числовые закономерности в Природе и начнём с числа семь.

Одним из первых проявлений Вечного Движения является Полярность, причина любого магнетизма. Именно в числе семь проявлена Полярность. Внимательно обратим внимание на данное число, разложив его на составляющие: 3 и 4, и рассмотрим вначале эти числа, начав с тройки, которую также разберем на три единицы: 1 -1 -1. Конечно, эти три единицы правильней было бы представить в схеме, которую Пифагор принёс из Индии. Первая единица соответствует первому проявлению Единого – Мужскому Началу. Вторая – Началу Женскому, а третья единица соответствует их проявлению – Сыну, который, соединяя в себе эти два Начала, также разделяется в Природе, как учит Доктрина древних. Четвёрка – число, которое проявляется из тройки, а именно из проявленного Логоса, которого также именуют Сыном или нашей проявленной Природой. Ещё древнеегипетские иерофанты говорили: «Как Наверху, так и Внизу». Впервые эту фразу, ставшую афоризмом, произнес Гермес Трисмегист.

Исходя из вышесказанного, следует обратить внимание на семеричность в аспекте древневосточной Философии. Читателю представляется общая схема развития Вселенной как причина будущих образований. Аналогично данной схеме происходят развития на нашей Планете.

Схема Тетраксиса Пифагора Самосского

  1. Единый выявляет два начала: Мужское и Женское (Дух и Материю).
  2. Оба этих начала, соединяясь, выявляют Логос (Сына), который вбирает в себя, как мужской аспект, так и женский аспект. Выявляется НЕДЕЛИМАЯ ТРИАДА.
  3. Мужской аспект соответствует Женскому началу Единого, а Женское аспект – Мужскому.
  4. Сын вместе с Мужским и Женским (своими) началами являет Троицу, которая делится на два мужских и на два женских аспекта.
  5. Первая Триада: Единый и два выявленных из него Начала, по сути, неделимы и составляют Триединого, вторая Троица выявляет четверицу, что в сумме дает семерицу, но вместе с Триединым, выявляют декаду.

Из вышесказанного проистекает положение об универсальности данной числовой закономерности, представленной в Тетраксисе Пифагора. Сама Вселенная строится на этой числовой универсальности, которую мы можем наблюдать, как в микромире так и в макромире.

Невзирая на все сложности понимания Эзотерической Доктрины, автор счёл нужным ограничить себя в критике современных научных подходов, которые также способны помочь в разрешении многих проблем, связанных с Природой. Таким образом, постараемся рассмотреть эпилепсию с точки зрения так называемого нетрадиционного научного анализа.

Чтобы объяснить ту или иную причину, наука использует самые точные приборы, стараясь при этом не отклоняться от общепризнанных законов и определений, касающихся только физического (видимого) плана. До сих пор многое на этом физическом плане остается неразгаданным и причина этому только физический (следственный) подход к изучению Мироздания. Среди множества изысканий по проблеме эпилепсии возможно мнение о тонкой природе данного заболевания, относящееся к скрытой – эзотерической стороне, которую, к сожалению, не принимает ортодоксальная наука. Между тем, сама загадка эпилепсии, не будучи раскрытой всевозможными исследованиями, проливающими свет лишь на видимые следствия, возможно, будет разгадана с помощью Тайной Доктрины древних.

Прежде, чем подойти к рассмотрению определённых фактов, связанных со «священной болезнью», необходимо объяснить тот тонкий процесс, который, будучи причинным для данной патологии, базируется на вышеупомянутой семеричности.

Уже во времена великого Гиппократа эпилепсия относилась в разряд заболеваний головного мозга, несмотря на то, что подход к изучению её был совсем иным. Современная наука также не в состоянии с полной уверенностью назвать причину возникновения эпилепсии, т.к. эта патология связана не столько с поражением определённых мозговых центров, сколько с нарушением проводимости вибраций в этих центрах. При эпилепсии не просто нарушается ритм, а происходит, видимо, ’’переход’’ из одного состояния к другому, т.е. из одного измерения и градации - в другое. В данном случае происходит следующее. Животное и человек, прибывая на Земле, находясь в физическом измерении, при данной патологии оказываются во власти тонкого плана. По всей видимости, при эпилепсии происходит ’’скачок’’ из физического измерения к более высокой градации, т.е. головной мозг и вся ЦНС начинает улавливать без подключения Сознания [человека]; а у животных без согласованности с генетически установленными инстинктами, – более тонкие вибрации. Мозг как бы на время отключается от земного плана, но вместе с тем не полностью; сама физическая материя не позволяет уловить те вибрации, а значит ассимилировать те идеации, которые эти вибрации несут в себе. Можно предположить, что эпилепсия может возникнуть от разных вибраций; от низко астральных, до высоко-ментальных и, возможно, даже от Огненных, но в основном, это астральные вибрации. У животных и даже у птиц эпилепсия связана с астральным планом. Несмотря на то, что они лучше воспринимают Астрал, ибо сами они прибывают во власти врождённых инстинктов, которые в древности относили к т.н. Животному Уму, но всё же пребывают на физической градации. Тоже происходит и у человека, но на более высоком уровне. Травма, опухоль, токсикозы, потрясения, гуморальные нарушения могут привести к активизации того или иного центра в мозге. Также важную, если не самую главную роль, играет Причинно-Следственный Закон и гены (то, что в Индии называют Кармой). Мозг сам по себе состоит из отделов, соответствующих тому или иному плану в Метафизическом аспекте, если рассматривать эту аналогию в свете органов, то в головном мозге все органы и системы имеют свои представительства в высших и в низших функциональных аспектах.

Вышесказанное относится, как показано, к нарушениям в ритмике между физическим и тонкими телами, в частности, Астрального и Ментального тел. Рассматривать данную концепцию в аспекте семеричности необходимо, исходя из внутреннего состава человека или животного. В связи с этим рассмотрим все семь тел-принципов в человеке.

Восходящая градация

  1. Прана, которую европейцы неверно называют Эфирным телом,
  2. Астрал или Линга Шарира,
  3. Кама Рупа или Воле Форма, Красный,
  4. Кама Манас или Животный ум,
  5. Дайяви Манас или Высший ум,
  6. Буддхи или Духовная Душа,
  7. Атман или Дух, как Безличное Начало и Конец.

