Медаль Лауреата Международной премии имени Николая Рериха.
Авторы: дизайн и лепка Эдуарда Озоля и Ремира Харитонова, резьба Якова Раменского.
Санкт-Петербург, 2003 г.

На аверсе медали изображен портрет Николая Рериха, выполненный по рисунку Святослава Рериха. На реверсе выгравированы рисунок Николая Рериха, изображающий цветок Лотоса и символ Триединства - три круга на фоне языков пламени, автограф от 7 сентября 1900 г., хранящийся в Институте истории материальной
культуры РАН в Санкт-Петербурге, и годы жизни Мастера - 1874-1947.
Снимки фотографа В. Платонова.



ОБ ИСТОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ И СИМВОЛИКЕ МЕДАЛИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ПРЕМИИ ИМЕНИ Н.К. РЕРИХА

На лицевой стороне медали помещён портрет Н.К. Рериха, выполненный по подлинному рисунку сына художника - Святослава Рериха, который он исполнил в возрасте 18 лет. Впервые этот карандашный портрет 1923 года монохромно воспроизведён в изданиях парижского Франко-русского издательства - монографиях, подготовленных Международным художественным центром Corona Mundi ( Венец Мира ): 1. [N.] Roerich. Adamant. Paris, 1923 (на английском языке). С. 3.; 2. Nina Selivanova. The World of Roerich. Paris, 1923 (на английском языке). С. 3. Через год портрет был вновь литографирован в Риге (типография Мюллера) для издания на русском языке: Николай Рерих. Пути Благословения. Нью-Йорк - Париж - Рига - Харбин, 1924. Авантитул. В дальнейшем этот портрет неоднократно переиздавался как при жизни Н.К. Рериха, так и в новейшее время. Настоящее его местонахождение неизвестно. В Государственном художественном музее Латвии хранится очень близкий к данному портрет-повторение, выполненный С.Н. Рерихом в 1924 г. (см. воспроизведение в цвете: Николай Рерих. Картины из коллекции Государственного художественного музея Латвии (включая картины Святослава Рериха). Рига: Угунс, 1999. С. 55).

Портрет Н.К. Рериха передаёт сосредоточенную внутреннюю жизнь художника, писателя и мыслителя, его глубокое погружение в творчество, его сопереживание всему живущему и ищущему мира, понимания и счастья. Он выполнен юным, начинающим художником, что символизирует призыв к юным дарованиям творить, искать свой высокий путь в искусстве, совершенствовать жизнь каждого дня с ранних лет.

На обороте медали размещена репродукция подлинного рисунка Н.К. Рериха, впервые литографированного в Индии в 1943 г. для издания: Tampy К.P. Padmanabhan. Gurudev Nicholas Roerich. Trivandrum: The Bookler's Resort, 1943. Настоящее местонахождение рисунка, размещённого на обложке и титульном листе данной книги, неизвестно. Это одна из последних прижизненных публикаций оригинальных работ художника, скончавшегося в 1947 г. в долине Кулу на севере Индии, ставшей ему второй родиной.

Рисунок изображает цветок Лотоса процветшего огнём; в центре композиции на фоне языков пламени - Три круга, символ Триединства. Его трактовки как главной Триады известны в разнообразных религиозных, философских, культурологических и пространственно-временных системах. В основе Знамени Мира - флага Международного договора по защите памятников культуры, образования и науки (Пакт Рериха, Вашингтон, 15 апреля 1935 г.) - всё тот же ключевой элемент Троицы.

