В.И.Лотов,
Новосибирск

Живая Этика об эволюции
Опубликовано: Рериховские чтения. 1997 (Материалы конференции). Изд-во Сибирского Рериховского общества. Новосибирск, 2000, с.88 - 100

Каждый человек, начинающий знакомиться с Учением Живой Этики, в первую очередь хочет разобраться: какие же положения являются основными и в чём главный смысл Учения. Быстрого ответа получить, как правило, не удаётся. Учение изложено более чем в десяти книгах, язык необычен и не всё понятно с первого раза. С другой стороны, для различных читателей разные аспекты и положения Учения имеют неодинаковую привлекательность. Кто-то, узнав о существовании и свойствах Тонкого Мира, настолько глубоко увлекается именно этой стороной дела, что всё остальное как бы отодвигается для него на второй план. Возникает желание узнать всё больше подробностей о Тонком Мире и если они не находятся в книгах Учения, то ищутся и находятся в других источниках, устных и письменных. Для других самыми впечатляющими оказываются медицинские рекомендации, содержащиеся в Учении, кто-то выносит для себя главный тезис о том, что в мире есть светлые и тёмные личности, и если относительно себя самого никаких сомнений у него не возникает, то среди окружающих он начинает немедленно искать и находить несомненных врагов.

Конечно, что-то в этих примерах может оказаться преувеличением, но несомненно одно: для любого изучающего Живую Этику вопрос об Основах очень важен. Можно прибегнуть к такой аналогии. Представим себе командира воинского подразделения, который в условиях боевых действий отдаёт приказ. Конечно, сначала будет обозначена главная цель действий, например, нужно овладеть каким-то населённым пунктом. Затем будет сформулировано, какими средствами эту цель следует достигать. Таким образом, есть основная стратегическая цель и есть средства для её достижения.

Можно ли выделить такую основную стратегическую цель в Учении?

Несомненно. Это - эволюция всего сущего и человека в первую очередь. О том, как понимается эволюционное движение, мы поговорим чуть позже. Заметим сразу, что и чередование воплощений с пребыванием в Тонких Мирах, и механизм Кармы, и иерархическое построение эволюционного движения, и Община - это всё может быть отнесено к средствам эволюционного восхождения, причём самым оптимальным на нашей ступени. Но главное - это эволюция.

Как же понимается эволюционное движение, что является его целью? Этот вопрос очень важен.

В Учении говорится:

Нельзя мыслить об эволюции, если неизвестны отправные причины и достижимая цель. Не имеет смысла земное существование без понимания причины и следствия . (Аум, 239)

Процесс эволюции бесконечен и причина, его порождающая, вряд ли может быть нами до конца осознана. Ясно, что речь идёт о непрерывном развитии и совершенствовании всего сущего, и переход на каждую новую ступеньку раскрывает новые возможности перед тем, кто идёт по этому пути. Уже одно это обстоятельство может быть побудительным мотивом сознательного активного включения в эволюционный процесс.

В эволюционном движении находится весь Космос, всё сущее в природе, можно представлять себе это как мощный поток и человек тоже является частицей этого потока. Человек сам выбирает направление своей жизни и очень важно, чтобы оно совпадало с вектором эволюции всеобщей, потому что в противном случае его собственное движение будет, образно выражаясь, идти против потока или же поперёк. В этом случае человек будет сокрушён потоком, потому что невозможно противостоять Космической эволюции. В Учении говорится:

...Утверждение эволюции будет нарастать только тогда, когда человек будет тождественен развитию Вселенной. Или рост человека даст совершенно ясное продвижение, встав в поток эволюции, совершенствуясь, чтобы занять место в Космосе высшего напряжения, или должно сокрушиться то положение, на котором человек властвует . (Беспредельность-1,198)

Учение Живой Этики утверждает, что строение человека не сводится только к физическому телу. Существует некоторое количество вложенных друг в друга всё более утончающихся высокоорганизованных структур, которые тоже называются телами (астральное, ментальное и т.д.) и которые в совокупности и являют собой то, что называется человеком. Все они материальны, однако существующие приборы могут регистрировать пока только грубейшую из них внешнюю оболочку. Каждая структура ответственна за свой род человеческой активности и то, что мы относим к высшим духовным проявлениям человека (любовь, совесть, самоотверженность, сострадание, сознание красоты) связано как раз с деятельностью наиболее тонких высших структур человека. Именно они и составляют основу, главное зерно в человеке. Некоторые из тонких структур распадаются с физической смертью человека, но наиболее тонкие из них (условное название - дух человеческий) существуют вечно и именно их эволюция утверждается Учением как основная цель.

