Лотов В.И.,
Новосибирск


Учение Живой Этики о мысли
Опубликовано: журнал На восходе , №12, 2001.

Каждый человек мыслит и сам факт мыслетворчества очевиден для современной биологической науки. Однако наука считает, что порождённая человеком мысль непосредственно воздействовать может только на самого человека изнутри, побуждая его к тем или иным действиям с помощью имеющихся у него физических возможностей. И если мысль сохраняется на некоторое время, то только на материальном носителе, в том числе в виде определённого вида записи в материальных структурах человеческого мозга подобно тому, как происходит запись и хранение информации в компьютере. Экспериментальных данных, убедительно свидетельствующих, например, о том, что мысль есть некая самостоятельная материальная субстанция, наука пока не имеет (или что-то имеет, но не желает замечать), поэтому предпочитает отвергать такие явления, как передача мысли на расстоянии или же наличие тонкого плана как среды существования мысли. Хотя всем, и в особенности учёным, хорошо знакомо такое явление, как мысль приходит в голову . Почему-то не возникает вопрос: а откуда она приходит? Гораздо приятнее допустить, что мы сами порождаем все мысли, в том числе и гениальные, – однако не поддаёмся ли мы здесь нашему самомнению?

Если бы наша наука (физическая, химическая, биологическая) сконцентрировала свои усилия и получила бы экспериментальное подтверждение тому, что мысль есть материальное образование, то это открытие стало бы революционным. Попробуем представить, какие возможные выводы и следствия сразу же пришлось бы сделать. Во-первых, пришлось бы допустить наличие некоторой тонкоматериальной среды, в которой мысль существует и из материала которой она, собственно, и создаётся. Таким образом, человек, как породитель мыслей, должен рассматриваться как существо, действующее на двух планах одновременно: видимом нами физическом плане и невидимом плане, где возникают и пребывают порождённые им мысли. Раз он действует на невидимом плане, то не следует ли поискать у человека соответствующих невидимых органов? Напрашивается также допущение, что этот тонкий план заполнен огромным количеством уже порождённых мыслей. Возникает сразу же интересная проблема: изучить, как взаимодействуют между собой мысли в пространстве, по каким законам они там существуют и распространяются. Далее, интересен вопрос: как воздействуют уже порождённые кем-то мысли на сознания людей, в том числе на сознание своего породителя. Здесь напрашивается аналогия с электромагнитными волнами. Сейчас уже ни у кого нет сомнений в том, что те волны, которые заставляют звучать наши радиоприемники и телевизоры, являются сгустками определённой материи, что, будучи порождёнными передающей станцией, они заполняют пространство и оказывают воздействие на всякий приёмник, который сумеет на них настроиться. Не так ли обстоит дело и с мыслями? В этом случае огромное значение получит процесс настройки сознания на соответствующую волну, – и важность этого процесса будет осознаваться всеми. Кстати, отсюда один шаг до осознания смысла молитвы как процесса настройки на соответствующие вибрации высокого порядка. Знания эзотерические, то есть полученные в результате озарений, уравняются в правах со всеми остальными, если будет осознан механизм принятия мыслей из пространства. Возникнет также проблема экологии мысли и как знать, не окажется ли загрязнение окружающей среды недостойными мыслями намного более вредным, чем привычное нам загрязнение отходами производства.

Представляется, что на этом пути человечество ждёт много других открытий и осознаний, но когда это произойдёт? Цивилизация на планете может погубить себя, если своевременно не будет осознана более широкая, чем принятая на сегодняшний день, картина мироздания, картина, которая позволит по-новому взглянуть на роль мышления человека и на его ответственность за порождённые им мысли.

Учение Живой Этики даёт такую картину, не дожидаясь, когда наука подойдёт к ней опытным путем. Мы попытаемся выделить основные положения Учения, связанные с ролью мышления в эволюции человека и вообще с явлением мысли как таковой. При этом мы будем использовать как тексты книг Учения, так и выдержки из Граней Агни Йоги .

Итак, Учение утверждает, что мысль есть материальное образование, состоящее из весьма тонких форм материи, которые не только невидимы простым глазом, но также недоступны пока обнаружению существующими научными приборами. Более того, мысль является живым существом тонкого плана со всеми признаками самодовлеющего существования. Заметим, утверждается тем самым наличие внеплотной формы жизни.
Мысль обладает энергией и волей, вложенными в неё породителем.

Каждая мысль имеет конкретную форму – пространственную, разумеется.

