В поддержку запрета строительства ГЭС на реке Катунь

Публикуется по материалам «Информационного бюллетеня Региональной Общественной Организации Знамя Культуры , Санкт-Петербург 11.09.2005, Выпуск № 3»

Уважаемые единомышленники!

Пересылаем вам текстовой вариант пяти документов в поддержку запрещения строительства ГЭС на реке Катунь.

Эти обращения подготовили и переслали нам из Фонда Алтай – 21 век от Елены Жуковой.

В дополнении к сопроводительному письму Елены Жуковой считаем необходимым напомнить завет Н.К.Рериха.

А на реке Катуни, говорят, должна быть последняя в мире война. А после - труд мирный . (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи)

Катит камни - Катунь настоящая. И не построен ещё город на месте новом. Катун - по-тюркски женщина . Додекаэдрон женского начала обозначается в географических понятиях, связанных со сроками эволюции .

На Катуни и на Бии встанет брат на брата. Будет избиение великое, а потом начнётся новая жизнь . (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи)

В разбросанных юртах шепчется легенда, что на реке Катуни произойдёт последняя битва людей, и что из-за далёкой Белой Горы сияет уже свет Белого Бурхана . (Н.К.Рерих. Сердце Азии)

Далее пересылаю оригинальный текст сопроводительного письма, а также пяти документов, три из которых с таблицами для сбора подписей.

Если кто решит принять участие в данной акции, то сообщите на наш электронный адрес, и мы вышлем вам файлы в расширении .doc в первоначальном виде и с уже готовыми таблицами. Это сэкономит вам время и избавит тексты от неизбежных ошибок.

Ответственный за выпуск В.И.Сухарев

E-mail: sv@zn-kult.spb.org или zn-kult@zn-kult.spb.org

* * *

Сопроводительное письмо

Здравствуйте, коллеги.

Просим поддержки у всех регионов России в связи с проектированием строительства гидроэлектростанции на р. Катуни в Республике Алтай. Более подробная информация во вложениях Общая информация и Обзор ситуации .

Для запрещения строительства ГЭС мы решили действовать по схеме, которую реализует О.А.Яковлева в деле, связанном с проектом Лесного кодекса РФ.

Во вложении 3 документа, связанных с нашей кампанией против строительства Алтайской ГЭС на р. Катуни в Республике Алтай:

· Запрос в Правительство РФ на получение информации,

· Обращение к Правительству о запрещении строительства ГЭС,

· Письмо об одобрении действий общественных организаций.

К каждому документу прилагается таблица для сбора подписей (которую, конечно, можно размножить и прилагать к каждому обращению любое число листов с подписями). Просим вас собирать подписи под всеми этими письмами (желательно, чтобы каждый гражданин ставил свою подпись (со всеми необходимыми данными, конечно) во всех трёх обращениях). Каждое такое письмо с пачкой собранных подписей необходимо отправить заказными письмами с уведомлением в вручении по адресам, указанным в шапке каждого из обращений. Подписи под Уведомлением-Одобрением пересылать на НАШ адрес, указанный в конце письма.

Идеально, чтобы с каждой такой пачки подписей были сделаны копии и пересланы нам. Если это затруднительно, то хотя бы высылать нам сведения о числе подписей по каждому обращению и почтовые квитанции и уведомления о вручении.

Поясняю, что Уведомление-одобрение сделано для того, чтобы те, кто не сможет по каким-то причинам участвовать в деле, выразили своё одобрение действиям, предпринятым общественными организациями. Заверять подписи не нужно.

Просим также НПО и граждан, кто может и хочет участвовать в судебном процессе против строительства Алтайской ГЭС на р. Катуни в Республике Алтай, сообщить нам об этом. В этом случае в дальнейшем понадобится оформление доверенностей на ведение дела.

Наш адрес:

656052, г. Барнаул, ул. Матросова, 120

e-mail: katun@ab.ru

тел/факс 8 (3852) 75-72-00

С уважением, Елена Жукова,

Фонд Алтай - 21 век ,

ДОКУМЕНТ 1

Первоначальный проект 180-метровой ГЭС на р. Катунь в Чемальском районе Республики Алтай (РА) в 1989-1990 г.г. был отвергнут 2-мя государственными экологическими экспертизами как экономически несостоятельный и экологически опасный.

После повторных неудачных попыток получить бюджетное финансирование в 2003 г. правительство РА нашло частного инвестора (официально ЗАО Элиттехнострой) и приняло постановление 231 Об участии Республики Алтай в открытом акционерном обществе Горно-Алтайская ГЭС. При этом 90% уставного капитала принадлежит ЗАО Элиттехнострой, 10% - Правительству РА (в виде права аренды земельного участка в районе строительства и функционирования ГЭС). Заявленной целью создаваемого общества является строительство 57-метровой Алтайской ГЭС.

С самого начала данный проект ведётся с крайней поспешностью и постоянными нарушениями законодательства (см. Приложение). Это само по себе вызывает сомнение в соответствии его истинных целей заявленным, а также в качестве разрабатываемой документации. Кроме этого, налицо неучтённость заказчиком основных проблем, связанных с данным проектом.

Аргументы сторонников ГЭС:

1. Отсутствие серьёзных негативных экологических и социальных последствий (в силу того, что строится не 180-метровая, а 57-метровая ГЭС):

а) Затопление всего 770 га земель и компенсация за изъятие земель;

б) сейсмоустойчивость: новая ГЭС рассчитана на 9 баллов;

в) нынешнее водохранилище в 29 раз меньше того, которое закладывали в проект конца 80-х годов;

г) минимизация социальных последствий: предполагается привлечь максимально 460 строителей; занятость в строительстве преимущественно местных жителей (не будет проблемы вахтовых поселков).