Нисходящая градация

  1. Атман или Дух, как Безличное Начало и Конец,
  2. Буддхи или Духовная Душа,
  3. Дайяви Манас или Высший ум,
  4. Кама Манас или Животный ум,
  5. Кама Рупа или Воле Форма, Красный,
  6. Астрал или Линга Шарира,
  7. Прана, которое европейцы неверно называют Эфирным телом.

Физическое тело Принципом, как таковым, не является, т.к. отдельно существовать не может. Последние два Принципа до развития пятого в человеке прибывают в латентном состоянии, а после развития пятого Принципа соединяются с ним в т.н. Аурическом Яйце, которое тождественно, в аспекте Высшем, с Яйцом Брамы.

Таким образом, как было отмечено, при несоответствии между ритмами астральными, камическими и манасическими, при эпилепсии происходит нарушение во взаимодействии Астрального, камарупического и камаманасического тел, что приводит к видимым последствиям в теле физическом. Данные тела тесно взаимосвязаны между собой и вместе с Праной в человеке, являют т.н. Низшую Четверицу, Следовательно, при данной патологии бывают «поражены» Второй, Третий и Четвёртый Принципы, если исходить из восходящей (земной) градации. Следует отметить, что данное «поражение» не относится к повреждению самих тел, что привело бы к патологии ряда органов и целых систем в организме. Происходит именно несоответствие между вышеотмеченными ритмами этих тел, что, по всей видимости, напрямую связано с теми центрами Сознания (чакрами), которые контролируют функциональную активность не только вышеуказанных тонких тел, но тех отделов в мозге, которые имеют к данным Принципам прямое отношение. К этим центрам Сознания относятся следующие: Сваддистхана и Манипура чакры, т.е. второй и третий центры, К этому нужно добавить, что в процессы аритмии вовлекается и чакра Вишудха, которая контролирует Манас. Высший Манас, несмотря на тот факт, что выявляется посредством Манаса Низшего и связан с ним вплотную, никоим образом, не вовлекается в эпилептический процесс, т.к. не прибывает в физическом человеке, а лишь окружает его посредством Ментального тела. Низший Манас в человеке тесно связан с Кама Рупой - Воле-Формой и с Астралом и поэтому может быть вовлечён в эпилептический процесс. Эпилепсия, по сути, протекает на астрально-камическом плане, не затрагивая высшие сферы.

Отсюда проистекает вывод относительно возможной степени вовлечения определённых отделов в мозге в эпилептический процесс. К данным отделам относятся те, которые непосредственно связаны с двигательной и сенсорной организациями. Все те отделы, которые ответственны за проведение сенсорных, моторных и сенсомоторных (у т.н. низших млекопитающих) функций, а также некоторые релейные подсистемы, относятся к вышеотмеченным Принципам в человеке. Исключение составляет мозжечок, о чем сказано ниже. Здесь лишь следует отметить, что мозжечок, будучи непоражаем эпилептическими очагами, вовлекается в сам процесс для «разрушения» чрезмерно активных доминантных очагов, создаваемых эпилептической активностью отмеченных структурных групп. Ниже указаны отделы, которые способны активировать подобные доминантные очаги, будучи латентными носителями их.

Если рассматривать эпилепсию только в аспекте патологии в ЦНС, то становится ясным, что данная болезнь, по сути, является в большей степени человеческим недугом, т.к. связана не только с тонкими вибрациями, но со степенью экзальтации на уровне самоосознания. Животные, в основном собаки, поражённые данным недугом (несмотря на то, что эпилепсия у них также бывает генетической природы), «приобретают» его из-за соседства с человеком. Эпилепсия у животных не вовлекает в себя вибрации выше камарупических и, частично, камаманасических, т.к. сами животные лишь в латентном состоянии имеют Высший Манас, который у человека, даже в неразвитом состоянии, играет ключевую роль в самом Сознании.

Таким образом, становиться ясным, что аспект семеричности, который был затронут выше, способен более точно и объёмно показать организацию не только в ЦНС, но в ряде патологий, в частности, в организации эпилептической активности. Здесь мы подходим к самой природе вибраций в мозге. Немаловажная роль при эпилепсии отведена и терминалям нейрона (дендритам и аксонам). Роль дендритов до сих пор не совсем изучена, несмотря на то, что теория Рамона-и-Кахала о центростремительной (афферентной) функции дендритов является ныне классической и неоспоримой, физиологи и морфологи не считают данную теорию окончательной [17, Косицын]. Любой нейрон, по своей сути, является полярным образованием, вне зависимости где он локализован. Исходя из геометрической организации ряда типов нейронов, можно предположить ход меридианов к центру и от центра нейрона. Тут важна не только сама геометрическая организация нейрона, но и числовое значение данной геометрической организации. Так, пирамидные нейроны моторной, сенсомоторной коры и гиппокампа, являясь строго полярными, устроены тетраэдрически (возможно пирамидально?). Нейроны красного ядра - звёздчатой формы, при этом дендритное дерево строго радиальной формы, что видно даже на окрашенных срезах. Если исходить из аналогии с самим мозгом или определённым его отделом, то можно предположить, что нейрон, являющийся, по сути, микроаналогом самого мозга, должен быть устроен в своей организации также, как и сам мозг. В основном это так, естественно, с целым рядом нюансов в геометрическом устроении некоторых типов нейронов. Ниже представлены общие схемы головного мозга и нейрона, по которым, предположительно могут быть устроены и мозг и нейрон.

Траектория меридианов в нейроне при эпилепсии. Автоволновые колебания в мозге.

(Предположения)

Шестиконечная звезда, аналогом которой может являться как нейрон, так и мозг, может быть построена по меридианам (Рис. 13). Данный символ, являющийся на Древнем Востоке самым сокровенным, по сути, представлял собой схематическую модель Движения Вселенной. На схеме большая звезда - аналог материальной Вселенной, малая - Духа. Известно, что Материя при завершении своей эволюции стремится к полному воссоединению с Духом, тогда как сам Дух, для проявления самого себя, устремляется в Материю. Исходя из данного философского постулата следует предположить, что ход меридианов большой звезды будет направлен к центру, а ход меридианов малой звезды, наоборот, от центра. В действительности, именно малая звезда от центра порождает звезду большую. Подобное динамическое соотношение прослеживается вплоть до самого центра, который бесконечно мал.

