В.Л.МЕЛЬНИКОВ
заместитель директора Музея-института
семьи Рерихов в Санкт-Петербурге
по научной работе

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ПАКТА РЕРИХА И ВСЕМИРНОЙ ЛИГИ КУЛЬТУРЫ

Публикуется по Сборнику трудов: Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие»: Том II: Новая Россия на пути к единству человечества. СПб., Вышний Волочёк: Рериховский центр СПбГУ; Издательство «Ирида-пресс», 2005, с.38-66.

Подводя итог деятельности Николая Константиновича Рериха (1874-1947) в области охраны культурного достояния человечества, его сын, известный востоковед Ю.Н.Рерих писал: «Проблема мира во всём мире, охрана памятников культуры давно привлекала внимание Николая Константиновича Рериха». И в этом давно - огромный труд и временное расстояние более чем в полвека.

Несомненно, знания, полученные на Юридическом факультете Санкт-Петербургского университета в 1893-1898 гг., пригодились Н.К.Рериху, когда он формулировал положения Международного договора, известного во всём мире как Пакт Рериха или Пакт Мира.

В годы учёбы Рериха в Санкт-Петербургском университете уже более 25 лет развивалась школа международного гуманитарного права, во главе с её основоположником Фёдором Фёдоровичем Мартенсом (1845-1909), вы дающимся юристом и общественным деятелем, автором первого в России полного руководства «Современное международное право цивилизованных народов» (1882-1883). Именно этот учебник, переведённый на основные мировые языки ещё при жизни автора, ставший во всём мире настольной книгой дипломатов, был положен в основу курса, прослушанного Н.К.Рерихом вес ной 1897 г. в университете.

Н.К.Рерих близко воспринял основные идеи Ф.Ф.Мартенса и знал его последующие труды. Авторитет Фёдора Фёдоровича был непререкаем в тех вопросах, с которыми Н.К.Рерих тесно соприкоснулся в своей международной деятельности спустя годы (мирное решение противоречий между странами, международный третейский суд, охрана культурных ценностей и другие). Ф.Ф.Мартенс являлся фактическим автором программы Первой Гаагской конференции мира, созванной в 1899 г. по инициативе России и положившей начало процессу разоружения и установлению правил ведения войны. Ф.Ф.Мартенс и его ученики активно участвовали в разработке основных со глашений и Второй Гаагской конференции мира 1907 г. В преамбуле и основ ных положениях Пакта Рериха, даже в самом его названии, прослеживается прямая связь с гуманистическим наследием Мартенса и его учеников, из которых в университете наиболее известен его преемник на кафедре междуна родного права профессор барон Михаил Александрович Таубе (1869-1963). Многие годы он был близок Рериху, уже в эмиграции художник советовался с ним по вопросам защиты культурного достояния. В двадцатые - тридцатые годы XX в. Таубе являлся профессором международного права в Гааге и одновременно председателем Французского Комитета Пакта Рериха.

Фактически первый раз предложение об охране памятников материальной и духовной культуры было сформулировано Н.К.Рерихом в 1899 г. Художник читал курс в Санкт-Петербургском Археологическом институте и производил раскопки на территории Санкт-Петербургской губернии. Тогда он впервые заговорил о необходимости защитных мероприятий в отношении памятников археологии, донесших до нас мироощущение и миросозерцание древних. Речь шла, с одной стороны, о воспитании правильного, бережного и вдумчивого отношения к национальному достоянию, а с другой, о предохранительных мерах против зачастую воинствующего невежества обывателей и чиновников и хищничества разорителей. Это явилось одной из основных целей создания художником в 1900-1903 гг. «Археологической карты Санкт- Петербургской губернии», так же как и его знаменитой серии этюдов памят ников древнерусского зодчества 1903-1904 гг.

Как писал Ю.Н.Рерих, первая мысль о Международном договоре по охране культурных памятников всех стран возникла у Николая Константиновича именно тогда, в 1904 г., под гром орудий Русско-японской войны.

Известно, с каким жаром выступал Рерих против разрушения историко-архитектурного пейзажа под Великим Новгородом при строительстве железной дороги, какой значительный вклад он внёс в дело сохранения уникального ансамбля Ферапонтова монастыря. За отечественное искусство, прежде всего древнее, не всегда по достоинству ценимое в то время соотечественниками, непрестанно болело сердце художника. Невозможно перечислить всё, сделанное им для того, чтобы русские древности были не только охранены, но и поняты, прочувствованы. Упомянем лишь наиболее заметные вехи в этой сфере деятельности: в 1910 г. Н.К.Рерих входит в Совет Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины; с 1910 г. он - в комиссиях по сохранению и регистрации памятников Санкт-Петербургской губернии и по реставрации Ферапонтова монастыря; в 1915 г. становится одним из учредителей Общества возрождения художественной Руси, объектами внимания которого были исторические памятники и музеи.

Перед лицом небывалых разрушений Первой мировой войны 1914- 1917 гг., в виду уничтожения Лувена и Реймса, он обратился к Верховному командованию русских войск, призывая к охране культурного достояния.