2. Более надёжное энергоснабжение РА и доходы от налогов (в пределах 300 млн. руб. в год, 13 млн. руб. в бюджет Чемальского района).

Неучтённые экологические и медицинские последствия:

1. Любое водохранилище приводит к изменению гидрологического режима местности [1] и климата [2], особенно в горных экосистемах. Это скажется не только на здоровье жителей (увеличение числа больных астмой, простудных заболеваний, сердечно-сосудистых, заболеваний суставов и пр.), но и потере знаменитых туберкулёзных санаториев, в том числе и детских.

2. Проблемы затопления. Ни в одном регионе, где построена плотина, естественного регулирования паводка не происходит (Краснодарская ГЭС, Братская ГЭС, Саяно-Шушенская ГЭС и др.).

3. Накопление в любом водохранилище тяжёлых металлов, в частности, ртути [3]. Для Катуни, опять же, проблема обостряется: её главные притоки, Аргут и Чуя, протекают по двум ртутоносным зонам [4].

4. Наведённые землетрясения. Проблемы не в надёжности самой плотины (аргумент заказчика), а в провоцировании землетрясений в сейсмичном районе (землетрясения осенью 2003 г.) Перепады уровня воды в водохранилище в горной местности, как свидетельствует мировая статистика [5], повышают сейсмичность частоту и силу подземных толчков (феномен наведённых землетрясений; примеры: Нурекская ГЭС; гипотезы, согласно которым строительство Новосибирской ГЭС привело к учащению толчков в районе Камня-на-Оби [6]).

Неучтённые социальные и экономические последствия:

1. В период строительства: а) будет нарушено транспортное сообщение с тремя удалёнными селами (Ороктой, Эдиган, Куюс); с. Еланда фактически превращается в строительную площадку.

2. После строительства: б) затапливается автодорога, линии электропередач, мост на Ороктой; в) затопление ряда сёл; г) фактическое уничтожение Чемальского курорта, сворачивание туризма и падение заработков населения; д) будут фактически разбиты центральные автодороги Чемальского района (в том числе, и участок Чуйского тракта), восстанавливать которые придётся силам районного бюджета.

При этом в проекте не предусмотрены четкие механизмы компенсации.

Более того, реальная практика показывает, что единственно надёжный путь получения ряда компенсаций - до, а не после строительства. Но на эти условия заказчики не идут.

3. Увеличение социальной напряжённости в связи с вышеперечисленными проблемами и с возможным усилением сейсмичности.

Реальное энергетическое развитие РА после строительства плотины:

1. Плотина будет покрывать лишь 30-40% зимней потребностей РА. Летом в РА нет потребности в дополнительной энергии (ряд ТЭЦ на этот период останавливаются или переходят на значительно меньшую нагрузку).

2. Остается острая проблема изношенности электрических сетей. В проекте не предусмотрена их реконструкция. В проекте также не заложено строительство дополнительных сетей для передачи и энергии в РА (и в том числе, в Чемальский район).

3. При нынешних темпах роста к 2008 г. тариф в РА будет составлять около 3 руб. Снижение тарифа не предусматривается. Речь только о возможном замедлении роста [7].

Социально-политические последствия:

1. Катунь является священной рекой как для потомков староверов, живущих в Горном Алтае, так и для коренного алтайского населения. Это уже сейчас ведёт к социальному расколу, росту напряжения и возникновению национально-религиозных конфликтов в приграничном районе РФ.

Реальные планы Заказчиков:

Оценки имеющихся материалов практически не оставляют сомнений в том, что реальной целью является по-прежнему строительство катастрофически разрушительной 180-метровой плотины (прежде всего, потому, что 57-метровая ГЭС невыгодна для заказчика).

Реальные альтернативы:

1. Специалистами самой РА разработаны и начали внедряться (например, в Усть-Коксинском районе РА) проекты развития альтернативной энергетики.

Среди данных специалистов бывший директор первого проекта Катунской ГЭС Ю.И.Тошпоков, член экономического консультативного совета при Главе правительства РА, председателе правительства РА; представитель Сибирского энергетического научно-технического Центра в РА; член Российского (Федерального) Комитета по нетрадиционной энергетике от РА.

2. Разработана и представлена к рассмотрению Стратегия развития энергетики Республики Алтай на 2004-2008 гг. и на перспективу до 2020 года, базирующая именно на технологиях альтернативной энергетики. Правда, в виде приложения в неё снова включён проект Алтайской ГЭС, но он, очевидно, неорганичен и несущественен для данной стратегии.

Если учесть, что большие ГЭС уже в целом признаны технически устаревшими, экономически невыгодными и экологически опасными (см., например, Отчёт Всемирной Комиссии по плотинам (2000 год) [8], то резюме из сказанного очевидно. Во-первых, Алтайская ГЭС - проект, преследующий экономические интересы частных фирм; непродуманный технически, негативный по своим экологическим, социальным и политическим последствиям. Во-вторых, Республика Алтай имеет все природные условия для её энергетического развития на базе комплексов альтернативной энергетики и могла бы стать пилотной площадкой в РФ для апробирования, развития и применения данных технологий в широком масштабе.

_________

1. Ратанова М.П. Экологические основы общественного производства. Смоленск, 1999. С.40-41.

2. См., например, Доклад Всемирной Комиссии по Плотинам.

3. Плотины и развитие. Отчёт Всемирной Комиссии по Плотинам. Лондон, 2000.