Из вышесказанного следует, что сами дендриты относятся к меридианам внешней (большой) звезды, тогда как аксон и его коллатерали – к внутренней звезде. В физическом неповреждённом мозге аксон со своими дочерними терминалями, по сути, повторяет ход дендритов к соме нейрона, предположительно, даже в геометрии, но с обратным значением. В тонком (астральном) плане картина имеет диаметрально противоположное значение. Таким образом, дендритное отражение в астральном аспекте может иметь обратную физическому отображению направленность. На физическом плане аксон с его ответвлениями повторяет геометризацию дендритов в нисходящем аспекте, как это показано на рисунках (Рис. 3, 10а, 13). Отсюда становится ясным сама организация и механизмы ортодромного (естественного прямого) прохождения импульсов. Становится понятным и механизм прохождения т.н. антидромного хода импульса.

Существует определённое мнение относительно прохождения антидромно импульсов по дендритам при эпилептической активности вследствие сильного потока идеаций, во время которого нейрон не в состоянии ассимилировать данный поток и может произойти обратный ток импульсов от сомы нейрона по дендритам. Данный факт указывает на то, что в этот процесс вовлекается, выявляя себя, тонкая (астрально- камическая) природа нейрона. Данное нарушение хода импульсации может привести к разрушению не только дендритов, но и самого нейрона. Есть морфологические данные о том, что поражённые эпилептической активностью нейроны на дендритах теряют шипики, что приводит к неконтролируемому прохождению импульсации и к скорому дегенерированию - «сожжению» самих дендритов и соответственно, гибели клетки. Следовательно, при эпилепсии происходит своего рода замещение обычного хода вибраций (физиологической природы) на тонкие (астральные и камические) вибрации, вследствие чего физический нейрон и его терминали не в состоянии ассимилировать их, что приводит к гибели нейронов изнутри.

Роль глии при эпилепсии. Активные среды в головном мозге

Глиальная ткань, остающаяся одной из загадок физиологии, по-видимому, должна играть немаловажную роль при эпилепсии. Последние исследования в области нейрохимии показали, что при вызванных моделях эпилепсии происходят явные отклонения не только в ионном равновесии, но и в равновесии между ионами, ферментами и нейромедиаторами [Трауб, Ллинас, 1979 ]. В этих нейрофизических и нейрохимических процессах основную роль играет именно глия, которая, как ныне предполагают, выполняет функции буфера, а также способствует снятию т.н. долгодлящейся потенциации, за счёт «откачки» ионов K+, которые активизируются ионами кальция на мембране нейронов. Тем самым снимается эффект гиперполяризации, который приводит к «спонтанному» K + - Ca++ сверхмедленному возбуждению в мозге. Буферное положение глии подтверждается некоторыми фактами.

Исследования показали, что системы некоторых астроцитов могут быть вовлечены в долгодлящиеся сигнальные пути мозга [ Barbara A . Barres , 1991]. Вышеотмеченное указывает на то, что глия является средой накопительницей для ионов, ферментов и медиаторов. Данное положение не противоречит тому, что сама глия является своего рода энергетической базой для нейрона. Следует отметить, что, рассматривая вибрационные процессы в мозге в аспекте автоволн, становится понятным, что глия одновременно способна пребывать в двухфазном режиме, также как и сам нейрон. Следовательно, если нейронная ткань является средой высокоэнергетической для распространения той же эпилептической активности, то глиальная ткань будет средой низкоэнергетической для той же активности. Таким образом, глия способна переходить из низкоэнергетического состояния в высокоэнергетическое, которое для эпилептоидной нейронной ткани будет низкоэнергетическим состоянием. Здесь мы подходим к самим автоволновым процессам, которые следует рассмотреть более подробно.

Как известно, нервная система функционирует, благодаря электрохимическим волновым реакциям, и при взаимном соответствии двух полярных мембран возникает электрохимическая волна. На самом же деле, как показали исследования Иваницкого и Жаботинского, весь функционально-волновой процесс протекает в свете автоволн, которые, посредством активной среды, способны самовоспроизводиться [7, 8]. Возникает вопрос: как может элекрохимическая волна порождать автоволновой процесс? На самом деле, этот процесс всецело автоволновой, но выход , который можно зарегистрировать, является либо электрохимическим, либо электромагнитным, либо электрическим и магнитным. Проявлять отдельно себя автоволна может не всегда; для этого нужна более активная, а значит, более тонкая среда. Именно такой и является химическая среда нервной ткани, Древние говорили, что нельзя гасить огонь, его необходимо обуздать огнём. Эпилепсия - это не соответствие ритмов и её следует отнести к огненным заболеваниям. Как бы там ни было, любой ритм - это проявление Огня. Лечить от эпилепсии можно, если она не генетической природы, с помощью тонких автоволновых вибраций, которые должны синхронизировать под здоровый ритм весь вибрационный процесс, а значит, и автоволны мозга и всей ЦНС Все эти процессы должны проходить с учётом двух биохимических сред: 1- Биохимической среды организма, в целом и в деталях, присущей данному больному организму и - 2 - Биохимическая среда, присущая тому же, но уже здоровому организму. Всё это можно сделать путём вычисления ритмов. Также нужно учитывать периодичность циклов эпилептических возбуждений. Для серьёзного учёного это очень важные исследования, которые помогут не только в лечении от этого недуга, но и от множества других болезней. Изучать эпилепсию, впрочем, как и другую болезнь, необходимо с клеточного уровня. Но прежде необходимо знать, что сама клетка представляет точную аналогию человека и Космоса. Изучить досконально клеточные функции можно будет только путём перевода внутриклеточных процессов на автоволновые, а если быть более точным, то на атомно-волновые; при этом учитывая состояние Атома на Земле, в её нынешнем круге Эволюции. В нынешнюю эпоху наука предоставляет особое место изучению отделов мозга в отношении их к эпилептическим очагам, а также в отношении данных отделов к степени распространения эпилептических вибраций. Как известно, мозг состоит из семи главных отделов: коры полушарий, базальных ганглий, лимбической системы, мозжечка, среднего мозга, продолговатого мозга, эндокринно - проводящая система головного мозга (ЭПС) (Межуточный мозг: таламус, эпифиз, гипоталамус, гипофиз).

