Владимир Кузин,
г.Владимир

КТО ВИНОВАТ В НАШИХ БЕДАХ?

Недавно наблюдал сцену, типичную для нашего времени. Один из верующих публично посылал гневные слова в адрес нынешних “ жидо-масонских“ правителей России - “губителей русского народа“, “спаивающих“ его водкой, прививающих молодому поколению с помощью западных фильмов “культ насилия и разврата” и т.д. Хочу высказать по этому поводу своё мнение.

Безусловно, то, что происходит сейчас в нашей стране, иначе как духовной агрессией не назовёшь. Однако тем, кто во всех бедах и напастях склонен винить “недругов”, Святые Отцы и некоторые православные философы рекомендуют обратиться к событиям, последовавшим сразу после грехопадения первых людей.

Из Священного Писания известно, что Адам, вместо того, чтобы раскаяться в неисполнении Божией заповеди, всю вину за свой грех сваливает на соблазнившую его жену; а та, в свою очередь, на змея, её “обольстившего”. То есть попытка объяснить свой греховный поступок не отсутствием силы воли в борьбе с искушением, а происками “врага” – имели уже наши прародители; и будущие поколения людей, включая нас, полностью унаследовали эту черту характера. Стоит ли удивляться тому, что Всевышний и по сей день “проклинает” Землю, – в том числе, и Россию – наводнениями, землетрясениями, неустройствами и т.д.

Чтобы нам, современным людям, перестать повторять трагическую ошибку первых людей, необходимо уяснить себе следующее. Если бы Господь желал избавить народы всей планеты (а не только нашу страну) от “растлителей”, Он давно бы это сделал. Однако, как видим, этого не происходит. И, уверен, не произойдёт до конца мировой истории. Ибо, по мнению Святых Отцов, после грехопадения первых людей соблазны и искушения являются эффективным лекарством для наших больных душ, единственным средством спасения (которое, конечно же, нужно уметь правильно использовать, чтобы не было, наоборот, вреда). Ведь цель существования человека на Земле – не в создании им условий для спокойной и размеренной жизни, без потрясений и невзгод, а в его духовном совершенствовании (“Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный” (Евангелие от Матфея, гл. 5, стих 48)), которое абсолютно невозможно без постоянной внутренней борьбы и работе над собой. А разве мы можем осуществить свободный выбор между нравственной чистотой и грязью, если этой “грязи” вокруг нет? Или выработать отвращение ко злу при его отсутствии? Вряд ли. В этом случае мы попросту впадём в “духовную спячку”. Или, по словам православного философа Ильина, в “никчемную” и “пошлую” жизнь, оставшись в своём духовно-нравственном развитии на уровне животного. И сам Господь сказал, что “надобно прийти соблазнам” (Ев. от Матфея, гл. 18, ст. 7), и что спасён будет не тот, кто очистит Землю от “врагов”, а лишь “претерпевший” от них “до конца” (Ев. от Матфея, гл. 10, ст. 22) - то есть не только не отрёкшийся от Христа и Его заповедей, но и не впустивший соблазн в своё сердце.

А теперь признаемся самим себе, только честно: справились мы с этой задачей?

Ни один развратный фильм не принёс бы его создателям прибыли, не пользуйся он спросом. В этом случае его бы попросту сняли с проката. Однако боевики, эротика и прочая мерзость демонстрируются практически ежедневно по всем каналам телевидения. А кассеты с подобными фильмами занимают одно из видных мест в видеосалонах. Аналогично можно сказать об алкогольной продукции, заполнившей прилавки наших магазинов, о наркотической рок-музыке. И т.д. и т.п. Иными словами, “запретный плод” оказался для нашего народа очень сладок. А это означает, что даже если изгнать из страны всех до одного “соблазнителей” с их продукцией, то сердца многих русских людей всё равно останутся СКЛОННЫМИ КО ГРЕХУ! Только тогда они об этом знать не будут, и станут думать о своём морально-нравственном облике ложно. Вот почему “ жидо-масоны” и “развратители” допущены Божием промыслом в нашу страну – чтобы показать нам, как в зеркале, что мы из себя представляем НА САМОМ ДЕЛЕ!