4. См., например, Ушакова В.Г. Об использовании природных вод Республики Алтай // Минерально-сырьевая база Республики Алтай. Состояние и перспективы (материалы регионального совещания). Горно-Алтайск, 1998. Так в 1999 -2001 годах содержание ртути в поверхностных водах р. Катунь в паводковые периоды (май-июль) превышало ПДК в 2-7 раз; в подземных водах (артезианские скважины, частные колонки, колодцы) в 4,5 раза.

5. Водохранилища и их воздействие на окружающую среду. М.: Наука, 1986. с.106-110.

6 Техника молодежи. №8, 1989; Природные опасности России. Природные опасности и общество. М.: Крук, 2002. с.43.

7. Постскриптум 41 (536) 2004.

8 Плотины и развитие. Отчёт Всемирной Комиссии по Плотинам. Лондон, 2000.

ДОКУМЕНТ 2

Законность и открытость при проектировании Алтайской ГЭС

Сейчас уже общепризнано, что самыми надёжными показателями любого дела являются его соответствие законам и открытость для общества.

В самом деле: хотя наше российское законодательство можно во многом справедливо подвергать критике, - но, тем не менее, как говорили римляне, это всё-таки закон, единый для всех. А уж любому правительству соблюдать закон сам Бог велел, тем более, что от граждан оно требует именно этого.

Что же касается открытости, то здесь и вовсе нечего обсуждать. Когда любой из нас идёт в магазин, обращается в фирму за услугами и пр., мы справедливо требуем, чтобы нас не обманывали, чтобы мы чётко знали, за что платим деньги и что получим взамен. А если сталкиваемся с откровенным обманом или даже умалчиванием, то делаем соответствующие выводы.

Давайте же посмотрим с этих позиций на всю эпопею с Алтайской ГЭС.

I. Кто в действительности является Заказчиком Алтайской ГЭС?:

Официально Заказчиком Обоснований инвестиций в строительство Алтайской ГЭС на реке Катуни в Республике Алтай в прессе заявлено Открытое акционерное общество «Горно-Алтайская ГЭС». Оно зарегистрировано 29.08.2003 по адресу 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, д. 24 тел. 8 (91693) 16-4-05. Уставный капитал 50,000,000 рублей. Генеральный директор ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» - Макаров Александр Юрьевич, телефон 8 (095) 184-05-12.

Учредители: ЗАО Элиттехнострой (вклад 45,000,000 руб.) и Правительство РА в лице Министерства имущественных отношений Республики Алтай (вклад 5,000,000 руб.).

Во-первых, данное ОАО было создано с нарушениями действующего законодательства.

а) 18.08.2003 принято Постановление Правительства РА 231 «Об участии Правительства Республики Алтай в открытом акционерном обществе «Горно-Алтайская ГЭС»», в соответствии с которым Министерству имущественных отношений РА поручено выступить учредителем ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» и в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» внести право аренды земельного участка в районе строительства и функционирования ГЭС на срок до введения её в эксплуатацию.

Но Правительство не обладало правом аренды на этот земельный участок, так как часть его принадлежит на праве общей долевой собственности крестьянским фермерским хозяйствам бывшего совхоза Эдиганский, а другая часть относится к землям запаса.

Правда, это нарушение через полгода было исправлено Правительством РА, в качестве уставного капитала теперь внесена сумма 5,000,000 рублей. Но здесь возникает другой вопрос (и до сих пор без ответа!): по какой статье республиканского бюджета была осуществлена выплата в уставный капитал общества?

б) Кроме того, статья 10 Федерального закона РФ «Об акционерных обществах» запрещает органам государственной власти выступать учредителями хозяйственных обществ, если иное прямо не предусмотрено федеральными законами (иное федеральными законами не предусмотрено).

То есть Правительством РА проигнорировано данное положение Федерального закона.

в) Кроме того, на основании статьи 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» даже сами проекты нормативных актов, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, подлежат обязательной экологической экспертизе. Экологическая экспертиза Постановления Правительства РА «Об участии Правительства Республики Алтай в открытом акционерном обществе «Горно-Алтайская ГЭС»» не проводилась.

Но самое интересное в том, что существует ещё одно открытое акционерное общество «Горно-Алтайская Гидроэлектростанция»!

Оно зарегистрировано 29.03.2004 по адресу: 649240, Республика Алтай, Чемальский район, село Чемал, ул. Пчелкина, д. 93, тел 8 (38822) 62-5-59, 63-0-23. Уставный капитал 19,500,000 рублей.

Генеральный директор - тот же Макаров Александр Юрьевич, но телефон уже указан другой - (38822) 63-0-23. Учредитель здесь только один ООО «Энергостройфинанс» (размер вклада 100,000 руб.).

У любого сколько-нибудь грамотного человека, мягко говоря, возникает недоумение. Начнём с более частного вопроса:

Во-первых, как сформирован уставный капитал Общества?

Из 19,500,000 руб. только 100,000 руб. внесено учредителем (ОАО «Энергостройфинанс») (хотя по той же статье 25 ФЗ «Об акционерных обществах» весь уставный капитал вносится учредителями). Кем были внесены остальные 19,400,000 руб.?

Но главное даже не в этом, в а том вопросе, который мы вынесли в подзаголовок:

Кто на самом деле Заказчик Алтайской ГЭС?

С какой целью созданы два практически одинаковых ОАО с одним директором?

Конечно, эти вопросы риторические. Ответить на них нетрудно.

Очевидно, что одно из них - истинный заказчик материалов Алтайской ГЭС, а другое с почти аналогичным названием (скоре всего, первое) играет роль козла отпущения. И пока общественность борется с ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» (мнимым заказчиком), ОАО «Горно-Алтайская Гидроэлектростанция» получает необходимые согласования и решения, готовит проект, что точно так же скрыто от общественности.

