Николай Атаманенко,

г.Белгород

 

Культура взаимоотношений основана на человечности, красоте и знаниях

 

"… можем просить человечество - будьте лучше и не грязните волны прекрасного Света".

/Озарение 2. IX.7/

 

Для улучшения качества нашей жизни сейчас очень нужно вспомнить о культуре, культуре взаимоотношений.

 

***

 

Основы Культуры взаимоотношений

 

Основы всегда полезно повторить, тем более, основы Культуры, основы культуры взаимоотношений. Понятие Культуры – всеобъемлющее и всеобъединяющее понятие и действенная сила. Культура, несомненно, относится к духовной жизни человека. Каждый подходит к культуре своим путём, кто через искусство, кто через науку, кто через философию или религию.

Попытаемся поглубже разобраться с некоторыми основами культуры взаимоотношений.

 

Начнём со следующего вопроса: что же такое культура?

 

Вот возможные варианты ответов:

1) это синтез науки, искусства и философии (религии);

2) мост между материальным и духовным миром;

3) культура – это сочетание слов «Культ» и «Ура», это «Почитание Света», так как, культ – есть друидское слово «почитание», Ур – восточное «корень света».

4) это «Оружие Света», как часто писал об этом в своих некоторых статьях Николай Рерих;

5) это единственное средство, способное бережно и без насилия возвысить сознание человека, сознание общества;

6) это мощнейшая духовная сила (причём, обоюдоострая, она ранит, если относится к ней небрежно).

 

 

Что же такое «взаимоотношения» и «отношения»?

 По толковому словарю С.И.Ожегова находим, что «взаимоотношения» это:

«Взаимные отношения между кем-чем-нибудь. Нормальные взаимоотношения. Взаимоотношения в семье».

 

А что же такое отношения? Согласно того же словаря:

«1. см. отнестись и относиться.

2. Взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем-чем-н. Между двумя событиями обнаруживается определённое о. Не иметь отношения к чему-н. (никак не относится). О. между двумя величинами.

3. В математике: частное, получаемое от деления одного числа на другое, а также запись соответствующего действия. Равенство двух отношений.

4. мн. Связь между кем-н., возникающая при общении, контактах. Отношения между людьми. Дружеские отношения. Деловые отношения. Международные отношения. Дипломатические отношения.

5. Официальная бумага, документ. Отношения из министерства. В отношении каком - с точки зрения, в смысле. В этом отношении я согласен с ним. Во всех отношениях - со всех точек зрения, с любой стороны. Интересен во всех отношениях. В отношении кого-чего, предлог срод. п. - относительно, касательно, насчёт кого-чего-н. Справедлив в отношении подчинённых. В отношении к кому-чему, предлог с дат. п. - то же, что в отношении кого-чего-н. Строг в отношении к ученикам. По отношению к кому-чему, предлог с дат. п. - то же, что в отношении кого-чего-н. Добр по отношению к товарищам».

 

Итак, «отношение» - это связь, взаимоотношения – это взаимосвязь. Оттенок смысла тонкий, но он характеризует точку зрения на отношения между людьми - или личная, или совместная оценка. Взаимность – может быть дружбой или неприязнью, любовью или ненавистью.

 

Отношения между людьми складываются в жизни из впечатлений, получаемых от слова, жеста, поступка и, более того, - мысли. Особенности нашего общения таковы, что все впечатления друг о друге мы получаем от взаимных мыслей, облечённых в форму жестов, речи, поступков, писем. И всё остальное суждение о человеке, бывает, происходит только от этих некоторых скупых представлений. Трудно, конечно, но можно распознать сущность человека и по этим проявлениям. Некоторые мысли собеседников могут быть, как свет ясного солнышка, а некоторые – как волки, ибо так и норовят «укусить собеседника». Кроме смысла и стиля сообщений (поступка, жеста и пр.) играют роль и наши пристрастия – кто-то привык общаться краткими фразами, кто-то – более длинными речами. Кто-то привык воспринимать лишь краткую и чёткую мысль, другим нужно обстоятельное разъяснение. Всё это нужно учитывать индивидуально.