Как показали научные исследования последних лет, при эпилепсии поражаются именно те отделы мозга, которые связаны с сенсорными и моторными функциями [1]. Поражается лимбические структуры, таламус, восходящая ретикулярная формация, структуры среднего мозга, в особенности красные ядра (у человека развита только парвоцеллюлярная часть красного ядра). Удар берёт на себя мозжечок и вся координационно-компараторная система. Всё это указывает на тот факт, что в патологию вовлекается весь мозг, но при этом, по-видимому, патология строится по доминантной иерархии. Как показали исследования вышеприведённых систем мозга, в них протекают следующие волновые процессы. Пик, острая волна, пик-волна, множественная пик-волна. Отмечу, что в здоровом мозге за одну секунду проходит десять колебаний. Так, при т.н. Petit mal , т. е. Малом припадке, на ЭЭГ регистрируются электрические импульсы типа пик - волны с частотой в три колебания в секунду (схоже с посттетанической потенциацией в гиппокампе – тета-ритмы). Уже говорилось, что мозжечок как бы принимает на себя удар и включает подавляющие вибрации. Кроме мозжечка следует упомянуть остальные системы подавляющие эпилептическую активность. Область коры: т.н. 4 s ( suppressor ) зона, подкорковое образование, участвующее в координации движений - хвостатое ядро, восходящая ретикулярная формация, участвующая в регуляции пробуждения, ядра воролиевого моста, заднее ретикулярное ядро, ядро одиночного тракта в продолговатом мозге. В мозжечке за эти процессы отвечают, в большей степени клетки коры, нежели ядра мозжечка [11, 12]. Подойдём к этому вопросу с точки зрения автоволновых процессов. Как известно, автоволна распространяются в двух или трёхмерных активных средах. Волна из активной высокоэнергетической среды переходит в низкоэнергетическую среду, и - наоборот. При возбуждении главного очага эпилептической активности все вышеуказанные системы головного мозга включают синхронизирующие ритмы; эпилептическая автоволна синхронизируется. Данная аритмия возникает в ЦНС посредством т.н. реверберации, а именно, распространяющейся депрессии РД среди нейронных вибраций. Она-то и нарушает установленный ритм. В данном случае происходит обратная синхронизация ритмов. В.М.Окуджава утверждал, что в основе прекращения эпилептической активности в нейронах лежат два механизма. 1. Гиперполяризации - усиление поляризации эпилептической разряженности нейрона и инактивации путём усиления его деполяризации [см.1]. Это подтверждается тем фактом, что из высокоэнергетической активной среды волны переходят в низкоэнергетическую активную среду [см. 7]. Подавляющие системы синхронизируют низкочастотные вибрации эпилепсии своими высокочастотными вибрациями. В нейроне на обеих сторонах мембраны создаётся нормальный потенциал, который для эпилептических вибраций является необратимой активной низкоэнергетической средой. По всей видимости, вышеописанные системы не только участвуют в синхронизации эпилептических вибраций, но косвенно нормализуют мембранные потенциалы в нейронах. Эти два нейронных процесса сменяют друг друга и благодаря этому эпилептическая волна, до подавления активности в очаге, распространяется по нейронным связям. В мозжечок и в вышеприведённые системы мозга эпилептические вибрации не проникают, но у больного часто возникают нескоординированные движения. Это происходит, видимо, потому, что мозжечок, ретикулярная формация, стриопалидарная система и др., участвующие в координационном и тонусном процессе системы, в момент эпилептической активности просто не получают вибраций из поражённых отделов мозга; в частности, из лимбической системы, таламуса, коры и т. д. Так как эти отделы непосредственно связанны друг с другом, то при припадке мозжечок, например, автоматически переключается на автономный или полуавтономный ритм. Так же и остальные подобного рода механизма системы, но с одним нюансом. Ретикулярная формация, как и мозжечок – малый мозг, менее зависима от коры и других отделов мозга, а потому эпилептические вибрации создают больше помех для таких структур, как лимбическая система, таламус. Некоторые из этих подсистем, определённое время могут участвовать в распространении эпилептических вибраций, например, восходящая ретикулярная формация.

Возвращаясь к теме мозжечка нужно отметить, что у обыкновенных людей мозжечок, в основном, выполняет функции координирования и тонуса, но не выполняет «сознательно», а только подчиняется Мысли. Что же касается тех случаев, когда мозжечок «включён» одновременно с полушариями мозга на сознательный, мыслящий ритм, то это происходит у врождённых Адептов и йогов высшего уровня, а так же и у некоторых видов зубатых китов: дельфинов, касаток. Возможно, при эпилепсии происходит следующее: несмотря на то, что эпилептические вибрации не проникают во внутримозжечковые системы, мозжечок переключается на автономный режим. То есть – на сознательный режим, но из-за несоответствия ритмов, что в основном зависит от внутреннего состояния, не только ЦНС, но и самого человека, больной начинает совершать различные, порой очень ритмичные телодвижения, которые на первый взгляд кажутся осмысленными и, главное, подотчётными самому больному[28].

Анализ и комментарии к статье Н.П.Бехтеревой и Д.И.Комбаровой «СМФП – ключ к познанию эмоций» [3]

Сверхмедленные физиологические процессы - так переводится аббревиатура СМФП. По результатам исследований Н.П.Бехтеревой, в мозгу есть зоны, при стимуляции которых электрическими импульсами, методом вживления электродов, выявляются эмоциональные реакции. Это в основном зоны среднего мозга, гипоталамуса, гиппокампа, таламуса и миндалин, но как отмечает сама академик, у человека подобных зон намного больше, чем у высших животных. На этот счёт следует заметить, что данный факт вытекает как следствие из той самой причины, которую, к великому сожалению, не хотят принимать большинство современных учёных, - это метафизический или вернее мета-аспект Природы. Исходя из этой главной причины Бытия, можно понять главное различие между животным и человеком. Это различие в градациях эволюционного развития, но – не дарвиновского, а истинного космического развития. У человека развито Тело Мысли, причём как Животной Ум или Низший Манас так – и Высший Божественный. Животные, наоборот, пребывают на плане Астрала и Кама-Манаса[29], которые очень близки по сути. Поэтому у человека эмоциональная картина представлена иначе, нежели у животных. Так, эпилепсия у человека бывает связана с Мыслью, как с главным принципом.