Кстати, адрес г. Горно-Алтайск, пер. Гранитный, 1, указанный как юридический в объявлении о проведении общественных слушаний в «Звезде Алтая» от 23 декабря 2004 г. и на бланках обоих ОАО, не является юридическим ни для одного из двух ОАО (!).

Все координаты, которые предлагаются общественности для связи, идентичны. Генеральный директор тоже одно лицо - г-н Макаров А.Ю.

И ещё один нюанс: в прессе, для публики, постоянно звучит, что заказчиком материалов Обоснования инвестиций в строительство Алтайской ГЭС на р. Катуни в Республике Алтай является ОАО «Горно-Алтайская ГЭС», а в Чемальский районный суд представители заказчика представили материалы, касающиеся ОАО «Горно-Алтайская Гидроэлектростанция».

II. 23.06.2004 г. администрацией Чемальского района Республики Алтай принято постановление 121 «О предварительном согласовании для ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» места размещения строительства гидросооружений и стройбазы Алтайской ГЭС на участке 235-236 км выше устья реки Катунь (общей площадью 35,9 га в аренду.)».

29.06.2004 г. администрацией Чемальского района принято постановление 126 «О предварительном согласовании для ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» места размещения водохранилища Алтайской ГЭС на участке 235-260 км выше устья реки Катунь (общей площадью 547,7 га в аренду)».

Эти постановления также приняты с нарушением норм действующего российского законодательства:

Во-первых, население района не было информировано о намечаемом строительстве. Это нарушение части 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушено право граждан участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения.

Во-вторых, решение принято без проведения референдума, требуемого статьей 35 Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Населению Чемальского района о согласовании земельных участков стало известно только 1 июля 2004 г., когда постановления были опубликованы в районной газете «Чемальский вестник».

В-третьих, решение принято без учёта существования природного парка Катунь, созданного ранее на территории Чемальского и Майминского районов (это является нарушением Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

III. 1 июля 2004 г. ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» было подано заявление в Министерство природных ресурсов РФ на проведение государственной экологической экспертизы Обоснования инвестиций в строительство Алтайской ГЭС на реке Катуни в Республике Алтай.

1-го же июля МПР РФ приняло решение об организации и проведении госэкспертизы этих материалов (Приказ 471 от 01.07.2004).

5.08.2004 г. МПР РФ утвердило положительное заключение госэкспертизы материалов.

И только 1 июля 2004 г. (в день подачи заявления о регистрации государственной экологической экспертизы) впервые была опубликована информация о намечаемом строительстве в официальной газете Чемальского района «Чемальский вестник» одновременно с Постановлениями администрации Чемальского района о предварительном согласовании земельных участков.

Здесь также нарушено действующее российское законодательство.

До проведения государственной экологической экспертизы заказчик должен был провести процедуру оценки воздействия намечаемого строительства на окружающую среду. При этом обязательно должна информироваться общественность и должно учитываться мнение населения (в порядке, установленном Положением «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», 2002 г.).

Материалы учёта общественного мнения (протоколы сходов, общественных слушаний, опросов, вопросы и предложения граждан) должны были стать частью тома «Оценка воздействия на окружающую среду». Тем не менее, мнение общественности не учитывалось и материалы учёта общественного мнения (общественных обсуждений) в томе «Оценка воздействия на окружающую среду» отсутствуют.

Первая чёткая и адекватная публикация о намечаемом строительстве прошла одновременно с подачей заявления на государственную экологическую экспертизу 1 июля 2004 г. Жители Республики Алтай, население соседних Алтайского края и Новосибирской области о намечаемом строительстве практически не информировались. Это грубейшее нарушение порядка проведения процедуры оценки воздействия на окружающую среду.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации также допустило нарушения, приняв материалы «Обоснований инвестиций» и назначив проведение государственной экологической экспертизы без материалов учёта общественного мнения и необходимых согласований (что требуется частью 1 статьи 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).

IV. Материалы «Обоснований инвестиций» прошли государственную экспертизу в Министерстве промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай. Экспертная комиссия вышеуказанного министерства 1 ноября 2004 г. утвердила положительное заключение по материалам «Обоснования инвестиций в строительство Алтайской ГЭС на реке Катуни в Республике Алтай» с утверждаемой частью рабочего проекта.

Нарушения:

1. На экспертизу были представлены те же материалы «Обоснования инвестиций», что и на государственную экологическую экспертизу, но уже, якобы, с утверждаемой частью рабочего проекта. Но это уже другая документация, которая, в свою очередь, тоже должна пройти государственную экологическую экспертизу до поступления на государственную экспертизу.

В соответствии с пунктом 10 Положения «О проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в РФ» 1008 от 27.12.2000 государственная экспертиза предпроектной и проектной документации объектов, включённых в федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов, проводится Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, то есть на федеральном уровне и специально уполномоченным на то органом, а Минпромстройжилкомхоз Республики Алтай не является органом, уполномоченным на проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации даже на уровне Республики Алтай.

2. Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации предполагает проверку её соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов, выданным органами государственного надзора и контроля и заинтересованными организациями (пункт 3 Положения). Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы предпроектной и проектной документации содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учётом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надёжности и безопасности. В сводном заключении также устанавливаются основные технико-экономические показатели строительства объектов (пункт 18 Положения).

В экспертной комиссии большая часть экспертов не имеет технического образования, среди экспертов кандидаты химических, исторических, геолого-минералогических, философских, биологических наук, врач, зайсан, пенсионер, предприниматель, глава Чемальского района и только 5 экспертов имеют техническое образование. Поэтому вызывает большое сомнение возможность данной экспертной комиссии оценить планируемую к строительству гидроэлектростанцию с точки зрения её соответствия инженерно-техническим требованиям и требованиям конструктивной надежности и безопасности.

