Алексей Анненко

 

ЛЮДМИЛА ШАПОШНИКОВА: «ЧИТАЙТЕ, НАБЛЮДАЙТЕ И ДУМАЙТЕ…»

Газета «Южно-сибирский вестник» (общественно-политическая газета Южной Сибири), №44 (251), 2-9 ноября 2005 года, стр. 13. Г. Абакан. Республика Хакасия. Рубрика «Персона номера».

 

Второй раз в нашем городе проходит выставка подлинных картин всемирно известного художника, учёного, мыслителя Н.К.Рериха. В этом году к ним добавились и картины его сына С.Н.Рериха. Выставка «Весть Красоты» основана на фондах Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Возглавляет его индолог, писатель, академик, лауреат Международной премии имени Джавахарлала Неру, заслуженный деятель искусств России Людмила Васильевна ШАПОШНИКОВА. Сегодня мы рассказываем о ней.

 

«- Слушай, амма, я спою песню… - Нельдоди сдвинул путукхули на одно плечо.

О-о-о-о ! – пронеслось над священной рощей. И поплыла гортанная древняя мелодия. Сидевшие вокруг оживились и, улыбаясь, смотрели на меня.

- Это песня для тебя, - сказал Мутикен. – Подарок от тода.

Таких щедрых подарков я еще не получала.

Нельдоди пел:

«Ты пришла из России,

Ты пришла в большие горы Нилгири.

Ты обошла все земли тода,

И все храмы видела близко –

И поэтому ты знаешь нашу правду, нашу веру.

Ты должна рассказать о нас,

И мы просим тебя об этом».

И я рассказала. Потому что, когда тебя просят об этом друзья, нельзя отказываться…»

 

Так заканчивается книга «Тайна племени голубых гор» Людмилы Васильевны Шапошниковой. « Амма» на современном языке древнего племени тода означает – «мать». Так называли (иногда добавляя имя – амма-Людмила) автора, несколько месяцев прожившую в одном из интереснейших и изолированных племён Индии. В своей книге она описала традиции, обычаи, легенды и предания тода, рассмотрела проблему их происхождения.

Это была не первая книга учёного-индолога. Её первые – «По Южной Индии», « Парава – «летучие рыбы» и последовавшие затем - «Дороги джунглей», «Годы и дни Мадраса», « Австралоиды живут в Индии», «Мы – курги» принесли ей известность не только среди специалистов, но и многочисленных читателей. Они были написаны ярким, образным, живым языком. Она писала о том, чему была свидетелем со свойственным ей литературным талантом. Рассказывала о племенах, сохранивших древний уклад в атомном веке. О жизни, которую в других случаях можно реконструировать только по находкам археологов. А она сама жила среди людей, которые, например, не знают колеса. Они видели автомобили, но колеса им не нужны, они прекрасно обходятся без них…

В некоторых книгах содержались сведения, которые были тогда в советском пространстве под негласным запретом. Например, в книге «Годы и дни Мадраса» можно было прочитать о нашей выдающейся соотечественнице Елене Петровне Блаватской, о городе Ауровиле, посвящённом индийскому мыслителю Ауробинду Гхошу, олицетворяющем единство народов Земли...

Её путь в Индию лежал через учебу в Московском университете, защиту кандидатской диссертации «Борьба рабочего класса Индии за руководящую роль в национально-освободительном движении», преподавательскую работу в Институте стран Азии и Африки МГУ. Эти вехи были необходимы, но её интересы были гораздо шире рамок диссертации. И эти интересы не замедлили проявиться в написанных ею книгах.

Индия для русского человека всегда была особенной страной, далёкой и в то же время близкой страной чудес и загадок. «Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно «Алтай – Гималаи» - два магнита, два равновесия, два устоя. Радостно видеть жизненность в связях индо-русских…». Так писал наш выдающийся соотечественник Николай Константинович Рерих.