Кроме того, из Священного Писания известно, что своих “внешних врагов” нам не одолеть НИКОГДА. Для осознания этого факта достаточно вспомнить Божий “прогноз” о конце мировой истории. Зло на Земле сильнее и в конечном счёте победит, поскольку, как пишет диакон Андрей Кураев, использует в своей борьбе такие изощрённые и эффективные методы, которые добро использовать не может, не переставая быть добром. Земная история закончится воцарением антихриста как мирового зла, и помешать этому человек не в силах. “Не покусись немощною рукою своею остановить всеобщее отступление”, - предупреждает нас Игнатий Брянчанинов. Кроме того, по мнению того же Андрея Кураева, “борясь со злом, можно заболеть им же”. То есть впустить в себя беса (гневом, озлобленностью), чтобы с его помощью победить другого (в лице тех же “масонов”). В этом случае мы явно уподобимся “врагам рода человеческого”, и дьявол будет торжествовать.

Не потому ли Христос завещал нам: “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас” (Евангелие от Матфея, гл. 5, стих 44). И даже будучи распятым на Голгофском кресте, Он воззвал к Небесному Отцу:

- Отче, ПРОСТИ ИМ, ибо не ведают, что творят (евангелие от Луки, гл.23, стих 34).

Братья и сёстры! Давайте последуем примеру Спасителя и станем вести брань с врагом не “внешним”, попущенным Господом находиться рядом с нами ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА, а “внутренним” – с греховными помыслами и желаниями, в том числе, и исходящими от “соблазнителей”. Дабы сердца наши, по словам Святых Отцов, “переплавившись в горниле испытаний и очистившись как злато”, воссияли в Небесном Царствии вместе со святыми угодниками Божиими…

ПРИГОВОР

Как-то в одной из центральных газет я прочёл заметку об избиении и изнасиловании несовершеннолетней девушки своими одноклассниками. Вкратце история случившегося такова (поступки “фигурантов” и их реплики взяты корреспондентом из материалов судебного заседания).

Трое молодых людей и две девушки собрались на квартире у своего школьного товарища, чтобы “весело провести время”. Накупили лимонада, пирожных и прочей снеди. Но, как часто бывает в таких случаях, ребят потянуло на “что покрепче”. Предложили рюмочку и Насте (которая стала их одноклассницей совсем недавно: она с родителями переехала из другого города). Та вежливо отказалась. Ребята рассмеялись, пристыдили её – мол, “отстала ты от жизни”, “не сечёшь кайф” и прочее. И продолжили “расслабляться” – пить, “резаться в очко”, “травить” анекдоты и танцевать под рок-музыку… А когда все средства “развеять скуку” оказались исчерпаны, подростки снова обратили внимание на свою “скромницу”, сидевшую в уголке на стуле и листавшую журнал. Начали к ней “придираться” – мол, объясни нам, почему ты не пьёшь, не куришь, в “картишки” с нами не “перекинешься”. “Ты, часом, не баптистка?” – спросил её “заводила” компании и хозяин квартиры Игорь. Девушка не скрыла, что она прихожанка православного храма. “О-о! – у ребят загорелись глаза. – Ну-ка, покажи нам, как ты крестишься… ну-ка, встань на колени”…

Настя сначала охотно принялась рассказывать своим новым друзьям о вере, о Боге… Но вскоре поняла, что ребята просто над ней “потешаются”. И замолчала.

Наконец, после всех насмешек и “приколов” Игорь поднёс к её губам рюмку водки:

- Ты разок попробуй, а после сама захочешь…

А на решительный отказ девушки уже приказным тоном сказал:

- Пей!..

