П.П.Лабецкий

Об Учении

... ассимиляция Учения так ценна и, увы, так редко встречается.
Знаю, многолетних читателей книг Учения, в сознании которых
не найти претворения великих мыслей.

Можно повторять мысли, но важно не повторение их,
но претворение их в своём сознании, пропускание через свою
призму. Но для этого нужно быть поэтом и уметь самостоятельно
мыслить, а многие ли умеют это?

Письма Е.И.Рерих (11.6.35 г.)

Предлагаем размышления о подходах к изучению Живой Этики, которые, возможно, могут быть полезными при работе претворения великих мыслей в собственном сознании.

САМОДЕЙСТВИЕ

Изучающим книги Учения известно, что энциклопедически выраженной системы миропонимания, в которой всё было бы разложено по полочкам, нет. В Учении даются основные вехи, по которым изучающему предлагается направление поиска истины. И если направление принимается, то по пути от вехи к вехе ищущий находит те жизненные факты, из которых слагается полная и убедительная картина, подтверждающая правильность избранного пути.

«Руками и ногами человеческими» достигается избранная цель – «иначе материя и дух опять не согласятся в песне труда немолчного», - пишет Н.К.Рерих в статье «Струны Земли». В наше время особенно отчётливо видим, к чему приводит насильственное навязывание каких-либо идей, пусть в конечном смысле и правильных. «Людское познание должно подобно пчёлам отовсюду собирать сведения, чтобы свободно и добровольно сложить из них своё мировоззрение» ... «Мы готовы щедро наделить искрами мировой мозаики, но сложить свой узор, должен сам человек», - говорит Учитель.

«<...> Иногда скажут: вы мыслите слишком мозаично, а разве всё, чем мы живём, не мозаично? Каждый день состоит из бесчисленного ряда самых разнообразных фрагментов. Они будут на всех уровнях и физического, и мыслительного напряжения. И чем больше их будет, тем лучше. В мозаике обобщат ограничительные линии. Так же точно и в жизни есть такие задерживающие центры, которые и всё, казалось бы, несочетаемое разнообразие сведут в одну целую и звучную мозаику. <...>»

Н.К.Рерих. Об искусстве, Мозаика, стр. 113, 114.

«Поэтому-то, если в каменный век было достаточно на один вопрос иметь один ответ, то теперь на один и тот же вопрос необходимо иметь в запасе тысячу ответов. Соизмеримость должна подсказать, какой из тысячи в данном случае будет правильным. Эту тысячу ответов и уроки соизмеримости нам и дают книги Живой Этики. Содержа в себе все основы прежних Учений, они вооружают нас совершенно новым методом отношения к людям и к многообразию Бытия. Этот новый метод необходим, если мы признали наличие Космической жизни и причислили к ней нашу Планету».

П.Ф.Беликов «Духовная Биография Н.К.Рериха»

Метод «Мировой мозаики» (Мозаичный способ видения Бытия) позволяет говорить о тех вопросах мироздания, которые ещё только намечаются Высшими Силами к широкому осмыслению насельниками планеты Земля. Мозаичный способ видения Мира представляется таким образом: широкая основа с законченными фрагментами общей композиции перемежается пространствами слегка намеченными отдельными камнями картины.

Применяя закон аналогии, сформулированный Евангелием: «как на Небе так и на Земле», возможно заполнить пробелы. Причём каждый заполнит их по-своему, не меняя общего содержания, так как «на один вопрос существует тысяча ответов» и все ответы имеют право на существование в определённом контексте. Таким образом соблюдается Закон Соизмеримости.

Всё это даст многогранную картину Бытия и представляется нам истинным сотворчеством или сотрудничеством с Природой. Но очень важно отчётливо представлять себе «широкую основу» состоящую из непреложных составляющих, «Главного и Основного», которые также должны быть «найдены и положены» в нужное место. Сами значения слов говорят о том, какое место эти части занимают в общей картине.

В любом мало-мальски продуманном действии нужно определить - куда устремляться, вектор силы (главное) и на чём стоять, точнее, от чего отталкиваться, динамическое или «устремлённое» основание - «основное». Другими словами, и в самых широких начертаниях: Живая Этика определяет Осознание Беспредельности как цель или Главное. «Четыре камня основания действий» -

1. Почитание Иерархии,

2. Сознание Единения,

3. Сознание Соизмеримости,

4 Канон «Господом Твоим».

в своём синтезе представляют динамическое основание или «Основное».

Принцип «руками и ногами человеческими» является основным в эволюционном развитии, сохраняя свободу выбора того пути, который, в конце концов, приводит к равновесию Духа и Материи. Учение можно уподобить расставленным факелам, привлекающим нас своим светом. Пользуясь этим светом, будем стараться найти недостающие камни, делающие мозаичную картину видения жизни более ясной.

КАК ИЗУЧАТЬ?

И ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТРУДНОСТИ

Бесстрашие - наш водитель. Красота - наш луч понимания. Простота - наш ключ от тайных дверей счастья.

Можете писать о простоте особенно, ибо ничто так не преграждает пути, как тучность надутости.

Озарение - 04.04.2.

«Бытие само по себе - сложно - но оно требует от нас простого к себе подхода, ибо мы не знаем и тысячной доли его сложностей, даже не можем, не стараемся познать себе подобных, что же говорить о миллионах Дальних Миров». - Эти мудрые слова известного деятеля Рериховского Движения П.Ф.Беликова, современника Н.К.Рериха и Е.И.Рерих побудили в своё время автора «размышлений» к поискам простых подходов при изучении Живой Этики.

Есть вероятность потеряться в Океане Неземной Мудрости, начав строить собственное миропонимание на подробностях. Обычно толчком к расширению сознания являются значимые только для нас, но второстепенные в масштабе Учения подробности. Чтобы избежать строительства на песке, необходим компас-указатель основополагающих направлений в работе постижения Учения. Таким компасом может служить следующий параграф Агни Йоги:

«Друзья! Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый - почитание Иерархии. Второй - сознание единения. Третий - сознание соизмеримости. Четвёртый - применение канона «Господом твоим»».

Трудно переоценить важность этого параграфа для понимания основ Учения, поэтому, следуя логике наших размышлений, попытаемся рассмотреть некоторые наиболее важные, на наш взгляд, его аспекты.

Совершенно определённо здесь говорится о единстве «четырёх камней основания действий». О «едином фундаменте» изучения Живой Этики и претворении вмещённого знания в жизнь. Каждый из Законов: Соизмеримости, Иерархии, Единения и Закон даяния по сознанию по отдельности, вероятно, вместим; сложнее вместить одновременно все четыре, во всём многообразии взаимосвязей. Но после первой ступени - вмещения, необходимо научиться действовать на основании синтеза понимания всех четырёх законов, а это неизмеримо сложнее.

В наших поисках важно помнить формулу: «знать прежде, чем мочь, мочь прежде, чем являть и являть то, что оправдано духом», исчерпывающе показывающую все ступени действия.

Последовательность необходимых действий в процессе расширения сознания изложена в основополагающем письме Е.И.Рерих «Молодым друзьям» - Открытие Сознания, Расширение Сознания и развитие своей мысли.

И эта, нужно подчеркнуть, последовательность обязательна для всех устремляющихся по ступеням эволюции. Перескакивание через ступень приводит обычно к печальным последствиям. Примером такого неразумного подхода может служить развитие силы мысли без предварительного расширения сознания.

Весьма уместно в данном контексте привести выдержку из буддийского текста « Маджхима Никая», приведенную в книге «Основы Буддизма» Н.Рокотовой о методе ЧУВСТВОЗНАНИЯ, в которой как нигде подробно, даются все этапы поиска, признания и овладения Истиной.

«Когда после зрелого обсуждения ученик признал, что данный человек совершенно свободен от возможности заблуждений, он верит этому человеку.

Приближаясь к нему с доверием, он становится его учеником.

Став его учеником, он открывает ухо.

Открыв ухо1, он слышит учение.

Услышав учение, он удерживает его в уме.

Он обсуждает смысл истин, им удержанных.

Он размышляет над ними.

Отсюда рождается его решимость.

Что он решил, то он и предпринял.

Он оценивает значение предпринятого.

Оценив, он прилагает все усилия.

Приложенными усилиями он приближается к истине.

Проникая вглубь её, он видит.

Но всё это лишь признание истины, но не овладение ею. Чтоб вполне овладеть ею, нужно применять,

растить и неустанно повторять этот психологический процесс».

( Маджхима Никая, т.2, стр.173).

«Из этой беседы ясно, насколько ученик был свободен обсуждать преподанное ему учение и что лишь самостоятельными усилиями достигается познание и овладение истиной».

«Основы Буддизма»

Так же большую помощь в подходах к овладению МЕТОДАМИ изучения, может оказать наставление об исследовании УЧЕНИЯ взятое из ключевого параграфа первой части Мира Огненного:

МО1.433. «Как исследовать истинность Учения? Множества хороших слов могут прикрывать нечто скудное, но мы знаем, что истина не боится никаких исследований. Наоборот, при наблюдениях истина приближается и сияет. Так каждому исследователю Учения можно советовать: «Приближайся всеми силами, наблюдай всеми мерами, исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением, являй неутомимость и воспламенись каждым нахождением истины». Учение не может быть ошибочным.