Интерес к Индии появился у Людмилы Васильевны ещё в детстве. Однажды она сказала мне, что помнит даже, с чего началось. «Можете, как историк, датировать? – спросил я, улыбаясь. «Да, могу, - ответила Людмила Васильевна. – Началось, как я теперь понимаю, после того, как прочитала « Рикки-тикки-тави»».

Эта изящная, мудрая история о храбром мангусте, защитнике индийской семьи, победителе злого Нага-змея, изложенная Редьярдом Киплингом, стала для будущего индолога вратами в Индию. И в отличие от писателя, считавшего, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток», подтвердить на своём творческом пути «жизненность в связях индо-русских» (Н.К.Рерих). Также по её признанию, одним из любимых писателей в юности был для нее Миклухо-Маклай. Не берусь утверждать, что его пример стал определяющим, но прослеживается весьма прямая аналогия…

Много времени проведя в Индии, Людмила Васильевна не могла не встретиться с «Державой Рериха», мало известной тогда на Родине, но глубоко почитаемой в Индии. Из её публикаций мы впервые смогли узнать о совсем неизвестных страницах жизни Николая Константиновича и его семьи в Индии. Более того, с рюкзаком за плечами и с фотоаппаратом в руках Людмила Васильевна прошла по пути Центрально-Азиатской экспедиции уже в наши дни. Результатом стал фотоальбом «От Алтая до Гималаев». На фотографиях можно было увидеть места, по которым проходила знаменитая экспедиция. На многих из них открывались пейзажи известные нам по полотнам знаменитого художника. Изучение жизни и творчества семьи Рерихов, её публикации поставили Людмилу Васильевну в ряд наиболее авторитетных исследователей рериховского наследия. В 1974 году она приняла активное участие в подготовке и проведении на наиболее высоком уровне в нашей стране 100-летия со дня рождения Н.К.Рериха. Вместе с биографом художника Павлом Фёдоровичем Беликовым стала научным консультантом первого документального фильма «Рерих». Юбилей этот стал во многом переломным в отношении к художнику на его Родине.

В 1976 году в Новосибирске состоялись первые всесоюзные «Рериховские чтения», на которых она сделала доклад «Научная деятельность Н.К.Рериха в Индии». Тогда мы и познакомились. И с того времени она вошла в мою жизнь, как пример человека чуткого, душевного, беззаветно преданного служению делу. Нас познакомила художница из Академгородка. Я уже знал об обстоятельствах её знакомства с Людмилой Васильевной и хочу привести их, как характерный пример отношения к людям. «Я тогда работала у археологов, - рассказывала мне художница. – И однажды, неважно уж сейчас отчего, но меня довели до слёз. Вышла в коридор. Стою у окна, плачу. И вот проходит женщина, не из нашего института, остановилась и давай меня успокаивать. Разговорились. Оказалось – индолог из Москвы, в командировке у нас. Казалось бы, хлопот своих полон рот, какое ей дело до меня, ан нет – остановилась. Теперь-то я знаю, какой Людмила Васильевна сердечный человек, а тогда она меня просто из шока вывела…»

Теперь, после без малого тридцатилетнего знакомства, могу утверждать, что для её отношений с людьми характерны спокойная уверенность и естественность. Будь это индийский абориген, сибирская художница или всемирно известная персона, она со всеми найдёт общий язык, не подлаживаясь, сохраняя собственное «я». (Кстати, если она прочитает эти заметки, то уверен, ей не совсем понравится определение рубрики – «персона», поскольку она не любит громких слов. «Ну, вот ещё – персона!» - возможно, скажет она. И не потому, что не знает себе цену. Просто некоторая высокопарностость этого определения чужда Людмиле Васильевне) Не удивительно, что когда она побывала вновь в племени Голубых гор, первый встреченный ею тода заплакал от радости…