Увидев “мутные” глаза парня, Настя поняла, что тот не остановится ни перед чем, чтобы осуществить задуманное. Она быстро встала и направилась к двери. Однако путь ей преградили два молодых человека… После чего они схватили её за руки, и Игорь начал вливать Насте в рот спиртное. Другая девушка попыталась “образумить” своих друзей; но те отмахивались от неё, как от назойливой мухи. Вскоре она покинула квартиру и потому в дальнейших событиях не участвовала… А Настю “разгорячённые” одноклассники принялись сначала избивать (приговаривая, “святоша”… “выпить с нами брезгует”…); затем всячески унижать её; и, наконец, изнасиловали… А когда разбрелись по домам, оставшийся один на один с несчастной девушкой Игорь ещё некоторое время “порезвился” со своей “подругой” (подпалил ей волосы и брови – чтоб не “выпендривалась”); и на этом всё закончилось…

Родители Насти заявили в милицию, и эта история получила огласку…

Так вот, более всего меня в той статье поразил факт, что она была преподнесена читателям как обычное криминальное происшествие. В основном смаковались подробности самой истории (видимо, для интриги), а вот серьёзных психологических выводов из случившегося авторами сделано не было. И очень напрасно.

Но прежде, чем изложить свою версию причины происшедшего, хочу ознакомить читателей ещё с двумя поучительными сюжетами, которые, на мой взгляд, её подтверждают.

Первый. В нашем городе проживает бабушка (и таких, к счастью, немало), которая каждое утро подходит к одному из подвальных окошек (я несколько раз был тому свидетелем), наклоняется к нему и произносит: “Кс-кс…” И на её голос из этого окна появляются несколько кошачьих мордочек. Смешно поводя усиками, животные принюхиваются… наконец, выбегают из своего укрытия и начинают тереться о ноги старушки. Та наливает в миски молоко и крошит в них сосиски или яйца. А когда котята принимаются за угощение, бабушка с умилением на них смотрит… И в этом же самом доме живёт пожилой мужчина (как я слышал от его соседей, “бывший начальник”) , который – тоже ежедневно – этой старушке пакостит. То разбросает миски по сторонам, то завалит подвальное окошко кирпичами… А самой бабушке (со слов жильцов дома) иногда вослед произнесёт такое, отчего, как говорится, “уши вянут”. И обосновывает он свои слова и поступки отнюдь не заботой о “чистоте двора” (приверженцами которой часто выставляют себя те, кто отказывает бездомным животным в праве на жизнь), а тем, что эта “старая кляча” вздумала “корчить из себя” “благодетеля”…

И второй сюжет, который я наблюдал лично.

В переполненный троллейбус вошёл сутулый (с искривлённым позвоночником) мужчина. И, видимо, не успел вовремя ухватиться за поручень – машина тронулась; и бедолага, потеряв равновесие, наступил на ногу одной из пассажирок. Сразу перед ней извинился. И тут же услышал в ответ: “Ещё “извините”… Урод… Строит из себя…”

Привожу я эти истории потому, что их объединяет СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВАЯ психологическая подоплёка, которая относится отнюдь не к социально-нравственной (как полагают иные журналисты и писатели), а исключительно к ДУХОВНОЙ сфере человеческой жизни. И до тех пор, пока мы это не осознаем и не отнесёмся к подобному со всей серьёзностью, каждый из нас рискует в любую минуту оказаться жертвой “немотивированных преступных действий” (термин представителей МВД), коими ныне так изобилует наша жизнь.

Конечно, подобные случаи должны стать объектами глубокого и всестороннего анализа со стороны не только правоохранительных органов и СМИ, но в первую очередь педагогов и психологов – и обязательно в тесном сотрудничестве с духовенством. Я хочу лишь кратко высказать по этому поводу своё личное мнение – с позиции христианина.

Вначале сошлюсь на состоявшуюся в конце ноября 2005 года в Москве международную богословскую конференцию на тему “Эсхатологическое учение Церкви” (проще говоря, учение о конечных судьбах мира и человека), в которой приняли участие теологи Греции, Франции, США, Австралии, Германии, Италии, Румынии, Австрии и России. Так вот на этом представительном форуме было во всеуслышание заявлено о проблеме, которую я обозначил выше. Оказывается, великие подвижники христианства уже давно предвидели одну из характерных особенностей духовного склада человека будущих времён. Например, ещё святой Антоний Великий предупреждал: “Наступят времена, когда люди будут безумствовать и, если увидят кого не безумствующим, ВОССТАНУТ НА НЕГО…” (“Труд”, № 920 (24902), стр. 6). Тот факт, что это время “наступило”, подтверждают слова старца Паисия, нашего современника: “Хуже всего то, что нынешние люди, повально увлекаясь грехом и видя, что кто-то не следует духу времени…, называют его “ОТСТАЛЫМ”, “РЕТРОГРАДОМ”. Таких людей ЗАДЕВАЕТ, если кто-то не грешит” (там же).