«Особое свойство мысли - её всепроницаемость. Свойство очень интересное. Мыслью можно коснуться всего. Расстояние значения не имеет. Особенно эти касания затрагивают людей. Мысленные снаряды летают по разным направлениям и производят свои действия. Интересно и то, что мысль затрагивает человека по его способности созвучать именно ей, а не какой-либо другой. Созвучие - по родству. Чуткие организмы особенно восприимчивы к мыслям и мысленной атмосфере данного места.» (ГАЙ-9, 339).

«Пока мысль творится, она ещё во власти своего породителя, но, когда она создана, она начинает своё самостоятельное существование уже независимо от своего творца, хотя и будучи связана с ним нитью - нечто вроде пуповины». (ГАЙ-7, 722).

«Мысль не умирает в пространстве. Мысль бессмертна.» (ГАЙ-8, 27). «Мысль можно породить, но уничтожить её невозможно». (ГАЙ-8, 514). «Будучи порождена, она продолжает вибрировать в пространстве энергией, вложенной в неё её творцом». (ГАЙ-8, 636).

«Мысль в пространстве растёт, она обладает способностью объединяться с другими мыслями пространства, близкими ей по своим свойствам. Тем самым к энергии, вложенной творцом мысли, добавляется ещё энергия роста. Если мысль порочна, то с течением времени можно получить из нее гиганта зла, выросшего из мысли, вначале более или менее слабой. Каждое её возвращение к своему породителю и сочетание с ним, то есть принятие её в сознание, также увеличивает её потенциал, пока она настолько не возрастёт, что уже совершенно овладеет своим породителем. Потому с подобными мыслями надо бороться, пока они ещё не овладели волею человека. Нельзя им давать новой пищи, нового питания, даже на короткое время. Ибо, напитавшись и получив новый заряд, они снова уйдут в пространство, чтобы вернуться опять.» (ГАЙ-9, 179).

Мысль действует, как бумеранг, ибо мысль, посланная сознательно человеку, в котором нет тождественной с нею вибрации, возвращается к пославшему, по пути усиливаясь тождественными вибрациями, всегда в изобилии носящимися в пространстве и ищущими соединения. Легко можно представить себе, какое разрушающее действие может получиться для пославшего, если мысль его была полна злобы!

Существует удивительная, но непреложная закономерность, состоящая в том, что каждая мысль имеет тенденцию к реализации на физическом плане. Вернее, это касается тех устремлений, планов, желаний, которыми данная мысль наполнена. Осуществимость эта зависит от энергии и силы устремлений, вложенных в мысль. Конечно, не стоит ожидать немедленного осуществления задуманного, для этого должны создаться соответствующие условия, однако не будем забывать, что со временем каждая мысль может и будет усиливаться в пространстве, объединяясь с родственными мыслями и как бы подготавливая почву для последующей реализации в подходящий момент.

Уничтожить уже порождённую мысль нельзя, но нейтрализовать её действие можно, породив более мощную мысль противоположного направления.

«Мысленное творчество требует большой осмотрительности. Мысль, созданная с определённой целью, понесёт вложенное в неё поручение. Она будет жить, выполняя то, что вложено в неё её творцом. Можно создавать чёткие, ясные и определённые мысленные формы, вкладывая в них и поручая им то или иное задание. Они будут его выполнять». (ГАЙ-7, 722).

«Если человек допустил мысль о том, что со смертью тела кончается всё и он перестаёт существовать, то он обрекает себя на то, чтобы перейдя после физической смерти в Мир Тонкий, стоять там неподвижным истуканом, действительно погружённым в состояние, лишённое всяких признаков внешней жизни». (ГАЙ-7, 727).

Проще всего проанализировать, как мысль может воздействовать на химические процессы, происходящие в человеческом организме.