Каждая мысль о человеке может быть светлой или тёмной. Думая о каком то человеке, мы образуем с ним мысленную связь, хотим мы этого или не хотим. Этой думой образуется мысленная нить (иначе говоря, сверхтонкий материальный канал связи). И каждая последующая мысль, слово, поступок наполняет этот канал связи энергией определённого качества. Если мысль низкого качества, - то мы стремимся закрыться от этого человека, ограничить яд воспринимаемой мысли, нас подсознательно отталкивает от него.

Если качество светлое, то нас тянет к этому человеку, и мы сами до конца не понимаем почему. Связь со светлой сущностью – светлая, связь с учителем – наполнена энергией светлого серебристого цвета. Это есть серебряная нить, связывающая сердце ученика с сердцем учителя. Сердце учителя связано нитью с сердцем его учителя. Образуется сеть таких нитей, идущих к Высшему Духу. Не зря в Живой Этике говорится: берегите серебряную нить.

 

С учётом вышесказанного, понятие «культура взаимоотношений» есть составное понятие, и оно может означать – «почитание светлых взаимоотношений», «мост света во взаимоотношениях» и т.д.

Можно задаться вопросом: а в какой сфере нашей жизни культура имеет наибольшее значение? Поразмышляв, мы, несомненно, поймём следующее.

Культура способна одухотворить своим светом любую сферу человеческой деятельности, наполнить их смыслом и значением прекрасной и лучшей жизни. В наше тяжёлое и сложное время Культура может явится панацеей для выхода человечества и планеты из череды кризисов – экономических, социальных, научных, экологически, техногенных и пр. Она сможет сделать то, что не смогли осуществить её отдельные части – религиозные и социальные революции, научно-технический прогресс цивилизации, проблески гениев науки и искусства.

 

В чём состоит главное основание культуры (а, следовательно, и культуры взаимоотношений)? Вот, что писал об этом Николай Рерих:

«Часто повторяем наш основной девиз: искусство и наука являются устоями грядущей эволюции». /Н.Рерих «Созидательная работа», Париж. 21 июня 1930 г./

«Мы настаиваем, что Красота и Знание являются основами всей культуры и именно они меняют всю историю человечества. Это не мечтание. Мы можем проследить это от первых страниц истории. Несомненные факты говорят нам, как от первобытных времён весь прогресс, все счастье, все просвещение человечества слагалось красотою и знанием». /Н.Рерих "Сокровище дома", 1930/

 

Итак, друзья, запомним: Красота и Знание – основа Культуры. Этим путями творится культура.

В чём состоит основание истинных взаимоотношений? Что лежит в основе истинной культуры взаимоотношений? Лучше Елены Ивановны Рерих, пожалуй, не сказать: «Искренность и простота - два мощных магнита и основы великого творчества отношений между людьми. Мало кто осознаёт всю важность этого творчества, на котором зиждутся все построения, вся эволюция! Это забытое искусство, требующее всей чуткости, всей настороженности и синтеза духа, должно быть неотложно введено в жизнь как самое насущное познание, ибо, не владеем им, как будем строить новый мир, мир красоты, мир мощного сотрудничества!» /Письма Елены Рерих, том 1, 24.4.31/

«… самое тpудное искусство есть искусство твоpить отношения между людьми. Ни одно искусство не тpебует такого теpпения, вмешения и утончённой чуткости. Нужно уметь пpоникать в сознание, в сеpдца и настpоения всех окpужающих и пpиходящих; нужно уметь чувствовать тот основной тон, на котоpом возможно объединиться с ними и объединить их с дpугими. Но если в сеpдце заложен великий магнит любви, то все облегчается, ибо искpенность этого чувства покаpяет самые заскоpузлые сеpдца.» /Письма Елены Рерих, том 2, 29.5.36/

 

Добавлю к её мыслям мнение Н.К.Рериха : «… лишь … отношения, основанные на культуре, могут создавать лучшие возможности». /Созидательная работа, Париж. 21 июня 1930 г./

 

В основе истинных взаимоотношений лежит сердечная симпатия – сердечность. Без неё все взаимоотношения становятся сухими и бездушными.