Это было сказано Святыми. То есть людьми, которые за свою благочестивую жизнь получили от Бога великие дарования - способность не только исцелять людей и творить чудеса, но также проникать в глубинные тайники человеческих сердец.

Так кто же они, “повально увлекающиеся грехом”? Согласно высказываниям Святых Отцов, в основном это люди, живущие подобно животным – то есть исключительно ради удовлетворения своих телесных и очень примитивных душевных потребностей, не имеющие в себе ничего, кроме “похоти плоти, прелести очес и гордости житейской”. А “задевают” их те, кто, несмотря на обилие духовной грязи вокруг - как раз и являющейся следствием морально-нравственной деятельности господствующих ныне “скотоподобных” (термин грузинского режиссёра Тенгиза Абуладзе), - сохранил в своём сердце чистоту, скромность, любовь ко всему живому и ощущение красоты и гармонии мира. Причём, как видим, не просто “задевают”, а вызывают лютую ненависть! Ибо на фоне только таких людей “отморозки” чувствуют свою ДУХОВНУЮ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ; именно “чистые сердцем” убедительно доказывают НИЧТОЖНОСТЬ идеалов эгоистов и сластолюбцев, открывают им глаза на ПУСТОТУ И НИКЧЕМНОСТЬ их прожитых дней, если не на БЕССМЫСЛЕННОСТЬ их появления на свет вообще…

А потому я уверен, что тот пожилой мужчина, заметив возле подвального окна не старушку, кормящую котят, а, скажем, пацана, целившего в них из рогатки, вежливо бы с ним поздоровался. Если бы в троллейбусе кто-то, наступив на ногу той женщине, не извинился бы перед ней, а произнёс что-нибудь типа “раскорячилась тут, как корова”, она явно почувствовала бы себя “в своей тарелке” и успокоилась. Наконец, выпей Настя предложенную ей рюмку водки, спляши со своими “друзьями” и ляпни на всю квартиру какое-нибудь неприличное слово, - всё для неё закончилось бы благополучно. Поскольку подростки “приговорили” девушку вовсе не потому, что внезапно захотели “оттянуться со вкусом” и нашли для этой цели “козла отпущения” (как эту историю интерпретировала пресса), - а на том простом основании, что несколькими минутами ранее своим поведением Настя сама вынесла им страшный, невыносимый и убийственный для их самолюбия приговор…

ПОЗНАНИЕ ХРИСТИАНСТВА - ПУТЬ РАЗУМА ИЛИ СЕРДЦА?

Очень часто приходится слышать от людей, стремящихся познать Бога, различного рода споры о преимуществах той или иной религии над другими, о “сущности” Творца, Его “свойствах”, о “тайне искупления” человечества Иисусом Христом и т.д. и т.п. Честно говоря, и я начинал свой путь к вере с подобных дискуссий, придавая им немалое значение. Пока со мной не произошло следующее.

Однажды я возвращался от своего приятеля с шумного новогоднего застолья. Слегка пошатывался, да ещё метель закружила не на шутку (а дул холодный северный ветер!). Вокруг – ни души… И вдруг слева от себя услышал тоненький писк. Оглянулся… И сквозь пургу еле разглядел прижавшегося к закрытому киоску “ Роспечати” маленького белого котёнка с тёмной полоской на подбородке. Было ему, наверное, месяца полтора-два от роду… Голова моя раскалывалась, хотелось поскорее выпить таблетку цитрамона и завалиться в постель. И я даже не замедлил шага… Однако через минуту остановился. И, немного постояв, возвратился к киоску. Зверёныш подбежал ко мне, не переставая громко пищать. “Беги скорее домой, - говорю ему. - Иначе замёрзнешь…” Котёнок продолжал смотреть на меня и мяукать. Снег залепил ему почти всю мордочку и спинку. “Потерялся”, – подумал я, наклонился к бедолаге, неуклюже взял его за шкирку, а другой рукой принялся стряхивать с него снег. Затем сунул зверёныша под меховую куртку, решив отнести его в тёплое местечко. Оглянулся. До ближайшей пятиэтажки было метров двести, да ещё надо в нетрезвом состоянии перейти проезжую часть. Решил не рисковать, а идти прямо по тротуару, пока не набреду на какое-нибудь жильё. Однако по этой стороне дороги были одни закрытые на праздники магазины.