...Направление человечества не в сторону духовности не ускоряет эволюцию , - говорится в книге Беспредельность-1 , 7.

...Творчество духа, истинно, есть строительство эволюции . (Беспредельность-2,373)

... в жизни нужно понять эволюцию не как рост кулака, но как конденсацию духа . (Мир Огненный-1, 126)

Время, переживаемое нашим земным человечеством, есть время перехода от одной эволюции, в которой развивался интеллект, к эволюции духовности, когда дух начинает преобладать над интеллектом, и этот переход совершается на смене рас... . (Письма Е.И.Рерих, 2.06.34)

Таким образом, развитие начал нравственности, духовности в человеке означает, кроме всего прочего, перенос акцентов в деятельности человека на активность наиболее тонких структур, формирование и развитие этих структур в процессе деятельности. Процесс этот безграничен, потому что нет предела утончению форм и совершенствованию этих структур. Человек - это бесконечный эволюционный процесс, в котором воплощения в Мире Плотном чередуются с пребыванием в Тонких Мирах.

Заметим, что утверждение духовных, нравственных начал в человеке присуще разным религиозным учениям, но целесообразность, необходимость этого процесса преподносилась человеку по-разному в зависимости от места и времени, когда соответствующее учение давалось. Для образованного человека двадцатого столетия объяснение с помощью понятий рай и ад вряд ли будет удовлетворительным. Учение Живой Этики утверждает духовный рост как необходимость эволюционного развития на том этапе, на котором находится человечество.

Кстати, наша действительность сегодня являет массу примеров тому, насколько важно понятие нравственности в жизни и к чему можно придти, если отодвинуть это понятие на задний план.

Эволюционное развитие тонких структур в человеке принесёт ему новые возможности, в том числе и для деятельности в нашем обычном Плотном Мире. Здесь уместно привести целиком параграф 452 из Граней Агни Йоги , т.VIII:

Эволюция минерального, растительного и животного царств, а также и человека захватывает огромные промежутки времени. Приходится считать на десятки и сотни миллионов лет. Сколько миллионов лет потребовалось на то, чтобы немые расы превратились в говорящие! Но при всём этом можно отметить одно условие: по мере продвижения человечества эволюция его начинает ускоряться. Тело физическое, собственно говоря, в потенциале своём и возможностях готово к дальнейшему восхождению духа. И уже не от него, но от духа зависит дальнейший прогресс. Следующей ступенью будет пробуждение и раскрытие центров. Они уже есть, но находятся в спящем состоянии. Только движения духа могут пробудить их. Таким образом, центр тяжести переносится в область духа и восхождение его идёт в связи с оформлением и утончением его ментального тела, чтобы могло начинать оформляться и тело огненное. Многие Высокие Духи Берут эволюцию Своего микрокосма в Свои собственные руки и уже сознательно Поднимаются по Лестнице Света. И тогда ускорение эволюции становится совершившимся фактом индивидуального порядка. Но и общее течение её ускоряется всё же. Можно отметить, что именно текущее время идёт под знаком небывалого ускорения. Ускоряется бег событий. Исчезают расстояния. Убыстряется возможность передвижения людей по планете. Пространство утрачивает свои прежние границы и препятствием общению сознаний уже не служит так, как это было раньше. Звуковое и зримое прошлое фиксируется свободно и ленты, запечатлевающие прошлое, постепенно приближаются к тому, чтобы напоминать собою свитки Акаши. Наука стоит на пороге открытия многих тайн природы. Чувствительные плёнки регистрируют вибрации звука и света. Но ведь свойством такой фиксации или запоминания обладает вся материя. Камень, лежавший на перекрёстке исторических дорог целых народов, зафиксировал и помнит всё, что прошло мимо него. Люди научатся вызывать эти картины, запечатлённые вокруг старых зданий или старинных вещей и драгоценностей. Ясновидящий может делать это без всяких аппаратов. Аппараты человеческого тела люди научились дублировать в некоторых его аспектах и, подражая ему, строить различные приборы, например, фотоаппарат или телефон. Строят и другие, ещё более сложные. Но аппарат человеческий совершеннее всех приборов механических и усовершенствование его, и умение сознательно пользоваться чудесными свойствами будет задачей эволюции идущей шестой расы. Всё, что сознательно примкнёт к эволюции, будет развиваться стремительно. Телевизор естественный каждый человек носит скрытым в себе и также совершеннейший летательный аппарат, не требующий ни топлива, ни масла, ни металла, не изнашивающийся во времени и не зависящий от конструкторов и заводов. Эволюция человеческая пойдёт именно в этом направлении. Чудеснейший, изумительный, обладающий всеми возможностями усовершенствования аппарат человеческого организма, аппарат духа, даёт людям те достижения, о которых сейчас можно только мечтать, но которые станут реальностями для людей шестой расы. Великие возможности стоят перед человечеством, скрытые до времени завесой будущего. Но те, кто проник за завесу, знают о них и зовут всех людей в это прекрасное, сияющее будущее, когда чудесные свойства человеческого аппарата заменят все аппараты и все приборы .