«Лаборатория человеческого тела очень мощна. Она легко нейтрализует очень сильные химические соединения и вырабатывает свои, действующие очень активно, и при желании - длительно. Усилием воли можно вызвать повышенные выделения желез, например, слюны. Слюна, слезы, пот и выделения внутренней и внешней секреции являются химическими соединениями, сильно действующими не столько благодаря своему химическому составу, сколько вследствие насыщенности их психической энергией. Можно вспомнить, как Христос исцелял больных, применив слюну, смешав её с землёй. При болезнях выделения организма приобретают специфический состав, запах и окраску. Все эмоции, чувствования и переживания яро отражаются на секрециях организма, причём мысль играет первенствующую роль. Так, представления или образы, мысли о вкусных вещах вызывают усиленное выделение слюны и желудочного сока. Мысли определённого порядка вызывают приливы крови к определённым органам. Мысли страха понижают активность и сопротивляемость организма. Все положительные качества духа являются сильными тоническими средствами, яро воздействующими на различные органы и создающими химические реакции определённого характера. Насколько явно мысль может действовать на тело, можно судить хотя бы по явлению стигматов, когда наружный покров кожи даёт отпечатки ран. Когда лаборатория человека действует гармонично и положительные мысли и чувствования образуют положительные реакции, процессы, идущие в теле, имеют нормальный и оздоровительный характер. И наоборот, злоба, раздражение, страх, жестокость и все отрицательные чувства и мысли вырабатывают в организме яд, ядовитые химические соединения, которые отравляют организм. Унылый, жалующийся, недовольный, злой и так далее человек отравляет, прежде всего, сам себя и, в конце концов, порождает заболевание системы. Некоторые органы поражаются прежде других. Так, например, раздражение скорее всего действует на печень. При известной опытности и знании возможно определить, какие именно мысли, переживания и эмоции человека вызвали те или иные заболевания. Хотя бы ради собственного здоровья необходимо следить за собою, храня равновесие духа. Говорят, что в здоровом теле - здоровый дух, упуская из виду, что заболевание или нездоровье духа сопровождаются заболеванием тела. Спокойное, гармоническое, радостное состояние духа тотчас же отражается на состоянии организма. Будучи лабораторией для мощных химических соединений, человек имеет в себе и лабораторию для всех ощущений, и в этой лаборатории волею можно вызвать любое ощущение, воздействующее в свою очередь и на тело. Так, создав бодрое, радостное, уверенно спокойное настроение, без всяких видимых поводов или причин со стороны внешних условий можно сильно повысить жизненный тонус всего организма. Но для этого заведование обеими лабораториями следует взять в свои руки: именно - осознать свою мощь, свои права и вступить во владение ими. Обычно люди безвольно плывут по течению, не вмешиваясь в жизнь тела и предоставляя заниматься этим нередко невежественным врачам, в то время как очень многое они могли бы исправить сами, тем более что официальная медицина отвергает и психическую энергию, и необычайную сложность строения человеческого микрокосма. Управлять им возможно, если владеть знанием. Но современной наукой Сокровенное Знание отрицается. А болезни растут, и нет им числа, и против многих медицина бессильна. Между тем как профилактика духа, известного рода дисциплина над мыслями, чувствами и эмоциями, многое могла бы предотвратить. Давно уже Сказано людям: “Вы боги” - и дана человеку власть над всякой плотью, и, прежде всего, над плотью его собственного тела. Но кто же этому верит! А в результате высшее создание природы, царь природы, человек, является жалким рабом своего тела, вернее, его всевозможных болезней». (ГАЙ-8, 243).

«Опыты над мыслями очень полезны. Попробуйте создать мысль, заряженную бодростью, силой и бесстрашием, и сразу почувствуете её благотворную реакцию на весь организм. Даже в самом повторении этих слов уже заключается нечто положительное. Слова и мысли связаны тесно, особенно если сосредоточиваться на внутреннем значении слов. При этом получается как бы кристаллизация мысли. Можно выписать целый ряд слов, выражающих положительные качества духа, и, сосредоточиваясь на них, усиливать в себе эти качества. Так, слова “спокойствие” или “самообладание” вызывают тенденцию этих качеств к проявлению их в жизни, если этому процессу уделить достаточно времени. Много можно преуспеть в утверждении качеств, применяя эти простые меры». (ГАЙ-8, 166).

В основе всех действий человека лежит мысль, она предшествует любому поступку, поступки - факторы второстепенные. Это означает, что карма человека формируется именно мыслью. Кармические следствия затем определяют последующую жизнь человека. Таким образом, от того, какие мысли допускаются и утверждаются человеком, напрямую зависит его дальнейшая жизнь и не только в данном воплощении. Человек несёт ответственность за все порождённые им мысли и меру этой ответственности предстоит ещё осознать.

Буддисты говорят: Карма есть мысль .

«Между мыслящим и объектом мышления устанавливается ток, передающий вибрации ауры предмета, лица и явления, привлекающего мысль. При постоянных и длительных мыслях устанавливается постоянная и длительная связь не только с самим объектом мышления, но и со сферой, к которой принадлежит объект. Таким образом, устанавливаются магнитное соответствие и притяжение к тем или иным сферам. Пока видимость этих сфер скрыта ограничениями физического тела, реальность этой связи не обращает на себя внимания, но после освобождения от плотной оболочки, когда двигателем становится мысль, притяжению этому невозможно противодействовать, и человек вовлекается в те сферы, с которыми была установлена эта магнитная связь при жизни земной. Вот почему следует соблюсти мысль, ибо в противном случае её сила вовлечёт человека в низшие слои астрала, соответствующие природе и направлению неочищенных мыслей. Процесс очищения сознания от негодных мыслей имеет очень большое значение. Помимо самих мыслей оболочки под их воздействием насыщаются элементами грубой низшей материи соответствующих этим мыслям слоев пространства, и очищение будет только тогда полным, когда, благодаря чистым мыслям, грубая материя оболочек станет очищенной и светлой. Мысль в процессе очищения имеет решающее значение. Очищение должно быть закончено при жизни в теле, ибо бороться с магнитным притяжением низших сфер при неочищенной тонкой оболочке почти невозможно». (ГАЙ-7, 639).