В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранятся документы, позволяющие точно установить время и обстоятельства первого выхода Николая Константиновича Рериха с инициативами по охране культурных ценностей на международный уровень. События Первой миро вой войны дали художнику опыт действенного формирования общественного мнения в отношении проявлений вандализма, а также окончательно утвердили его в мысли о том, что единственно продуктивными в борьбе против хаоса и тьмы, за сохранение животворящих основ жизни являются объединение усилий и организованный отпор представителей всех слоев и уровней обще ства. В сентябре 1914 г. Н.К.Рерих и весь коллектив возглавляемой им Рисо вальной школы Императорского Общества поощрения художеств обратился к главам двух мировых держав того времени - США и Франции.

В своей телеграмме Президенту Французской Республики Раймону Пуанкаре Н.К.Рерих писал: «Потрясённый новым актом вандализма со стороны нашего варварского врага - разрушением прекрасного, несравненного Реймского собора - я прошу Вас, господин Президент, соизволить принять выражение моих чувств самого глубокого сожаления в связи с этой невосполнимой потерей. Имея честь быть членом Реймской Академии, я уполномочен передать Вам те же чувства от имени Педагогического совета Школы Общества Поощрения Художеств, общества Мир искусства, редакций газет Русское слово, Вечернее время, Биржевые ведомости. Член Реймской Академии, Директор Школы Императорского Общества Поощрения Художеств в Петрограде Николай Рерих».

В послевоенный период призрак нового столкновения народов не поки дал его, и он снова, после завершения Центрально-азиатской экспедиции 1923-1928гг., обратился ко всему миру, к государственным и культурным деятелям всех стран, с призывом неотложно обсудить вопрос охраны культурных памятников.

С самого начала движение за Знамя Мира, за охрану культурных памятников привлекло внимание всех, кому дорого культурное достояние челове чества. Не случайно, что деятели культуры Франции и Бельгии были первыми, откликнувшимися на призывы Н.К.Рериха. В августе 1928г. французские юристы-международники доктор Георгий Гаврилович Шклявер и профессор Альберт Жоффр де ла Прадель разработали юридическую форму основного документа Пакта в соответствии с нормами международного права, с целью «содействовать моральному благосостоянию своих Наций»[1] (см. в Приложении I к данной статье).

В 1929-1930 гг. для распространения идей Пакта было создано пять Комитетов - во Франции, Бельгии, Индии и два в США.

В 1930 г. проект Пакта был представлен в Международный комитет музеев в Лиге Наций, который, одобрив проект Пакта, передал его на рассмотрение Комиссии международной интеллектуальной кооперации.

Параллельно с вышеуказанными мероприятиями, предпринятыми в компетентных учреждениях Лиги Наций, многочисленные общественные организации и крупные деятели мировой культуры и науки присоединили свой голос к обращению Н.К.Рериха. Проект Пакта был опубликован в американской и европейской прессе и сразу же привлёк к себе большое внимание как выдающихся деятелей науки и искусства, глав государств, так и мировой общественности. В поддержку Пакта выступили А.Эйнштейн, Т.Манн, Р.Тагор, Г.Уэллс, король Бельгии Альберт, король Югославии Александр, Президент Чехословакии Т.Масарик, Президент Латвии А.Квиесис, Вице-Президент и министр просвещения Эстонии В.Пятс, а также военные деятели. Выдающийся бельгийский поэт и драматург М.Метерлинк призвал всех, кому не безразлично будущее человечества: «Соберём вокруг этого благородного движения все наши моральные силы».

Великий поэт Индии Рабиндранат Тагор, сам пламенный борец за мир, писал в 1931 г. Николаю Константиновичу: «Я зорко следил за Вашей великой гуманитарной работой во благо всех народов, для которых Ваш Пакт Мира, с его знаменем для защиты всех культурных сокровищ, будет исключи тельно действенным символом. Я искренне радуюсь, что этот Пакт принят Комитетом по делам музеев Лиги Наций, и я чувствую глубоко, что он будет иметь огромные последствия для культурного взаимопонимания народов».

В Бельгии Камил Тюльпинк, член Королевской Комиссии по охране памятников Бельгии, предложил сделать город Брюгге, столь богатый памятниками прошлого, центром для распространения идеи Пакта Мира. В 1931 г. Тюльпинк основывает Международный Союз за принятие Пакта Рериха и Знамени Мира. 13-16 сентября 1931 г. в Брюгге созывается Первая Международная конференция Пакта Рериха.

Конференция, в работе которой приняли участие как представители правительств, так и деятели общественных и культурных организаций, утвердила план действий по распространению идеи Пакта Мира. Было обращено особое внимание на пропаганду идеи Пакта Мира в школах и среди молодёжи, а так же установлен постоянный контакт с такими международными учреждениями, как Международный комитет по делам искусства и Бюро конференции по ограничению вооружения. Выполняя постановление Первой Международной конференции, Музей имени Н.К.Рериха в Париже и Международный Союз за принятие Пакта Рериха и Знамени Мира в Брюгге активно выступили за принятие Пакта Мира всеми государствами.

27 декабря 1931 г. в Нью-Йорке состоялся международный праздник, по свящённый Знамени Мира. В тот день было объявлено о начале культурного паломничества Знамени Мира по всей Земле, а также было оглашено послание Ватикана в его поддержку. С этого дня берёт начало традиция Дня Культуры как праздника всех народов и стран.

8-9 августа 1932 г. была созвана Вторая Международная конференция в Брюгге. Одновременно с конференцией, с июля по сентябрь 1932 г., была организована выставка фотографий памятников, подлежащих охране. На этой выставке, состоявшей из более 6000 фотографий известных архитектурных памятников, приняли участие 22 страны. Вторая Международная конференция постановила основать в Брюгге специальное учреждение для всемирного содействия проведению в жизнь идей Пакта Рериха. Конференция также по становила войти в сношения с различными государствами в целях признания Пакта как международного документа.