Мне вспоминается вечер в квартире Людмилы Васильевны на проспекте Вернадского. Начало восьмидесятых годов. Мы с Кириллом Беликовым (сыном П.Ф.Беликова) пришли к ней после встречи с находившимся тогда в Москве Святославом Николаевичем Рерихом. Среди прочего зашёл разговор о «пророках», «чудотворцах», «посвящённых», которые не переводятся на просторах матушки-России. «Да, - невесело пошутила Л.В., - стоит мне только намекнуть о «посвящении», как вокруг моей многоэтажки хороводы закрутятся «приближённых» фанатиков…» Людмила Васильевна шутила, но современная действительность показывает нам людей, которые этим не шутят, а пользуются.

В одном из писем мне Л.В. писала: «Вы абсолютно правы, что одними книгами Ж.Э. («Агни-Йога или Живая Этика», – А.А.) ограничиваться нельзя. В конечном итоге, Ж.Э. – это обобщение богатейшего человеческого опыта. А этот опыт, вне всякого сомнения, присутствует у таких писателей, как Лев Толстой, Достоевский, Гессе, Уайдлер. Можно перечислить еще многих… И посему читайте, наблюдайте и думайте. Приверженность любой теории предполагает убеждённость. А эту убеждённость даёт нам «древо жизни». Отринувший это «древо жизни» превращается в фанатика. А это до добра никогда не доводит. Вы сами знаете, как высоко ставили Рерихи искусство во всех формах в познании Истины. Именно в познании. Истина требует познавания, а не слепой веры. А это познавание происходит в нашем трудном и тяжёлом физическом мире, всё разнообразие и богатство которого мы должны принять и постичь…» Замечательные строки!

Уже много лет Людмила Васильевна Шапошникова возглавляет Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха в Москве. Именно она привезла из Индии в Россию драгоценное наследие семьи Рерихов, которое передал Святослав Николаевич Рерих. Их связывали многие годы дружбы. «Моё индологическое призвание сыграло немаловажную роль в развитии нашей дружбы, - вспоминает она. – Ещё до нашего знакомства ему были известны мои книги об Индии… Моя увлечённость этой страной ему очень импонировала…» Именно Святослав Николаевич был инициатором привлечения Людмилы Васильевны к руководству Центром-Музеем. Я уверен, что решение возглавить столь масштабную организацию далось ей не просто. Много лет она занималась наукой, преподаванием, писала замечательные книги - находилась на вершинах духовного, творческого созидания. Совместить это с вхождением в плотные функционально-бюрократические слои деятельности – очень сложная задача. Фактически – жертва. Она решилась на это. Можно с уверенностью сказать, что все построения, связанные с деятельностью Центра-Музея имени Н.К.Рериха, были осуществлены благодаря самоотверженности и творческой самоотдачи генерального директора.

Людмила Васильевна подходит к началу пятого двадцатилетия своей жизни. Она по-прежнему бодра, неутомима, полна творческих замыслов. Газетный лист очень мал даже для простого перечисления сделанного ею. В некотором смысле она напоминает такой феномен, как «человек-оркестр». Ей подвластны все инструменты, на которых она исполняет мелодию Жизни. В одной из своих книг она писала о своих героях: «Они всегда поражали меня своей оригинальностью, своей какой-то изначальностью и, я бы сказала первозданной талантливостью...» Природа «давала им то, что уже утрачено современным цивилизованным человеком, - удивительную свежесть восприятия окружающего мира и сознание своего органического единства с ним». Осмелюсь утверждать, что эти качества характерны и для неё самой. Редко такие личности посещают нашу Землю…

 

На снимках: А. Н. Анненко, П. Ф. Беликов, Л. В. Шапошникова, Ю. В. Дроздова;

П.Ф.Беликов и А.Н.Аненнко. Новосибирск, 1976 год.

 

С. Н. Рерих «Мы сами строим свои тюрьмы».

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

28 дата публикации: 01.12.2006