Что представляют собой сверхмедленные процессы в организме человека, в частности? СМФП также называются «постоянным током», а нам известно, что подобный ток возникает в аккумуляторах разного рода; среда в аккумуляторах способствует накоплению т.н. электрических потенциалов которые, при замкнутой цепи, приходят в упорядочно-равномерное движение. Исходя из этого, нужно отметить, что подобным образом головной мозг, и те отделы его, о которых было сказано выше, тоже способны накапливать энергию (в данном случае – эмоционально-чувственную), при воздействии на них естественным или искусственным путями; эти отделы выявляют именно те вибрации, которые принято называть СМФП. Н.П.Бехтеревой было отмечено, что СМФП особенно активны у психически нездоровых людей и эпилептиков. Кроме того, подобные вибрации преобразуются в нормальные ритмы вибрациями мозжечка и некоторых других отделов мозга, например, в ретикулярной формации. Это, в свою очередь, подтверждает тот факт, что все психические болезни и эпилепсия, в большинстве случаев, являются следствием нарушения соответствия между вибрациями Астрала (ответственного за эмоциональную картину в человеке) и физического тела, к этому нужно добавить, что Манас, вернее, его Низший аспект, также бывает вовлечён в эти процессы, т.к. у человека патология неразрывно связана с аспектом мышления. Следует обратить внимание непосредственно на те отделы мозга, которые, по мнению учёных, накапливают эмоционально-чувственную информацию.

  1. Гиппокамп.
  2. Миндалины.
  3. Гипоталамус.
  4. Энторинальная кора лимбической системы.
  5. Височная доля коры.
  6. Средний мозг.
  7. Ядра таламуса.

Таламус, является объединяющим – 7-13-14 центром для всех этих систем (своего рода релейной субстанцией). Кроме того, все вышеперечисленные отделы, впрочем, так же как и все остальные отделы мозга, являются двойственными. Что это значит? Означает это то, что один аспект у определённой системы направлен на восприятия низших астральных вибраций, а второй – на восприятия высших астральных и ментальных вибраций, которые непосредственно связаны с Верхней Триадой в человеке. К сдвоенной структуре головного мозга обращался Гиппократ, который полагал, что причина многих патологий, связанных с мозгом, в том числе и эпилепсии, заключается в неправильном развитии обеих частей мозга в утробном периоде [10]. Таким образом, мозг, будучи парным органом, проводит и высшие, и низшие вибрации. Иными словами, вибрации, относящиеся к Духу и Материи, в их причинных аспектах.

Интересен тот факт, что СМФП не свойственны мозжечку, но именно его вибрации способны упорядочить в нужном ритме сверхмедленные процессы в мозге. Это ещё раз подтверждает тот факт, что мозжечок смело можно назвать центром по координации токов Воли[30] (по сути, мозг в мозге). Но вся эта теория, ровным счётом, ничего бы не значила, если бы не сердце головного мозга – эпифиз.

Некоторые физиологические аспекты, связанные с проводимостью астральных вибраций в гиппокампе

Как известно, гиппокамп является основным проводником т.н. тета-ритмов, которые, по сути, являются следствием совокупной афферентации к гиппокампу от различных структур [Виноградова, 1975]. Таким образом, сам гиппокамп, посредством септума преобразовывает поступающую импульсацию в низкочастотные тета-ритмы [там же]. Это кумулятивный процесс, также и сами тета-ритмы постоянно кумулируются, что приводит к эффекту тетанизации. Всё это, а также тот факт, что гиппокамп в активном состоянии тормозит активность иных центров указывает на то, что данный центр, по сути, «уравновешивает» вибрации в мозге. В лимбическую систему вступают пути от всех шести отделов мозга и от неё же отходят пути ко всем отделам с уже отображёнными импульсами, именно такими, какие необходимы для проведения функций в мозге. Совокупная отображающая различные по частотам вибрации способность септума и гиппокампа, фактически, позволяет судить об этой роли, как об уравновешивающей частотную картину в мозге. Небезынтересен и тот факт, что активность тета-ритма наступает во время сна и именно с этим ритмом связаны сновидения. По-видимому, уравновешивающая способность системы септум-гиппокамп тесно связана с аспектом времени, т.к. уравновешивание и подведение вибраций к «единому знаменателю» есть процесс связызывающий два принципа: движение и время. Таким образом, о центральных отделах лимбической системы можно судить как об отделах, подводящих процессы к физической временной градации. Это наглядно проявлено в длительностях сновидений. До сих пор необъяснимо, почему реальная длительность снов, равная нескольким секундам, превращается в человеческом представлении в длительность равную нашей физической. Данное иллюзорное представление связано как с тета-ритмами и потенциацией их, так и с тонкой природой, которая соответствует проводимости всей лимбической системы.

Подобная отображающее-суммирующая способность системы септум-гиппокамп напоминает сам астральный принцип, в котором отображены все остальные принципы как в зеркале. Роль гиппокампа также схожа с ролью астрального принципа в Природе, ибо астральный принцип связывает каму и прану и притворяет их в физическую жизнь [Е.П.Блаватская]. То же делает и гиппокамп, получающий афферентацию как из центральных отделов мозга, так и из продолговатого (восходящая ретикулярная формация), в нём генерируется тета-ритм – совокупный ритм от разных импульсаций.

Следовательно, если мозжечок «поставляет» основные идеации для общей работы мозга, а продолговатый мозг способствует управлению всех первейших функций в организме, то лимбическая система и, в частности, система септум-гиппокамп направлены на скорейшее выявление вышеотмеченных идеаций на видимый (физический и физиологический) план. Стало быть, при повреждении гиппокампа нарушается взаимосвязь камы и праны, что проявляется в виде нарушения взаимосвязи между временными аспектами, т.н. нарушение между кратковременной и долговременной памятью. При чрезмерной вибрационной активности гиппокампа (эпилептоидная и эпилептическая активности), как отмечалось выше, происходит усиление астральных вибраций в самом мозге, что приводит к подавлению камаманасических и пранических вибраций и выражается в виде судорожного состояния, с предварительным галлюциногенным эффектом у больного (эпилептическая аура). Следовательно, при эпилепсии поражается не только гиппокамп и вся лимбическая система, но и межуточный мозг с гипоталамусом, гипофизом, с нарушением эпифизарно-гипофизарной взаимосвязи.