17-18 ноября 1933 г. состоялась Третья Международная Конвенция Пакта Рериха и Знамени Мира в Вашингтоне, в которой участвовали более 30 государств. В Решениях этой Конвенции, принятой единогласно при участии официальных делегатов 27 стран и при наблюдателях 7 стран, содержится рекомендация правительствам всех государств подписать Пакт Рериха.

Конвенция утвердила Постоянный Комитет Пакта и Знамени Мира, избрав Почётными Президентами академика Н.К.Рериха и его супругу Е.И.Рерих, Почётным Покровителем - министра сельского хозяйства США Генри А. Уоллеса, Председателем - президента Музея Рериха в Нью-Йорке Луиса Л.Хорша, Вице-Председателем - члена Совета Попечителей Музея Рериха Фрэнсис Грант и Генеральным Секретарём - профессора Нью-Йоркского университета Ральфа В.Д.Магоффина. Адресом Постоянного Комитета Пакта и Знамени Мира был объявлен Мастер-Билдинг в Нью-Йорке (310, River side Drive ), где уже 10 лет располагался Музей Николая Рериха.

16 декабря 1933 г. на Седьмой Международной конференции Панамери канского Союза в Монтевидео была принята резолюция поддержать Пакт Рериха, адресованная правительствам всех американских государств.

К этому моменту комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира стали создаваться практически во всех частях света. Например, 5 сентября 1934 г. в китайском Харбине состоялось организационное совещание об открытии «Харбинского Русского Комитета Пакта Рериха». На нём присутствовал сам Николай Константинович. Кроме него, на заседании присутствовали: архиепископ Нестор, игумен Нафанаил, генерал Н.Л.Гондатти, профессор Г.К.Гинс, профессор Н.И.Никифоров, профессор Э.Э.Анерт, А.П.Хионин, доктор Н.Ф.Орлов, Е.С.Кауфман, В.Н.Иванов, В.М.Анастасьев, В.К.Рерих, Ю.Н.Рерих, Н.А.Вьюнов, В.С.Фролов и Г.А.Софоклов. Совещание началось молитвой «Царю небесный», прочитанной архиепископом Нестором, после чего Н.Л.Гондатти попросил благословения у архиепископа Нестора открыть совещание. Слово взял академик Н.К.Рерих, который доложил совещанию «Записку о Пакте Рериха». «Человечество различными путями борется за мир, - говорил в тот день Н.К.Рерих, - и каждый сознаёт в душе, что эта созидательная работа есть верное пророчество новой эры... Этим путём мы смо жем сделать следующий шаг, полный жизненности для всемирной культуры и покоя... Сама история этого международного Пакта по охранению культурных сокровищ человечества уже достаточно известна... Дай Бог, чтобы дело охранения религиозных, художественных и научных сокровищ получило полное, успешное завершение».

В телеграмме послу США Чарльзу С. Вильсону, отправленной ещё в сентябре 1914 г. из Петрограда, Н.К.Рерих писал: «Вы, представитель Правительства Северно-Американских Штатов, не можете оставаться безучастным зрителем уничтожения лучших созданий искусства, и Ваше Правительство не может спокойно смотреть на варварские деяния, подобные которым трудно найти на самых жестоких страницах истории, во времена справедливо считавшиеся дикими. Именем священного искусства, именем высшей молитвы человечества, именем всего, что совершенствует и возвышает мир, просим Вас всеми силами протестовать против преступных разрушителей, т.к. высоко-культурное Правительство Северно-Американских Штатов не может взирать на уничтожение всего, чем светла земная жизнь, и не может присоединяться к врагам рода чело веческого». Потребовалось 20 с лишним лет напряжённой работы, прежде чем именно в столице США - Вашингтоне 15 апреля 1935 г. был подписан Между народный договор по защите культурных ценностей, известный во всём мире как Пакт Рериха (см. русский текст в Приложении II к данной статье). Большую роль в успешном выполнении этой задачи сыграл Музей Николая Рериха в Нью-Йорке, ставший официальным инициатором Пакта.

Подписание Соединёнными Штатами Америки и другими странами со стоялось в Белом доме в присутствии Президента Франклина Д. Рузвельта. В своей речи Президент Рузвельт сказал: «Открывая этот Пакт для присоединения к нему наций всего мира, мы стремимся сделать всеобщим применение принципов, существенно жизненных для сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет духовное значение значительно глубже, чем самый текст его документа».

В сентябре 1936 г. Н.К.Рерих присоединил свой голос к призыву о мире Рабиндраната Тагора.

В октябре того же года Международный Центр Пакта Рериха в Брюгге учредил Международный день искусства в борьбе за мир.

К сожалению, идея Пакта Мира была забыта в пожаре Второй мировой войны. За это небрежение памятниками мировой культуры Европа поплатилась грудами новых развалин.