Какова роль и значение взаимоотношений среди других явлений? Они служат мостиком к другим явлениям жизни через сердца других людей.

Будем помнить об этих простейших основах Культуры взаимоотношений.

 

 

***

Учиться культуре взаимоотношений - это есть применение Живой Этики на практике. «Когда действие предпосылает великую цель, каждый шаг должен соответствовать назначению. Невозможно смешивать великое с ничтожным». /МО3, 313/

Нельзя подменять высокие слова низкими поступками. Люди это хорошо чувствуют и понимают. Часто люди спотыкаются на критике и осуждении другого. Хотя и здесь бывает разница. Есть раздражённое « перемывание косточек», а есть возмущение духа от несправедливости. Нельзя не выразить возмущение, когда нарушена справедливость.

Елена Рерих была очень осторожна в высказывании мнения о другом человеке. «Наше ли дело учить кого-либо? Каждый идёт своей дорогой. Мы можем только высказать своё мнение, но не учить. Кто знает, кто больший и кто меньший? Кто идёт впереди и кто после? …

Каждый пусть выискивает свои собственные недочёты и недостатки и старается совершенствоваться, а не выискивать ошибки в других». /Е.И.Рерих/

 

Когда мы научимся чувствовать меру допустимого, ответственность за свои мысли, то тогда поймём, какими качествами духа мы устремляемся к свету, а какими незаметно отягощаемся и они тянут нас вниз в тёмную яму пересудов. Одну и туже фразу можно повторить различным тоном. Поэтому, кроме того, «что» мы говорим, важно и «как» мы это говорим. Заблуждение считать, что после чтения книг Агни Йоги человек моментально изменится в лучшую сторону. Многие не замечают своего тона назидания, высокомерия, раздражительной пренебрежительности или подозрительности. Нужно приложить много усилий, чтобы овладеть нелёгким искусством творения взаимоотношений.

 

«Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». / Д.Леббок/

«При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы». / Д.Леббок/

«Такт – это разум сердца». / К.Гуцков/

Приложим в наши отношения друг с другом тактичность и бережность.

 

 

***

Теперь обратим внимание на следующий важный совет для практики культуры взаимоотношений. «Надо научиться не раздражать людей, которым некоторые знания недоступны. Опытное наблюдение подскажет, когда обсуждение будет всуе». /Братство, 33/

Учение Живой Этики много говорит о вреде раздражения, о ядовитом империле, который от него образуется. Важно не только самому не раздражаться, но и не провоцировать это раздражение в других. Сказано, что человек может быть или заразителем, или очистителем пространства.

Мудрый человек никогда не будет кичиться своим знанием. Люди предпочитают умных и простых людей, а не "умников". Потому будем стараться наблюдать за собой, за другими и воздержимся от несоизмеримых высказываний, ведущих лишь к раздражению людей.

 

 

Культура взаимоотношений основана на человечности

 

«… Каждое Учение Света есть, прежде всего, развитие человечности. Запомните это прочно, ибо никогда мир так не нуждался в этом качестве. Человечность есть врата ко всем прочим мирам. Человечность есть основа чувствознания. Человечность есть крылья прекрасные. Субстанция человечности есть вещество "Чаши", потому, прежде всего, на Земле облечёмся в человечность и познаем её, как броню от сил тёмных. Явление огненное посетит сердце человечностью. Так мы ещё раз поймём, насколько самое далёкое близко нам. Мы тоже признаём друг друга по человечности. Так будем трудиться для самого нужного в этот час опасности". /Мир Огненный, часть 1, 75/

Как проявить человечность по отношению к другим людям, особенно к тем, с кем у вас сложные отношения?