Взаимодействия центральных структур в лимбической системе с эпифизом и с рядом отделов в ЦНС в аналогии с квинтовым мажорным и минорным кругами.

Для большей наглядности философского анализа взаимодействий гиппокампа с шишковидной железой следует обратиться к аналогиям в музыке. Ниже представлена полная корреляция между квинтовыми кругами в музыке и в ЦНС, поэтому здесь следует обратиться лишь к одному из частных примеров.

Как уже отмечалось, лимбическая система, в основном, соответствует ноте Si , тогда как эпифиз имеет двойное соответствие: способность пребывать в градациях нот La и Mi , в зависимости от степени активации данной железы. Исходя из данного положения, можно предположить, что при активации двух вышеотмеченных отделов, сопутствующих этой активации отделов, будет три: средний мозг ( Fa ), кора ( Sol ), межуточный мозг (таламус) ( La ). Необходимо отметить, что число опосредованно активизирующихся отделов при этом может быть большим, т.к. то или иное положение ноты может вовлекать в активацию несколько отделов мозга. Рассмотрим это наглядно на примерах.

Мажорные тональности в сторону нарастания бемолей по чистым квинтам.

  1. B – dur ( Sib ) Лимбическая система, по нисходящей – кора мозга.
  2. Es – dur ( Mib) Эпифиз в своем пробужденном состоянии - средний мозг, базальные ганглии, гипофиз, гипоталамус и таламус.

Мажорные тональности в сторону нарастания диезов по чистым квинтам.

  1. E – dur ( Mi ) Эпифиз при активации.
  2. H – dur ( Si ) Лимбическая система.

Минорные тональности в сторону нарастания диезов.

  1. mi – минор Эпифиз при активации.
  2. si – минор Лимбическая система.
  3. mi # - минор эпифиз после активации – межуточный мозг (таламус, гипоталамус, гипофиз), до активации, подкорка, средний мозг.
  4. si # - минор лимбическая система – мозжечок.

Минорные тональности в сторону нарастания бемолей.

  1. si b – минор лимбическая система – кора.
  2. mi b – минор эпифиз, после активации – продолговатый мозг.

Шишковидная железа – эпифиз. Взаимосвязь паращитовидной железы с ионным равновесием в нервной системе. Роль ионов Са+ при эпилепсии.

Эпифиз расположен в промежуточной области головного мозга, позади зрительных бугров, и тесно связан с третьим желудочком. Эпифиз является паренхиматозным органом и состоит из светлых крупных пинеальных клеток и тёмных мелких глиальных клеток, причем количество последних такое же, как и в спинном мозгу [9]; до сих пор учёные не могут объяснить данный факт. Объяснение этой гистологической загадке возможно дать только изучение Внутреннего Человека, здесь будет дано объяснение этому факту, хотя и довольно поверхностное.

Как уже говорилось, эпифиз в своём Низшем аспекте является проводником вибраций Высшего Манаса, а в Высшем аспекте – проводником вибраций Буддхи [Е.П.Блаватская, «Тайная Доктрина», т. 3]. Между эпифизом и спинным мозгом существует прямая связь, связь эта в прямой зависимости от тех функций, которые протекают в спинном мозгу и в эпифизе. Что же представляет собой спинной мозг с точки зрения эзотерической философии? Спинной мозг – орган, по которому спирально проходит Психическая энергия, которую в древности называли Уреем (Огненным Крылатым Змеем) или Кундалини. Эта Энергия проходит по трём каналам: Ида и Пингала, которые взаимосвязаны между собой посредством Сушумны – центрального канала спинного мозга. Эти два канала – полярные, оба они направлены от продолговатого мозга вниз. На самом деле, и Ида, и Пингала берут начало вверху продолговатого мозга, у йогов это место называется Тривени, именно оттуда берёт своё начало спинномозговой канал Сушумна. На плане Низшем пути, соответствующие каналу Ида, бывают положительны, т.к. имеют левостороннее расположение. А пути, соответствующие каналу Пингала – отрицательны, т.к. имеют правостороннее расположение. Нужно отметить, что циркуляция Психической Энергии протекает в спинном мозге следующим образом: восходящие пути канала Ида, являются центростремительными, т.к. Материя всегда стремится к Духу, нисходящие пути канала Пингала, являются центробежные, т.к. Дух ниспадает в Материю. У основания мозга оба пути скрещиваются[31], при этом пути, соответствующие каналу Ида, будучи с левой стороны, управляются правым полушарием мозга, а пути, соответствующие каналу Пингала, будучи правосторонними, управляются левым полушарием; это и даёт разнообразие в симпатической и парасимпатической нервной системах организма. Но эта картина для Видимого Низшего плана, с диаметральной противоположностью всё обстоит на плане Высшем. Канал Пингала – положительный со знаком (+), а канал Ида – отрицательный со знаком (-). Сушумна соответствует знаку (+), т.к. она объединяет два канала спинного мозга; Сушумна - нейтральный канал. При пробуждении Духовного Сознания эти два канала активизируются полностью и выходят из скрытого состояния. Восхождение и нисхождение Психической Энергии проходит через таламус и кульминируется в эпифизе, от которого уже преобразованная Манасическим Огнём Энергия поступает в кору головного мозга, а оттуда перераспределяется по организму. Глия, проводя низкочастотные вибрации, способствует созданию низкоэнергетической активной среды, которая играет сдерживающую роль для высокой частоты Психической Энергии – Огня Кундалини. Эпифиз должен быть, по своей глиальной структуре, идентичным структуре спинного мозга, чтобы в точности воспринимать и координировать ту энергию, которая поступает к нему из спинного мозга. Кроме того, существуют два пути прохождения Психической Энергии по трём каналам: Нисходящий путь (экзотерический) и Восходящий путь; от Муладхары – к Сахасраре (эзотерический). Интересно то, что этим двум каналам соответствуют симпатическая и парасимпатическая системы, а также адреналин (Пингала) и норадреналин (Ида).

Здесь представлена схема спирального движения Кундалини через Иду, Пингалу и Сушумну.

Ида – отрицательный канал, Пингала – положительный. Сушумна - канал нейтральный: ей соответствует автономная нервная система.

Ида – канал, который у индусов называется Чандра (Лунный канал). Ему соответствует парасимпатические нервы.