Но «Архив Знамени Мира», постоянно пополняемый самим Н.К.Рери хом, свидетельствует, что работа Постоянного Комитета Пакта не пресекалась все эти годы. В него пришли новые, активные сотрудники, постоянно искавшие новых форм развития культурной инициативы, таких как Всемирная Лига Культуры, Американо-Русская Культурная Ассоциация, Индийская научная корпорация «Андхра», Академия художеств в Женеве и многие другие. Вот состав Постоянного Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира в Нью- Йорке вскоре после войны: доктор Дедлей К. Ватсон, Джозеф Дж. Вид (вице-председатель), Катрин С. Кемпбелл, Магдалена Леерер, доктор Е.М.Маркова, И.Э.Муромцев, К.И.Муромцева (секретарь по переписке), Г.И.Муромцева (секретарь по переписке), доктор Гарабед X. Пэлиэн, доктор Е.О.Смит, док тор Давид Х. Фогель, Дедлей Фосдик (председатель), З.Г.Фосдик (исполни тельный секретарь), Жанет Фосдик, Юджин Фосдик, Ингеборг Фричи, С.М.Шафран.

После войны идея Пакта снова стала привлекать внимание культурной общественности. 15 февраля 1946 г. Н.К.Рерих посылает в Нью-Йорк в штаб-квартиру Постоянного Комитета Пакта свои новые предложения о развитии всей деятельности. Впервые после долгого перерыва среди почётных советников Пакта Мира он называет своих соотечественников. Он предлагает пригласить к сотрудничеству сочувствовавших Пакту советских деятелей культуры: Владимира Петровича Потёмкина, Игоря Эммануиловича Грабаря, Алексея Викторовича Щусева, Константина Михайловича Симонова, Сергея Сергеевича Прокофьева, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В обновлённом списке почётных советников - видные представители США, Швейцарии, Югославии, Великобритании, Бельгии, Чехословакии, Болгарии, Норвегии, Китая, Индии, Испании, Португалии, Швеции, Франции, Польши, Египта, Румынии, Аргентины, Дании и других стран. Заканчивает свои предложения Николай Константинович так: «Международный Суд в Гааге сейчас состоит из 15 судей. От Франции профессор Бадеван - он был заинтересован в нашем Пакте, от России профессор международного права Крылов[2]. Когда Книга Пакта будет готова, пошлите 16 экземпляров нашим датским сотрудникам, чтобы подарить их судьям и одну копию библиотеке. Вы должны упомянуть в Вашем сопроводительном письме, что Международный Суд в Гааге полностью поддержал Пакт, и Вы выражаете уверенность, что он и впредь не будет держать закрытым сердце к защите культурных ценностей».

Многих из деятелей движения унесла война и трудные послевоенные годы. Ушёл Камил Тюльпинк. В декабре 1947 г. ушёл Николай Константинович Рерих.

Вся деятельность по продвижению Пакта Рериха в мире легла на плечи вдовы художника, основателя десятков философско-этических обществ по всему миру, писательницы Елены Ивановны Рерих (1879-1955) и двух сыновей - известного востоковеда, путешественника, директора Института гималайских исследований «Урусвати» Юрия Николаевича Рериха (1902- 1960) и известного художника и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха (1904-1993).

В Индии за Пакт охраны культурных памятников высказались Премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, Вице-президент Индии доктор Сарвапалли Радхакришнан, профессор Чандра-Секхара Венката Раман (Бангалор), министр образования Индии, доктор Хумаюн Кабир (Нью-Дели) и многие другие. В 1946 г. в поддержку Пакта Рериха высказалась Всеиндийская конференция культурного единства. В сентябре 1948 г. за Пакт высказалось и Правительство свободной Индии. В конце 1940-х гг. в Индийском Комитете Пакта Рериха и Знамени Мира было 18 видных деятелей государства и культуры. Семью Рерихов представлял Святослав Николаевич.

В 1950 г. Постоянный Комитет Пакта Рериха направил доктору Торезу Бодэ, генеральному директору ЮНЕСКО, копию Пакта со всей документацией по истории движения, начиная с 1929 г.

Подписанный 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне главами стран западного полушария в присутствии Президента США Франклина Д. Рузвельта, Пакт Рериха достойно продолжил традиции российской школы международного гуманитарного права, основные представители которой на рубеже XIX - XX вв. трудились в Санкт-Петербургском университете.

Пакт Рериха продолжает играть выдающуюся роль в деле защиты Культуры от современного варварства и мракобесия. До сих пор во всём мире сущест вуют его региональные и международные комитеты. В 1954 г. он стал ядром Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, в настоящее время подписанной большинством стран мира.

14 мая 1954 г. на конференции, созванной ЮНЕСКО, была принята эта Конвенция и к ней Протокол о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, а 26 марта 1999 г. - Второй протокол к Гаагской Конвенции 1954 года, с целью повысить её эффективность.

В тексте Гаагской Конвенции прямо указано, что руководством для её принятия являются принципы защиты культурных ценностей во время войны, установленные на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. и в Пакте Рериха. Мы можем гордиться этим, ведь упомянутые принципы были пред ложены россиянами - петербургскими универсантами.

Как известно, для применения, развития и, в каком-то смысле, для глобализации идей Пакта Мира уже в 1931 г. Николай Константинович предложил создать Всемирную Лигу Культуры (ВЛК), которая рассматривалась им «как кооперативное объединение научных, художественных, промышленных, финансовых и прочих учреждений, обществ и личностей, работающих в пределах культурных путей» (см. в Приложении IV к данной статье). Для возрождения традиций Культуры, по Рериху, необходимы кардинальные меры в мировом масштабе: «Будем всем сердцем надеяться, что Всемирная Лига Культуры действительно просветит все озлобленные, растерянные, заблудшие души к новой добродетельной жизни». Он не раз совершенно ясно и определённо высказывался об этом. Вот ещё одно из многих его высказываний: «Под Знаменем Мира, в мощном сердечном единении, как Всемирная Лига Культуры, пойдём к Единому Вышнему Свету».