Иногда лучший ответ - это молчание. Проявить сдержанность в злобных нападках – это проявить силу духа, а не слабость. Решить, когда промолчать, а когда сказать (если есть время), поможет чувство меры, чувствознание сердца. Кроме того, можно взять на вооружение фрагменты из книги Е.И.Рерих "Основы буддизма" о том, как проявить истинное сострадание и целесообразность:

 

«- Благословенный произносит ли слово, если оно ложно, губительно и неприятно?

- Нет.

- Если оно истинно, губительно и неприятно?

- Тоже нет.

- Если оно истинно, полезно и неприятно?

- Да, когда он находит это нужным.

- Если ложно, губительно и приятно?

- Нет.

- Если истинно, полезно и приятно?

- Да, когда он находит время подходящим.

- Почему действует он так?

- Ибо он сострадает всем существам».

 

Культура взаимоотношений творится через чуткое осознание внутреннего мира другого человека. Чуткость к его искренним чувствам, мыслям - есть проявление чувствознания (сознательной интуиции). К чувствознанию можно подойти только через накопление человечности. Культура взаимоотношений строится на древнем правиле - относись к другим так, как желал бы, чтобы относились к тебе.

 

 

Восприятие и развитие качеств культуры взаимоотношений

 

Размышляя о качествах высокой культуры взаимоотношений, о качествах достойных высокого понятия Братства, можно задаться вопросом: как их можно приложить в нашей жизни?

Приведу два параграфа из Учения Живой Этики.

«Многие будут читать о Братстве. Многие будут беседовать по этому предмету. Но многие ли приложат к жизни основы Братства? Не читание, не разговоры нужны, но проблески братских отношений. Нужны также опыты над энергией мысли, пусть они не дадут блестящих следствий, но всё-таки они наполнят пространство и помогут кому-то неведомому. Пусть будут отставлены пустые доводы, что нечто не удалось. Сегодня не удалось, чтобы завтра расцвело прекраснее». / Братство, 423/

«Также нужно понять значение взаимоуважения, которое лежит в основании Братства. Нужно признать глубокий смысл взаимности, когда удесятеряются силы. Не будет Брат осуждать Брата, ибо знает, что осуждение есть разложение. Мудро поможет Брат на каждом повороте пути. Итак, сотрудничество есть, прежде всего, научное действие» / Братство, 424/

 

Вот, что минимально нужно Учителям – это хотя бы «проблески братских отношений»! Если к этим проблескам приложить взаимоуважение и исключить осуждение, то это уже продвинет нашу жизнь вперёд.

 

«Любите друг друга» - эта заповедь дана мудро. Ничто не может лучше любви гармонизировать психическую энергию. Все Высокие Собеседования основаны на том же чувстве и также благотворны для психической энергии. …Очень показательно, что психическая энергия возобновляется, прежде всего, чувством, но не физическим отдыхом. Потому сказано: «Нагружайте Меня сильней, когда Иду в Сад Прекрасный». Именно нагружение и нагнетение - родина сильных чувств. Если же человек умеет судить о своих чувствах, он среди них изберет достойнейшее, и оно будет Любовью. /Аум,515/

«Братское сослужение может начинаться, где отставлено взаимное осуждение. Обсуждение не есть осуждение. Могут быть братские действия, не понятные немедленно. Можно осведомиться о причинах, но нельзя по неведению произносить осуждение, которое подобно ножу острому. Братья настолько уважают друг друга, что не заподозрят недостойное действие со стороны Брата. Они поймут любое положение и помыслят, как подать помощь. В таком сотрудничестве не будет ни малейшего принуждения. Но взаимное понимание рождается не мгновенно - требуется известный срок, чтобы сгармонизировать центры. Потому в древности полагали известное время как испытание для вновь приходящих. Они могли в течение этого срока покинуть Братство без тяжких последствий. Срок мог быть от трёх до семи лет, но потом предательство уже повлекло бы самые тяжкие последствия. Не нужно рассматривать их как жестокость, ибо убежавший во время грозы может быть убит молнией. Сама быстрота его бегства лишь усилит опасность» /Братство, 436/

Эти выдержки из Учения привёл, чтобы показать, как учат Учителя взаимопониманию.