Как мы видим, эволюция духа человеческого неизбежно приведёт к овладению огромными, ещё нераскрытыми возможностями. И это понятно: высшие структуры должны доминировать над низшими. Развитие духа неизбежно обеспечит новые качества в функционировании низших структур.

Теперь поговорим о средствах, с помощью которых осуществляется эволюционное движение.
Начнём с труда. В Учении говорится:

...Труд есть огненное действие . (Мир Огненный-1, 406)

После труда работник и добрее, и терпимее. Много усовершенствования происходит в труде. В труде - эволюция! (Аум, 323)

Заметьте, не в отрешении от мирских дел, не в медитациях, не в самоизоляции - но в труде на общее благо эволюционирует человек. Добровольный ритмичный творческий труд ведёт к накоплению психической энергии - это необходимый элемент духовного совершенствования. Вид труда не так важен, важно, чтобы постоянно шёл процесс повышения качества труда. Кстати, труд мысленный имеет не меньшее значение, чем физический.

Нельзя сомневаться в том, что затрата внутренней энергии гораздо больше при умственном труде, нежели при физическом . (Мир Огненный-1, 490)

Далее поговорим об Общине. В Учении Живой Этики ей посвящена одна из первых книг, что говорит о важности этого фактора. Цитируем:

Община-Сотрудничество может неслыханно ускорить эволюцию планеты и дать новые возможности сообщения с силами материи . (Община, 72)

Утверждающий Общину способствует ускорению эволюции планеты . (Община, 212)

Мы видим, что Учение просто подсказывает, какими должны быть отношения между людьми, чтобы эволюция шла скорейшим путем. Человечество подошло к такому этапу, что дальнейшее его эволюционное движение будет эффективным только на пути создания Общины. Это - оптимальный путь для нас. Не разъединение, но единение.
...Возьмём простейший пример, - говорится в Учении, - человек идёт по ветру или по течению и сберегает много энергии. Когда человек приобщается правильному течению эволюции, он чудесно легко проходит препятствия. Дело лишь в том, чтобы здраво определить конструкцию эволюции . (Община,225)

Община предполагает добровольное объединение людей на основе общности духовных устремлений. Законы физики гласят, что при объединении усилий, направленных в одну сторону, мы имеем сложение сил; если же суммируются усилия, имеющие разную направленность, то итог будет меньшим. Учение утверждает, что при объединении созвучных сознаний и сердец итог характеризуется даже не сложением, а умножением: в явлениях тонких планов, как выясняется, имеют место свои закономерности, отличные от школьной физики.

Рассмотрим принцип целесообразности, который в Учении относится к разряду основных. Читаем в Учении:

... Изъято из летописи эволюционного движения понятие нецелесообразности . (Беспредельность-1, 27)

Но целесообразность, по-видимому, означает, что действия должны быть сообразны цели. А какова цель? Группа людей с преступными намерениями имеет одни цели, коммерсант, наращивающий прибыль - другие, а боксёр, выходящий на ринг - третьи. Понятие целесообразности неотделимо от цели. Учение Живой Этики утверждает целесообразность с точки зрения эволюции. Поэтому всё, что не отвечает целям эволюции, нецелесообразно.