Программа Лиги Культуры провозглашала своими целями следующее:

Предполагалось также оказывать поддержку передовым научным изысканиям, изучать вопросы материнства и детского воспитания, обмениваться культурными достижениями между государствами.

Как видим, главной задачей этой международной организации была всё та же просветительская работа и охрана культурных ценностей. Именно поэтому ряд современных авторов справедливо рассматривают проект «Пакт Рери ха - Всемирная Лига Культуры» как единую глобальную инновационную программу, направленную на разрешение системных (глобальных) проблем современного мира. А.А.Бондаренко в своих исследованиях рассматривает Всемирную Лигу Культуры как реальный современный проект, начало которому положил Н.К.Рерих и который следует продолжить в ближайшем будущем. Он приводит семь тезисов о роли и месте Всемирной Лиги Культуры в современном мире, при условии международного признания:

Такое внимание Музея-института семьи Рерихов к вопросам существования и возрождения Всемирной Лиги Культуры не случайно. Уже для не скольких поколений последователей Рерихов звучат пророчеством слова Николая Константиновича, сказанные в год учреждения ВЛК: «Скажу, как я понимаю Музей наш. Музейон, Музей не есть мёртвое хранилище, не сокровище скупца, Музей неразрывен с понятием Культурного Центра. Музей это уже и есть Обитель Лиги Культуры». Когда-то возникшая в Музее, Всемирная Лига Культуры может в Музее и возродиться!

Во второй половине 1940-х годов Елена Ивановна Рерих вновь и вновь обращалась к идее Всемирной Лиги Культуры: «При наступлении нового Цикла Знамя Мира и Культуры должно снова быть поднято и развернуто... Пусть приходящие привыкают видеть Знамя Мира и помнят те великие основы, которые оно возглавляет. Великое никогда не входило в мир при фанфарах и ликованиях, но всегда в трудах, страданиях и при осмеянии невежеством, но мы доживём и до признания и утверждения Культуры во главе Нового Строительства». В своих письмах к сотрудникам Елена Ивановна раскрыла структуру этой уникальной и для нашего времени организации. По её словам, ВЛК должна состоять из следующих отделов: «Первый - Отдел Мира; Второй - Духовного совершенствования; Третий - Науки; Четвёртый - Искусства; Пятый - Материнства и Воспитания; Шестой - Ремесла и Труда; Седьмой - Кооперации и Промышленности; Восьмой - Охраны и Безопасности; Девятый - Землеустройства и Строительства; Десятый - Здравия и Охранения. Остальные войдут как части указанных отделов. Так Справедливость найдёт место в Отделе Мира, Войско - в Охранении и Безопасности и Казна - в Сотрудничестве, Кооперации. Конечно, Духовное совершенствование вмещает религии и философии. Отделы предполагают Советы и Председателей». Таким образом, ВЛК - это чётко организованная структура, со своей иерархией и аппаратом. При этом ещё Н.К.Рерих предостерегал об излишней заорганизованности, призывал к самой широкой и разнообразной кооперации, отмечал, что Всемирная Лига Культуры должна созидаться «как источник истинной радости человечества».

К сожалению, исследователи очень мало уделяют внимания ВЛК и пишут о ней либо как о неосуществлённом проекте, либо, что реже, как о реально существовавшей организации, но не получившей дальнейшего развития и очень скоро заглохшей под натиском неурядиц в стане сотрудников Рерихов, а в годы Второй мировой войны и совсем потерявшей свою актуальность. От части и сами Рерихи подтверждали эти оценки, упоминая то тут, то там в своих книгах и письмах ВЛК как отложенное до срока начинание. Например, 29 мая 1942 г., в самый разгар новой ужасной войны, Н.К.Рерих писал своим американским сотрудникам: «Вполне понятно, что наша Всемирная Лига Культуры временно замерла, ибо Армагеддон препятствует всему мировому, но культурная связь между отдельными народами не должна пресекаться. Потом она сольётся в общее русло. Ведь культурное строительство опять очнётся; опять люди примутся созидать, и никто не скажет, что путь Культуры есть путь ложный. На этом пути держитесь, берегите друг друга и ободряйте малодушных. Действуйте по местным условиям, в добром качестве. Дейст вуйте, действуйте. В действии родятся силы».

В наши дни, после обнаружения в 2001 г. сотрудниками петербургского Музея-института семьи Рерихов части «Архива ВЛК» в фондах Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, становится возможным более пристальное изучение истоков этой организации. За эту возможность мы благодарны, прежде всего, директору Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Даниилу Энтину, оказавшему неоценимую помощь в розыске и копировании всех нужных архивных папок и рукописей. Изучив их, можно более-менее точно обозначить основные вехи первого («Рериховского») этапа существования ВЛК и уточнить представления о её реальном вкладе в историю.

