РОО « Адамант »

Величественный образ женщины
в творчестве Николая Рериха

Рассказ о выставке репродукций картин Н.К.Рериха в городе Ломоносов (пригород Петербурга)- Образ Женщины в творчестве Николая Рериха . Выставка работает: с 27.03.05. по 02.05.05. ежедневно с 10 до 19 часов (Ломоносов, Ораниенбаумский пр., 39 - В). Справки по E-mail: Adamant-lv@yandex.ru

Едва закончили развешивать выставку - появляется первый посетитель. Оглядывается, озирается с непривычки.

И, вот они - стадии постижения прекрасного!.. Сначала, ещё из дверей, замечает Свет. Затем ощущение строгой композиции и мощная цветовая гамма формируют высокий настрой. И, уже восхищённый, гость погружается в символизм, не переставая удивляться увиденному.

- Вы не могли бы сказать, что это изображено на картинах?..

Да, сказать можно, но ведь это же океан творчества. Как же в минуту уложить целую жизнь Рериха, не сузить и не уменьшить?

Вот, он встречается с Еленой Ивановной, весь ещё в поисках пути. А уже через год образ суженной становится для него ведущим для всей дальнейшей жизни. 1902 – 1906 гг. рождают целую череду женских образов: «Хоровод», «Девассари Абунту», задумки Матери Мира. Казалось бы, какой-то внезапный, непонятный скачок творчества. Удивительная «Ункрада», «За морями - земли великие» (на выставке - два варианта) - можно рассказать пришедшим о Рерихе - основоположнике русской археологии, уже в те годы мечтавшем об Индии. «Дочь викинга» тоже всматривается в дальний горизонт, ждет чего-то.

У Рериха - семь печатей для каждого полотна. Открыть каждое, значит, прожить и прочувствовать вместе со всей великой семьёй её жизнь, вместившую в себя так необъятно много. Вот, «Священные дары» 1933 года; нет, видимо, это не «Священный Дар» Дроны. Но зато ясно различается иконописный Спас. Применим анатомо-физиологический ключ, как к вариантам «Часовни Сергия», поговорим о куполе диафрагмы, о сердце, о качествах духа, которые питает и которыми питается сердце.

Необычный «Сон охотника» - хотелось показать редкое полотно. «Гнездо преблагое» из охранительной серии - не менее редкое.

Не уместилась «Ждущая» (1941) в историческом порядке, висит под «Песнью потока», восхищавшей Рудзитиса. И «Вечное ожидание» рядом, здесь ждущая тоже как бы отдельно… Впечатление, будто Рерих с самого начала решил запечатлеть в красках духовное восхождение жены.

Славно Маточкин отметил женскую фигуру на холсте «Белый и Горний». И названия уточнялись - это редко, кто оценит сейчас. В нижнем ряду - «Властитель ночи» и такой декоративный шатер, - как у Грозного! А дальше - стена, не менее насыщенная. Ещё недавно П.Ф.Беликов писал о «Кладе захороненном» 1917 года, как о недоступном, - и вот он, радует глаз. Оба варианта (1917 и 1947), один над другим, совсем не мешают восприятию. Властно и благословенно свела руки «Матерь Мира». Раньше мы считали этот Образ единственным и основным в серии «Знамена Востока», пока Е.П.Маточкин не рассеял незнание. Рядом виден основной, но редкий вариант картины-иконы. Пошли образы «Ведущей» (4 варианта): два из Америки, по одному из Риги и из Москвы. Может, есть и другие?.. «Агни-Йога», подсказанная отцу сыном. И «Турфанская Матерь» неплохо смотрится в синем паспарту. О «Софии Премудрости» Евгений Палладиевич прекрасно написал, дополним мыслями П.Флоренского.

Е.П.Яковлева дала понимание «Сестры Беатрисы». Опять женщина, восходя, страдает. И в «Часовне» высшая душа-женщина охраняется в замке Святой Терезы несчастным разумом-мужчиной. «Узница» о том же.

Два образа «Трудящейся Мадонны» позволяют подтвердить слова Елены Ивановны, что Хорш украл не лучшие произведения Рериха; лучшее - после 1930 года! Почему же Рерих возвращался к пройденному и в «Листах Дневника», и в картинах, - вопрос и для уже подуставших слушателей, и для утомившегося экскурсовода. Остается надежда, что у Е.П.Маточкина или Н.В.Сергеевой, или у другого, менее известного исследователя будет время и силы, чтобы записать свои мысли по этому поводу.

Ещё скажем о «Матери Чингисхана», о «Терафиме», о «Таре» и седьмом, известном нам у Рериха, изображении Эвереста на картине «Превыше гор». И о рождении культа Красоты на стыке достижений Востока и Запада. Непременно увяжем «Струны водопада» с агни-йогическим опытом. Завершим образами «Василисы Премудрой» и «Настасьи Микуличны».

Так много не уместилось в тесном зале - более 20 других картин осталось за кадром!.. И хочется параллельно сделать выставку рядом, в другом зале.

Радуемся успевшему к выставке путеводителю, вобравшему множество цитат по картинам, - это ещё один шаг вперёд. Но наиболее ценное, унесённое нами в этот раз, - чувство светлого служения.

Перед посетителями раскрыты шесть подтем в рамках этой обширной, “диссертационной” темы “Величественный образ женщины в творчестве Николая Рериха”:

Подтемы взаимопроникающие, но выделение их позволит продвинуться дальше в постижении великой «Державы Рериха».

 

Ваши комментарии к этой статье

 

21 дата публикации: 31.03.2005