Как относятся к тем действиям других своих собратьев по духу, которые пока непонятны.

 

Чему учит нас Жизнь в освоении культуры взаимоотношений? Стремлению научиться вместе с другими спутниками жизни не останавливаться на разборе обид и личных непониманий, а сверять все обстоятельства жизни с Учением, приходить к общему взаимопониманию и идти дальше вместе к Свету.

Часто мы можем быть благодарны жизни за предложенные нам суровые уроки, демонстрирующие то, как не надо относится к людям. И она же предложит кучу примеров о том, как надо. Вспомните Сократа, говорившего, что он как «повивальная бабка» помогает рождаться лучшей мысли в собеседнике. Лучшей мысли, а не гробовому гвоздю. Помните об этом в своих беседах с другими людьми.

Будем наблюдательны и восприимчивы к любому проявлению мудрых и братских взаимоотношений.

Помните, что наша земная жизнь – это лишь отражение Надземной. Будем собирать и беречь каждую кроху истинно братских отношений.

 

 

***

 

Есть хорошее упражнение – провести один день без умаления.

 

Вот, что говорит Учение Живой Этики о роли умаления.

«Умаление есть инволюция, тогда как возвышение есть эволюция. Мы служим эволюции». /Иерархия, 403/

«Нужно воздержаться от насмешек, как вреднейших насекомых. Никакая насмешка не минует вернуться на нас. Вернейший бумеранг есть унижение близкого. Можно сказать, что Огонь покрывается пыльной завесой от близости глумления. Нужно отдать себе отчёт в значении брани и насмешки. Насмешка родит побитие камнями. У насмешки матерь будет подлость». /МО1 465/

«В Братствах предлагается избегать всяких взаимных издевательств и поношений. Даже в сложных обстоятельствах можно найти положительные черты, по таким камням безопаснее проходить поток». /Братство, 241/

Каждая мысль умаления, насмешки, глумления, унижения и т.п. в той или иной форме вернётся к нам. Удержимся от умалений.

 

 

***

Иногда развитие взаимоотношений приводит к конфликту. С чего начинается разрешения конфликта? С установления причин конфликта. Сложность определения истинных причин конфликта заключается в том, что их часто пытаются замаскировать. У его инициатора иногда проглядывается очень неприглядная роль. Конфликт – это две его независящие друг от друга составляющие, первая – конфликтная ситуация, вторая – инцидент. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Конфликт – открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

 

Разрешить полностью конфликт это значит:

1) устранить конфликтную ситуацию;

2) исчерпать инцидент.

 

Оставить один из этих пунктов неразрешенным, это значит оставить зреть новый конфликт. Как у сорняка (конфликт) – корень (конфликтная ситуация) и ботва (исчерпание инцидента). Ботву можно вырвать, но найти корень иногда очень тяжело. Иногда в попытках исчерпать инцидент получается, что конфликтная ситуация только больше усугубляется. Подобно тому, как если неосторожно вытаскивать занозу, то всегда есть шанс загнать корень занозы поглубже малейшим небрежным движением.

А ведь иногда причина конфликта могла быть выяснена простым доброжелательным вопросом в самом начале взаимоотношений.

Часто много говоря о видимой стороне ситуации и инцидента, в обсуждение привлекается всё больше людей, что приводит к зарождению в каждом таком случае новой конфликтной ситуации.

Попытки исчерпать конфликт, не устранив причин конфликта, есть действия (скрытые или явные), которые ведут к новым конфликтам. Мудро поступают те, кто не поддерживает разжигание конфликта. Ведь, согласитесь, что есть разница между доказательством, «что ты не верблюд», и разрешением реально существующих противоречий? Но и наблюдать безмолвно за безудержным очернением тоже можно только до поры до времени.

Количество всегда переходит в качество. Большое количество грубости порождает «нечто», от чего рекомендовал бы многим держаться подальше. Ибо ею заразиться можно.

Мудрая позиция следующая, и стара как мир.