12 января 1931 г. датируется первоначальный меморандум «Всемирная Лига Культуры», подписанный Н.К.Рерихом, Е.И.Рерих, Ю.Н.Рерихом, С.Н.Рерихом, Луисом Л. Хоршем, Катрин С. Кемпбелл, Нетти С. Хорш, Еленой Зейдель ( Mrs. Helen Seidel ), Эстер Дж. Лихтман, Дж. Эрл Шреком ( Mr. J . Earl Schrack ), З.Г.Лихтман (в дальнейшем - Фосдик), Бертой Кунц-Бэйкер ( Mrs. Bertha Kunz - Baker ), M.M. Лихтманом, Фрэнсис Р. Грант. Этот документ, как и все бумаги из Нью-Йоркского «Архива ВЛК», составлен на английском языке. На нём рукой Катрин С. Кемпбелл сделана запись: «Проект для регистрационных документов Всемирной Лиги Культуры» (см. в Приложении III к данной статье). Эти же лица стали первыми 14 членами Совета Директоров Лиги.

23 декабря 1931 г. в Нью-Йорке было выдано «Свидетельство регистрации», согласно которому полное название данной организации - «Всемирная Лига Культуры и Всемирный Совет Культуры» («World League of Culture and World Council of Culture, Inc.»). 30 декабря 1931 г. эту регистрацию утвердил Верховный судья штата Нью-Йорк Эрнест Е.Л. Хаммер.

К этому моменту американские сотрудники Рерихов приняли основной правовой документ Американского Отделения Всемирной Лиги Культуры, состоящий из 7 вводных статей Конституции и 10 статей Устава (см. в Приложении V к данной статье). Таким образом, Американское Отделение стало первой официально работающей структурой в рамках ВЛК.

1-е Собрание Всемирной Лиги Культуры состоялось 16 июня 1932 г. всё в том же Мастер-Билдинге в Нью-Йорке (310, Riverside Drive ), в помещениях Музея Николая Рериха. Примечательно, что этот адрес станет официальным адресом Постоянного Комитета Пакта и Знамени Мира на полтора года позже - после Третьей Международной Конвенции Пакта в Вашингтоне 17-18 ноября 1933 г. Это опережение ещё раз свидетельствует о том, что проект «Пакт Рериха - Всемирная Лига Культуры» работал одним фронтом. ВЛК подготавливала почву для принятия Пакта Рериха, который, в свою очередь, был призван создать прочную правовую основу для эффективной деятельности ВЛК в странах, подписавших этот Международный договор. Именно поэтому история Пакта Рериха без документов ВЛК будет не полной и наоборот.

С 1-го Собрания всю документацию ВЛК вела её секретарь, а в последствии вице-президент Американского Отделения Катрин С. Кемпбелл. Сохранились заверенные её рукой протоколы ещё четырёх Собраний Американского Отделения (22 ноября и 13 декабря 1932 г., 3 января и 1 мая 1933 г.), четыре Отчёта секретаря ВЛК, четыре Финансовых отчёта Американского От деления и, наконец, протоколы двух Собраний Гималайского Отделения (8 февраля и 22 марта 1933 г.), в которое входили главные основатели ВЛК - Н.К.Рерих, Е.И.Рерих, Ю.Н.Рерих, С.Н.Рерих, а также В.А.Шибаев (в качестве секретаря).

И хотя общий бюджет Американского Отделения ВЛК за два года (1932 и 1933 гг.) составил всего 25 долларов, пожертвованных самой Катрин С. Кемп белл, именно это Отделение было базовым, координирующим деятельность других Отделений ВЛК в Америке, Европе и Азии. Главный итог начального периода ВЛК - принятие Пакта Рериха и Знамени Мира как его официального символа - также стал возможен во многом благодаря сотрудникам Амери канского Отделения[3].

В «Архиве ВЛК» сохранились очерки и статьи Н.К.Рериха на английском языке, затрагивающие разные аспекты деятельности и дальнейшего развития этой организации. Некоторые из них обозначены как официальные Послания Президента. Общее число таких текстов Николая Константиновича - 7. В дальнейшем многие из них вошли в его книгу «Твердыня пламенная» (1933 г.) в качестве отдельного раздела «Культура. Всемирная Лига Культуры».

На 1-м Собрании ВЛК 16 июня 1932 г. Луис Хорш огласил фрагмент при ветствия Николая Константиновича Второй Международной конференции Пакта и Знамени Мира в Брюгге, в котором художник выразил уверенность, что бельгийская конференция «положит начало истинной Лиге Культуры»[4].

I Посланием явился очерк «Всемирная Лига Культуры», написанный 24 июля 1932 г. в Гималаях[5]. В этом Послании Николай Константинович впервые объясняет смысл названия новой мировой организации: «Теперь в продвижении вперёд следующих построений воздвиглась Всемирная Лига Культуры. Это есть то самое сверхобъединительное понятие, перед которым поникают всякие прочие деления, определения и наименования. В слове Лига выражены единение и повсеместная благожелательность. Понятие всемирности не нуждается ни в каких объяснениях, ибо правда одна, красота одна и знание едино, и в этом не может быть никаких словопрений. Также и о слове Культура каждый образованный ум не будет спорить, ибо Великое Служение Свету, утончение и возвышение сердца универсальны. Осуществившаяся долгожданная возможность Всемирной Лиги Культуры сама по себе чрезвычайно показательна».