Присутствие в композиции данного рисунка древнейшего символа Лотоса может быть воспринято в разных культурных традициях многозначно, но всегда позитивно. Лотос демонстрирует нашу дань уважения к ценностям разных культур. В архаичных символических системах Лотос - это Космос, поднимающийся из хаоса, как Солнце, взошедшее из Лотоса в начале мира. Это Цветок Света, результат взаимодействия созидательных сил Солнца и лунных сил воды. Будучи продуктом взаимодействия огня и воды, он символизирует Дух и Материю. Лотос - это совершенная красота. Он формирует чашу, символизирующую воспринимающий женский принцип. Согласно античному философу Ямвлиху, Лотос - символ совершенства, поскольку его листья, цветы и плоды образуют круг. Таким образом, Лотос олицетворяет духовное раскрытие, начиная свой рост из грязи и слизи и прорастая вверх через мутные воды, чтобы раскрыться на Солнце и в свете небес. Корень его олицетворяет нерастворимость, стебель - пуповину, привязывающую человека к своим истокам, цветок имеет форму солнечных лучей, коробочка с семенами символизирует плодоносную силу творения. В его бутоне сокрыты все потенциальные возможности. Его цветение - это расширение, просвещение, сердце, космическое колесо мира явлений. Семенные коробочки символизируют творение. Изображение пламени, поднимающегося из Лотоса, трактуют как божественное откровение, и союз дуалистичных сил огня и воды, Солнца и Луны, мужчины и женщины. Согласно традиции китайского буддизма, Лотос Сердца олицетворяет солярный огонь, а также время, невидимое и всепоглощающее, раскрытие всего сущего, мир, гармонию, союз. Кроме того, во многих культурах Лотос олицетворяет прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно. Этот момент художник особо подчеркнул тем, что поместил в центр композиции символ Триединства. Также Лотос - символ человека благородного, выросшего из грязи, но ею не запачканного . У египтян Лотос означает огонь интеллекта , творение, плодородие, возрождение, бессмертие, царскую власть. Как атрибут Изиды он олицетворяет плодородие, девственность, чистоту. В греко-римской культуре Лотос - эмблема Афродиты (Венеры). В индуизме Лотос - высшая форма или аспект земного; созидающая сила вечной сущности; движитель на лоне вод самовоспроизводящийся, саморождённый бессмертной и духовной природы человека, раскрытия всех способностей, вечной жизни, сверхчеловеческого начала, чистоты, красоты, долголетия, здоровья, славы, удачи, особенно для детей. В то же время, Лотос олицетворяет солнечный принцип, трон Брахмы, рожденного из Лотоса. Агни тоже родился из Лотоса. Лотос является символом мира, так как центр цветка иногда изображается как Гора Меру в аспекте мировой оси. В Иране Лотос символизирует Солнце и свет. В символизме майя он олицетворяет Землю, проявленную вселенную. В шумеро-семитской традиции Лотос олицетворяет Солнце и солнечных богов, а также лунных богов с Великой Матерью. Кроме того, он символизирует, с одной стороны, творческую силу, а с другой - жизнь и смерть, воскресение и бессмертие.

На обороте медали также выгравирован автограф художника - по образцу его подписи 7 сентября 1900 г. на документе из архива Императорской Археологической комиссии, хранящемся в Рукописном архиве Института истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге, на родине художника.
В данном контексте подпись символизирует петербургские истоки творчества Мастера и удостоверяет истинно петербургские традиции миротворчества, всемирного даяния и самоотверженности, присущие городу на Неве.

Таким образом, в настоящей медали в оригинальном художественном решении и оформлении петербургских художников-медальеров Э. Озоля и Р. Харитонова, представлены изображение, произведение и автограф Мастера, ставшие достоянием культурной жизни всего мира и, прежде всего, России (Санкт-Петербург), Франции (Париж), США (Нью-Йорк), Латвии (Рига), Китая (Харбин) и Индии (Тривандрум).

В символике медали Международной премии им. Н.К. Рериха сочетаются всемирные знаки Добра и Красоты, духовных истоков и достижений человечества.

Владимир Мельников
Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге

Собрание Музея-института семьи Рерихов в СПб.
Экспозиция ИНДИЯ В СОБРАНИИ МУЗЕЯ-ИНСТИТУТА СЕМЬИ РЕРИХОВ на выставке Образы Индии
(СПб., выставочный зал Смольный , 20 января 2004 - 1 февраля 2004).


 

Ваши комментарии к этой статье

 

17 весна 2004 года дата публикации: 18.03.2004