Пока ковылял по опустевшей улице, несколько раз, поскользнувшись, чуть не упал. “Вот заботу нашёл! - разозлился на самого себя. – И вообще, надо было вызвать такси… Сейчас бы уже сидел в тепле, попивал чаёк…”

Чувствую, котёнок притих. “Пригрелся”, - думаю.

Вскоре набрёл на двухэтажный кирпичный дом. Вошёл в первый же подъезд и положил четвероногого малыша под батарею. Сам погрел об неё руки… “Ну, счастливо, пострел”, - подмигнул ему и направился к выходу. Но котёнок опрометью кинулся за мной, опять громко запищав. “Куда ты на мороз! – кричу на него. – С ума спятил?!” Тот задрал свою чёрно-белую мордочку и, глядя мне прямо в глаза, продолжал жалобно мяукать. “Голодный, что ли?” – думаю. Пожал плечами: - “Ничего у меня нет...”

И вдруг будто вспышка молнии во мне, так и осветила весь вчерашний день: на столе – аккуратно нарезанные ломтики полукопчёной колбасы, говяжьей ветчины, буженины, голландского сыра; а ещё – куриные окорочка, бутерброды с маслом и красной икрой, жареные карасики с хрустящей корочкой и прочее, прочее… И всё только для того, чтобы “расслабиться”, “оттянуться со вкусом”, обожраться до икоты… А дальше - “потравить” похабные анекдоты, “перемыть” дружкам-приятелям “косточки”, покривляться в пляске под оглушающую рок-музыку с пошлыми словами… И в итоге с опустошённой душой завалиться спать, чтобы на следующий день продолжить кутёж у кого-нибудь ещё… А как бы сейчас этому несчастному зверёнышу пригодились хотя бы несколько кусочков колбасы или одна отварная сосиска, коими мы вчера буквально давились!.. А сколько, подумалось мне, таких же котят и щенков умирают от голода в грязных и холодных подвалах, на чердаках домов, а то и прямо на улицах – ведь я слышал о подобном не раз! А людей! Этих просящих милостыню старушек, живущих впроголодь на нищенские пенсии; ковыряющихся в помойках лохматых бомжей в грязной рваной одежонке и, как правило, с жуткими болячками и ссадинами на ногах; или тощих беспризорных мальчишек и девчонок, ночующих в канализационных “теплушках”! Так почему же, видя этих бедолаг, я спокойно проходил мимо них? Почему воспринимал происходящее только как интересную “иллюстрацию” к познанию “морально-нравственного облика современной России”, в качестве прекрасного материала для университетских курсовых работ, не более? Да ведь надо иметь вместо сердца камень, чтобы преспокойно жить среди всех этих скорбей и страданий! И не просто жить, а ещё и продолжать “отводить душу”, устраивать пирушки, предаваться веселью. Страшно подумать, сколько за все эти годы я потратил денег на такие вот забавы (а зарабатывал я в девяностые годы неплохо)! Скольким нищим, калекам, детишкам, тем же котятам, щенкам, замерзающим зимой голубям и синицам я бы мог помочь! Хоть на миг вернув им радость жизни и веру в людское милосердие!

Тогда я ещё не был воцерковлен, а “вера” моя сводилась к работе интеллекта. Я стремился понять её разумом, практически никаких “волнений сердца” не испытывая. И потому всё открывшееся мне в тот миг было как удар обухом по голове. Я моментально схватил плачущего котёнка, сунул его опять под куртку и, почти протрезвевший, вышел из подъезда.