II Послание - «Приветствия Всемирной Лиге Культуры» - было оглашено Фрэнсис Грант на II-м Собрании ВЛК. Послание датировано 1 сентября 1932 г.[6] В нём Н.К.Рерих писал о том, какие качества должны быть присущи работнику Культуры, и о бессмертности Культуры: «Там, где истоки Культуры, там источники горячи и бьют они из самых недр. Где зародилась Культура, там её уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна». По Рериху, работник Культу ры должен быть:

III Послание «К Всемирной Лиге Культуры» написано также в Гималаях и относится к ноябрю 1932 г.[7] В нём великий мыслитель даёт своеобразный обзор периодических изданий своей второй родины - Индии. Оценивая в целом положительно труд тысяч индийских газет и журналов, Николай Константинович призывает говорить не только о прошлом и не стыдиться достойно говорить о настоящем. В качестве примера актуального дружелюбия и жизненности он называет такой, казалось бы, специальный печатный орган, как «Всеиндийский Торговый Журнал» («All India Trade Magazine»), опубликовавший статью «Культурная миссия современного торговца», с прекрасной цитатой из Гёте в заключении. Также в этом Послании Рерих призвал все общества, институты и комитеты, поддержавшие ВЛК, собрать и дать хотя бы краткий обзор и характеристику прессы и издательств в своих странах, при этом не приковывая особенно внимания к отрицательным явлениям. По его мнению, для развития светлого, позитивного пути ВЛК необходимы такие обзоры, «которые составят ценнейшее собрание движений современной мысли».

Название IV Послания - «К Американской секции Всемирной Лиги Культуры! Приветствия!» - говорит само за себя. Оно написано в Кулу 20 декабря 1932 г. Получив из Нью-Йорка письма от 20 и 24 ноября 1932 г., Николай Константинович узнал, что его избрали Верховным Президентом ВЛК («Supreme President of the World League of Culture»), за что он поблагодарил своих сотрудников, напомнив о высокой миссии Знамени Мира. «Принимая это Президентство, - пишет он, - я вполне осознаю трудность этой задачи. Но я в то же время всем сердцем глубоко чувствую, что никто не вправе оставаться в стороне, когда его зовут под Знамя Культуры. В числе обязанностей человечества одной из наивысших и самой священной является культурная работа. Мы обязаны призывать к этому с великой духовной радостью». В заключении своего Послания он упоминает, что по пути в Нью-Йорк намерен организовать Отделения ВЛК в нескольких странах. При этом отмечает, что все суще ствующие Рериховские общества должны автоматически стать Отделениями этой организации, по примеру Латвийского Рериховского общества, которое в полном составе уже объявило себя Латвийским Отделением ВЛК.

V Послание - это статья «Град светлый», известная по книге «Твердыня пламенная» (1933 г.)[8]. В этом Послании Николай Константинович впервые сообщает о четырёх братствах, ведущих к «Светлому граду на чистом озере». С понятием братств Светлого града в традициях разных народов он соотносит «светлую панацею» Культуры:

О братствах Светлого града Рериху поведал православный монах Алексий. И вновь его мысль устремилась к созиданию будущей Всемирной Лиги Культуры, в основе которой лежит всё та же идея всечеловеческого Братства. Этой же идеей пронизаны заповеди книг Учения Живой Этики, одну из которых, «Мир Огненный», Николай Константинович цитирует в этом Президентском Послании.

В статье «Обмен» (1933 г.), также сохранившейся в «Архиве ВЛК», Николай Константинович пишет о человеческом труде как «истинной ценности», «неизменной величине в человеческих соотношениях, если труд будет понимаем во всём его мощном творчестве». Из его оценок следует, что профессиональные союзы трудящихся самых разных областей могут быть приветствованы в качестве коллективных членов ВЛК: «Обмен труда, повышение качества работы и сердечная кооперация должны быть неотложно поощряемы Всемирной Лигой Культуры»[9].

Начиная с VI-го, Послания Н.К.Рериха, адресованные ВЛК, называются «Президентскими».

VI Послание - это статья «Боль планеты», написанная в Гималаях 24 марта 1933 г. Здесь Николай Константинович подробно осветил в истори ческом и современном контексте вопросы соединённой охраны культурного и природного наследия. Он перечислил следующие угрозы природе:

Заключил своё Послание Николай Константинович следующим призывом: «Понимание жизни как самоусовершенствования во благо народное сложится там, где твёрдо почитание Природы. Потому Лига Культуры среди основной просветительной работы должна всеми силами истолковывать разумное отношение к Природе как источнику жизнерадостного труда, мудрой радости, непрестанного познавания и творчества».

Наконец, VII Послание к ВЛК - это эссе «Учительство», датированное апрелем 1933 г.[10] Указано место написания - Институт гималайских исследований «Урусвати», что, видимо, дополнительно подчёркивает общеобразовательное и педагогическое значение этого Послания, в котором Николай Константинович подробно остановился на проблемах современного образования и воспитания молодёжи и вспомнил свой опыт учительства, когда он около 20 лет стоял во главе образовательного учреждения в Санкт-Петербурге. По его мнению, главными задачами любого правительства и любого общества в сфере образо вания должны быть:

Мысли, высказанные видным педагогом-просветителем более 70 лет назад, звучат так, как будто они произнесены сегодня, в дни, когда мы вновь и вновь вспоминаем о «нематериальном» культурном наследии, к которому следует отнести и институт учительства: «Охранение основ образования должно быть первейшим условием Лиги Культуры. Без заботы об образовании само сущест вование Лиги Культуры бесцельно. Объединяться можно во имя знания, во имя прекрасного, во имя сердечного сотрудничества. Потому следует просить всех членов Лиги, чтобы каждый в своей деятельности, каждый в своём поле обратил самое сердечное внимание на положение дела образования».