Часто трудно бывает вместить, осознать целесообразность тех или иных происходящих с нами событий, что-то кажется несправедливой, незаслуженной карой и хочется вскричать: За что? Однако правильней было бы заменить этот вопрос другим: Для чего? Во всём есть высшая целесообразность. Мы читаем суровые слова в Гранях :

…Нужны горение духа и движение сознания вперёд, но совершенно не важно, что служит двигательной силой. Заботимся о продвижении, но то, что двигает, не Считаем главным. Если тёмные могут продвинуть и дух укрепить, их Допускаем к ведомым. Если невыносимое отягощение обстоятельствами помогает, его Утверждаем. Если болезнь утончает, не Изгоняем её. И, если смерть может дать духу лучшие условия для продвижения, ей вход Открываем. Так всё служит Нам, чтобы продвинуть ведомых и близких к Нам сотрудников. Их жгли на кострах и терзали зверями, Мы Видели, Знали всё это и с ними Страдали за них, и всё Допускали, ибо эволюция не считается с личными чувствами и переживаниями там, где это касается прогресса. Путь этот не розами устлан. Надо сделать выбор: или ничего для себя, но всё для духа, или всё для себя и ничего для духа. Отрешение от себя - это неизбежное условие следования за Учителем Света. (Грани Агни Йоги, т.XI, 666)

Также сказано:

... И если мы проследим за историческим ходом развития рас, то убедимся, что расы, уклонившись от пути эволюции, были вовлечены в расходование . (Беспредельность-1,28)

По причине нецелесообразности такого уклонения, добавим от себя.

Важным фактором, обеспечивающим наискорейший путь эволюции, является иерархическое построение тех, кто стал на этот путь.

Следует понять Иерархию, как эволюционную систему , говорится в книге Иерархия, 351.

... Лучшие ступени человечества строились Иерархией. Самые лучшие достижения утверждались. Так можно лишь Иерархией достичь. (там же, 430)

Основной принцип здесь состоит в том, что тот, кто достиг более высокой ступени развития, целенаправленно учит и ведёт тех, кто стоит ниже. Конечно, это предполагает, с одной стороны, сознательное и добровольное следование ученика за своим учителем. С другой стороны, учитель берёт на себя определённую ответственность за ученика и даже его защиту. Целесообразность и эффективность такого подхода очевидна: ведь путей перед каждым много и выбрать из них нужную тропинку непросто и зачастую невозможно без помощи учителя. Не так ли строятся отношения между ребёнком и родителями, ребёнком и воспитателем в детском саду, школьником и учителем, преподавателем вуза и студентом, аспирантом и профессором и т.д.? Жизнь показывает, что это действительно лучший способ движения вперёд. Трудно представить, чтобы ребёнок без водящей руки родителя или воспитателя приобрёл бы сам нужную сумму знаний.

Разобщение с Руководителем останавливает явление эволюции духа, ибо разобщение цепи ведёт к обособлению и преграждает творчество духа. Только единение с Источником Света двигает духом, истинно! (Иерархия,180)

...Истинно, только следуя за Иерархией, можно продвинуться . (Иерархия,444)

Далее поговорим о цепочке воплощений человека. В Учении Живой Этики неоднократно отмечается, что бессмысленно говорить об эволюции, если ограничивать жизнь человека сроками одного воплощения, т.е. не принимать тезис о бесконечности человеческого существования. Как уже упоминалось выше, чередование воплощений человека с пребыванием в Тонких Мирах также следует рассматривать как некий механизм, позволяющий человеку приобретать и закреплять качества, необходимые для эволюционного продвижения. Где как не в мире грубой материи человек может закалить себя в борьбе с хаосом, в преодолении трудностей, в условиях, когда жизнь постоянно готовит ему испытания, лишения и страдания. Последующее пребывание в тонких сферах, где происходит анализ, сортировка и закрепление приобретённого, также выглядит вполне логичным и закономерным. Там же происходит подготовка следующего воплощения, исходя из наилучших возможностей для продвижения на следующую ступеньку развития. Процесс эволюционного совершенствования также продолжается в развоплощённом состоянии, только в отличие от Плотного Мира, где все располагаются, грубо говоря, на одной территории, в Мире Тонком развоплощённые существа пребывают в различных слоях, в полном соответствии с достигнутым уровнем духовного роста.