V. На пресс-конференции, состоявшейся 03.10.2004 в Горно-Алтайске, представители ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» сообщили, что «Обоснования инвестиций» уже прошли государственную экологическую экспертизу, заключение которой утверждено МПР РФ приказом 600 от 05.08.2004 года. Таким образом, они поставили общественность Республики Алтай уже перед свершившимся фактом. На встрече с представителями экологических организаций, которые запросили проектные материалы для проведения общественной экологической экспертизы, представитель заказчика и главный проектировщик заявили, что общественная экспертиза проекта не требуется, так как «Обоснование инвестиций» получило положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Данные заявления выглядели, по меньшей мере, некомпетентно, так как обязательной экологической экспертизе подлежат технико-экономические обоснования и проекты (то есть проектная документация) намечаемой хозяйственной и иной деятельности (статья 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»), а «Обоснования инвестиций» не относятся к проектной документации, они составляются на предпроектной стадии. Положительное заключение государственной экологической экспертизы на «Обоснования инвестиций» не снимает необходимости государственной экологической экспертизы на проектную документацию технико-экономическое обоснование (проект) Алтайской ГЭС на р. Катуни. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность , относится к основным принципам охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды». А общественная экологическая экспертиза может быть проведена до или во время проведения государственной экологической экспертизы проектной документации. Так что заявления о возможности начала строительства преждевременны.

Начало строительства и даже финансирование работ не может быть начато без наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Таково требование Федерального закона «Об экологической экспертизе», в соответствии со статьей 30 которого финансирование или кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства об экологической экспертизе.

VI. 28 января 2005 г. в г. Горно-Алтайске Минпромстройжилкомхозом РА было проведено мероприятие, названное вышеуказанным органом общественными слушаниями.

Во-первых, каков правовой статус данного мероприятия? Оно проведено постфактум после государственной экологической экспертизы «Обоснований инвестиций», после государственной экспертизы «Обоснования инвестиций» с мифической утверждаемой частью рабочего проекта, а также с нарушениями правил проведения и оформления таких мероприятий.

Общественные слушания в соответствии с пунктом 4.9 Положения «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» проводятся органами местного самоуправления, ими же определяется порядок проведения общественных слушаний. В данном случае это должна была быть администрация Чемальского или Шабалинского районов, а не Минпромстройжилкомхоз РА (как госорган).

На слушаниях должен был быть составлен протокол, в котором должны были фиксироваться вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Протокол должен был быть подписан представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Ничего подобного на мероприятии от 28 января 2005 г. не проводилось.

На мероприятии даже не было объявлено, по поводу какой документации оно собрано - предпроектной (обоснований инвестиций) или проектной. На этот вопрос, поставленный из зала, никто не смог дать вразумительного ответа. Ведущие мероприятия и представители Заказчика не представлялись собравшимся. Протокол не вёлся и, соответственно, не подписывался участниками слушаний. Осуществлялась только аудиозапись.

Резюме всего сказанного очевидно. Действительно серьёзный, экономически обоснованный, выгодный для жителей проект не нуждался бы в бесчисленных обходных путях, прямых нарушениях и постоянном обмане общественности.

ДОКУМЕНТ 3

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ФРАДКОВУ М. Е.

103274, г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 2.

ОТ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ

Запрос на информацию, затрагивающую конституционные права граждан России и представляющую общественный интерес

УВАЖАЕМЫЙ МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ!

На реке Катунь (в Чемальском районе Республики Алтай) планируется строительство гидроэлектростанции. Этот проект вызывает огромную озабоченность всего населения Алтая. По мнению специалистов, реализация проекта может привести к негативным социально- экономическим и экологическим последствиям. Наиболее важные из них: изменение гидрологического режима рек и озёр бассейна Катуни, изменение климата, повышение сейсмической активности в районах, где только год назад произошло землетрясение, по мощности относящееся к классу опустошительных.

Река Катунь является священной для народов Алтая. Строительство промышленного объекта на реке-святыне для многих поколений – оскорбляет религиозные чувства коренных жителей Алтая и может привести к возникновению социальной напряжённости.

Планируемое строительство ГЭС на реке Катунь затрагивает права всего населения Алтая.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Конституции РФ органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Право граждан на получение информации о строительстве ГЭС на реке Катунь гарантируется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 29, пункт 4.

«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.»

Статья 42.

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Статья 18.

«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.»

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ», принят 31.12.1993 г.

«Право на информацию - одно из фундаментальных прав человека.

п. 3. Деятельность государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающий личные интересы граждан;

в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений,

должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанных с соблюдением прав и законных интересов граждан.»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ , принят 25.01.1995 г.

«Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа.

3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населённых пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов.

1. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Статья 24. Защита права на доступ к информации.

1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесённого ими ущерба.

2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.

3. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных нарушениях.

Обязанность органов власти Российской Федерации (Правительства РФ) по обеспечению прав граждан закреплена в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации».

Статья 3. Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Статья 18. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и Указом Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» доступ граждан и организаций к информации является формой общественного контроля за деятельностью государственных органов.

ПРОСИМ

предоставить следующую информацию:

1. Принимало ли Правительство РФ решение (постановление, распоряжение) о строительстве и порядке финансирования гидроэлектростанции на реке Катуни в Чемальском районе Республики Алтай? Если решение принималось, просим сообщить, где и когда оно было опубликовано.

2. Проводилась ли Государственная экологическая экспертиза проекта решения (постановления, распоряжения) Правительства РФ о строительстве ГЭС на реке Катуни в Чемальском районе Республики Алтай? Если экспертиза проводилась, просим предоставить копию заключения этой экспертизы.