Несомненно, Всемирную Лигу Культуры ждёт возрождение, особенно на фоне кризиса современной Всемирной Лиги Наций - ООН - и всех без исключения международных политических организаций. За «Рериховским» этапом существования (тридцатые годы XX в.) должен последовать «Российский» - современный этап ВЛК. Именно Россия, уже давшая такое прекрасное продолжение идей Пакта Рериха, как «Декларация Прав Культуры» академика Д.С.Лихачёва, может возглавить мировую культурную экспансию. Именно Россия может выступить с мировыми инициативами по защите культурных ценностей. И тогда наступит то самое Светлое Будущее, которое провидел Н.К.Рерих, первый Верховный Президент учреждённой в 1931 г. Всемирной Лиги Культуры. И Лига Культуры вступит, наконец, в основной этап своего вечно актуального существования - в по-настоящему Всемирный этап.

И последнее. Не позабудем слова Николая Константиновича, опубликованные им в 1933 г. в книге «Твердыня пламенная»: «Когда мы инкорпорировали Учреждение Лига Культуры, трудно было предусмотреть, как двинется эта организация. Но поднялось Знамя Мира: осозналось, что это Знамя нужно не только во время войны, но ещё более повседневно. И безотчётно, стихийно связалось понятие Знамени этого с представлением о Лиге Культуры». Именно, расцвет мировой культуры приблизится, если человечество примет Знамя Мира. Без него в наши дни не может быть и речи о действенной охране культурных сокровищ. И это на сегодняшний день оказывается самой трудной, но и самой насущной задачей.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Использованная литература

___________________________

[1] Об этом моменте сам Н.К.Рерих писал так: «Мой план, представленный нашим Музеем, был обработан согласно кодексу Международного Права доктором Международного Права и Политических Наук Парижского Университета, лектором Института Международных Наук Г.Г.Шклявером, по совещании с профессором Альбертом Жоффр де ла Прадель, членом Гаагского Мирного Суда, вице-президентом Института Международного Права и членом Факультета Сорбонны. Оба состоят почётными советниками нашего Музея» (Рерих Н.К. Знамя Мира. Нью-Йорк. Март 1930 г. // Держава света. Священный дозор. Рига, 1992. С. 68-69).

[2] Имеется в виду Сергей Борисович Крылов (1 (13) января 1888, Санкт-Петербург - 24 ноября 1958 г., Москва), советский учёный в области международного права, дипломат, доктор юридических наук (1930), профессор (1938). Член КПСС с 1946 г. На преподавательской работе в 1918-1958 гг. (профессор ЛГУ, Высшей дипломатической школы, Ака демии общественных наук при ЦК КПСС и др.). Автор исследований по истории создания ООН, по воздушному праву, по международному частному и публичному праву. В 1946- 1952 гг. член Международного суда ООН от СССР. Участвовал в международных совещаниях и на конференциях по выработке Устава ООН в Думбартон-Оксе и Сан-Франциско.

[3] Согласно «Архиву ВЛК», список должностных лиц Американского Отделения ВЛК был таков: Теофил Шнейдер (президент), Генри Дж. Форман (вице-президент), Джон О'Хара Госгрэйв (вице-президент), Леон Дабо (вице-президент), Павел Р. Радосавлевич (вице-президент), Джозеф Кемпбелл (вице-президент), Катрин С. Кемпбелл (секретарь, в последствии вице-президент), Чарльз Флейшер (казначей), Ингеборг Фричи (секретарь). В Испол нительный Совет Американского Отделения ВЛК входили: Нетти С. Хорш, Луис Л. Хорш, Эстер Лихтман, М.М. Лихтман, З.Г. Лихтман (в дальнейшем - Фосдик), Сидней Ньюбер гер, Фрэнсис Р. Грант, Елена Зейдель, Эрл Шрэк, Берта Кунц-Бейкер, Давид Грант, Джесс О. Шнейдер. Своё членство в ВЛК подтвердили: Лео Г. Штерн, Майлс Дж. Велч, Мартин Липпман, Элла Мейер, Ли Велч, Генри Г. Кемпбелл, Дора Фричи, Вильям Майнер, Эберхарт Риес, Эдит Пфайфер, Фред Пфайфер, Эмми Велч.

[4] Здесь и далее документы из «Архива ВЛК» даются в переводе М.А.Рыстовой при участии В.Л.Мельникова.

[5] Русский вариант очерка был издан в 1933 г. под названием «Культура - сотрудничество»: Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига, 1991. С. 65-66.

[6] Русский вариант издан тогда же под названием «Культура - почитание Света»: Ре рих Н.К. Указ. соч. С. 63-64.

[7] Русский вариант издан тогда же под названием «Слово Индии»: Рерих Н.К. Указ. соч. С. 67-69.

[8] Русский вариант издан тогда же: Рерих Н.К. Указ. соч. С. 70-73.

[9] Русский вариант издан тогда же: Рерих Н.К. Указ. соч. С. 73-76.

[10] Русский вариант издан тогда же: Рерих Н.К. Указ. соч. С. 81-86.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

26 дата публикации: 01.06.2006