Пингала – соответствует Сурье (Солнечный канал). Ему соответствует симпатические нервы. В Древней китайской медицине Ида – это Инь, а Пингала – Ян. Оба эти начала объединены Энергией Ци

Какую функцию выполняет гипофиз, как орган, отвечающий за переход Низшего Манаса в Высший при переходе Энергии к эпифизу и от эпифиза? Дело в том, что на физическом плане Низший – Кама Манас настолько силен, что гипофиз, зачастую, как считает большинство ученых, играет более важную роль, чем эпифиз. При прохождении Энергия, идёт она по восходящему или нисходящему пути, обязательно проходит через весь межуточный мозг и через гипофиз, в частности, при этом гипофиз активизируется, преобразовывая Психическую Энергию, и переводит через свой путь к гипоталамусу, гипоталамус – к таламусу, а последний, к – эпифизу.

Продолжая разговор об эпифизе, нужно заметить, что эта железа регулирует циркадные ритмы (биоритмы) в организме человека и многих животных. Эпифиз, кроме всего прочего, регулирует цикл полового развития, особенности у мужчин; у женщин эпифиз выполняет более скрытую функцию, т.к. женщины, по своей сути, более быстро склонны к развитию в себе Третьего Глаза, т.е. эпифиза как центра-носителя Чакры Аджня. Более того, у женщин гипофиз выполняет больше функций, нежели у мужчин и объяснения этому факту также существует. Если мы будем рассматривать только эпифиз и гипофиз, то эти две железы будут соответствовать Духу и Материи, а т.к. мужской пол соответствует Духу, в большей степени, чем женский, который соответствует Материи, то из данного положения становится ясно, почему гипофиз у женщин развит более сильно, чем у мужчин. Уже говорилось о функции эпифиза способствовать связи неорганического йода с органическими структурами щитовидной железы, кроме этого эпифиз участвует в регуляции гормонов надпочечников и поджелудочной железы; так шишковидная железа обладает антиинсулярным эффектом и эффектом поддерживающим оптимальным рост и развитие надпочечников. Эпифиз принимает участие в метаболизме фосфора 32, натрия, калия, кальция, магния и др. микроэлементов. Об обратно пропорциональном взаимодействие эпифиза и полового аппарата сказано очень много, как и о подобном взаимодействии эпифиза и гипофиза, в Низшем аспекте.

Все вышеуказанные признаки указывают на то, что эпифиз является главной железой управителем организма. Но это очень мало, что говорит нам о самой железе. В действительности, она такая таинственная или она очень плохо изучена? Скорее всего, второе обстоятельство, нежели первое. Для более точного анализа функций эпифиза потребуется более детальное изучение Философии.

В XVII веке великий Декарт утверждал, что в мозговой гланде, как он называл эпифиз, указывая на его точное расположение, находится Душа, так же считали Цельс и Парацельс, а это бесспорные авторитеты в медицине до сих пор. Об этом же уведомляют нас и более ранние свидетельства об эпифизе, оставленные индусскими, египетскими, халдейскими и другими мудрецами архаической Древности. Все эти сохранившиеся записи говорят о том же, что и Декарт, но более точно и подробно, несмотря на скрытость изложения. Какое же отношение эпифиз, - редуцированный Третий Глаз, имеет к Душе? Во-первых, Третий глаз с древнейших времен считался Глазом Богов, зревшим в Вечности (в Прошлом, Настоящем и Будущем одновременно). Во-вторых, эпифиз у всех древних наций связывался с центром Духовной (Божественной) Души; в санскритских источниках Она называется Буддхи. Будучи органом, принадлежащим к Высшей, после Духа, Субстанции человека эпифиз тесно связан с духовно-ментальной деятельностью. Так, у людей с плохо развитым Сознанием, эпифиз претерпевает регрессию, то же, но гораздо быстрее, протекает у врождённых идиотов, другого рода олигофренов: кретинов, даунов и т.п. Интересны симптомы, предшествующие эпилепсии, которые, в общем, именуются «эпилептической аурой». В основе данного симптома лежат автоволновые вибрации со стороны эпифиза, таламуса и гипофиза; при этом перед больным возникают картины из Астрального мира, но у многих больных эпилепсией аура проявляется от гипофиза, который тесно связан с эпифизом.

Связь шишковидной железы со «священной болезнью», на первый взгляд, не является очевидной, и в первую очередь потому, что сам эпифиз крайне мало изучен. Выше было сказано о метафизическом аспекте данной железы. К величайшему сожалению, автору данной статьи известно крайне мало работ по современным исследованиям эпифиза. Поэтому, анализ этой части работы будет основан на философских предположениях.

Как было отмечено, эпилепсия у человека больше связана с несоответствием между вибрациями тонкого плана и физического. У животных эпилепсия проявляется лишь в человеческой среде. Подобное патологическое состояние тесно связано с чувствами и, вообще, с Астралом. Всё вышесказанное наталкивает на определённый вывод относительно взаимосвязи в «священной болезни» ЦНС и эндокринной системы. По данному поводу следует обратить внимание на целый ряд процессов, проходящих в таких эндокринных железах, как щитовидная, паращитовидные, надпочечники, при одной из эндокринных патологий, связанной с паращитовидными железами. Посредством данной патогенетической цепи рассмотрим изменения в эпифизе и в гипоталамо-гипофизарной системе. Почему проблема связи эпифиза с эпилепсией затрагивается посредством нисходящих желёз? Рассмотреть весь глобальный патогенез, связанный с эпилепсией можно только при полном анализе.

Паращитовидная железа и патологии, связанные с ней.

Паращитовидная железа тесно связана со щитовидной железой, гипофизом и эпифизом. Роль её до сих пор точно не выяснена, хотя доподлинно известно, что эта железа активно участвует в минеральном обмене, в частности, в регуляции баланса кальция и фосфора.

Паращитовидная железа состоит из наружных и внутренних долей. С эзотерической точки зрения эти доли представляют большой интерес, т.к. соответствуют Манасу – Мысленному началу. Наряду со щитовидной железой, паращитовидная железа принимает участие в усвоении и гармонизации внутренних и внешних огней (Психическая Энергия). Так, наружные доли данной железы соответствуют Кама Манасу, а внутренние доли – Высшему Манасу. Паращитовидная железа способствует полной гармонизации манасических огней, которые принимаются щитовидной железой. Гормоном паращитовидной железы является паратирин ПТГ.