3. Проводилась ли Государственная экологическая экспертиза проекта строительства ГЭС на реке Катуни в Чемальском районе Республики Алтай? Если экспертиза проводилась, просим предоставить копию заключения указанной экспертизы.

4. Проводилась ли этнологическая экспертиза при принятии решений о реализации проекта строительства ГЭС на реке Катуни в Чемальском районе Республики Алтай? Если экспертиза проводилась, просим предоставить копию заключения указанной экспертизы.

5. Просим сообщить, принимали ли участие представители коренных малочисленных народов Алтая:

· в проведении Государственной экологической экспертизы проекта строительства ГЭС на реке Катуни в Чемальском районе Республики Алтай,

· в проведении этнологической экспертизы проекта строительства ГЭС на реке Катуни в Чемальском районе Республики Алтай?

Просим направить копии запрашиваемых документов и информацию по адресу:

656052, г. БАРНАУЛ, УЛ. МАТРОСОВА, 120.

В случае отказа в предоставлении информации просим дать письменный аргументированный ответ, который будет нам необходим в случае обжалования Ваших действий в судебном порядке.

Подписи граждан под запросом в Правительство РФ на получение информации о действиях и решениях Правительства РФ в связи с проектированием гидроэлектростанции на реке Катуни в Республике Алтай

п/п Ф.И.О. Адрес Дата Подпись (Таблица для сбора подписей)

ДОКУМЕНТ 4

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ФРАДКОВУ М. Е.

103274, г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 2.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ГЛАВЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛАПШИНУ М.И.

649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, 24.

ОТ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ

Адрес для ответа: 656052, г. Барнаул, ул. Матросова, 120

КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

О запрещении строительства гидроэлектростанции на реке Катуни в Республике Алтай в интересах нынешних и будущих поколений граждан Российской Федерации

(на основании статей 2, 3, 9, 15, 18, 32, 33 Конституции Российской Федерации, статьи 980 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 5, 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»)

Статья 9 Конституции РФ закрепляет принцип, в соответствии с которым земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 42 Конституции РФ гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 32 Конституции РФ гарантирует гражданам право непосредственно участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Реализуя свои конституционные права, обращаемся с требованием ПРЕКРАТИТЬ проектирование, финансирование и строительство гидроэлектростанции на реке Катуни в Республике Алтай.

Данный проект направлен на удовлетворение финансовых интересов узкой группы частных лиц в ущерб интересам населения Алтая и интересам всех граждан России и интересам Российской Федерации в целом.

Первоначальный проект 180-метровой ГЭС на р. Катунь в Чемальском районе Республики Алтай (РА) в 1989-1990 гг. был отвергнут 2-мя государственными экологическими экспертизами как экономически несостоятельный и экологически опасный. После попыток получить бюджетное финансирование в 2003 г. правительство РА нашло частного инвестора (официально ЗАО Элиттехнострой) и приняло постановление 231 «Об участии Республики Алтай в открытом акционерном обществе «Горно-Алтайская ГЭС»». Заявленной целью ОАО является строительство 57-метровой Алтайской ГЭС. С самого начала данный проект ведётся с крайней поспешностью, постоянными нарушениями российского законодательства и сокрытием от общественности информации о проекте.

Проектирование и строительство гидроэлектростанции на реке Катуни должно осуществляться на основании решений и постановлений Правительства Российской Федерации, так как река Катунь является частью Обь-Иртышского водного бассейна и, протекая по территории двух субъектов Российской Федерации (Республики Алтай и Алтайского края), в соответствии с частью 1 статьи 36 «Водного кодекса» Российской Федерации находится в собственности Российской Федерации, а управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 36 «Водного кодекса» РФ). Включение ранее Алтайской ГЭС в Федеральную целевую программу «Энергосберегающая экономика» на 2002-2005 годы, в перспективе до 2010 года не может заменить собою конкретное решение о начале проектирования и подготовке к строительству этого промышленного объекта. Тем не менее, решение о проектировании и строительстве Алтайской ГЭС было принято на уровне Правительства Республики Алтай и частного капитала.

Постановление Правительства Республики Алтай, на основании которого Правительство входит в качестве учредителя в ОАО «Горно-Алтайская ГЭС», в противоречие статьей 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» не проходило государственную экологическую экспертизу.

Кроме того, Правительство РА не обладало правом вхождения в хозяйственные общества в качестве учредителя в соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об акционерных обществах».

2). Постановления администрации Чемальского района 121 и 126 о предварительном согласовании для ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» месторазмещения строительства гидросооружений и стройбазы и водохранилища Алтайской ГЭС на участке 235-260 км выше устья реки Катунь также приняты с нарушениями норм федерального законодательства: статьи 31 «Земельного кодекса» РФ без информировании населения о намечаемом строительстве; и статьи 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды» без проведения референдума.

Заказчик проигнорировал требования Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Положения «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» об информировании населения и учёте общественного мнения при проектировании хозяйственного объекта до подачи документации на государственную экологическую экспертизу. Впервые точная информация о проектировании ГЭС на р. Катуни вышла только в районной газете Чемальский вестник 1 июля 2004 г. (день подачи материалов на государственную экологическую экспертизу), в официальных СМИ Республики Алтай, Алтайского края и Новосибирской области таких публикаций не было, а общественных обсуждений в рамках процедуры ОВОС не проводилось. Соответственно, материалы учёта общественного мнения в книге 8 «Оценка воздействия на окружающую среду» отсутствуют.

В результате проигнорированы права и законные интересы граждан России, конституционное право на информацию, на участие в управлении делами государства, на охрану окружающей среды, на выбор места жительства и проч.