Оно не может уклоняться от путей добра и пользы. Нельзя верить лишь уверениям. Вера есть осознание истины, испытанной огнём сердца. Учение беспредельно, иначе само понятие Беспредельности не существует. Нужно устремиться к истине. Она не отрицает, но указывает. Не могут быть в Учении извращения понятий. Считайте, что путь Учения есть утверждение Несомненного. Не следует подходить к истине по тропе блуждания. Нужно идти, пробуя каждое слово, каждое утверждение, каждый завет. Если Учение истинно, то каждый шаг к нему будет просветлением и расширением».

Учитель настоятельно советует исследовать Учение всеми возможными способами.

Такой исследовательский подход исключает малодумное повторение цитат из непонятых книг, но даёт полную ответственность за каждое произнесённое слово и произведённое действие. Можно сказать, что мы, таким образом, испытываем себя на степень вмещения УЧЕНИЯ.

1.О больших трудностях передачи и получения ЗНАНИЯ говорит в своём основополагающем начало российской философии эзотеризма XX в. труде АРКАНЫ ТАРО В.ШМАКОВ:

Одной из основных черт человеческого характера является то, что узнав что-либо вновь, человек всегда стремится поделиться этим сведением с другими людьми. Будучи весьма подчинён чувству стадности, человек на пути своей жизни вырабатывает привычку тотчас же передавать свои впечатления другим людям, в большинстве случаев вовсе не задумываясь о том, как они воспримут их через посредство его слов. Если когда-либо, благодаря случаю, человек и убедится, что его не только не поняли, но и даже не слышали, он всегда крайне этому удивляется, ибо в человеке инстинктивно вложена уверенность, что другие люди могут непрерывно следить за ходом его мышления. Это явление и лежит в основе общеизвестного факта, что громадное большинство специалистов, беседуя с другими людьми, совершенно забывают об отсутствии у них нарочитой подготовки. Вообще же говоря, всё это является следствием общего закона; что: достигнув какого-либо результата, человек весьма скоро забывает о потраченной им для этого работе.

Глубоко справедлива древняя мысль, что всякий неофит обуревается жаждой учительства . Чем меньше человек знает, тем больше кажется ему только что полученный умственный багаж. Значительность впечатления, произведённого на него новыми сведениями, по закону ассоциации, вызывает у него представление, что и для всякого другого они будут иметь ту же цену. Чем менее развито сознание в человеке, тем более мерит он других людей по самому себе, ибо чем ниже развитие человека, тем труднее он может представить себе различие между людьми и потому, естественно, тем легче склоняется к наивному учению о равенстве людей.

В.Шмаков АРКАНЫ ТАРО , с.303-304.

2.Естественно, что человек подходит к НОВОМУ через подробности (в масштабах УЧЕНИЯ), близкие ему. Но это не будет УЧЕНИЕМ, но только элементом УЧЕНИЯ. Приведем пример:

УЧЕНИЕ имеет много общего с КАРМА-ЙОГОЙ, но вмещая ЕЁ (не умаляя), УЧЕНИЕ отличается от старого, данного когда-то учения - ПРИЗЫВОМ УСТРЕМЛЯТЬСЯ К ДАЛЬНИМ МИРАМ, другими словами, призывает к попытке ОСОЗНАТЬ ДАЛЬНИЕ МИРЫ.

<...> но когда Агни Йога овладевает путями к осознанию дальних миров, то различие [с Карма-Йогой] становится очевидным.<...> А.Й.161.

Можно сказать, - качественные составные элементы прошлого не противоречат НОВОМУ, но ИМ (новым) не являются. Поэтому, находя знакомые элементы, человек узнаёт близкое ему, вспоминает свой прошлый опыт и как бы отождествляет его с УЧЕНИЕМ. Но следующей ступенью в работе над УЧЕНИЕМ, и подняться на нее бывает не просто, является сознательное принятие ОСНОВ, ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ УЧЕНИЕ - НОВЕЙШИМ ЗАВЕТОМ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

Таким образом, выводит не отрицаемое СТАРОЕ на новый виток ОСОЗНАНИЯ.

Весь описанный процесс можно сформулировать так: ОСНОВЫВАЯСЬ НА ТОМ, ЧТО НОВЕЙШИЙ ЗАВЕТ НЕОБХОДИМО (по определению) ДОЛЖЕН ВМЕЩАТЬ И СИНТЕЗИРОВАТЬ ВСЕ БЫВШИЕ ДО СИХ ПОР ЭВОЛЮЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ, ТО С ПОМОЩЬЮ ЗАКОНА СОИЗМЕРИМОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ И ИЕРАРХИЧЕСКИ ВЫСТРАИВАЮТСЯ, В ПРОЦЕССЕ ПОСТИЖЕНИЯ, ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ЧАСТИ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОСОЗНАНИИ УЧЕНИЯ .

------------------

1 Каждое посвящение в Мистерии содержало вопрос: Открыто ли ухо? Такое открытие означало, прежде всего, умение зорко пребыть на дозоре . МО 1.223

 

Ваши комментарии к этой статье

 

23 дата публикации: 01.09.2005