Мудрые участники конфликта, воздерживаются от поступков (выступлений), которые не проясняют, а только подогревают конфликт. Каждый новый участник только вовлечётся в эту грязь, приводя какие-то аргументы. Воздержитесь Друзья, берегите своё сердце! Конфликт этого не стоит.

 

 

Выслушайте и не осуждайте

 

«Выслушайте и не осуждайте. Часто именно истечение яда освобождает человека для нового пути. Учение подаёт помощь не отрицанием, но привлечением». /Мир Огненный, часть 2, 410/

 

Оказывается, есть очень простое и мудрое правило взаимоотношений: выслушайте и не осуждайте. Попробуем разобраться с правильным пониманием этого важнейшего правила этических взаимоотношений, на котором споткнулось множество людей в самых различных ситуациях. Это касается вопроса взаимоосуждений или обид. Вот разъяснение этого важнейшего положения Учения Живой Этики Еленой Ивановной Рерих.

«Хочу коснуться крайне деликатного и сложного вопроса выслушивания так называемых взаимоосуждений или обид. В принципе, конечно, всякое злословие должно быть осуждено, но руководитель должен знать все извилины мышления своих учеников. Часто, давая возможность ученику или члену группы излить накопившуюся обиду, мы тем самым помогаем ему разрядить вредную энергию. Нет ничего опаснее затаённой обиды или злобы. Как сказано - "выслушайте и не осуждайте. Часто, именно, истечение яда освобождает человека для нового пути. Учение подаёт помощь не отрицанием, но привлечением". - Так можно осторожными касаниями внести порядок в неуравновешенное мышление. Главное, не поддакивать, но выяснять по большей части неосновательные обиды и заподазривания наговоров. Задание или, как я люблю это называть, искусство творить отношения с людьми и среди людей есть величайшее из всех искусств. Нет более благородной деятельности, нежели миротворчество, но она и самая, тягостная и самая трудная. Моя жизнь так сложилась, что с самых ранних лет все окружающие приходили ко мне со всеми своими переживаниями, обидами и за разрешением спорных вопросов; и почти всегда мне удавалось рассеивать основательные и неосновательные обиды. При этом я всегда старалась припомнить всё то хорошее, что мне приходилось слышать об обиженном, именно, из уст обвиняемого им сейчас. Этот примитивный метод почти всегда давал самые лучшие результаты. Люди так часто произносят самые ужасные определительные, не только совершенно не вдумываясь в значение их, но тут же забывая, что они произнесли их. Выслушиванием этих обид мы многое можем уяснить и часто даже вложить новое понимание в сознание обратившихся к нам. Ужасно судачество между сотрудниками ради судачества, но в задачу руководителя должно входить умение разграничить, где налицо просто низкое, невежественное судачество, а где нечто более серьёзное и требующее его сердечного вмешательства. Ведь исповеди тоже возникли от потребности души излить всё накопившиеся в ней энергии, задерживающие её восхождение. Пусть лучше изливают их перед руководителем, нежели на стороне. Знаю по опыту, как неимоверно трудно руководить людьми и какие разные методы приходится применять, сообразуясь с состоянием сознания и характером каждого. Но, в большинстве случаев, дружелюбие и сердечная теплота дают наилучшие результаты. Так не бойтесь выслушивать, с Вашей стороны это не будет поощрением сплетен и злословия, но лишь операцией, оздоровлением мышления доверившихся Вам, ибо во многих случаях Вы найдёте и нужное разъяснение и тёплое ободряющее слово, а когда нужно, и суровое указание...». /Письма Елены Рерих, в 2-х тт. том 1, стр. 376-377. // 18.04.35/

 

«Выслушайте и не осуждайте», - таким простым правилом будем вести оздоровление культуры взаимоотношений друг с другом.

 

Надеюсь, что собранные выше мысли о культуре взаимоотношений хоть немного помогут вам в реальных жизненных ситуациях.

 

Всего доброго всем!

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

28 дата публикации: 01.12.2006