Следующий предмет нашего обсуждения - Карма. С одной стороны, Карма может восприниматься как некий механизм, реализующий закон причин и следствий, когда каждому воздаётся по его заслугам. Однако правильнее было бы назвать Карму Великим Учителем, который заботливой рукой постоянно направляет отклонившегося путника на путь эволюции.

... Не то понятие Кармы, которое человечество привыкло применять, как воздаяние и плату по счетам, но как действие высшее, являющее эволюцию . (Беспредельность-1,310)

Карма действует как живоначальная мощь там, где утверждается течение Светил. Течение кармы, идущее с эволюцией, называется явлением Космического Магнита. (там же, 312)

Надо сказать, что, по-видимому, меньшинство людей воспринимает удары судьбы как результат своих собственных отклонений от эволюционного пути. Люди готовы обвинять кого угодно в своих бедах. Насколько бы ускорилось их продвижение вперед, если бы сознание расширилось до понимания столь простых вещей!

И здесь мы подходим к проблеме расширения сознания. Совершенно очевидно, что человек, осознавший суть эволюционного процесса и сознательно следующий ему, будет двигаться намного быстрее. Осознанная эволюция более эффективна. Сейчас настало время ускорения этого процесса. В Учении говорится:

...Можно предположить, что люди, как высшие элементы Земли, должны эволюционировать гораздо быстрее, нежели другие части планеты. Но происходит странное явление, люди отбросили этику духа и заключили себя в духовную неподвижность. Кажется, даже климат движется быстрее, нежели человеческое сознание. (Мир Огненный-1,541)

Лишь при сознательном устремлении можно подвинуть человеческую эволюцию. Когда мыслите об особых мерах для эволюции, нужно призвать всё сотрудничество. Учитель говорит школьнику: Не решишь задачу, пока не захочешь решить её . Так и в жизни нужно захотеть свободно двинуться к эволюции. Пусть каждый понимает её по-своему, но позитивное движение содержит хотя бы малую возможность. Движение мысленное уже принадлежит области огненной. (Мир Огненный-1, 178)

... Потому всякое расширение сознания есть сотрудничество с эволюцией. Всякое явление, преграждающее расширение сознания, против эволюции... (Беспредельность-2, 828)

Учение Живой Этики дано человечеству для расширения его сознания, чтобы заложить фундамент осознанного восхождения по эволюционной лестнице. Человек, не сознающий необходимости духовного роста, направляется вперёд Кармой. Осознавший же Основы Учения и следующий им в жизни старается исчерпать кармические последствия прошлых негативных поступков и не совершать новых. Напряжённый сознательный труд по самосовершенствованию будет означать, что человек постепенно берёт под свой контроль процесс собственного эволюционного восхождения и остаётся только пожелать ему не отклоняться с этого пути.

Таким образом, выясняется, что какое бы из основных понятий, содержащихся в Учении, мы не начали бы анализировать, мы неизменно обнаружим его непосредственное отношение к эволюции. В полной мере это относится и к понятиям красоты, радости, равновесия, соизмеримости и многим другим.

В заключение приведём ещё одну цитату из Учения.

Эволюция самостоятельна и добровольна - это основной закон. Не только основа Кармы, но Мир Огненный составляет явление сознательной эволюции. Невозможно заставить людей духовно эволюционировать. Нельзя принудить к благу спящее сердце. Можно указать, можно ставить вехи, но сломать сознание, - значит, убить корень будущего дерева. Кажутся долгими миллионы лет, ибо ни года, ни века не существуют. Люди разбили бытие на секунды и потонули в нулях. Потому так важна психология Тонкого Мира, где часы не нужны и значительны лишь следствия. Люди часто негодуют на Заветы Учения - почему книга не даёт окончательных формул? Но такое требование доказывает незнание Основ. Завет даёт точное направление и зажигает Огни по всему пути труда. Можно двигаться по этим Огням. Можно находить уже космически назревшие решения, можно слушать точные намёки, но собрать эту мозаику должен дух добровольно. Утверждение пути есть Завет Великого Зодчего. Мы должны, как в сказаниях, приложить ухо к земле, чтобы не упустить ни единого шага и шепота. Но мы много можем читать, но мало прикладывать, между тем так близки сроки! (Мир Огненный -1, 399)

 

Ваши комментарии к этой статье

 

16 зима 2003-2004 года дата публикации: 7.12.2003