Заказчиком документации не осуществлены необходимые исследования для строительства в горной местности, не проведено сейсмическое районирование, не исследовано содержание и поведение ртути и других тяжёлых металлов в бассейне реки Катунь, не проведена историко-культурная экспертиза, а также не получены необходимые согласования и заключения от государственных органов. Ряд согласований на «Обоснования инвестиций в строительство Алтайской ГЭС на р. Катуни в Республике Алтай» выданы неуполномоченными на то органами.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации, приняв на государственную экологическую экспертизу некомплектные материалы «Обоснований инвестиций в строительство Алтайской ГЭС на р. Катуни в Республике Алтай», нарушило статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и основные принципы проведения экологической экспертизы (презумпции экологической опасности намечаемой хозяйственной деятельности, участия граждан, гласности и учёта общественного мнения, научной обоснованности и законности заключений государственной экологической экспертизы).

Министерством промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай в противоречие с пунктом 10 Положения «О проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в РФ» 1008 от 27.12.2000 проведена государственная экспертиза материалов «Обоснований инвестиций в строительство Алтайской ГЭС на р. Катуни в Республике Алтай» с утверждаемой частью рабочего проекта. Хотя этот орган не уполномочен на проведение государственной экспертизы, экспертиза должна проводиться Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, то есть специально уполномоченным органом и на федеральном уровне, так как строительство Алтайской ГЭС включено в Федеральную целевую программу «Энергосберегающая экономика» на 2002 2005 годы, в перспективе до 2010 г.

Кроме того, заказчиком и Правительством Республики Алтай игнорируются будущие проблемы, связанные со строительством ГЭС. Среди них прежде всего надо назвать:

экологические:

- изменение гидрологического режима местности и климата, увеличение числа больных астмой, простудных заболеваний, сердечно-сосудистых, заболеваний суставов и пр., потеря туберкулёзных санаториев, в том числе и детских;

- накопление в водохранилище тяжёлых металлов, в частности, ртути (главные притоки Катуни - Аргут и Чуя - протекают по двум ртутоносным зонам, а ложе проектируемого водохранилища будет находиться над частью Сарасинско-Курайской ртутной зоны);

- проблема наведённых землетрясений. Провоцирование землетрясений зачастую происходит не только в сейсмически опасных районах, но и там, где сейсмической активности до их строительства не было. ГЭС же планируется к строительству в горной местности, где только осенью 2003 г. Произошло крупнейшее землетрясение, афтершоки от которого продолжаются по сей день;

- и другие последствия;

социально-экономические:

- нарушение транспортных сообщений с удалёнными сёлами, так как заложенные в проекте объемы восстановления дорог значительно ниже их фактической протяжённости;

- затопление автодороги, линий электропередач, моста, ряда сёл, причём на пресс-конференции представители заказчика заявили, что восстановление ЛЭП не является их обязанностью;

- фактическое уничтожение Горно-климатического курорта федерального значения Чемал;

- сворачивание туризма и, как следствие, снижение доходов населения;

- увеличение социальной напряжённости в Республике, так как будут возникать конфликты между местными жителями и приезжими вахтовиками, снизится уровень жизни населения.

Надо особо подчеркнуть, что негативные изменения окружающей среды и социально-экономической ситуации в Республике Алтай наиболее опасны для представителей коренных малочисленных народов, жизнь которых напрямую зависит от состояния их исконной среды обитания и сохранения традиционного образа жизни и культуры. Река Катунь является священной для всех народов Алтая. Традиции и верования народов Алтая содержат многочисленные предсказания о негативных последствиях любого строительства на р. Катунь, тем более это относится к такому большому промышленному объекту, как гидроэлектростанция. Промышленное освоение Алтая самым серьёзным образом снизит гарантии самобытного культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, установленные Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Деятельность, которую коренные народы в силу своих верований считают недопустимой - перегораживание священной реки, - нанесёт невосполнимый вред духовной жизни и самосознанию этих народов и обострит ситуацию в регионе.

Строительство Алтайской ГЭС не приведёт и к улучшению энергетической ситуации в Республике Алтай, о чём заявляется заказчиком, так как:

а) плотина будет покрывать лишь 30-40% зимней потребностей Республики Алтай; летом же в Республике Алтай нет потребности в дополнительной энергии (ряд ТЭЦ на этот период останавливаются или переходят на значительно меньшую нагрузку).

б) остаётся острая проблема изношенности электрических сетей. В проекте не предусмотрена их реконструкция и не заложено строительство дополнительных сетей;

в) по словам самого заказчика, снижения тарифа не предусматривается.

Кроме того, напоминаем, что в России крупные электростанции загружены всего на 40-60 %. Нет никакой необходимости строить ещё одну ГЭС, когда не используются ресурсы имеющихся.

Практически, осуществляется подготовка к строительству технически несовершенного, экологически опасного и экономически невыгодного для населения Сибири объекта без широкого обсуждения с общественностью, без учета общественного мнения, без серьёзных научных исследований. Даже при 57-метровой плотине возникает серьёзная опасность причинения вреда в будущем (экологических, социально-экономических последствий), а после знакомства с предпроектными материалами, предложенными общественности Заказчиком, ясно, что конечной целью является строительство отвергнутой в начале 90-х годов государственными экспертизами 180-метровой плотины (тогда этот проект носил название Катунской ГЭС). В этом случае все масштабные и необратимые последствия, отмеченные в этих экспертизах, угрожают жителям не только Республики Алтай, но и Алтайского края, Новосибирской области и других регионов Обь-Иртышского бассейна.

Даже поверхностный экономический расчёт показывает, что угроза причинения вреда в будущем превысит все прибыли и удобства, которые обещаны жителям Алтая.