При повреждении паращитовидной железы или её недостаточности происходит снижение уровня кальция и повышение фосфора в организме; плюс ко всему часто наступает тетания, вследствие дисгармонии между внутренними и внешними огнями. Данная картина проступает также вследствие нарушения связей между щитовидной и паращитовидной железами: наружными и внутренними долями последней. Один из постоянных симптомов гипопаратиреоза является поражение моторных клеток спинного и продолговатого мозгов, а также и многих ядер головного мозга, в частности, бульбарных. Всё это говорит о том, что повреждаются те центры, которые ответственны за ассимиляцию манасических и астральных вибраций. Интересны также факты, связанные с влиянием околощитовидной железы на ряд иных желез организма, например: молочных желез у женщин. При постродовом или родильном парезе у женщин, вследствие резкого снижения уровня кальция и фосфора возникает паралич нижних конечностей, а также часто возникает тетания. Данная патология может являться следствием нарушения функции центра щитовидной и, в особенности, паращитовидной желёз[32]. По сути, эта патология может являться следствием не только нарушения кальци-фосфорного соотношения, – во всяком случае, это не есть основная причина патологии, – но и генетической предрасположенности эндокринных желез к этому недугу. Данная причина хорошо прослеживается у некоторых племенных пород крупного рогатого скота.

Взаимосвязь щитовидной и паращитовидной желёз. Причины гипо- и гиперактивности паращитовидной железы.

Говоря об этой комплексной взаимосвязи, следует отметить прямую пропорциональную и обратную пропорциональную зависимость в данной связи желёз. Так, наример, при гипотиреозе в паращитовидной железе протекают гипертрофические процессы, что нарушает соотношение кальция и фосфора в крови и в костях; при этом паращитовидная железа не регулирует уровень этих микроэлементов, а фосфор становится менее активным; часто могут протекать процессы с гиперпаратиреоидическим эффектом [см. 9]. При гипертиреозе – картина иного порядка: происходит усиленное выделение кальция с мочой и калом, а фосфор становится более активным и из органической связи быстро переходит в неорганическую. Следует полагать, что при гипертиреозе паращитовидная железа находится в стадии гипотрофии, т.к. гиперактивность щитовидной железы, по сути, должна подавлять паращитовидную железу. Здесь, как и при гипотиреозе, щитовидная железа оказывает, в первую очередь, тонкое и скрытое воздействие на паращитовидную железу. По этой причине многие учёные при гипо – и гипертиреозах отмечают относительную норму уровня кальция и фосфора в организме в ряде наблюдений, эти факты говорят в пользу эзотерического воздействия щитовидной железы, также и эпифиза, и гипофиза на околощитовидную железу. Во всяком случае (это отмечалось многими исследователями), при недостаче кальция в организме паращитовидная железа подвергается гиперплазии.

При гипопаратиреозе также происходят следующие процессы. Эпифиз, в ряде случаев, переходит из подавленного состоянии в «вынужденно»-активное, а гипофиз из гиперактивного состояния становится относительно подавленным; это в том случае, когда Низший Манас настолько активизируется из-за слабого развития Высшего Манаса, что при достаточно сильном вибрационном воздействии извне происходит колоссальный сбой в балансе вибраций. Ослабленный эпифиз при этом приобретает мощный заряд, а гипофиз ослабевает относительно воздействия на эпифиз, но активизируется (причём очень сильно) относительно воздействия на другие железы, и в результате несоответствия Высших и низших – человеческих (в физическом аспекте) вибраций наблюдается тетания. Это происходит в том случае, когда человек не способен воспринять высокие вибрации; данная причина тетании бывает достаточно редко. Другая причина несоответствия огней кроется в том, что при сильном воздействии Высшего Манаса в низшей среде также происходят нарушения в равновесии вибраций человека, что и приводит к тетании. Надземные Огни при этом, активизируя Высшие Центры данного человека, могут в земных условиях не просто развить тетанию, а привести к внутреннему сожжению человека. Данная причина может быть следствием трагедии у высоких йогов, при чрезмерных Огненных медитациях. Такого порядка трагедия произошла с великим Свами Вивеканандой. Кроме этих двух причин, не считая конечно хирургического вмешательства, есть ещё ряд причин, об одной из которых следует упомянуть.

При дисбалансе между Высшими вибрациями человека и Низшими вибрациями, в особенности, при обоюдном противоположном и не гармонизированном воздействии этих вибраций друг на друга, может возникнуть тетания, т.к. паращитовидная железа чётко функционирует с подачи точной информации от высших и низших нервных и эндокринных центров. В данном случае чёткого поступления информации в эту железу не происходит.

 

 

начало | назад | далее

 

_______________________

[27] Здесь следует заметить, что под словом Число Пифагор подразумевал совокупность всех чисел и их взаимосвязи и, по сути, Первичное Число Пифагора - это Единое для всего сущего Начало и одновременно Конец, т.к. никто не станет оспаривать тот факт, что Движение, проявляющее эту материальную, т.е. сущую, Вселенную, является вечным и непреложным Законом – Основой для всего Бытия в целом и в частном.

[28] У млекопитающих и некоторых видов птиц очаг эпилептической активности, скорее, должен возникнуть в глубине мозга (миндалины, таламические ядра, отделы лимбической системы), но это всего лишь предположение. Об этом могут свидетельствовать эксперименты Годдарда; т.н. ’’Эффект раскачки’’. В частности, возбуждались миндалины, таламические ядра. При этом крысы переходили в припадочное состояние на некоторое время [2].

[29] Кама Манас или Животный Ум, достиг своего апогея у человека, но, как отмечает гр. Е.П.Блаватская, Кама Манас по своим воздействиям на человека схож с Астралом и несёт также эмоциональные вибрации [4].

30] В данном случае Воля представлена как один из Принципов Сознания. То, что у животных представлено в виде инстинктивных процессов, у человека выражено через Волю.

[31] Скрещивание путей происходит и в плексусах (сплетениях).

[32] Здесь также нужно отметить роль гипофиза и всего межуточного мозга, в частности эпифиза и гипоталамуса. Все эти три главных центра регулируют функции паращитовидной железы, но об этом будет сказано ниже.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

26 дата публикации: 01.06.2006