«Итак, мысль есть живое существо астрального плана со всеми признаками самодовлеющего существования. Она не видима земным глазом. И, однако, будучи невидимыми, мысли могут жестоко терзать человека и доводить его до безумия. Они окружают его, присасываются к его тонкой оболочке и являются для него либо благословением, если хорошие, либо проклятием, если от тьмы. В мире земном от них ещё можно как-то уйти, отвлечься, заняться чем-то, но, когда сброшено тело, человек должен встретиться с ними лицом к лицу, и тогда уйти уже некуда. Он должен войти в сочетание с ними, как делал это при жизни в теле, или же найти в себе силы преодолеть их, отбросить и победить. Побеждённый своими мыслями, своими порождениями, он может двигаться только туда, куда они его влекут, только к тем сферам, которые им созвучны по их природе и составу. Светлые, чистые мысли вознесут в светлые сферы, низкие, тёмные, злые, порочные - в низшие слои астрального мира. В том мире не видимая здесь мысль становится видимой во всех своих подробностях и деталях. Поэтому прельщение и искушение мыслями там очень трудно преодолеть, если человек на Земле привык проводить время в общении с мыслями подобного рода. Они становятся для него живыми реальными формами, окружающими его плотным кольцом, выход из которого замкнут, пока человек не нашёл в себе силы отрешиться от них или пока они не исчерпают на своем породителе те энергии, которыми он их сам наделил в своё время. Мысль может возносить вверх, мысль может низвергать в бездну. Разные мысли бывают, различны их магнетизм и сила, вложенная в каждую их творцом. Как же заботливо и бережно надо блюсти мысли! От своих порождений никуда не уйти. “Порождение, путник верный, будет ждать у Порога”. Смерть не есть освобождение от своих порождений, но освобождение от всего того, что мешает встретиться с ними лицом к лицу. И если тут порой так трудно освободиться от нежелательных мыслей, то насколько же труднее это достигается там. Поэтому научиться овладевать своими мыслями, контролировать их, управлять ими, создавать их и освобождаться от них следует здесь, на Земле, пока ещё в теле». (ГАЙ-7, 680).

В процессе эволюционного развития человек идёт от низшего к высшему. Действия инстинктивные заменяются сознательными, сознание тем самым становится определяющим фактором его жизни. Двигаясь дальше, человек призван расширять рамки своего сознания и переносить свою сознательную деятельность в область всё более высоких вибраций. Нет предела на таком пути совершенствования. И главным инструментом на этом пути является мысль. Поэтому так важно добиваться овладения своими мыслями, контроля за ними и умения направлять их в нужное русло. Эта задача трудна и долговременна, – но постоянная нацеленность на её решение неизбежно будет приносить результат.

«Из всех созидательных энергий самой высокой остаётся мысль». (АЙ, 19).

Степень овладения мыслью не имеет предела. Некоторые индийские йоги и сейчас могут насыщать мысль такой энергией, что становится возможным для них усилием мысли перемещать предметы или, например, парализовать волю диких зверей. Большинство людей такими способностями не обладают. Однако в будущем могущество человека будет возрастать именно на пути овладения энергией мысли. Космическое строительство с помощью мысли не есть неосуществимая мечта. Те высокие индивидуальности, которые в процессе эволюции достигли высочайших степеней овладения психической энергией, могут творить и в космическом масштабе с помощью мысли, – об этом говорит Учение. Наука пока ещё не готова это понять и принять, верующие же люди издавна воспринимают это как деяния богов. Однако всё может быть объяснено и понято исходя из принципов эволюционного развития.

Древнейшая мудрость Индии говорит, - мысль есть первоисточник мироздания. Великий Будда указывал на значение мысли, слагающей нашу сущность, и учил своих учеников расширению сознания. Лао-Дцы, Конфуций, Христос, все Учителя духа и великие мыслители учили только этому.

Великий Платон сказал - мысли управляют миром .

Этим всё сказано.

Сокращения: (ГАЙ-7, 680) означает, к примеру: Грани Агни Йоги, т. 7, § 680;

(АЙ, 19) означает: Агни Йога, § 19.


 

Ваши комментарии к этой статье

 

17 весна 2004 года дата публикации: 1.03.2004