Многочисленные нарушения федерального законодательства, неучёт общественного мнения, экологических и социально-экономических последствий свидетельствует о том, что Правительство и другие государственные органы Республики Алтай руководствуются не интересами Республики Алтай, а оказывают открытое содействие обогащению частных инвесторов.

Цена таких непродуманных решений может обойтись гражданам, природе, Республике Алтай, Алтайскому краю, Новосибирской области, да и всему государству в целом слишком дорого.

Мы, жители Алтая и других регионов России, категорически против строительства гидроэлектростанции на реке Катуни в Республике Алтай.

Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Полномочному представителю Президента Российской Федерации, Главе Правительства Республики Алтай направлены обращения, подписанные тысячами граждан.

Уже сейчас в судах находятся несколько дел об оспаривании незаконных действий и решений различных органов государственной власти и местного самоуправления, связанных с проектированием Алтайской ГЭС на р. Катуни в Республике Алтай. Готовятся новые судебные дела, в которых примут участие не только жители Алтая, но и граждане, проживающие в других регионах России.

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 2, 3, 9 42, 32, 33, 15, 18 Конституции Российской Федерации, статьями 11 и 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьями 3 и 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе», статей 5, 6 и 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»

Требуем запретить проектирование, финансирование и строительство гидроэлектростанции на реке Катуни в Республике Алтай!

Подписи под обращением Председателю Правительства Российской Федерации Фрадкову М.Е. и Главе Правительства Республики Алтай Лапшину М.И. о запрещении строительства гидроэлектростанции на реке Катуни в Республике Алтай в интересах нынешних и будущих поколений россиян

п/п Ф.И.О. Адрес Дата Подпись (Таблица для сбора подписей)

ДОКУМЕНТ 5

УВЕДОМЛЕНИЕ

(в соответствии со ст. 980, 981 ГК РФ)

В Чемальском районе Республики Алтай на реке Катунь планируется строительство гидроэлектростанции. Этот проект вызывает огромную озабоченность населения России. По мнению специалистов реализация данного проекта может привести к негативным социально-экономическим и экологическим последствиям. Наиболее важные из них: изменение гидрологического режима рек и озёр бассейна Катуни, изменение климата, повышение сейсмической активности в районах, где только год назад произошло землетрясение, по мощности относящееся к классу опустошительных.

Река Катунь священна для народов Алтая. Строительство огромного промышленного объекта на реке-святыне многих поколений оскорбляет религиозные чувства коренных жителей Алтая и может привести к возникновению социальной напряжённости.

Реализуя права, гарантированные Конституцией Российской Федерации и действующим российским законодательством (Конституция РФ ст. 2,7, 9,42,32,33,46, Гражданский Кодекс РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»), общественные, некоммерческие организации (Алтайский краевой общественный фонд «Алтай 21 век», межрегиональная общественная организация «Сибирский экологический центр», Общественное объединение «Школа экологии души Тенгри», Алтайская региональная общественная организация кумандинцев «Исток», Общественная организация «Защита Тэнгри», Эколого-правовой центр «Право на жизнь», автономная некоммерческая организация «Юристы за конституционные права и свободы», межрегиональная общественная организация «Соотечественники новых независимых государств» и другие организации) и граждане предприняли и предпринимают комплекс правовых действий, направленных на защиту прав и интересов нынешних и будущих поколений российских граждан:

- обращения к Президенту Российской Федерации;

- обращения и запросы на информацию в Правительство Российской Федерации, а также в другие государственные органы Российской Федерации и Республики Алтай, а также в органы местного самоуправления, а также организациям, осуществляющим проектирование, финансирование и реализацию проекта;

- жалобы в органы прокуратуры Российской Федерации и Республики Алтай с указанием нарушений законодательства и ущемления прав и законных интересов граждан;

- инициировано проведение общественной экологической экспертизы;

- обращения в суд с исками о запрещении строительства Алтайской ГЭС и заявлениями об оспаривании действий (бездействия) и решений органов государственной власти и местного самоуправления.

Обращения к Президенту России и к другим органам государственной власти подписали тысячи граждан.

Правовые действия направлены на защиту прав и интересов нынешних и будущих поколений жителей Алтая и граждан России.

ОДОБРЕНИЕ

(в соответствии со ст. 980, 981 ГК РФ)

Одобряю правовые действия, предпринятые общественными, некоммерческими организациями и гражданами:

- обращения к Президенту Российской Федерации;

- обращения и запросы на информацию в Правительство Российской Федерации, а также в другие государственные органы Российской Федерации и Республики Алтай, а также в органы местного самоуправления, а также организациям, осуществляющим проектирование, финансирование и реализацию проекта;

- жалобы в органы прокуратуры Российской Федерации и Республики Алтай с указанием нарушений законодательства и ущемления прав и законных интересов граждан;

- проведение общественной экологической экспертизы;

- обращения в суд с исками о запрещении строительства Алтайской ГЭС и заявлениями об оспаривании действий (бездействия) и решений органов государственной власти и местного самоуправления.

Действия предприняты в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством:

- Конституция Российской Федерации ст. ст. 2,7, 9,32,33,42,46;

- Гражданский Кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

- Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;

- Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»

и направлены на защиту моих прав и прав моих будущих поколений.

Подписи под одобрением правовых действий граждан и общественных организаций в защиту прав и интересов нынешних и будущих поколений российских граждан в связи с планированием строительства гидроэлектростанции на р. Катуни в Республике Алтай

п/п Ф.И.О. Адрес Дата Подпись (Таблица для сбора подписей)

 

Ваши комментарии к этой статье

 

23 дата публикации: 20.09.2005