И вдруг почувствовал частое-частое биение сердечка этого крохотного существа! Очевидно, котёнок боялся потерять это тепло, эту “благодать”, быть снова выброшенным на мороз! Оторванный от своей мамки, он сейчас нуждался в человеке! Который стал теперь его единственной надеждой на спасение! Он с такой силой вцепился своими маленькими коготками в мой свитер, что, я думаю, оторвать его от себя в тот момент было почти невозможно… А когда несколько минут спустя я погладил четвероногого малыша по головке, он лизнул мою ладонь! Верите ли, это для меня, человека довольно прагматичного и чуждого проявлению “телячьих нежностей”, было просто неожиданным. По моим щекам покатились слёзы… а ещё через мгновение у меня (как я понял позднее, уже придя к христианству) впервые в жизни вырвались слова покаяния:

- Какая же я свинья!

И вместе с тем я внезапно почувствовал в своей душе неизреченную радость; ибо мне открылось то, что до этого я безуспешно пытался постичь на протяжении многих лет (потому что, повторяю, искал не сердцем, а умом!) – для чего человеку стоит на Земле жить. Да только затем, чтобы быть КОМУ-ТО НУЖНЫМ, ТВОРИТЬ ДОБРО, НЕСТИ ОКРУЖАЮЩИМ РАДОСТЬ И СЧАСТЬЕ. Жизнь исключительно ради удовлетворения своих (чаще всего “желудочных”) потребностей не просто ЛИШЕНА ВСЯКОГО СМЫСЛА, она МЕРЗКА И ОТВРАТИТЕЛЬНА! Ибо это жизнь скота, душа во время такого “существования” постепенно умирает.

Вот так вроде бы обычный случай помог мне, во-первых, познать своё низкое нравственное состояние на тот момент, и во-вторых, заложить начало пониманию бескорыстной, жертвенной Любви, лежащей в основе великой, прекрасной и подлинно спасительной религии - христианства. Ведь не так ли, как я того котёнка, и Христос готов каждого из нас прижать к своей груди и пронести сквозь бурю дьявольских искушений и невзгод до Своей Обители! Просто так! Ни за что! По одной лишь жалости к нам, несмышлёным и беспризорным (в духовном смысле), кои потеряли своего доброго “Хозяина” или сознательно от Него сбежали, соблазнившись своеволием и “свободой” – как оказалось, такими обманчивыми и опасными! От нас требуется только обращение к Нему, своего рода крик о помощи, и желание полностью Ему довериться.

И ещё мне стало ясно: познать Бога, Его “природу”, а также смысл земных страданий и крестной смерти Спасителя никакими доводами разума и логическими выкладками невозможно в принципе. Для этого необходимо, во-первых, осознать, в какой духовной грязи ты находишься, и начать от неё “отмываться” (Священное Писание говорит об этом однозначно: “Блаженны ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ, ибо они БОГА УЗРЯТ” ( Матф., 5, 8)); и, во-вторых, не только изучать поступки Христа во время Его земной жизни и “разбирать по полочкам” Его учение, но главное – попытаться ощутить в своём сердце хотя бы малую частицу той великой Любви к нам, которая явилась ПРИЧИНОЙ этих поступков и наставлений. Лишь в этом случае Творец откроется человеку во всём своём величии, мудрости и красоте – да такой, что человек, удостоившийся подобного, к своей прежней (животной и эгоистичной) жизни не захочет возвращаться уже НИКОГДА!

P.S. Приглашаю всех желающих посетить Православную Публичную Библиотеку (г.Владимир), в которой, во-первых, можно взять на дом духовную литературу и видеокассеты; и во-вторых, присутствовать на лекциях и беседах со священниками, преподавателями или семинаристами, задать им волнующие вас вопросы. Беседы проводятся каждую среду (кроме дней, предшествующих большим Церковным праздникам). Помещение библиотеки расположено на Вокзальном Спуске, в здании магазина “Продукты”, на втором этаже. Тел.: 32-49-70. Если по нему ответят, что библиотека выехала (в скором времени возможен её переезд), позвоните: 36-15-26, спросить Владимира Ильича.

 

Ваши комментарии к этой статье

 

25 дата публикации: 01.03.2006